Доклад природа наш общий дом

Обновлено: 20.05.2024

Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.

Задачи: * учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;

* развивать познавательную , творческие и коммуникативные способности; * воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях;

* формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы;

* формировать умение видеть красоту родной природы.

Оформление на доске:

Эпиграф: «Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Ход классного часа

1.Психологический настрой.

Учитель: - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.

2. Постановка цели классного часа.

Учитель: -Тема нашего классного часа будет такова … Сейчас отгадаете загадки и тогда я думаю, поймете.

1) Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут. Что это? (дождь)

2) Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, и не пекарь, а печет? (солнце)

Учитель: -Ребята, что это все?

Ученики: - Природа. Учитель: Да, это природа

2.1.Чтение стихотворения учителем.

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим.

Прощальный вальс танцует с ветром лето.

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Учитель: Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего классного часа?

Учитель: Да, это и будет темой нашего классного часа.

2.2 Чтение эпиграфа

Эпиграф: «Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

-Что же автор хотел донести до нас этими словами мы узнаем в конце занятия.

3.Основная часть

3.1.Чтения стихотворения учащимися

Ученик: Смотрю на глобус - шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

В тревоге рощи и леса. Роса на травах, как слеза.

Учитель: Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна!

Ученик: Посмотрите! Что находится вокруг?

Небо светло-голубое, Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса,

Человек и время года- Это все вокруг - природа!

3.4.Деление на команды

Учитель: Сейчас мы с вами разберем несколько ситуаций (класс делится на 3 группы, решают проблемные ситуации, записанные на карточках, высказывают свои мысли).

2 группа: Отдыхая в лесу, вы подошли к родничку и увидели начавшийся разлив на склоне. Что вы сделаете?

3 группа: Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую березу, которая от потери сока может погибнуть. Что будете делать?

-У каждого ученика кружки 3 цветов: зеленый, желтый, красный

Учитель: Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги. Красный свет - природе вред!

Учитель: Такая ситуация.

* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (желтый свет)

* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный свет)

* Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет)

* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)

* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)

* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)

* Сачок для ловли бабочек. (красный свет)

* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет)

Учитель: Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес чтобы не навредить природе!

Учитель: На зарядку солнышко поднимает нас.

Дети по лесу гуляют,

За природой наблюдают.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Крылья сложили назад

(на доске цветок с лепестками, на обратной стороне которых написаны правила поведения в природе . Каждой группе по 2 лепестка. Ребята по очереди срывают лепесток с цветка, читают по очереди правило поведения в природе и договаривают правило до конца)

1) В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни. (в траве обитает много маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие растения).

2) Не рви цветы охапками. (сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян - не будет и цветущих растений).

3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи - санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям).

4) Не оставляй мусор в лесу. Помни. (это дом для животных, в нем должно быть чисто. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).

5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных… (лес - их родной дом, им будет плохо в твоей квартире).

6) Многие не любят эту птицу, она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная - уничтожает много опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. Что это за птица? (кукушка)

Учитель: Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета - Земля, зависит от каждого из нас – людей

4. Заключительная беседа

- О чем говорит поэт? (предполагаемые ответы: надо беречь и любить природу, что нельзя убивать зверей) - Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Как вы это понимаете?(это жадность, глупость, злоба, трусость, подлость, бездушие. ) - Да, ребята, вы правы! Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить друг друга, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно убивать этих зверей в своем сердце. Тогда наши экологические знания пойдут на пользу природе, а значит и жизни на Земле.

5. Рефлексия

Учитель: Итак, вначале классного часа мы поставили цель: беречь и любить природу. Зачем нам это надо? (чтобы жить, а это, чтобы воздух, вода были чистыми, птицы, звери, растения - не вымирали), т.е. чтобы природа была жива, а для этого нужен порядок и чистота. Все в природе взаимосвязано. -А чтобы жить надо природу. - беречь и любить

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проект по экологическому воспитанию

детей подготовительной группы

М. М. Пришвин.


Актуальность проекта:

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Вид проекта: групповой, познавательно – информационный, исследовательский.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Продолжительность: краткосрочный, с 1 сентября 2020г. по 31 декабря 2020г.
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная и познавательная деятельности

Цель проекта:

Формирование осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Задачи проекта:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.

2. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

3. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

4.Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

6. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

7. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

Этапы проекта:

Подготовительный :

· Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.

· Создание картотеки игр

· Составление перспективно - тематического плана.

· Обеспечение условий для проведения проекта.

· Осуществление контроля над реализацией проекта.

Основной этап:

· Чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;

· рассматривание картин о природе, а так же из жизни животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, Федора Васильева;

· рассказы воспитателя о живой и не живой природе, о заповедниках, памятниках природы;

· беседы на экологические темы;

· наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;

· целевые прогулки на природе;

· сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т.д.);

· опыты и эксперименты;

· игры (подвижные, дидактические, настольные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);

· различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему;

· работа с календарем природы

Наблюдения: За красотой природы, за изменениями в природе, за птицами и насекомыми, за неживыми объектами и явлениями в природе: дождь туман..;

Заключительный этап

Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Природу вместе сбережём"

Ожидаемые результаты:

· Повышение уровня знаний по экологии у детей;

· Повыситься уровень наблюдательности;

· Появился интерес к явлениям и объектам природы;

· Дети научатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;

· Пополнится развивающая среда в группе;

· Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

· Разработка рекомендаций для родителей и педагогов в воспитании экологической культуры детей.

Работа с родителями

· Рекомендации для родителей (посещение экологических музеев, выставок, зоопарка, городских парков)

· Привлечь родителей к оформлению экологического уголка, пополнению экологической библиотеки

· Совместное изготовление (родители и дети) поделок из природного материала

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.

В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.

Цель проекта :

Развитие экологической культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

Углубление экологических знаний детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта :

• формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;

• расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

• расширять представления детей о лесе и его обитателях;

• учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;

• познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;

• развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;

• формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;

• учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Новизна проекта :

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности. Данный проект познавательно-исследовательский,творческий и заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённость детей и родителей в событийную жизнь.

Продолжительность реализации проекта :

Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий.

По содержанию: ребенок и охрана природы.

Участники проекта : дети – педагоги – родители.

По количеству участников: коллективный

Возраст детей – 4г.

Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.

Проектные мероприятия и механизм их реализации:

Взаимодействие с родителями

Совместное творчество детей и родителей.

Продукт проектной деятельности

Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Труд в природе :

• Сравнение веточек сосны и ели.

• Как снег становится водой

Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

• О природе.

• О диких животных.

• О домашних животных.

• О деревьях и растениях

Игры на развитие координации слова с движением:

Игры на развитие дыхания:

Перспективы дальнейшего развития проекта :

Данный проект будет иметь дальнейшее развитие, которое будет заключаться в том, чтобы научить детей и их родителей бережному отношению к окружающему миру. Привлекать родителей как можно больше к участию в проектной деятельности. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитание детей детского сада.

Дополнение системы дидактическим материалом, художественной литературой.

Дальнейшая непрерывная систематическая работа.

Использование проектных технологий по экологическому воспитанию.

Возможности его распространения и применения:

Материал можно использовать во время НОД

Предоставить материал на классные часы в начальной школе

Предоставить материал для юных читателей библиотеки

Возможность использования проекта воспитателями других д/с

Итоги реализации проекта :

-Дети хорошо ориентируются в мире растений, животных и птиц;

-Дети участвуют в решении задач экологического значения в разных ситуациях;

-Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения детей на природе;

- Созданы необходимые условия для организации трудовой деятельности детей в рамках реализации экологического проекта;

- У родителей повысился уровень экологического сознания, умение использовать компьютерные технологии,сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.

Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Рыльковская начальная школа (дошкольная группа)

Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.

Статьи из журналов

Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

По содержанию: ребенок и охрана природы.

Участники проекта: дети – педагоги – родители.

По количеству участников: коллективный

Возраст детей – с 4 до 5 лет.

Продолжительность проекта – среднесрочный. 16.01-01.03

Цель проекта.

Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта:

  1. формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
  2. расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
  3. расширять представления детей о лесе и его обитателях;
  4. учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;
  5. познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;
  6. развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
  7. формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
  8. учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

По содержанию: ребенок и охрана природы.

Участники проекта: дети – педагоги – родители.

По количеству участников: коллективный

Возраст детей – с 4 до 5 лет.

Продолжительность проекта – среднесрочный. 16.01-01.03

Цель проекта.

Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта:

формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;

расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

расширять представления детей о лесе и его обитателях;

учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;

познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;

развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;

формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;

учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Актуальность:

"Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они,

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.

В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.

Сроки реализации:

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Умение называть зимние природные явления,

Знания, как и где, зимуют животные и птицы.

Знания, о жизни растений, об их потребностях, способах ухода за ними;

Знания детей о лесе и его обитателях;

Знакомство детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;

Умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;

Умение рассказывать по картине.

Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.

Привитие детям интереса к исследовательской деятельности.

Развитие личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом.

Формирование у детей бережного отношения к окружающей среде.

Формирование интереса у родителей к жизни ДОУ.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

1 этап – поисковый-

2 этап - аналитический: 16.01-22.01

Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта. Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности.

3 этап – практический: 23.01-28.02

Организация исследования в рамках проекта, организация НОД и совместной деятельности детей; привлечение родителей к реализации проекта.

4 этап–презентационный: Презентация проекта на заседании педагогического совета ДОУ, и на родительском собрании. 01.03

Организационные формы работы над проектом:

Взаимодействие с родителями

Совместное творчество детей и родителей.

Продукт проектной деятельности

Предварительная работа.

Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.

Познавательное развитие

Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Труд в природе:

Экспериментальная деятельность:

Сравнение еловых и сосновых шишек.

Сравнение веточек сосны и ели.

Как снег становится водой.

Презентации:

Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.

Цель: Познакомить детей с Красной книгой Калининградской области, охраняемыми растениями и животными.

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические игры:

Речевое развитие

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

Загадывание загадок:

О диких животных.

О домашних животных.

О деревьях и растениях.

Художественно-эстетическое развитие.

Читайте также: