Доклад популярные образовательные ресурсы учителей начальной школы обмен опытом

Обновлено: 13.05.2024

Я работаю учителем 27 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание обучающихся, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.

Поэтому я поставила перед собой цель — сделать учебный процесс максимально эффективным через систему применения различных инноваций.

Слайд №3

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Слайд №4

Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Слайд№5

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах я сосредоточу свое внимание.
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

Слайд №6

Как можно классифицировать ЭОР?

Можно классифицировать ЭОР по следующим направлениям:

По технологии создания

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

По среде распространения и использования

— Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет

— Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета

По содержанию

— электронные справочники и словари

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

По принципу реализации

По составляющим входящего в них содержания

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Как на практике я применяю ЭОР?

Слайд №13

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я и каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое.

Приведу пример использования ЭОР на своих уроках.

1. Компьютерные тренажёры

Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме. В практике я использую как готовые тренажёры различных авторов, так и тренажёры собственной разработки.

Предлагаю вашему вниманию

В данном ресурсе предлагается 2 тренажёра.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Предлагаются предложения с ошибками. Дети записывают предложения, исправив ошибки, для проверки нужно нажать на кнопку Проверка.

Картинный диктант

Обучающиеся пишут самостоятельно словарное слово, опираясь на картинку, а не на речь учиться. Цель тренажёра – визуализация правильности выполнения задания. В данном ресурсе предлагается 4 вида картинных диктантов. Их можно написать на одном уроке. А можно использовать на нескольких уроках. Работа по данному тренажёру строится следующим образом: учитель называет или показывает номер картинки (их можно называть и показывать не по порядку), а дети записывают слово. Проверять можно отдельно записанное слово, а можно группу слов, нажав на картинку.

Задача – отработка навыка табличного умножения трёх на однозначное число.

Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем:

  1. быстрая обработка результатов,
  2. определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)
  3. объективность оценки учащегося

2. Игры

Данный ресурс я использую на уроках, внеурочных и коррекционных занятиях.

3. Диафильмы

Цель данного ресурса – создание условий для совершенствования навыка чтения. Задачи – познакомить с произведениями, развивать устойчивость внимания, зрительное восприятие, воспитывать интерес к чтению.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

4. Тесты

Проверка техники чтения для всех классов (1-4)

5. Фильмы или Слайд-шоу с озвучиванием.

Данный ресурс возможно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Что дают ЭОР учителю?

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

Собранным мною материалом пользуются все педагоги начальных классов нашей школы и во многих школах нашего Южного округа.

Использование образовательных Интернет - ресурсов в практике работы учителя начальных классов

Я не буду говорить о том, каким должен быть современный учитель вообще, а, ссылаясь на то, что я учитель младших классов, поразмышляю о данной категории учителей. Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу.

Что же сейчас, спустя более тридцати лет может измениться в мечтах детей? Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям.

Рисуя портрет современного учителя, я считая, что:

Прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети.

Учитель должен быть справедливым, добрым человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.

Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав?

Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость крики, оскорбления недопустимы.

Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века огромная ответственность и нелёгкий труд. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении.

Компетенции – это способность педагога следовать определенным стандартам поведения, т.е. критерии того, как должна быть выполнена работа, деятельность..

Все дети хотят в школу до того , как попали в неё. Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком .

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи, формирование информационных компетенций.

Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования в учебно-воспитательном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИКТ . Внедрение и использование ИКТ и ЭОР в учебный процесс позволят активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, разнообразить их формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности.

Изучение научно-методической литературы, опыта создания и применения электронных образовательных ресурсов в практике преподавания различных учебных предметов убедили меня в том, что возможности современных ИКТ и ЭОР чрезвычайно велики. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый педагог мог подготовить и провести урок с использованием современных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Таким образом, в результате применения ЭОР происходит личностное развитие школьников, активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряжённая мыслительная деятельность, серьёзная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.

Зачем нужно применение ЭОР учителю?

• экономия времени на уроке;

• глубина погружения в материал;

• повышенная мотивация обучения;

• возможность одновременного использования аудио -, видео -, мультимедиа - материалов;

• привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Что дает ЭОР ученику?

• ЭОР содействует росту успеваемости по предмету;

• ЭОР позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

• ЭОР формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

• ЭОР способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;

• делает занятия интересными и развивает мотивацию;

• учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

В своей работе использую и готовые обучающие программы, ЭСО

Задача данного ресурса – оказать помощь в изучении учебного материала по учебным предметам. Ресурсом можно воспользоваться также для совершенствования знаний и умений по отдельным темам.

Человек и мир. 1–3 классы (филиал ЦИРК БГУ) (локальная версия)

Белорусский язык. 2 класс (кафедра педагогики и психологии начального об-разования БГПУ им. М. Танка) (объем 102 Мб)

Русский язык. Начальная школа. 2–4 классы. Речевой этикет (филиал ЦИРК БГУ) (локальная версия) (объем 29 МБ)

Материал, размещённый на этих дисках, можно использовать не только на данных предметах, но и на других учебных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Электронные образовательные ресурсы ( ЭОР):

· Позволяют реализовать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

· Способствуют развитию личности в процессе собственной деятельности, развитию исследовательских умений младших школьников;

· Эффективно влияют на повышение уровня успешности овладения учебным материалом;

· Удовлетворяют потребность в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного минимума;

· Способствуют повышению качества знаний и умений младших школьников;

· Эффективности и мотивации обучения, развитию интереса, активизируют познавательную деятельность учащихся;

Для того, чтобы успешно применять в учебном процессе ЭОР, каждому учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными из них являются:

* технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

* методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;

* технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе

Особое место отвожу применению информационно-коммуникационных технологий в традиционном начальном образовании, что позволяет мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.

Использование ИКТ и электронных средств обучения в образовательном процессе направлены на повышение эффективности и качества обучения.

Я более 10 лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности,что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, находить и использовать очень важную и нужную информацию на сайтах. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии, это информация по различным видам деятельности занятий и многое другое.

ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

1 . Мультимедийность..

В практике работы использую возможности программ-приложений пакета Microsoft Office: (Word,Excel, Power Point, Publisher) для создания разнообразных материалов

Это оформление учебно - методической документации – тематическое и поурочное планирование, раздаточный и дидактический материал, мониторинг результативности обучения и воспитания, создание тестовых работ и тд.

Программа Microsoft Power Point позволяет создавать презентации, тесты, игровые задания по различным темам; монтировать отдельные слайды, добавлять к ним разные схемы, рисунки, графические элементы, клипы. При их показе широко использую анимационные, звуковые эффекты.
Презентация дает мне возможность скомпоновать учебный материал исходя из особенностей моего класса, темы, предмета, что позволяет мне построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При использовании на уроке мультимедийных технологий структуру урока принципиально не изменяю. В нем по-прежнему сохраняю все основные этапы, изменяю только их временные характеристики. Этап мотивации увеличиваю, как необходимое условие успешности обучения.

С помощью презентации использую разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Создаю собственные презентации к урокам .

Все занятия с применением ИКТ со своими учащимися провожу в кабинете начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, где окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. В кабинете имеется компьютер и ноутбук. Для создания собственных презентаций использую одну из простых компьютерных программ Power Point . Power Point использую для:

- разработки презентационных сопровождений урока;

- создания тестов, тренажеров, дидактических игр;

-создание ученических проектных и конкурсных работ;

Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального эффекта..

Презентации позволяют наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой

Использую фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для контроля знаний учащихся - промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей моей проверкой).

Использование видеоматериалов делает занятие более эмоциональным и эффективным. Особенно эффективными на начальном этапе обучения является мультипликация. Её использование позволяет развивать речевую активность школьников.Мультипликация дает возможность в простой наглядной форме донести информацию до учащихся. Важно, что интерес к мультипликациям не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к повторению учебного материала и обеспечивает эффективность восприятия.

Достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их:

• концентрация языковых средств;

• эмоциональное воздействие на обучаемых.

Эффективность использования видеофильмов зависит от эффективной организации занятий.

Видео могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для определения темы урока;

2. Как сопровождение объяснения учителя;

3. Как физминутки.

Но не нужно забывать и о здоровье - сберегающих технологиях.Поддерживая здоровьесберегающие технологии, создаю презентации в соответствии с требованиями возрастной группы. При организации образовательного процесса с использованием ИКТ и ЭСО руководствуюсь Санитарными нормами и правилами .А также инструктивно–методическим письмом по использованию ИКТ в образовательном процессе Использую элементы здоровьесберегающих технологий.

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, желанием добиваться успеха в своей деятельности.

Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность, э кспериментатор , личность,новатор ,творец, профессионал, исследователь, наставник , универсал

Оглядываясь назад апрель 2020 года мы очутились в непредвиденной ситуации, когда наиболее актуальной стало дистанционное обучение .И когда для одних педагогов облачные сервисы и онлайн ресурсы давно знакомый инструмент, то для других – значительный барьер.Сейчас мы можем разбить этот барьер и пользоваться несколькими инструментариями для работы с детьми онлайн.Одна из популярных програм это Moodle . Для дистанционного обучения могут быть использованы – Skype . Zoom - видиосвязи . Google Диск для совместной работы над проектами (Облако). YouTube - для записи видиозанятий . И еще один маленький бонус программа (Тим Вьюер) TeamViewer , которая разрешает на расстоянии решать технические проблемы с чужой помощью.

Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

Притча (сотрудничество).

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. (дети не получали готовые знания , а педагог должен руководить процессом. чтобы знания дети добывали их сами) .

Нажмите, чтобы узнать подробности

С началом нового учебного года, дорогие коллеги. Что нам всем пожелать? Только сил моральных и физических, только терпения, только уверенности, только оптимизма. Пусть ученики нас понимают и уважают, пусть в жизни каждого из нас почаще случается что-то хорошее и доброе. Всем удачи на весь учебный год и прекрасного настроения.
Тема моего выступления - "Электронные ресурсы в начальной школе - путь к повышению качества образования".

Не для кого не секрет, что мы живем в веке высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, чтобы научить детей использовать цифровую технику и электронные ресурсы именно как рабочий инструмент в учебе и повседневной жизни, начиная уже с первого класса.

Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.

В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР).

(Слайд) Электронный образовательный ресурс - образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных устройств.

Использование ЭОР экономит время на занятиях, развивает интерес к обучению, материал является более наглядным и доступным даже для обучающихся со слабыми способностями. Помимо этого, при применении ЭОР повышается уровень профессиональной культуры учителя. Снижается трудоемкость процесса контроля и консультирования учащихся. Развивается плодотворное сотрудничество учителя с учащимися. Повышается уровень функциональной грамотности учителя в сфере ИКТ. Учитель переходит от роли транслятора знаний к роли учителя – тьютора.

Электронные образовательные ресурсы, размещенные на сайтах Единой коллекции ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) и ФЦИОР (Федеральный центр инфомационно-образовательных ресурсов) в полной мере позволяют развивать универсальные учебные действия.

Использование ЭОР расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

ЭОР могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

средство индивидуализации работы самого учителя (ЦОР — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);

ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.

ЭОР в обучении можно использовать по трем основным направлениям: в условиях классно-урочной системы (при подготовке учителя к уроку, непосредственно на уроке, при организации самостоятельной работы учащихся); при реализации современных педагогических технологий (обучение на основе игровых методов, метода проектов); при использовании новых форм внеурочных учебных занятий.

ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения: (Слайд)

Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

Интерактивность ЭОР — возможность реагировать на определенные действия ученика в процессе освоения содержания учебного материала. Интерактивные ЭОР направлены на осуществление активно-деятельностных форм обучения.

Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещением в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу.

Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что оно строго не привязано к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК.

ЭОР в основном представлены информационными, практическими, контрольными и комбинированными ЭОР. (слайд)

О функции информационных ЭОР говорит их название, они ориентированы на формирование знаний, активизацию у школьников познавательного интереса к теме, расширение читательского кругозора. Эта группа ЭОР обладает также и воспитательным потенциалом.

Использование информационных ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности учащихся с текстами, иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями: чтение фрагментов текста, просмотр иллюстраций и видеофрагментов, прослушивание комментариев к текстам и иллюстрациям, аудио-фрагментов (литературных текстов, музыкальных произведений), активизацию элементов (гиперссылок, фрагментов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов, иллюстраций и т.п.).

Практические ЭОР призваны активизировать деятельность учеников и способствовать формированию как предметных умений, так и читательских и речевых умений, универсальных учебных действий на основе знаний. Использование практических ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по конструированию, решению задач с подсказками и без, выполнение упражнений с подсказками и без них, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических и лабораторных работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажеров с подсказками и без них, с проверкой ответа.

Контрольные ЭОР помогают проверить знания учеников и степень сформированности их умений, их готовность к самостоятельной работе с книгой.

Использование контрольных ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки.

На сегодняшний день, изучив и проанализировав огромное количество ЭОР, проведя методические исследования эффективности их применения на моих уроках в течение нескольких лет с разным контингентом обучающихся, могу сказать, что систематическое включение ЭОР в учебную деятельность на разных этапах урока существенно помогают мне как учителю развить и сохранить интерес к преподаваемым предметам, сделать предмет более доступным и понятным для детей.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании предусматриваю, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем выбираю различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Знакомлюсь с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого использую различные образовательные порталы.

Окружающий мир - один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Поскольку иллюстрации в учебнике малочисленны и скудны, встает вопрос о необходимости поиска и создания наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала. Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы. Удобно использовать видео порталы при изучении живой и неживой природы, различных природных зон, планет, а также дети могут проводить виртуально опыты, что доставляет им огромное удовольствие и привлекает их внимание к изучению предмета. Очень нравятся детям виртуальные экскурсии по музеям, художественным галереям, некоторые экскурсии проводятся бесплатно в режиме реального времени. Большую подборку бесплатных виртуальных экскурсий на 21-22 год можно найти на сайте Веселое путешествие. Виртуальные экскурсии можно использовать на уроках ЛЧ, ОМ, музыки, технологии, рисования.

На уроках в 1 классе я использую Flash-игры, которые беру из интернета. Очень интересные флеш игры можно найти на сайтах кидс смарт и Айкьюша.

В 3-4 классе по просьбе детей я отправляю им ссылки на различные тренажёры, при помощи которых ребята могут самостоятельно отработать различные навыки, не выходя из дома.

С 2019 года активно использую платформу Яндекс.учебник.

Безусловно, компьютер не может заменить учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Применение ЭОР дает учителю экономию времени на уроке, повышенную мотивацию обучения, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

В свою очередь для ученика ЭОР содействует росту успеваемости по предмету, позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.


" Электронные ресурсы в начальной школе - путь к повышению качества образования".

Учитель начальных классов

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных устройств. Единая коллекция ЦОР ФЦИОР (Федеральный центр инфомационно-образовательных ресурсов)

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных устройств.


XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.

Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.

Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников.
  2. Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе.
  3. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения.
  4. Снижению дидактических затруднений у учащихся.
  5. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции.
  6. Приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

Электронный образовательный ресурс - образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.

Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:

  • Мультимедийность
  • Моделирование
  • Интерактивность

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы.

В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

На своих уроках я стараюсь применять различные Интернет-ресурсы:

1. Компьютерные тренажёры

Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках, при проведении устного счёта на уроках математики, русского языка. Дети работают как самостоятельно, так и в парах сидя за компьютерами.

Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем:

  • быстрая автоматическая обработка результатов,
  • определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)
  • объективность оценки учащегося.

Активно использую в своей работе платформы Учи.ру, Яндекс.Учебник.

Учи.ру – это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС и ПООП и позволяющая индивидуализировать образовательный процесс в школах.
Занятия на Учи.ру проходят бесплатно, доступно для всех педагогов, учащихся, родителей. Учитель имеет возможность использовать 20 бесплатных заданий в день по предметам. Он может заранее ознакомиться со всеми интерактивными заданиями по всем предметам, ему доступна программа любого класса.

Задания подобраны по предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, распределены по классам, по темам. Причём задания по каждой теме имеют разные уровни сложности, начинаются с самых простых и постепенно усложняются. Ученик сам выбирает задания. Задания интересные, разного уровня сложности, в форме интерактивной игры. Дети не только выполняют различные задания на уроках, но и активно участвуют в различных олимпиадах на данной платформе. Олимпиады проходят по различным предмета с заданиями различного уровня сложности. Учитель может просмотреть не только результаты участия в основных турах олимпиад, но также доступны результаты пробных туров.

Обе платформы прекрасно помогают самостоятельно готовится ученикам к ВПР. На каждой платформе представлены разделы, посвященные подготовке к ВПР по математике, русскому языку, окружающему миру.

Ребёнок работая на уроках, либо самостоятельно дома на платформе Учи.ру и Яндекс.Учебник получает мгновенную обратную связь. Результат видно сразу, не нужно ждать, когда задание проверят взрослые. Обратная связь поступает сразу в момент ошибки, и поэтому максимально эффективна. Дети чувствуют себя взрослыми: есть задание, которое они выполняют на компьютере – совсем как родители.

Многим детям даже в начальной школе цифровая среда уже привычна и знакома. Те же дети, которые мало работали с компьютером, получают важные навыки компьютерной грамотности.

В электронном виде дети решают задания быстрее, чем на бумажном носителе. Так получается потому, что онлайн детям не приходится следить за чистописанием, отмерять клеточки, и можно сразу сосредоточиться на решении. По этой же причине у детей снижается уровень стресса по сравнению с выполнением заданий в тетради.

2. Игры, кроссворды.

В своей практике игры использую на всех уроках т.к это позволяет сменить вид деятельности, привлечь внимание абсолютно всех учеников, способствует повышению интереса к изучаемому материалу. Стараюсь использовать не одну, а несколько игр. У детей создается ощущение, что вся учебная работа заменена игрой благодаря умелому переходу от одной игры к другой.

Не только играя, но и разгадывая кроссворды можно также отследить процесс усвоения знаний на различных этапах урока. Дети испытывают положительные эмоции, что способствует предупреждению перегрузки, а также смене вида деятельности на уроке.

Использование кроссвордов и игр на уроках способствуют тому, что дети которые чаще всего предпочитают просто сидеть на уроках включаются в процесс, начинают общаться с другими детьми. Существует множество платформ для создания интерактивных кроссвордов, что существенно помогает учителю при подготовке к уроку.

3. Мультимедийные презентации к различным урокам сейчас являются неотъемлемой частью практически каждого урока с целью расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации. Учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально. Дифференциация урока, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал. Активизация познавательной деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.

При подготовки презентации к любому уроку главное помнить о том, что в классе обучаются различные дети. Если одним достаточно посмотреть презентацию, и они всё поймут, то другим этого недостаточно, им необходима будет помощь учителя.

При создании презентации учитель всегда должен четко понимать цель её создания.

В своей работе часто готовясь к уроку создаю презентации используя следующие сайты: Power Point, PowToon, VideoScribe, Prezi, Canva и др.

4. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, учебные видеофильмы.

Очень удобно использовать эти ресурсы при изучении тем на уроках окружающего мира, литературы, музыки. Информация с данных носителей, видеофильмов воспринимается детьми гораздо интереснее, внимательнее, чем рассказ учителя. Предлагаю детям с 3 класса интернет- ссылки на различные дополнительные видео по темам урока для изучения дома самостоятельно как до изучения материала, так и после. Особенно это хорошо идёт в качестве домашнего задания для уроков музыки, технологии, изобразительного искусства.

5. Музыкальная коллекция (классической музыки)

Неотъемлемой частью в моей работе является использование музыкальной коллекции на уроках музыки, литературы. За несколько лет работы собралась своя музыкальная коллекция с различных сайтов, которую я регулярно пополняю и использую в своей работе.

Применяя в начальной школе электронно-образовательные ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, интерактивные тренажеры и др. – учитель начальных классов использует систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе, потому что мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому учитель должен стать координатором информационного потока. Для этого, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Безусловно, компьютер не может заменить учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Применение ЭОР дает учителю экономию времени на уроке, повышенную мотивацию обучения, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

В свою очередь для ученика ЭОР содействует росту успеваемости по предмету, позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Читайте также: