Доклад про машину чайка

Обновлено: 05.07.2024

Как ни иронизируй над сентенцией Никиты Сергеевича, что СССР скоро догонит и перегонит Америку (кстати, Хрущев это не придумал — его спичрайтеры просто взяли кусок из фразы Ленина), но Чайка первого поколения максимально приблизила Страну Советов к вечному заокеанскому конкуренту. Правда, с существенными оговорками.

Ударник коммунистического труда

К 1959 году гонка между США и СССР приобрела широкий общественный характер. Сверхдержавы — соперники в атомной теме и освоении космоса — стали демонстрировать друг другу достижения и в более приближенных к жизни простых граждан сферах. В 1959‑м прошли советская выставка в Нью-Йорке и американская в Москве, в Сокольниках. На обеих среди прочего демонстрировали достижения автомобильной промышленности.

В Нью-Йорке, в частности, представили Чайку ГАЗ‑13 (серийное производство машины начали в январе, а впервые ее показали за рубежом в 1958 году, в Брюсселе). Конечно, на американскую публику советский представительский седан не произвел большого впечатления, тем более что откровенно напоминал Packard 1955 года. Но американское влияние тогда коснулось практически всех производителей. А в Европе автомобилей класса Чайки почти никто и не делал, разве что Rolls-Royce да французская фирма Facel.

Кнопочное управление коробкой передач — шик конца 1950‑х. Режим Т — для тяжелых условий: когда не включается высшая передача. Режима парковки нет, так что о ручнике забывать нельзя ни в коем случае.

Кнопочное управление коробкой передач — шик конца 1950‑х. Режим Т — для тяжелых условий: когда не включается высшая передача. Режима парковки нет, так что о ручнике забывать нельзя ни в коем случае.

Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время. Гагарин еще не полетел в космос, но советский спутник уже потряс мир. Как раз в 1959 году советская станция Луна‑3 впервые сделала фотографии загадочной обратной стороны спутника Земли. В СССР начали производство первого собственного транзисторного приемника Атмосфера, а первый секретарь Хрущев полетел в Вашингтон на новейшем ТУ‑114. В стране происходили и иные заметные перемены — началась эпоха массового домостроения. Неказистые панельные дома, которые позднее прозвали хрущёвками, стали для многих спасением от подвалов и бараков‑общежитий. Никто же не предполагал, что они простоят полвека! И ко всему этому — новая советская машина, щедро украшенная хромом, солидная, массивная, но в то же время стремительная.

СЕМЬЯ КРЫЛАТЫХ

Прототипы ГАЗ‑13 появились в 1958 году, серийное производство стартовало в начале 1959‑го. Автомобиль оснащали двигателем V8 (5,53 л, 195 л.с.) и трехступенчатой автоматической коробкой передач. Максимальная скорость — 160 км/ч.



Packard Patrician



Цветная фотография, позволяющая судить о колористической схеме опытного экземпляра



По иронии судьбы для рекламных проспектов привлекали красивых молодых девушек. Однако ни одна из них даже гипотетически не могла приобрести данный автомобиль, т.к. он так и не поступил в свободную продажу до развала СССР.1958 год становится звездным часом для Чайки. Она участвует в экспозиции советского стенда на первой послевоенной всемирной Выставке в Брюсселе. Советский стенд тогда произвел фурор и был признан лучшим, а всего за время выставки его посетило 30 миллионов человек. Конечно, это не означает, что горьковские автомобили автоматически были признаны лучшими в мире. Хотя бы потому, что выставка была не профильной, да и американцы свои авто не привезли. Однако, Диплом был безусловным признанием достижений советской конструкторской школы



Диплом Гран-При ЭКСПО`58. Автомобильную часть экспозиции Советского Союза представляли: ГАЗ-13, ГАЗ-21, ГАЗ-52, ЗиЛ-110, Москвич-402.





Стандартный ГАЗ-12 ЗиМ






далее следует длинный текст (хотя и весьма сжатый) по истории создания и жизни ГАЗ-13 "Чайка", который я в 2006 году написал для авто-ретро конференции на сервере ауто ру (здесь статья с некоторыми уточнениями и корректировками). По этой теме есть достаточно много статей и фотографий, но как правило они почти все одинаковые и основаны буквально на нескольких обзорных статьях известных автомобильных журналистов еще с перестроечных времен.

Моя статья основана на пятилетнем (в то время) плотном изучении истории ГАЗ-13 "Чайка", личном архиве, общении с историками и сотрудниками автомобильных музеев Москвы, Нижнего Новгорода, Риги, водителями времен СССР и тому подобное.

В будущем, в бортовом журнале, более широко и развернуто (с фотографиями) пройдусь по абзацам этой обзорной статьи.

Приятного чтения :) Огромное спасибо за комментарии, дополнения и вопросы.

Начало 50-х годов в мировом автомобильном дизайне характерно многочисленными опытами и всплеском новых стилистических решений. Наступило время, когда люди оправились от войны и появились новые надежды и стремления. Дизайнеры вдохновлялись открывающимися перспективами, заводы выходили на новые мощности, потребители хотели чего-то нового. Это сильно отражалось в автомобильной моде того времени — эксперименты с формой, материалом, технологиями.

В середине 50-х и в СССР встал вопрос о смене ГАЗ-12 "ЗИМ" (это касается завода ГАЗ, про ЗИЛ-ЗИС аналогичная история) новым более современным автомобилем, который был бы в духе тогдашней западной автомобильной моды и отвечал современным техническим решениям. Хотя "ЗИМ" и выпускался всего несколько лет, но он заметно отставал технически и был уже устаревшим по дизайну по сравнению с американскими собратьями. Да и руководители разного ранга хотели ездить на машинах, которые бы не уступали конкурентам за железным занавесом и были заметно выше классом, чем ГАЗ-21 "Волга" и ГАЗ-12 "ЗИМ".

Первым опытом во второй половине 1955 года стал автомобиль ГАЗ-12 "Чайка", который был сделан на базе "ЗИМа" и внешне очень походил на него (да да, именно 12 "Чайка").

Наталья Колесникова (директор музея истории Горьковского Автозавода) рассказывала, что как-то на одной из экскурсий спросили Лебедева:
— А почему автомобиль назвали "Чайка"?
на что Лебедев ответил:
— Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро, будущий автомобиль должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на заводе, поэтому, если есть Волга, то над ней должна парить Чайка.

Надо сказать, что в это же время параллельно ЗИЛ приступил к замене морально, технически и эстетически устаревшего ЗИС-110. Было изготовлено два опытных образца ЗИЛ-111 "Москва", которые отличались внешне накапотными украшениями и стилистическим оформлением боковин кузова. Автомобиль хоть и являлся совершенно отличным от ЗИС-110, но не был в струе модных в то время дизайнерских автомобильных течений на западе.

Спустя какое-то время (примерно в конце 1955 года — начале 1956) НАМИ были куплены 2 американских автомобиля Паккард Патришн и Паккард Кариббеан. Это были современные американские автомобили и конструкторы ГАЗа и ЗИЛа совместно с НАМИ принялись за изучение этих образцов. Видимо сильное увлечение изучением именно этих машин повлекло за собой большое сходство выпущенных позднее ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 "Чайка" с Паккардами.

Ориентировочно в 1956 году было изготовлено два натурных макета Чайки (по крайней мере именно столько задокументировано фотографически), над которыми работали Дуартэ и Лебедев. Эти два макета заметно отличались по дизайну от последующих опытных образцов.

Примерно в 1957 году было изготовлено два ходовых опытных образца — они отличались не только внешне (молдингами вокруг арок колес, рамкой лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками), но и моторами (объем 4,9 против 5,5). В это же время они были представлены на закрытой выставке в НАМИ. Был выбран один опытный образец и начато их мелкосерийное производство для испытательного пробега. Судя по номерам автомобилей с испытаний — было изготовлено не менеее 9 автомобилей. Они отличались внешне — все имели комбинированную двухцветную окраску в различных сочетаниях.

Протяженность испытательного пробега составила примерно 21 000 км по дорогам России, Украины, и горам Кавказа. Машины имели позолоченную решетку (судя по цветным фотографиям) и накапотное украшение в виде стилизованной птицы чайки.

В январе 1958 года экспериментальный образец "Э-2" бирюзово-молочного окраса с позолоченной решеткой и позолоченными буквами ЧАЙКА на капоте был отправлен на Всемирную выставку ЭКСПО-58 в Брюссель, которая проходила с апреля по октябрь. На брюссельском экземпляре также имелось накапотное украшение в виде чайки.

Официально ГАЗ-13 "Чайка" стали выходить из ворот автозавода 16 Января 1959 года, но еще осенью 1958 на стапелях стояли первые Чайки черного и двуцветного окраса одновременно. Первые машины отличались от массовой последующей серии расположением надписи ЧАЙКА на задней части машины, дополнительной контрольной лампой на торпедо, и еще несколькими моментами.

В последующие несколько лет ГАЗ-13 Чайка возили на различные международные автомобильные и промышленные выставки — Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк, Лейпциг и даже Мехико. В Нью-Йорке на выставке в 1959 году была представлена одноцветная Чайка (скорее всего черная), но с характерным салоном от двухцветной Чайки (с "шахматной" фактурой узора алой ткани обивки). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая Чайка экспонировалась на ВСХВ (ныне ВДНХ) в павильоне Машиностроение.

В 1961 году на Горьковском автозаводе на базе ГАЗ-13 был изготовлен вариант с кузовом кабриолет ГАЗ-13Б. Наряду с кабриолетом ГАЗ-13Б выпускалась модификациЯ ГАЗ-13А — кузов лимузин (с перегородкой в салоне). На данный момент известно порядка 10 сохранившихся кабриолетов и один лимузин с перегородкой.

К началу 60-х годов американская мода претерпела изменения и, казалось бы совсем недавно выпущенная Чайка, начала устаревать эстетически. Не стоит забывать, что американские аналоги были привезены в НАМИ в Москву в уже далеком 1955.

И вот в 1961 году была предпринята попытка рестайлинга ГАЗ-13. Судя по известной фотографии изменения коснулись передка — появилась четырехфарная система освещения и решетка видоизменилась на полосную, передний бампер также изменился. Передняя часть приобрела более современные очертания, но при этом боковины кузова остались без изменений. По крайней мере был построен один ходовой образец. Но в серию данные изменения не пошли и Чайка в прежнем дизайне выпускалась в количестве 150 штук в год до окончания производства в 1981 году. Всего было изготовлено примерно 3179 автомобилей.

Мне удалось выкупить из одного нью-йоркского автомобильного музея оригинал фотографии четырехглазой Чайки, на которой есть такой текст на английском (перевод мой):
"10/15/1961 Москва: показанный здесь автомобиль 10/14 это новый пассажирский автомобиль Чайка. Автомобиль один из двух модернизированных версий советской Волги и Чайки, которые Горьковский завод произвел в этом году. Задняя часть реконструирована (наверно имеется ввиду задний мост — прим. мое) и количество передач повышено до 4. Крылья и капот также изменили
свой дизайн. Новый автомобиль, подарок завода к 22-му Съезду Коммунистической Партии, который начнется 10/17."

Фотографий этой Чайки сзади до сих пор мной не найдено.

Почему эта модернизация не пошла в серию не известно (пока). Но говорят, что именно из-за того, что информация о модернизации раньше появилась в западной прессе, чем в советской, этот проект заморозили.

В советской прессе эта фотография была замечена в журнале "Автомобильный транспорт" за июль 1962 года.

В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 обновилась технически и внешне. Из заметных технических и внешних изменений — появился новый карбюратор К-114 вместо К-113, новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колесные диски с другими колпаками. Изменился материал обивки салона на "шинельный" серо-зеленый цвет.

В начале 70-х годов на левой двери Чайки появилось стационарное боковое зеркало (на передней стойке рамки двери). Оно имело свой собственный дизайн — форму и ножку. До этого из зеркал было только салонное заднего вида.

В конце 70-х годов, когда уже параллельно начался выпуск ГАЗ-14 "Чайка", на 13-й модели произошли изменения по салону — с торпедо исчезла латунная сетка, вместо нее появилась обивка "под дерево" и материалы диванов и карт дверей заменили на велюр, который применялся в оформлении ГАЗ-14 — горчичного цвета. Также уже стоял третий вариант радиоприемника — с коротковолновым диапазоном транзисторный (исчез трансформаторный блок из под торпедо в правой части салона). Именно такая, одна из последних Чаек стоит в музее Горьковского Автозавода.

На базе седана ГАЗ-13 "Чайка" другими производителями и авторемонтными мастерскими было выпущено разное количество переделок. Самая известная, это модификация ГАЗ-13С с кузовом универсал. Она выпускалась на заводе РАФ. Точное количество выпущенных универсалов не известно, в официальных источниках пишут о количестве 20 штук. На данный момент известно порядка 12 сохранившихся универсалов в различном состоянии. Универсалы комплектовались носилками, у них была перегородка за водительским сиденьем, левая задняя дверь была крышкой запасного колеса, крыша состояла из трех частей, задние рессоры были усилены двумя дополнительными листами, салонный фонарь имел круглую форму. Практически все универсалы, в силу специфического использования и ручной сборки, имели между собой отличия.

Также, благодаря мощному мотору и великолепной плавности хода, было изготовлено несколько переделок в киносъемочные машины. На них была срезана крыша за водительским сиденьем и там же оборудована площадка под кинотехнику, дополнительная площадка была оборудована в передней части перед бампером. Две таких машины эксплуатировались на Мосфильме.

Известно о еще нескольких полуфаэтонах, где передняя часть крыши (над первым рядом сидений) была жесткой, а задняя имела кабриолетный верх при сохраненных рамках дверей от стандартного седана. Видимо это были варианты киносъемочных машин. Одна из таких была изготовлена в Черниговском АТП.

Несколько машин были переоборудованы в парадные фаэтоны — они имели несколько модификаций. Так в ГДР парадный фаэтон имел высокостоящий поручень по кругу салона. В СССР, на нескольких парадных фаэтонах, поручень присутствовал только на спинке переднего дивана. На всех модификациях отсутствовали страпонтены (два откидных сиденья среднего ряда).

Популярной переделкой в 60-х годах был так называемый "Овцебык". Чиновники, которым по рангу полагалось ездить на устаревшем ЗИМе, а хотелось на современной Чайке, сооружали на производственных базах военных ведомств некий гибрид Чайки и ЗИМа — передняя и задняя часть от ЗИМа, а середина с салоном от Чайки. На данный момент есть неподтвержденные данные об одном таком сохранившемся экземпляре.

Одна из необычных переделок находится в Прибалтике в коллекции Кирсса — это открытый катафалк на базе седана Чайка.

Своеобразной переделкой (а точнее прообразом) можно назвать первый ходовой экземпляр ГАЗ-14 "Чайка" в 1974 году, который базировался на раме и агрегатах 13-ой модели.

Большие комфортабельные Чайки использовались в министерствах и посольствах разных стран, как за границей так и в СССР. Они обслуживали посольства СССР в Англии, ГДР, США (по крайней мере в США на данный момент известно о двух седанах и одном кабриолете). Также на Чайках ездили министры "второго" уровня, тем которым по рангу не полагалось более старшие по классу автомобили ЗИЛ-111.

Активно Чайки седаны и кабриолеты использовались на парадах, встречах видных деятелей и героев, в качестве как основной машины так и машины сопровождения.

Разновидности седана ГАЗ-13 "Чайка". Известно о двух модификациях седана отличного от заводской версии — машина связи и сопровождения (отличалась дополнительной антенной на крыше и оборудованием спецсвязи типа "Роса", установленному в багажнике на специальных кронштейнах), и машина-толкатель (в кортеже сопровождения шла впереди колонны, имела усиленный передок, предназначалась в экстренном случае с ходу сталкивать возможные машины на пути). По второй модификации не подтвержденная документально информация.

Аварии. Известно два официальных случая попадания Чайки в ДТП во времена СССР. Оба случились в 70-х годах. Оба ДТП закончились смертельным исходом. В одной погиб Мошеров, в другой один из министров ГДР. По непроверенным мной данным также в Болгарии была авария, в которой в Чайке погиб один из болгарских министров.

В наше время оставшиеся в разном состоянии Чайки активно используются свадебными предпринимателями. Эти Чайки, как правило, в весьма переделанном и далеком от оригинального состоянии. Немногочисленные Чайки в оригинальном состоянии (как седаны, так и другие модификации) можно увидеть в некоторых автомобильных музеях и в руках не многих частных коллекционеров СНГ, Прибалтики, США, Англии, Чехии и других стран.


С расстояния более чем полвека это название звучит совсем иначе: раньше это был не просто бренд, ее имя произносили с уважением и пиететом. И не было нужды задумываться, почему машину назвали "Чайкой".

Представительский седан ГАЗ-13 “Чайка” в начале 1960-х стал одним из тех автомобилей советской страны, которые были нереально далеки от рядовых граждан. Эта машина сменила в линейке ГАЗ-12 ЗИМ, который был намного демократичнее – ЗИМ работал в “Скорой помощи” и такси, заменял маршрутку на трассе Москва – Ялта, и даже продавался в автосалонах, где его могли если не купить (все же 40 тыс. руб!), но пощупать все желающие.


Чайка” первого поколения была самым стильным советским автомобилем. Другой модели, столь подчиненной одной дизайнерской теме, не было

“Чайка” получилась не такой доступной, как ЗИМ, она служила лишь в Кремле и республиканских министерствах. И только спустя десяток лет, после появления второй генерации, подтоптанные в столицах экземпляры попали в отдельные обкомовские гаражи и дворцы торжественных событий, где они возглавляли свадебные кортежи. Но трудно было упрекать “Чайку” в ее недоступности: куда ей в таксомоторы с таким экстерьером!

Но первую “Чайку” все равно любили. Потому что в отличие от мрачного, тяжелого даже на вид ЗИМа с его маленькими окошками и унылыми вертикальными линиями она радовала взгляд своей легкостью, прозрачностью, динамкой силуэта и щедрым сиянием хрома. Появление “Чайки” совпало с приходом в страну новой эпохи – так называемой оттепели, и поэтому она воспринималась как один из символов перемен, прогресса и долгожданного движения вперед.



Так случилось, что появление “Чайки” совпало с наступлением новой политической эпохи, и машина стала ассоциироваться с переменами к лучшему

Машину “Чайка” производили на ГАЗе – Горьковском автозаводе (теперь Нижний Новогород), это была топовая модель “газовской” линейки. Кстати, похоже, само расположение города на большой реке повлияло на название роскошного седана.


По рассказам ветеранов завода, название “изобрели” именно на предприятии. Мол, искали имя более легкое и высокое, чем “Волга” – тогдашняя основная легковая модель завода. Хотелось отразить, что новое представительское авто занимает место выше массовой “Волги” – а кто в природе доминирует над Волгой, стремительно и в то же время благородно выписывая свободные, никем не ограниченные траектории? Конечно, чайка!

В 1980-е, когда на смену первой “Чайке” пришло ее второе поколений ГАЗ-14, неактуальные машины отправили из столицы в областные центры – возить свадьбы

Имя для ГАЗ-13 согласовали в высоких кабинетах, и второй (после ЗИЛов-членовозов) в номенклатурной иерархии СССР седан почти на тридцать лет получил бренд “Чайка”.

Следует сказать, что имя прижилось и в народе. В советские годы и дети, и взрослые любой большой солидный автомобиль часто сравнивали с “Чайкой”: “такой, как “Чайка”, “длинный, как “Чайка” и тому подобное.

Журналистам Авто24 приходилось поездить в хорошо отреставрированном ГАЗ-13 “Чайка”. Судя с нынешних позиций, легкости и скорости в нем не так уж и много, но алюминиевый 195-сильный V8 в паре с 3-ступенчатым автоматом разгоняют седан довольно резво: 20 секунд до сотни не такой уж слабый результат для 2,5-тонного авто. А плавность хода “Чайки” просто несравнима, она действительно плывет над дорогой.

Сейчас “Чайка” – одно из самых дорогих в восстановлении авто: бюджет достигает $50 000. Запчасти, как ни странно, удается доставать, есть и так называемые “новодельные”

Увидеть сегодня “живую” ГАЗ-13 “Чайка” вполне реально, из 3 000 выпущенных экземпляров до наших дней сохранилось и отреставрировано немалое количество машин. Эта модель участвует практически в каждой ретровыставке, где с ней, собственно, и можно познакомиться. Наконец отметим, что сейчас “Чайка” первого поколения – одна из самых дорогих в реставрации машин.

Читайте также: