Доклад про аметхана султана для третьего класса окружающий

Обновлено: 05.07.2024

Рождение и семья

Амет-Хан появился на свет в Крыму в маленьком городе Алупка 20 октября 1920 года. В жилах его протекала кровь двух народностей – дагестанская и татарская.

Папа, Султан Аметхан, родом был из дагестанского аула Цовкра, лакец по национальности (лакцы – это одна из коренных горных народностей на Северном Кавказе). В молодости он подался на заработки в Крым, а потом остался на постоянное жительство в Алупке. Уж очень живописным было место у подножия самой знаменитой горы Крыма – Ай-Петри. Познакомился здесь со своей будущей супругой Насибе – крымской татаркой.

У молодых супругов родился первенец-мальчик, они решили назвать его Амет-Хан, как и отца. Со временем семейство пополнилось ещё двумя детьми, у Амет-Хана был брат Имран и сестрёнка Фатма (девочка в четырёхлетнем возрасте умерла). Во взрослом возрасте дороги братьев кардинально разошлись. Амет-Хан считался одним из самых лучших лётчиков в стране. А Имран в военные годы, когда Крым был оккупирован фашистами, пособничал гитлеровцам, поступив на службу в полицию. В послевоенное время он был арестован органами.

Султан Амет-Хан


Папа и мама лётчика

Детские и юношеские годы

Проживая у моря, Султан, как и друзья, мечтал путешествовать на больших судах по дальним странам. А ещё увлекался татарским традиционным видом борьбы куреш (так называемая борьба на полотенцах).

Султан Амет-Хан


Маленький Султан с сестрёнкой

Авиационное училище

Клубный инструктор Пётр Большаков заметил у Султана особенные способности к лётному делу и рекомендовал его для поступления в Качинское высшее военное училище авиации.

Это – основная советская школа, где готовили лётчиков. Султан стал одним из самых способных учеников, быстро освоил воздушную стрельбу, разобрался с тактикой и теорией полётов. Отличные результаты он показывал на занятиях по общевойсковой и строевой подготовке, демонстрировал превосходную физическую форму. В 1939 году за девять месяцев учёбы поднялся в небо 270 раз.

Султан Амет-Хан

Для продолжения службы Амет-Хана направили в Белорусскую ССР в город Бобруйск. Оттуда он вскоре был переведён под Кишинёв в 4-й истребительный авиационный полк, принадлежавший Одесскому военному округу. Тут молодого человека застала война.

Военные подвиги

Султан Амет-Хан

Вскоре Амет-Хан получил приглашение в Ярославль. На главной площади в присутствии огромного количества людей городской комитет обороны вручил ему именные часы и почётную грамоту. Позднее за этот подвиг Султана наградили орденом Ленина. В Ярославле в 2010 году в память о событии военных лет установили монумент великому лётчику.

Султан Амет-Хан


Памятник лётчику в Ярославле

В середине осени 1942 года принял в командование 3-ю авиационную эскадрилью 9-ого истребительного полка. На фюзеляже своего летательного аппарата Султан изобразил орла. На это он получил разрешение от командующего воздушной армией за разработанную тактику атаки вражеских самолётов с высоты.

Султан Амет-Хан

За весь военный период у лётчика накопилось:

  • 603 боевых вылета, в 70 из них штурмовал технику и живую силу немцев, оказываясь почти без защиты перед огненными обстрелами, несущимися с земли;
  • 150 сражений в воздухе;
  • сбил 30 вражеских самолётов лично и 19 в групповом составе.

За беззаветное служение Родине, бесстрашие в борьбе с фашизмом, за боевые заслуги и подвиги Султана удостоили следующих высших советских наград:

  • три ордена Ленина;
  • орден Александра Невского;
  • орден Красной Звезды;
  • орден Отечественной войны I степени;
  • три ордена Красного Знамени.

Два раза, в 1943 и в 1945 годах, Султану присваивали звание Героя Советского Союза.

Мирное время

Вскоре Амет-Хан вошёл в число лучших испытателей в стране. В 1949 году получил разряд лётчика-испытателя 3-го класса, в 1950 году – 2-го класса, в 1952 году – 1-го класса. Больше двух десятилетий трудился он на аэродроме в Жуковском, провёл в полётах 4237 часов, освоил порядка 100 летательных аппаратов.

Султан Амет-Хан

Начинал с полётов на планерах, потом испытывал новые системы катапультирования у истребителей и реактивных самолётов, затем перешёл на стратегические бомбардировщики (тяжёлая авиация).

За период испытательской деятельности Амет-Хан пополнил свой послужной список следующими наградами и званиями:

Личная жизнь

Султан Амет-Хан

У них было два сына – Станислав и Арслан. Единственная прямая наследница лётчика – внучка Вероника Амет-Хан (дочь Станислава). Она бывала на родине своего знаменитого дедушки в Крыму, где посещала музейную экспозицию Амет-Хана, открытую в городе Алупке.

Гибель

До последних дней жизни в его характере преобладали совесть, долг и честь. Своим главным призванием Султан всегда считал – рисковать собою ради других. Именно поэтому в военной авиации его авторитет до сих пор непререкаем и фундаментален.

Амет-Хан Султан Этот удивительный человек по матери был крымским татарином, а по отцу - лакец, горец из Дагестана. Он родился 25 октября 1920 года в Алупке, зелёные улочки которой сбегают к морю. Его детство прошло в солнечном Крыму. И хотя в его имени есть и "хан" и "султан", был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой, дочерна загорелым на южном солнце и очень бедовым. Отчий дом Амет-Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить. орлов. Но жизнь брала своё: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком. Одновременно учиться летать в Симферопольском аэроклубе. В 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо его приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части.

Семья Амет-Хана Султана.

Амет-Хан был награждён именными часами и удостоен звания почётного гражданина города Ярославля

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза И. Г. Борисов и Б. Н. Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1941 года лётчик был назначен командиром звена того же полка (147-я истребительная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт). К тому времени он произвёл 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Як-7А лейтенанта Амет-Хана Султана.

Со слов друзей. "Полк без Амет-Хана, что свадьба без музыки", - говорили о нём соратники. Отличаясь своим особенным, то мягким и вкрадчивым, то резким и яростным лётным почерком, он и на земле умел сохранять свой неповторимый стиль во всём, даже во внешности и одежде. Невысокого роста, чуть сутулящийся, коренастый, подвижный, с чёрными, словно завитыми, кудряшками волос, он внимательно, редко мигая, смотрел на собеседника карими глазами. Очень любил шахматы. Если шахматистов не оказывалось, с удовольствием играл в шашки и домино. Даже тогда, в 1942 году, он носил модные по тому времени брюки-галифе с напуском на голенища вычищенных до блеска сапог, длинную гимнастёрку из довоенного коверкота и вечный, казалось, не снимаемый реглан. Настороженный и нервный перед вылетом, он волновался, ожидая ракету, менялся в лице, но в воздухе любые колебания исчезали, в небе он становился яростным и решительным, не знающим малейших сомнений бойцом.

Память. Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане. Так же в городе Жуковском, на улице, названной его именем, установлен памятник — лётчик, стоящий на крыле Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале. Аэропорт Махачкалы имени Ахмед-хан Султана На 34-м километре линии Остряково — Евпатория расположена платформа Амет-Хан Султан Его имя носит лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему АМЕТ-ХАН СУЛТАН Дважды Герой Советского Союза. Презентация на заданную тему содержит 26 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Аметхан Султан родился 20 октября в 1920 году в Алупке. Аметхан Султан родился 20 октября в 1920 году в Алупке. 40 фашистских самолетов сбиты им с начала войны. Только в последних боях за Таганрог Аметхан Султан сбил 11 вражеских самолетов. На Сталинградском фронте Аметхан провел 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолетов противника и 7 — в групповых воздушных боях.

Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону.

Амет-хан Султан показал безграничный героизм и отвагу в борьбе против фашистских захватчиков. Неустрашимый сталинский сокол, с первых дней Великой Отечественной войны в битвах за честь, славу и независимость нашей Родины уничтожил свыше 40 немецких самолетов. В боях за Таганрог он сбил 11 фашистских самолетов. Амет-хан Султан показал безграничный героизм и отвагу в борьбе против фашистских захватчиков. Неустрашимый сталинский сокол, с первых дней Великой Отечественной войны в битвах за честь, славу и независимость нашей Родины уничтожил свыше 40 немецких самолетов. В боях за Таганрог он сбил 11 фашистских самолетов.

Погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Именем Героя названы: площадь в Симферополе, улицы в Алупке, Судаке, Волгограде, Жуковском, Каспийске; микрорайон в Саках, проспект в Махачкале. Именем Героя названы: площадь в Симферополе, улицы в Алупке, Судаке, Волгограде, Жуковском, Каспийске; микрорайон в Саках, проспект в Махачкале. Также его именем названы аэроклуб в Симферополе; горный пик в Дагестане; аэропорт Махачкалы; платформа на 34-м километре линии Остряково — Евпатория; лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан.


Амет-Хан Султан – военный летчик-истребитель, прошел всю Великую Отечественную войну, дважды удостаивался звания Героя Советского Союза.

Детство

Родился Амет-Хан Султан в одном из красивейших городов Крыма – Алупке, 20 октября 1920 года. Его отца звали Султан Амет-хан, он выходец из дагестанского аула Цовкра-1, мама Насибе принадлежала к крымским татарам. Несмотря на гонения татар со стороны советских властей, Амет-Хан везде говорил, что по национальности он крымский татарин, чем вызывал скрытое недовольство. Султана возводят в ранг национального героя и на родине отца – в Дагестане, и соотечественники матери – крымские татары.

Амет-Хан Султан в молодости

Отец мальчика был обычным рабочим, мама занималась домом и воспитанием детей. Кроме Амет-Хана в семье воспитывалась дочь Фатиме, умершая в возрасте 4-х лет и сын Имран. Они жили в собственном доме у подножья гор, который был похож на ласточкино гнездо.

После окончания Гражданской войны полуостров Крым был населен русскими, татарами, евреями, греками, немцами, и все они жили дружно, не вдаваясь в национальные разборки.

Этот момент сыграл решающее значение в биографии будущего героя войны, у него появилась мечта о небе. Желая воплотить ее в жизнь, Султан начинает посещать занятия Симферопольского аэроклуба, потом становится курсантом самого престижного летного училища – Качинского, в котором в свое время учился даже сын Сталина – Василий. Курсанты учились по ускоренному курсу.

Качинское училище имело статус главного учебного заведения в СССР, где готовили пилотов. Султану учеба давалась легко, теория и тактика полетов, воздушная стрельба – все это он усвоил мгновенно. Курсанты не только учились летать, они проходили общевойсковую, строевую и физическую подготовки, знали устав и несли дежурства.

Амет-Хан Султан

Настоящие планы по поводу Крыма враги держали в секрете, на самом деле на эти территории должны были заселить немецких колонистов, предварительно расправившись с местным населением.

Невероятными усилиями советской армии 10 мая 1944-го был освобожден Севастополь. Пилоты 9-го гвардейского полка получили несколько дней передышки. Именно тогда Султану удалось узнать о судьбе своих родных, ему сказали, что они остались в живых.

Летчику посчастливилось выпросить краткосрочный отпуск, и он поехал повидаться с отцом и матерью. В родной город он приехал на двух авто, вместе с ним прибыла вся его эскадрилья.

17 мая 1944 года в родной дом прославленного летчика ворвались военные. У них был приказ о задержании матери Султана и доставке ее на сборный пункт вместе с другими крымскими татарами. За женщину вступились боевые друзья Амет-Хана, и только благодаря этой поддержке, Насибе не подверглась депортации.

Амет-Хан Султан с братом Имраном

Амет-Хан Султан был поражен происходящей несправедливостью. Он больше не верил, что впереди его семью ждет светлое будущее. Особенно после того, как был арестован брат Имран за пособничество фашистам. Летчик добился свидания с братом, ему хотелось задать кучу вопросов, но при виде осунувшейся фигуры родственника, он не стал ничего спрашивать.

Военная служба

Война застала младшего лейтенанта Султана в Кишиневе, где он проходил службу в 4-м истребительном авиаполку. В октябре того же года Султан уже командовал 147-й истребительной дивизией и воевал на Юго-Западном фронте. На тот момент за его плечами уже было сто тридцать разведывательных и боевых вылетов, за что он получил свой первый орден Красного Знамени.

Летчик Амет-Хан Султан

Командиры характеризовали 21-летнего истребителя как отважного, упорного и настойчивого мастера ведения воздушной разведки. Султан отлично владел самолетом, он и его машина представляли единое целое.

После Сталинградской битвы Султан освобождал Ростов-на Дону, Мелитополь, Крым. 18 апреля 1944-го награжден орденом Ленина, потом еще одним орденом Красного Знамени.

Читайте также: