Доклад повышение информационной грамотности законных представителей учащихся

Обновлено: 05.07.2024

В целях обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, запрещается распространение информационной продукции в виде продукции средств массовой информации, печатных изданий, аудиовизуальных произведений, фонограмм, игр, в том числе игр с электронным дисплеем, компьютерных игр и программ на любых видах носителей, либо в виде информации, распространяемой посредством культурных мероприятий (далее – информационная продукция), без присвоения знака возрастной категории, представляющего собой звуковое и (или) визуальное предупреждения, указывающие на возрастную категорию детей, среди которых допускается распространение информационной продукции, за исключением случаев, когда наличие такого знака является необязательным в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Правила работы в сети Интернет:

1. Не входите на незнакомые сайты.

2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.

4. Никогда не посылайте никому свой пароль.

5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

6. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)

7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.

8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

9. Не всей информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

10. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.

11. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

Памятка для родителей, как обучать детей и подростков безопасному поведению в сети интернет

В настоящее время сеть Интернет получила огромное распространение, не только на работе, но и дома. Множество провайдеров по весьма низким ценам предлагает доступ во всемирную паутину. Интернет вошел в каждый дом. Детям, конечно, очень интересно покопаться в сети, найти, посмотреть что-нибудь интересное, поиграть в игры, скачать программу. В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c :\ Users \ User \ AppData \ Local \ Microsoft \ Windows \ TemporaryInternetFiles в операционной системе WindowsVista ). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

Советы по безопасности в сети Интернет для детей:

-Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

-Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

-Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

-Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

-Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.

-Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.

-Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

-Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

-Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет.

-Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

-Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

-Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

-Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

-Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование моделируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

-Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Мероприятия по обеспечению информационной безопасности обучающихся школ

1. Помещение на сайте школы информационного и рекомендательного материала по вопросам просвещения родителей в области защиты детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию.

-Проведение единой недели "Позитивный Интернет" в школе.

-Родительское собрание "Как защитить детей от интернет-угроз".

-Проведение диагностики готовности учащихся различных возрастных категорий к безопасному поведению в информационной среде.

II. Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

-Охват учащихся школы занятиями по медиабезопасности.

-Ознакомление родителей с информационным курсом для родителей по защите детей от распространения вредной для них информации.

-Ознакомление родителей с информацией по медиабезопасности.

III. Внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно - программных и технико - технологических устройств.

I V . Профилактика у обучающихся интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно - телекоммуникационных технологий, формирование навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно - телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации.

-Обеспечение охвата учащихся школы занятиями по информационной безопасности.

-Повышение грамотности обучающихся, родителей (законных представителей) по проблемам информационной безопасности.

V . Внедрение и использование программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся школы к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания.

V I . Информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

-Проведение родительских собраний о роли семьи в обеспечении информационной безопасности детей и подростков.

-Проведение мероприятий (лекций, семинаров, практикумов, тренингов и т.п.), в том числе с применением дистанционных технологий, по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса.

-Повышение грамотности родителей по вопросам информационной безопасности учащихся.

-Размещение на официальном сайте школы ссылок на электронные адреса по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса.

-Консультации школьного психолога по вопросам профилактики компьютерной зависимости у детей.

Алина Юхневич

Добрый день. Может у кого-то есть материал по теме: "Визуализация учебного материала как одно из средств формирования читательской грамотности учащихся начальных классов". Очень нужно. Поделитесь, пожалуйста.

Мария Голубицкая

Яковицкая Наталья

Яковицкая Наталья

Оксана Денисенко

Елена Тимошенко

Ольга Воронцова

Тамара Ясинская

Добрый вечер. Коллеги, может кто-нибудь готовил выступление на МО по теме "Исследовательская деятельность в начальной школе. Формирование исследовательских компетенций младших школьников" ? Поделитесь, пожалуйста. (текстом выступления и презентацией).toma.yasinsckaya@yandex.by

Светлана Савчик

Добрый день! В гимназию 25 (ул.Седого,7) срочно необходим учитель начальных классов на 2 класс. Тел +375298355606 Елена Петровна (зам.директора)
Разместите, пожалуйста, объявление

Наталья Александрова

Ирина Венцкевич

Здравствуйте,может у кого есть доклад на тему"Использование учебных пособий нового поколения для организации учебно-познавательной деятельности,формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся",поделитесь ,пожалуйста.

Виктория Клименкова

Здравствуйте.коллеги. Может кто делал выступление на тему "Средства и методы реализации воспитательного потенциала урока". Поделитесь пожалуйста. Спасибо

Татьяна Вощук

Добрый вечер! Может кто-то писал доклад по теме "Использование визуальных форм представления учебного материала в процессе обучения как средство совершенствования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики". Поделитесь, пожалуйста.

Анастасия Гринкевич

здравствуйте. Может у кого-то есть разработка выступления на МО: " Развитие познавательных способностей и критического мышления учащихся средствами когнитивной визуализации при осуществлении экологического воспитания". Поделитесь,пожалуйста

Екатерина Пилецкая

Изображение

В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

· целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;

· доступность информации для всех авторизованных пользователей.

Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:

· Обучение, информирование учащихся и их законных представителей об основах информационной безопасности, воспитание информационной культуры;

· Размещение на официальном сайте школы информации по интернет-безопасности.

· Повышение грамотности родителей по вопросам информационной безопасности детей и подростков (информация на школьном сайте, на родительских собраниях)

Безопасность при общении в социальных сетях

Для подростков:

Если ваш ребенок .

  • обратиться за помощью к профессиональному психологу, а к тому времени не оставлять ребенка без присмотра;
  • сообщить о наличии такой группы в подразделения милиции;
  • сообщить администрации социальной сети о наличии таких групп для их дальнейшего блокирования;
  • заблокировать доступ ребенка к социальным сетям.

При обнаружении таких групп сообщайте об этом по телефону "102" или по телефону доверия.


Информационная грамотность трактуется как характеристика личности, определяющая ее способность решать элементарные информационные задачи на основе сформированных знаний и умений в сфере взаимодействия с информацией в соответствии с усвоенной системой ценностей.

В данной работе формирование информационной грамотности предполагает реализацию в аспекте деятельностного, системного, аксиологического, развивающего и компетентностного подходов.

Исходя из определения информационной грамотности и сущности деятельностного подхода, предполагается, что эффективная организация учебного процесса должна:

- содержать постановку учебно-информационных задач;

- быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень;

- привлекать обучающихся к информационной деятельности на всех учебных предметах;

- иметь практическую направленность и ориентироваться на создание информационных задач;

- быть основана на активных методах обучения;

- учитывать в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся;

- показывать, где могут быть практически использованы приобретаемые умения и знания;

- использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта.

Таким образом, задача формирования информационной грамотности младших школьников может быть достигнута с помощью включения учащихся в информационную деятельность, которая подразумевает в начальной школе поиск, обработку и хранение информации.

На каждом уроке с помощью небольшой беседы о теме и цели прошлого урока необходимо создавать ситуацию целеполагания. Ребенок обязательно должен сформулировать сам свою цель на урок — без этого не возникнет работа в уме (замысел).

Также необходимо систематически создавать ситуацию информационного поиска, строить процесс обучения адекватно модели исследовательской деятельности. Только в постоянной информационно-поисковой практике будет формироваться опыт информационной деятельности.

Системный подход к эффективной организации обучения, направленного на формирование информационной грамотности, в идеале реализуется при соблюдении следующих принципов:

Принцип интегративности дает возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной грамотности личности на всех учебных предметах.

Принцип непрерывности предусматривает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования для формирования информационной компетентности личности. При этом на каждом из этих звеньев обучение основам информационной культуры должно быть обязательным и специально организованным.

Информационные ценности формируются через ценностное отношение и ценностные установки. Исходя из определений этих терминов очевидно, что ценностные ориентации и мотивация рассматриваются во взаимосвязи. Таким образом, аксиологический компонент информационной грамотности и мотивационный формируются в единстве.

Процесс познания неотделим от оценки. Ценностный аспект информационного восприятия проявляется в оценке:

- способа подачи информации.

Формирование информационной грамотности на основе ценностей предполагает развитие оценочной сферы личности. Поэтому оно не может быть полноценным без опоры на эмоции. Необходимо практиковать оценочные суждения, опирающиеся на непосредственные переживания и чувства учащихся.

Ценностное отношение к информационной деятельности может формироваться только в условиях развивающего обучения, одним из принципов которого является создание обстановки доброжелательности, свободы и понимания. Поэтому в ситуации постановки и решения информационных задач учитель должен занимать субъектную позицию, что обеспечит возможность выбора ценностных ориентаций, формирование чувства достоинства и уверенности в своих возможностях и силах.

Формирование положительного отношения к приобретению знаний у младших школьников выступает как неотъемлемый элемент системы методов формирования информационной грамотности младших школьников.

Особенность компетентностного обучения состоит в том, что прослеживаются условия происхождения данного знания. Обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, приобретая исследовательский и практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения, поэтому методы, характерные для традиционного обучения, утрачивают свою актуальность.

Для реализации данных подходов необходим оптимальный выбор методов, используемых в практике компетентностного обучения, которое основывается на деятельностном, системном, развивающем, аксиологическом подходах.

Обычно большую часть урока учитель объясняет, иллюстрирует, спрашивает, дает репродуктивные задания. Активной познавательной деятельности учащихся отводится очень мало времени, что ведет к недостаточному развитию мышления. Проблемные, практические и исследовательские методы, способствующие формированию мыслительных процессов, используются недостаточно.

Отсюда слабое развитие самостоятельного мышления учеников, предпочтение ими стереотипных решений, неумение выбирать эффективные приемы работы с познавательными объектами и учебником [3, c. 266].

Задания должны рассматриваться как учебно-информационные задачи (лексические, фонетико-графические, грамматико-орфографические, синтаксические, стилистические). Решение таких задач будет направлено на формирование умения анализировать, объяснять, рассуждать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, делать выводы. В то же время будет способствовать развитию абстрактного научного мышления, в частности лингвистического, правильному усвоению языковых понятий и их связей, применению знаний в практике языка и речи, накоплению опыта информационной деятельности.

В процессе формирования информационной грамотности младшего школьника не последнюю роль играет метод работы с текстом.

Распространенным приемом использования дополнительной литературы являются индивидуальные задания учащимся по подготовке к выступлению:

  1. Прочитав научную статью, сделайте плакат для участия в конкурсе или презентацию.
  2. Используйте научную статью в качестве основы для телевизионной передачи.
  3. Провести исследование по вопросу, возникшему на уроке.
  4. Составь по тексту алгоритм, схему или таблицу.

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования.

В 3–4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще эпизодическими.

Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.

Наконец, в этих классах снижается роль учителя в побуждении к учебной деятельности в связи со снижением его авторитета. Это обусловлено и повышением самостоятельности школьников и большей их ориентацией на мнение одноклассников.

Формирование информационной грамотности не может быть основано только на знаниях об осуществлении информационной деятельности и умении поиска информации. Ни один человек не будет совершать те или иные действия, если он не заинтересован в результате деятельности. Таким образом, помимо когнитивного компонента информационная грамотность обязательно включает в себя ценностный и мотивационный компоненты.

Мотив информационной деятельности не возникает стихийно, а формируется в ходе самой этой деятельности.

Мотивационный этап организации информационной деятельности состоит из трех учебных действий.

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов: а) постановкой перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б) рассказом учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом создается установка на необходимость подготовки к изучению материала [2, с. 263].

Формирование положительного отношения к приобретению знаний у младших школьников выступает как неотъемлемый элемент системы методов обучения.

Умение — это способ выполнения действия, основанный на приобретенных знаниях.

Таким образом, операциональный компонент информационной грамотности зависит от сформированности когнитивного компонента.

Под информационными умениями понимаются освоенные способы выполнения действия, обеспечиваемые приобретенными знаниями об информационной деятельности.

У учащихся необходимо формировать четыре группы умений, обеспечивающих:

- рефлексивные умения в сфере работы с информацией.

В качестве методов оценки и контроля сформированности информационной грамотности у младших школьников предлагаются следующие:

- задачи на ценностную ориентировку.

Прием решения ситуационных задач основан на привлечении учащихся к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в обилии информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые сведения для решения проблемы, активно пользоваться знаниями, уметь их применять.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит выраженный практический характер, что отвечает требованиям компетентностного подхода к формированию информационной грамотности личности. Часто решение ситуационных задач требует применения знаний нескольких учебных предметов; способствует выстраиванию партнерских отношений между учителем и школьников (и учитель, и учащийся — субъекты учебной деятельности, каждый из них имеет право на свою точку зрения). Младшие школьники развивают навыки принятия решений, усваивают закономерности и правила русского языка.

Особенность задач на ценностную ориентировку состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Конфликт в них задается не только разрывом между требованием задачи и наличным уровнем знаний и умений, но и различием ценностей, на которые воспитанник опирается при их решении. Весьма важная с психологической точки зрения особенность задач на ценностную ориентировку состоит и в том, что в их условии могут быть заданы ситуации, в которых выбор правильного способа поведения (т. е. правильного решения задачи) требует опоры не только на усвоенные научные знания и понятия, но и на сформированную готовность противостоять при этом сбивающему эмоциональному воздействию различных факторов: ошибочным групповым мнениям и действиям; воздействию хотя и привычного, но житейского, а следовательно, и неправильного отношения к объектам, предложенным для ценностного выбора, и т. п. [4, с. 508].

Таким образом, для полноценного и всестороннего формирования информационной грамотности у младших школьников необходимо внедрять полиподходность к процессу обучения. Аксиологический, развивающий, системный, деятельностный и компетентностный подход обусловили выбор методов формирования информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка, что субъективизирует процесс обучения, смещает акцент на учащегося, на его индивидуальные цели и задачи. Данные методологические подходы усиливают практическую ориентированность учебного процесса, расширяет содержание личностными составляющими, обеспечивая формирование когнитивного, операционального, мотивационного и аксиологического компонентов информационной грамотности младшего школьника, что, несомненно, позволяет добиваться лучших результатов обучения не только русскому языку, но и другим предметам.

2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с. — (Мастера психологии).

3. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М.: Академия, 2007. — 352 с.

4. Сластенин В. А., Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная грамотность, информационная деятельность, задача, учебная деятельность, знание, русский язык, школьник, процесс обучения, умение, ценностная ориентировка.

Похожие статьи

Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня.

информационная грамотность, информационная деятельность, учебная деятельность, задача, школьник, знание, русский язык, ценностная ориентировка, процесс обучения, умение.

Информационная компетентность как планируемый результат.

Не случайно одной из самых актуальных проблем в образовании за последние десятилетия стала проблема повышения информационной грамотности учащихся, как основы самостоятельной учебной деятельности.

Педагогические условия формирования информационно.

Не случайно одной из самых актуальных проблем в образовании стала проблема формирования информационно-аналитических умений повышения информационной грамотности учащихся как основы самостоятельной учебной деятельности.

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших.

Сегодня младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, требующими применения знаний, умений и навыков.

- ценностно-смысловой; - учебно-познавательной; - информационной

Формирование у учащегося навыка самостоятельного.

Решение ситуационных задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности ученика

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки.

При этом основой такой организации учебного процесса является обучение через задачу. Деятельностный подход к обучению находит свое воплощение через задачный подход, при котором деятельность учащихся может быть представлена как система процессов решения.

Формирование универсальных учебных действий на уроках.

действие, учитель, ребенок, начальная школа, умение, учебная деятельность, учебная задача, ученик, образовательный процесс, русский язык.

Средства формирования и совершенствования учебной.

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы. проектная деятельность, русский язык, урок, задача проекта, прилагательное, навык работы, литература, Имя, Знание части речи, учебный проект.

компетенция, русский язык, умение, знание, освоение школьниками, учебный предмет, общее образование, коммуникативная компетенция, личностное самосовершенствование, общепредметное содержание.

Читайте также: