Доклад про музыке про бабу ягу

Обновлено: 18.05.2024

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если композиторы рассказывают о Бабе Яге, пользуясь своим характерным музыкальным языком, а слушатели воспринимают музыку, опираясь на свои индивидуальные знания, представления и впечатления о ней, то все музыкальные портреты Бабы Яги будут иметь как общие, так и различные черты, по которым можно воссоздать сводный портрет Бабы Яги.

Таким образом, объектом исследования стал собирательный образ Бабы Яги в музыке. Следовательно, предметом исследования работы стала Баба Яга в музыке русских композиторов.

Цели исследования:

1.Характеристика образа Бабы Яги в литературе и музыке;

2.Создание собирательного музыкального портрета Бабы Яги;

3.Анализ различного восприятия музыки о Бабе Яге современными школьниками на примере учеников 4 класса.

Задачи исследования:

2. Охарактеризовать музыку, изображающую Бабу Ягу в произведениях русских композиторов;

3.Проверить гипотезу исследования путём анализа результатов анкетирования учеников 4 класса;

4.Систематизировать материалы исследования и создать собирательный образ Бабы Яги в музыке.


  1. Подбор и изучение материала по теме исследования;

  2. Опрос учеников в форме анкетирования;

  3. Анализ и систематизация результатов письменного опроса.

1.1. Истоки образа Бабы Яги

Прочитав книги и сказки по теме исследования, мы узнали о Бабе Яге следующее:

Баба Яга – один из наиболее древних славянских сказочных персонажей. Наши предки, древние славяне одухотворяли природу, поэтизировали её, все образы фольклора взяты из мира природы. Баба Яга, как и Кощей Бессмертный, Змей Горыныч представляют в русских народных сказках мир Зла. У древних славян Баба Яга считалась прародительницей и хранительницей рода и традиций. Наиболее полным источником сведений о Бабе Яге в далёком прошлом являются народные сказки.

Часто она изображалась злой, старой и страшной колдуньей. По белому свету она не ходит пешком, а ездит в железной ступе, управляя ею с помощью песта и заметая свой след помелом. Баба Яга держит в плену девицу-красавицу, заставляя её выполнять чёрную работу. Она пытается съесть похищенных детей, вырезать из спины героя ремень, творит иные мерзости. В других сказках Баба Яга является дарительницей, к которой приходит герой и получает волшебного помощника, например, клубок, узнает дорогу.

В описании жилища, внешности и поведения Бабы Яги сохранились многочисленные отголоски того, что далёкие предки считали её представительницей загробного мира. Этот мир отделён от мира живых, и никто не должен переступать границы тридевятого царства, которое охраняет Баба Яга. В избушку на курьих ножках трудно войти, так как она всё время поворачивается к смельчаку “задом, а к лесу передом”. В сказках сохранились и другие подробности: в частности, избушка может быть обнесена забором, на котором выставлены черепа.

О Бабе Яге говорится, что она встречает нежданного гостя лёжа (в избе, на печи, на лавке или на полу) и занимая собою всю избу: “впереди голова, в одном углу нога, в другом другая” [7] или: “на печи лежала Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос” [9]. Избушка на курьих ножках так мала, что Баба Яга в ней еле помещается. Ходить Баба Яга не может: она или лежит, или летает, потому что у неё костяная ног. Узнаёт Баба Яга пришедшего по запаху: “Фу, фу, фу! Русский дух ко мне в лес зашёл!”[6]

1.2. Образ Бабы Яги в классической музыке 19 века

Народные сказки послужили богатым материалом для художников, композиторов, писателей и поэтов, например, в стихотворении К.Бальмонта “У чудищ” тоже изображается Баба Яга:

«Я был в избушке на курьих ножках. Там всё как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке. Стянул у старой две нитки бус.

Каждый человек рождается и впитывает в себя сказки, которые он слышал в детстве. Он индивидуально воспринимает черты образа, из литературы он берёт основу, на этой основе и появляется музыка. К сказочным образам обращались многие композиторы.

Мы познакомились с тремя известными произведениями, изображающими Бабу Ягу.

«…Кто там летит над землёй? Чей там слышится хохот и вой?

Это Баба Яга – костяная нога над землёю кружит, тёмный лес сторожит.

Жутковатая, страшная Баба Яга у Мусоргского!

В картинке к русской народной сказке для симфонического оркестра Анатолия Константиновича Лядова, русского композитора 19-начала 20 века нарисована целая сказочная картинка: Баба-Яга гонится за заблудившимся в лесу Ванюшечкой. Её одолевает злоба, она начинает колдовать, отдаёт приказ птицам и летит в погоню за мальчиком. Вот-вот догонит она Ванюшечку, но кончается лес, а значит кончаются её колдовские силы. Баба Яга улетает в свою избушку, только дымок остался да и тот растаял:

«Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья - это летит Баба-Яга.

Нос крючком, зубы торчком, а в волосах ветер свищет.


    1. Эволюция образа Бабы Яги в современных детских песнях и частушках

    Кроме классической музыки сейчас появились современные музыкальные портреты Бабы Яги в детских песнях и частушках. В них её характер изменился: она уже почти не делает гадостей и не ест людей. К детям Яга относится с особой симпатией, она больше похожа на деревенскую старушку, чем на злую колдунью. Современные композиторы-песенники представляют Бабу Ягу по-другому, чем композиторы 19 века.

    5. На уроке рисования было выделено время для создания рисунка Бабы Яги. Это было нужно для целостности образа Бабы Яги, ведь ребята анализировали нашу героиню как бы с двух сторон – изобразительно и выразительно[Приложение 7].

    7.После того, как я составила сводный музыкальный портрет Бабы Яги, то по результатам подвела итоги исследования [Приложение 7].

    8.Заключительным шагом нашей работы явилась работа над текстом и подготовка компьютерной презентации к выступлению, а так же выступление перед ребятами нашего класса на уроке музыки [Приложение 7].


    1. За многие годы существования Бабы Яги в музыке русских композиторов для детей, её образ хотя и пополнился новыми чертами, но не очень-то и изменился: это злая, коварная колдунья, а в добрую весёлую старушку ребята не поверили.

    2. Гипотеза исследования полностью подтвердилась: ребята создавали музыкальные портреты, в которых были общие и различные черты героини, опираясь на свои представления и впечатления о сказочном образе Бабы Яги, именно поэтому одно и то же музыкальное произведение звучало для них по-разному.

    Обобщая результаты проделанной работы, стоит ещё раз подчеркнуть, что основными источниками, в которых представлены наиболее полные сведения о Бабе Яге являются русские народные сказки и музыкальные произведения русских композиторов. Однако сведения об интересующем нас сказочном персонаже даются в этих источниках небольшими фрагментами, поэтому их сбор и обработка требует от исследователя особой гибкости анализа. Тем не менее, выбранные в нашей работе методы исследования оказались достаточно эффективными, и это позволило получить точные результаты.

    КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОРТРЕТОВ БАБЫ-ЯГИ.

    Приложение 1.


    Произведение: П.И.Чайковский

    Характер музыки: волнующая, торопливая, хитрая, звонкая, мелодичная, тревожная, чёткая.

    Темп: быстрый(20 человек), умеренный(1 человек).

    Регистры: верхний, средний, нижний.

    Динамика: громкая(14 человек), средняя(6 человек), тихая(1 человек).

    Лад: мажор(13 человек), минор(8 человек).

    Изобразительность: летит в ступе(11 человек), колдует(6 человек), догоняет добычу(2человека), что-то ищет в лесу(2 человека).

    Восприятие ребят: БабаЯга получилась совсем не злая, таких слов о характере музыки вообще не было, скорее, была картина погони, ребята испытали волнение и тревогу, но не более того.

    Приложение 2.


    Произведение: М.П.Мусоргский

    Характер музыки: грозная, серьёзная, страшная, сердитая, коварная, пугающая; в средней части таинственная, завораживающая, мрачная.

    Темп: быстрый(21человек), в средней части – умеренный (10 человек), медленный(11человек).

    Регистры: низкий, средний, высокий.

    Динамика: громкая и средняя, в средней части – тихая.

    Лад: минор (16 человек), мажор (6 человек).

    Изобразительность: спешит(5 человек), злится(3 человека), летит( 5 человек), кого-то догоняет( 5 человек), несётся в ярости(2 человека). В средней части колдует(10человек), готовит зелье(5 человек), наводит порчу на кого-то (4 человека), думает о гадостях(2 человека).

    Восприятие ребят: Ребята говорили, что после прослушивания музыки им было страшновато, они живо представили злую, жутковатую колдунью, с которой встретиться никому не хотелось.

    Приложение 3.


    Произведение: А.К.Лядов

    Характер музыки: злая, грозная, колючая, прыгающая, страшная, таинственная, коварная, колдовская.

    Темп: быстрый(5 человек), умеренный (14 человек), медленный (2 человека).

    Регистры: все виды регистров

    Динамика: громкая (12 человек), средняя(16 человек), тихая (11 человек).

    Лад: минор(14 человек), мажор (7 человек).

    Изобразительность: летает в ступе (3 человека), колдует (9 человек), что-то задумывает (3человека), готовит зелье (9 человек), гонится за добычей (10 человек).

    Приложение 4.

    Характер музыки: ласковый, вкрадчивый, хитрый, мелодичный, добродушный

    Темп: умеренный (19 человек), медленный(2 человека).

    Регистры: средний (20 человек), верхний (1 человек)

    Динамика: средняя и тихая

    Лад: мажор (18 человек), минор (3 человека)

    Изобразительность: танцует(15 человек), кривляется(3 человека), притворяется(3 человека)

    Восприятие ребят: В этой песне Баба Яга не страшная, но опасная, потому, что она хитрит и притворяется доброй и хорошей. Образ её в этой песне – милой старушки, которая только и мечтает делать добрые дела, но на самом деле ребята ей не поверили.

    Приложение 5.

    Характер музыки: весёлая, задорная, заводная, шутливая, игривая, звонкая.

    Темп: быстрый(18 человек), умеренный(3 человека)

    Регистры: верхний(6человек), средний(15 человек)

    Динамика: громкая(18 человек), средняя(3 человека).

    Лад: мажор (все)

    Изобразительность: танцует(10 человек), веселится(5 человек), насмешничает(1 человек), развлекается(2 человека), поёт (3 человека).

    Восприятие ребят: В этих частушках Бабки Ёжки всех рассмешили, здесь образ главной героини – юмористический, Баба-Яга весёлая и симпатичная, зла никому не делает.

    Приложение 6.

    ХАРАКТЕР МУЗЫКИ: Общие признаки: все услышали, что музыка грозная, тревожная, сердитая, волнующая, пугающая, хитрая, злая, страшная.

    Некоторые ребята услышали таинственную, завораживающую, коварную, колдовскую, мрачную и колючую музыку. В песне характер героини передавала музыка ласковая, коварная, хитрая вкрадчивая. Но Баба-Яга как настоящая русская героиня любит повеселиться и поплясать и поэтому в частушках она весёлая, задорная, заводная и игривая.

    ТЕМП: чаще всего быстрый, на втором месте умеренный.

    РЕГИСТРЫ: все виды регистров, чаще всего средний. ДИНАМИКА: громкая и средняя.

    ЛАД: мажор и минор в равном соотношении.

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ: что-то ищет в лесу, летит в ступе, догоняет добычу, спешит, злится, несётся в ярости, колдует, готовит зелье, наводит порчу на кого-то, думает о гадостях, а так же танцует, кривляется, притворяется, веселится, насмешничает, развлекается, поёт.

    Приложение 7.

    Ход исследовательской работы.

    Создание рисунков Бабы Яги для целостного восприятия образа, ведь ребята анализировали нашу героиню как бы с двух сторон – изобразительно и выразительно.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    МБОУ Гимназия № 12 город Липецк

    Выполнил: учащаяся3Б класса

    Руководитель: Водопьянова Т.М.

    Цель работы:

    Изучение и сравнение образов Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов

    Выявление особенностей этого образа в выборе средств музыкальной выразительности

    Создание обобщения в виде исследовательской работы и видео фрагментов к ней

    Выяснить историю создания этих произведений

    Сравнить особенности пьесы с одним названием у разных авторов

    Рассмотреть музыку как произведение искусства, выявить в нём роль автора

    Выяснить историю музыкального произведения, узнать, что такое музыкальная интерпретация.

    Установить, каким литературным произведениям и картинам русских художников близка музыка каждой из трех пьес

    Актуальность исследования:

    Мои одноклассники не очень хорошо знают, что такое музыка, и мало кто догадывается о роли исполнителя, как о посреднике между композитором и слушателем. Я надеюсь, что моя работа поможет им по-другому относиться к творчеству музыкантов — исполнителей и осознавать их значимость.

    Определение предмета исследования:

    Предметом исследования явилась сравнение вариантов образов Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов

    Формулировка проблемы:

    Очень трудно передать слушателю свой замысел. Проблема заключается в том, что существует возможность, изображая один и тот же образ, вкладывать в него оригинальную композиторскую задачу.

    Выдвижение гипотезы:

    Изучение, анализ произведения и составление исполнительского плана поможет мне сделать исполнение интересным и успешным. Я предполагаю, что исполнение музыкального произведения — это, как второе рождение этого произведения, второе творение, и роль исполнителя в этом чрезвычайно велика.

    Ожидаемые результаты:

    Эта проектная работа привлечет интерес моих одноклассников к классическому музыкальному искусству

    Методы реализации:

    Сравнение и слуховой анализ звучания каждого из трех произведений

    Исследование средств музыкальной выразительности

    Беседа и анализ полученных слуховых впечатлений путём сравнения.

    Систематизация и анализ материалов и источников

    Написание исследовательской работы

    Создание демонстрационного видео ролика

    Подготовка к презентации исследовательского материала.

    В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT. Иллюстрированный материал для презентации основан на ресурсах сети Интернет

    Есть много вещей, без которых человек не представляет своей жизни. Для меня одной из таких вещей есть музыка. Если у меня плохое настроение, послушав хорошую музыку, я возвращаюсь в позитивное состояние. В голову приходят мысли, которые могут мне помочь в любой ситуации. Также с удовольствием совмещаю, как говорится в поговорке, приятное с полезным, под музыку делаю уборку в комнате. Если я в хорошем настроении включаю громко веселую музыку, танцую и пою. А если бывает грустно, слушаю спокойную музыку. Есть такие песни, которые задевают душу.

    Вся моя семья любит слушать музыку, хотя у родителей свои предпочтения, но есть композиции, которые слушаем дружно все вместе. Едем на дачу весело, слушаем наши любимые песни, подпеваем, и время в дороге проходит очень быстро. Любой праздник в нашей семье, будь то большое событие или маленькие именины, не обходится без музыки и песен. Мой телефон и компьютер содержат странички с различной музыкой. Так она всегда со мной и от этого намного легче, приятнее и веселее идти по жизни. Больше всего мне нравится ритмичная, веселая и заводная музыка. Слушаю разные музыкальные направления, нравятся как русские, так и зарубежные исполнители. Есть и классические произведения, которые мне нравятся

    Баба Яга,
    Костяная нога,
    С печки упала,
    Ногу сломала,
    Побежала в огород –
    Напугала весь народ,
    Побежала в баньку –
    Испугала зайку.

    Об этом сказочном существе и фантастическом герое русских народных сказок пишут и думают много разного! А.С. Пушкин о ней пишет так:

    У лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом;
    Идёт направо – песнь заводит,
    Налево – сказку говорит.
    Там чудеса: там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит;
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей…

    Там ступа с Бабою-Ягой
    Идёт, бредёт сама собой,
    Там царь Кощей над златом чахнет;
    Там русский дух. там Русью пахнет…

    А вот как описывает Бабу Ягу и ее пугающий облик один из исследователей древней культуры славян:

    Не всегда Баба Яга – не только злая и наводит страх.

    Есть такие русские народные сказки, где Баба Яга выступает, как добрый советчик и помощник. То принимает Молодца (испытывая его сначала загадками) и вручает ему богатые дары, чудесные предметы; то девице Василисе (нагружая её сначала непосильной работой) даёт череп с огненными глазами, которые жгучими лучами наказывают злую мачеху и ее дочерей.

    Такой яркий образ не мог оставить равнодушным никого и привлек внимание поэтов, художников, композиторов.

    В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника- архитектора Виктора Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника. В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому. Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их.

    В пьесе М. Мусоргского три части. Во второй части, ступа с Бабой Ягой взвивается в небо, и музыка меняет свой характер, потому что рисует картину зачарованного леса, над которым пролетает ступа.

    Интересный образ Бабы Яги рисует на своих полотнах известный русский художник И.Я. Билибин, который был одним из лучших иллюстраторов народных сказок. У Билибина это старая и мощная колдунья, вид у нее страшный, разъезжает она в ступе, дом стоит посреди мрачного леса. Художник выделяет определенные детали – то помело в руках Бабы – Яги, то черепа со светящимся глазницами, но, тем не менее, все – таки чувствуется, что колдунья может иногда подобреть, помочь другим героям, хотя и по – особому.

    В музыке слышна сама хозяйка избушки, ее колченогие прыжки, удары клюкой, залихватская песня (совершенно в русском духе), подплясывание и подскакивание ступы. В пьесе мы найдем сочетание зловещих, мистически-черных красок с одной стороны и светлых - с другой. И интонации здесь двух типов: с одной стороны, злобно-залихватские, пугающие, пронзительно-резкие, с другой – бодрые, весело призывные.

    Сказочный характер придает музыке низкий тембр фагота, сменяемый звучанием басового кларнета, а струнные инструменты словно подхлестывают этот полет. Быстрый ритм создает ощущение скорости: вот с шумом и свистом пронеслась Баба-Яга — и исчезла

    Г.2. Схожи ли музыкальные характеристики Бабы Яги у трех русских композиторов?

    Классическая музыка, на мой взгляд, это искусство, открывающее целый мир страстей и эмоций, высоких чувств и благородных порывов. Она делает людей духовно богатыми и раскрашивает жизнь новыми и яркими красками. Я считаю, что с помощью музыки легче выражать любые эмоции. Поэтому я мечтаю научиться играть на гитаре, чтобы петь и создавать музыку самому.

    Л.Тарасов "Музыка в семье муз"., Л.: Дет. лит.. 1985.
    Д.Б.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” // М., “Просвещение”, 1989.
    Р. Федякин. Мусоргский. – М., 2009.

    В этом замечательном сочинении Чайковский представил целый калейдоскоп красочных образов из удивительного и волшебного мира детства, нарисовав их при помощи музыкальных звуков.

    Ее полет передан в музыке пьесы внезапными остановками, повторами, переменчивой артикуляцией, напористыми crescendo и финальным исчезновением персонажа на pianissimo.

    В пьесе преобладает притушенная, приглушенная, затаенная звучность (старушка ведет свой рассказ негромко, то и дело переходя на таинственный шепот), и только в репризе визгливый голос Яги, взнесенный на октаву выше, звучит в полную силу. Композитор выбрал для этой пьесы тональность ми минор, простую трёхчастную форму и темповое указание Presto (очень быстро).

    Вторая часть пьесы – это повторяющиеся размеренные чёткие короткие звуки, изображающие беспрерывное движение. Создаётся впечатление, что героиня произведения куда-то помчалась в своей ступе. Дальнейшее динамическое развитие подводит к кульминации произведения, совпадающей с началом репризы, тема которой в отличие от начала пьесы проходит на октаву выше. Чтобы ощутить живой пульс музыки и ее метрическую организацию, стоит поиграть только метрические опоры-сильные и относительно сильные доли, обращая внимание на то, чтобы созвучия игрались стройно, строго вместе.

    Затем целесообразно поучить одноголосные мотивы, которые попеременно появляются в партии то правой, то левой руки. Так легче понять и выявить в игре мотивные переклички, а также особенности артикуляции.

    В медленном темпе триоли восьмушек играются пальцами, падающими на клавиши с некоторой высоты. По мере увеличения темпа амплитуда движения уменьшается, все играется ближе к клавишам. Не надо стремиться, работая над пьесой, к острому стаккатному штриху: в быстром темпе четкое нон легато звучит как стаккато.

    Заключительные аккорды можно сыграть приемом, который дает максимально короткий и самый тихий звук: движением не вниз, в клавишу, а быстрым, легчайшим, скользящим движением по горизонтали, к себе, как бы смахивая с клавиатуры воображаемую соринку.

    Авторы: Корякина Людмила Николаевна, Солянкина Надежда Леопольдовна
    Должность: преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель фортепиано
    Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 54"
    Населённый пункт: г.Полысаево, Кемеровская область - Кузбасс
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: "Образ Бабы-Яги в музыке русских и советских композиторов"
    Раздел: дополнительное образование

    муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    "Образ Бабы-Яги в музыке русских и советских

    композиторов"

    Составители: Корякина Л.Н.,

    преподаватель теоретических дисциплин,

    Солянкина Н.Л., преподаватель фортепиано

    "Образ Бабы-Яги в музыке русских и советских

    композиторов"

    сформировать представление о фольклорном жанре сказка в музыке;

    познакомить учащихся с музыкальными произведениями русских

    рассмотреть тему урока в увлекательной, доступной форме.

    развивать образное восприятие;

    воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    развивать творческие способности учащихся;

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: урок-путешествие.

    Методы: словесные, наглядные, практические.

    Музыкальный материал:

    Оборудование:

    Учитель: Сегодня наш урок посвящен сказке. Любите ли вы читать или

    Учитель: Сказки бывают разные: русские народные сказки или сказки,

    написанные писателями. Какие сказки вы знаете? Сегодня мы поговорим о

    русской народной сказке, а точнее об одном персонаже русской народной

    сказки. А вот какому сказочному герою посвящен наш урок, вы узнаете,

    когда отгадаете загадку:

    В облаках, не по земле, летит баба на метле,

    Страшная и злая,

    кто она такая?

    Учитель: Правильно. Сегодня мы будем говорить о Бабе-Яге.

    В каких русских сказках описывается образ Бабы-Ягы?

    Учитель: А где же живет Баба-Яга?

    Дети: В лесу.

    Учитель: Правильно, угадали. А в каком лесу? (Детям на выбор предлагаются

    изображения солнечного леса и мрачного леса). Выберите лес, в котором

    Учитель: Каков ее домик? Чем он необычен?

    Дети: Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Избушка та на

    курьих ножках и может поворачиваться вокруг своей оси.

    Учитель: Как можно попасть в домик Бабы Яги?

    Правильно, чтобы попасть в избушку, необходимо произнести волшебные

    Баба-Яга — один из злых образов русских народных сказок. А есть ли у Бабы-

    Дети: Да, есть.

    Учитель: Сейчас, мы с вами узнаем, с кем дружит Баба Яга?

    В дремучем лесу, на болоте

    Вы ее непременно найдете.

    Не рыбка она, не лягушка,

    Моя дорогая подружка. ( Кикимора)

    2. Внутри него водица,

    С ним не хотят водиться,

    А все его подружки -

    Пиявки да лягушки! (Водяной)

    3. Есть еще в лесу один

    Очень важный господин.

    Он весь шишками оброс,

    На лице лишь виден нос. (Леший)

    4. Он живет глуши лесной,

    Сердца моего герой.

    Он костями громыхает,

    И в округе всех пугает. (Кощей)

    Какой она изображена на картине?

    Предполагаемые ответы детей: Она жестокая, страшная, бессердечная,

    уродливая, лохматые космы, костлявые руки, страшные глаза, нос крючком.

    Она быстро летает в ступе по лесу. Она похищает детей.

    Учитель: Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт

    сопровождается страшным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по

    воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных.

    А сейчас вы услышите музыку, которую написал русский композитор

    Учитель: А теперь внимательно послушаем музыку.

    Учитель: Какая прозвучала музыка у образа Бабы Яги?

    -Какие звуки присутствовали в музыке?

    Предполагаемые ответы детей: короткие, острые, злые, резкие,

    Учитель: Каков темп в музыке?

    Предполагаемые ответы детей: быстрый, живой, не останавливается.

    Учитель: На каком инструменте исполняют пьесу?

    Дети: фортепиано.

    Учитель: Какое настроение вызвала эта музыка?

    Предполагаемый ответ детей: страшное, злое.

    Учитель: Музыка рисует Бабу-ягу звуками короткими, острыми и даже злыми.

    угрюмым и зловещим характером.

    Пьеса начинается с напористого, отрывисто-короткого и острого восходящего

    мотива. Композитор словно воочию видел стремительный полет сказочной

    героини в ступе, настолько здорово он у него получился! Таких резких,

    напряжённых, неустойчивых звучаний в пьесе довольно много: они

    применены композитором для обрисовки жуткого образа злой, ворчливой

    Бабы-Яги. Мы можем представить себе, как она сердито машет клюкой,

    можем нарисовать в своём воображении всю картину беспокойного,

    тревожного её полета.

    В заключительных тактах пьесы музыка рисует как бы постепенное удаление

    и, наконец, исчезновение Бабы-Яги. Вся эта фантастическая пьеса насыщена

    тревожной стремительностью, беспокойством и имеет мрачный характер.

    Учитель: А вот ещё одна Баба-Яга. Русский композитор Анатолий

    Константинович Лядов написал небольшую пьесу для оркестра. Пьеса

    вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом.

    Баба-Яга села в ступу и вылетела со двора: пестом стала погонять, помелом

    след заметать… скоро послышался в лесу шум: деревья затрещали, сухие

    Во вступлении композитор изобразил свист Бабы-Яги (играет флейта) и

    подъезжающую ступу. Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее

    можно представить темный дремучий лес, в котором живет Баба Яга.

    Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных

    И вот Баба-Яга понеслась, погоняя свою ступу. Звуки ксилофона напоминают

    стук костей. Злые акценты, отрывистые возгласы, короткие мелодические

    интонации изображают полет Бабы-Яги, которая гремит костями, свистит,

    злится. Музыка похожа на зловещую пляску, потом начинает звучать высоко,

    будто ступа Бабы-Яги взвилась высоко в небо и унеслась.

    - тембр: звучит оркестр;

    - динамика: звучит тихо, потом громко, снова тихо – прилетела яга,

    покружила, снова улетела;

    - регистр высокий и низкий: спускается и снова улетает вверх;

    - темп быстрый - полёт бабы яги;

    - интонации злые, колючие, страшные, диссонансы.

    Учитель: Еще один русский композитор посвятил свою пьесу Бабе-Яге – это

    Модест Петрович Мусоргский.

    Пьеса русского композитора Модеста Мусоргского "Избушка на курьих

    ножках. Баба-Яга” была написана в1874 году под впечатлением выставки

    работ художника и архитектора Виктора Гартмана (скончавшегося внезапно в

    возрасте 39 лет в 1873 году).

    Композитор по-своему " озвучил” рисунки, картины и архитектурные проекты

    художника. У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки

    на курьих ножках. А фантазия Мусоргского изобразила образ жительницы

    этого "домика” – Бабы-Яги.

    Эту картинку композитор увидел на выставке Гартмана и свой фортепианный

    В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует сцену полета

    Бабы-Яги: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с

    посвистом и гиканьем, как и положено нечистой силе.

    Баба-Яга прямо-таки и выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на

    картинке. Она перед нами все время в движении – летит куда-то,

    Учитель задает вопросы: Всегда ли музыка звучала одинаково?

    Как она менялась в начале, в середине, в конце?

    Какое настроение вызвала эта музыка?

    Дети отвечают на вопросы.

    Обобщение: Эта пьеса состоит из 3-х частей. Баба – Яга Мусоргского

    настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения. В

    первой части пьесы резкие скачки и свист, но во второй части скачки и свист

    стихают и сменяются звуками волшебного леса. Скользят по небесной

    лазури стрекозы, порхают бабочки, весело щебечут птицы, но… чары быстро

    рассеиваются. В музыке третьей части снова возникает вихрь резких,

    скачущих звуков, злая Баба – Яга продолжает свой разбойничий

    полет. Первая часть рисует образ Бабы Яги злой, хромой, которая опирается

    на свою метлу, гремит клюкой и ступой. А потом вдруг ступа с Бабой Ягой

    взвивается в небо, и музыка меняет свой характер.

    Учитель: Страшная Баба-Яга? Такая же как и в пьесе П.И.Чайковского и А.

    Дети: да, страшная, но немного другая.

    Учитель: А сейчас мы с вами сможем посмотреть мультфильм на музыку М.

    Читайте также: