Доклад подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Зотова Наталья Николаевна
Переход к самостоятельной жизни - важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. И одним из главных моментов этой самостоятельной жизни становится создание собственной семьи. Актуальность данной программы заключается в том, что выпускникам учреждений интернатного типа это сделать особенно сложно, так как у них опыт внутрисемейной жизни либо отсутствует полностью, либо имелся весьма негативный, особенно если ребёнка поместили в это учреждение по причине лишения его родителей родительских прав. У таких детей как правило недостаточно развиты представления о поло-ролевых и семейно-бытовых установках, о принципах воспитания детей в условиях семьи, о том, как правильно выбрать спутника жизни.

Исходя из требований и сущности принципов создания семьи, целью программы является формирование у воспитанников детских домов и выпускников постинтернатного сопровождения представлений о семье и её значении в жизни человека.

Автор: Зотова Наталья Николаевна

социальный-педагог СПС Зотова Н.Н.

Сроки реализации программы : 2 года

Переход к самостоятельной жизни - важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. И одним из главных моментов этой самостоятельной жизни становится создание собственной семьи. Актуальность данной программы заключается в том, что выпускникам учреждений интернатного типа это сделать особенно сложно, так как у них опыт внутрисемейной жизни либо отсутствует полностью, либо имелся весьма негативный, особенно если ребёнка поместили в это учреждение по причине лишения его родителей родительских прав. У таких детей как правило недостаточно развиты представления о поло-ролевых и семейно-бытовых установках, о принципах воспитания детей в условиях семьи, о том, как правильно выбрать спутника жизни.

Исходя из требований и сущности принципов создания семьи, целью программы являет ся формирование у воспитанников детских домов и выпускников пост интернатного сопровождения представлений о семье и её значении в жизни человека.

Ц ель программы: Подготовка воспитанников детского дома и выпускников находящихся на постинтернатном сопровождении к самостоятельной семейной жизни.

сформировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т. д.;

обучить правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

сформировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;

сформировать необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, ответственности за их здоровье;

Эти задачи решаются на таких формах занятий, как беседы, дискуссии, ролевые игры, решение и анализ ситуаций, мозговой штурм. Помимо тех структурных элементов занятий, указанных в содержании, допустимы так же

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип учреждения: МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мохсоголлохский детский дом Хангаласского улуса РС(Я).

Местонахождение: п.Мохсоголлох

Сроки реализации программы: 3 года

Возраст детей: от 13 до 17 лет

Социальный статус детей: Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Организация деятельности педагогов: Программа предназначена для воспитанников в возрасте 13-17 лет, рассчитана на 3 года. Групповые занятия с воспитанниками организуются 1-2 раза в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.

Работа по данной Программе происходит на предварительно спланированных целенаправленных занятиях. При необходимости повторяется ранее изученный материал.

Для успешной реализации всех моментов возможна следующая технология работы с Программой:

В августе воспитатели групп готовят учебно-тематический план на основе данной Программы. План готовится один на группу, но в примечаниях к каждой теме указывается, кто из воспитателей за нее отвечает. Зная группу, воспитатель самостоятельно определяет количество часов на каждую тему (т.е. количество занятий). Часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя психолог, врач, социальный работник и т.д. Далее идет работа по выполнению тематического плана. Воспитатели проводят занятия, администрация контролирует качество обучения, уровень знаний и умений, степень выполнения Программы; организует методическую учебу и повышение квалификации.

Программа предполагает творческий подход в процессе реализации. Используя ее вариативность, педагог имеет реальную возможность самостоятельно интерпретировать ту или иную тему в поисках соответствующих путей решения конкретных проблем в зависимости от имеющихся условий, интересов и склонностей воспитанников.

Промежуточным контролем знаний и умений воспитанников могут быть проведение тестирования среди воспитанников, игровые занятия. Кроме того, качество работы по Программе будет видно и в процессе жизнедеятельности в детском доме: общение воспитанников в повседневной жизни.

Для эффективного решения задач программы необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы.

Одну группу современного российского общества представляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые требуют особого внимания. У выпускников детских домов - масса проблем. Одна из которых - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного человека. Но в реальности существует ряд проблем, мешающих социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это:

– негативное отношение окружающих к детям детских домов;

– неприспособленность выпускников детских домов к самостоятельной жизни;

– профессиональная ориентация воспитанников детских домов.

Задача детского дома — помочь в социальной адаптации воспитанников, отсюда необходимость создания программы по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в обществе. Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация воспитанников детского дома является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того, чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы, выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения в той или иной ситуации. Наличие у детей-сирот опыта решения этих задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.

Реализация программы

Цель программы: подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни, повышение социальной компетенции детей.

Задачи программы:

• Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).

• Информационное обеспечение воспитанников по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, с учётом наклонностей, интересов и способностей.

• Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевых, дидактических, рефлексивных).

• Воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Формирование здорового образа жизни.

• Формирование правовой культуры.

• Развитие познавательного интереса

• Формирование экономического мышления.

Материальное обеспечение:

• Помещение для занятий;

• Техническое оснащение (компьютер, проектор);

Формы работы:

Методы работы:

  • Беседа;
  • Дискуссия;
  • Консультация;
  • Практикум;
  • Анкетирование;
  • Профориентационная диагностика;
  • Собеседование;
  • Наблюдение;

Этапы программы:

1 этап – Подготовительный:

• Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.

• Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.

• Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.

• Теоретическая подготовка педагогов, работающих по реализации программы.

2 этап – Организационный:

• Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.

• Реализация системы занятий по программе.

3 этап – Основной:

• Реализация плана работы.

4 этап – Заключительный:

• Совместный анализ занятий со специалистами детского дома, принимающими участие в реализации программы.

• Обобщение опыта реализации проекта.

• Диагностика изменений, произошедших с воспитанниками в ходе реализации программы.

• Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.

• Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

• Разработка и внедрение методических рекомендаций по теме программы.

Программа основывается на ряде принципов:

Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном здоровье ребенка.

Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям.

Принцип целесообразности: совместно с воспитанниками разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый из них чувствует свою востребовательность.

– Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента воспитанников детского дома любое воспитательное мероприятие должно быть направлено на развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка.

Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.

Принцип творческого начала: продуманная по содержанию, четко организованная по форме деятельность с элементами неожиданности, творчества, проблемности, сюрприза.

- Принцип последовательности и систематичности.

-Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий :создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия ребенка, поддержка, коррекция и развитие его здоровья.

Предполагаемый результат работы с Программой:

  • более высокий уровень социальной ориентации воспитанников, сформированность навыков, необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

· развиты личностные качества, необходимые для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм;

  • соотношение свои интересы и желания с интересами другого человека;

· сформированность представления о чувстве любви, человека к окружающему миру, человека к человеку и т.д.;

· понимание ценности труда и творчества;

· развиты представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

· имеют представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

· понимают роль физической культуры и спорта для здоровья человека;

· расширены знания детей о культуре народа через познание региональных, культурных традиций.

Методическая работа

Мероприятия

Участники

1. Подборка методических разработок

2. Подбор методической литературы.

3. Изучение нормативной документации.

4. Планирование деятельности работы групп

Структура программы:

Программа состоит из 3-х направлений воспитания, содержание которых отражает основные направления работы по воспитанию и социализации воспитанников:

Программно-тематическое содержание

Этика и эстетика семейных отношений

Мы и Социум

Цель: знакомство воспитанников с основными правами и гарантиями выпускников детского дома. Рассмотрение основных прав выпускников в сфере образования, медицинского обслуживания, трудоустройства и жилищного хозяйства. Рассмотрение возможных жилищных проблем и их решение.

Труд и профессиональное самоопределение.

Цель: Определение профессиональной направленности воспитанников, знакомство с разнообразием профессий, формирование основных умений трудоустройства.

Рассмотрение плана и способов поиска работы. Научиться составлять резюме на практикуме. Знакомство с рекомендациями для встречи с работодателем. Знакомство с типами образовательных учреждений.

Рекомендованная литература:

В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.

К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин.

Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут дети, оставшиеся без попечения семьи, зачастую ведут к искажению процесса социализации, социальной адаптации личности. Трудно обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям-сиротам, результат не всегда соответствует ожиданиям. Существуют причины, которые трудно преодолеть в системе общественного воспитания. Материнская, социальная депривация, дефицит общения со взрослыми, коллективные методы воспитания и другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой.

Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ о выпускниках сиротских учреждений 10% из них кончает жизнь самоубийством, 40% - попадает в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% - становится преступниками и лишь 10% - нормально адаптируется в обществе.

Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме. Полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях государственного попечения. Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.

Нарушения механизмов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется в низком уровне социализации воспитанников детских домов, а также в дезадаптации (зачастую девиантном поведении), отставании в уровне физического, психического и интеллектуального развития. Несмотря на то, что общество заинтересовано в успешности социальной адаптации всех его членов, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, слабо выражены признаки адаптированности даже на уровне микрогруппы.

I . Научно-теоретические основы, направленные на социальную адаптацию воспитанников детского дома.

Для осмысления сущности и содержания социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на современном этапе целесообразно обратиться к практике призрения осиротевших детей в России на разных исторических этапах развития общества. Научные труды таких ученых, как Е.Д.Максимов, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова и др., посвящены практике призрения детей-сирот в России на разных исторических этапах развития общества.

Основы социально-педагогической теории и практики воспитания и обучения детей-сирот заложены в трудах таких ученых и политических деятелей, как В.Ф.Одоевский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.

Исследования проблемы социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития общества раскрыты в работах И.Ф.Дементьевой, Л.Я.Олиференко, Л.К.Сидоровой, Е.О.Смирновой, Т.И.Шульги, А.Ш.Шахмановой и др.

В начале XX века установлена монополия государства в деле социального обеспечения детей. Несмотря на организационные неурядицы, система социального обеспечения детей в целом по стране постепенно приобрела довольно четкие очертания. В 20-х годах в стране развивалась разветвленная система социального обеспечения детей-сирот, которая включала в себя детские дома различных категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные), детские городки, школы-коммуны, трудовые колонии и коммуны для трудновоспитуемых детей, которые в большинстве своем были сиротами. Разрабатываются пути решения проблем трудовой подготовки воспитанников детских домов , содержание воспитательной работы с детьми-сиротами, направленной на подготовку выпускников к самостоятельной жизни .

К началу XXI века сиротство, социальное сиротство и беспризорность детей в России приобрели угрожающие масштабы. Государственная политика России в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начала активизироваться в начале 90-х годов XX века. Большая группа принятых в 90-е годы нормативных актов касается социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Попечение детей-сирот на современном этапе общественного развития осуществляется двумя путями – усыновлением или передачей на государственное попечение.

Государственное попечение – создание неусыновленному ребенку нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения (детский приют, дом ребенка, детский дом, школу-интернат).

Остро стоит вопрос о постинтернатной адаптации выпускников, который затрагивает ряд актуальных проблем социализации, социальной адаптации воспитанников детских домов .

Мы согласны с точкой зрения А.В. Мудрика, подчеркивающего, что успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой стороны – способность, в определенной мере, противостоять обществу, а точнее – противостоять части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, утверждению человека. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между его идентификацией с обществом и обособлением в нем.

Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы – семья, учебный и производственный коллектив, друзья и др. Для многих детей такой средой становится детский дом.

Проблемы детей, находящихся в детских домах, исследовались такими учеными, как И.Ф.Дементьева, И.А.Залысина, М.И.Лисина, А.А.Лиханов, Э.А.Минковоа, В.С.Мухина, Л.Я.Олиференко, А.М.Прихожан, Е.М.Рыбнинский, Л.К.Сидоровоа, Г.В.Семья, Е.О.Смирновоа, Н.Н.Толстых, А.Ш.Шахмановоа, Т.И.Шульга и др.

Социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия человека со средой. В процессе социальной адаптации индивид выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями и интересами, используя при этом различные комбинации приемов и способов, стратегий социальной адаптации.

Цель социально-педагогической деятельности в детском доме - это социальная адаптация, социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает педагогический коллектив (социальный педагог, воспитатель, психолог, администрация) детского дома. Воспитанники детского дома, каждый индивидуально, малые группы (семьи) и весь коллектив в целом выступают в качестве объектов и одновременно субъектов социально-педагогической деятельности.

Содержание образования, регламентация деятельности системы учреждений государственного попечения в современных условиях требуют систематизации и конструирования новых средств организации социально-педагогической деятельности для решения проблемы социальной адаптации, социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

II . Реализация структурно-функциональной модели социально педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников детского дома.

Представлены результаты апробации и внедрения (в деятельность детского дома) структурно-функциональной модели социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников детского дома, программы и алгоритма ее реализации по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

При разработке критериев социальной адаптации воспитанников детских домов мы опирались на ее признаки, выделяемые А.В.Мудриком, а также на личностные особенности детей-сирот, условия воспитания и проживания в детском доме. Ниже представлены критерии и показатели уровня социальной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни, а также методы диагностики:

1 критерий. Сформированность профессиональных намерений. Уровни: высокий (полная готовность к учебно-профессиональной деятельности: четкое представление о профессии, рынке труда, выборе учебного заведения, форм и сроков обучения); достаточный (частичная готовность к учебно-профессиональной деятельности: нечеткие, размытые представления о профессии, рынке труда, выборе учебного заведения, форм и сроков обучения); недостаточный (неготовность или нежелание продолжать учебно-профессиональную деятельность: неопределенность выбора профессии, отсутствие представлений о рынке труда, выборе учебного заведения). Методы количественной и качественной диагностики: беседа, анкетирование, тестирование по методике изучения профессиональных намерений старшеклассников Л.М.Фридмана, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович.

2 критерий. Сформированность социально-бытовых умений и навыков. Уровни: высокий (полная готовность воспитанников самостоятельно ориентироваться в новых жизненных ситуациях и планировать свою жизнь: социальные, бытовые умения, навыки, наличие реальных жизненных планов на будущее, способность самостоятельно принимать решения, добиваться поставленной цели, организовывать социально значимый досуг, планировать бюджет, готовить пищу, совершать покупки); достаточный (частичная готовность воспитанников самостоятельно ориентироваться в новых жизненных ситуациях и планировать свою жизнь: наличие ситуативных жизненных планов, частичная самостоятельность в принятии решений, организации социально значимого досуга, планировании бюджета, приготовлении пищи; недостаточный ( неготовность или нежелание воспитанников самостоятельно ориентироваться в новых жизненных ситуациях и планировать свою жизнь: нереальность планов на будущее, отсутствие планов, асоциальные планы, неспособность самостоятельно принимать решения, добиваться поставленной цели, планировать бюджет, отсутствие хорошо сформированных социально-бытовых навыков). Методы количественной и качественной диагностики: беседа, анкетирование по методике социальной адаптации Б.А.Кугана.

3 критерий. Сформированность культуры межличностных и социальных отношений. Уровни: высокий (полная готовность к адекватному, полноценному взаимодействию с социумом: уважение, принятие базовых ценностей общества, сформированность навыков делового общения, построения взаимоотношений с людьми, коммуникации в разнополых половозрастных группах, вариативность моделей поведения, отсутствие проблем в сфере общения, законопослушность, педагоги хвалят, замечаний нет); достаточный ( частичная готовность к взаимодействию с социумом: ситуативное, частичное принятие базовых ценностей общества, сформированность ситуативных умений, навыков делового общения, построения взаимоотношений с людьми в разнополых половозрастных группах, невысокая вариативность моделей поведения и общения, есть замечания педагогов, но незначительные); недостаточный ( неготовность или нежелание взаимодействовать с социумом: низкий уровень культуры общения, низкая вариативность моделей поведения и общения, наличие конфликтов с педагогами, проявление девиантного и делинквентного поведения). Методы количественной и качественной диагностики: беседа, тестирование по методике изучения потребности общения и потребности достижения А.М. Прихожан.

Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний, умений и навыков, необходимых для интеграции в обществе. Формирование таких знаний и умений затруднено в условиях учреждений государственного попечения. Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечений, веселья, в ней отсутствует внешний контроль. Инфантильность, социально-психологическая незрелость выпускников влечет за собой массу проблем в самостоятельной жизни.

Подводя итоги констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, нами был сделан вывод о том, что реальный уровень социальной адаптации на этапе подготовки к самостоятельной жизни у большинства воспитанников недостаточный для самостоятельной жизни: неадекватность самооценки и притязаний, низкие показатели сформированности потребности в общении и достижении, повышенный уровень общей тревожности, проблемный уровень социальной адаптации (недостаточный уровень социальной адаптации у 46,23% воспитанников). Эти воспитанники детских домов, как правило, проявляют неготовность или нежелание продолжать учебно-профессиональную деятельность, самостоятельно ориентироваться в новых жизненных ситуациях и планировать свою жизнь, взаимодействовать с социумом, вести здоровый образ жизни. Достаточный уровень социальной адаптации на этапе подготовки к самостоятельной жизни у 44,34% воспитанников детского дома и высокий уровень у 9,43% воспитанников, то есть можно предположить, что успешно смогут адаптироваться к самостоятельной жизни лишь 10 % воспитанников детских домов.

Таким образом, на основании результатов социальной и психолого-педагогичесой диагностики (уровня социальной адаптированности воспитанников-выпускников детских домов к самостоятельной жизни за месяц до выпуска в исследовании участвовало 106 воспитанников детских домов и 20 специалистов) можно выделить ряд наиболее острых социальных, социально-педагогических и психологических проблем, затрудняющих процесс социальной адаптации воспитанников детских домов к самостоятельной жизни: проблемы в сфере межличностных отношений, неготовность к взаимодействию с социумом; отсутствие ясного представления о самостоятельной жизни, инфантилизм, неспособность предвидеть последствия своих поступков; отсутствие хорошо сформированных социально-бытовых навыков; неумение заполнить свое свободное время социально-приемлемым досугом; недостаточность сформированности самоконтроля и самодисциплины.

Социальная адаптация воспитанников детского дома на этапе подготовки к самостоятельной жизни представляет собой:

- процесс и результат успешного приспособления выпускника к условиям постинтернатного периода, то есть к изменившимся социальным условиям (новое учебное заведение, новый статус – студента, новое место жительства, новое социальное окружение);

- уровень социальной адаптации (высокий, достаточный, недостаточный) является результатом сформированности профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и самопринятия.

Одной из острых проблем содержания образования детей-сирот является процесс перехода от массовой, коллективной парадигмы воспитания к индивидуальной. В педагогическом процессе учреждений государственного попечения необходимо сбалансировать соотношение коллективной и индивидуальной деятельности с детьми. Как показывают результаты беседы со специалистами, работающими в детских домах, недостаточно разработана технологическая, методологическая база, обеспечивающая повышение уровня социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для решения выявленных проблем необходима разработка механизма подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни, то есть внедрение новых форм, способов и средств социально-педагогической деятельности, повышающей уровень социальной адаптации воспитанников детского дома.

Содержание программы по подготовке воспитанников подросткового и юношеского возраста к самостоятельной жизни должно разрабатываться на основе принципов: гуманистической направленности (понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе педагогического взаимодействия, стратегия взаимодействия с подростком-воспитанником базируется на субъект-субъектных отношениях, ребенок – самостоятельный и ответственный субъект собственного развития); природосообразности (воспитание детей согласно их полу и возрасту, формирование ответственного отношения к себе и своей жизни); культуросообразности (воспитание на общечеловеческих ценностях); результативности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков).

Содержание программы занятий по формированию знаний, умений, навыков, повышающих уровень социальной адаптации воспитанников детского дома на этапе подготовки к самостоятельной жизни, имеет два направления: теоретико-практическое и тренинговое.

Основными средствами социально-педагогической деятельности, использование которых способствует повышению уровня социальной адаптации воспитанников детского дома являются: целеполагание в деятельности социального педагога; проблематизация профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и самопринятия воспитанников; программирование деятельности социального педагога и воспитанника; планирование дальнейших самостоятельных действий выпускника-воспитанника детского дома.

Реализация программы позволяет минимизировать круг проблем социализации воспитанников детского дома и способствует усвоению социального опыта для дальнейшей адаптации их в социуме. Полученные знания, умения и навыки облегчают социальную адаптацию воспитанников детского дома в постинтернатной период. Заключительный этап опытно-экспериментальной работы отражает сравнительный анализ диагностических данных уровня социальной адаптации воспитанников детского дома до и после опытно-экспериментальной работы, что позволяет проследить положительную динамику этого процесса.

Выявлена положительная динамика показателей социальной адаптации по всем выделенным критериям, что свидетельствуют о решении поставленных нами задач опытно-экспериментальной работы и подтверждает выдвинутую гипотезу. В ходе заключительного этапа было осуществлено отслеживание изменения уровня социальной адаптации у воспитанников. Результаты данного этапа показали положительную динамику уровня социальной адаптации воспитанников детского дома на этапе подготовки к самостоятельной жизни по всем критериям.


Статья посвящена проблемам, возникающим у выпускников сиротских учреждений. Рассматриваются факторы, способные облегчить процесс интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в современное общество.

Ключевые слова: интеграция, социум, выпускники сиротских учреждений, воспитанники сиротских учреждений, дети, адаптация к жизни в социуме.

Интеграция в социум является одной из основных проблем выпускников сиротских учреждений и, безусловно, требует внимания со стороны властей.

Государство берет на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей. Они отправляются в государственные учреждения, которые обладают рядом особенностей. В их число входят отсутствие личной территории, вынужденное постоянное пребывание в коллективе других детей, значительное количество воспитателей и частая их сменяемость, что приводит к отсутствию доверительного и близкого общения с конкретным взрослым человеком, высокая степень монотонности и регламентированности образа жизни и так далее.

В силу особенностей коллективного проживания, оторванности от реальной действительности, постоянного внешнего контроля и отсутствия определенной модели поведения, которая есть у детей, растущих в семьях, у воспитанников сиротских учреждений формируются поведенческие и личностные особенности, способные усложнить процесс адаптации к самостоятельной жизни.

Для оптимального понимания ситуации, необходимо рассмотреть социально-психологические особенности развития этих детей.

Исследователи Н. К. Радина и Т. Н. Павлычева выделяют наличие проблем в областях когнитивного, эмоционально-волевого, личностного и социального развития.

Второе характеризуется низким уровнем развития саморегуляции. Юные воспитанники сиротских учреждений в своих действиях ориентируются на внешний контроль, что преобразуется в более старшем — подростковом возрасте — в ведомость и внушаемость. Следствием этого становится неспособность достаточно уверенно противостоять манипуляциям и негативному влиянию. Авторы также уточняют, что такие дети не всегда могут адекватно понять эмоции, содержащиеся в речи собеседника. В то же время, у них самих обеднено качественное своеобразие эмоциональной сферы, что может повлиять на их дальнейшие супружеские и детско-родительские отношения.

Негативный эффект влияния на выпускника сиротского учреждения перечисленных проблем возрастает вследствие полученных из-за потери родителей или лишения их родительских прав психологических травм.

Из вышесказанного следует, что воспитанник сиротского учреждения нуждается в подготовке и социальной адаптации и когда покидает детский дом, и некоторое время после этого. Интеграция в общество зависит от таких факторов как информированность о предстоящей жизни, о системе взаимоотношений между людьми, грамотная самооценка и жизненная позиция. Последний фактор подразумевает необходимость формирования у подростков положительной самооценки и успешности.

Наличие подобного опыта, безусловно, поспособствует более успешной интеграции в социум, так как подросток будет лучше понимать происходящую ситуацию и рассчитывать в первую очередь на свои силы.

На данный момент существует множество программ, ориентированных на подготовку выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни в обществе, однако до сих пор не сформирована единая система. Кроме этого, многие педагоги затрагивают только теоретический аспект подготовки, не уделяя достаточного внимания его практической части.

Это определяет необходимость разработки программы, задачами которой будет содействие повышению уровня информированности в различных аспектах жизни, формированию потребности в коммуникации и улучшению ее навыков, способности планировать и принимать решения.

– В здоровом теле

– Трудовое начало. Мир профессий

– Мой дом — моя крепость

– Экономика и финансы

Рассмотрим содержание и функции каждого из указанных направлений подробнее.

Таким образом, можно утверждать, что при успешном освоении программы выпускник сиротского учреждения будет лучше понимать, что его ждет в самостоятельной жизни и сможет легче интегрироваться в современное общество.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитанник, попечение родителей, сиротское учреждение, учреждение, выпускник, самостоятельная жизнь, внешний контроль, Мой дом, моя крепость.

Читайте также: