Доклад православная культура как основа воспитания подрастающего поколения
Обновлено: 04.07.2024
Мы живем в России, стране с богатым культурным наследием. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди культурных традиций занимают различные религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, долг, милосердие, взаимопонимание, справедливость, любовь к ближнему, желание нести добро людям.
В современном обществе проявляется нарастание негативных тенденций отрицательно влияющих на еще не сформированное сознание ребенка. Большое воздействие оказывают средства массовой информации через демонстрацию жестокости и насилия, фильмов и мультфильмов американского и европейского производства искажающих представление детей о главных человеческих духовно – нравственных ценностях, вследствие чего формируются вредные привычки, чуждые нам нормы поведения, растет уровень детской преступности. У детей искажаются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Поэтому не случайна, высокая степень распространенности психических и физических нарушений среди детей начиная с дошкольного возраста.
В нашем детском саду воспитание духовной нравственности начинается с раннего возраста и тем самым защищает детей от мира жестокости, делает их невосприимчивыми (нетерпимыми) к злу и насилию. Детство - это период развития всех сфер человека, как физических, так и душевных. Приобретения знаний об окружающем мире, в период получения, накопления нравственного опыта, с трех летнего возраста у наших воспитанников формируются самосознание и самоопределение. Именно в раннем возрасте педагоги и воспитатели МБДОУ совместно с родителями закладывают в будущих граждан общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения русских людей. Поэтому мы стараемся дать подрастающему поколению полноценное духовное воспитание, в основе которого – многовековая культура, традиции российского образования и воспитания, сформировавшиеся на нравственных и этических ценностях православной культуры.
Огромным воспитательным эффектом для дошкольников обладает чтение детской библии, художественной литературы (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, П.П. Бажов и т. д.). Российская литература содержит обширный материал для воспитания духовно-нравственных качеств человека. В этих произведениях воспитанники МБДОУ узнают о жизни святых, поступках героев, оценивают их, таким образом, формируется понятие о добре и зле, о нравственных идеалах. В свое работе мы, как педагоги, широко используем устное народное творчество, сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, что способствует формированию художественно-речевых навыков, пополняется пассивный и активный словарь у детей дошкольного возраста.
Особую роль в духовно – нравственном воспитании детей имеет совершенное воплощение представлений об идеале человека. На примере положительных персонажей сказок и литературных произведений, совершавшим добрые, героические поступки, мы стараемся формировать у детей потребность подражать этим героям. У детей появляется стремление быть похожими на нравственную личность. Конечно, хорошим образцом для подражания могут и должны быть взрослые (родители, воспитатели). Благодаря этому, в наших детях зарождаются положительные качества, такие как трудолюбие, работоспособность, дружелюбие, вежливость, ответственность, способность сопереживать.
В своей работе привлекаем к сотрудничеству по духовно-нравственному воспитанию родителей (законных представителей) воспитанников, приобщаем их к активному участию во всех запланированных мероприятиях. Видя, какие чувства испытывают их дети, вовлекаясь в творчество, родители начинают проявлять активную деятельность в создании игровой среды, изготавливают костюмы, атрибуты, принимают участие в конкурсах рисунков, помогают в проведении праздников и развлечений, сами в них участвуют.
Семья - играет особую роль в жизни каждого человека. Именно в семье дети узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка. С помощью взаимосвязи педагогов нашего сада и родителей у ребенка формируются элементарные знания об окружающей действительности. Поэтому важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, справедливости.
Таким образом, изучение православной культуры в дошкольном учреждении – реальный фактор воспитания нравственного поколения, которая обладает большим потенциалом, дающая возможность формировать духовно – нравственные качества у маленького человека. Начиная с дошкольного возраста, взрослый помогает детям разбираться в истинных и мнимых ценностях. В каждом ребенке заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который общими усилиями педагогов и родителей нашего сада поможет раскрыть всю многогранность его личности, его духовно-нравственные качества. Главное достижение этого воспитания заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей, а именно милосердие, сострадание, правдолюбие стремление к добру и неприятие зла.
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Когда мы говорим о православных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству.
Добродетели, связанные с отношением к ближнему,- милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др.
Воспитание в системе православных ценностей позволяет сформировать целостное историческое сознание, более полно осмыслить личностную связь с историей своего народа и понять религиозные духовно-нравственные мотивы патриотизма и героизма наших предков.
Патриотизм в системе православных ценностей не сводится только к любви к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать её от супостата до последней капли крови, и в решимости в случае необходимости отдать за неё жизнь. В патриотическое воспитание входит воспитание героической личности, способной на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, её герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.
Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Идеал наиболее близок миру ребёнка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
- познакомить детей с культурой Православия;
- познакомить детей с истинными духовными ценностями российского народа;
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- способствовать всестороннему развитию личности.
Цель духовно – нравственного воспитания в ДОУ: сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление возродить традиции семейного воспитания.
Для достижения, поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
1. Учить быть примером для других не на словах, а на деле; избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь; уметь просить прощения; поступать честно; никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
2. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
3. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
7. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
8. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
9. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
10. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.
11. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Для проведения данной работы предлагаю использовать несколько направлений:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).
Самостоятельная деятельность детей:
- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
-Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);
-Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
-Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;
-Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.
Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.
Очень важно всю работу проводить в тесном сотрудничестве с родителями, привлекать их к активному участию во всех запланированных мероприятиях
Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Для ребенка любовь матери и отца – первоначальная, основная школа воспитания способности любви, школа, где формируется потребность любить и быть любимым.
Человек за свою жизнь проходит через большое количество коллективов. Каждый из них оставляет свой след в душе. В одних коллективах человек находится продолжительное время, а значит, и влияние при этом испытывает сильное. Влияние других непродолжительно. И лишь один коллектив – семья – влияет на нас всю жизнь.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
«Православная культура как средство
Подготовила : Пометова Т.Н.
2015-2016 уч.год
1-й слайд Православная культура как средство
духовно-нравственного воспитания детей .
В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ "Об образовании" и обозначенными в "Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура"", программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:
• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
• Воспитание школьников. как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
2-й слайд «Духовная жизнь ребенка полноценна
Лишь тогда, когда он живет в мире
Игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
3-й слайд Задачи духовно-нравственного воспитания:
• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.
• Развитие нравственного чувства сопереживания.
• Развитие чувства ответственности за другого человека.
• Развитие чувства благодарения.
• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали.
5-й слайд. Воспитание духовно нравственного качества начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родной речи. Но как воспитывать эти чувства: любовь, нравственность, гражданственность, духовность, человечность? Воспитывать так, чтобы человек, живя в мире, помнил о мире как огромном единстве, ощущая своё место в этом мире. Поэтому сейчас предназначение школы, учителя, семьи состоит в том, чтобы воспитывать ребенка, способного понять боль другого , способного оказать помощь в беде, чтобы он был здоровым душой и телом.
6-й слайд Созидателями будущего нашего Отечества, его истории, культуры станут дети. Они - продолжатели и носители нравственности, духовности, этики, семейных ценностей, национальных традиций. Поэтому так важно в раннем возрасте заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты - те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых исконно воспитывались многие поколения русских людей.
Сложно воспитывать детей в современном противоречивом мире в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно много: отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи времён, чувства сопричастности к истории своей родины, к кризисным явлениям в обществе и семье, как основной его ячейке. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения. Поэтому проблема воспитания духовно и нравственно здоровой личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Становится очевидным, что для духовного возрождения нации недостаточно знаний, получаемых через организацию традиционного учебно-воспитательного процесса. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность.
Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры. Это связано с развитием творческого мышления и восприятия. Данные психологов показывают, что у детей есть задатки творческого восприятия. Оно характеризуется взаимосвязью нравственной и эстетической категорий: категория добра сливается с категорией красивого, прекрасного, категория зла — с категорией безобразного. Творческое развитие предполагает движение от образа-чувства к средству выражения: интонации, жанру, стилю, цвету, форме, особенностям языка, обряду, канону. Навыки следует вырабатывать у ребенка в единстве освоения им формы и содержания православного искусства.
Основной целью является повышение эффективности воспитательного процесса – нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры. Для достижения данной цели, решаю следующие задачи:
- пробуждение интереса к православным и культурным традициям русского народа, в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;
- знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.
Предпочтительными методами воспитания , используемыми на кружке православной культуры, являются:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов, предусмотренных воспитателем или предложенных учениками;
2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством педагога;
3) нравственный диалог;
4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;
5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания.
Решая задачи духовно-нравственного воспитания, помогаю учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.
Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств в начальных классах является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.
Меняется и общий уровень нравственного развития к пятому классу: в ситуациях, связанных с проблемой нравственного выбора, уменьшается число предпочтений, связанных с себялюбием, эгоизмом, увеличивается количество выборов высоконравственных поступков.
На мой взгляд, читая Библейские истории обсуждая вместе с ними истории, притчи, а потом еще просматриваем видео. Дети после таких занятий даже как-то по другому общаются друг с другом.
На православном кружке мы много занимаемся творчеством : рисуем, вырезаем, лепим, учим стихи ,сценки и песни. Дети любят рассказывать из своей жизни истории учу умению слушать и слышать друг друга , учу с ребятами церковно-славянские буквы. Поведение в церкви и как я должен выглядеть внешне.
Таким образом, очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.
11-й слайд Духовно-нравственное воспитание помогает вырастить хорошего человека.
Духовно-нравственное воспитание одна из наиболее важных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Православная культура является основой воспитания подрастающего поколения. Говоря о православных ценностях, мы говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи нашему русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству.
В православии разработано учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких нравственных качеств личности, в нём подчёркивается деятельная форма усвоения добра – в противоположность с лишь знанию о добре. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелям [2, с .12].
Добродетели, связанные с отношением к ближнему - милосердие, великодушие, терпение, кротость , незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др.
Воспитание в системе православных ценностей позволяет сформировать целостное историческое сознание, более полно осмыслить личностную связь с историей своего народа и понять религиозные духовно-нравственные мотивы патриотизма и героизма наших предков.
Патриотизм в системе православных ценностей не сводится только к любви к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать её от супостата до последней капли крови, и в решимости в случае необходимости отдать за неё жизнь .
Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Идеал наиболее близок миру ребёнка , который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро , следовать за отвергающими зло [3, с .23].
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина [4, с .41].
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
- познакомить детей с культурой Православия;
- познакомить детей с истинными духовными ценностями российского народа;
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- способствовать всестороннему развитию личности.
Цель духовно – нравственного воспитания в ДОУ: сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление возродить традиции семейного воспитания.
Для достижения, поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле; избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь; уметь просить прощения; поступать честно; никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
- Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
- Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Для проведения данной работы предлагаем использовать несколько направлений:
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
- Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
- Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
- Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).
Самостоятельная деятельность детей:
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом .
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.
Читайте также: