Доклад преступления и наказания что делать с российскими тюрьмами

Обновлено: 30.06.2024

Итак, вот краткий список проблем. Российская пенитенциарная система неоправданно дорога: в ней слишком много заключенных – почти вчетверо больше на 100 000 населения, чем в Европе, – и высокие накладные издержки. Каждый год к лишению свободы приговаривают почти 200 000 человек. Их необходимо кормить, охранять, занимать работой, а надо всем этим, как в любом из российских ведомств, возвышается громоздкая и неэффективная управленческая пирамида из хорошо оплачиваемых и наделенных немалыми льготами бюрократов в погонах. Совокупный бюджет всей этой системы огромен (Совет Европы оценивает его в 4 млрд евро), при этом на содержание одного заключенного выделяется лишь 2,5 евро в день – из примерно 30 евро, которые тратит бюджет на его пребывание в заключении в целом. Ничего удивительного: на четырех заключенных в системе приходится три сотрудника. 375 000 сидят, 296 000 охраняют.

Почти треть сидящих – 28% – попали в тюрьму по наркотическим статьям, и большинству из них делать там решительно нечего: это обычные потребители, ставшие жертвой полицейской провокации или невменяемо низких нормативов, отделяющих хранение для собственного потребления от тех объемов, которые УК трактует как заведомо предназначенные для сбыта. При этом российский закон именно их несправедливо дискриминирует – они позже других получают доступ к условно-досрочному освобождению (УДО), им не засчитывают проведенный в предварительном заключении срок с повышающим коэффициентом.

В ненамного лучшем положении находятся участники экономической деятельности, и это далеко не только предприниматели: под ударом любой материально ответственный сотрудник. Практически любое хозяйственное взаимодействие может быть перетрактовано российской уголовной юстицией как преступление.

В России нет никакой системы ресоциализации бывших заключенных, поэтому крайне высок уровень рецидива – 54% нынешних заключенных осуждены не впервые, причем две трети рецидивистов отбывают срок за третье или более преступление.

Рецепты лечения: разгрузка тюрем, более широкое использование УДО, улучшение условий содержания, включая медицинскую помощь и отмену бессмысленных запретов, налаживание системы ресоциализации в местах лишения свободы, создание специализированных служб для ресоциализации на воле, реформа отчетности, изменение уголовной политики, гуманизация законодательства, появление системы сбора криминальной статистики для повышения качества будущих поправок в УК.

Защита граждан от преступных посягательств остается одной из важнейших задач, решения которой общество ожидает от государства. Государство должно выбирать для этого такие инструменты, чтобы достижение и поддержание желаемого уровня безопасности не сопровождалось избыточными экономическими и социальными издержками. Анализ показывает, что используемые сейчас инструменты и методы обеспечения безопасности недостаточно эффективны, так как связанные с ними издержки неоправданно высоки по сравнению с обеспечиваемым уровнем защиты. Необходимо найти более действенные инструменты и методы обеспечения безопасности.

Авторы доклада выделяют три основных блока проблем и в качестве решений предлагают три направления работы: реформа системы исполнения наказаний, реформа уголовной политики и социальная адаптация осужденных.

Проблема: избыточно жесткая уголовная политика

В России на 100 тысяч населения при­ходится 375 заключенных, в то время как средний европейский уровень — на 100 тысяч населения 102 заключенных.

Причина в жестком уголовном законе, предполагающем широкое применение наказания в виде лишения свободы, в том числе — за ненасильственные преступления. В 2018 г. наказание в виде лишения свободы было назначено 190 325 осужденным. В 2012-2007 гг. к реальному лишению свободы ежегодно приговаривали более 200 тысяч человек.

Только 24% осужденных к лишению свободы получили срок 3 года и менее. Остальные 76% отбывают большие сроки. Для сравнения, в Европе наказание менее трех лет назначается в среднем 40% осужденных к лишению свободы.

В 2018 г. за приобретение, перевозку и хранение наркотиков без цели сбыта к реальному сро­ку лишения свободы приговорили почти в полтора раза больше, чем за сбыт наркотиков. Больше половины из них получили срок свыше трех лет.

Сейчас максимальное наказание за приобретение, перевозку и хранение наркотических ве­ществ без цели сбыта — 15 лет лишения свободы, а за производство и сбыт — лишение свобо­ды пожизненно.

Проблема: негуманная и самая дорогая в Европе пенитенциарная система

Российский тюремный бюджет самый большой в Европе. При этом содержание одного за­ключенного в России обходится примерно в 50 раз дешевле, чем в среднем по Европе: 2,5 евро против 128 евро на человека в день.

Медицинскую помощь заключенным призваны обеспечивать лишь 12,5% сотрудников пе­нитенциарной системы, организацию труда — 8,2%, образование — 2,9%, психологическую помощь — 1,4% сотрудников.

20% жалоб, поступивших от заключенных Уполномоченному по правам человека в РФ в 2018 г., касались несвоевременности, ненадлежащего качества или неполноты оказания меди­цинской помощи.

Для приема лекарств осужденный должен по нескольку раз в день выстаивать очередь (ча­сто на улице), что может приводить к ухудшению его состояния.

За неаккуратно заправленную кровать или оторванную пуговицу заключенный может полу­чить 15 суток штрафного изолятора.

Проблема: неэффективная профилактика рецидивов

54% заключенных в ме­стах лишения свободы были судимы ранее, 36% — осуждены три и более раза.

Причины повторного совершения преступлений нельзя свести только к антисоциальным установкам осужденных. Не последнюю роль играет социальное неблагополучие: недостаточное образование, сложности с трудоустройством, семейные конфликты, психические расстройства, наркотическая и алкогольная зависимость и пр. В частности, по данным ФСИН, 25% осужденных, ежегодно проходящих по учетам уголовно-исполнительных инспекций, относятся к категории социально незащищенных.

Наказание в виде лишения свободы не только не решает перечисленные проблемы, но и усугубляет социальное неблагополучие личности. В современном быстро меняющемся мире изоляция на срок более трех лет приводит к серьезной дезадаптации.

Сейчас в России принимаются отдельные меры социальной адаптации бывших заключенных. Однако из-за недостаточной системности они не дают ощутимых результатов в виде снижения повторной преступности. Специализированной федеральной структуры, которая занималась бы социальной адаптацией бывших заключенных, не существует. Помощь им оказывается лишь региональными властями и НКО.

Чтобы сделать систему уголовного правосудия более эффективной, нужно снизить уровень повторной преступности и уменьшить социальные и экономические издержки, связанные с привлечением к уголовной ответственности и наказаниями.

Уголовная репрессия, остающаяся одним из наиболее дорогостоящих для общества способов реагирования на правонарушения, должна использоваться с разумной экономностью за счет более широкого применения санкций, не связанных с лишением свободы.

Приоритетом должна стать ресоциализация правонарушителей. Это позволит преодолеть негативные последствия лишения свободы в виде дезадаптации заключенных и усвоения ими криминальной культуры, способствующей совершению повторных преступлений.

Вопросы повышения эффективности уголовного правосудия и системы исполнения наказаний будут обсуждаться на мероприятиях Общероссийского гражданского форума–2019. Итогом работы на ОГФ станет план достижения целей и первые шаги к его реализации.


Защита граждан от преступных посягательств остается одной из важнейших задач, решения которой общество ожидает от государства. Государство должно выбирать для этого такие инструменты, чтобы достижение и поддержание желаемого уровня безопасности не сопровождалось избыточными экономическими и социальными издержками. Анализ показывает, что используемые сейчас инструменты и методы обеспечения безопасности недостаточно эффективны, так как связанные с ними издержки неоправданно высоки по сравнению с обеспечиваемым уровнем защиты. Необходимо найти более действенные инструменты и методы обеспечения безопасности.

Авторы доклада выделяют три основных блока проблем и в качестве решений предлагают три направления работы: реформа системы исполнения наказаний, реформа уголовной политики и социальная адаптация осужденных.

Проблема: избыточно жесткая уголовная политика

В России на 100 тысяч населения при­ходится 375 заключенных, в то время как средний европейский уровень — на 100 тысяч населения 102 заключенных.

Причина в жестком уголовном законе, предполагающем широкое применение наказания в виде лишения свободы, в том числе — за ненасильственные преступления. В 2018 г. наказание в виде лишения свободы было назначено 190 325 осужденным. В 2012-2007 гг. к реальному лишению свободы ежегодно приговаривали более 200 тысяч человек.

Только 24% осужденных к лишению свободы получили срок 3 года и менее. Остальные 76% отбывают большие сроки. Для сравнения, в Европе наказание менее трех лет назначается в среднем 40% осужденных к лишению свободы.

В 2018 г. за приобретение, перевозку и хранение наркотиков без цели сбыта к реальному сро­ку лишения свободы приговорили почти в полтора раза больше, чем за сбыт наркотиков. Больше половины из них получили срок свыше трех лет.

Сейчас максимальное наказание за приобретение, перевозку и хранение наркотических ве­ществ без цели сбыта — 15 лет лишения свободы, а за производство и сбыт — лишение свобо­ды пожизненно.

Проблема: негуманная и самая дорогая в Европе пенитенциарная система

Российский тюремный бюджет самый большой в Европе. При этом содержание одного за­ключенного в России обходится примерно в 50 раз дешевле, чем в среднем по Европе: 2,5 евро против 128 евро на человека в день.

Медицинскую помощь заключенным призваны обеспечивать лишь 12,5% сотрудников пе­нитенциарной системы, организацию труда — 8,2%, образование — 2,9%, психологическую помощь — 1,4% сотрудников.

20% жалоб, поступивших от заключенных Уполномоченному по правам человека в РФ в 2018 г., касались несвоевременности, ненадлежащего качества или неполноты оказания меди­цинской помощи.

Для приема лекарств осужденный должен по нескольку раз в день выстаивать очередь (ча­сто на улице), что может приводить к ухудшению его состояния.

За неаккуратно заправленную кровать или оторванную пуговицу заключенный может полу­чить 15 суток штрафного изолятора.

Проблема: неэффективная профилактика рецидивов

54% заключенных в ме­стах лишения свободы были судимы ранее, 36% — осуждены три и более раза.

Причины повторного совершения преступлений нельзя свести только к антисоциальным установкам осужденных. Не последнюю роль играет социальное неблагополучие: недостаточное образование, сложности с трудоустройством, семейные конфликты, психические расстройства, наркотическая и алкогольная зависимость и пр. В частности, по данным ФСИН, 25% осужденных, ежегодно проходящих по учетам уголовно-исполнительных инспекций, относятся к категории социально незащищенных.

Наказание в виде лишения свободы не только не решает перечисленные проблемы, но и усугубляет социальное неблагополучие личности. В современном быстро меняющемся мире изоляция на срок более трех лет приводит к серьезной дезадаптации.

Сейчас в России принимаются отдельные меры социальной адаптации бывших заключенных. Однако из-за недостаточной системности они не дают ощутимых результатов в виде снижения повторной преступности. Специализированной федеральной структуры, которая занималась бы социальной адаптацией бывших заключенных, не существует. Помощь им оказывается лишь региональными властями и НКО.

Что делать?

Чтобы сделать систему уголовного правосудия более эффективной, нужно снизить уровень повторной преступности и уменьшить социальные и экономические издержки, связанные с привлечением к уголовной ответственности и наказаниями.

Уголовная репрессия, остающаяся одним из наиболее дорогостоящих для общества способов реагирования на правонарушения, должна использоваться с разумной экономностью за счет более широкого применения санкций, не связанных с лишением свободы.

Приоритетом должна стать ресоциализация правонарушителей. Это позволит преодолеть негативные последствия лишения свободы в виде дезадаптации заключенных и усвоения ими криминальной культуры, способствующей совершению повторных преступлений.

Эксперты подготовили доклад о состоянии российской пенитенциарной системы


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Исследователи приводят данные, согласно которым Россия занимает первое место по числу заключенных в Европе и 19-е в мире.

На 100 тыс. населения в России приходится 375 заключенных, в то время как средний европейский уровень — 102 заключенных.

Авторы исследования указывают на неоправданно широкое применение наказания в виде лишения свободы за ненасильственные преступления. Так, в 2018 году в тюрьмах оказалось более 190 тыс. осужденных, 76% из которых отбывают сроки более трех лет. В Европе же наказание менее трех лет назначают 40% осужденных к лишению свободы.

Из документа следует, что 28% российских осужденных сидят за преступления, связанные с наркотиками (129,5 тыс. человек), больше, чем за убийства (91 тыс. человек) и кражи (69 тыс. человек), и подавляющее большинство из них — наркопотребители.

В 2018 году за приобретение, перевозку и хранение наркотиков без цели сбыта к реальному сроку суды приговорили почти в полтора раза больше граждан, чем за сбыт наркотиков. Больше половины из них получили срок свыше трех лет. Российский Уголовный кодекс предусматривает наказание за приобретение, перевозку и хранение наркотических веществ без цели сбыта до 15 лет лишения свободы, а за производство и сбыт — пожизненно, отмечают авторы доклада.

«Правоохранительные органы изымают у людей наркотические вещества в объемах, не предполагающих широкую торговлю.

13 таблиц и графиков об антинаркотической статье УК

В российской пенитенциарной системе занято 296 тыс. сотрудников — 174 человека на 100 тыс. населения. Из них медицинскую помощь заключенным обеспечивают лишь 12,5% сотрудников, организацию труда — 8,2%, образование — 2,9%, психологическую помощь — 1,4%. Остальные 75% персонала охраняют заключенных и управляют тюрьмами.

По данным доклада, 20% жалоб, поступивших от заключенных уполномоченному по правам человека в 2018 году, касались несвоевременной и некачественной медицинской помощи.

К примеру, для приема лекарств заключенным приходится выстаивать очередь по нескольку раз в день, часто на улице, что приводит к ухудшению их самочувствия. Авторы доклада также отмечают жестокость дисциплинарных наказаний в тюрьмах: за неаккуратно заправленную кровать или оторванную пуговицу заключенный может получить 15 суток штрафного изолятора.

Замглавы ФСИН пообещал обсудить вопрос передачи тюремной медицины Минздраву

В результате в УК отсутствуют четкие критерии разграничения преступлений и иных правонарушений, а санкции не всегда соответствуют характеру и степени общественной опасности криминализируемых деяний.

Например, одинаковое максимальное наказание (шесть лет лишения свободы) предусмотрено за изнасилование без отягчающих обстоятельств и за уклонение от уплаты налогов. Также УК отступает от такого принципа уголовного права, как ненаказуемость мыслей и убеждений.

Как показывает анализ приговоров по экономическим преступлениям, в 50% дел, в которых был установлен конкретный обвиняемый, ущерб составил менее 122 тыс. руб., а в 25% не доходил до 19 тыс. руб.

Напомним, в августе уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился к президенту Владимиру Путину с предложением внести изменения в статью УК об организации преступного сообщества или участии в нем. По версии господина Титова, ее необоснованно вменяют в вину предпринимателям, чтобы иметь возможность сверх года содержать их под стражей, добиваясь признания вины, и создать затем проблемы с условно-досрочным освобождением.

Правила, регулирующие условия содержания заключенных, по мнению экспертов, по-прежнему изобилуют жесткими ограничениями, многие из которых в современных условиях утратили смысл.

Авторы доклада видят необходимость в полноценной системе ресоциализации заключенных. По данным экспертов, изоляция на срок более трех лет приводит к серьезной дезадаптации. За время лишения свободы часто разрушаются семейные связи, утрачиваются трудовые навыки и навыки самостоятельной организации своей жизнедеятельности. Оказавшись на свободе, осужденные сталкиваются с негативным отношением общества, которое наряду с другими факторами препятствует трудоустройству, поступлению в образовательные учреждения, открытию счета в банке.

Ключевыми мерами социальной реабилитации эксперты, основываясь на мировом опыте, называют:

  • обеспечение освободившихся временным жильем,
  • обеспечение материальной помощью на период поиска работы,
  • помощь в лечении наркотической и алкогольной зависимости,
  • помощь в получении образования.

Также авторы доклада считают важным сокращать тюремное население через УДО, смягчение режима наказания и сокращение числа помещенных в СИЗО.

Сокращение количества заключенных высвободит средства из системы, которые могут быть направлены на реконструкцию мест лишения свободы.

Геннадий Корниенко покинул пост главы ФСИН

Генерал-полковник Геннадий Корниенко, возглавлявший Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) с 2012 года, освобожден от должности в связи с достижением предельного возраста нахождения на службе. При этом следует отметить, что ФСБ и СКР пытались ускорить отставку генерала, активно возбуждая уголовные дела на людей из руководства службы.

Читайте также: