Доклад про ис 3

Обновлено: 20.05.2024

Новый советский танк ИС-3, который, как и его предшественник ИС-2, был назван в честь верховного главнокомандующего Советского Союза Иосифа Сталина, был принят на вооружение в марте 1945 года. Он не участвовал в сражениях Второй Мировой войны, но оказал существенное влияние на послевоенное танкостроение во всем мире. Впервые эта боевая машина была показана на параде Победы в Берлине, который состоялся в сентябре 1945 года, и буквально подвергла в шок союзников Советского Союза по антигитлеровской коалиции.

История создания танка ИС-3

Проанализировав новые немецкие танки, командование советских войск пришло к выводу, что армия остро нуждается в новой боевой машине, которая была бы способна дать отпор немецким “левиафанам”. Задача была поставлена двум конструкторским бюро. Работа закипела на челябинском заводе, конструктором которого был Михаил Федорович Балжи, а также на сотом кировском заводе под руководством Жозефа Яковлевича Котина.

История же оригинальности танка ИС-3 берет свое начало с августа 1944 года, когда главному конструктору челябинского завода Михаилу Федоровичу Балжи предоставили долгожданный отпуск. Первый за все годы Второй Мировой войны. Несколько первых дней Михаил Федорович и на самом деле посвятил отдыху. А на утро третьего дня решил побриться. И, посетив ванную комнату, конструктор обратил свой взгляд на простую советскую мыльницу. Тут-то до него и пришло осознание, что именно такой формой и должна обладать башня нового танка. Отпуск Балжи на этом закончился и он с головой погрузился в работу, воодушевленный новой идеей.

Как результат, новая башня танка была разработана Михаилом Федоровичем Балжи, а корпус – Жозефом Яковлевичем Котиным.

После испытаний в 1944 году в подмосковной Кубинке, танк ИЗ-3 показали Сталину, который, увидев бронированного монстра, впоследствии подписал указ о принятии новинки на вооружение.

Технические характеристики ИС-3

Новинка получила модернизированную броню и совершенно новую, оригинальную башню, выполненную в виде приплюснутой полусферы. За что ИС-3 нередко называли щукой, а его оригинальное бронирование носовой части – щучьим носом. Также кардинально доработали четырехступенчатую трансмиссию, которая досталась этому “тяжеловесу” от его предшественника.

Лобовая часть танка состояла из двух, расположенных в виде клина, металлических листов толщиной в 110 миллиметров. Оригинальная башня могла похвастаться броней до 255 миллиметров. А надгусеничные ниши, выполняющие функции противокумулятивных экранов, снаружи закрывались бронированными бортами.

Также последовали изменения и внутри танка. А именно, смотровая щель механика водителя отсутствовала. А вместо нее появился смотровой перископ.

Четырехтактный дизельный двенадцатицилиндровый мотор мощностью в 520 лошадиных сил отличался надежностью, а также позволял новому 46-тонному “тяжеловесу” развивать максимальную скорость до 40 километров в час.

Орудие Д-25Т 122 мм и спаренный с ним пулемёт ДТМ калибра 7,62 мм оставили без изменений, так как боевая мощь предшественника никаких вопросов не вызывала.

Участие в боевых действиях

Как мы уже говорили, новый танк ИС-3 не участвовал в боях Второй Мировой войны, опоздав с выпуском всего на несколько месяцев. Однако, испытать эту новинку на полях сражений удалось уже в послевоенное время. В первую очередь стоит отметить участие ИС-3 в подавлении антикоммунистического мятежа в Венгрии в 1956 году(Венгерская антикоммунистическая революция), где всего несколько боевых машин были обезврежены венгерскими революционерами.

Также “Щука” успела поучаствовать в египетско-израильском конфликте на стороне арабов, которым было продано около 100 штук экспортных вариантов “Иосифа Третьего”. Однако, особой славы здесь она не имела. Причиной тому служила низкая квалификация египетских танкистов.

Заключение

Презентация нового танка ИС-3 на параде Победы в Берлине не зря оказала ошеломляющее воздействие на представителей антигитлеровской коалиции. Ведь на тот момент ни Америка, ни Англия, не имели ничего подобного в своем арсенале. Оригинальное строение “Щуки” позволяло решать многие задачи на поле боя.

Конструкторам удалась рациональная модернизация ИС-2. Так “Щука” получила повышенную защищенность за счет оригинального конструкторского решения, но при этом практически не прибавила к весу.

Однако, новинка оказалась невостребованной и впоследствии была снята с производства.

Но, если обратить внимание на современную эмблему танковых войск Российской Федерации, то на ней и по сей день красуется оригинальный танк ИС-3, кардинально перевернувший принципы танкостроения послевоенных лет.

ИС-3 - советский тяжелый танк

Танк Ис-3 - видео

ИС-3 - советский тяжелый танк

ИС-3 - советский тяжелый танк

Модификации

ИС-3М — модернизированная версия ИС-3.

ИС-3К — командирская версия танка ИС-3, оборудованная дополнительной радиостанцией Р-112 и зарядным устройством АБ-1-П/30.

ИС-3МК — командирская версия танка ИС-3М с таким же, как на ИС-3К, оборудованием.

Конструкция

ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, отделения управления — в лобовой, а боевого — в средней. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.

ИС-3 - советский тяжелый танк

Броневой корпус и башня

Башня ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255 мм. В целом углы наклона, составлявшие от −8° до 35°, были подобраны таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой части башни имелись амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой на стволе пушки литой бронемаской, толщина которой достигала 250 мм.

ИС-3 - советский тяжелый танк

Вооружение

Основным вооружением ИС-3 являлась 122-мм нарезная танковая пушка Д-25Т образца 1943 года, имевшая длину ствола 48 калибров / 5852 мм и начальную скорость бронебойного снаряда 800 м/с. Пушка Д-25Т имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа, электромагнитный и механический спуски. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшихся над стволом орудия слева и справа, соответственно. Орудие устанавливалось в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволявшей её наведение в вертикальной плоскости при помощи механизма секторного типа в пределах от −3 до +20°.

Наведение спаренной установки на цель осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего увеличение 4× и поле зрения 15°. Помимо этого, для стрельбы с закрытых позиций пушка была оборудована боковым уровнем и указателем азимута.

Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными пушечными стальными длинными гранатами. Из снарядов 25 размещались в лотковых укладках по бортам башни, ещё 3 находились на подставках в боевом отделении. Из гильз по 6 размещались в укладках по обеим сторонам от водителя, по 4 размещались на верхних листах подкрылков корпуса, 5 находились в укладке на полу боевого отделения, остальные размещались в хомутковых укладках: две — на перегородке моторного отделения и ещё одна — на правом борту корпуса. Поскольку осколочно-фугасные снаряды отличались бо́льшими размерами, в 11 из мест боеукладки могли размещаться только бронебойные снаряды.

ИС-3 - советский тяжелый танк

В спаренной с пушкой установке размещался 7,62-мм пулемёт ДТМ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов: 1200 — с лёгкой пулей, 200 — с бронебойно-зажигательной и 600 — с трассирующей. Из них 756 патронов в 12 дисковых магазинах по 63 патрона, остальные 1244 хранились в штатной укупорке не снаряжёнными в магазины.

На крыше башни, на кольцевой турельной установке, размещался 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК или ДШКМ, имевший круговой обстрел при углах вертикальной наводки от −4 до +84°. Пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К-8Т, рассчитанным на огонь по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до 400 км/ч на высоте до 400 м. Также пулемёт мог использоваться и для стрельбы по наземным целям, однако его использование было сопряжено со значительным риском для стрелка, который должен был для этого по пояс подняться из люка из-под защиты брони. В походном положении пулемёт демонтировался с турели и закреплялся на правом борту башни. Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов в 6 лентах по 50 штук. Из этого числа 225 патронов были снаряжены бронебойно-зажигательными пулями Б-32, а 75 — бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ. Так же в боевом отделении для экипажа размещались 25 оборонительных гранат Ф-1 или наступательных РГ-42 и два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППС-43 и 1000 патронов к ним.

ИС-3 - советский тяжелый танк

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего люка, в бою же он пользовался перископическим смотровым прибором МК-4 — копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор. Прибор был выполнен легкосъёмным и перед открытием крышки люка механика-водителя его необходимо было снять. На танках, модернизированных до стандарта ИС-3М, имелся также пассивный прибор ночного видения ТВН-1, который мог устанавливаться на место МК-4 или на отдельной стойке при вождении с открытым люком. Конструкция смотрового прибора механика-водителя была также изменена, устраняя ненужный с места водителя круговой обзор. Командир танка, наводчик и заряжающий также имели по одному прибору МК-4, которые размещались на крыше башни. При модернизации до стандарта ИС-3М, командирский МК-4 заменялся на более приспособленный для этой цели бинокулярный прибор ТПК-1, обеспечивавший 1× или 5× увеличение.

Для внешней связи на ИС-3 имелась симплексная телефонно-телеграфная радиостанция 10РК-26, размещавшаяся в башне танка слева от пушки и оборудовавшаяся штыревой антенной длиной от 1 до 4 м. 10РК-26 обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и 20—25 км на ходу. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией.

Двигатель и трансмиссия

На ИС-3 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-11, развивавший мощность 520 л. с. Система питания двигателя включала четыре топливных бака общей ёмкостью 425 л, расположенных в моторном отделении по бокам от двигателя и во внутренних надгусеничных нишах, а также четыре внешних цилиндрических топливных бака, размещённых на крыше моторного отделения, ёмкостью по 90 л топлива. Система охлаждения двигателя состояла из двух пластинчато-трубчатых радиаторов, расположенных полукругом над главным фрикционом, на валу которого крепились и вентиляторы. Для облегчения пуска в холодное время года двигатель оснащался устройством подогрева.

В состав трансмиссии ИС-3 входили:

- многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо) с сервоприводом;
- механическая четырёхходовая четырёхступенчатая коробка передач с понижающей передачей;
- два бортовых механизма поворота, состоявшие из планетарного ряда, остановочных барабанов, многодискового фрикциона сухого трения (сталь по стали) и ленточного тормоза;
- две планетарные бортовые передачи.

Ходовая часть

Ходовая часть ИС-3 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.

Гусеница ИС-3 — шириной 650 мм, стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром. Гусеница каждого борта состояла из 86 траков, поначалу — из 43 гребневых и 43 плоских, но с 1947 года гусеницы танка стали собираться только из гребневых траков.

Машины на базе ИС-3

- ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704; не следует путать с ИСУ-152 образца 1944 года, созданной на базе ИС-2) — опытная САУ, со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20СМ в качестве основного вооружения. Выпущен 1 опытный образец.

ИС-3 - советский тяжелый танк

Эксплуатация и боевое применение

Советская Армия

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Существует также мнение, что ИС-3 могли использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых испытаний. ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР.

Другие страны

ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.

Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией обороны Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.

Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской народной армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.

ИС-3 - советский тяжелый танк

Тактико-технические характеристики ИС-3

Экипаж, чел.: 4
Разработчик: КБ ЧТЗ
Годы производства: 1945—1946
Годы эксплуатации: 1945—1969
Количество выпущенных, шт.: 1555
Компоновочная схема: классическая
Основные операторы: СССР, КНДР, Египет

Вес ИС-3

Размеры ИС-3

- Длина корпуса, мм: 6900
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9850
- Ширина корпуса, мм: 3150
- Высота, мм: 2450
- Клиренс, мм: 450

Броня ИС-3

- Тип брони: Стальная литая и катаная
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 110 / 72°
- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 110 / 55°+43° (Двойной наклон)[1]
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 110 / 63°
- Борт корпуса (верх), мм/град.: 90 / 60° +30 / 30°
- Борт корпуса (низ), мм/град.: 90 / 0..60°
- Корма корпуса (верх), мм/град.: 60 / 48°
- Корма корпуса (низ), мм/град.: 60 / 41°
- Днище, мм: 20
- Крыша корпуса, мм: 20
- Лоб башни, мм/град.: 250
- Маска орудия, мм/град.: 250
- Борт башни, мм/град.: 110…220 / 0…60°
- Корма башни, мм/град.: 110…220 / 0…60°
- Крыша башни, мм: 20 / 82…90°

Вооружение ИС-3

- Калибр и марка пушки: 122-мм Д-25Т обр. 1943 г.
- Тип пушки: нарезная танковая пушка
- Длина ствола, калибров: 48
- Боекомплект пушки: 28
- Углы ВН, град.: —3…+20°
- Углы ГН, град.: 360°
- Дальность стрельбы, км: около 15
- Прицелы: телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень
- Пулемёты: 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТМ

Двигатель ИС-3

- Тип двигателя: В-11-ИС3
- Мощность двигателя, л. с.: 520

Скорость ИС-3

- Скорость по шоссе, км/ч: 40
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 16 по целине

- Запас хода по шоссе, км: 315
- Запас хода по пересечённой местности, км: 150 по целине
- Удельная мощность, л. с./т: 11,2
- Тип подвески: индивидуальная торсионная
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,85…0,87
- Преодолеваемый подъём, град.: 32
- Преодолеваемая стенка, м: 1,0
- Преодолеваемый ров, м: 2,5
- Преодолеваемый брод, м: 1,4

Фото ИС-3

ИС-3 - советский тяжелый танк

ИС-3 - советский тяжелый танк

Колонна из 52 советских тяжелых танков ИС-3 из состава 2-й гвардейской танковой армии проходит по Шарлоттенбургскому шоссе

Парад Победы союзных войск в Берлине 7 сентября 1945 года, посвященный окончанию Второй мировой войны. Колонна из 52 советских тяжелых танков ИС-3 из состава 2-й гвардейской танковой армии проходит по Шарлоттенбургскому шоссе. В параде Победы 7 сентября 1945 года помимо советских войск приняли участие американские, английские и французские войска, находившиеся в Берлине для обеспечения оккупации Германии. Принимал парад маршал Г.К. Жуков.

Таже колонна Ис-3 на параде Победы союзных войск в Берлине 7 сентября 1945 года - вид сзади

Таже колонна Ис-3 на параде Победы союзных войск в Берлине 7 сентября 1945 года - вид сзади

История создания

Уже первые бои с участием танков ИС выявили недостаточную защищённость машин. Вызывало нарекания и качество сборки – военную приёмку проходило меньше половины выпущенных танков, а трансмиссия часто ломалась. Вопрос усиления лобовой брони корпуса решили просто и даже элегантно – спрямив верхний лобовой лист.

Танк ИС 3

Предложение приняли. К весне 1945 года построили ИС-3 с новой схемой бронирования, а по результатам испытаний машину рекомендовали запустить в производство. В серию танк ИС-3 пошёл уже после того, как в война в Европе закончилась.

Конструкция

Рациональное объяснение отсутствию у ИС-3 командирской башенки найти сложно — опыт войны доказал её незаменимость.

Однако, командирский перископ отличался возможностью управлять башней с помощью кнопки электропривода. Теперь командир, обнаружив цель, мог нажатием кнопки немедленно развернуть на неё башню. Связь на ИС-3 обеспечивалась радиостанцией 10РК-26. С ней соединялось переговорное устройство ТПУ-4 для переговоров экипажа.

Чертёж танка ИС-3

Сохранилась на ИС-3 четырёхступенчатая коробка передач, фактически имевшая восемь скоростей за счёт демультипликатора. Танк имел независимую торсионную подвеску. ЗИП хранился в надгусеничных нишах между внешним бортом и основным.

История службы

Машины выпускались крупными партиями, но уже в начале 1946 года производство встало.

ИС 3 внутри танка

Тяжелый танк ИС-3

В итоге израильтяне захватили множество брошенных египтянами ИС-3 – там танк тоже не вызвал восторга.

Оставшиеся в Египте танки служили до 1980 года, а потом были либо отправлены на переработку, либо проданы в музеи. По некоторым данным, ИС-3 также поставлялись в Сирию, Ирак и Китай, но никаких свидетельств их использования в этих странах нет.

ИС-3 сзади

Тактико-технические характеристики

ИС-2ИС-3ИС-3МТ-10М
Масса, тонн46464651,5
Длина, м6,7/9,86,9/9,86,9/9,87,2/9,7
Высота, м2,632,42,42,5
Вооружение122 мм пушка, 3х7,62мм пулемёта, 12,7мм пулемёт122мм пушка, 7,62мм пулемёт, 12,7мм пулемёт122мм пушка, 7,62мм пулемёт, 12,7мм пулемёт122мм пушка, 2х14,5мм пулемёта
Максимальная толщина брони, мм (корпус/башня)120/100110/250110/250120/250
Максимальная скорость, км/ч37404050
Запас хода, км240185300350
Преодолеваемые препятствия, м (высота стенки, глубина рва)1,0/2,51,0/2,51,0/2,50,9/3

Танк ИС 3 фото

Если бы Вторая Мировая Война затянулась – ИС-3 наверняка нашёл бы достойное место и получил хорошую репутацию.

Тяжёлый танк прорыва ИС-3

Разработка проекта нового тяжелого танка, значительно превосходившего серийно выпускавшийся ИС-2 по броневой защите, началась в соответствии с постановлением ГКО № 5583 от 8 апреля 1944 года и имела свою предысторию.

Группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В.Сталина, возглавляемая инженер-полковником А.Завьяловым, изучила на местах танковых боев Курской битвы характер повреждений, вызванных попаданиями снарядов в танки. Выяснилось, что не все части башни и корпуса поражались одинаково: в большей степени страдали лобовые части, при этом число попаданий в башню было наибольшим. Результатом этих исследований и стал проект нового танка.

Все проектные работы велись в условиях жесткого соревнования между двумя конструкторскими коллективами — Опытным заводом №100, организованным в марте 1942 года и возглавляемым Ж.Я.Котиным и А.С.Ермолаевым, стремившимся подтвердить свое лидерство в разработке тяжелых танков, и конструкторским бюро Челябинского Кировского завода, возглавляемым Н.Л.Духовым и М.Ф.Балжи, надеявшимся показать свою зрелость и самостоятельность.

Главной особенностью проекта, предложенного челябинским заводом, была оригинальная приплюснутая башня со 122-мм пушкой Д-25, разработанная конструктором Г.В.Крученых. Большие углы наклона броневых стенок башни способствовали рикошету бронебойных снарядов, а удачная внутренняя компоновка обеспечивала минимальные ее размеры, что позволило без излишнего утяжеления машины повысить толщину лобовой брони до 250 мм против 100 мм на тяжелом танке ИС-2.

Переход к полностью сварному корпусу с исключением крупных литых деталей объяснялся, с одной стороны, достижениями сварщиков во главе с академиком Е.О.Патоном, с другой — возможностями литейного производства, которое было полностью загружено изготовлением литых башен для танков ИС-2.

28 октября 1944 года первый образец нового танка ЧКЗ вышел из ворот завода и подвергся ходовым испытаниям на Бродо-калмакском трактв. Во время пробега обнаружилась течь масла из коробки передач, и машину возвратили в цех. Только в ноябре этот танк был допущен на заводские 1000-км испытания, которые вновь закончились неудачей. Конструкторам и технологам ЧКЗ стало ясно, что часть планируемых изменений может значительно затруднить серийное производство и дальнейшую эксплуатацию танка. Поэтому приняли решение отказаться от двигателя В-11 мощностью 620 л.е., сильно перенапрягавшего трансмиссию, и не изменять существующую конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии танка ИС-2, ограничившись только улучшением броневой защиты.

После завершения заводских испытаний танк отправили на НИИБТполигон для прохождения государственных испытаний, которые проводились с 18 по 24 декабря. Тогда же его осмотрел заместитель командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии маршал бронетанковых войск П.А.Ротмистров. Он обошел машину со всех сторон, поднялся наверх, влез внутрь танка, сел на сиденье механика-водителя и, выслушав подробный доклад ведущего инженера машины М.Ф.Балжи, сказал:

— Вот такая машина нужна армии!

В это же время Опытный завод № 100 и ЦНИИ-48 представили в НКТП свой проект модернизации броневой защиты ИС-2. В связи с этим в московском филиале ЦНИИ-48 провели сравнительный анализ двух проектов и пришли к выводу, что наилучшим решением вопроса об усилении бронезащиты танка ИС-2 является созданиетакой конструкции, в которой будут максимально использованы преимущества обоих вариантов. В частности, новая броневая защита танка ИС могла включать носовую часть корпуса по типу, предложенному заводом № 100 и ЦНИИ-48 (двухскатный нос); днище корпуса — по варианту ЧКЗ (корытообразное); в поперечном сечении башни мог быть использован принцип, предложенный ЧКЗ (куполообразная форма), а в горизонтальных сечениях — башни завода № 100 и ЦНИИ-48 (сечение, приближающееся к эллипсу).

Так родилась новая модель танка прорыва — плод совместных усилий двух кировских конструкторских коллективов, разделить которые, в принципе, невозможно. До образования Опытного завода основной состав конструкторов работал в штате и на территории ЧКЗ и лишь позднее был частично переоформлен на Опытный завод. Однако и этот состав в большинстве своем находился и работал на основном заводе, продолжая выполнять проектные и производственные задачи на ЧКЗ.

Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся люк с отодвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался смотровой прибор. Перед открыванием люка его необходимо было снимать. За сиденьем водителя, в днище, размещался запасной люк.

Литая башня имела приплюснутую сферическую форму. В крыше башни находился большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке ставился смотровой прибор заряжающего — МК-4; в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой был смонтирован смотровой прибор командира ТПК-1.

Этот прибор предназначался для наблюдения за местностью, определения дальности до цели, целеуказания и корректировки артогня. Развитой командирской башенки танк не имел. Еще один прибор МК-4, для наводчика, устанавливался в верхней части башни, слева по ходу.

Механизм поворота башни — планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатыми приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась. Максимальная скорость поворота башни составляла 12 град./с.

122-мм танковая пушка Д-25Т обр. 1943 г. с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ были установлены в литой маске. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 781 м/с. Прицельная дальность стрельбы (с использованием телескопического прицела TLU-17) составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня — 15 000 м. Скорострельность 2—3 выстр./мин.

На крыше башни на турели находился зенитный 12,7-мм пулемет ДШК.

Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе: 18 — с осколочно-фугасными снарядами и 10 — с бронебойными. Следует отметить, что для облегчения ориентировки заряжающего все укладки, предназначенные для размещения бронебойных снарядов, окрашивались в черный цвет, а остальные — в серо-стальной.

Боекомплект для пулемета ДТ состоял из 945 патронов, снаряженных в 15 магазинов, а для пулемета ДШК— из 5 лент по 50 патронов, каждая из которых укладывалась в отдельную коробку. Одна коробка устанавливалась на пулемет, остальные размещались в боевом отделении.

Двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-11-ИС-3 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см3 и максимальной мощностью 520 л.с. (382,5 кВт) при 2200 об/мин. был установлен на кронштейнах, приваренных к бортовым листам корпуса.

В топливную систему танка входили четыре внутренних бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя. Четыре наружных цилиндрических бака емкостью по 90 л каждый крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним. Баки имели механические приспособления для сброса (защелки с тросовым управлением). Рукоятки сброса устанавливались по бортам задней части боевого отделения.

Силовая передача — механическая. Главный фрикцион — многодисковый, сухой (сталь по асбобакелиту). Коробка передач (КП) — восьмискоростная, с демультипликатором. Планетарные механизмы поворота —двухступенчатые, располагались на концах главного вала КП. Блокировочные фрикционы ПМП — многодисковые, сухие (сталь по стали). Тормоза плавающие, ленточные (чугун по стали). Бортовые передачи — понижающие редукторы с простым шестеренчатым и планетарным рядом.

Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющее колесо было взаимозаменяемым с опорными катками. Механизм натяжения гусениц— винтовой, кривошипный.

На каждом борту имелось по шесть сдвоенных опорных и три поддерживающих катка. Подвеска катков — индивидуальная, торсионная. Гусеница — мелко-звенчатая, цевочного зацепления. Номинальное число траков в каждой гусенице — 86, минимальное — 79. Соединение траков — открытым шарниром. Шаг трака— 160 мм, ширина — 650 мм. Трак представлял собой отливку или фасонную штамповку.

На танке устанавливались радиостанция 10-РК-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-4бисФ.

Как уже упоминалось выше, первая партия тяжелых танков ИС-3 покинула заводские цеха в конце мая 1945 года. В боевых действиях Великой Отечественной войны и войны с Японией они участия не принимали.

Первый показ зтих боевых машин мировой общественности состоялся только 7 сентября 1945 года в Берлине во время парада союзных войск в честь окончания Второй мировой войны.

Впервые на параде в Москве новые танки были показаны 7 ноября 1946 года.

Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в мае 1945 года какое-то время — вместе с ИС-2). Всего было выпущено 2311 танков. ИС-3 состоял на вооружении тяжелых танко-самоходных полков Советской Армии. Боевое крещение этих машин в составе Советской Армии имело место в 1956 году в Венгрии. При этом несколько танков было потеряно.

Однако уже в самом начале их эксплуатации в войсках выявился целый ряд недостатков, ставших следствием ряда конструктивных просчетов и ошибок, допущенных при его проектировании. Поэтому уже в 1946 году создали комиссию по анализу дефектов ИС-3, к которым относился выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе мотор-но-трансмиссионного отделения и др.

В1948—1952 годах все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Были усилены кронштейны крепления двигателя, изменено крепление КП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен электрический. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. Масса танка при этом возросла до 48,8 т. Несмотря на значительный объем переделок и высокую стоимость работ (программа УКН для одного танка стоила 260 ООО рублей) танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации.

Следует подчеркнуть, что модернизация в значительной степени повысила надежность танка. Однако век его уже был отмерен. После модернизации танки направлялись в парки, где ставились на долговременное хранение.

В 1946 году два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По-видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 1950-х годах обе машины несколько раз участвовали в военных парадах. Впоследствии до начала 1970-х годов одна машина находилась в Военно-технической академии в Варшаве, а затем использовалась в качестве мишени на одном из полигонов. Второму ИС-3 повезло больше — его передали в Высшую офицерскую школу танковых войск имени С.Чарнецкого, в музее которой он хранится до сих пор. В 1950 году один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии.

Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР (уже после окончания корейской войны). В 1960-е годы в двух северокорейских танковых дивизиях имелось по одному полку тяжелых танков.

Египетская армия получила первые танки ИС-3 в середине 1950-х годов. 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь Дня независимости в Каире. Большинство же из 100 ИС-3 и ИС-ЗМ, поставленных Египту, прибыли в эту страну в 1962—1967 годах.

Тяжелые танки советского производства (как, впрочем, и все остальные) могли стать серьезной угрозой для израильтян. Однако этого не произошло, хотя несколько М48 было ими подбито. В условиях высокоманевренного боя ИС-3 проигрывали более современным танкам израильтян. Сказывались малый темп огня, ограниченный боекомплект и безнадежно устаревшая система управления огнем (для сравнения — на М48А2 стоял оптический прицел-дальномер и двухплоскостной стабилизатор наведения). Плохо приспособленными для работы в жарком климате были и двигатели ИС-3. Но, самое главное, — боевая подготовка египетских танкистов была намного ниже, чем израильских. Сказывался низкий общеобразовательный уровень основной массы личного состава, затруднявший освоение боевой техники. Невысоким был и мораль-но-боевой дух солдат, не проявивших необходимой стойкости и упорства.

Солдаты 125-й танковой бригады, отступая, просто бросили свои танки, в том числе и ИС-ЗМ, которые достались израильтянам в совершенно исправном состоянии. В итоге египетская армия потеряла 73 танка ИС-3 и ИС-ЗМ. К 1973 году она располагала лишь одним танковым полком этих боевых машин. Данных о его участии в боевых действиях нет.

Армия обороны Израиля использовала захваченные ИС-ЗМ до начала 1970-х годов. При этом изношенные двигатели В-54К-ИС заменялись на В-54 от трофейных танков Т-54А. Одновременно у последних заимствовали и крышу моторно-трансмиссионного отделения. К арабо-израильской войне 1973 года большинство ИС-ЗМ было установлено в качестве неподвижных огневых точек, вкопанных в землю вдоль Суэцкого канала. В ходе боевых действий никакой существенной роли они не сыграли и вновь попали в руки египтян.

Этим исчерпывается единственный полноценный эпизод боевого применения в судьбе тяжелого танка ИС-3.

Все это так, но перечисленные конструктивные недостатки отрицательно сказывались на боевых возможностях танка. Несмотря на осуществление двух программ модернизации, устранить их полностью так и не удалось.

Танк ИС-3

Советский танк ИС-3 не смог заменить своей предка ИС-2 в строевых частях даже после многих модернизаций, так как качество после доработок так и не стало лучше. Хотя сам по себе танк ИС-3 совершенно неплох.

История создания

Уже первые бои с участием танков ИС выявили недостаточную защищённость машин. Вызывало нарекания и качество сборки – военную приёмку проходило меньше половины выпущенных танков, а трансмиссия часто ломалась. Вопрос усиления лобовой брони корпуса решили просто и даже элегантно – спрямив верхний лобовой лист.

С башней танка было сложнее – разработанная изначально под орудия калибра 85мм, после установки 122мм орудия Д-25 она стала неуравновешенной. Следовательно, качественно усилить её броню можно было, только спроектировав новую башню. Весной 1944 года начались работы по созданию глубоко модернизированного ИС-2. Параллельно с ним разрабатывался и новый тяжёлый танк – будущий ИС-4.

Танк на рисунке

Предложение приняли. К весне 1945 года построили ИС-3 с новой схемой бронирования, а по результатам испытаний машину рекомендовали запустить в производство. В серию танк ИС-3 пошёл уже после того, как в война в Европе закончилась.

Особенности конструкции

ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, отделения управления — в лобовой, а боевого — в средней. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.

Броневой корпус и башня

Направленная пушка

Каждый из бортов корпуса состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм: верхней, расположенной под углом 60° и образовывавшей бортовую нишу, и вертикальной нижней. Помимо этого, верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом 30°, вместе с небронированными надгусеничными полками, образовывавшими дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Кормовая часть собиралась из 60-мм бронеплит: нижней, расположенной под углом 41°, и нескольких верхних, имевших наклон 48°.

Башня ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255 мм. В целом углы наклона, составлявшие от −8° до 35°, были подобраны таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой части башни имелись амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой на стволе пушки литой бронемаской, толщина которой достигала 250 мм.

Вооружение

Основным вооружением ИС-3 являлась 122-мм нарезная танковая пушка Д-25Т образца 1943 года, имевшая длину ствола 48 калибров / 5852 мм и начальную скорость бронебойного снаряда 800 м/с. Пушка Д-25Т имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа, электромагнитный и механический спуски. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшихся над стволом орудия слева и справа, соответственно.

Орудие устанавливалось в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволявшей её наведение в вертикальной плоскости при помощи механизма секторного типа в пределах от −3 до +20°.

Наведение спаренной установки на цель осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего увеличение 4× и поле зрения 15°. Помимо этого, для стрельбы с закрытых позиций пушка была оборудована боковым уровнем и указателем азимута.

На параде

Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными пушечными стальными длинными гранатами. Из снарядов 25 размещались в лотковых укладках по бортам башни, ещё 3 находились на подставках в боевом отделении.

Из гильз по 6 размещались в укладках по обеим сторонам от водителя, по 4 размещались на верхних листах подкрылков корпуса, 5 находились в укладке на полу боевого отделения, остальные размещались в хомутковых укладках: две — на перегородке моторного отделения и ещё одна — на правом борту корпуса. Поскольку осколочно-фугасные снаряды отличались бо́льшими размерами, в 11 из мест боеукладки могли размещаться только бронебойные снаряды.

В спаренной с пушкой установке размещался 7,62-мм пулемёт ДТМ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов: 1200 — с лёгкой пулей, 200 — с бронебойно-зажигательной и 600 — с трассирующей. Из них 756 патронов в 12 дисковых магазинах по 63 патрона, остальные 1244 хранились в штатной укупорке не снаряжёнными в магазины.

На крыше башни, на кольцевой турельной установке, размещался 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК или ДШКМ, имевший круговой обстрел при углах вертикальной наводки от −4 до +84°. Пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К-8Т, рассчитанным на огонь по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до 400 км/ч на высоте до 400 м. Также пулемёт мог использоваться и для стрельбы по наземным целям, однако его использование было сопряжено со значительным риском для стрелка, который должен был для этого по пояс подняться из люка из-под защиты брони.

В походном положении пулемёт демонтировался с турели и закреплялся на правом борту башни. Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов в 6 лентах по 50 штук. Из этого числа 225 патронов были снаряжены бронебойно-зажигательными пулями Б-32, а 75 — бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ. Так же в боевом отделении для экипажа размещались 25 оборонительных гранат Ф-1 или наступательных РГ-42 и два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППС-43 и 1000 патронов к ним.

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего люка, в бою же он пользовался перископическим смотровым прибором МК-4 — копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор. Прибор был выполнен легкосъёмным и перед открытием крышки люка механика-водителя его необходимо было снять.

На танках, модернизированных до стандарта ИС-3М, имелся также пассивный прибор ночного видения ТВН-1, который мог устанавливаться на место МК-4 или на отдельной стойке при вождении с открытым люком. Конструкция смотрового прибора механика-водителя была также изменена, устраняя ненужный с места водителя круговой обзор. Командир танка, наводчик и заряжающий также имели по одному прибору МК-4, которые размещались на крыше башни. При модернизации до стандарта ИС-3М, командирский МК-4 заменялся на более приспособленный для этой цели бинокулярный прибор ТПК-1, обеспечивавший 1× или 5× увеличение.

Внешний вид

Для внешней связи на ИС-3 имелась симплексная телефонно-телеграфная радиостанция 10РК-26, размещавшаяся в башне танка слева от пушки и оборудовавшаяся штыревой антенной длиной от 1 до 4 м. 10РК-26 обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и 20—25 км на ходу. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией.

Двигатель и трансмиссия

Для силовой установки выбрали дизельный двигатель V-12 В-11-ИС-3, развивающий мощность до 520 л.с. Он имел объём 39 литров и охлаждался закрытой жидкостной системой охлаждения, получившей котёл для подогрева с помощью паяльной лампы охлаждающей жидкости при применении танка в условиях низкой температуры.

В качестве стартера применялся электрический СТ-700, который дублировался системой запуска с помощью сжатого воздуха.

На ИС-3 установили механическую трансмиссию, получившую четырёхступенчатую коробку передач и демультипликатор, благодаря чем у танка было 8 передач хода вперёд и 2 назад.

Поворот осуществлялся за счёт двух планетарных механизмов.

Такая конструкция позволяла разгонятся ИС-3 до 40 км/час, имея удельную мощность 11,2 л.с./т.

Внутренняя топливная система состояла из 4 баков ёмкостью 450 литров в сумме, её дополняли 4 наружных объёмом 360 литров.

Запас хода находился на уровне примерно 185 км по шоссе.

Ходовая часть

Ходовая часть ИС-3 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.

Ходовая часть

Гусеница ИС-3 — шириной 650 мм, стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром. Гусеница каждого борта состояла из 86 траков, поначалу — из 43 гребневых и 43 плоских, но с 1947 года гусеницы танка стали собираться только из гребневых траков.

Тактико-технические характеристики ИС-3

Полная масса: 45800 кг.

  • корпус: 20-110 мм;
  • башня: 110-220 мм;
  • маска и лоб башни: 250 мм.

Двигатель: В-11, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель жидкостного охлаждения. Мощность двигателя: 520 л.с.

Скорость по шоссе: 40 км/ч.

Запас хода по шоссе: 340 км.

Тяжелый советский танк

  • 122-мм пушка Д-25Т, боекомплект 28 снарядов.
  • 12,7-мм пулемет ДШК, б/к 250 патронов.
  • 7,62-мм пулемет ДТМ, б/к 756 патронов.
  • 25 оборонительных гранат Ф-1 или наступательных РГ-42 и два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППС-43 и 1000 патронов к ним.

Модификации

Вскоре стало понятно, что у ИС-3 довольно много недоработок и недостатков, поэтому в 1946 году была созвана комиссия для их анализа, а с 1948 по 1952 годы все ИС-3 подверглись исправлению конструктивных недостатков.

В конце 50-х годов приняли решения поднять уровень танка до более современного, в результате появился ИС-3М.

Он получил корпус увеличенной жёсткости, двигатель В-54К-ИС, новые пулемёты ДШКМ и ДТМ, прибор ночного видения ТВН-2, воздухоочистители ВТИ-2, усиленные узлы подвески, новое электрооборудование и устройства радиосвязи.

Хоть такое комплексное усовершенствование значительно повысило ТТХ и надёжность, но его время уже прошло, поэтому ИС-3М после модернизации ставились на долгосрочное хранение.

На базе Ис-3 было создано 2 оригинальные машины — Объект 704 и Объект 757.

Объект 704

Объект 704 обладал рекордно низкой высотой и мощной защитой для тяжёлых советских САУ, но тесная компоновка и большая длина отката оказались слишком неудачными для экипажа, в связи с чем эта экспериментальная машина так и не была принята на вооружение. Другим названием этой САУ было ИСУ-152 образца 1945 года.

Объект 757 был изготовлен в 1952 году и вёл стрельбу управляемыми противотанковыми ракетами Рубин на дальность до 4 км. Из-за недостатков ракет, появления Объекта 772 и морального устаревания тяжёлых танков, он так и остался в единственном экземпляре.

История службы

Машины выпускались крупными партиями, но уже в начале 1946 года производство встало.

Грозный танк

На соревнованиях

В итоге израильтяне захватили множество брошенных египтянами ИС-3 – там танк тоже не вызвал восторга.

Оставшиеся в Египте танки служили до 1980 года, а потом были либо отправлены на переработку, либо проданы в музеи. По некоторым данным, ИС-3 также поставлялись в Сирию, Ирак и Китай, но никаких свидетельств их использования в этих странах нет.

Послужной список танка ИС-3

Тяжелые танки ИС 3 не принимали участие во время Второй мировой войны.

Впервые ИС-3 был показан на Берлинском параде союзных войск ВМВ 7 сентября 1945 года. Показанный тогда ИС-3 на фоне американских Першингов, был просто великолепен, Красная армия тогда дала понять, что они не лыком шиты и могут еще раз пройтись по Европе.

Тяжелый танк ИС-3 активно использовался советскими войсками при подавлении венгерского восстания 1956 года.

Так же ИС-3 применялись Египтом в шестидневной войны против Израиля, но уже тогда ИС-3 уступал по ТТХ таким танкам как M48 и “Центурион”.

Заключение

ИС-3 в составе советских войск смог повоевать лишь в Будапеште в 1956 году.

В 1967 году, во время Шестидневной войны, израильские М48А2 Паттон буквально разгромили египтян на ИС-3М, поскольку тяжёлым советским танкам не хватало ни подвижности, ни скорострельности, ни современных систем управления огнём, ни выучки экипажей.

Танк на картине

Лучше всего ИС-3 проявил себя на параде в Берлине, хоть это и забавно звучит. Но не стоит в чём-то винить танк или его конструкторов. Время тяжёлых танков потихоньку кончалось, появлялось ракетное вооружение и менялся взгляд на использование бронетехники.

ИС-3 создавался как сильно усовершенствованная версия ИС-2, а не принципиально новый танк. И с этой ролью он отлично справился.

Читайте также: