Доклад про букву с

Обновлено: 02.07.2024

Буква С — это не просто буква. Одна буква, а столько вопросов: что такое С, какая это часть речи, как употребляется в русском языке. Начнем по порядку.

Что такое С в русском языке?

Прежде всего, С — это буква русского алфавита. Она занимает девятнадцатое место в алфавитном ряду.

С — это звук, при произнесении которого кончик языка слегка просунут между двумя рядами зубом: верхним и нижним. При выдувании воздуха голос не используется. Боковинки языка плотно упираются и прижимаются зубами верхнего и нижнего ряда.

С — это глухой согласный звук, обозначающий парную букву С.

Есть у нее звонкая подруга З. Во многих словах мы допускаем ошибки, используя С вместо З и наоборот — З вместо С.

Про написание таких проблемных слов мы регулярно публикуем правила.

С — это слово, являющееся предлогом перед изменяющимися частями речи, кроме глагола.

История буквы С

Происхождение буквы С греческое, взяла свое начало от сигмы.

Это единственная буква в алфавите после О, которая пишется одинаково как в строчном, так и прописном вариантах.

Произношение С

Звучит С глухо, свистяще. Это согласный звук, имеющий как твердое, так и мягкое произношение.

Мягко произносится [с`] (перед е, ё, и, ь, ю и я).

Некоторые звонкие согласные озвончают и стоящую перед ними С на [з]: сгрести — [зг]рести, сдвоить — [зд]воить и т.п.

Шипящие тоже влияют на впереди стоящую С, дублируя себя вместо С: сшить — [шш]ить, сжечь — [жж]ечь и т.п.

Какая часть речи С?

С — это еще и слово. А все слова относятся к определенной части речи.

С, как слово, принадлежит к служебной части речи. Это предлог, который приобретает форму — со -, если слово, следующее за ним, начинается с -с/з-: со скатертью, со звездами.

С употребляется не со всеми словами, а только с существительными, прилагательными и числительными:

  • с широтой и высотой;
  • с прекрасными намерениями;
  • с тремя одноклассниками.

Никогда не используется с глаголами, наречиями, деепричастиями, причастиями, а также со служебными частями речи.

Слово С, как предлог, используют с самостоятельными частями речи, указанными выше, только в косвенных падежах.

  • со множеством;
  • со дня на день;
  • со лба;
  • со свекровью;
  • со рвением и т.д.

1. Предлог С служит для указания объекта направленного действия:

  • играть с детьми;
  • созвониться с Москвой.

2. Для указания места действия или явления:

  • приплыть с другой части света;
  • вернуться с работы.

3. Указание, что у кого-то что-то есть;

  • дедушка с усами;
  • мешок с пшеницей;
  • открытка с пожеланиями.

4. Указание на состояние объекта:

5. Указание места происхождения объекта:

6. Указание на объект совместного действия:

7. Указание причинной связи, источник происхождения состояния или действия:

8. Указание цели выполнения действия:

  • обратиться с претензией;
  • написать с просьбой.

Этот блог посвящён знакомству с алфавитом - у нас оно должно получиться креативным, развлекающим, развивательным, познавательным и, наконец, вкусным! :) Будьте с нами!

svētdiena, 2014. gada 3. augusts

Буква С


Буква С - 19-ая буква русского алфавита. Буква С обозначает согласный глухой звук: твёрдый [С] и мягкий [С'].

Слова, начинающиеся на букву С: стол, слон, семья, стул, сушка, самолёт, сирень, санки, сироп, снег, снеговик, солома, спина, суша, собака, сверло, свеча, снегирь, сметана, сова, сорока, стекло

Слова, с буквой С в середине: маска, остров, костёр, аист, барсук, киска, лист, лиса, мост, Максим, мусор, астра, басня, волосы, гости, занавеска, краски, песок, тесто, диск

Слова с буквой С в конце слова: квас, вес, ананас, бокс, гипс, лес, укус, аванс, волос, голос, редис, фокус

Несколько букв С в слове: сосулька, [сказ(с)ка], уксус, сосед, соска, космос, массаж, кассир, сестра, список, состав, соседи

Нарисуем полукруг -
Буква С возникла вдруг.

Слон стоит такой большой,
Он качает головой.
Букву С он дарит нам,
Та же О, но пополам.

Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.

Букву С нам надо знать,
Чтобы слово прочитать.
Смех, смекалка, самолёт,
Буква С зовёт в полёт.

Букву С люблю я очень,
С буквы С пишу "Сыночек".
Что ещё? Сказать Сумей-ка!
Сок, и солнце, и скамейка!

Месяц вышел из-за тучи,
По нему учиться лучше -
Сразу узнаётся "эС",
Смотрит буква С с небес.

Слон по Африке гулял,
Длинным хоботом вилял.
А потом раз! - исчез:
Превратился в букву . .

Слон - огромный дядя-слон,
Слушать сказки любит он.
Сказку про дремучий лес
Слушает под буквой . .

Семь суток сорока старалась, спешила,

Продавец продаёт сухие продукы:
Сухарики, сушки и сухофрукты.
Сухие баранки и крекеры есть.
Но всухомятку не нужно их есть.

Я несу СУП-СУП!
А кому? ПСУ-ПСУ!

Сколько ножек и сколько сапожек у сорока сороконожек?

Киска из миски пьёт молоко.
Миска от киски стоит далеко.
Тянется киска к миске своей.
Киска, из миски пей поскорей!

Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

Сорок сорок воровали шорох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.

Чистоговорки (здесь)
Су-су-су - Мы увидели лису.
Сы-сы-сы - рыжий хвостик у лисы.
Са-са-са - убежала в лес лиса.

Са-са-са, вот летит оса.
Со-со-со, покатилось колесо.
Су-су-су, кашу дочке я несу.
Сы-сы-сы, у дяди выросли усы.

Ас-ас-ас, мама сделала нам квас.
Ос-ос-ос, посмотри как много ос!
Ус-ус-ус, от осы большой укус.
Ыс-ыс-ыс, не боится папа крыс.
Ис-ис-ис, Стас с качелей спрыгнул вниз.



Прописные и печатные буквы С

Рекомендуют детям младшего возраста не линеить лист в самом начале. Потом через какое-то время начертить "пол". А только потом "потолок", таким образом ограничить пространство.


Изображения буквы С и картинки на С (отсюда)



















(из книги Н.Кочугова "Звуки и буквы")

Сказка про букву С (здесь)

Буква С была самая светлая, самая сияющая, светящаяся, самая счастливая буква Алфавита, потому что у неё было большое, светлое сердце — как солнышко! И вся она поэтому светилась, как маленькое солнышко! У неё даже в квартире совсем не было лампочек, она в них просто не нуждалась. Везде, где бы она не появлялась, сразу становилось светло, как днём.

Однажды наша светящаяся буква С пошла прогуляться. Она шла, шла, и не заметила, как уже день закончился, и вокруг стемнело, потому что ей везде было светло, вот она и не заметила. Вдруг она услышала, что кто-то плачет. Только тогда она поняла, поглядев на тёмное небо, что уже наступила ночь, так как на небе уже стали появляться звёздочки. И она поспешила на помощь туда, откуда доносился плач. Как только она подошла к одному большому кусту смородины, плач прекратился. Буква С посмотрела и увидела там маленькую девочку, которая сидела и плакала.

- Я собирала смородину и не заметила, как стало темно. И теперь не знаю куда идти, и сижу, и боюсь! А-а-а! – заплакала снова девочка.

- Ну, не плачь! Я тебе помогу! – успокаивала её буква С. И девочка, видя, что вокруг вдруг стало светло, успокоилась.

- Сейчас уже очень поздно возвращаться домой. Давай я сделаю нам домик-шалаш из веток. Мы в нём переночуем, а завтра утром я тебя выведу из леса. Ладно?

- Ладно! – заулыбалась девочка. Она очень обрадовалась свету, который шёл от буквы С и освещал всё вокруг.

Только сова, которая охотилась ночью на мышей, ничего не могла понять в ту ночь, потому что на поляне было светло, как днём. Из шалаша во все стороны лился яркий свет, и освещал всю поляну.

А вообще, солнышко, только маленькое, находится в сердце каждого человека. Только его нужно суметь открыть, и оно будет всё освещать вокруг, как у буквы С.

Но очень часто это внутреннее солнышко бывает закрыто тучками. А какими тучками, мы тебе расскажем в следующей сказке про букву Т, которая жила этажом ниже буквы С. Так вот, когда буква С отвела девочку домой и вернулась к себе в Алфавит, то она тихонько-тихонько, чтобы не потревожить букву Т, прошла к себе на этаж.

Она уважала и любила эту букву и все другие буквы тоже. А потом буква С принялась за свои обычные дела. Она давала советы по свету. Как бы сделать так, чтобы солнышко, которое было в сердце, светилось.

План выполнения проекта:

Доклад к проекту

С буквы С начинается слово Стужа, которая велит всем одеваться теплее в стихотворении В. Данько.

Буква С является согласной и её нельзя петь.

А в рассказе Ф. Кривина про букву С сказано, что она Свистит.

В стихотворении С. Маршака с буквы С начинается слово Свинья, которая в этом стихотворении является большой спорщицей.

Также с этой буквы начинаются слова Сильный, Смелый, Самостоятельный.

Из прочитанного о букве можно сделать вывод о её характере.

Эта буква должна быть очень активной, всегда иметь своё мнение, быть самостоятельной и смелой.

С буквы С начинаются названия многих животных: свинья, сокол, соболь, скунс, сайгак.

Также буква С кажется мне Суровой, ведь с этой буквы начинаются такие слова, как Север и Стужа.

Но при этом этой букве не чужд Смех.

Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.

_______

Слон стоит такой большой,
Он качает головой,
Букву С он дарит нам,
Та же О, но пополам.

В небе полная Луна,
Словно буква О она.
Но прошла всего неделя
(Как же мы недоглядели!)
Вместо О на нас с небес
Ярко светит буква… (С)

Кусок от бублика я съел,
И получилась буква… (не Л, а С)

Буква С — сильная и смелая буква в нашем алфавите и несомненно заслуживает почётного места в Музее букв.

Букву С мы можем встретить возле красивых Скульптур в нашем Музее.

Любит эта буква и Стихотворения, например Сонеты.

Буква С является согласной, и её, к сожалению, нельзя долго тянуть и петь, зато она может весело свистеть.

На букву С начинаются многие вкусные, полезные и живые слова: Салат, Сельдь, Самостоятельность, Стрижка, Сила, Слон, Сера, Суббота.

Вот такая она — моя любимая буква С!

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект: "Весёлая азбука" позволяет сделать уроки обучения грамоте более интересными и увлекательными. Знакомство с новой буквой превращается в маленький праздник.

ВложениеРазмер
bukva_s_spiridonova_kseniya.pptx 2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В книжной полке на стене Буквы жили в Букваре. Но однажды наш Букварь Взял и с полки вдруг упал. Спиридонова К.К. 1 А школа 49 Москва 2013

Поднимаем мы Букварь - Что-то он потоньше стал. Кто из Вас подскажет мне: Все ли буквы в Букваре? Спиридонова К.К. 1 А школа 49 Москва 2013

На Красной площади парад И в строю стоит … Отправляется в полет Реактивный … Спиридонова К.К. 1 А школа 49 Москва 2013

В зоопарке есть загон Там огромный ходит… Летает в небе птица Веселая … Спиридонова К.К. 1 А школа 49 Москва 2013

На краю оврага Гавкает … Утащила киска Со стола … Спиридонова К.К. 1 А школа 49 Москва 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".

Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода.


Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".

Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель.


Проект: "Весёлая азбука. Буква П".

Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся.


Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".

Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными.


Проект: "Весёлая азбука. Буква А".

Проект "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте более интересными и эффективными. Ведь ученики выступают в роли учителя. Проект - совместное творчество родителей и детей.


Проект: "Весёлая азбука. Буква Ш".

Проект- одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект: "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте интереснее и продуктивнее. Проект- совместное творчество родителей и дет.


Проект: "Весёлая азбука. Буква Щ".

Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект: "Весёлый счёт" позволяет сделать уроки обучения грамоте более интересными и продуктивными. Проект - совместное творчество родителей и .

Читайте также: