Доклад про диктаторов по политологии

Обновлено: 05.07.2024

Формы правления делятся на демокр. и диктаторские. Демократия и диктатура сущ-ют в чистом виде только как теор. конструкции, а наилучшей формой правления явл. смешанная. При диктатор. способе пол. руководства система общеполитийных руководящ. структур не допуск. участия некоторых субъектов внутриполитийного общения в контроле над общеобязат. норматив. регулированием. Формулирование пол-ки явл. монополией остальных индивидов и орг-ций, кот. принадлежат к политии. Для сохр. такого положения общеполитийные органы управления применяют все рычаги воздействия, вплоть до воор. сил. Часто ущемляются права граждан, жалобы не удовл-ся, но они вынуждены сносить нарушения под угрозой санкции со стороны правоохр. органов за малейший протест. Разрядить напряженность может реформа сверху, под влиянием групп, кот. понимают, что ведение данной политики не в их интересах, т.к. недовольство их партнеров по пол. деятельности растет. Если этой реформы нет, то терпение угнетаемой группы к-нибудь кончается и на силу они отвечают силой(вспышки насилия). Средством устранения деспотии явл. прим-ие демокр. способа правления. Для диктатуры сопротивление усилиям верх. власти – отклонение от нормы, кот. д.б. подавлено. Субъектов внутриполитийной жизни рук-во отстраняет от участия в формир. соц. норм, применяя прием, по кот. центр. власть решает местные дела. Ограничение нормотворчества противников верх. власти, санкционирования организаций уровня промежуточных групп. Большая детализация прав. регулирования поведения тех субъектов, по отнош. к кот. он прим-ся. Высокая степень формализации поведения людей(огранич-ся рамки своб. усмотрения).

Социалистические полит-е учения в ХХ веке.

Эволюция теоретических представлений о генезисе политической организации общества и права под влиянием прогресса исторического знания в конце XIX-XX вв.

2. Все нецивилизованные общества являются несовершенными с точки зрения идеала полной и точной реализации целей нормативного регулирования. В общественных организмах , не достигших уровня цивилизации, нормативное регулирование обеспечивает лишь большее или меньшее приближение к этому идеалу. В нецивилизационном обществе не до конца реализуется аристотелевская идея распределяющей и уравнивающей справедливости (люди потребляют больше, чем производят).

Это обстоятельство установилось, когда современные ученые опровергли мнение, что при нецивилизационном обществе один человек производит столько, что может едва обеспечить себя и членов своей семьи. В нецивилизационных обществах производится прибавочный продукт.

На основе этого ряд наших ученых отходят от концепции эволюции политической организации общества и права, сформулированных в XIX-XX вв.

В первой половине XIX века увеличилось количество сторонников точки зрения о праве, как о политическом явлении, право функционирует с момента возникновения человечества. Во второй половине XIX-началеXXвв., концепция о появлении политико-юридических феноменов одновременно с древнейшими коллективами людей. В теории второй половины XIX-начала XXвв. о присутствии политики и права во всех обществах, полностью или частично воспроизведены уже рассмотренные теоретические представления об основополагающих отличиях способа общественной организации на начальной фазе социальной эволюции.

Все больше современных ученых приходят к выводам теоретической позиции: реализующее систему потребностей своих членов и поэтому самостоятельное от человеческих общностей за пределами его границ социальное объединение со сложной структурой – феномен всей истории человечества. Первые политические организации общества функционировали в локальных группах кочующих охотников собирателей. Но признание небольшого социального объединения организованной общностью людей противоречит укоренившимся догмам, которые разделял Л.Г.Морган. Ж. Боден писал, что для образования политической организации общества достаточно 3 семьи. Также его суждения подхватил Ш. Монтескье. Д. Остин постулирует, что политическая организация общества существует при обеспечении всех потребностей социальной системы (должна составлять несколько сотен человек).

Но, признание локальной группы охотников-собирателей политической организацией общества не должно влечь за собой критику за отступление от всех традиций политологи и юриспруденции.

67. Проблема легитимности политического руководства в политологии XX вв.

При отсутствии должного контроля со стороны общества политик может сосредоточить в своих руках огромные властные ресурсы, что нередко приводит к формированию диктатуры.

Отличие диктатуры от демократии

Давайте разберемся, в чем опасность и особенности этой формы реализации политической власти, и почему диктатура нередко поддерживается со стороны общества.

Диктатура — это.

Диктатура (лат. dictatura) — это одна из форм реализации политической власти, которая характеризуется концентрацией управленческих полномочий в руках одного лица или правящей группировки, имеющей схожие политические позиции.

Отличается директивным правлением, не зависящим от формы власти и отношения к ней.

Этот признак ярко иллюстрирует Франция эпохи ВФБР (революции), где установилась республиканская форма власти (демократия), однако способом реализации власти стала якобинская диктатура.

Диктаторские режимы часто используют репрессивные меры (это как?) против сил, не разделяющих их идеологию (что это такое?) или политические взгляды. Также они подавляют права и свободы граждан, чьи действия противоречат принципам правящего режима.

Котел

Почему граждане нередко поддерживают диктатуру можно посмотреть здесь:

Кто такой диктатор

Диктатор — это лидер государства, который обладает неограниченной властью.

Современная политология (это что?) ассоциирует такого политика с жестким стилем правления, нередко выходящим за рамки правового поля. В новейшей истории известно много диктаторов, которые узурпировали власть и долгое время правили страной.

  1. Франко в Испании.
  2. Хорти в Венгрии.
  3. Саддам Хусейн в Ираке.
  4. Салазар в Португалии.
  5. Аугусто Пиночет в Чили.
  6. Муамар Каддафи в Ливии.
  7. Пол Пот в Камбодже.
  8. Сухарто в Индонезии и другие.

Большинство из них получили власть в результате переворотов, бунтов, революций (это как?), а также опираясь на поддержку военной хунты. В ряде случаев вмешивались зарубежные силы.

Могло быть и так, что будущий диктатор выиграл выборы и задержался во власти на долгое время. Подобное произошло с Ф.Маркосом, который стоял у власти на Филиппинах около 20 лет.

Многим диктаторам удалось создать сильное государство, политика которого отражала интересы народных масс. Такие режимы часто попадали под санкции (это что?) и эмбарго (это как?), но были понятны и прогнозируемы в своих действиях, и исключали беспредел на подконтрольных территориях.

Свержение Хусейна и Кадафи спровоцировало хаос в Ираке и Ливии, создав условия для расцвета террористов и ультраправых элементов.

Манипуляция

В отдельных странах формировался режим коллективной диктатуры (Сомали 1997—1999 года или Югославия после кончины И.Броз-Тито в 1980 году). Здесь ответственность за принятые решения несли одновременно все участники правящей группировки.

Формы диктатуры

При ответе на вопрос что такое диктатура нужно помнить, что она способна принимать форму авторитаризма (это как?) или тоталитаризма (это что такое?).

Авторитарные режимы получили широкое распространение в постколониальный период в странах третьего мира.

Тоталитарные диктаторы наиболее ярко проявили себя в СССР (И.Сталин) и фашистской Германии (А.Гитлер). Они сумели подчинить своим идеям многомиллионные массы, видевшие в них людей, способных обеспечить процветание страны на долгие годы.

Достоинства и недостатки диктатуры

Сторонники диктаторских режимов видят в них следующие достоинства:

Фигуры

В числе недостатков диктатуры называется:

  1. чрезмерно жесткое правление с репрессиями и подавлением инакомыслия;
  2. смерть или низвержение диктатора (особенно если он правил долгий срок) способна вызвать политические потрясения в стране;
  3. формируется определенный застой в высших кругах политической власти, вызванный ее несменяемостью;
  4. отсутствие развитых оппозиционных сил препятствует объективной оценке результатов деятельности власти, что повышает шанс на ошибки;
  5. отсутствие политического плюрализма (это как?), благодаря чему исключается легальная возможность смены лидера государства в случае проведения политики, противоречащей интересам граждан.

Заключение

Диктатура считается одной из самых древних форм осуществления политической власти.

За несколько тысячелетий она прошла большую эволюцию от опиравшихся на толпу античных режимов до развитых политических систем XX века, подчинивших государственные ресурсы собственным целям.

Неизменно оставалось одно - жесткий стиль правления, развитый репрессивный аппарат и стремление к исключающему компромиссы единоличному правлению.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Есть люди, которым нравится диктатура, в той или иной мере. Чем дальше в сторону Азии, тем сильнее это явление.

Дмитрий: ну, скорее не диктатура нравится, а авторитарный стиль правления. Кстати, Европе тоже придется через это пройти, либо погибнуть. Так демократия, что у них существует сейчас не жизнеспособна.

Жаль, что диктатура, как правило, используется с целью обогащения правящего клана и всех приближенных. Ведь имея в руках практически абсолютную власть можно сделать для народа что-то хорошее. Однако, как показывает практика, удовлетворять непомерные амбиции и не всегда здоровые желания гораздо приятнее и интереснее, чем беспокоится о благе других людей.

Понятие государственно-политического режима

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства)[1] , так и в широком своем понимании (вся функциональная характеристика политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти).

Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

  • степень участия народа в формировании политической власти;
  • гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
  • степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
  • положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

Политический режим является важным, активно функционирующим институтом[2] политической системы, с помощью которого осуществляется государственная власть. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Типология политических режимов.

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально классовую структуру, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства.

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

В современном мире политические режимы также не однотипны. Проблематично сравнить, например, монархические режимы европейских стран (Великобритания, Испания, Швеция) и республиканские режимы в арабских государствах (Иран, Ирак и др.). Существенно различаются политические режимы и в социалистических странах Азии (КНДР и Китай).

Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. Так, природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т. д.

Нравственная природа авторитарного режима — это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений. Авторитарное, а особенно тоталитарное, государство активно и прямо вторгается в непринадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

Тоталитарный режим (тоталитаризм).

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм (в частности, нацизм), сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.

Исторические предпосылки тоталитаризма. Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного, едино действующего общества. В VII—IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и др., отвергая конфуцианство, выступили с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни, в том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установление круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т. п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима большинству из современных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить, понятнее после изучения Платона. Либеральные демократы, философы Б. Рассел, К. Поппер в целом пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.

Осмысление тоталитарного режима осуществили немецкие мыслители XIX в.: Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше, О. Шпенглер и некоторые другие авторы. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Этот далеко неполный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в различных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Характерные признаки тоталитаризма . Единого подхода в этом вопросе нет. Российский историк и политолог В. В. Ильин предлагает набор из шести признаков тоталитаризма, Ю. Борисов и А. Голубев выделяют лишь два комплексных признака.

  1. всеобщая государственная идеология;
  2. одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, т. е. исключительно одаренным и наделенным особым даром;
  3. монополия государства на средства массовой информации;
  4. монополия государства на все средства вооружения;
  5. особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
  6. жестко централизованный контроль над экономикой.

Далее подробее рассматриваются сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли за границы официальной идеологии преследовались.

Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения гитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку народами этих стран.

Правящая партия и государственная власть находятся под руководством одного человека (вождя), который настолько полно отождествляется с общей доктриной и судьбой государства, что, пока он стоит у власти, вокруг него создается культ личности. Так, фашистской Италией руководил Муссолини, нацистской Германией правил Гитлер, Сталин был бесспорным руководителем Советского Союза в течение длительного периода, а Мао Цзэдун являлся единственным официальным руководителем Китайской Народной Республики со времени ее учреждения.

Партийные функционеры также получают крупные посты в бюрократической системе и обеспечивают приверженность масс идеологическим догмам на всех общественных уровнях.

Специфическими чертами тоталитарного режима являются организованный террор и тотальный контроль, применяемые, чтобы обеспечить приверженность масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применение пыток.

На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т. п.

Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Для тоталитарных режимов характерны монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечивается политическая мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

Жесткий централизованный контроль над экономикой также является важной чертой тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тотальный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Структурно тоталитарный политический режим можно представить в виде схемы:


Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации своих идеологических доктрин и корыстных экономических интересов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим (Германия, Италия, Испания и др.) системам, либо к социалистической демократии (Китай и др.). КНР в 1980 г. отошла от маоистской теории и практики социализма и сегодня добилась устойчивого развития смешанной экономики и управляемого государством рынка, достаточного уровня жизни для всех своих граждан.

Низкий уровень общественного сознания при высоких темпах развития капиталистических отношений может привести к установлению тоталитаризма. Однако тоталитаризм - тупиковый вариант развития, со временем разлагающийся изнутри, который приводит либо к катастрофе, например разгрома в войне, либо, по мере развития общественного сознания, к переходу в сторону демократии через авторитаризм.

Человечество, кажется, наверное, даже неизбежно, должно переболеть этой болезнью. Этой искаженной, извращенной формой здоровья, такого, когда достигается единство при многообразии и свободе воли.

Однако история имеет свойство повторяться, и, как и раньше, к установлению новых тоталитарных, или авторитарных режимов, будут использованы все те же предлоги – необходимость наведения порядка.

И так, по кругу, как говорил еще Платон, общество рискует вновь вернутся к отправной точке.

Используемая литература

[1] Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 58

Гост

ГОСТ

Понятие диктатуры

Диктатура - форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота власти государства сосредотачивается в руках единственной политической позиции, которая принадлежит либо одному человеку, то есть диктатору, либо правящей группировке лиц, то есть союзу, партии, классу и т. д.

Со стороны политологии, диктатура представляется формой осуществления власти, при которой правитель либо управляющая группировка, независимо от властной формы, независимо от формы отношения к власти, реализует собственное управление прямым, директивным путём. Независимость такой формы реализации власти от формы власти и формы отношения к власти ярким образом отражает пример системы политики, которая возникла как итог Великой французской революции: формой власти представлена республика, формой отношения к власти является демократия, формой осуществления власти представлена диктатура.

Функционирование диктаторского режима сопровождено репрессивными либо радикальными мерами, направленными против политических оппонентов, и жёстким давлением или устранением каких-либо прав и свобод граждан, каким-либо образом противоречащим позициям такого режима.

Оптимальность и эффективность такой формы реализации власти зависят от множества факторов, в том числе от:

  • принятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти;
  • объективной ситуации;
  • формы отношения власти и общества;
  • формы идеологической обоснованности власти.

На сегодняшний день диктатурой традиционно называют властный режим единственного лица или группировки лиц в противопоставлении народу, которые не ограничены законодательными нормами, не сдерживаемы какими-то политическими или общественными институтами. Несмотря на то, что часто в условиях этой диктатуры сохранены отдельные институты демократии, их настоящее воздействие на политику сведено к минимуму.

Формы и виды диктатуры

В настоящее время основными формами, в которых могут проявляться диктаторские системы политики, представлены авторитаризмом и тоталитаризмом. Последний из названных обладает наиболее историческим значением, он относим преимущественным образом к конкретным режимам середины - конца 20 века, в тот период как первый активным образом применяется для характеристики современных стран с высокоцентрализованным управлением, которые ассоциируются в основном с третьим миром. Не акцентируя внимание на наличие общих черт, которые продиктованы родовой близостью, эти две формы обладают также и рядом отличий, которые не позволяют смешать их меж собой.

Готовые работы на аналогичную тему

Если в границах тоталитарной системы страна, ее руководящие органы, экономика, общество, идеология и иные элементы социума создают единое образование, то авторитаризм охарактеризован наименьшей степенью подавления разнообразных аспектов жизни общества.

Например, государство, хоть и пользуется неспособностью гражданского общества оказать сопротивление власти, но, тем не менее, не применяет никаких мер, которые бы направлялись на прекращение его существования.

Кроме этого, если при тоталитаризме власть сконцентрирована в руках конкретной организации или группировки, к примеру, партии политики, то ядром полномочий власти при авторитарной форме представляется само государство как таковое. В силу вышесказанного, смена политического авторитарного режима на демократическую форму общества не обязательно несет в себе радикальные изменения всей системы общества в целом, в тот момент как при демократизации тоталитарной формы социума такого образа модификации являются неизбежными.

Авторитарные режимы являются неоднородными, также могут подвергаться классификации. В частности, необходимо различать следующие виды:

Невзирая на общие диктаторские наклонности, в их числе — к использованию силы, такой режим допускает частную собственность, устремлен опереться на конкретные расслойки общества, в которых находится в поисках поддержки; в стране присутствуют либеральные составляющие, а э устройство экономики общества задает условия для их последующего развития: чем более активно модернизируется экономика, тем более сильно развиваются тенденции к демократии.

Исторический аспект предусматривает существование гибридных режимов, объединявших в себе некоторые черты тоталитаризма и авторитаризма, примером этому является режим Франко в Испании 30-х годов 20 века.

Читайте также: