Доклад про народы аланы

Обновлено: 07.07.2024

Предками осетин были воинственные аланы

Тысячелетняя история и география расселения

Византийцы и арабы, франки и армяне, грузины и русичи – с кем только не воевали, не торговали и не заключали союзы аланы за свою более чем тысячелетнюю историю! И почти все, кто сталкивался с ними, так или иначе фиксировали на пергаменте или папирусе эти встречи. Благодаря свидетельствам очевидцев и записям хронистов мы можем сегодня восстановить основные этапы истории этноса. Начнем с происхождения.

В IV-V ст. до н.э. по обширной территории от Южного Приуралья до Кавказских гор кочевали племена сарматов. Восточное Предкавказье принадлежало сарматскому союзу аорсов, о которых античные авторы отзывались как об искусных и отважных воинах. Но даже среди аорсов было племя, которое выделялось особой воинственностью – аланы.

Историки считают, что, хотя родство между этим воинственным народом со скифами и сарматами очевидно, нельзя утверждать, что только они являются их предками: в их генезе в более поздний период – примерно с IV ст. н.э.– принимали участие и другие кочевые племена.

Около трех веков – с I до III н.э. – они слыли грозой как соседей, так и отдаленных государств. Поражение, нанесенное им гуннами в 372 г., не подорвало их сил, а, наоборот, дало новый толчок к развитию этноса. Одни из них во времена Великого переселения народов ушли далеко на запад, где вместе с гуннами разгромили царство остготов, а позднее сражались с галлами и вестготами; другие – расселились на территории центрального Кавказа.

Нравы и обычаи этих воинов тех времен были суровыми, а способ вести войну – варварским, по крайней мере, по мнению римлян. Главным оружием аланов было копье, которым они владели виртуозно, а быстрые боевые кони позволяли без потерь выйти из любой стычки.

Излюбленным маневром войск было ложное отступление. После якобы неудачной атаки конница отступала, заманивая врага в ловушку, после чего переходила в наступление. Не ожидавшие новой атаки враги терялись и проигрывали сражение.

Доспехи аланов были относительно легкими, сделанными из кожаных ремней и металлических пластин. По некоторым данным, такие же защищали не только воинов, но и их боевых лошадей.

Если посмотреть на территорию расселения на карте в эпоху раннего Средневековья, то в глаза бросятся, прежде всего, огромные расстояния – от Прикаспия до Северной Африки. В последней появилось их первое государственное образование – недолго просуществовавшее в V-VI вв. Королевство вандалов и аланов.

Аланы оставили о себе след не только на Кавказе, но и далеко на Западе

Однако та часть этноса, которая оказалась в окружении далеких по культуре и традициям племен, довольно быстро утратила свое национальное своеобразие и ассимилировалась. А вот те племена, которые остались на Кавказе, не только сохранили свою идентичность, но и создали мощное государство – Аланию.

Государство сформировалась в VI-VII вв. Примерно в то же время на ее землях начинает распространяться христианство. Первым весть о Христе, согласно византийским источникам, сюда принес Максим Исповедник (580-662), а первым христианским правителем страны византийские источники называют Григория.

Окончательное принятие аланами христианства имело место в начале X ст., хотя иностранные путешественники отмечали, что христианские традиции в этих землях нередко причудливо переплетались с языческими.

Столицей страны был Магас (Ма’ас) – ныне не существующий город, предположительно располагавшийся на территории Нижне-Архызского городища в Карачаево-Черкессии. Однако, ингуши считают, что их одноименная столица расположена именно на той же территории. Это утверждение основано на археологических раскопках.

В раскинувшемся на 95 га Ма’асе, в период расцвета, проживало 15 тыс. человек. Город поражал иноземных гостей не только населенностью, но и богатством: даже простые люди одевались в шелковые одежды, а наряды великих аланов были расшиты золотом. Школы и рынки, дворцы и постоялые дворы, мастерские ремесленников и храмы создавали величественный образ богатого и сильного города.

Своим благосостоянием Ма’ас был обязан как выгодному месторасположению (через него проходил Великий Шелковый путь), так и военной мощи государства. В распоряжении царя была тридцатитысячная армия конников. В Х веке их царство приняло участие в разгроме Хазарского каганата, что позволило расширить свою территорию до земель адыгов на западе и реки Кумы на севере.

В Х-XII ст. это государство было одним из самых сильных в регионе. Его благорасположения искали, с ним стремились заключить союзы и династические браки. Кстати, мать легендарной грузинской царицы Тамары – Бурдухан – была аланкой, дочерью могущественного царя Худдана.

Как и многие другие государства и этносы, Аланию и аланов погубило татаро-монгольское нашествие. После взятия Ма’аса в 1239 г. царство фактически прекратило свое существование. Выжившие после нашествия жители равнин ушли в горы. Однако, напасти не переставали их преследовать: сильные лавины, характерные для XIII–XIV вв., погубили немало высокогорных селений. Последнее упоминание о народе относится к битве Тохтамыша с Тамерланом, имевшей место в 1395 г.

Аланы: легенды, факты и современность

Если не только человек, но и этнос жив, покуда о нем помнят, то этот народ и сегодня живее живых. Журналисты пишут о нем статьи, исследователи изучают традиции осетинов – потомков великих воинов тех времен, режиссеры (в частности, Темина Туаева) снимают фильмы про аланов. Подобный интерес обусловлен не только участием этноса в этногенезе других наций, но и своеобразием их культуры.

Современники оставили немало описаний аланов и их обычаев. Описывали как весьма привлекательных и сильных людей. Среди характерных черт культуры отмечают культ воинской доблести, сочетающийся с презрением к смерти, и богатую обрядность. В частности, немецкий путешественник И. Шильтбергер оставил развернутое описание свадебного обряда, придававшего большое значение целомудрию невесты и первой брачной ночи.

Аланы были этносом со своей богатой культурой и традициями

Язык аланов, к сожалению, дошел до нас весьма фрагментарно, однако сохранившегося материала достаточно, чтобы отнести его к скифо-сарматским. Прямым носителем диалекта является современный осетинский.

Хотя в историю вошло не так много известных аланов, их вклад в историю несомненен. Если кратко, то они со своим боевым духом были первыми рыцарями. По мнению ученого Говарда Рейда, в основе легенд о знаменитом короле Артуре лежит то огромное впечатление, которое произвела на слабые государства раннего Средневековья военная культура этого народа.

Их поклонение обнаженному мечу, безукоризненное владение оружием, презрение к смерти, культ благородства заложили фундамент позднейшего западноевропейского рыцарского кодекса. Американские ученые Литтлтон и Малкор идут дальше и полагают, что и образом священного Грааля европейцы обязаны нартскому эпосу с его волшебной чашей Уацамонгой.

Оружие в Алании также как и все было великолепно — оно было инкрустировано драгоценными металлами и камнями

Споры вокруг наследия

Родственная связь с осетинами и аланами не подвергается сомнению, однако в последние годы все чаще звучат голоса тех, кто полагает, что такая же связь есть и с ингушами, или шире – вайнахами.

Можно по-разному относиться к аргументам, которые приводят авторы подобных исследований, но нельзя отрицать их пользы: ведь попытки разобраться в генеалогии народов позволяют по-новому прочесть малоизвестные или забытые страницы истории родного края. Возможно, дальнейшие археологические и генетические исследования позволят дать однозначный ответ на вопрос, чьими же предками являются аланы.

Этот очерк хотелось бы закончить несколько неожиданно. Знаете ли вы, что сегодня в мире живет около 200 тыс. алан (точнее, их частично ассимилированных потомков)? Современности они известны как ясы, живут в Венгрии с XIII в. и помнят о своих корнях. Хотя язык ими давно утрачен, они поддерживают контакты со своими кавказскими родственниками, вновь обретенными ими более чем через семь столетий. А значит, в истории этого народа рано ставить точку.

Потомками алан — ираноязычного племени, жившего на территории Кавказа тысячу лет назад, — сегодня называют себя несколько народов, и это неудивительно: ведь аланы имели славную историю. Они воевали во Франции и Испании, дружили с Византией, первыми на Северном Кавказе приняли христианство, оставили после себя полуразрушенные города и уцелевшие храмы и даже жили в Африке. История аланского царства до сих пор будоражит умы исследователей и вызывает много дискуссий.

Откуда пришли аланы, когда Аланское царство достигло своего расцвета и кто его сокрушил, рассказал специалист по аланской истории Владимир Кузнецов. Впервые он попал на аланское городище в Нижнем Архызе еще 22-летним студентом и с тех пор посвятил истории этого народа всю жизнь. Сейчас знаменитому ученому 92 года.

Народ с Востока


Фото: Платонова Юлия

Доктор исторических наук, археолог Владимир Кузнецов

— Аланы пришли на Кавказ в конце первого века нашей эры. Откуда мы точно установить до сих пор не можем: письменных источников нет, документов нет, архивов никаких нет. Письменности у них не было — никаких летописей, хроник, в которых они бы о себе рассказали. Только археология.

В общем, мы знаем, конечно, что они пришли откуда-то с Востока, может быть из Средней Азии. И скорее всего, из нынешнего Узбекистана. В те времена он назывался Хорезм — было такое государство в Средней Азии. Сейчас там господствуют тюркоязычные узбеки, а в те времена — иранцы. Аланы — ираноязычный народ. Они относятся по языку к северной группе иранских племен.

Правда, что аланы — потомки легендарных скифов?

Скифы — древний народ, населявший территории от Дуная до Дона еще в 8 веке до н.э. (в частности, территории современной Украины и Крыма). Известны своим культом золота: скифы не жалели драгоценный металл и широко применяли его в быту, одежде и даже покрывали им амуницию. В советское время найденные в Скифии сокровища распределялись по разным музеям, часть хранится в Эрмитаже.


Фото: В. Маркевич /ТАСС

Каменное надгробное изваяние скифского вождя, обнаруженное в одном из древних курганов в нижнем течении реки Днестр

К сарматам относились три основных племени: сираки, аорсы и аланы. Все они были кочевниками, очень воинственными — настоящие варвары. Затем они объединились. Скорее всего, это произошло в результате войны между сираками и аорсами в 49 году н.э.

Это были варварские времена, ни законов, ни прав человека — родственные племена легко могли воевать между собой. Но после того столкновения они, наоборот, объединились, а во главе объединения стали аланы. Вот тогда из трех сарматских племен возникло мощное военно-политическое образование.

— В первые века нашей эры древние иранцы господствовали на большой территории, аланы тоже: Юг Украины (степная и приморская часть, вплоть до нынешней Молдавии), Крым, Боспор, Подонье, Нижнее Поволжье, Северное Предкавказье, Северный Кавказ (но только равнины, не горы).

Наша топонимика до сих пор пестрит словами аланского происхождения. Например, название реки Дон — аланское. А в Румынии есть город Яссы — это один из этнонимов алан, их самоназвание.


Фото: Антон Подгайко

Аланское наследие: Средний аланский храм на территории Нижне-Архызского городища, датированный IX веком. Был восстановлен монахами в 1897 году, Карачаево-Черкесия

Потом наступила эпоха великого переселения народов: конец IV — начало V века н.э. С востока пришли орды кочевников — гуннов, еще больших дикарей и варваров, чем аланы. Гунны легко побили алан. Аланы разбежались: одна часть присоединилась к гуннам и вместе с ними ушла в Западную Европу. Аланы жили в Германии, во Франции, в Испании, в Португалии. Часть переправилась через Гибралтарский пролив и поселилась в Северной Африке. Там они даже создали небольшое государство, но оно было слабым и существовало недолго. Дольше всего аланы жили во Франции. Нам известны места, где они селились, есть карта. Со временем они ассимилировались — растворились. Западным историкам этот факт хорошо известен.

Большая же часть алан отхлынула с Подонья и Поволжья в Предкавказье — поближе к горам. Там, на равнинах около гор, население было редким и не аланским, это были местные кавказцы. Мы их называем кобанцами. Аланы разгромили эти племена и заняли всю территорию, а народы постепенно ассимилировали.

Территория им досталась громадная, особенно по тем временам, больше 500 километров в длину. На Центральном Кавказе от реки большая Лаба (в Краснодарском крае) и до реки Сунжа на Востоке (это в Чечне). Аланы господствовали здесь тысячу лет. Вначале сложился союз аланских ираноязычных племен, а потом, уже ближе к VI−VII векам, на их основе выросла и раннефеодальная государственность.

Аланы на Северном Кавказе

Открыть в полном размере

Ученые убеждены, что аланы были ираноязычными и являли собой одну из ветвей сарматов. К 1 веку н.э. придя их степей Средней Азии, заняли громадные пространства в Южном Приуралье, Нижнем Поволжье, Приазовье, образовав мощный племенной союз. В это же время орды алан распространяются на значительной части Северного Кавказа, подчиняя своему влиянию автохтонные народы, лишь горные районы Чечни, Дагестана и западного Кавказа сохранили свою самобытность.

Первоначально экономической основой алан было кочевое скотоводство. Общественное устройство основывалось на принципах военной демократии. С 1 по 4 века различные источники постоянно говорят о военных походах алан на сопредельные страны и народы. Осуществляя набеги в Закавказье, они вмешивались в борьбу между великими державами того времени (Парфия, Рим), учавствуют на стороне и против владетелей Иберии, Армении, Албании.

В отличие от более ранних иранских пришельцев, аланы смогли перейти к оседлости и земледелию, что помогло им закрепиться на Центральном Кавказе. В 3 веке Алания — грозная сила, с которой должны считаться соседние государства, например, Боспорское Царство.

Аланы в эпоху Великого переселения народов

В конце 3 века н.э. могущество алан было существенно подорвано нашествием новых кочевых орд из Центральной Азии. Первоначально в 70-е годы 3 века полчище гуннов разгромило и оттеснило алан в предгорья, а другую их часть увлекла в свои дальние европейские походы.

Одна из гуннских группировок, акациры, оставались в северо-кавказский степях на протяжении всего 4 века. Тогда же в конце 3- начале 4 веков н.э. практически в одно время с гуннами на Северный Кавказ устремляется еще целый ряд монгольских и тюркских по происхождению племен. Наиболее заметный из них — племенное объединение болгар.

Натиск кочевников вынудил оставить алан всю степную часть Северного Кавказа и удалиться в предгорные и горные районы. Поселения алан в то время основывается на современных землях Пятигорья, КЧР, КБР, Осетии, Ингушетии. Основным типом жилищ становятся укрепленные городища, которые сооружались в труднодоступных местах. Это было оправданно, ибо кочевая экспансия на Северном Кавказе не утихала в течение нескольких столетий.

В 6 веке аланы испытали на себе давление кочевого союза тюрков, создавших собственное громадное образование Тюркский Каганат. В 7 веке стало осуществляться подчинение кочевых и аборигенных народов Кавказа со стороны другого степного этноса хазар.

Аланские союзы центрального Кавказа попали в зависимость от хазар и на стороне последних приняли участие в целой череде хазаро-арабских войн 7-8 веков. Хазарские и арабские авторы в этот период указывают на Центральный Кавказ как на постоянное место жительства алан, также Дарьяльский проход (Дарьяльское ущелье), соединяющий Северный Кавказ с Закавказьем, с арабского Баб ал Алан (аланские ворота).

К этому времени среди алан формируются две крупные и самостоятельные общности. Выделяются:

  1. западные аланы (аштигор), КЧР, востоные районы Краснодарского края и Ставропольский край;
  2. восточные аланы (ардосцы), КБР, Осетия, Ингушетия.

В конце 10 века хазарское давление на алан ослабевает и создаются предпосылки для формирования самостоятельного аланского государства. За почти тысячелетний период пребывания на Северном Кавказе аланы смогли достичь значительных успехов в различных отраслях. Наряду с традиционным скотоводством развивалось плужное земледелие, ремесла — гончарное, оружейное, кузнечное, ювелирное. С 7 века ремесло отделяется от сельского хозяйства и превращается в самостоятельную отрасль.

Раскопки аланских городищ дали материал о социальной дифференциации в их среде. Образованию классов способствовали процессы христианизации, которые особенно активизировались в 10 веке. Христианство проникало в Аланию через Грузию и византийских миссионеров. В итоге, по всей Алании разворачивается строительство церквей по византийскому образцу.

Расцвет и гибель аланского государства

В 10 веке происходит объединение западного и восточного аланских племен в единое Аланское государство. В социальном плане в алании выделяется привилегированный класс феодалов, эксплуатировавший крестьян-общинников и патриархальных рабов.

К развитию отношений с аланами стремятся не только соседи, прежде всего Хазария и Грузия, но и отдаленные ильные державы — Арабский Халифат, Византия, Киевская Русь. В этот период имели место династические браки между правителями Алании и другими странами.

Как и прочие ранние феодальные государства той эпохи, Алания после своего расцвета во второй половине 12 века погружается в пучину феодальный междоусобиц. Некогда единое государство к началу 13 века распадается на ряд мелких владений, враждующих друг с другом.

В состоянии феодальной раздробленности застает Аланию татаро-монгольское нашествие. С 1222 года монголы делают первые попытки подчинить Аланию, однако планомерное завоевание всей страны начинается с 1238 года. Несмотря на героическое сопротивление, часть алан уничтожается татаро-монголами, другая их часть пополняет войска татаро-монгольских ханов, а третья часть алан рассеивается по горным труднодоступным местам Центрального Кавказа, где начинается процесс смешения алан с местными автохтонными народами. Современные народы: осетины, балкарцы, карачаевцы имеют в собственном этногенезе определенную долю аланского компонента.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.



Ала́ны (др.-греч. Ἀλανοί , лат. Alani, Halani ) — кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье.

Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как оставшиеся перешли к оседлости на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа. Племенной союз аланов стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием Алания, и образования в центральном Предкавказье раннефеодального государства, просуществовавшего до татаро-монгольского нашествия.

Татаро-монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там они сохранились в форме осетин, с предполагаемым влиянием местных племен [1] [2] [3] [4] . Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и культуре и других народов Северного Кавказа [2] .

Содержание

Этноним

Этимология

Названия алан у соседних народов

Современная форма

Этноним в форме аллон сохранился в фольклоре осетин как самоназвание. [3] [20] Более старой формой является аллан. В осетинском языке аллон используется еще и для обозначения алан. [20]

История



Карта миграций аланов. Жёлтым обозначены места расселения аланов в IV веке, до Великого переселения народов и после него; красные стрелки — миграции, оранжевые — военные походы

Первые упоминания об аланах встречаются в трудах античных авторов с середины I века н. э. Появление аланов в Восточной Европе — в низовьях Дуная, Северном Причерноморье, Предкавказье — считают следствием их усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племён, возглавлявшихся аорсами [21] .

В I—III вв. н. э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья [21] , откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию [1] .

В 372 г. аланы потерпели поражение от гуннов [1] , после чего часть аланов оказалась вовлечена в Великое переселение народов и через Паннонию, Галлию и Пиренейский полуостров достигла Северной Африки.

Другая часть аланов, вынужденная отойти в предгорья Кавказа, перешла к оседлости и земледельческо-скотоводческому хозяйству [1] . Основной территорией их расселения стал Центральный Кавказ от правых притоков Кубани (Зеленчук, Фарс) на западе до р. Аксай на востоке, от Главного Кавказского хребта на юге до верховий Кумы, течения Малки и правобережья среднего Терека на севере. Соседями аланского объединения были: в Прикубанье — адыги, в зоне центральнокавказских перевалов — горные грузинские племена, далее к востоку — предки чеченцев и ингушей и племена горного Дагестана [21] . Считается, что к концу V — началу VI в. здесь сложились две этнокультурные группы: западная — протодигорцы и восточная — протоиронцы. Первая локализовалась в верховьях Кубани, Пятигорье и современной Балкарии, вторая — на территории современных Северной Осетии, Ингушетии и Чечни [21] [4] [23] .

Племенной союз аланов стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием Алания (в VIII — IX вв. в составе Хазарского каганата), и образования в этом регионе раннефеодального государства (к. IX — XIII вв.), просуществовавшего до татаро-монгольского нашествия.

Татаро-монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горных ущельях Центрального Кавказа и в Закавказье, где они ассимилировались с местным кавказским населением. В результате этого процесса окончательно сформировалась осетинская народность [1] [2] .

Аланы говорили на поздней версии скифо-сарматского языка.

Религия



Христианство и аланы

Первым проповедником христианства скифам по легенде был апостол Андрей Первозванный в I веке. По преданию, его ученики Инна, Пинна и Римма стали первыми святыми христианскими мучениками в среде скифов. [26]

По свидетельству Татиана (II век), хорошо знакомого с историей апостолов и первых христианских проповедников, первые аланские святые мученики Сукиасцы, во главе с Сукиасом (Баракадом) пострадали в I-II веках. Баракад (после крещения Сукиас) со своей дружиной прибыли в Армению сопровождая царицу Сатеник для вступления в брак с царем Армении Арташесом и приняли там христианство от ученика ап. Фаддея Восхия, после чего остались в Армении. По преданию, своими молитвами Сукиасцы спасли Армению от внешних врагов персов во главе с царем Персии Шапухом, который собирался разорить страну. Потом удалились жить на гору Сукав в Армении, где прожили 44 года до своей мученической кончины от рук аланских воинов, которые приехали вернуть святых на родину по приказу аланского царя Датионоса.



Наследие алан

Кавказские аланы

Аланское происхождение осетинского языка было доказано ещё в XIX веке Вс. Ф. Миллером и подтверждено многочисленными более поздними работами.

Существуют и косвенные подтверждения алано-осетинской преемственности. Так, например, современные грузинское и армянское названия осетин (овсы и осы соответственно) и летописные названия алан (а в более ранних источниках — вообще сарматов) одинаковы.

Осознание алано-осетинского родства повлияло на национальное самосознание осетин: отсюда и название Республики Северная Осетия — Алания, и весьма популярные у осетин мужские и женские имена: Алан, Алана, Амага, Сармат.

Также, в Венгрии в районе города Ясберень проживает народ ясов, родственный осетинам и имеющий аланское происхождение [28] . К середине XIX века ясы полностью перешли на венгерский язык, поэтому устный ясский язык не сохранился до наших дней. Сохранившийся список ясских слов [29] [30] позволяет заключить, что лексика ясского языка практически полностью совпадала с осетинской. Так, в англоязычной научной литературе, ясский язык принято называть диалектом осетинского.

Культурное и этнографическое влияние алан на Западе

В эпоху Великого переселения ираноязычные аланы были единственным негерманским народом, создавшим в Западной Европе большое число поселений и несколько государственных образований. Только во Франции и Северной Италии сегодня известно около 300 городов и селений с аланскими названиями. Аланы жили также на территории нынешних Испании, Португалии, Швейцарии, Венгрии, Румынии и других стран. Через сармато-аланское влияние в культуру многих народов вошло наследие скифской цивилизации.

Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. Готы и другие германские племена освоили приемы конного боя благодаря контактам со скифским миром. К сармато-аланской военной культуре восходят традиции средневекового европейского рыцарства, в том числе облачение и вооружение, боевая техника, нравственный кодекс и идеология военной элиты. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола [31] , которые послужили воплощением рыцарского идеала для средневековой литературы.

Ни большое культурное и политическое влияние, ни участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасли западноевропейских алан от быстрого исчезновения. Их незаурядные военные достижения были поставлены на службу чужим императорам и королям. Раздробив свои силы и не сумев построить долговечного государства, большая часть алан на Западе потеряла родной язык и вошла в состав других народов.

Аланское происхождение имеют некоторые географические названия в Швейцарии, Испании, северной Италии.

В Венгрии существует народ ясы, имеющий аланское происхождение.

Аланы и восточные славяне

Многими исследователями считается, что часть алан была ассимилирована восточными славянами и вошла в состав русской нации.

В пользу этого говорит сохранение в Южной России аланской топонимики, а также сохранение у 10 % населения южной Украины и России традиционно возводимой к аланам гаплогруппы G (обнаружена у 60—75 % осетин).

Также, существуют подтверждения этого в лингвистике: например [32] , согласно В. И. Абаеву, изменение взрывного g, свойственного праславянскому языку, в задненебный фрикативный g (h), что фиксируется в ряде славянских языков, обусловлено скифо-сарматским воздействием. Поскольку фонетика, как правило, не заимствуется у соседей, исследователь утверждал, что в формировании юго-восточного славянства (в частности, будущих украинских и южнорусских говоров) должен был участвовать скифо-сарматский субстрат [33] . Сопоставление ареала фрикативного g в славянских языках с регионами, заселенными антами и их прямыми потомками, определенно говорит в пользу этого положения. В. И. Абаев также допускал, что результатом скифо-сарматского воздействия были появление в восточнославянском языке генитива-аккузатива и близость восточнославянского с осетинским языком в перфектирующей функции превербов [34] .

Споры об аланском наследии

Аланское наследие является предметом споров и многочисленных публикаций в жанре фолк-хистори (не признаваемых академическим научным сообществом) в националистических кругах некоторых народов.

См. также

Примечания

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Читайте также: