Доклад портфолио как средство диагностики

Обновлено: 02.07.2024

Кардинальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования – изменилась ее основополагающая цель, содержание, технологии. Изменение содержательной стороны дошкольного образования выражены в отказе от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращении к принципам гуманистической педагогики, личностно-ориентированному стилю общения с детьми. В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др., признающей самоценность дошкольного периода детства, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. И помочь воспитателю в этом может портфолио. Создание портфолио дошкольника — это новая и пока еще не освоенная технология оценивания, в которой, прежде всего, преодолеваются типичные недостатки традиционной системы оценивания:

- недооценивание возможностей детей.

Идея использования портфолио дошкольника в системе образования с каждым годом получает широкое распространение.

- новое понятие для российской педагогики.

Портфолио дошкольника

- это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка и способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей в процессе его воспитания и обучения.

Портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей "траектории развития" (Л. И. Адаменко).

Портфолио дошкольника является своеобразной формой диагностической деятельности учреждения.

Портфолио – это возможность:

1) обмениваться информацией, согласовывать точки зрения педагогов и семьи;

2) успешно пройти аттестацию сотрудникам ДОУ, оценить результаты их труда;

3) способ сбора и хранения информации.

Основной смысл портфолио - показать все, на что способен ребенок (А. А. Пинский).

Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания – адекватного представления отдельных творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей.

Цель портфолио

– собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Функции портфолио

• диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

• целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);

• мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;

• содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

• развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

• рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

- создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

- поощрять его активность и самостоятельность;

- формировать навыки учебной деятельности;

- содействовать индивидуализации образования дошкольника;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Если ребенок не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать этого не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо четко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной.

– для сбора достижений, т. е. цель может быть как оценочная функция

- накопительной, когда информация собирается за определенный период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребенка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.)

- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. (Например, мое домашнее животное, лето – веселая пора и т. д.)

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Вид, структуру и содержание портфолио дошкольника определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотек, но считаться с мнением ребенка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.)

Портфолио можно разделить на несколько видов

1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой POWER POINT, и не в каждой группе есть компьютер.

2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребенка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создается в виде папок и картотек.

Алгоритм работы по составлению портфолио

1. Мотивация: каждому участнику должно быть понятно, зачем нужен портфолио.

2. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.

3. Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.

4. Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т. п.)

Этапы работы по составлению портфолио:

1 этап - постановочный – определение цели и вида, структуры портфолио.

2 этап – поисково-деятельный. На данном этапе работа ведется в нескольких аспектах:

сбор данных, материалов (фотографии, рисунки, и т. д.);

работа с детьми (индивидуально и подгруппами). Работа с подгруппой детей имеет возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами;

взаимодействие с родителями. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать.

3 этап – заключительный – презентация портфолио.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей, воспитателей и специалистов образовательного учреждения.

Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС до Актуальность. Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Теоретический аспект технологии портфолио дошкольника

Теоретический аспект технологии портфолио дошкольника Успех воспитания подрастающего поколения определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемых.

Альбом развития дошкольника-портфолио

Альбом развития дошкольника-портфолио Разработала: методист детского сада Пустовая З. В. Исполнители: воспитатели групп В нашем детском саду ежегодно в сентябре месяце заполняется.

Портфолио дошкольника

Портфолио дошкольника Воспитатели: Романова Н. М., Мустафина М. В. Доброго всем время суток. Хочу поделиться новой для нас формой работы,создание портфолио ребенка. В.

Оценить 1325 0

Подготовила: учитель начальных классов

Проблема качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания. По мнению учёных качество образования есть соотношение цели и результата, при том, что результаты заданы конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.

Для того чтобы цель была направлена на конкретного ученика, а результаты превратились в оценку его личностных достижений, требуется создание целостной системы организации и управления образовательным процессом.

Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста стал наглядным, и мотивировал ребенка добиваться еще более высоких результатов?

Практика показала, что в качестве эффективного инструмента по организации образовательного процесса следует рассматривать педагогическую технологию портфолио.

Что же такое ПОРТФОЛИО

Портфолио – это:
• способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения;
• коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;
• систематический и специально организованный сбор работ.

Выделяют следующие функции портфолио:

диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный промежуток времени);

целеполагания (поддерживает учебные цели)

мотивационная (поощряет результаты деятельности ребенка)

содержательная (раскрывает весь спектр достижений ученика);

развивающая (обеспечивает непрерывность процесса развития и обучения от года к году)

рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений).

Портфолио является средством мониторинга деятельности обучающегося., что проявляется в :

Отслеживании индивидуального прогресса ученика в течении длительного времени

Оценивании его образовательных достижений

Учёте достижений, полученных не только в школе, но и в различных жизненных ситуациях

Благодаря своим особенностям, портфолио может стать важным элементом системы внутренней накопительной индивидуальной оценки достижения планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных.

С этой целью в состав портфолио должны быть включены различные материалы, отражающие

дифференцированные оценки, которые показывают уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных программ;

интегральные оценки, характеризующие способность применять знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;

продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов с момента поступления в школу до её окончания;

результаты, достигаемые в ходе школьной и внешкольной деятельности

Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно со школьником решать важные задачи:

своевременно отмечать успехи ученика;

диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося;

поддерживать интерес школьника к получению качественного образования;

формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности;

способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач

Выборка детских работ – формальных и творческих, – выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися внеурочных занятий. Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Примерами такого рода работ могут быть:

-по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

-по технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

-по физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

- оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями;

- результаты специальных испытаний (при необходимости).

3. Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и на начало изучения отдельных тем.

4. Материалы итогового контроля.

5. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной(школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Предполагается, что субъекты профилактики, выстраивая процесс личностного самоопределения ребенка как цепочку последовательных достижений, включают его в познавательную, развивающую деятельность, осуществляемую в рамках школы, в деятельность по преодолению его негативных личностных проявлений, корректируя при этом его семейное воспитание.

Подводя итог, можно сказать, что, составляя собственное портфолио, ученик стремится к участию в различных мероприятиях, акциях и в современном образовательном и воспитательном процессе портфолио является актуальным и важным документом учащегося, характеризующим каждого ребенка с различных сторон его деятельности в школе и отражающим его успешность.

Таким образом портфолио становится "историей успеха", помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Портфолио, как инструмент контроля и диагностики образовательных результатов в сфере общего образования.

Индивидуальный портфель достижений (портфолио): назначение и виды портфолио.

Преобразования в системе общего образования не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом. Основная задача, продиктованная федеральными государственными образовательными стандартами, предполагает переориентацию на подготовку человека , самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями. Для достижения поставленных образовательных целей необходимо изменить подход к системе оценивания учебных достижений учащихся.

В последнее время все более популярной становится система безотметочного оценивания достижений учащихся – портфель или папка индивидуальных учебных достижений учащихся (портфолио).

Папка или портфель индивидуальных учебных достижений учащихся это не простое собрание учебных работ или новый способ оценки учебных достижений. То, что находит распространение сейчас это заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном опыте. Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования.

Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося.

В настоящее время разрабатываются различные виды потфолио, различающиеся между собой по целям, которые они себе ставят, по особенностям его содержания и по способам работы с ними.

портфолио-собственность (собирается для себя);

портфолио-отчет (собирается для учителя);

портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;

рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.;

проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;

тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.

Кроме того, можно классифицировать портфолио по предметам и ступеням обучения.

Вне зависимости от вида портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом.

Внутри этих разделов могут выделяться рубрики, помогающие систематизировать материал и формирующие структуру раздела.

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере освоения учащимися способа организации портфолио.

В заключении можно сказать, что ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые компетентности, которые выдвигаются миром образования и труда, как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аттестация представляет собой экспертизу копий документов и материалов, подготовленных аттестуемым педагогическим работником на основе критериев, предусмотренных пунктами 36 и 37 (с учётом пункта 38) Порядка аттестации, подтверждающих достигнутую результативность в работе.

Цель данных рекомендаций – конкретизировать требования к подготовке материалов для проведения экспертизы.

Подготовка материалов к экспертизе

Для подготовки аттестуемым педагогическим работником копий документов и материалов, подтверждающих достигнутую результативность в работе за межаттестационный период 1 , рекомендуем воспользоваться разделами экспертных заключений по заявленной должности. Наименования разделов представляют собой требования пунктов 36 и 37 (с учётом пункта 38) Порядка аттестации. Каждый раздел состоит из показателей, конкретизирующих перечисленные требования раздела.

Основными принципами подготовки материалов к экспертизе при прохождении аттестации являются полнота и конкретность представленных сведений, достоверность информации, а также системность.

Полнота предоставляемых сведений - указывает на меру достаточности предоставленных на экспертизу материалов в том или ином показателе портфолио. Неполными будут считаться сведения, представленные за период меньший, чем в справке-подтверждении руководителя образовательной организации.

Оформление материалов для экспертизы

Структура размещения материалов на бумажном носителе включает в себя показатели, количество и наименование которых зависит от разделов, указанных в экспертном заключении о результатах анализа профессиональной деятельности по должностям педагогических работников. Набор документов по каждому показателю предваряется разделительным листом, включающим в себя наименование показателя.

Рекомендуем оформить титульный лист, в котором указываются: фамилия, имя, отчество аттестуемого, должность, его место работы, заявленная квалификационная категория, дата проведения экспертизы (по графику):

Наименование образовательной организации

для проведения экспертной оценки результативности деятельности

Предоставил:_____________________________________________________________________________________

Должность_______________________________________________________________________________________

Заявлена _________________________квалификационная категория

Имею/имел(а) ____________________ квалификационную категорию; дата присвоения_________________________

нужное подчеркнуть день, месяц, год (решения аттестационной комиссии)

Дата проведения экспертизы _________________

Подготовленные материалы по каждому из показателей вкладываются в папку-скоросшиватель в твердом переплете, каждый лист (А-4) подшивается с помощью дырокола (без файлов и скрепок). Документы предоставляются в копиях, заверенных руководителем образовательной организации/учреждения.

Предоставленные на экспертизу материалы аттестуемому педагогическому работнику не возвращаются.

Перечень материалов для проведения экспертизы результативности деятельности педагогического работника

Раздел 1 Создание условий для получения стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ

Результаты освоения обучающимися образовательных программ (по итогам мониторингов)

1. Справка по итогам мониторинга, заверенная руководителем образовательной организации (ОО);

2. Копия справки по итогам мониторинга, проводимого муниципальным (региональным) органом управления образованием либо уполномоченными экспертными структурами.

Сохранность контингента обучающихся

1. Таблица, подтверждающая сохранность контингента обучающихся в межаттестационный период (Приложение 1).

Отсутствие административных взысканий, обоснованных жалоб от участников образовательных отношений

1. Справка руководителя ОО о наличии/отсутствии административных взысканий, обоснованных жалоб от участников образовательных отношений (Приложение 2).

Технические условия заполнения справки:

Рекомендуем форму справки не менять, не корректировать.

Справка заверяется только руководителем ОО (первое лицо), который может делегировать право подписи/заверения копий документов, предоставленных на экспертизу, руководителю структурного подразделения ОО/ филиала ОО (эти сведения заносятся в соответствующую строку справки).

Дата заполнения справки – не ранее, чем за 14 дней до назначенной даты экспертизы портфолио (о сроках аттестации направляется уведомление каждому педагогу).

Раздел 2 Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Результаты участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, конференциях, олимпиадах и др. мероприятиях

1. Таблица, отражающая результаты участия обучающихся в конкурсах, выставках, соревнованиях и др. мероприятиях, организованных муниципальными и государственными учреждениями/ведомствами (Приложение 3);

2. Копии документов, подтверждающих результаты участия обучающихся в конкурсах, выставках, соревнованиях и др. мероприятиях на разных уровнях

*Важно!

В случае отсутствия в грамоте Ф.И.О педагога, подготовившего обучающегося, необходимо предоставить справку-подтверждение руководителя ОО о том, что аттестуемый подготовил к данному мероприятию данного обучающегося.

Раздел 3 Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации

Результаты совершенствования методов обучения и воспитания

1. Копии документов установленного образца о курсах повышения квалификации;

2. Сценарий /конспект занятия с использованием новых образовательных технологий, проведённого педагогическим работником в межаттестационный период;

Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

1. Копии документов, подтверждающих факт транслирования педагогом опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в педагогических коллективах, участия в работе методического объединения педагогических работников

Результаты участия в инновационной, экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности 3

1. Инновационные продукты (описание); внешние экспертные заключения;

2. Копии документов, подтверждающих работу по данному направлению.

Раздел 4 Активное участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Результаты участия в профессиональных конкурсах

1. Таблица, отражающая результаты участия в профессиональных конкурсах (Приложение 4)

Профессиональная активность (участие в экспертных советах, комиссиях, оргкомитетах, жюри профессиональных конкурсов, фестивалей и др., сопровождение практики студентов, наставничество)

1. Таблица, подтверждающая профессиональную активность педагогического работника в межаттестационный период (Приложение 5);

Читайте также: