Доклад про боинг 747

Обновлено: 13.06.2024

История

Истоки программы

В 1963 году ВВС США развернули исследования с целью создания большого стратегического транспортного самолета. Созданный на тот момент C-141 Starlifter был хорошим самолетом, но не мог полностью удовлетворить потребности военных — нужен был намного более вместительный транспорт. В 1964 году Пентагон опубликовал пакет требований по программе CX-HLS (CX — Heavy Logistics System). Нужен был самолет, способный перевозить до 81,6 тонн груза на скорости до 800 км/ч на дистанции до 9300 км. Грузовой отсек при этом должен был быть не менее 5,18 метров в ширину, 4,11 метров в высоту и 30 метров в длину, а так же иметь возможность погрузки как через хвост, так и через нос.

Предполагалось, что самолет будет четырехдвигательным. Кроме того, была развернута программа создания новых, намного более мощных двигателей, так как имевшиеся на тот момент не справились бы с задачей.

Участниками тендера стали Boeing, Douglas, General Dynamics, Lockheed и Martin Marietta. Двигателями занялись General Electric, Curtiss-Wright и Pratt & Whitney. В процессе отбора, General Dynamics и Martin Marietta, а так же Curtiss-Wright вышли из гонки.

b747-7

Одной из больших проблем для разработчиков было требование погрузки грузов спереди. Это значило, что стандартная компоновка самолетов, в первую очередь, размещение кабины не сработало бы. Задача была решена всеми компаниями одинаково — кабина была поднята в верхнюю часть фюзеляжа с фактическим созданием верхней палубы. У Дугласа это был небольшой выступ для кабины, Lockheed сделал вторую палубу узкой и низкой, но растянул ее почти по всей длине самолета, как позвоночник, а Boeing сделал более крупный горб за кабиной, заканчивавшийся возле передней кромки крыла.

Коммерческая потребность

Не смотря на изначально военный заказ на большой транспорт, такой самолет, в пассажирской версии так же имел хороший потенциал. Конец 1960-хх годов бы периодом бурного роста авиаперевозок — количество пассажиров росло так быстро, что флагманские лайнеры Boeing 707 и Douglas DC-8 со своими ролями уже едва справлялись.

Еще на этапе проработки программы CX-HLS, Хуан Трипп — президент авиакомпании Pan American (Pan Am) — крупнейшего эксплуатанта моделей 707 требовал создать новый пассажирский самолет большей вместимости. Он заявлял, что увеличение количества 707-ых в его парке не решает проблему, а в долгосрочной перспективе, перегрузка рейсов может привести к коллапсу авиаперевозок.

В сентябре 1965 года тендер CX-HLS завершился победой Lockheed, в результате, был создан транспорт Lockheed C-5 Galaxy. Но проигравший Boeing решил не оставлять свои наработки.

Проект создания пассажирского самолета на базе CX-HLS возглавил один из членов команды разработчиков Boeing 737 Джо Саттер. Он развернул широкую исследовательскую работу совместно с авиакомпаниями, для определения требования к будущей модели 747. Причем, самолет обязательно должен был сохранить возможности грузового транспорта, так как в то время считалось, что многие пассажирские лайнеры будут, со временем, вытеснены сверхзвуковыми самолетами. Поэтому его экзотическая схема с верхней кабиной и горбом сохранилась, хотя крыло было перемещено с верха фюзеляжа вниз, в классический формат.

В 1966 году Boeing получил первый заказ на 25 лайнеров Boeing 747 от Pan Am на $525 млн. Будучи стартовым заказчиком и одним из инициаторов, Pan Am имел довольно большое влияние на процесс создания лайнера.

Описание: Boeing 747 — история и описание легендарного флагмана

Разработка

Одной из важнейших новаций, позволивших появиться лайнеру было создание мощных реактивных двигателей с большой степенью двухконтурности. Эта технология предполагала, что двигатели станут почти вдвое мощнее старых аналогов и на треть экономичнее. Пионерами в этой области были General Electric, но они делали двигатели специально для C-5 Galaxy. Для будущего Boeing 747 этой работой занялся второй лидер рынка — Pratt & Whitney с их перспективным JT9D.

Вопрос надежности был очень серьезным — катастрофа такого лайнера была несла намного больше потенциальных жертв, чем любого другого самолета. Boeing использовал методику анализа дерева сбоев (fault tree analysis), при которой оценивались состояние самолета в любых условиях и при любых возможных сбоях.

Кроме того, серьезной проблемой была адаптация самолета к инфраструктуре. Нужно было сделать так, что бы лайнер мог работать на аэродромах, построенных для меньших машин. Для этого была разработана наиболее эффективная на тот момент механизация крыла с предкрылками почти на всю длину и двухщелевыми закрылками, которые, при полном выпуске, увеличивали площадь крыла на 21%, а подъемную силу на 90%.

b747-3

Производственная площадка

Еще одной проблемой был завод. У Boeing не было подходящей площадки для выпуска такого большого самолета, так что пришлось строить совершенно новый завод. Выбирая из 50 потенциальных мест, компания нашла подходящую площадку в 50 километрах к северу от Сиеттла в районе военной базы Paine Field возле городка Эверетт. В 1966 году компания выкупила участок площадью 320 Гк и начала строительство.

Строительство завода было не меньшим вызовом, чем создание самолета. Для выравнивания площадки пришлось вывезти около 3 миллионов кубометров породы, а для определения габаритов внутренних помещений Boeing построил полноразмерный макет Boeing 747. В итоге, нынешний главный завод компании является самым большим по внутреннему объему в мире. Сейчас именно там производятся все широкофюзеляжные лайнеры Boeing.

Создание самолетов и испытания

30 сентября 1968 году первый прототип Boeing 747 прошел торжественную церемонию выкатки на новом заводе в Эверетте, в присутствии сотрудников, журналистов и представителей 26 авиакомпания-заказчиков. В феврале 1969 года самолет совершил первый полет.

b747-2

Проект создания самолета и строительства завода оказался крайне дорогим. К моменту начала серийных поставок, Boeing набрал огромное количество долгов, которые едва не поставили компанию на грань банкротства. Позже, тогдашний президент признавался, что Boeing 747 был настоящей азартной игрой, которую, к счастью, удалось выиграть.

Начало эксплуатации

В январе 1970 года первый Boeing 747 был передан авиакомпании Pan Am в рамках торжественной церемонии и в присутствии первой леди США Пэт Никсон. Самолет совершил первый рейс из Нью-Йорка в Лондон.

Модель довольно медленно выходила на рынок, в основном, из-за того, что многие аэропорты все еще не могли его принимать. Однако, эта проблема, а так же периодические сложности с надежностью, оказались решаемы. После получения самолета авиакомпанией Pan Am, ее конкуренты так же торопились получить новый флагман, что подстегивало спрос. Возникали даже споры о том, что авиакомпании хотят иметь этот самолет не столько ради эффективности, сколько ради статуса.

Конструкция

Boeing 747 — четырехдвигательный, широкофюзеляжный авиалайнер с двумя пассажирскими палубами. Крыло стреловидное, адаптировано для полетов на скоростях до 950 км/ч. Увеличенная стреловидность так же позволяет сократить размах крыла для работы с стандартной наземной инфраструктурой.

Пассажирский салон основной палубы в базе предполагает схему 3+4+3 в экономическом классе и 2+3+2 в бизнес-классе с двумя проходами между рядами.

Верхняя палуба, расположенная в передней части фюзеляжа напоминает горб. Салон верхней палубы уже и имеет салон в схеме 3+3 в экономе и 2+2 в бизнесе с одним проходом между рядами. Изначально, горб был довольно коротким, но уже в версии -100В, самолет опционально мог получить удлиненную верхнюю палубу (эта опция стала стандартом для версии -300). Еще больше верхняя палуба была удлинена в крайней модификации Boeing 747-8I (фактически, вместимость верхней палубы этой модели стала близка к вместимости салона Boeing 737).

В носовой части верхней палубы находится кабина пилотов. Кабина рассчитана на двоих пилотов и оснащается всеми современными системами управления. Кроме того, в верхней части кабины так же имеется запасной аварийный люк на случай эвакуации без возможности покинуть самолет через салон.

Максимальная взлетная масса самолета от версии к версии постоянно росла: от 333 тонн в модели -100 до 448 тонн в модели -8. Дальность так же выросла с 8600 км до 14300 км.

b747-4

Времена, когда был создан Boeing 747 оставили на нем отпечаток до сих пор. У лайнера есть множество элементов, необходимых тогда, но не столь важных сейчас. Порой, эти элементы избыточны и несколько ухудшают характеристики.

Например, еще в конце 1960-хх, самолет был разработан с очень развитой механизацией крыла. Это было необходимо для обеспечения минимальной скорости при посадке на недостаточно длинных ВПП. Но сейчас аэропорты адаптированы и способны принимать лайнеры без проблем. В итоге, столь развитая механизация уже не столь необходима.

Еще один интересный момент: Boeing 747 сертифицирован для полетов с тремя двигателями. То есть, даже если у лайнера еще на взлете откажет один из двигателей, он сможет в штатном режиме продолжить полет в пункт назначения. В свое время у Boeing возникали планы создания трехдвигательной версии, но от них отказались.

И самое интересное — избыточные характеристики шасси. В начале 1970-хх самолет зачастую оказывался слишком тяжелым для ВПП. Поэтому, его основная опора имеет сразу четыре стойки для того, что бы распределять вес более равномерно. Сейчас же, близкие по массе авиалайнеры имеют шасси с двумя стойками основной опоры. И четыре опоры избыточны. На данный момент, Boeing 747 способен совершить успешную посадку даже если две подфюзеляжные стойки останутся невыпущенными.

Модификации

После выпуска базовой версии Boeing 747-100, компания создала версию -100B с увеличенной максимальной взлетной массой, а так же версию -100SR(Short Range) с уменьшенной дальностью и увеличенной пассажировместимостью. Модификация -200 появилась в 1971 году и оснащалась более мощными двигателями и увеличенной взлетной массой. У модели 747-200 уже были пассажирские и грузовые варианты. Кроме того, на ее базе в 1976 году был создан особый Boeing 747SP с увеличенной дальностью полета, но укороченным фюзеляжем.

Линейка Boeing 747 получила свое дополнение в 1980 году моделью 747-300. Серия -300 стала результатом исследований по теме увеличения вместимости. Модель 747-300 получила удлиненную верхнюю палубу, увеличенную вместимость, а так же нарастила крейсерскую скорость. У модели -300 так же были версии с увеличенной дальностью, а так же грузовые варианты.

В 1985 году Boeing начал масштабную работу по модернизации лайнера и создании модели 747-400. Этот самолет должен был получить стеклянную кабину, сокращенный до двух человек экипаж, облегченные материалы конструкции и обновленные интерьеры. Проект развивался не без сложностей. Множество новейших технологий не достигали нужных параметров надежности, а компания испытывала дефицит инженерных кадров. Boeing 747-400 был выведен на рынок в 1989 году.

С момента появления лайнера Boeing 747-400, предполагалось создать несколько вариантов с удлиненными фюзеляжами. В 1996 году Boeing анонсировал модели -500X и -600X. Однако, высокая стоимость разработки и низкий интерес со стороны заказчиков заставили эти проекты свернуть.

В 2000 году Boeing начал исследования по теме 747X для поддержания конкурентоспособности с лайнером A3XX, который разрабатывался концерном Airbus. Однако, и этот проект интереса не снискал и компания переключилась на работы проекту трансзвукового лайнера Sonic Cruiser (который, в свою очередь, так же был отменен в пользу проекта 787 Dreamliner). Некоторые наработки по раннему 747Х нашли применение в модели 747-400ER.

Анонсы программ, а потом их отмена не помогали репутации компании, эксперты стали относиться скептически их заявлениям Boeing. Тем не менее, в 2004 году Boeing возобновил проект модернизации модели 747 и запустил все работы. Новый проект получил наименование Boeing 747-8.

b747-1

Фюзеляж новой модели был на 5,6 метра длиннее предшественников, что сделало его самым длинным в линейке. Вместимость верхней палубы достигла вместимости Boeing 737. Силовая установка — четыре новых двигателя General Electric GEnx-2B67, сделала лайнер более экономичным и экологичным. Кабина экипажа имеет множество элементов кабины Boeing 787.

Грузовой вариант 747-8F стал на 16% вместительнее грузовых моделей на базе 747-400. Грузоподъемность достигла 140 тонн, что является рекордом для серийных самолетов и уступает только самолету Ан-225. Как и все грузовые модели, 747-8F имеет возможность погрузки спереди с убирающейся носовой частью.

Пассажирский вариант, получивший наименование 747-8I Intercontinental (как, когда-то одна из версий Boeing 707) может перевозить до 467 пассажиров в кабинах с 3-классовой компоновкой на дальность до 15000 километров. Этот самолет является самым длинным в мире. Первый лайнер был передан авиакомпании Lufthansa в 2012 году.

Специальные модификации

На базе Boeing 747 так же было создано несколько особых версий, которые не были серийными:

Boeing 747 LCF (Large Cargo Freighter) Dreamlifter — специальный транспортный самолет с значительно увеличенным фюзеляжем и большим внутренним грузовым объемом. Создан специально для перевозки крупногабаритных элементов ланйреов Boeing 787 Dreamliner (отсюда и название). Самолет совершил первый полет в 2006 году. В эксплуатации находятся несколько таких самолетов.

C-19 — модификация Boeing 747-100, созданная для ВВС США. Позже, самолеты были переданы в состав гражданского транспортного резерва (Civil Reserve Airlift Fleet).

VC-25 — VIP-борт ВВС США, созданный на базе Boeing 747-200B. Два таких самолета в модификации VC-25A с бортовыми номерами 28000 и 29000 эксплуатируются для перевозки Президента США и известны, как Борт №1. Салон был разработан в соответствии с требованиями Нэнси Рейган в конце 1980-хх. Самолеты были введены в строй в 1990 году при президентстве Джоржда Буша Старшего.

E-4B — стратегический воздушный командный пункт, предназначенный для осуществления контроля вооруженных сил и ядерной триадой США наряду с E-6 на базе Boeing 707. Было создано 4 таких самолета.

YAL-1 — экспериментальная воздушная платформа противоракетного лазерного комплекса ПРО. В 2014 году был разобран.

Boeing 747 SCA (Shuttle Carrier Aircraft) — два самолета модели 747-100 были переделаны и использовались NASA для перевозки космических челноков Space Shuttle.

С-33 — военно-транспортный самолет. Должен был дополнить парк самолетов C-17, но проект был свернут в пользу модернизации C-5 и расширения парка C-17.

KC-33A — проект воздушного топливозаправщика, развернутый в качестве конкурента проекту DC-10-30 в 1970-хх. Иран (до Исламской революции) купил 4 таких заправщика, которые, вероятно, используются до сих пор.

Boeing 747 CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft) — модификация для ВВС США, созданная в процессе разработки стратегического бомбардировщика B-1 Lancer. Такой самолет мог нести от 50 до 100 крылатых ракет AGM-86. Проект был свернут в пользу бомбардировщиков B-1.

Boeing 747 AAC — проект воздушного авианосца, разрабатывавшийся Boeing. Предполагалось, что самолет будет иметь группу из 10 легких истребителей, которые будут запускаться, заправляться и переоснащаться материнским самолетом. Проект был свернут в середине 1970-хх, хотя и был признан вполне реализуемым.

Boeing 747 Evergreen Supertanker — модификация модели 747-200 для обеспечения тушения пожаров с воздуха. Самолет способен вмещать до 76 тонн воды.

Boeing 747 SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy) — бывший лайнер Boeing 747SP авиакомпании Pan Am. Оснащенный исследовательским комлексом и большим инфракрасным телескопом, самолет используется NASA и DLR (Аэрокосмический Центр Германии).

Эксплуатация

Всего, в период с 1968 года по август 2017 было выпущено 1533 самолета семейства Boeing 747. На 2017 год 489 лайнеров находятся в эксплуатации, большая часть из них (370) — модели 747-400, и еще 106 лайнеров модели 747-8. Самолеты эксплуатирует 65 авиакомпаний по всему миру.

Кроме того, некоторые самолеты выполнены в модификации VIP и используются в качестве бортов глав государства Бахрейна, Индии, Ирана, Японии, Кувейта, Омана, Пакистана, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ. Еще несколько VIP-бортов используются частными заказчиками.

Boeing 747 является носителем рекорда разовой перевозки людей. Во время операции по эвакуации эфиопских беженцев в 1991 году в Израиль, один самолет принял на борт 1122 человека.

Лайнеры Boeing 747 были участниками 146 аварий и инцидентов, 61 из которых привел к разрушениям самолетов и гибели людей. В общей сложности, в авиакатастрофах погибло 3722 человека. Самолеты подвергались угонам и захватам 32 раза. Так же, самая крупная авиакатастрофа в истории авиации произошла на острове Тенерифе, когда на взлетной полосе столкнулось два лайнера Boeing 747 (тогда погибло 583 человека, еще 61 получили ранения, но выжили).

Не смотря на все модернизации, сжатие рынка больших, четырехдвигательных лайнеров, а так же конкурентное давление А380 постоянно снижали спрос на Boeing 747. В 2016 году компания снизила объем производства до шести самолетов в год, а одним из главных программ модификации стало создание нового Борта номер 1 Президента США на базе Boeing 747-8I с его вводом в строй к 2020 году.

Учитывая очень низкий спрос, в Boeing рассматривается вопрос полного сворачивания производства Boeing 747 к 2019 году.

Джамбо Джет или просто "747", – первый в мире широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Несколько различных вариантов Boeing 747. Идея создания Боинга. Разработка турбовентиляторного двигателя с высокой степенью двухконтурности.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.10.2017
Размер файла 188,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Характеристика

Боинг 747, выпускаемый американской компанией Boeing, часто именуемый "Джамбо Джет" (англ. Jumbo Jet), или просто "747", - первый в мире широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Первый полёт был выполнен 9 февраля 1969 года. На момент своего создания Boeing 747 был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером, оставаясь таковым в течение 35 лет, до появления A380, первый полёт которого состоялся в 2005 году.

Boeing 747 имеет двухпалубную компоновку, при этом верхняя палуба значительно уступает по длине нижней. Размеры и своеобразный "горб" верхней палубы сделали Boeing 747 одним из наиболее узнаваемых самолётов в мире, героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации.

Существует несколько различных вариантов Boeing 747, большинство из которых могут совершать перелёты большой дальности. Рекордсменом среди 747 является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airways, совершивший в 1989 году беспосадочный перелёт из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18000 км за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза.

Идея разработки Боинга 747 возникла во время бурного роста объёмов авиаперевозок в 60-х. Боинг 707, господствовавший в то время на рынке авиаперевозок США, уже с трудом справлялся с растущим потоком пассажиров. До этого корпорация "Боинг" уже занималась разработкой крупного транспортного самолёта для армии США, однако тогда корпорация проиграла проекту компании Локхид - C-5 "Гэлэкси". Тем не менее, наиболее преданный "Боингу" покупатель - авиакомпания Pan American - выработала требования к гигантскому пассажирскому самолёту, который должен был быть больше "707" в два раза. В 1966 году корпорация представила конфигурацию нового самолёта, получившего обозначение "747". Изначальный проект представлял собой полностью двухпалубный самолёт, однако с такой конфигурацией возникали некоторые трудности, и от схемы отказались в пользу "горба". Из первой серии из 100 самолётов, Pan Am заказала

В то время считалось, что такие гиганты вскоре будут вытеснены сверхзвуковыми самолётами. Поэтому "747" изначально разрабатывался как грузопассажирский самолёт. Со временем планировалось даже полное переоборудование всех самолётов в грузовые. Кабину экипажа поместили на верхнюю палубу специально для того, чтобы была возможность преобразовать нос самолёта в грузовую аппарель. Предполагалось, что рынок не нуждается более чем в 400 самолётах этого типа, однако, несмотря на критику и жёсткую конкуренцию в 1993 году была построена тысяча самолётов. Лишь в первом десятилетии XXI века объём продаж "747" начал падать. боинг авиалайнер широкофюзеляжный

Строительство самолётов было связано с некоторыми трудностями: завод Боинга не обладал возможностями выпускать такие гигантские самолёты. Для этого в небольшом городке Эверетт в штате Вашингтон был построен новый завод, который и стал домом для нового семейства самолётов.

Компания Pratt & Whitney разработала огромный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности - JT9D, который первоначально использовался исключительно на "747". В целях повышения уровня безопасности и лётных качеств самолёта на "747" были установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки, которые позволяли использовать самолёт на взлётно-посадочных полосах стандартной длины.

На испытаниях самолёта для получения сертификата лётной годности Boeing разработал необычное учебное устройство, известное как "Фургон Уодделла" (названное так в честь лётчика-испытателя "747", Джека Уодделла), которое состояло из макета кабины, установленного на крыше грузовика. Тренажёр был предназначен для того, чтобы обучить лётчиков управлять самолётом на рулении с такого высокого положения кабины.

Boeing дал обещание Pan Am доставить первый самолёт к 1970 году - то есть необходимо было разработать, построить, испытать и сертифицировать самолёт меньше чем за 4 года. Работа шла очень быстро, однако колоссальные затраты корпорации на постройку нового завода и разработку самолёта поставили Boeing на грань банкротства. Тем не менее, колоссальная прибыль от реализации "747" окупила все затраты корпорации.

Эксплуатация

Изначально крупные авиакомпании относились к новому самолёту несколько скептически. В это же время корпорации "МакДоннелл-Дуглас" (позже поглощенная "Боингом") и "Локхид" разрабатывали трёхмоторные широкофюзеляжные самолёты гораздо меньших размеров по сравнению с "747". Многие авиакомпании считали, что "747" не оправдает себя на дальнемагистральных маршрутах и будет не так экономичен, как трёхмоторные McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar. Кроме того, вызывал сомнения тот факт, что из-за своих размеров "747" может не соответствовать инфраструктурам аэропортов. В настоящее время с подобными проблемами сталкивается А 380.

Беспокойство авиаперевозчиков вызвал высокий (по сравнению с трёхмоторными самолётами) расход топлива. Многие авиакомпании сразу же объявили о своём нежелании приобретать Боинг-747 из-за угрозы резкого увеличения цен на билеты.

Беспокойства авиаперевозчиков оправдались. Топливный кризис 1970-х годов вызвал стремительный рост цен на нефть и сокращение объёмов авиаперевозок. Авиакомпании столкнулись с проблемой нерентабельности "Боинга-747": из-за высоких цен на билеты самолёты летали полупустыми. Авиакомпания American Airlines устанавливала вместо кресел пианино и барные стойки с целью привлечения пассажиров, но и этих мер оказалось недостаточно. В дальнейшем компания переоборудовала все самолёты в грузовые, затем продала. Через некоторое время Continental Airlines поступила со своими самолётами так же. Новые McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 TriStar, а позже Airbus A300 и Boeing 767 захватили большую часть рынка широкофюзеляжных самолётов. Многие авиаперевозчики с выходом новых самолётов почти сразу отказались от "747" в их пользу. Среди них: Air Canada, Aer Lingus, SAS, TAP Portugal и Olympic Airways.

Многие авиакомпании продолжают использовать "Боинг-747" на особо загруженных маршрутах. В Азии "747" часто используется на средних и даже ближних маршрутах, особенно в Японии. "747" всё так же используют на самых протяжённых трансконтинентальных линиях. Самый большой флот "747" принадлежит японской национальной авиакомпании Japan Airlines - 73 самолёта. British Airways обладает крупнейшим флотом модификации 747--400, включающим 57 самолётов.

Самолёты "Боинг-747" эксплуатируются и в России. Авиакомпания Трансаэро имеет одиннадцать лайнеров (шесть B747-200, три B747-300 и два B747-400), авиакомпания AirBridgeCargo, входящая в группу компаний Волга-Днепр, имеет семь машин в грузовом варианте (три самолёта Boeing 747-200F, один B747-300F и три 747--400 ERF) .

Будущее "747"

Программа 747-X была запущена в ответ на европейскую программу корпорации Airbus A3XX. Этот проект подразумевал создание самолётов Boeing 747-500X и Boeing 747-600X вместимостью до 800 пассажиров. Корпорации General Electric и Пратт & Уитни создали совместное предприятие для производства двигателей GP7200 специально для увеличенного "747". Однако большинство авиаперевозчиков предпочли разработку принципиально нового самолёта модернизации старого, и после нескольких месяцев проект был закрыт.

После официального старта программы А 380 в 2000 году "Боинг" вновь было взялся за 747-Х, но позже отказался от него в пользу проекта "Sonic Cruiser" - проект субзвукового пассажирского самолёта. Потом проект законсервировали и принялись за разработку Боинга 787 (изначально 7Е 7). Впрочем некоторые идеи, разработанные в ходе проекта 747-Х, нашли применение в самолёте Boeing 747-400ER.

В начале 2004 года Boeing опубликовал планы создания самолёта 747 "Advanced". Этот самолёт представляет собой удлинённый Boeing 747--400. На новом самолёте планируется использовать совершенно новую авионику - схожую с авионикой Боинга 787. 14 ноября 2005 года "Боинг" заявил о начале проекта, и самолёту было присвоено обозначение Boeing 747-8. Новая модификация не смогла собрать большой портфель заказов: авиакомпании заказали 78 грузовых самолетов, из пассажирских перевозчиков интерес к 747-8 проявила только Lufthansa, сделавшая заказ на 20 машин.

Между тем, последний пассажирский B-747 был поставлен заказчику (тайваньской авиакомпании) в апреле 2005 года, с тех пор из ангаров Boeing выкатывались только грузовые "Джамбо джеты". Число эксплуатируемых самолетов этого типа постепенно сокращается.

Крушение

1 сентября 1983 года рейсовый пассажирский самолёт "Боинг 747-200Б", авиакомпании "Кореан Эйрлайнз" "КАЛ-007", на борту которого находились 269 гражданских лиц и членов экипажа во главе с командиром Чоном вылетел из Анкориджа. Отклонившись от предписанного маршрута на 500 км и "случайно" пролетев 2000 км над абсолютно закрытой территорией, самолет пролетел над Камчаткой и Сахалином и на выходе из зоны был сбит советским истребителем СУ-15ТМ, что послужило причиной хорошо организованного международного скандала. "Люди во всем мире потрясены этим происшествием" - заявил Президент Рональд Рейган. Однако, аналогичный случай с гибелью произошёл над Персидским заливом иранского пассажирского "Боинга", сбитого ракетой с американского эсминца, остался практически незамеченным!

Не был ли "КАЛ-007" угнан? Не произошла ли авария? Никто не получал сигнала SOS от его командира. Японские авиадиспетчеры, очевидно, не заметили, что их радары показывали серьезное отклонение самолета от курса. Пилот другого южнокорейского самолета, находившегося в воздухе на расстоянии 160 км от лайнера, не смог связаться с командиром Чоном, но не посчитал нужным поднять тревогу. Командир Чон в своем последнем радиоконтакте с Токио доложил, что он находится в 181 км юго-восточнее японского острова Хоккайдо. На самом же деле он находился ровно в 181 км севернее острова! Во все три "инерционные навигационные системы", установленные на корейском самолете, входили гироскопы и акселерометры, которые должны были вести самолет по заранее намеченному маршруту. Для большей точности все три компьютера работали автономно, получая информацию независимо друг от друга. Как только авиалайнер пересек восточную границу полуострова Камчатка, четыре самолета, "Миг-23" и "Су-15", поспешили встретить нарушителя. Подлетев сзади 805-й сказал, что он видит, как вспыхивают проблесковые огни корейского авиалайнера. Как только "КАЛ-007" достиг точки, откуда до международного воздушного пространства оставалось 90 секунд лета, сверхзвуковой "Су-15ТМ" произвел залп. "Боинг 747-200Б" упал неподалёку, от острова Монерон. Русские и американцы стали искать "черный ящик" самолёта, содержащий записи параметров полета и переговоров экипажа. Поисковики продолжали работу вплоть до 7 ноября, но его так и не нашли! Истину устанавливали, используя компьютерные записи и данные последних часов полета Боинга. На протяжении многих недель после катастрофы отряды японских военных спасателей прочесывали пляжи Хоккайдо в поисках обломков разбившегося неподалеку самолета. Из Кореи скорбящие родственники были доставлены на Хоккайдо и посажены на паромы, которые доставили их в воды, где было найдено тело одного из пассажиров "КАЛ-007". В память о всех погибших на воду были спущены венки и букеты живых цветов. После крушения самолета начальник Генерального штаба Николай Огарков выступил по телевидению с версией о том что "КАЛ-007" был причастен в шпионаже в пользу США. Т.к. командир корабля Чон постарался увести свой авиалайнер с курса над очень засекреченным районом. (На Сахалине были расположены военно-морской центр и военно-воздушные базы, имевшие чрезвычайно важное значение!) И что советские истребители "остановили" авиалайнер, сначала сделав предупредительные выстрелы трассирующими снарядами из пушки, а затем выстрелив двумя ракетами класса "воздух-воздух". Президент Южной Кореи Чон Ду Хван отверг объяснение Огаркова: "Никто в мире, кроме советских властей, не поверит, что 70-летнему старику или четырехлетнему ребенку позволили бы лететь на гражданском самолете, задачей которого было нарушение советского воздушного пространства в шпионских целях".

Интересные факты

· Boeing 747--400 состоит из 6 млн деталей (половина из которых - крепёжные), производимых в 33 разных странах.

· Один двигатель Боинга 747 создаёт большую тягу, чем все четыре двигателя Боинга 707.

· Из-за очень большой длины фюзеляж в течение полёта слегка изгибается. Это не было предусмотрено во время конструирования и сначала приводило к раскачиванию самолёта при полёте на автопилоте. Затем были сделаны доработки, устранившие эту проблему.

· В 1970-х годах пилоты дали прозвище 747 "королева небес" за большие размеры.

· Boeing 747 сертифицирован для полётов на трёх двигателях. Даже при отказе на разбеге одного из его четырёх двигателей он может взлететь и продолжить полёт до аэропорта назначения.

· В популярной компьютерной игре Counter-Strike существует карта cs_747, основанная на выводе заложников из самолёта этой модели.

Подобные документы

Развитие гражданской авиации. Виды самолётов в России: пассажирский самолёт Ил-12 и пассажирский самолёт Ил-14. Пассажирский авиалайнер Ту-124. Магистральный пассажирский самолёт Як-42. Ближнемагистральный пассажирский самолёт – Superjet 100.

реферат [28,6 K], добавлен 28.06.2015

Поділ літака на агрегати. Загальна характеристика та особливості виробництва літака Boeing 787. Конструктивно-технологічне членування. Виготовлення деталей з профілю. Поділ агрегату "вертикальне оперення" на відсіки. Транспортування агрегатів літака.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 06.12.2013

Методы построения программ технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Разработка программного пакета ТО на базе стандарта MSG-3 для самолетов Boeing. Автоматизированное составление и отслеживание программы, ее экономическое обоснование.

дипломная работа [3,3 M], добавлен 08.04.2013

Применение системы нейтрального газа (onboard inert gas generation system) на воздушное судно Boeing 767. Система питания двигателей. Доработка топливной системы путем установки системы нейтрального газа. Встроенные средства диагностики контроллера.

дипломная работа [5,5 M], добавлен 22.04.2015

Первый в мире пассажирский самолет и российский бомбардировщик "Илья Муромец". Символ предвоенной авиации СССР - высокоскоростной низкоплан И-16. Уникальность штурмовика Ил-2. Биографии летчиков-героев И. Кожедуба, А. Покрышкина. Достижения ВВС России.


Существует несколько различных вариантов Boeing 747, большинство из которых могут совершать перелёты большой дальности. Рекордсменом среди 747 является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airways, совершивший в 1989 году беспосадочный перелёт из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18000 км за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза.

До 30 июня 2008 года было заказано в общей сложности 1523 и поставлено 1405 гражданских модификаций Boeing 747.

Содержание

Аэродинамическая схема

  • Четырёхмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

История

Разработка


В то время считалось, что такие гиганты вскоре будут вытеснены сверхзвуковыми самолётами. Поэтому 747-й изначально разрабатывался как грузопассажирский самолёт. Со временем планировалось даже полное переоборудование всех самолётов в грузовые. Кабину экипажа поместили на верхнюю палубу специально для того, чтобы была возможность преобразовать нос самолёта в грузовую аппарель. Предполагалось, что рынок не нуждается более чем в 400 самолётах этого типа, однако, несмотря на критику и жёсткую конкуренцию в 1993 году был построен 1000-й самолёт. Лишь в первом десятилетии XXI века объём продаж 747-го начал падать.

Строительство самолётов было связано с некоторыми трудностями: завод Боинга не обладал возможностями выпускать такие гигантские самолёты. Для этого в небольшом городке Эверетт в штате Вашингтон был построен новый завод, который и стал домом для нового семейства самолётов.

Компания Пратт & Уитни разработала огромный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности — JT9D, который первоначально использовался исключительно на 747-м. В целях повышения уровня безопасности и лётных качеств самолёта на 747-м были установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки, которые позволяли использовать самолёт на взлётно-посадочных полосах стандартной длины.

На испытаниях самолёта для получения сертификата лётной годности рулении с такого высокого положения кабины.

Pan Am доставить первый самолёт к 1970 году — то есть необходимо было разработать, построить, испытать и сертифицировать самолёт меньше чем за 4 года. Работа шла очень быстро, однако колоссальные затраты корпорации на постройку нового завода и разработку самолёта поставили

Эксплуатация


Беспокойство авиаперевозчиков вызвал высокий (по сравнению с трёхмоторными самолётами) расход топлива. Многие авиакомпании сразу же объявили о своём нежелании приобретать Боинг-747 из-за угрозы резкого увеличения цен на билеты.

Будущее 747-го

После создания модификации 747—400 рассматривалось множество вариантов усовершенствования самолёта, однако утверждён был лишь проект 747-8 2005 года.

Программа 747-X была запущена в ответ на европейскую программу корпорации A3XX. Этот проект подразумевал создание самолётов Boeing 747-500X и Boeing 747-600X вместимостью до 800 пассажиров. Корпорации General Electric и Пратт & Уитни создали совместное предприятие для производства двигателей GP7200 специально для увеличенного 747-го. Однако большинство авиаперевозчиков предпочли разработку принципиально нового самолёта модернизации старого, и после нескольких месяцев проект был закрыт.

Модификации

747—100

Boeing 747—100 был первой моделью из серии 747 и вскоре после своего появления получил прозвище Jumbo. Всего в разных подвариантах было построено 250 самолётов этой модификации, [1] из них 167 самолётов представляли собой базовый вариант 747—100, 45 — SP, 29 — SR and 9 — 100B [2] . Последний Boeing 747—100 принадлежал к модификации −100SR, был построен для Japan Airlines и был поставлен в сентябре 1986 года.

Основной вариант 747—100. Первый Boeing 747 под официальным обозначением Boeing 747—100 был построен 2 сентября 1968 года. Первый полёт состоялся 9 февраля 1969 года. 1 января 1970 года принадлежавшим Pan American World Airways самолётом был выполнен первый коммерческий рейс. Первой европейской авиакомпанией, которая приобрела Boeing 747—100, была Pan American World Airways 2 июля 1976 года. Некоторые самолёты серии 747—100 были переоборудованы в грузовые 747-100(SF).

Boeing 747SR (англ. Short Range — малая дальность). SR-версия Boeing 747—100 является самолётом для авиалиний малой протяжённости. Boeing 747SR был разработан как ближнемагистральная модификация 747—100. У этого самолёта меньший запас топлива, зато пассажировместимость достигла 500 человек, а позже — 550. У 747SR, кроме того, усовершенствована конструкция фюзеляжа. Позже, модификации SR появилась и у Боинга 747—300. Боинги 747SR используются в основном только на внутренних японских линиях. Несколько самолётов Boeing 747-100SR были доставлены Japan Airlines с удлинённой верхней палубой. Позже эта модификация получила наименование 747SUD (stretched upper deck). Один из самолётов, некогда летавших в Japan Airlines, сегодня используется NASA в качестве носителя Шаттла.


Модификация Boeing 747SP (англ. Special Perfomance ) была разработана в 1976 году. Этот самолёт был создан для того, чтобы составить серьёзную конкуренцию ДС-10 и Л-1011. Дело в том, из-за своих размеров Боинг был часто нерентабелен на маршрутах средней загруженности, и проигрывал на них Дугласам и Локхидам. Разработка Боинга 737 и 747 отнимала у компании слишком много денег, поэтому у компании не было возможности создать принципиально новый самолёт. Вместо этого у Боинга 747 был укорочен фюзеляж и была проведена некоторая оптимизация параметров самолёта специально для маршрутов небольшой загруженности.

Помимо укороченного фюзеляжа, у 747SP увеличена площадь поверхности киля и закрылков. 747SP брал на борт до 220 пассажиров. Максимальная дальность полёта составляла 10 500 км на крейсерской скорости 980 км/ч.

До появления Airbus A340 747SP обладал наибольшей дальностью полёта среди пассажирских самолётов и пользовался популярностью у компаний, занимавшихся трансокеанскими перевозками — American Airlines, Qantas и Pan American. Несмотря на свои технические преимущества, 747SP не стал так популярен, как надеялся производитель. Было построено всего 45 самолётов этой модификации. Большинство из них по-прежнему эксплуатируются в основном в странах Ближнего Востока. Один самолёт был построен специально под летающую астрономическую лабораторию — SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). На нём расположен телескоп диаметром 2,5 метра.

Boeing 747—100В отличался от своих предшественников усовершенствованной системой управления и шасси. Первым заказчиком Boeing 747—100В стала авиакомпания Iran Air, получившая первый экземпляр 2 августа 1979 года. Остальные восемь экземпляров были проданы Saudi Arabian Airlines.

747—200


Представленный в 1971 году и позже совершенствовавшийся Boeing 747—200 имел более мощные двигатели и увеличенную взлётную массу, что позволяло увеличить дальность полёта. Первые 747—200 на верхней палубе имели 3 иллюминатора, но позже Боинг окончательно отказался от такой схемы и новые самолёты строил с десятииллюминаторной палубой. У последней модификации, 747-200В, выпускаемой с 80-х, дальность полета доведена до 10 800 км. На основе планера Боинга 747—200 были построены модификации для ВВС США : 3 ВКП E-4A и 1 E-4B и 2 самолёта

Boeing 747—200В — усовершенствованная версия 747—200 с более мощными двигателями и большим запасом топлива.

747—300


Boeing 747—300 изначально задумывался как трёхмоторная версия Боинга 747SP, однако от этого плана быстро отказались из-за малого спроса на такую модель на рынке.

Обозначение 747—300 было присвоено новому самолёту, появившемуся в 1980 году. На этом самолёте была значительно увеличена верхняя палуба, что увеличило пассажировместимость. На основе 747—300 были созданы варианты 747-300М (грузопассажирский) и 747-300SR (ближнемагистральный). Отличительной особенностью нового самолёта стала прямая лестница, соединяющая верхнюю и нижнюю палубы. На более ранних самолётах устанавливалась спиральная. Максимальная дальность полёта составила 12 400 км.

Среди авиакомпаний, эксплуатирующих значительное количество самолётов Boeing 747—300 Japan Airlines, Air India, Saudi Arabian Airlines, Pakistan International Airlines (PIA), Qantas, и Thai Airways.

747—400

Boeing 747—400 является самой новой и самой популярной моделью из серии и производится до сих пор. У этого самолёта добавлены вертикальные законцовки на крылья (винглеты). Кабина экипажа была усовершенствована новой авионикой, в связи с чем отпадала необходимость в бортинженере. Были установлены дополнительные хвостовые топливные баки, усовершенствованные двигатели. Кроме того, самолёт отличает повышенная степень комфортности. В эксплуатацию 747—400 поступил в 1989 году в компании Northwest Airlines.

Boeing 747—400 на 25 % экономичнее 747—100 и в два раза тише. Разработаны варианты 747-400М (грузопассажирский), 747-400F и 747-400SF (грузовые). Специально разработанный для внутренних линий Японии самолёт 747-400D — мировой рекордсмен по пассажировместимости: до 594 человек.

Модификация 747-400ER — самолёт с увеличенной дальностью полёта.

Специальный грузовой вариант


Благодаря Boeing 747LCF (Large Cargo Freighter) доставить в США крылья для 787-го, производимые в Японии, можно будет всего за 1 день, а не за месяц.

Силовые установки

  • Boeing 747—100
    • 4 Пратт & Уитни JT9D-7A
    • 4 Пратт & Уитни JT9D-7R4G2
    • 4 Rolls-Royce RB211-524D4
    • 4 General Electric CF6-50E2
    • 4 Пратт & Уитни PW4062
    • 4 Rolls-Royce RB211-524H
    • 4 General Electric CF6-80C2B5F
    • 4 General Electric GEnx

    Военные модификации и самолёты глав государств


    Высокая грузоподъёмность и большие внутренние объёмы сделали 747й постоянным участником различных программ ПРО. В самых последних планах он должен нести химический лазер для поражения баллистических ракет на участке разгона.

    Технические характеристики

    Интересные факты


    Вечная стоянка

    Довольно большое количество снятых с эксплуатации самолётов Boeing 747 установлено на вечные стоянки во многих музеях и аэропортах мира. Среди них:

    Катастрофы

    По данным Aviation Safety Network, в общей сложности 50 самолётов Boeing 747 было потеряно в результате катастроф и серьёзных аварий. Boeing 747 пытались угнать 30 раз, при этом 22 человека погибло. Всего в этих происшествиях погибло 3707 человек.

    Самая крупная по числу жертв (не считая террористический акт 11 сентября 2001) авиационная катастрофа произошла в 1977 году на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос. На взлётно-посадочной полосе столкнулись два Боинга 747, погибло 583 человека (см. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос и Список авиационных происшествий и катастроф).

    Современный самолёт – это одно из самых сложных изделий, которые созданы человечеством. Ключевое слово здесь – "современный". Сделать самолёт как у братьев Райт сегодня могут и любители с маленьким бюджетом. А вот создать современный, конкурентоспособный пассажирский самолёт – удел единиц. Современные пассажирские самолёты – это воплощение всех передовых инженерных идей, подчинённых эффективности и надёжности. Но, как показала история, важно не только создавать, но и предугадывать востребованность машины рынком.

    Полвека назад свои первые шаги в небо сделал легендарный Боинг-747. 30 сентября 1968 года произошла первая выкатка из цеха. 9 февраля 1969 года состоялся первый полёт. Уже 1 января 1970-го Боинг-747 выполнил первый коммерческий рейс в ливрее авиакомпании Pan American Airways.

    60-е годы XX века отметились бурным ростом пассажирских авиаперевозок. Реактивная авиация сократила расстояния, а современные технологии делали билеты всё доступнее. В то же время под впечатлением роста скоростей перевозок многие грезили сверхзвуком. Казалось очевидным, что раз за последние два десятка лет поршневые самолёты сменились реактивными, а скорость возросла до 1000 км/ч, то теперь пора перешагнуть за сверхзвуковой барьер и поднять скорость ещё в два раза, до 2000 км/ч. Так родились уникально быстрые пассажирские самолёты "Конкорд" и Ту-144, которые не вписались в рынок и в реальные потребности пассажиров.

    Концепция Боинга-747 родилась в авиакомпании Pan American. Одна из крупнейших авиакомпаний мира десятью годами ранее стала первым заказчиком революционного Боинг-707. К середине 60-х Pan American стало мало Боинга-707, и она попросила сделать новый самолёт, который будет в два раза больше и сможет перевозить в четыре раза больше пассажиров. Между Boeing и Pan American была заключена договорённость: "Если вы купите, мы построим".

    Изначально предполагалось наличие двух полноценных пассажирских палуб, как у А-380. Но тогда возникли проблемы с эвакуацией пассажиров. По правилам, при экстренной эвакуации все пассажиры должны покинуть самолёт за 90 секунд. На тот момент этот показатель обеспечить не получалось, и от полноценной длинной палубы отказались. Так Боинг-747 получил свою характерную горбатую форму.

    Несмотря на то, что Боинг-747 заказывали под рост авиаперевозок сами авиакомпании, считалось, что медлительные гиганты вскоре проиграют сверхзвуковым самолётам. Поэтому изначально в конструкцию Боинга-747 закладывалась возможность переоборудования под грузовые перевозки. Кабина пилота должна была находиться высоко наверху для увеличения габаритов перевозимых грузов.

    Для сборки самого большого в мире (на тот момент) пассажирского самолёта был построен новый завод в городе Эверетт с самым большим по площади и объёму промышленным зданием – оно занимало 399 480 кв. метров. Завод обошёлся "Боингу" в 200 млн долларов. Сроки реализации проекта оказались настолько агрессивны, что первый макет Боинга-747 был построен ещё до того, как закончили делать крышу завода. Сегодня на этом предприятии работает более 30 000 человек.

    Проект самолёта-гиганта оказался очень дорогим. "Боинг" с трудом получил кредиты на его завершение. Долг компании превысил 2 млрд долларов и оказался больше, чем у любой другой компании в мире. Но в итоге огромная прибыль от реализации проекта окупила все затраты.

    Боингу-747 с самого начала в затылок дышали конкуренты. 747-й стал первым широкофюзеляжным самолётом в мире. Вторым стал McDonnell Douglas DC-10, взлетевший в 1970 году. Третьим – Lockheed L-1011 TriStar, который тоже полетел в 1970-м. В авиакомпаниях считали, что трёхмоторные DC-10 и TriStar окажутся более эффективными, чем огромный четырёхмоторный Boeing. Но в итоге DC-10 остался только у военных и в грузовой версии, TriStar летает вообще в единичных экземплярах, а Боинг-747 по сей день производится в новых модификациях.

    Над Боингом-747 работало 50 000 человек. Самолёт по сей день впечатляет своими размерами. Например, братья Райт во время первого полёта сумели перелететь всего на 36,5 метра, во время второго и третьего – на 52 и 60 метров. Первые Боинги-747-100 имели длину 70 метров, а размах крыла – 60 метров. У современной модификации Боинг-747-8 длина выросла до 76 метров, а размах крыла – до 68 метров. Высота самолёта – почти 20 метров. При герметизации кабины самолет перевозит тонну воздуха. Багажный отсек вмещает до 3400 единиц багажа. Боинг-747-8 состоит из 6 млн деталей, которые производятся в 33 странах. Общая длина проводов и кабелей составляет от 240 до 280 км в зависимости от модификации. Заправка 747-го – до 240 000 литров топлива (это почти 200 тонн).

    Размеры самолёта вызывали опасения, что он не сможет эксплуатироваться в стандартных аэропортах, что ему понадобится взлётно-посадочная полоса существенно больших размеров, чем Боингу-707. Но благодаря сложной механизации крыла 747-й смог работать из существующих аэропортов. Трёхсекционные закрылки Фаулера увеличивают площадь крыла на 21%, а подъёмную силу – на 90%.

    Первые модификации Боинга-747 имели проблемы с так называемым флаттером в крыле. На высоких скоростях возникали вибрации, которые грозили разрушением крыла. Проблема была решена весьма оригинальным путём. В крыле был размещён груз, который устранял флаттер. Балласт представлял собой 1500 кг обеднённого урана.

    Боинг-747 оказался настолько революционной для гражданской авиации машиной, что при прохождении сертификации понадобилось создать новое учебное устройство – так называемый "Фургон Уодделла". На грузовике был установлен макет кабины самолёта, располагавшийся на высоте как у настоящего Боинга-747. Тренажёр был необходим, чтобы пилоты учились управлять самолётом с непривычной высоты.

    Помимо огромных размеров, нового уровня комфорта и эффективности, Боинг-747 получил новый уровень безопасности. Многие системы многократно дублировались. На самолёте было внедрено четырёхкратное резервирование гидравлических систем. Боинг-747 получил четыре основных стойки шасси. Эксплуатация возможна при двух нерабочих стойках. Самолёт сертифицирован для полётов на трёх двигателей – даже при отказе на разбеге одного двигателя допускается продолжение полёта до аэропорта назначения.

    У Боинга-747 стреловидность крыла составляет 37,5 градусов. Это больше, чем у любого другого коммерческого авиалайнера в мире. По скорости он тоже опережает другие самолёты. Крейсерская скорость 747-го – 915 км/ч. Максимальная может достигать 988 км/ч.

    Боинги-747 уже перевезли более 5,6 млрд человек и преодолели около 80 млрд километров. К декабрю 2018 года было построено 1548 Боинг-747 всех модификаций.

    Боингу-747 по сей день принадлежит рекорд по количеству перевезённых пассажиров. В мае 1991 года Израиль экстренно эвакуировал эфиопских евреев из Эфиопии. За 36 часов было вывезено 14 325 человек. В операции "Соломон" приняли участие 34 самолёта, выполнивших 41 рейс. В один из рейсов Боинг-747 перевёз 1122 человека, хотя самолёт был рассчитан на 480 пассажиров. Во время полёта родились два младенца.

    В то же время 747-му принадлежат и отрицательные рекорды по количеству погибших в одной катастрофе. 27 марта 1977 года на Тенерифе столкнулись сразу два Боинга-747. К ужасной катастрофе привело стечение большого количества обстоятельств. Перегруженность аэропорта Лос-Родеос из-за теракта в основном аэропорту, погодные условия, проблемы коммуникации между пилотами и диспетчерами, ошибки экипажа одного из самолётов – в итоге погибли 583 человека.

    12 августа 1985 года произошла вторая по количеству жертв авиакатастрофа. За семь лет до катастрофы Boeing-747SR-46 (японская маршрутка) получил небольшое повреждение, которое потребовало ремонта. Ремонт был выполнен некачественно. В месте повреждения за годы полётов накопилась усталость металла, что в итоге привело к разрушению силовых элементов в хвостовой части. У самолёта полностью оторвало киль и был повреждён горизонтальный стабилизатор. 32 минуты экипаж пытался посадить практически неуправляемую машину, но в итоге самолёт врезался в гору. Погибло 520 человек.

    У Боинга-747 огромное количество модификаций. Самолёт за 50 лет жизни выпускался для самых разных как массовых, так и специфических задач, и претерпел несколько крупных модернизаций. Боинги-747 можно разделить на три основных поколения. Первое – сотый, двухсотый, трёхсотый варианты. Второе поколение – это четырёхсотые. Третье поколение – восьмёрка. Внутри поколений существует множество модификаций: с большой дальностью, с малой, с различной длиной фюзеляжа, грузовые варианты. А ещё есть специфические модификации для специальных задач.

    Например, Evergreen 747 Supertanker. Это самый большой пожарный самолёт в мире. Он берёт на борт почти 76 тысяч литров химический смесей для тушения огня. В настоящий момент в строю находится один такой самолёт. При сбросе жидкости он создаёт полосу длиной почти 5 км и шириной 46 метров.

    Boeing-747 Dreamlifter создан специально для перевозки деталей Boeing-787 Dreamliner. Dreamlifter до появления Airbus Beluga XL имел самый большой объём грузового отсека.

    NASA на базе Boeing-747SP сделали себе летающую обсерваторию SOFIA. Самолёт предназначен для инфракрасных астрономических наблюдений на высоте 12 км.

    Ещё для NASA был создан самолёт, чтобы перевозить челноки Space Shuttle.

    И, конечно, мимо Боинга-747 не могли пройти военные. Они по достоинству оценили его грузоподъёмность и дальность. В первую очередь упоминания заслуживает Борт номер один – самолёт президента США VC-25. Два таких самолёта были созданы в конце 80-х годов. Постройка одного VC-25A обошлась в 325 млн долларов. Самолёт при полной заправке способен доставить с максимальным комфортом 70 пассажиров на расстояние 12 600 км. С дозаправкой в воздухе он может летать несколько дней. Помимо президентского уровня комфорта, самолёт оснащён всеми возможными системами связи, военными системами радиоэлектронной борьбы и противоракетной обороны. Один час полёта VC-25A в 2014 году стоил 211 000 долларов. В настоящий момент для замены президентских самолётов делаются два новых VC-25В. Интересной деталью стало то, что самолёты президента США делаются из Боингов-747-8, которые ранее были заказаны российской авиакомпанией "Трансаэро". Два VC-25B обойдутся американским налогоплательщикам почти в 4 млрд долларов.

    Ближайшим собратом VC-25 являются E-4B – воздушные командные пункты, или "самолёты судного дня". E-4B предназначены для перевозки высших лиц государства и командования вооружёнными силами. Они не такой роскошные, как президентский борт, зато до отказа напичканы всевозможной военной электроникой. E-4B может находиться до недели в воздухе при условии дозаправок. Всего построено 4 самолёта, один из них постоянно находится в готовности к взлёту за несколько минут. Экипаж составляет от 60 до 114 человек.

    Один Боинг-747 был переоборудован в Boeing YAL-1 – специальный самолёт для испытаний воздушного лазера. Химический лазер мегаваттного класса испытывался на уничтожении баллистических ракет. До боевого состояния система так и не дошла.

    На базе Боинга-747 было несколько любопытных военных проектов, которые так и не не были реализованы. Например, 747 CMCA. На Боинге-747 предполагалось разместить от 50 до 100 крылатых ракет AGM-86 ALCM на барабанных пусковых установках. Проект свернули в пользу стратегических бомбардировщиков B-1B.

    В 1974 году Boeing предложил проект авиационного ракетного комплекса MC-747. Планировалось его оснащение либо 4 межконтинентальными баллистическими ракетами по 45,4 тонны, либо 8 малогабаритными ракетами по 22,3 тонны. Дальше набросков дело не пошло.

    В начале 1970-х существовал и ещё более экзотический проект "воздушного авианосца". Внутри 747-го предполагалось создать двухуровневый ангар, где должны были размещаться лёгкие истребители с небольшой дальностью. Истребители стартовали с носителя и после завершения боя возвращались назад на самолёт-авианосец. Дальше обсуждений и набросков дело тоже не двинулось.

    В конце 1970-х над закупкой Боингов-747 задумались в СССР. Их собирались использовать на межконтинентальных маршрутах, таких как Нью-Йорк – Москва. Планы так и не были реализованы, но сохранились рекламные рисунки 747-го в ливрее "Аэрофлота".

    В России первым и единственным эксплуатантом пассажирских Боингов-747 стала авиакомпания "Трансаэро". На момент прекращения деятельности у "Трансаэро" было 20 штук Боинг-747. Сейчас пять из них летает в аэрофлотовской дочке "Россия".

    Крупнейший грузовой авиаперевозчик России AirBridgeCargo использует 17 грузовых Боингов-747 второго и третьего поколения. В мае 2018 года представители группы компаний "Волга-Днепр" (в которую входит AirBridgeCargo) объявили о покупке в ближайшие 10 лет 70 самолетов Boeing и Airbus.

    Взлетевший полвека назад Боинг-747 совершил переворот в авиастроении. Вместительный самолёт обрушил цены на билеты, сделав авиаперевозки доступными многим людям. Инженеры Boeing задали новые стандарты безопасности. 747-й стал обязательным атрибутом для мировых авиакомпаний, привлекая пассажиров новым уровнем роскоши и комфорта. И, конечно, Боинг-747 выделяется совершенно уникальным внешним видом. Многие пассажиры неспособны внешне отличить один пассажирский самолёт от другого. Но Боинг-747 известен практически всем и мгновенно выделяется в любом аэропорту мира. И несмотря на то, что сегодня он проигрывает в эффективности новейшим Boeing 787 и Airbus A350, Боинг-747 ещё долгие десятилетия будет оставаться в небе.

    Читайте также: