Доклад подготовка к огэ по информатике

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников.

В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА.

Для учителя информатики подготовка учащихся к ГИА по информатике и ИКТ носит довольно широкий, разноплановый характер.

Учитель информатики в современной школе зажат в тиски: с одной стороны ГИА, с другой стороны образовательная программа, с третьей - социальный заказ общества, который требует от учащихся конкретных практических навыков работы на компьютере.

Назначение ОГЭ (основного государственного экзамена) – оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

  • Первая часть состоит в том, что начиная с 7-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ практически на каждом уроке.
  • Вторая часть предполагает разработку программы внеурочной деятельности по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена:
  • Третья часть это методы, приёмы, технологии подготовки к ГИА

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ, объединенных в следующие тематические блоки:

Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения (Кумир и Паскаль или Бейсик). Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл. Задание 13 и 15 дается в двух вариантах: 13.1 и 13.2; 15.1 и 15.2 экзаменуемый должен выбрать один из вариантов задания.

Первичный контроль знаний

Мониторинг учеников по подготовке к ОГЭ

При выполнении любого из заданий от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

Экзаменационные задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними (поэтому мнение о том, что если можешь работать на компьютере, то сдашь экзамен- ошибочно). Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.

Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя

Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом.

В КИМ предложены следующие разновидности заданий с кратким

– задания на вычисление определённой величины;

– задания на установление правильной последовательности,

представленной в виде строки символов по определённому алгоритму.

Ответы на задания части 1 даются соответствующей записью в виде

натурального числа или последовательности символов (букв или цифр),

записанных без пробелов и других разделителей.

Часть 2 содержит 5 заданий, для выполнения которых необходим

компьютер. Задания этой части направлены на проверку практических

навыков использования информационных технологий. В этой части 2 задания с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом в виде файла.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы

Верное выполнение каждого задания части 1 и заданий 11 и 12 части 2

оценивается 1 баллом. Задание части 1 считается выполненным, если

экзаменуемый дал ответ, соответствующий эталону верного ответа.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за

выполнение заданий с кратким ответом, равно 12.

Выполнение заданий 13 и 15 с развёрнутым ответом оценивается от 0 до

2 баллов, выполнение задания 14 – от 0 до 3 баллов. Ответы на эти задания

проверяются и оцениваются экспертами (устанавливается соответствие

баллов, которое можно получить за выполнение заданий с развёрнутым

ответом, равно 7.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить

за выполнение всех заданий экзаменационной работы, равно 19.

Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом

В КИМ 2020 г. расширен набор заданий, выполняемых на компьютере, за счёт включения трёх новых заданий, проверяющих умения и навыки

практической работы с компьютером:

• поиск информации средствами текстового редактора или

операционной системы (задание 11);

• анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12);

• создание презентации или текстового документа (задание 13).

В отличие от КИМ 2019 г., в КИМ 2020 г. отсутствуют задания с выбором ответа из предложенных альтернатив, т.е. во всех заданиях предусмотрен либо краткий, либо развёрнутый ответ.

Из КИМ 2020 г. исключены задания, тематика которых в значительной степени дублируется другими заданиями, в том числе компьютерными.

Таким образом, количество заданий сокращено до 15 при увеличении времени на выполнение компьютерных заданий, с сохранением общего времени на выполнение работы 150 минут.

  • Информация и информационные процессы
  • Информационные технологии
  • Алгоритмы и исполнители
  • Основы логики

Основу экзамена составляют темы

Оперирование данными в табличном процессоре MS Excel зачастую предполагает наличие умения построения функций отбора, в которых используются логические функции.

Для успешной сдачи итогового экзамена по информатике необходимо начинать подготовку уже на уроках. То есть, если обучающиеся прошли какую-либо тему и задачи по данной теме включены в перечень ОГЭ или ЕГЭ, то нужно акцентировать внимание обучающихся на это, указывая, что такое задание есть в ГИА. Но решение одних задач на уроке не всегда достаточно для качественной подготовки к экзамену.

Темы некоторых заданий изучаются еще в 7, 8 классе и в 9-м не дублируются

При проведении дополнительных занятий по подготовке к ГИА, на первом занятии я предлагаю будущим выпускникам ознакомиться с демоверсией ГИА по информатике и решить задания теоретической части. Затем подсчитываю количество набранных баллов и оглашаю результаты. На данном этапе обучающиеся получают представление о том, что они уже знают и что им предстоит выучить для успешной сдачи экзамена.

Создание презентации, работа с текстовым редактором 13.1, 13.2

1 символ -16бит=2 байта

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):

Ученик добавил в середину списка название одного из животных. Заодно он добавил запятую и пробел. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт больше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного из списка:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что ожидает в конце 2017-2018 учебного года? Какие изменения могут быть внесены в структуру ОГЭ? К чему готовится тем, кто планирует продолжить обучение в школе и тем, кто примет решение вступить в колледж или техникум? Эти вопросы уже сегодня волную будущих девятиклассников и их родителей. В продолжение темы Обязательного Государственного Экзамена поговорим о сдаче такого популярного сегодня предмета, как информатика и постараемся найти ответы на ряд актуальных в этом году вопросов:

Кому необходимо сдавать информатику в 9 классе?

Какие изменения возможны в ОГЭ по информатике в 2017-2018 учебном году?

Что необходимо знать для успешной сдачи экзамена по информатике?

Как подготовится к ОГЭ?

ОГЭ по информатике – сдавать или нет. Одним из самых важных вопросов на сегодняшний день остается количество обязательных экзаменов для девятиклассников. До 2014 года дети сдавали 4 предмета: обязательные: русский язык и математику; 2 экзамена на выбор. Ввиду многочисленных просьб со стороны детей и родителей в 2014 году было разрешено не сдавать дополнительные предметы, если ребенок не планирует менять образовательное учреждение. Результатом стало ощутимое падение успеваемости. Сработало правило – нет экзамена, можно не учить. Получив столь неутешительные результаты, в Минобрнауки уже в 2016 году приняли решение увеличить количество сдаваемых предметов. В 2018 году стоит настраиваться на сдачу сразу 5 экзаменов, 4 из которых войдут в блок обязательных, а право выбрать 5-й предмет будет предоставлено ученикам. Дискуссия о том, какими будут обязательные предметы еще не завершена. Но информатики в этом списке нет, поэтому сдавать ее предстоит только тем выпускникам, которые действительно хотят связать свою жизнь с IT технологиями и вместо 10 класса подать документы в соответствующий колледж. Куда поступать – вопрос важный. Сегодня в России есть достаточно много учебных заведений, предоставляющих возможность профильного обучения разнообразным IT специальностям на базе 9 классов. Сотрудники разных компаний, успешно устроившиеся по своей специальности, указали такие перспективные направления обучения:

Колледж связи №54, выпускники которого получают возможность трудоустройства в международных компаниях Siemens, Samsung и Huawei.

Московский государственный колледж информационных технологий, входящий в состав МГУТУ.

Колледж информатики и программирования при правительстве РФ, входящий в состав Финансового университета.

Колледж МГУПИ, выпускники которого без проблем трудоустраиваются на различных заводах и предприятиях оборонного комплекса.

Финансово-экономический колледж КЭСИ (Москва), открывающий перспективу поступления в МЭСИ.

В элек­трон­ную таб­ли­цу за­нес­ли дан­ные о те­сти­ро­ва­нии учеников. Ниже при­ве­де­ны пер­вые пять строк таблицы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель информатики Закирова Т.В.

Довольно много учеников в 9-ом классе из года в год выбирают для сдачи экзамена по выбору предмет информатику. Зачастую, только из-за того, что им кажется, что выполнив, всего 5 заданий, они пройдут порог и сдадут экзамен.

Школьнику потребуется подготовка по разным направлениям: алгоритмы, алгебра логики, модели и основы программирования. Этот предмет лучше выбирать тем, кто планирует связать своё будущее с информационными технологиями или планирует в дальнейшим сдавать ЕГЭ по информатике. ОГЭ по информатике — ступенька подготовки к ЕГЭ.

Если ученик не планирует сдавать ЕГЭ по этому предмету или поступать на в ВУЗ на IT - специальность. Таким ребятам достаточно прорешать демоверсии КИМов, либо варианты из сборника КИМов текущего года. Так скажем, выработать навык решения подобных задач.

Постепенно мы осваиваем все необходимые темы и подготавливаем почву для отработки заданий ОГЭ. В урок, почти каждой темы, включаю задания из ОГЭ и ЕГЭ. С 6 по 9-й, по нарастающей. Бывает, что мы успешно решаем задачу с 7-м классом, потом они узнают, что это задача из ОГЭ или ЕГЭ. Это их удивляет и мотивирует. Так же, важно довести до детей, что без учебного труда, мы бы эту задачу не решили.

Отработав не 1 год и каждый год, готовя детей к экзамену, я уже вижу, на что стоит акцентировать внимание в обучении учеников с 6-го класса. К сожалению, не всегда получается как мы хотим, есть много факторов, которые влияют на это.

Путь самостоятельного обучения

Готовиться только к ОГЭ — значит получить разорванное представление о предмете.

Не готовиться к экзамену, а изучать информатику тоже неправильно: будет обидно знать, но не добрать баллов, потому что не набил руку на заданиях.

Увлечённым и самостоятельным школьникам рекомендую пособия для подготовки к экзамену, а так же видеоуроки и интернет-ресурсы. Мною создана специальная группа в соцсети, для подготвоки к экзамену. Где я высылаю ребятам видеоразборы заданий, далее высылаю подготовленные аналогичные задания для закрепления. Считаю, этот метод успешным, только для хотя бы частично замотивированных учеников.

В процессе подготовки мы прорешиваем все задания, которые даны в каждом разделе разделе. Иногда обучающиеся могут сказать после прорешивания 3-5 подобных заданий, что им все понятно и можно решать задания из следующего раздела. Но на практике, нередко возникают ошибки при решении, в частности связанные с невнимательным прочтением формулировки задания. В данном случаи, когда дети дают ответы или рассказывают алгоритм решения, я выслушиваю их до конца, не перебивая.

Потом задаю вопрос остальным участникам, все ли согласны с решением. Если и тогда обучающиеся не видят ошибки, то я прошу их еще раз внимательно прочитать задание, и тогда практически все понимают что ошиблись из-за невнимательности. Здесь следует напомнить еще раз, чтобы обучающиеся читали внимательно задания и не теряли баллов на таких ошибках. Если у них возникают затруднения, я объясняю им индивидуально как выполняется задании, а потом прошу поработать в паре с обучающимся, который хорошо понял как выполняется задание.

Как готовиться к ОГЭ по информатике

ОГЭ по информатике и ИКТ — несложный экзамен, особенно в сравнении с ЕГЭ, но охват тем в нём большой. Школьнику потребуется подготовка по разным направлениям: алгоритмы, алгебра логики, модели и основы программирования. Этот предмет лучше выбирать тем, кто планирует связать своё будущее с информационными технологиями.

Чтобы хорошо сдать ОГЭ по информатике, ученику обычной школы достаточно 2–3 месяцев подготовки. Если же школьник хочет не просто сдать экзамен, но и знать предмет, лучше посвятить ему весь учебный год.

Как устроен экзамен

Экзамен длится 2,5 часа. Работа состоит из двух частей:

  • первая — в форме теста. В ней 18 задач, за каждую можно получить 1 балл вне зависимости от сложности;
  • вторая — 2 задания, которые выполняются на компьютере и оцениваются максимум в 2 балла. К ним допускают после того, как школьник выполнит первую часть экзамена.





Почему важно изучить документацию

Процедура сдачи ОГЭ называется ГИА — государственная итоговая аттестация. Вся информация о ней содержится в документах на сайте ФИПИ: в спецификации, кодификаторе и демоверсии. Документы написаны канцелярским языком, но школьникам и родителям нужно их посмотреть, чтобы иметь полное представление об экзамене.

Демовариант содержит примеры заданий, которые будут на реальном экзамене, ответы, решения и критерии оценивания. Обычно ученики изучают демоверсию КИМа до середины и заглядывают в ответы, а критерии не читают — и зря! Эксперты проверяют работы именно по критериям. Например, в задаче № 19 верный ответ засчитают, даже если его записать не в ту ячейку, и способ решения этой задачи не играет роли.

В спецификации говорится о назначении экзамена. Например, что ОГЭ по информатике — ступенька подготовки к ЕГЭ. Из спецификации также можно узнать, что определения понятий на экзамене не спрашивают — у экзаменаторов такой задачи нет.

В кодификаторе перечислены знания и умения, которыми следует владеть выпускнику для решения задач по информатике.

Как выработать стратегию подготовки

Чтобы выработать общую стратегию подготовки, нужно понимать свою цель. Если ученик выбрал ОГЭ как один из несложных предметов — это один план действий. Если школьник хочет глубже изучить информационные технологии — стратегия будет другой.

Подготовиться и сдать ОГЭ по информатике можно без лишних усилий, если ученик не планирует сдавать ЕГЭ по этому предмету или учится в физмат школе. Таким ребятам достаточно прорешать демоверсии КИМов на сайте ФИПИ за последние пять лет и посмотреть видеоразборы заданий, которые выложены в открытом доступе.

Постепенно мы осваиваем все необходимые темы и подготавливаем почву для отработки заданий ОГЭ. В результате наши ученики знают предмет и умеют решать задачи, которые входят в экзамен.

Школьник не знает, что ему понадобится в вузе и затем на работе, но преподаватель должен его подготовить. На ОГЭ нужно далеко не всё, но немного позже ученики смогут оценить важность знаний и навыков из курса информатики.

Стратегия самостоятельного обучения

Готовиться только к ОГЭ — значит получить разорванное представление о предмете.

Не готовиться к экзамену, а изучать информатику тоже неправильно: будет обидно знать, но не добрать баллов, потому что не набил руку на заданиях.

Увлечённым и самостоятельным школьникам рекомендуем пособия Константина Полякова. Он доктор технических наук, преподаватель из Санкт-Петербурга и разработчик методических материалов по информатике. Его учебники составляют полный пятилетний курс информатики для 7–11 классов. Помимо основных учебников, К. Ю. Поляков написал ещё 4 методички для факультатива по программированию на языке Python.

В дополнение к базовому курсу полезно и интересно заняться программированием компьютерных игр или олимпиадным программированием. Опыт разработки игр и приложений пригодится и после сдачи экзаменов — умелые программисты востребованы во всём мире.

Какой язык программирования выбрать

Basic — устаревший язык и сегодня редко используется для разработки приложений.

Python — популярный и зрелый язык, который появился в 1991 году. Он умеренно сложен для начального обучения и при этом даёт богатые возможности профессиональным разработчикам.

С++ категорически не подходит для начального обучения. Это популярный, универсальный, современный, развивающийся язык (есть стандарты 2011, 2014, 2017 года), но весьма сложный для школьников.

Так какой язык выбрать

Что запомнить

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: