Доклад для учителей физической культуры

Обновлено: 13.05.2024

Природосообразность – педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного природного развития ребенка.

Педагогическая деятельность – это действия учителя, создающие условия, которые ставят ученика в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта учителя.

Здоровье сберегающая среда в условиях личностно ориентированного подхода.

В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения как основополагающего фактора будущего благополучия государства.

Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Формирование здоровье сберегающей среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, а также всех заинтересованных структур и представителей общественности.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на теоретических уроках физической культуры через использование электронных презентаций и компьютерных тестов

Одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества — информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.

Электронные презентации на теоретических уроках по физической культуре предназначены для решения ряда педагогических задач. Их использование позволяет нам значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения.

Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры дает возможность:

осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;

вносить обоснованные изменения в процесс преподавания,

достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

ГМО учителей физической культуры

Личностно ориентированное обучение и воспитание как основа взаимодействия с обучающимися в организации учебно-воспитательного процесса

В целях активизации познавательного интереса обучающихся к изучению физической культуры необходимо личностно ориентированное обучение и воспитание.

В индивидуальной работе с обучающимися, во избежание риска снижения уровня их включения в учебную деятельность, следует применять разнообразные разноуровневые задания.

Взаимодействие с обучающимися носит творческий характер при подготовке внеклассных мероприятий.

Мотивация обучения и личность

Мотивация – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Под мотивами понимаются конкретные причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

Если говорить об учебе, то мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, связанной с конкретным предметом познания, направленность на эту деятельность.

У современных школьников средней полосы России познавательные мотивы по сравнению с прочими мотивами учения сформированы в наименьшей степени. В то же время установлено, что именно эти мотивы больше всего влияют на дидактический процесс, стимулируют учебную самостоятельность и целеустремленность.

По данным тех же исследований, наиболее развиты у школьников мотивы коммуникационные и утилитарно- практические.

Для развития любознательности учеников мною используются информационно-коммуникационные технологии.

ШПО учителей технологии, ИЗО и физической культуры

Роль семьи в физическом воспитании школьника.

Школа не может без помощи семьи решить задачи физического воспитания детей. Так, уроки физкультуры в школе, по данным профессора Н. Лебедевой, компенсируют в среднем лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка. Дефицит движений, в свою очередь, приводит к нарушению осанки, избыточному весу, заболеваниям сердечно-сосудистой системы даже у младших школьников.

Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания - важный фактор сплочения семьи, укрепления нравственного климата, создания добрых традиций, общих интересов.

Круглый стол по теме в рамках ШМС

Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию.

На занятиях физической культуры у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. Во время выполнения физических упражнений развивается способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки, воспитывается стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках.

В процессе физического воспитания одновременно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

ШПО учителей технологии, ИЗО и физической культуры

Организация внимания обучающихся на уроках физической культуры

Успешность обучения во многом определяется тем, насколько учителю удалось использовать психические процессы учащихся, в частности внимания. Организация внимания учащихся означает и организацию педагогического процесса.

С.Л. Рубинштейн охарактеризовал внимание как направленность и сосредоточение сознания на чем-либо: предмете, явлении, действии, мысли.

В младшем школьном возрасте преобладает непреднамеренное внимание. Поэтому учащиеся младших классов легко отвлекаются на посторонние раздражители.

Исходя из этого, не следует давать в младших классах серии упражнений, на выполнение которых требуется большее время, или число повторений превышает 5 - 6 раз. Кроме того, младшие школьники плохо сосредотачиваются на собственных мыслях, поэтому нет смысла давать им задания на анализ техники, поиск ошибок.

Учащиеся средних классов способны сосредотачиваться до 30 - 35 минут, но импульсивность поведения, нетерпеливость, большое желание достигнуть результата (не обращая внимания на качество) приводит к легкой отвлекаемости, и в последующем к нарушению дисциплины. Однообразность работы снижает интенсивность внимания.

Старшеклассники, в связи с сильной мотивацией, способны к длительному сосредоточению внимания. На уроках кроме демонстрации должен присутствовать и теоретический анализ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни – это не просто красивые слова, а одно из важнейших требований, диктуемых современностью. Физическая культура как часть общей культуры человека призвана помочь в решении этого вопроса.

Доклад на РМО учителей физической культуры.

Введение

Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни – это не просто красивые слова, а одно из важнейших требований, диктуемых современностью. Физическая культура как часть общей культуры человека призвана помочь в решении этого вопроса.

И всё-таки, почему в настоящее время так важно хорошее, качественное преподавание физической культуры? Во–первых потому, что процветает безразличие учащихся., которое является производной индифферентности и массовой безработицы, особенно в сельских районах, существенно влияющее на снижение учебной мотивации учащихся. Во–вторых, в какой-то период в стране резко упал престиж образования и знаний, в том числе и уроков физической культуры. В-третьих, недостаточная материальная база. В-четвёртых, непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся. В–пятых, ныне много детей, слабо подготовленных, из неблагополучных и неполных семей, не мотивированных на самосознательные занятия физической культурой. В–шестых, государство настоятельно нуждается в здоровом, крепком поколении. Этот ряд можно продолжать довольно долго.

В связи с этим чрезвычайно велика роль школьного учителя физической культуры как проводника в мир здоровья. А самому учителю в современном, часто меняющем свои приоритеты мире необходимо регулярно проводить анализ и самоанализ своей деятельности, чтобы не оказаться в положении водителя тихоходной техники на скоростном автобане, который от всех отстаёт и всем мешает.

Таким образом, основной целью проведения самоанализа своей деятельности я считаю необходимость сохранения высокого уровня физической культуры в нашей школе и, как следствие, привитие и поддержание интереса к регулярным, в том числе и самостоятельным, занятиям физической культурой и спортом. Важна для меня как стимул и направление для дальнейшего развития и внешняя оценка со стороны учеников, родителей, коллег, представителей общественности и просто небезразличных людей.

Система работы

Каждый человек в ходе своей трудовой и общественной деятельности выбирает какое-то основное направление, которого и старается постоянно придерживаться. Для себя в качестве ключевой концептуальной идеи я определил идею создания условий для того, чтобы ребёнок сам осознавал необходимость и важность занятий физической культурой. Другими словами, нужно развивать и поддерживать мотивацию ученика в процессе овладения им ценностями, накопленными в сфере физической культуры.

Система работы педагога по развитию мотивации учащихся состоит из следующих компонентов:

1. Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к занятиям физической культурой; определение сущности того, что побуждает ученика учиться.

2. Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учётом следующих факторов:

-опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации ( что знает ученик (знания), как он умеет учиться(учебная деятельность), как умеет ставить и реализовывать цели);

-у каждого ученика есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы её развития.

3. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для развития учебной мотивации учащихся при занятиях физической культурой:

-средствами постановок задач (факторы, связанные с содержанием задачи, с организацией деятельности по её решению, определяющиеся отношениями между участниками, включёнными в деятельность по решению задачи);

-средствами форм организации учебно-познавательной деятельности (разнообразные формы уроков и внеклассной работы);

4. Планирование учебного процесса с учётом развития мотивации учащихся через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока, порции материала

5. Оценка и анализ эффективности работы учителя по развитию мотивации, планирование дальнейшей работы на основе данных выводов о результативности.

Как это происходит на практике

Диагностика уровня учебной мотивации ученика проводится с помощью следующих методов:

Но наибольшее значение для развития мотивации ученика к занятиям физической культурой имеет внеурочная деятельность. В нашей школе в течение учебного года проводится порядка не менее 1-2 физкультурно-массовых мероприятий в четверть, многие из которых традиционны уже несколько лет (теннис, стрельба из пневматической винтовки, бег на коньках, на лыжах, хоккей, футбол).

Родители постоянно интересуются спортивной жизнью школы, помогают и морально, и материально, оказывая денежную помощь для выездов на республиканские соревнования, для покупки экипировки и инвентаря.

Всё вышеизложенное, возможно, было бы не так эффективно по отдельности, но в комплексе, работая, как единая система, даёт мощный толчок к занятиям физической культурой и спортом.

Что имеем в результате

Объективную оценку результативности физкультурно-массовой работы с применением данной методической системы можно дать по нескольким направлениям. Основным я считаю направление оздоровительно-массовое, поскольку сохранение и улучшение здоровья детей считаю основной задачей учителя физической культуры.

Следующее направление - спортивное. В нашем районе ежегодно проводятся спартакиады (Районная спартакиада среди общеобразовательных школ), каждые 2 года проводятся детские спартакиады (Зимняя детская спартакиада, Летняя детская спартакиада), которые включают в себя от 4 до 10 видов спорта. Несмотря на то, что школа наша небольшая (около 100 человек), мы каждый год находимся в числе призёров.

Анализ данных даёт представление о том, что, несмотря на небольшой контингент учащихся, наша школа имеет стабильно хорошие результаты районного и республиканского уровня, учащиеся с удовольствием занимаются и на уроках, и внеурочной деятельностью. Всё это является доказательством действенности и полезности работы методической системы.

Заключение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кардымовского района Смоленской области

Доклад учителя физической культуры

Чирикова Елена Викторовна

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Еще древние философы и врачи пытались изучить здоровье человека через его природу. поведение, образ жизни и образ мыслей. По меткому определению отца медицины Гиппократа, какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни.

Здоровье – это гармоническое единство биологических и социальных качеств, как данных от рождения, так и приобретенных. Врачи оценивают на практике состояние здоровья более конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить. Для этого существуют нормативные данные, говорящие нам о состоянии систем организма – уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, рентгенологического исследования и т.д. Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех заниматься учебой или трудом, можно утверждать, что человек здоров. Если же ребенок без видимых причин начинает плохо учиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он не здоров.

За последние пять лет заболеваемость среди школьников России увеличилась на 16%. К школьным нагрузкам не готовы более 32% шестилетних лишь 10% абитуриентов приходят в вузы абсолютно здоровыми. Многие исследователи отмечают четкую зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок, несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушение режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастам и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников. Уменьшение двигательной активности, увеличение учебных нагрузок, создающих психологическую и эмоциональную напряженность – отличительные черты современной школы, которые рассматриваются отечественными учеными в качестве основных источников развития заболеваний. Не случайно в первую очередь система образования. Современная школа обратила пристальное внимание на эти вопросы.

С резким ростом интеллектуальной составляющей производства, с его механизацией, автоматизацией и компьютеризацией, с такими же изменениями непроизводственных отраслей труда, с насыщением быта телевизорами, компьютерами, пылесосами и т.д люди почти перестали двигаться, тем более в крупных городах. Если, конечно, не считать движением перемещение от дивана до автобусной остановки.

Так получилось, что человеческий организм за миллионы лет своей эволюции не смог подготовиться и привыкнуть к такому внезапному, скачкообразному изменению условий существования, которое произошло за последние полвека. Устойчивая нервная взвинченность и усталость постоянно подталкивают население к приему различных успокаивающих таблеток. Приводят к росту табакокурения, алкоголизма, приему наркотиков.

Подвижные игры на уроках физической культуры (как и занятия командными видами спорта) не только развивают дух коллективизма, сотрудничества, но и закрепляют в сознании школьника основы системного подхода к различным явлениям действительности. Приобщение же учащихся к индивидуальным видам спорта можно считать одним из средств заглянуть в себя, выявить и проявить черты характера, научиться анализировать и не повторять свои просчеты и ошибки.

Занятия физической культурой и спортом под руководством учителя и тренера формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, подводят к ощущению духа честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России.

Школьная физическая культура во многом закладывает основу для формирования основополагающих личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других. Физическая культура в школе нередко бывает достаточно эффективным средством направления энергии школьников в конструктивное русло. При этом мировоззренческая позиция, поведение, знания и умения, личный пример учителя физической культуры подчас становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания других педагогов, да и собственных родителей. Если школьная физическая культура будет иметь возможность формировать у учащихся потребности к постоянному самообразованию, самосовершенствованию, то при соответствующей организации у учащихся будет легче осознать и принять для своей жизни вековые социальные опоры: дружбу, равноправие, справедливость, красоту, право на интересную жизнь, свободу и счастье.

(М.Я. Виленский; С.О. Авчинникова). Вот почему школа ориентирована на здоровый стиль жизни как на важнейшую ценность, которая порождает стремление к здравотворчеству.

Перед каждым участником образовательного процесса были поставлены конкретные задачи. Для меня, учителя физической культуры, основными направлениями деятельности являются:

- реализация личностно-ориентированного подхода к учащимся на занятиях физической культурой и во внеурочной деятельности;

- дифференцирование учебной нагрузки с учетом физического, психического состояния детей;

- углубление и дополнение содержания предмета за счет включения теоретических вопросов укрепления здоровья и методов оздоровления, в том числе нетрадиционных видов гимнастики;

- внедрение комплексной программы развития физических качеств, разработанной В.И. Ляхом;

- разработка методов наблюдения за физическим развитием, учитывающих развитие мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В уроке физической культуры, как ни в одном другом, совмещаются три ипостаси образования: обучение, развитие, воспитание. Особое внимание я уделяю воспитательной составляющей занятий:

- формированию ценностного отношения к здоровью;

- воспитанию потребности в увеличении физкультурно-оздоровительной активности.

Организуя работу с детьми, я стараюсь формировать личность ученика; готовлю их к соблюдению рационального режима учебы, труда и отдыха, двигательного режима, соблюдению правил личной гигиены; знакомлю с различными видами оздоровления, спорта; учу общению.

Разработка и принятие программы подвигли нас на переосмысление возможных подходов к решению проблем здоровьесбережения в школе. Идея о том, что предмет «физическая культура может помочь в решении этих вопросов, получила дальнейшее развитие и конкретизацию.

Началом любой активности, в том числе и двигательной, выступает мотив, поэтому мы уделили большое внимание стимулированию интереса к занятиям физической культурой, который является важной побудительной силой дальнейшего развития личности (Е.П. Ильин).

В школе было проведено исследование с целью изучить мотивы, потребности, интересы учащихся к занятиям физической культурой. Результаты исследования показали, что в начальной школе 85% учеников идут на урок с желанием поиграть в различные игры.

91% учащихся предпочли бы вместо традиционных занятий нетрадиционные виды оздоровления. В среднем звене мальчики предпочитают спортивные игры, а девочки различные виды гимнастики. Именно в этом возрасте у подростков появляется желание больше узнать нового и научиться самостоятельно играть в спортивные игры, для того чтобы использовать эти навыки в свободное от занятий время. Ведь игры в команде для них прекрасная возможность общения. У старших школьников преобладает желание снять напряжение, улучшить телосложение, пообщаться.

Уроки в начальном звене проводились учителями начальных классов в игровой форме, так как игра является ведущей формой деятельности в этом возрасте. В среднем звене важно установить контакт с учениками, и в этом помогает диалог как форма воспитания через общение. А уже в старшем школьном возрасте приоритетным становится самостоятельность, уважение к которой помогает влиять на выбор стиля жизни.

Основная задача учителя физической культуры – воспитывать потребность к двигательной активности и формировать навыки для последующей жизни. Поэтому обучение развитию физических качеств в этом возрасте является столь значимым.

Для разработки индивидуальных рекомендаций по гармоничному развитию физических качеств я учитываю период развития каждого ребенка – его сенситивность к тому или иному качеству. Соответственному периоду рекомендую и отрабатываю на занятиях упражнения определенной направленности.

В старших классах, когда подростков особенно волнует телосложение, девушкам предлагаю заниматься ритмической гимнастикой и танцами, а юношам силовые упражнения.

Все это позволяет утверждать, что исключительно важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Поэтому в структуре общего среднего образования предмет должен носить прикладной характер, занимать одно из ведущих мест в системе межпредметных связей и способствовать решению важных общепедагогических задач.

Физическая культура не должна быть лишь школьным предметом! Она должна быть образом жизни детей! Для этого необходимо преодолеть устаревшее, но очень распространенное в обществе понимание культуры лишь как грамотности, научной просвещенности и общего знакомства с массовыми видами искусства.

Вот почему в нашей школе предусматривается:

2.Постоянное руководство оздоровительным блоком со стороны администрации на уровне заместителя директора школы. В этот блок входят общие физкультурные занятия, спортивные секции по выбору учащихся, спортивные соревнования и олимпиады, занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

Главное – это приобщение школьников к спортивно – оздоровительному образу жизни.

Таким образом, учитывая достижения науки, при преподавании предмета

физические качеств а, а также развивать творческ ий потен циал обу чающихся.

Здоровьесберегаю щие технологии Учитель физической культу ры –

профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей,

их физическое, псих ическое, нравств енное и социальн ое развитие. Поэтому

важное место в про фессиональной деятельност и отводить ся

здоровьесберегающ им технологиям, цель которых, обеспечить школьнику

возможность сохранения здоровья за период об у чения в школе, сформир овать у

него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жи зни, н ау чить

использовать полу ченные зн ания в повс едневной жиз ни.

Здоровьесбе регающие образователь ные технологи и являются самым и

значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так

как основаны на возрастн ых особенн остях познавательной деятельности детей,

оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок , обучении в малых

группах, использовании наглядности и сочетании различных форм

Педагогическая технол огия здоровьесбережен ия в педагогическ ой

деятельности деятель ности включает в себя: знакомство с резуль татами

медицинских осмотров детей; их учёт в учебно - воспитательной работе; помощь

родителям в построении здоров ой жи зн едеятельности учащихся и семьи в цело м;

создание у словий для заинте ресованно го отношения к учёбе.

Одним из гл авных направл ений здор овьесбережени я считаем с оздан ие

здорового психологи ческого климата на уроках. Так, ситуация успеха

способствует формирова нию положитель ной мотивации к процессу обучения в

целом, тем самым с нижая эмоцио нальную напряже нность, улу чшая комфортно сть

взаимоотношен ий всех у частников обра зовательного процесса.

На своих уроках уделяю внимание организац ии здоровьесбе регающих

факторов. Контроль ные испытания, задания, тестирование дают исходную (и

текущу ю) информацию для разработки индивиду альных заданий, су ть которых –

учащийся должен в каждый очередной период времени продвину ться дальше, что

Принципиальн о важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с

другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра

постараюсь стать л у чше, чем сегодня. Для этого зад ания делаю реальн ыми и

стимулиру ю учащихся к актив ной работе. Во время урока чередуем различные

виды учебной деятельности; используем методы, способству ющие активизации

инициативы и творческого самовыраж ения учеников. Большое значение имеет и

урока, эмоциональная мотивация в начале урока, со зда ние ситуации успеха. И,

конечно же, при выборе форм, с одержания и мет одов работы у читывается

возраст, пол учащихся, сост ояние здоровь я, уровень их развития и

подготовленн ости. На уроках обеспечиваем необходи мые условия в соо тветст вии

с санитарно - гиг иеническ ими нормам и (освеще ние, ха рактеристика в озду ха,

температурн ый режим). За нятия провод ятся преиму щественно на свежем воз духе.

Игровая технология . Практика показывает, что применение и гр овых

технологий с учетом возрастных особенностей не теряет акту альности. Каждому

возрасту соответству ет свой набор игр, хотя бывают и и сключения. Игровая

технология являетс я уникальной формой обу чения, которая позволяет сдел ать

обычный у рок инт ересным и у влекательным. И гровая деятельн ость на у роках

физической ку льту ры занимает важное место в образ овательном процессе.

Ценность игровой деятель ности заключается в том, что она учитывает

психолого - педаго гическую природу ребенка, отвечает его потребностям и

Игра формиру ет тип овые навыки социального поведения, специфические

системы цен ностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия,

развивает сте реотипы п оведения в чел овеческих общностях.

Игровая деятельность на уроках в школе дает возмож ность повысить у

обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее

количество информации, о снов анной на примерах конкретно й деятельн ости,

моделиру емой в игр е, помогает ребятам в пр оцессе игры научиться принимать

Использование иг ровых форм занятий ведет к повышен ию творческог о

потенциала обучаемых и к более глубокому , осмысленному и быстрому освоению

материала. Игровые формы работы в у чебном процессе могу т нести ряд функций:

обучающая, воспитатель ная, коррекционно - развивающая, психотехнич еская,

Ускорение темпа современной жизни ставит задачу бо ле е активно

использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно,

что игры необходимы для обеспече ния гармоничног о сочетания умственн ых,

физических и эм оциональ ных нагрузок, общ его комф ортного состояния.

Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальном и

среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой

деятельности, н аправл енные на со ве ршенствование игровых умений и техн ико -

тактических взаимодейств ий, необхо димых при даль нейшем изу чении и

И, конечн о, подв ижные иг ры, это прекрасная база по развитию

использу ются подвижные игры, направленные на закрепление и

совершенствован ие навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростн ых,

скоростно - силов ых способностей, способностей ориентиров ания в пространстве и

тактико - техническ ими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе

детей не всяку ю игру мо жно испол ьзовать, необходим о учитывать уровень

трудности иг ры и сложность ее во взаимодейств ии игроков. Игра будет

Для этого можно использовать различные варианты одной игры, которые

предусматр ивают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и

индивидуаль ных особенностей. Для того, чтобы игра приносила пользу ,

необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры,

технику безопас ности, как для играющ их, так и для на блюдающих за и грой.

Игры с дидактической направленн остью учат детей объединять движения

и полученные на за нятиях и в повседневной жиз ни знания, факт ы, сист ематизи руя

их в единое цел остное представл ение об окружающей действитель ности.

- в игре должны развиваться способно сти правильно оцениват ь

пространствен ные и временн ые отношения, быстро реагировать на часто

- дидактическое и двигательное содержание и гры должно соответствовать

- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и

При организации и проведении игры необходимо придержив аться

- каждый ребен ок должен быть акт ивны м участником иг ры;

- исключить малейш ую возможность риска, у грозы здоровью детей;

В ходе м одернизаци и образова ния, одной из осн овных зада ч в

физической ку льтуре и спорте, их истории и современ ном развити и, роли в

Лишение детей н ео бходимой двигатель ной активности в п ользу изучения

теории, либ о изучение те оретическо й части , н е акцентир уя на этом большого

внимания, заставляет учителя искать новые стратег ии в преподаван ии именно

теоретической части физической культуры. Практика пока зывает, что наиболее

рациональным явл яется вне дрение мет ода проектов.

Метод проек тов . Метод п роектов позв оляет решать сразу несколько

- развитие личн остных ком петентносте й обучающихся;

Технология проектов подхо дит для обучающихся начальной, основной и

средней школы, интересующихся иссле довательской и про ектной деятельност ью,

Проектная технология на уроке фи зич еской к ульту ры позволяет строить

обучение на активной основе, через целенаправле нную деятельность о бу чаемого,

сообразуясь с его личным интересом. Составл яя проект, он прев ращается из

объекта в субъект обучения, самостоятельн о учится и активно влияет н а

содержание собстве нного о браз ования. Такая работа дает возможность осознат ь,

что уроки физической культуры р азвивают не только физически, но и

Проектная деятель ность – это создан ие проблемн ых ситуаций, акт ивизация

познавательно й деятельности обучающихся в п оиске и решении сложных

вопросов, требу ющих акту ализации знаний, п остроения гип отез.

Метод проектов всегда ор иентирован на самостоятельну ю деятельн ость

обучающихся (индивидуаль ную, парную, групповую ), которую они выполня ют в

отведенное для этой р аботы время (от нескольких минут урока до нескольких

Виды проектов разнообразн ы. Выделяют четыре основн ые категории :

Проекты на уроках физкультуры - это проекты по и сслед ованию влияний

ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и

проведению с оревнований и спортив ных праздник ов и т.д.

Применение технологи и проектног о обучения сделает у чебны й процесс

более у влекательным для учащихся: самостоятельн ый сбор обуча ющимися

материала по теме, теоретическое обоснование необходимости выполне ния того

или иного комплек са физических упражнений или овладения теми и ли иными

физическими умениями и навыками д ля собственного со ве ршенствован ия,

У обучающихся при разработке собственн ого проекта будут закладываться

основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и

Информация, сам остоятельно доб ытая обучающимися дл я собственных

проектов, позвол ит ос ознать жизнен ную необходимость п риобретаем ых на у роках

двигательных умений. Обучающие ся, таким образом, станут ко мпетент ными и в

теории предм ета, что необходимо как условие грамотног о испо лнения

физических упражнений. Проектные технологии позволяют сделать из урока

двигательной акт ивности в у рок образо вательного нап равления.

В каждой школе есть обучающиеся, имеющие ограничения в двигательной

активности, для которых так ой вид деят ельности дает возможность п роявить себя.

Использование информ ационных компь ютерных т ехн ологий (ИКТ) в о

внеурочной деятельности и на уроках делает предмет фи зичес кая ку льту ра

современным. Сост авными частями ИКТ являются электронный, программный и

информационн ый компонен т ы, со в местное функционирова ние кот орых позволяет

Не смотря на то, что урок фи з куль туры - это практика, здесь есть место и

теории. Учителю необходимо находить и использовать такие методы обучения,

которые позволили бы каждому ученик у проявить свою актив ность, свое

творчество, активизировать двигатель ную и по знават ельну ю д еятельность .

Современные пе дагогические технологии, а так же ис пользование И нтернет –

ресурсов, новых информационных технологий, дают во зможность педагогу

ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком

уровне, обеспечи вать более полное усвоение учебного материа ла.

Информационн о коммуникативные технол огии позволяют р ешить проблему

поиска и хранения информации, плани рования, контроля и управления занятия ми

физической ку льтурой, диагностик и состояния здоровья и уровня физической

Использование презентаций на у роках позвол яет боле е подробно и

наглядно предоставлять теоретический материал, что делает процесс образования

наиболее эффективным. Этот вид работы может быть использован при изучении

техники в ыполнени я разу чиваемых движений, так как с помощью наглядной

картинки данное движение можно р азб ивать не только на этапы выполнения, но и

более короткие фрагменты и создать правильное представл ение обучающихся о

технике двигательных действий. С помощью презентации также можно доступно

об ъяснить правила спортивных игр, тактические действия игроков, красочно

преподнести историческ ие события, биографии спортсменов. Наличие

визуаль ного ряда информации п озволяет закрепить в памят и.

Создание флеш - през ентаций и видеороликов с ко мплексам и

общеразвивающ их упражнений (ОРУ) могут стать помощниками учителю. Такой

материал может быть использ ован также учителями – предметникам и при

Одним из видов домашнего задания может быть создан ие презентации по

самостоятельно, так и в группах, что по звол яет переходить им к выполнению

проектов (проект ная работа «Влияние двигательной активн ости на здоров ье

На уроках также возможно проведен ие тестирования с целью проверки и

закреплении знаний учащихся. Применени е тестирующих программ ( Генератор

тестов) позволяет включать неограниченно большое количество разделов и

во просов, что поз воляет варьи ровать тесты под непосре дственные нужды и

Во в неурочной работе также можно использовать ИКТ: представление

команд, офо рмление соревн ований, о писание конку рсов и т.д.

Электронные образ овательные ресурсы также позв оляют обу чающимся

дома более подробно познакомиться с изу ченной тем ой на уроке, на йти

необходимые упражнения для с овершенств ования своих физических качеств и

пополнить багаж своих знаний в области физической культу ры и здорового

Технология уровн евой дифференци ации. С помощью примен ения

технологии уровневой дифференциации в обучении на уроках физку льтуры

можно укрепить здоровье и развивать двигательную активность обучающихся.

Основные результаты занят ий – профилактика заболеваемост и у детей, а также

повышение интереса к занятиям физическими упражн ениями, возможность

каждому реализоваться, д обиватьс я успеха. Данный вид технол огии может быть

- задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и

- учет не только д остигну того результата, но и динамики изменений

- распределени е обучающихся на гру ппы с учетом состоя ния здоровь я;

- для обучающихся , о свобожденн ых от занятий по состоянию здоровья,

разработаны и утверждены темы рефератов, либо о ни привлекаются к судей ству,

- привлече ние обу чающихся на д ополн ительные занятия различными

- участие одарен ных детей в с оревнованиях различных у ровней.

Дифференциац ия обучения (дифференци рованный п од ход в обучении) –

это создание р азно образных у словий обучения д ля различных школ, классов,

групп с цель ю учета особенн остей их к онтингента с пом ощью применения

психолого - педаго гических и организационн о - управлен ческих

мероприятий, о беспечивающ их обу чение в гомогенн ых группах.

По характерным индивидуаль но - псих ологическим особенностям детей,

составляющим основу формирова ния гомогенных групп, различают

- п о возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели,

- по полу (мужские, женс кие, смешанн ые классы, кома нды, школ ы);

- по области и нтер есов (гуманита рные, фи зик о - математич еские, биолого -

химические и другие группы, н аправлен ия, отделени я школы);

- по уровню у мственного разв ития (у ровню достижени й);

- по личност но - психологическ им типам (ти пу мышления, характера,

- по уровню здоровья (физкультурные гру ппы, групп ы ослабленного

Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным

способностям и возможностям, то можно обеспечить гаранти рованное усвоение

Технология личнос тно - ориентированног о обучения. Технология

личностно - ориент ированног о обучения предполагает развитие личностных

(социально - знач имых) качеств учащихся посредством учебных предметов.

Современный у рок физической ку льтуры и повышение его эффектив ности

невозможно без разработ ки вопроса ли чностно - ориентированн ого обу чения.

В начале учебного года выявить урове нь физической подготовленности с

помощью тестов и со стоя ние здоровья обучающихся (по данным медицинских

карт). Личностно - ориент ированный и дифференцированный подходы важны для

обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области

физической культуры. Низкий уровень развития д в игательных качеств часто

бывает одной из главных причи н неуспеваемости учеников по физической

куль туре, а учащимся с высоким уровнем не и нтерес но на уроках, рас считанн ым

Помимо деления обучающихся на основну ю и п одготовите льну ю группы,

почти в каждом классе условно можно разделить детей еще на несколько групп

Читайте также: