Менеджмент в беларуси доклад

Обновлено: 02.07.2024

О национальных моделях государственного управления принято говорить, когда они успешны либо в плане быстрого выхода из кризиса, либо nобеспечения длительного устойчивого развития страны. Успешными модели бывают тогда, когда руководство страны хорошо понимает суть госуправления, знает свою страну, действует в интересах

абсолютного большинства населения страны, принимая тактические решения по обеспечению повседневных потребностей людей и, одновременно, концентрирует организационные усилия и госресурсы на стратегически

ресурсами и госсобственностью, инвестиции, фундаментальная роль преемственности социально-экономических процессов. Белорусская модель реальна, она принимает и подает сигналы,

анализирует и может решать проблемы. Главными факторами успешности реформ в Беларуси выступили: личность главы государства, политическая воля, идея социальной защиты населения, государственность, преемственность процессов, прагматичность в использовании внутренних и внешних инвестиций. Достижение целей стабильного экономического и социального развития страны было бы невозможно без идеологии, построенной на принципах социальной справедливости и общности интересов госуправленцев и населения, так как только в этом случае выстраиваются соответствующие инфраструктура и технология эффективного госуправления, и создается основа для длительных горизонтов планирования экономики и видения населением перспектив социального развития. В переходные периоды в достижении экономических и социальных показателей именно государство играет ключевую роль: жесткое госрегулирование экономики и постепенная подготовка условий для последующей рыночной трансформации.

Формы и методы государственного управления в Беларуси оказались совершенно адекватны настоящему периоду социально-экономического развития страны и менталитету подавляющей части населения. Таким образом, белорусская модель социально-экономическогоразвития успешна, к настоящему времени она обрела черты некоторой завершенности и имеет право на анализ факторов ее успешности и перспектив развития.

В чем они состоят:

1. Определена цель реформ – построение государства для народа,

которая настойчиво и последовательно реализуется путем повышения

благосостояния населения за счет роста экономики в целом. Цели и задачи намеченных преобразований были четко

сформулированы руководством страны и оказались востребованы большей частью населения. Отсюда поддержка проводимой государственной политики и вера в ее результаты, постоянно подкрепляемая ростом уровня жизни, пусть по началу и не столь значительному. А также вера в руководство. Внешние факторы будут действовать всегда, на любых этапах развития экономики, но главным является фактор внутренний, то есть доверие к руководству. Сила и успешность белорусской модели в ее связанности со страной и направленности на физическую жизнь страны и населения. Отсюда следует, что социальная стабильность не основа нынешней белорусской модели, как считают, некоторые эксперты, а ее следствие.

Руководство государства не стремилось просто копировать те или иные хозяйственные и управленческие схемы, не вникая в первопричину их появления, а проводило экономические и социальные реформы с максимально полным учетом исторического прошлого, менталитета общества, его способности адаптироваться к происходящим кардинальным изменениям. То есть, исходило и исходит из того, что государственное управление является отражением общей политической и управленческой

Культуры народа. Благодаря этому удалось избежать и копирования худших традиций капитализма: лоббирования законов, организованной преступности, ухода от налогов, нескончаемой болтовни политических пустозвонов, юридической тянучки др. Энергия людей была направлена в русло творческого созидания, а не в болото бесплодных споров о либерализации, демократическом, гуманном социализме и т.д.




О национальных моделях государственного управления принято говорить, когда они успешны либо в плане быстрого выхода из кризиса, либо nобеспечения длительного устойчивого развития страны. Успешными модели бывают тогда, когда руководство страны хорошо понимает суть госуправления, знает свою страну, действует в интересах

абсолютного большинства населения страны, принимая тактические решения по обеспечению повседневных потребностей людей и, одновременно, концентрирует организационные усилия и госресурсы на стратегически

ресурсами и госсобственностью, инвестиции, фундаментальная роль преемственности социально-экономических процессов. Белорусская модель реальна, она принимает и подает сигналы,

анализирует и может решать проблемы. Главными факторами успешности реформ в Беларуси выступили: личность главы государства, политическая воля, идея социальной защиты населения, государственность, преемственность процессов, прагматичность в использовании внутренних и внешних инвестиций. Достижение целей стабильного экономического и социального развития страны было бы невозможно без идеологии, построенной на принципах социальной справедливости и общности интересов госуправленцев и населения, так как только в этом случае выстраиваются соответствующие инфраструктура и технология эффективного госуправления, и создается основа для длительных горизонтов планирования экономики и видения населением перспектив социального развития. В переходные периоды в достижении экономических и социальных показателей именно государство играет ключевую роль: жесткое госрегулирование экономики и постепенная подготовка условий для последующей рыночной трансформации.

Формы и методы государственного управления в Беларуси оказались совершенно адекватны настоящему периоду социально-экономического развития страны и менталитету подавляющей части населения. Таким образом, белорусская модель социально-экономическогоразвития успешна, к настоящему времени она обрела черты некоторой завершенности и имеет право на анализ факторов ее успешности и перспектив развития.

В чем они состоят:

1. Определена цель реформ – построение государства для народа,

которая настойчиво и последовательно реализуется путем повышения

благосостояния населения за счет роста экономики в целом. Цели и задачи намеченных преобразований были четко

сформулированы руководством страны и оказались востребованы большей частью населения. Отсюда поддержка проводимой государственной политики и вера в ее результаты, постоянно подкрепляемая ростом уровня жизни, пусть по началу и не столь значительному. А также вера в руководство. Внешние факторы будут действовать всегда, на любых этапах развития экономики, но главным является фактор внутренний, то есть доверие к руководству. Сила и успешность белорусской модели в ее связанности со страной и направленности на физическую жизнь страны и населения. Отсюда следует, что социальная стабильность не основа нынешней белорусской модели, как считают, некоторые эксперты, а ее следствие.

Руководство государства не стремилось просто копировать те или иные хозяйственные и управленческие схемы, не вникая в первопричину их появления, а проводило экономические и социальные реформы с максимально полным учетом исторического прошлого, менталитета общества, его способности адаптироваться к происходящим кардинальным изменениям. То есть, исходило и исходит из того, что государственное управление является отражением общей политической и управленческой

Культуры народа. Благодаря этому удалось избежать и копирования худших традиций капитализма: лоббирования законов, организованной преступности, ухода от налогов, нескончаемой болтовни политических пустозвонов, юридической тянучки др. Энергия людей была направлена в русло творческого созидания, а не в болото бесплодных споров о либерализации, демократическом, гуманном социализме и т.д.

Этапы развития теории и практики менеджмента. Вклад классической школы в теорию менеджмента. Сущность, принципы и методология системного, процессного и ситуационного подходов в менеджменте. Общие тенденции развития менеджмента в Республике Беларусь.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.03.2013
Размер файла 51,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Предпосылки возникновения научных теорий в управлении. Представление о различных школах менеджмента. Характеристика процессного, системного и ситуационного подходов к управлению, их отличительные особенности. Развитие теории, практики управления в России.

презентация [218,6 K], добавлен 10.11.2014

Методологические основы менеджмента и эволюционные преобразования в его развитии. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления. Предпосылки и концепции развития менеджмента как науки в США, Англии, Германии, вклад советских ученых.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 21.04.2013

Сущность и содержание менеджмента как научного направления, предпосылки и факторы его становления, этапы и направления развития, дальнейшие перспективы. Основные принципы управления административной школы, ее выдающиеся представители и достижения.

курсовая работа [245,9 K], добавлен 02.07.2015

Теоретические основы управления и становления менеджмента как наук. Понятие управления и механизма управления. Основные составляющие и функции менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента. Сущность и роль организационной культуры фирмы.

курсовая работа [108,2 K], добавлен 13.01.2018

Количественные теории управления. Процессный подход, концепции системного и ситуационного подхода. Представители школ и их вклад в теорию менеджмента. Выбор маршрута и уточнения работ во времени. Функции планирования, организации, мотивации и контроля.


В Беларуси в отличие от других республик бывшего СССР сохранилось абсолютное преобладание государственной собственности и еще советские методы управления ею. Но, похоже, руководство страны уже понимает, что ситуация в экономике диктует необходимость осваивать современный менеджмент.

Вообще-то оценку уровня менеджмента организации – высокий он, средний или низкий – может сделать любое заинтересованное лицо. Так, если высокий – то здесь выпускают продукцию, от которой потребитель в восторге, финансовое положение предприятия предсказуемо и оно не обременено долгами, персонал получает приличную зарплату, а все поставщики и другие партнеры стремятся с ним работать. Такому предприятию не нужна поддержка государства, оно исправно платит налоги, и, как сегодня принято в мире, постоянно конкретными делами подтверждает наличие корпоративной социальной ответственности. Такие компании не боятся сравнения с мировыми лидерами и готовы на равных бороться за потребителя и за финансовый успех.

Если есть вопросы с созданием и реализацией проектов, что сегодня беспокоит белорусских строителей – пользуйтесь методами критической цепи из теории ограничений Голдрата, также являющейся частью менеджмента. Если заказчик не совсем четко понимает, что ему нужно, подключайте методологии Agile, кстати, часто используемые нашими фирмами, создающими программное обеспечение в сфере информационных технологий.

Список проблем отечественных предприятий и методов для их разрешения можно перечислять долго. Уровень менеджмента как раз и определяется тем, насколько быстро и четко руководство и персонал предприятия могут идентифицировать источники ключевых проблем и комплексно использовать все соответствующие методологии и релевантные лучшие практики.

Современные вузы обязательно дают курсы всех видов менеджмента, с различными кейсами и часто даже с защитой проектов для лучшего усвоения материала. Но когда выпускники бакалавриатов, магистратур и бизнес-школ различного уровня приходят на предприятие, то они попадают в среду установившихся традиций, и здесь начинают происходить удивительные явления.

Здесь уже необходимы стратегические решения и преодоление сопротивлений. Только железная воля первых лиц организаций способна переломить инерционность устоявшейся системы.

3 разные модели, но схожие для всего мира тенденции развития

В мире сейчас используется 3 основные модели корпоративного управления: англосаксонская, континентальная и японская. Но что в принципе подразумевается под корпоративным управлением?

Нажмите для увеличения


Организация экономического сотрудничества и развития характеризует ее как систему взаимоотношений между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление является основой для разработки стратегии функционирования компании, постановки и достижения ее целей.

Высокий уровень корпоративного управления важен для рынка капитала: это убеждает акционеров, что их права защищены, и позволяет корпорациям снизить стоимость капитала.

Хорошо выстроенные механизмы помогают уменьшить бизнес- и инвестиционные риски, а также риск дефолта.

Согласно исследованию Dilligent, среднее количество членов совета директоров в целом увеличивается: порядка 11 человек. Наибольшее число характерно для Германии и Франции. При этом увеличивается доля женщин в составе совета директоров: в 78% компаний членом правления была по крайней мере одна женщина, по сравнению с 71% в прошлом году и 61% годом ранее.

Нажмите для увеличения


Слайд презентации исследования

В рейтинге Всемирного банка наилучшие позиции по уровню корпоративного управления занимают Новая Зеландия, Сингапур и Канада. Наихудшие — такие африканские страны, как Эфиопия и Чад. Заметим, в данном рейтинге Беларусь не оценивалась.

Из стран постсоветского пространства наилучшая позиция у Казахстана (12-е место).

Пандемия COVID-19 усилила текущие тренды в управлении компаний:

  • ESG (тренд на ответственность и экологичность);
  • равенство;
  • прозрачность;
  • повышение эффективности уже существующих систем за счет технологий и привлечения лучших специалистов.

Отечественные исследователи отмечают, что для всех регионов мира сегодня характерны схожие тенденции развития. Корпоративное управление в 2021 году стало многовекторной сферой, которая охватывает все направления функционирования компании.

В Беларуси основы систем корпоративного управления прошли 4 этапа становления и в настоящее время, как утверждают авторы исследования, развиты неравномерно в зависимости от формы собственности и сферы деятельности. В частных и иностранных компаниях эта система по уровню превосходит корпоративное устройство на государственных предприятиях.

Наиболее действенное и эффективное корпоративное устройство представлено в банках, а наименее развитое — в отраслях промышленности.

Европейский банк реконструкции и развития в своем обзоре корпоративного управления указывает, что белорусская система хотя и прогрессирует в последние годы, все равно является отстающей даже по сравнению с соседними странами, следовательно, нуждается в реформировании и модернизации.

Лишь 1 из 5 оцениваемых направлений корпоративного управления находится на среднем уровне — права акционеров.

Все остальные направления ЕБРР оценил как слабые и даже очень слабые (к последним отнесли показатели прозрачности и отчетности).

Нажмите для увеличения


Слайд презентации исследования

Приемлемый уровень корпоративного управления в стране в основном наблюдается лишь в банках, хотя в них также присутствует ряд проблем. Основные моменты:

1. Независимость директоров.

3. Внутренний и внешний аудит.

4. Отсутствие четкого разделения полномочий в системе и оценке ее функционирования.

5. Отсутствие благоприятствующей среды (грамотного корпоративного кодекса, фондового рынка, строгого законодательства).

Интересные цифры приводит исследовательский центр BEROC (Киев), который летом 2020 года проанализировал уровень корпоративного управления в 120 белорусских компаниях с численностью сотрудников от 100 человек. Согласно этим данным, на 56,5% предприятий с государственной долей меньше 25% представлен совет директоров и на 93,2% — с государственной долей больше 25%.

Более чем на половине предприятий отсутствует документ, определяющий функционирование системы корпоративного управления.

На предприятиях с государственной долей меньше 25% в 39% случаев стратегия развития существует, но не оформлена; в 35% — существует и оформлена как документ; в 26% — нет стратегии. На предприятиях с государственной долей более 25% данное распределение составляет 63%, 19% и 18% соответственно.

Нажмите для увеличения


Слайд презентации исследования

Без комитетов и единой структуры

Чтобы оценить уровень корпоративного управления в Беларуси и выявить потенциал системы, авторы масштабного исследования изучили 30 компаний с численностью персонала 1000 человек и более.

70% опрошенных компаний регламентируют свою систему корпоративного управления документами, отличными от устава.

Большинство компаний опирались на рекомендации Министерства экономики РБ.

На половине опрошенных компаний принят кодекс корпоративного управления, почти на половине — кодекс корпоративной этики. При этом в 36,7% случаев приняты оба данных документа, в 30% случаев — один документ, в 33,3% случаев не принят ни один из данных документов.

Нажмите для увеличения


Слайд презентации исследования

Практически на всех предприятиях, участвующих в опросе, функционирует совет директоров. 25% членов этих наблюдательных советов являются независимыми. При этом на 47% предприятий полностью отсутствуют независимые директора. В 21% случаев председатель совета является независимым.

Особенность крупных белорусских предприятий — это отсутствие в большинстве случаев комитетов в структуре совета директоров.

В тех же компаниях, где данный орган создан, нет комитета по рискам (такие комитеты созданы исключительно в банках страны).

В процессе исследования авторы не смогли выявить единую структуру системы корпоративного управления, которая была бы характерна для подавляющего большинства крупных компаний Беларуси. Они считают, что одним из драйверов развития системы корпоративного управления в отечественных компаниях может стать разукрупнение собственности, увеличение доли миноритарных акционеров. Их присутствие в структуре управления дисциплинирует менеджмент в плане учета интересов разных групп стейкхолдеров и аккуратности в подготовке документов.

При этом только примерно в 2/3 опрошенных компаний с миноритарными акционерами данные лица участвуют в голосовании на собрании акционеров. 50% респондентов отметили, что оценка работы исполнительного органа включает достижение стратегических целей развития компании.

Нажмите для увеличения


Слайд презентации исследования

Это говорит о наличии механизмов стимулирования менеджеров на достижение не только краткосрочных целей, но и долгосрочных. Вместе с этим все еще стоит развивать системы мотивации менеджмента, в основу которых заложены объективные критерии оценки их вклада в повышение долгосрочных финансовых результатов компании.

Качество раскрытия информации о компании, происходящих в ней процессах, включая материалы различных отчетов, характеризует степень ее транспарентности, готовности к многостороннему диалогу со стейкхолдерами.

Однако во многих случаях по открытым источникам довольно сложно составить объективное представление о компании.

Повышение качества взаимодействия является еще одним направлением совершенствования сотрудничества всех заинтересованных сторон. Проектирование и развитие этой системы с учетом их ожиданий могло бы существенно повысить эффективность корпоративного управления.

Что может способствовать прогрессу корпоративного управления в Беларуси?


Максим Додолев
партнер ASER

— Анализ белорусского правового регулирования корпоративного управления свидетельствует о достаточности правовых инструментов, необходимых для создания эффективной системы органов корпоративного управления компаниями.

Выгодной чертой белорусского законодательства является передача совету директоров функции стратегического управления деятельностью компании.

К примеру, на Кипре в англосаксонских системах права практикуется сведение роли совета директоров к коллегиальному исполнительному органу.

Обстоятельством, способным содействовать прогрессу корпоративного управления в Беларуси, является полноценная реализация субъектами уже доступных правовых средств. Например, к перспективным практикам повышения эффективности управления компанией относятся:

  • внедрение института корпоративного секретаря;
  • автоматизация системы электронного документооборота;
  • формирование комитетов в рамках совета директоров;
  • внедрение механизма регулярной оценки эффективности деятельности совета директоров.

Необходимость грамотного построения системы корпоративного управления формируется исходя из стремления бизнеса к масштабированию на внешние рынки. Возрастающие ожидания потенциальных внешних партнеров (поставщиков, кредиторов, инвесторов и иных стейкхолдеров) к соблюдению компанией принципов справедливого и равного отношения к акционерам, прозрачности, подотчетности не позволяют стремящимся к успеху компаниям не считаться с ними.

Один из надежных ориентиров для компании в построении модели корпоративного управления — доказавшие свою эффективность на практике международные стандарты.

В то же время для адаптации национальной законодательной базы и международных стандартов к индивидуальным характеристикам бизнеса компании возможно привлечение консультантов, способных предоставить независимую оценку действующих корпоративных практик, определить направления их совершенствования, произвести мониторинг эффективности внедренных практик.

Организация корпоративного управления — инвестиция в успех компании на долгосрочном этапе, вклад в формирование ее положительной репутации и выстраивание доверительных отношений с партнерами.


Максим Сологуб
партнер, глава практики корпоративного управления Sorainen


Юлия Сущенко
Юрист Sorainen

По нашим наблюдениям, не многие белорусские компании активно занимаются организацией стратегически эффективной системы корпоративного управления.

Причиной тому может быть слабый исторический опыт на территории постсоветского пространства в этой части.

Среди основных правовых проблем в сфере корпоративного управления, которые мы встречаем при работе с белорусскими компаниями:

• использование шаблонных уставов, не отражающих реальную систему корпоративного управления в компании, что влечет за собой в том числе отсутствие четкого разграничения полномочий между органами управления компании;

• смешение полномочий правления (директора) и совета директоров;

• отсутствие последовательности при подготовке документов, закрепляющих систему корпоративного управления в компании, внутренние противоречия в их положениях, — это лишает систему корпоративного управления прозрачности и понятности;

• формальный подход к созданию органов управления и избранию/назначению их членов.

Однако есть и позитивные тенденции, которые нельзя не отметить.

Все больше компаний принимают кодексы корпоративного управления и этики, регламентируют требования к членам совета директоров, порядку их избрания и прекращения их полномочий.

Некоторые компании интересуются правовыми способами внедрения в систему корпоративного управления компании такого органа, как корпоративный секретарь. Его основные функции — обеспечение исполнения решений собрания участников, совета директоров, устава, кодексов и других локальных правовых актов компании, информирование акционеров, помощь в подготовке заседаний совета директоров и прочее.

Еще больше бизнеса — в нашем Telegram-канале. Подпишись!

Отдельные компании хотели бы внедрить право совместной подписи документов компании двумя равноправными представителями (что, в соответствии с белорусским законодательством, на данном этапе возможно только в несколько упрощенном виде, нежели это принято во многих других странах). Однако такого рода запросы в основном поступают от компаний с иностранным капиталом.

Местные компании делают первые шаги на пути к выстраиванию эффективного корпоративного управления.

При этом остается достаточно много аспектов, над которыми можно и нужно работать в этой части.

Читайте также: