Доклад про эпос любого народа

Обновлено: 20.05.2024

Для каждого народа характерен определенный героический эпос, в котором раскрываются быт и нравы определенных наций, их ценности и взгляд на окружающий мир. Этот жанр средневековой литературы, в котором воспевались народные герои и их подвиги. Зачастую эпос формировался в виде песен.

Героический эпос восточных славян представлен былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Герой Илья Муромец является центральной фигурой всего русского эпоса, он представлен в виде защитника народа и своей родной земли. Это и является причиной того, что именно такой персонаж стал народным любимцев - ведь он отображает главные ценности русского народа.

Знаменитая поэма "Давил Сасунский" относится к армянскому героическому эпосу. Это произведение отображает борьбу армянского народа против захватчиков, и его центральная фигура является олицетворением народного духа, стремящегося освободиться от иностранных завоевателей.

Памяткой немецкого героического эпоса является "Песня о Нибелунгах" - предание о витязях. Главным персонажем произведения является смелый и могучий Зигфрид. Это справедливый витязь, который становится жертвой предательства и измены, но несмотря на это он остается благородным и великодушным.

"Песня о Роланде" - образец французского героического эпоса. основная тема поэмы - это борьба народа против врагов и завоевателей. Рыцарь Роланд выступает в роли главного героя, благородного и смелого. Эта поэма приближена к исторической действительности.

Английский героический эпос представлен многочисленными балладами о легендарном Робин Гуде, разбойнике и защитнике бедных и несчастных. Этот мужественный и благородный герой обладает веселым нравом и поэтому он стал настоящим народным любимцем. Считается, что Робин Гуд - это исторический персонаж, который был графом, но отказался от богатой жизни ради того, чтобы помогать бедным и обездоленным людям.

Джангар- героический эпос калмыцкого народа. Одноименный богатырь и предводитель армии из 6000 отборных воинов, главный хан покоренных земель, не был ни самым сильным, ни самым умным из круга своих ближайших соратников, но они его почитали как своего хана и подчинялись ему. Это особенность калмыцкого эпоса. В других эпосах главный герой самый-самый. Почитайте, не пожалеете потраченного времени.

Кавказский эпос "Нарты"

"Нарты" - уникальное героическое сказание, которое объединяет множество народов Кавказа. Такие народы, как адыгейцы, ингуши и осетины, имеют разное происхождение и говорят на непохожих языках, но все они имеют свою версию сказания о нартах.

Так кто же такие нарты? Это мифический народ воинов-богатырей, некогда населявших землю. Они были великанами и силачами, проводили время в борьбе с фантастическими чудовищами или врагами. В то же время в жизни нартов многое было похоже на быт народов Кавказа: в эпосе отразились традиции и обычаи, этические нормы, которые горцы впитывали буквально с молоком матери. Можно сказать, что в этих героях кавказские сказители изображали своих соплеменников, только наделяли их исключительно самыми лучшими чертами, сверхчеловеческой силой и внушительным обликом.

Каждый народ на Кавказе создал свои сказания о нартах и собственных героев. Но есть и несколько общих персонажей, которые являются главными действующими лицами во всех версиях эпоса.

Сосруко - богатырь, рождённый из камня. Рассказ о его юности, сватовстве и героических похождениях составляет значительную часть всех сказаний о нартах. Казалось бы, что каменный великан почти непобедим - но на самом деле у него, прямо как у греческого Ахилла, есть одно уязвимое место - в разных вариантах эпоса это колени или бёдра. Сосруко знаменит также тем, что он возвратил нартам похищенный чудищем огонь - похожий подвиг совершил Прометей из древнегреческой мифологии.

Сата́на - центральный женский персонаж нартского эпоса. Она была матерью Сосруко и покровительницей всех нартов. Они относятся к ней как к мудрой наставнице. Но если нартам грозит беда, Сатана может надеть доспехи и сражаться вместе с другими воинами. Ещё она символизирует гостеприимство и хлебосольство народа. Считается, что имена эта героиня изобрела пиво - напиток для весёлых эпических пиров.

Сырдон - очень необычный эпический герой. Он прославился не богатырскими подвигами, а своим плутовским поведением и неожиданными выходками. Нарты не пожелали принять его в своё общество, и Сырдон поселился в подземном жилище. Время от времени он приходит к нартам и досаждает им разными проказами. Таких героев в фольклоре и литературе называют трикстерами: они как бы пародируют "настоящих" героев. Впрочем, и Сырдон сделал кое-что полезное: он изобрёл национальный музыкальный инструмент народов Кавказа фандыр.

Кроме этих персонажей, есть ещё много других героев, истории которых можно рассказывать очень долго. Стоит ли удивляться, что мир нартов так густо населён и богат на удивительные события, если он создан фантазией сразу нескольких народов!

Калмыцкий эпос "Джангар"

Джангар - легендарный богатырь и правитель эпической страны Бумба, в которой царит вечное благоденствие. Калмыки сложили много эпических песен о подвигах Джангара и служивших ему богатырей. Самые способные сказители могли исполнить подряд до 12 песен "Джангара". Каждая из них - это захватывающее приключение, во время которого герои могут оказаться далеко от родной страны, пережить досадные поражения и радостные победы, прибегнуть к помощи волшебства и даже сменить свой облик, чтобы наконец вновь вернуться в Бумбу, установив на земле мир и счастье.

Каждая песня "Джангара" начинается с описания прекрасной страны Бумба, где всем живётся хорошо и всего у людей в достатке. В роскошном дворце живёт хан Джангар. На пирах возле него сидят множества сильных богатырей, мудрых стариков и красивых девушек. Джангару служит ясновидец Алтан Цеджи. Он помогает ему узнавать то, что сокрыто, и использует волшебство для победы над врагами. Среди множества богатырей в эпосе по именам называются четыре. Алый Лев Хонгор - самый первый богатырь Джангара. Когда-то отец Хонгора пленил Джангара и хотел отобрать у него власть, но Хонгор встал на сторону законного хана. Строгий Санал и Тяжелорукий Савар - ещё два богатыря, которые всегда готовы прийти на помощь Джангару. Их имена говорят сами за себя. Особенно выделяется сказителями Мингъян - богатырь-красавец, "солнцеглазый", "сладкогласный", подобный луне". При каждом появлении этого героя в эпосе для него находится какой-нибудь новый эпитет. И, конечно, он всегда привлекает внимание девушек. Женат Джангар на шестнадцатилетней красавице Ага Шавдал.

После такого красочного рассказа о прелестях мифической страны Бумба начинается очередная история, главной героем которой может быть сам Джангар или один из его богатырей. Учёные-фольклористы предполагают, что раньше это были отдельные произведения, но со временем все эпические сказания соединились в одно, и разные богатыри были "назначены" воинами хана Джангара. Интересно, что песни "Джангара" не всегда повествуют о сражениях. Например, есть песня о женитьбе богатыря Хонгора. В этой песне Хонгор отправляется на поиски жены в далёкие края, но на пути ему встречается злая волшебница, которая лишает Хонгора памяти и заставляет его остаться в чужой земле. Только случай помог Хонгору выбраться из плена. Однажды на пиру его попросили спеть всеми любимое сказание о великом хане Джангаре, и лишь только богатырь пропел первые строчки, он тут же вспомнил о своей прежней жизни. Да, оказывается, и в "Джангаре" тоже могут исполнять "Джангара"! Теперь вы представляете, насколько популярен был этот эпос у калмыков.

Когда-то калмыки назывались ойратами и были очень влиятельным народом в степях Монголии. В лучшие времена их власть простиралась до гор Тибета. А потом эта золотая эпоха прошла, и калмыки были вынуждены откочевать далеко на запад, на территорию России, где они живут и сегодня. Считается, что в эпосе "Джангар" сохранилась память и мечты народа о богатом и сильном государстве. Долгие годы певцы-джангарчи шлифовали своё сказание, услаждая им слух народа. В итоге им удалось создать эпос такой же величественный и гармоничный, как описанная в нём сказочная страна Бумба.

Бурятский эпос "Гэсэр"

Этот эпос называют "Илиадой Центральной Азии". О Гэсэре пели сказители Тибета, Монголии, Алтая, но самое величественное сказание о столь знаменитом герое сложили буряты. Эпос о Гэсэре очень древний. В 1995 году в Бурятии с размахом отпраздновали его тысячелетие. Конечно, никто точно не знает, когда впервые прозвучал улигер (сказание) о Гэсэре, но, по мнению учёных, это могло произойти приблизительно в Х веке. Для бурятского народа Гэсэр - не просто эпический герой. Его считали божеством. Шаманы призывали дух Гэсэра, а сказители верили, что во время исполнения улигера Гэсэр незримо присутствует рядом. Есть предание о том, как один сказитель-улигершин безупречно пропел все части эпоса о Гэсэре и в награду за это Гэсэр послал ему с неба коня.

Сказание о Гэсэре принято делить на девять "ветвей" - частей со своим сюжетом. После рассказа о том, как Гэсэр переродился на земле, начинается череда его богатырских подвигов. Сперва Гэсэр нашёл себе трёх жён, три раза выиграв соревнование женихов. Затем в стране Гэсэра одно за другим начинают объявляться чудовища - потомки Атай Улана. Раз за разом Гэсэр побеждает их. Кроме чудовищ, на царство Гэсэра решили покуситься и три хана из далёкой страны Шарадай. Но и их ждала неудача. Впрочем, Гэсэру не всегда приходилось легко и просто избавляться от врагов. Бывало, что он находился на волоске от поражения. Например, маленький чертёнок Лойр-Лобсоголдой хитростью заманил к себе Гэсэра и превратил его в осла. В этой части эпоса главные подвиги совершает жена Гэсэра Алма-Мэргэн. Кстати, она была девушкой-богатыркой, и при первой встрече Гэсэр даже принял её за юношу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эпосы народов России

1. ОЛОНХО – ЯКУТСКИЙ ЭПОС

Олонхо – древнейший героический эпос, состоящий из невероятного множества сказаний, историй и мифов. Можно сказать, что в Олонхо включена почти вся религия и верования якутов. Олонхо состоит из 15-20 тысяч стихотворных строк и исполняется олонхосутами (сказителями) в песенной и ритмичной форме, что придает сложности и, одновременно, невероятной красоты. К сожалению, из-за отсутствия письменности и грамотности у древних якутов, Олонхо не записывались, а передавались только в устной форме. Можно сказать, что Олонхо является настоящим народным творчеством. Структура Олонхо сложна, обычно в начале рассказывается о создании Вселенной, состоящей из трех миров – Верхнего (божественного), Срединного (людского) и Нижнего (адского). В Олонхо всегда воспеваются человеческие ценности – верность браку, уважение к родителям, любовь к природе. Среди массы героев ярко выделяется Ньургун Боотур – могучий богатырь на службе у богов, защищающий мир от демонов и монстров Нижнего мира.

4. Нартский эпос (нарты)

6. Нимнгакан – эвенкийский эпос

Нимнгакан – эпическое произведение в эвенкийском фольклоре, рассказывающее о подвигах эвенкийских богатырей и предках эвенкийского народа. Основные его сюжеты – подвиги одиноких героев-первопредков, женщин-богатырок, эпическая биография двух братьев или брата и сестры. Предания (улгур) повествуют в основном о межродовых распрях, реже – о ссорах между родичами. Мифологические рассказы объясняют происхождение традиционных обычаев и запретов, повествуют о появлении на земле различных животных, рождении человека и его родстве с медведем. К сожалению, песенная поэзия эвенков изучена мало, эпос известен только в записях от эвенков Якутии и Приморья. Несмотря на схожесть с якутскими и бурятскими сказаниями, нимнгакан является уникальным самостоятельным эпосом, в котором четко выделяется культура и быт эвенков.

Эпос – это не что иное, как художественная словесность. Ее основными признаками являются событийность, повествование, лирические отступления и диалоги. Эпические произведения имеют как прозаическую, так и стихотворную форму. Подобные повествования можно встретить в народной словесности. Нередко они описываются и в произведениях конкретных авторов.

Народный эпос

В сознании первобытных людей неразделимо существовали некоторые зачатки искусства и науки, морали, религии и прочих видов направлений общественного развития. Только несколько позже все они обрели самостоятельность.

Частью культовых, религиозных, бытовых и трудовых обрядов стало словесное искусство, основным выражением которого являются древнейшие сказания. Именно в них отразились те, порой фантастические, представления, которые люди имели о себе и об окружающем их мире.

Одним из самых древних видов народного творчества является сказка. Это произведение, имеющее волшебный, авантюрный или бытовой характер, обладающее неразрывной связью с действительностью. Его герои – это герои устного эпического творчества.

Донаучные представления людей о мире нашли свое отражение и в мифах. Это повествование о духах и богах, а также об эпических героях.

К мифам довольно близки легенды. Они представляют собой полуфантастические сказания, о событиях, которые происходили в действительности. Герои легенд – реально жившие в те времена люди.

эпические герои

Об исторических событиях, имевших место в Древней Руси, повествуют былины. Это героические песни или стихотворные сказания. В них эпический герой – это, как правило, богатырь. Он неизменно воплощает в себе народные идеалы любви к родной земле и мужество. Всем нам хорошо знакомы эпические имена героев русских былин. Это Алеша Попович и Илья Муромец, а также Добрыня Никитич. Однако эпические герои – это не только богатыри. Прославляется в былинах и человек труда. Среди них Микула Селянинович – богатырь-пахарь. Созданы повествования и о других персонажах. Это Святогор – великан, Садко – купец-гусляр и другие.

Герои эпоса

Основным действующим лицом в былинах, сказках и мифах является человек. При этом эпические герои олицетворяют собой народ. То, с чем им приходится сталкиваться в жизни, это не что иное, как судьба государства и общества.

Эпические герои лишены каких бы то ни было эгоистических черт. Кроме того, они внутренне и внешне связаны с общенародным делом.

образ эпического героя

Эпические герои - это люди, вовсе не лишенные личной психологии. Однако ее основа обязательно является общенародной. Это обстоятельство и делает участника описанных в произведениях событий героем эпоса. Причем он может быть не только победителем, но и побежденным, не только сильным, но и бессильным. Но он обязательно станет эпическим героем, если будет находиться в единстве с общенародной жизнью.

Мировое наследие

У каждого народа есть собственные произведения героического эпоса. В них находят отражение нравы и быт определенной нации, ее взгляд на окружающий мир и основные ценности.

Самым ярким примером героического эпоса восточных славян является былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Здесь основное действующее лицо - богатырь. Илья Муромец – эпический герой, центральная фигура многих произведений подобной тематики. Он представлен сочинителями в виде главного защитника своей родины и народа, отразив все основные ценности восточных славян.

 микула селянинович эпический герой

В английском героическом эпосе содержится множество баллад о Робине Гуде. Это легендарный разбойник и защитник всех несчастных и бедных. В балладах говорится о его мужестве, благородстве и веселом нраве.

Илья Муромец

Самым ярким отличительным признаком эпоса является героический характер его повествования. Из таких произведений становится ясно, кто является народным любимцем, и за какие заслуги.

характеристика эпического героя

Наиболее ярко образ эпического героя Древней Руси Ильи Муромца нашел свое отражение в былинах, относящихся к киевскому циклу. Их действие происходит либо в самом Киеве, либо возле него. В центре каждого повествования находится князь Владимир. Основной темой этих былин является защита Руси от южных кочевников.

Помимо Ильи Муромца участие в событиях принимают такие богатыри, как Алеша Попович и Добрыня Никитич. По данным исследователей, в общей сложности насчитывается 53 сюжета русских героических былин. Илья Муромец является главным героем в пятнадцати из них. В былинах представлена вся биография русского богатыря, начиная от его рождения и заканчивая смертью. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Исцеление Ильи Муромца

Из этой былины становится понятно, что ее главный герой был сыном крестьянина. Его, калеку, чудесным образом исцелили старцы. Они же и послали молодца служить в Киев, для того чтобы оборонить Русь от грозного врага. Перед уходом из родной деревни Илья Муромец совершил свой первый подвиг. Он вспахал крестьянское поле. И здесь уже показывается богатырская сила этого человека. Ведь он с легкостью выкорчевал на поле пни, а эта работа всегда являлась одной из наиболее тяжелых. Нет ничего удивительного в том, что в былине этот подвиг нашел свое отражение одним из первых. Ведь мирный труд крестьянина всегда служил источником его жизни.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

В этой былине выделяют сразу несколько основных исторических эпизодов. Первый из них касается освобождения Чернигова, который осадила вражеская сила. Жители города попросили Илью Муромца остаться у них и быть воеводой. Однако богатырь отказывается и едет служить в Киев. По дороге он встречает Соловья-Разбойника. Этот отрицательный герой похож и на птицу, и на человека, и на чудовище. Его сходство с соловьем определяется тем, что живет он в гнезде на дереве и умеет свистеть так же, как и эта птаха. Разбойник он потому, что нападает на людей. Чудовищем его можно назвать из-за разрушительных последствий свиста.

Народу, создавшему это произведение, было крайне важно то, что добрый и благородный молодец Илья Муромец из обычного лука и только одним выстрелом победил Соловья-Разбойника. Важно и то, что никакого преувеличения силы человека в данном эпизоде нет. При этом сказитель высказал свое утверждение об обязательной победе добра над злом. Благодаря этому подвигу Илья Муромец выделился из всех богатырей. Он стал самым основным защитником родной земли, центром для которой является город Киев.

Русские богатыри

Эти герои эпического произведения всегда обладают недюжинной силой. Именно благодаря ей они и становятся необыкновенными людьми. Но, несмотря на это, во всех повествованиях богатырь – это обычный человек, а не какое-то волшебное существо.

 илья муромец эпический герой

В былинах эти люди, обладающие самыми лучшими качествами, противостоят злу в лице змей, чудовищ, а также врагам. Богатыри представляют собой ту силу, которая всегда способна защитить родную землю, восстановить справедливость. Всегда встают они на сторону правды. Рассказы о такой идеальной силе говорят о том, что именно о ней всегда и мечтал наш народ.

Основные черты Ильи Муромца

Этот богатырь является самым любимым героем русских былин. Он наделен могучей силой, которая дает ему выдержку и уверенность. Илья обладает чувством собственного достоинства, которым он никогда не поступится даже перед лицом великого князя.

герои эпического произведения

Народ представляет этого богатыря как защитника всех сирот и вдов. Илья ненавидит бояр, говоря им в лицо всю правду. Однако обиду этот герой забывает, когда над родной землей нависает беда. Кроме того, он призывает и других богатырей, чтобы они встали на защиту, но не князя Владимира, а матушки русской земли. Ради этого он и совершает свои подвиги.

Князь Владимир

Этот персонаж также присутствует во многих былинах об Илье Муромце. При этом стольный князь Владимир – вовсе не богатырь. В былине об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике он не совершает никаких плохих поступков. Рассказчик показывает его как человека, не обладающего мужеством. Ведь киевский князь испугался доставленного в город Соловья-Разбойника. Однако есть и другие былины. В них Владимир несправедлив и плохо поступает с Ильей Муромцем.

Микула Селянинович

Этот герой встречается в нескольких былинах. Они повествуют еще о Вольге и о Святогоре.

Исходя из старинных понятий, Микула Селянинович является оратаем. Его отчество означает "землепашец".

Микула Селянинович - эпический герой, образу которого постоянно сопутствует ореол славы и сакрализация. Народ воспринимал его как крестьянского покровителя, бога Руси, святого Николу. Сакрализация присутствует даже в образе сохи, плуга, а также в самом акте пахоты.

Вольга и Микула Селянинович

Эту былину народ создавал в течение нескольких веков. При этом неизвестно, является ли Микула Селянинович реальным человеком, жившим в те далекие времена или нет. А вот Олег Святославович – это князь, двоюродный брат Владимира Мономаха и внук Ярослава Мудрого.

О чем же повествует эта легенда? В ней рассказывается о встрече двух богатырей – князя и крестьянина. До этого каждый из них занимался своими делами. Князь воевал, а пахарь обрабатывал поле. Интересно, что в этой былине оратай одет в праздничные одежды. Таковы правила этих произведений. Богатырь должен быть всегда красивым. Образ Вольги (Олега Святославовича) противопоставлен будничной работе крестьянина. При этом труд пахаря почитается в былине больше воинского.

герои устного эпического творчества

Отношение народа к богатырю

Доказать, что Микула эпический герой, несложно. Ведь его образ, олицетворяющий собой крестьянскую силу, проникнут большим уважением. Это чувствуется и в связи с использованием ласковых слов, когда героя называют оратай-оратаюшко.

Приветствуется народом и скромность богатыря. Ведь он говорит о своих делах без всякого хвастовства.

Святогор

В одной из былин, где встретились два героя, образ Микулы становится несколько иным, приобретая космическое звучание. Однажды случилось так, что Святогор, ехавший на коне, увидел пешего молодца. Он попытался догнать Микулу, но сделать это так и не смог.

как была создана калевала история эпос

как была создана калевала история эпос

Отметим, что фольклорные песни собирал не только Лённрот. При создании Калевалы он использовал работы финских фольклористов XIX века: К. Готтлунда, С. Топелиуса, Д. Европеуса, К. Алквиста.

Калевала — это эпическое название страны, в которой живут карело-финскиенародные герои.

как была создана калевала история эпос

Основная идея их эпических приключений — в противостоянии добра и зла, темных (страны мрака и холода) и светлых (страны солнца и радости) сил. Есть и главный отрицательный персонаж — Лоухи, колдунья, хозяйка темной страны Похьёлы, которая сначала предстает как умная и гостеприимная, но потом из-за желания владеть чудесной мельницей Сампо ее одолевают зависть и злость.

До XIX века в общем-то никто особо не занимался изучением карело-финского эпоса.

как была создана калевала история эпос

Элиас Лённрот

Лённрот, в свою очередь, стремился создать единое произведение понятное для всех местных диалектов. Ведь тогда в Финляндии общего литературного языка, по сути-то и не было. Он пока только формировался на основе западных диалектов. И именно Лённрот стал одним из самых активных пропагандистов общедоступного языка с народными словами из восточного диалекта.

как была создана калевала история эпос

как была создана калевала история эпос

Карельские сказители, братья Поавила

Вообще рунопевчество существовало по всей Финляндии с древних времен вплоть до XVI века, когда шведская лютеранская церковь (Суоми входила в состав Королевства Швеции) начала активную борьбу с языческими пережитками, а пение эпических рун приравнивалось к колдовству. Старые традиции устного народного творчества стали постепенно угасать. Однако они хорошо сохранились в христианской Карелии, где население не подвергали гонениям за исполнение древних сказаний и заклинаний.

Кроме географического места возникновения рун споры вызывало время их зарождения и авторство простого народа.

как была создана калевала история эпос

Мать Лемминкяйнена у тела сына

После смерти Лённрота в 1884 году некоторые фольклористы начали опровергать его теории о народном происхождении эпоса, особенно К. Крон и его школа. По их мнению, такое грандиозное поэтическое произведение, ценнейшее из того, что создано на финском языке, никак не могло быть творчеством бедного и неграмотного карельского народа.

как была создана калевала история эпос

В 20-30-е годы прошлого века в Финляндии большую популярность получила теория аристократического происхождения эпоса Г. Наумана, которая поддерживала школу К. Крона и его мнение о зарождении рун среди западнофинских викингов. Но немецким реакционным фольклористам этого было недостаточно. Они считали, что сюжеты карело-финского эпоса были заимствованы из германской героической аристократической поэзии.

Особенно бурно такая псевдонаучная идеологическая деятельность развернулась, когда среди германских фашистов стал модным языческий культ Вотана (Одина) — верховного бога в германо-скандинавской мифологии.

как была создана калевала история эпос

В годы Великой Отечественной войны, когда Финляндия оккупировала западную часть Беломорской Карелии, Калевала даже стала орудием пропаганды для работы с населением Карелии как с финской, так и с советской стороны.

как была создана калевала история эпос

Финны продвигали идею создания Великой Финляндии и считали, что Восточная Карелия должна находиться в ее составе как исторически финская территория. В июле 1941 года был создан специальный просветительский отдел для работы с народами, родственными финнам, с целью воспитания истинных граждан Великой Финляндии. Частью пропаганды были праздники, в том числе и день Калевалы: зачитывали доклады, пели песни и показывали театральные постановки по мотивам эпоса.

как была создана калевала история эпос

Еще в конце XIX века были проведены сравнения исходного материала, хранившегося в архивах Общества финской литературы со всеми версиями книги. И уже тогда стало известно, что лишь чуть более 30% строк звучат точно так же, как в оригинале.

как была создана калевала история эпос

Богиня Ильмитар

Читайте также: