Доклад подготовка к ент

Обновлено: 16.05.2024

На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.

Переход современной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, введение альтернативных учебников свобода учителей в отборе содержания учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, введение профильного обучения, использование инновационных технологий, - все это вызвало необходимость сохранения базового единства образовательного пространства – стандартизации образования.

Уровень знаний и умений выпускников по предмету должен соответствовать требованиям стандарта, а процедура оценки достижений учащихся должна быть объективной и адекватной этим требованиям. Таким инструментом и стала форма проведения выпускного экзамена (аттестации) выпускника – единое национальное тестирование (далее – ЕНТ), который, в свою очередь, является одной из форм взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования.

Доводы, высказываемые в пользу единого тестирования:

ü обеспечение объективной оценки общеобразовательных достижений учащихся, не зависящей от их личностных взаимоотношений с педагогами;

ü создание равных условий для различных категорий выпускников образовательных учреждений для продолжения образования;

ü достаточная открытость контрольных измерительных материалов и, как следствие, наличие у каждого выпускника реальной возможности качественной подготовки к итоговой аттестации и вступительному экзамену в вуз;

ü высокая степень прозрачности зачисления в высшие учебные заведения;

ü по итогам единого экзамена и, как следствие, широкий выбор образовательного учреждения для продолжения обучения.

Все вышеперечисленные доводы подтверждают закономерность введения ЕНТ.

ЕНТ по биологии внёс значительные изменения в процесс обучения предмету и стал серьезным испытанием для учителей, учащихся и родителей.

Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний

Одной из форм, обеспечивающих единство требований к качеству подготовки выпускников и получения объективной оценки, служит ЕНТ

Основная цель ЕНТ - объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников.

Вначале испытывали трудности: с чего начинать? Как готовить, чтобы учащиеся набрали максимальное количество баллов и как готовиться к ЕНТ учащимся? В настоящее время по подготовке к ЕНТ накоплен определённый опыт работы.
Составляется план работы по подготовке к ЕНТ на новый учебный год с учетом прошедшего года.

Разработана система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕНТ, содержащая в себе следующие направления деятельности:

· включение в планы работы школьного методического объединения вопросов подготовки к ЕНТ;

· система работы учителя на уроках биологии;

· прикладные курсы, расширяющие программу базового обучения;

· дополнительные занятия по предмету и индивидуальные консультации.

Так, МОУ биологии нашей школы целенаправленно собирает, анализирует информацию о качестве преподавания предмета, ведет мониторинг выполнения требований Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.

Мониторинг ведется по следующим направлениям:

· контроль текущей успеваемости по четвертям;

· полугодовой и годовой срез знаний;

· результаты пробных тестирований по предмету.

Тестированные задания составляются согласно разработанным правилам составления тестов.

В целях коррекции знаний разрабатываются рекомендации по повышению качества знаний не только текущей успеваемости, но и итоговой аттестации выпускников в форме ЕНТ.

1. Компетентностный подход при подготовке учащихся к сдаче ЕНТ.

В начале 21 века вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Не менее актуальной стала эта проблема и в Казахстане в связи с модернизацией образования.

Основными характеристиками экономики знаний являются следующие:

 обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения;

 совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем;

 применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения;

 обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию;

 организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом.

Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни. Под компетенцией понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности.

Компетентностное обучение является перспективным, потому что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общие учебные компетенции школьников, как:

 извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

 точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

 исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

 сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

 планирование действий и времени;

 оценка результатов своей деятельности и т.д.

Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыков блоков, называемых компетенциями.

Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:

— учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

— коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

— информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структуировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов.

В своей работе по подготовке учащихся к ЕНТ я руководствуюсь следующими аспектами: техническим, методическим и психологическим.

I. Техническая подготовка к ЕНТ.

При работе с тестами следует приучать учащихся не делать подробные записи каждого шага своих рассуждений. Вырабатывать и приучать детей внимательно и до конца дочитывать вопрос. Практика показывает, что учащиеся очень часто допускают ошибки в простых несложных вопросах и это не от незнания, а от невнимательности, при разборе заданий. Дети это и сами понимают.

II. Методическая подготовка к ЕНТ.

1. Обеспеченность учащихся литературой.

2. Часто учащиеся при подготовке к ЕНТ пытаются проанализировать как можно больше вариантов предыдущих лет. Опыт показывает, что такой путь не всегда перспективен.

Я приучаю детей не заучивать тесты прошлых лет, а учить теоретический материал по спирали: от простого к сложному в определенной последовательности. (Строение клетки – ткани – органы – систематика растений и т.д.). Если мы разбираем какой-либо вопрос, то разбираем весь теоретический материал по данной методике. Встречаю противостояние, но затем в 11 классе они понимают, что идут по правильному пути.

- у школьников не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующего вида.

- у школьника появляется чувство растерянности и полной безнадёжности: заданий так много и все они такие разные, и каждый раз нужно применять соответствующий подход. Нетвёрдо владеющий общими способами деятельности с учебным материалом школьник через время пытается его вспомнить. Естественно, запомнить все ответы тестовых заданий невозможно.

Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам в подготовке к ЕНТ.

Принципы построения методической подготовки к ЕНТ.

Второй принцип – на этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего.

Третий принцип – переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (апрель – май), когда у школьников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт их применения на заданиях любой степени сложности.

Четвёртый принцип – все тренировочные тесты следует проводить с жёстким ограничением времени.

Пятый принцип – максимализация нагрузки (по содержанию и по времени) для всех школьников в равной мере. Это необходимо, поскольку тест по определению требует всех ставить в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

III. Психологическая подготовка к ЕНТ

3. Следует учить школьника технике сдачи теста. Эта техника включает следующее:

а) обучение жесткому постоянному самоконтролю времени;

б) обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;

в) обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после выполнения задания;

4. Следует учить школьника искусству управлять собой.

Современные условия жизни, подготовка к ЕНТ таковы, что школьники подвергаются всё большему числу стрессоров. Следовательно, организм учащихся нуждается в предохранительных мерах, обеспечивающих допустимое напряжение нервной системы, а главное – способствующих компенсации затраченной энергии. В этом им может помочь овладение искусством управлять собой – своим трудом, своим поведением, своим состоянием.

Каковы же основные направления деятельности учителя биологии при подготовке к ЕНТ:

· Прежде всего, это работа на уроке, затем прикладной курс, дополнительные занятия, индивидуальные консультации.

· Применение элементов новых педагогических технологий.

Таких как: обучение в сотрудничестве (работа в малых группах, в парах), личностно-ориентированный подход, позволяют провести урок с большей эффективностью. Выбор технологии зависит от темы урока и содержания урока, мы все знаем наши современные учебники 10-11 класса и порой материал даешь лекционно, доступно.

На уроках биологии важную роль играет дифференцированный подход к обучению. Учащиеся, выбравшие 5 предметом биологию, получают индивидуальные задания, которые позволяют определить уровень базовых знаний основного курса биологии, с целью последующей коррекции пробелов знаний. Большое значение уделяю тематическому контролю.

С целью отработки навыков тестирования, активизации учения, повышения уровня знаний, для обучения и контроля, самообразования и самоконтроля учащихся на уроках и дополнительных занятиях, применяю различные виды тестов: С целью отработки навыков тестирования, активизации учения, повышения уровня знаний, для обучения и контроля, самообразования и самоконтроля учащихся на уроках и дополнительных занятиях, применяю различные виды тестов:

· Тесты открытой формы;

· Тесты на установление соответствия;

· Тесты на установление правильной последовательности.

Большое внимание при подготовке к ЕНТ уделяется прикладным курсам.

Цель прикладных курсов - углубление и расширение знаний, отработка навыков работы с дополнительной и справочной литературой, профориентационная деятельность.

Прикладные курсы учащиеся посещают по подгруппам. Классные руководители формируют группы с учетом сдачи 5 предмета.

При подготовке к урокам прикладного курса у учащихся совершенствуются навыки самостоятельной работы с дополнительной справочной литературой, а также с ресурсами Интернета.

При изучении прикладного курса большая роль отводится проектной деятельности учащихся, что позволяет им выступать на уроках и на школьных научных конференциях.

И, поверьте мне, результаты объективны.

Мы можем проследить эффективность прикладных курсов на таблице, которая демонстрирует повышение качества знаний от 17 % до 76 %.

Организация дополнительных занятий и индивидуальных консультаций для учащихся.

Дополнительные занятия по подготовке к ЕНТ проходят, начиная с 10 класса. Ежегодно утверждаются индивидуальный план учителя по подготовке к ЕНТ и календарно-тематическое планирование. Занятия проводятся на бесплатной основе во внеурочное время.

Анализируя сборники тестовых заданий, я пришла к выводу, что большой процент вопросов отводится курсу ботанике и зоологии, т.е., тому, что ребята изучали давно, подзабыли, а, может, и не воспринимали осознанно и. как правило, и мои учащиеся допускали по данным темам наибольшее количество ошибок.

Поэтому я также планирую дополнительные занятия.

Алгоритм проведения дополнительных занятий:

· Теоретическое повторение материала по блокам, темам. Так, в 10 классе – ботаника, зоология. В 11 классе - анатомия и физиология человека.

· Закрепление в виде решения биологических задач, развивающих логику, позволяющих установить причинно-следственную связь, биологических диктантов на знание терминов, понятий, процессов.

· Тестовый контроль, включающий в себя различные типы тестовых заданий по темам, которые мы изучаем.

· Главное: краткость, наглядность, сущность.

· Обеспеченность справочным материалом.

Пробные тестирования:

По результатам пробных тестирований ведется мониторинг – это отслеживание результатов с целью коррекции. Проводятся следующие виды мониторингов:

· Мониторинг результатов пробных тестирований.

· Мониторинг результатов пробных тестирований в динамике.

· Мониторинг ошибок, допущенных в тестировании.

· Мониторинг ошибок в динамике.

После результатов пробного тестирования, тестового тематического контроля с целью коррекции знаний проводятся индивидуальные консультации с каждым учащимся.

Мониторинг результатов пробного тестирования отслеживает не только учитель-предметник, но и ученик.

Обязательно ведется письменный сравнительный анализ допущенных ошибок при пробном тестировании. Также каждый ученик по установленной форме проводит анализ индивидуальных ошибок, допущенных при тестировании.

На основе данных мониторингов предметником составляются рекомендации по недопущению ошибок при дальнейших тестированиях.

2. Современные технологические приемы и средства подготовки к ЕНТ.

v Электронные технологии и тренажеры.

v Технология дистанционной подготовки.

v Технология проектирования для выполнения раздела С.

v Диагностика уровня подготовленности. Текущая и итоговая аттестация.

v Тесты предварительной подготовки.узконаправленные тесты. Тренировочные тесты.

v Контрольное тестирование.

v Критерии экспертизы при проверке тестовых заданий.

v Методика подготовки к выполнению экспериментальных заданий.

v Методические подходы к решению задач по естественнонаучным дисциплинам.

v Круглые столы по обмену опытом подготовки к ЕНТ с учителями-практиками и репетиторами с учетом специфики предмета (по предметным секциям).

2.1. Преимущества использования ИКТ:

Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации.

Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Наиболее приемлемыми методами обучения (наряду с ИКТ) считаю проблемные (беседа, проблемная ситуация, обобщение), частично-поисковые (наблюдение, синтез, анализ, абстрагирование), исследовательские (исследовательское моделирование, проектирование).

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание и методика преподавания сложных тем учебной программы предмета в процессе подготовки учащихся к ЕНТ.

Содержание и методика преподавания сложных тем учебной программы предмета в процессе подготовки учащихся к ЕНТ.

Целями Единого Национального тестирования являются организация единого государственного контроля качества общего образования на заключительном этапе и обеспечение всем желающим равного доступа к высшему образованию. Что такое для нас ЕНТ? Во-первых - это внешняя экспертиза по единым правилам. Во-вторых - это и способ создать определенные тенденции в развитии системы образования. В-третьих - это способ управлять качеством системы и введение элементов конкуренции в систему образования. В-четвертых - это способ анализа эффективности работы системы.

Учитель должен знать виды и типы тестов, формы предтестовых заданий, различные методы оценивания результатов тестирования, уметь анализировать полученные данные в рамках классической и современной теории создания тестов и их использованию в педагогической практике. Нужно готовить учащихся к новой форме проведения экзамена. Использование на уроках тренировочных тестов поможет учащемуся выработать умения обращения с ними. Знание типовых конструкций тестовых заданий поможет учащимся практически не тратить время на понимание конструкции, а также на то, чтобы успокоиться. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат школьников мобилизовать себя в решающей ситуации.

Анализ выполнения учащимися тестов, показал, что наибольшее число ошибок при выполнении заданий ЕНТ по физике учащиеся допускают при решении задач по разделу механика, в который входят кинематика, динамика, законы сохранения.

Одним из методов преподавания сложных тем по физике является алгоритмический метод.

Решение задач – одно из средств развития мышления. Как показывает опыт, именно неумение решать задачи, незнание методов подхода к их решению создаёт у ученика отрицательное отношение к физике, а потеря интереса порождает неуверенность в собственных силах. Приступая к решению, ученик испытывает трудности с выбором определённого плана решения – ему нужна конкретизация имеющихся знаний. Это заставляет ученика думать. По каждому типу задач в условии могут быть предложены различные физические ситуации. Но алгоритмическое предписание указывает, ЧТО надо делать, а вот КАК делать – ученик решает сам.

Таким образом, изучение и использование алгоритмических методов позволяет создать базу, фундамент, вырабатывает навыки и умения решать типовые, стандартные задачи, а это есть шаг на пути к решению творческих задач.

Для овладения методом решения кинематических задач учащиеся должны усвоить следующее: что такое система отсчёта, скорость, ускорение, путь и перемещение; понять содержание уравнений зависимости координаты и скорости от времени при равномерном и равноускоренном движении; усвоить классический закон сложения скоростей; понять смысл относительности движения и описание движений в различных системах отсчёта.

Много трудностей возникает при попытке наиболее рационально выбрать систему (уровень) отсчёта. В кинематике нет ограничений в том, с каким телом связать систему отсчёта, что принимать за начало координат (точку отсчёта), за начало отсчёта времени. И всё же систему отсчёта следует выбирать таким образом, чтобы движение в ней описывалось наиболее простым способом, чтобы легко определялись начальные условия.

Рассмотрим алгоритмические предписания для довольно большого и разнообразного круга задач на движение тел по вертикали, ибо, как показывает опыт, именно здесь возникают трудности при нахождении кинематических характеристик (так, например, чтобы узнать, где будет находиться брошенное вертикально вверх тело через определённое время, ученики начинают вычислять путь, который тело пройдёт до точки наивысшего подъёма, а затем – вычислять путь, пройденный при падении из высшей точки, и т.д.).

Итак, составим алгоритм:

1. Внимательно ознакомиться с условием задачи и кратко записать данные (при этом разумно начать с записи искомой величины, что позволит потом дописывать дополнительные данные, различные константы), сведя их к единой системе единиц.

2. Проанализировать условие.

3. Выбрать систему отсчёта (тело отсчёта, начало системы координат, начало отсчёта времени, задать направление оси или осей).

4. Расставить в системе отсчёта векторы кинематических характеристик.

5. Установить вид движения вдоль каждой оси и написать кинематические уравнения движения (координаты и скорости) в векторной форме для тела, а если тел несколько, то для каждого.

6. Спроецировать векторы на выбранную ось или оси и записать уравнения движения вдоль каждой оси с учётом знаков проекций векторов на эти оси – в скалярной форме, а также с учётом начальных условий.

7. Решить уравнение относительно искомой величины в общем виде.

8. Подставить в полученную формулу числовые значения входящих в неё величин и вычислить результат.

9. Пользуясь общей формулой, проверить наименование искомой величины, подставив в неё наименования входящих величин.

10. Проанализировать полученный результат, а если это возможно, то оценить его реальность, дав небольшой комментарий.

Пример 1. Из некоторой точки вертикально вверх брошен камень с начальной скоростью 10 м/с относительно Земли. Пренебрегая сопротивлением среды, установите, где будет камень через 3 с от начала движения и какой будет его скорость?

Решая задачу, следуем вышеописанному алгоритму:


1. y – ? – ?

_____________


0 = 10 м/с,

t = 3 с,

g = 9,8 м/с 2 .


2. Камень – материальная точка. Движение происходит на высоте, которая много меньше радиуса Земли g = const.

3. СО – Земля. Начало отсчёта – точка бросания. Отсчёт времени ведётся с момента бросания.


5. Движение – равноускоренное, следовательно:

а) уравнение перемещения:


б) уравнение скорости: (t) = 0 + a(tt0); a = g.

6. Для выбранной оси:

а) y(t) = y0 + 0y(tt0) +

б) y(t) = 0y + ay(tt0).

7. Начальные условия: y0 = 0; t0 = 0; ay = –g; 0y = 0. Отсюда:

а) y(t) = 0t

б) y(t) = 0gt.

8. Ввиду того, что в данной задаче не потребуются какие-либо дополнительные соотношения и нет необходимости преобразовывать уравнения для получения общей формулы, приступаем к подстановке численных значений:


а) y(t) = 10 • 3 – = –14,1 (м);


б) б) y = 10 – 9,8 • 3 = –19,4 (м/с).

9. Проверяем наименования полученных величин:


а) [y] =

б) [] =

10. Анализ результатов:

Пример 2. Электромагнит подъёмного крана поднимает кусок железа вертикально со скоростью 10 м/с. В 6 м от Земли этот кусок отрывается. Через какое время после момента отрыва и с какой скоростью он упадёт на Землю? Сопротивлением среды пренебречь.


1. t – ? – ?


0 = 10 м/с,

h = 6 м,

g = 10 м/с 2 .

2. Кусок железа – материальная точка. Ускорение свободного падения постоянно. Движение – прямолинейное.

3. СО – Земля. Начало отсчёта – начальная точка подъёма железа. Начало отсчёта времени – момент отрыва железа от электромагнита.


5. r(t) = r0 + 0(tt0) +

(t) = 0 + a(tt0);

a = g.

6. Скалярные уравнения:

y(t) = y0 + 0y(tt0) +

y(t) = 0y + ay(tt0).

7. Начальные условия: y0 = h; t0 = 0; ay = –g; 0y = 0. Дополнительные условия: в момент падения на Землю y(t) = 0. С учётом начальных и дополнительных условий:

y(t) = h + 0t – ;

t 2 – 0th = 0;

y = 0gt.

8. Решив квадратное уравнение относительно времени, подставляем результат в выражение для скорости:



9. Вычисления: t = 2,5 с; y = –15 м/с.

10. Позволим себе не проверять в этой задаче наименования.

Пример 3. С Земли вертикально вверх брошено тело со скоростью 100 м/с. Одновременно с ним из точки, находящейся на высоте 100 м над Землёй, по той же вертикали брошено вверх второе тело со скоростью 20 м/с. Где и с какими скоростями столкнутся тела? Сопротивлением среды пренебречь.

1. y – ? 1 – ? 2 – ?


01 = 100 м/с,

h = 100 м,


02 = 20 м/с,

g = 10 м/с.

2. Тела – материальные точки. Движения прямолинейные и равноускоренные. Пренебрегаем зависимостью ускорения свободного падения от высоты над Землёй.

3. СО – Земля. Начало отсчёта – точка бросания тела 1, начало отсчёта времени – момент его броска.


5. Уравнения движения:

r(t) = r0 + 0(tt0) +

(t) = 0 + a(tt0);

a = g.

6. Проецирование уравнений на оси для обоих тел:

y1 = y01 + 01y(tt0) + ;

y2 = y02 + 02y (tt0) + ;

1y = 01y + ayt; 2y = 02y + ayt.


7. Начальные условия: y01 = 0; y02 = h; ay = –g; t0 = 0. Дополнительные условия: при столкновении y1 = y2. Записываем:


8. Решение в общем виде:

9. Вычисления: y = 117 м; 1y = 87,5 м/с; 2y = 7,5 м/с.

10. По знаку проекций скоростей устанавливаем, что столкновение произойдёт, когда оба тела будут на подъёме.


Действия, направленные на подготовку обучающихся к ЕНТ, должны быть согласованными, требования к детям — едиными. Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ЕНТ. Все педагоги, работающие и в 11 классе и в школе, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.

Содержимое разработки

Обеспечение системности в процессе подготовки к ЕНТ

как важный фактор успешности конечного результата

Заместитель директора

по учебной работе Брант И.М.

с.Максимовка

Обеспечение системности в процессе подготовки к ЕНТ

как важный фактор успешности конечного результата

Эффективная подготовка к ЕНТ возможна в условиях использования в сфере образования перспективных форм, методов, средств обучения. Основная цель ЕНТ - объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников. Полученная информация позволяет проанализировать различные стороны подготовки выпускников и на этой основе выявить сильные и слабые стороны предмета. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕНТ включает следующие направления деятельности:

Посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь.

Включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕНТ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации.

Индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся.

Привлечение ресурсов дистанционного обучения и Интернета для подготовки к ЕНТ.

Широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;

Психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕНТ.

Родительские собрания с целью информирования родителей и учащихся о порядке подготовки и проведения итоговой аттестации и ЕНТ.

Проведение пробных экзаменов, тренировочных и проверочных тестирований по учебным предметам и обсуждение их результатов на педсовете.

Проведение пробных туров ЕНТ (школьных и районных).

Проведение с учителями-предметниками совещаний по правилам подготовки учащихся к сдаче ЕНТ, по результатам пробных туров.

Выявление типологии пробелов. Создание банка тем, вызывающих затруднения у учащихся (по результатам пробных тестирований).

Организация учителями контроля над качеством преподавания тем, вызывающих затруднения у обучающихся.

Поощрение учителей за лучшие результаты учащихся на ЕНТ.

В процессе обучения и при сдаче ЕНТ большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и во-вторых, умение это делать. Поэтому все учителя активно вводят тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу.

Исходя из проблем и специфики подготовки к ЕНТ по предметам , учителями –предметниками разрабатываются собственные методики и приёмы, помогающие ученикам успешно сдать единое национальное тестирование:

-работа с опорными схемами, синхронологическими таблицами, электронными средствами обучения;

-проведение в течение года планового повторения тем , параллельно проработка тестов с их анализом, комментариями, с приведением аналогий, развивая тем самым ассоциативное мышление у учащихся. Учителями для учащихся 11-х классов проводятся консультации по предметам, где с помощью разных форм подготовки - лекций, семинаров, лекций с элементами практикума, семинаров с элементами лекции , практикумов и т.д.,учащиеся повторяют программный материал 5-11 классов.

Этапу коррекционной деятельности всегда предшествует самый важный этап анализа успехов и недостатков при выполнении заданий учащимися и осуществление мониторинга, позволяющего выявить уровень фактической подготовки учащихся к тестированию, выявить типологию пробелов, определить проблемное поле и разработать корректирующие методики.
Для осуществления этой деятельности отработана определенная система.
Первым осуществляет мониторинг и делает анализ учитель, заполняя лист учета типичных ошибок и определяя уровень выполнения тестирования.
Что дает такая работа?
Во-первых, четкое представление о качестве выполнения теста.
Во- вторых, четко увидеть пробелы, а значит указать, над чем надо работать.
Такой анализ и мониторинг необходим не только учителю, ведущему предмет в 11 классах, но и другим предметникам, так как ориентация учащихся на ЕНТ ими осуществляется, начиная с пятого класса.
Поэтому анализ пробных тестирований осуществляется на каждом заседании МО, где дается установка всем учителям на особое внимание по тем или иным аспектам учебного материала в ходе его изучения.

Для коррекции знаний учащихся при подготовке к ЕНТ применяются такие формы работ:
• работа с тестами не только с целью осуществления контроля за ЗУН, но и как контрольно - обучающий метод;
• работа с тестами на входном контроле или выделение в проблеме основных смысловых блоков;
• групповая самостоятельная работа, в которой учащиеся должны не только определить правильный ответ, но и обосновать свой выбор;
• самостоятельное составление тестов;
• постановка задачи к составленному тесту;
• организация работы экспертов из состава учащихся;
• перенос незавершенного тестирования на домашнее задание.
• работа над тестом в группе с последующей защитой коллективно избранной позиции.

Учителя-предметники среднего и страршего звена планируют свою работу с различными типами заданий, предлагаемых в ЕНТ. Это несложно выполнить, так как включение таких заданий в каждую программную тему расширяет спектр учебной деятельности, с помощью которой вырабатываются умения. На этапе промежуточного, текущего контроля, а также и на завершающем этапе изучения темы, при подготовке, например, к тематическому контролю, предлагаются задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом. В то же время подготовка к ЕНТ не подменяет систематическое изучение школьных предметов; как любая традиционная подготовка к экзамену, она включает планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний, варьирование стандартных условий заданий, рассмотрение новых типов заданий.

Учителя истории и географии Лосева Т.П. и Рыжкова Н.Н. убеждены, что единое национальное тестирование остается важнейшим испытанием для учеников и учителей и на сегодняшний день является главным показателем работы школы. Свою деятельность по подготовке учащихся учителя строят по трем основным направлениям:
Во-первых, изучая программный материал 10-11 классов, учитель делает акцент на фактах, необходимых для сдачи ЕНТ.

Во-вторых, практикует тематическое повторение истории Казахстана с древних времен.

В-третьих, побуждает к самостоятельному решению тестовых заданий дома. После чего проводится зачетная работа на оценку. Учителя убеждены, что единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность. Изучая программный материал, они использует методы и приемы критического мышления, работу в малых группах, уроки-семинары, работу с дополнительной литературой.
Учитель математики Холопцева Г.В. при подготовке учащихся к ЕНТ особое внимание уделяет знанию теоретического материала.
С 5 класса учащиеся заводят справочники, где фиксируют основные правила и формулы по алгебре, теоремы, свойства по геометрии. С 7 класса учитель вводит в практику выполнение тестовых заданий. В 10-11 классах организовано тематическое повторение, которое проводится на консультациях, разбор тестовых заданий прошлых лет и зачет.
Учителя русского языка и литературы Лоренц Н.Н. и Спиридониди О.Н. используют дифференцированное обучение при подготовке учащихся к ЕНТ. В старших классах каждый ученик ведет мониторинг собственных ошибок, допущенных в пробных тестовых заданиях, заполняя соответствующую таблицу. А учителя контролируют обязательную отработку учеником каждой ошибки как теоретически, так и практически. В современном мире, где успех зависит от способности перерабатывать огромное количество информации и учитывать разные точки зрения, умение анализировать и уверенно принимать решения является наиважнейшим качеством.

На совещаниях при директоре постоянно координируются действия по подготовке к экзаменам, обсуждаются новые положения и приказы. Заместителем директора по учебно-воспитательной работе и классными руководителями в выпускных классах ежегодно в сентябре проводится инструктаж по выбору предметов и формы итоговой аттестации, ознакомление с Положением об итоговой аттестации, с Положением о ЕНТ.

Кроме того, подготовка к итоговой аттестации поставлена на внутришкольный контроль, т.е. постоянно отслеживаются результаты обученности учащихся, их подготовка к итоговой аттестации, а также отслеживается выбор предметов учащимися.

Действия, направленные на подготовку обучающихся к ЕНТ, должны быть согласованными, требования к детям — едиными. Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ЕНТ. Все педагоги, работающие и в 11 классе и в школе, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса. Каждый педагог заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной сдаче обучающимися ЕНТ и экзаменов, и достичь этого можно только совместными усилиями учителей, психолога и родителей, координируемыми классным руководителем.

Взаимодействие классного руководителя и психолога имеет своей целью совместное выявление возникающих у ребенка проблем и проведение коррекционной работы для оказания помощи в преодолении проблемных ситуаций.

Таким образом, подготовка к ЕНТ является систематическим, планомерным, управляемым процессом, единым действием всех структурных элементов школы, всех участников учебного процесса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Подготовка учащихся к единому национальному тестированию на основе личностно-ориентированного подхода..docx

Подготовка учащихся к единому национальному тестированию на основе личностно-ориентированного подхода.


Цель любых программ подготовки к ЕНТ – успешная сдача тестирования. Помочь учащимся более эффективно повторить учебный материал, интенсифицировать процесс его усвоения, поднять уровень знаний, так чтобы все разнообразие живой природы воспринималось ими как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. В задачу программ входит также выработка четкости изложения знаний, умение анализировать и обобщать явления, факты.

Реальностью последних лет стало резкое повышение уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. Сдающие экзамен по биологии оказываются при этом в особо сложном положении: от них требуется видение всей биологии, включающие в себя разнообразные области. Системный взгляд на всю биологию, умение выявлять внутрипредметные и межпредметные связи являются главным критерием оценки.

Одной из форм, обеспечивающих единство требований к качеству подготовки выпускников и получения объективной оценки, служит ЕНТ .

В своей работе я акцентирую внимание на следующих этапах.

1. Необходимо знакомить учащихся и родителей с правилами проведения ЕНТ уже в девятом классе.

3. Планомерно совместно с психологом школы проводить психологические тренинги для подготовки учащихся и родителей к сдаче ЕНТ.

4. Регулярно организовывать пробные тестирования, проводить их анализ и сообщать родителям результаты пробных тестирований.
5. Привлекать родителей к организации внеурочной деятельности детей для подготовки к сдаче ЕНТ.
6. Ясно и четко организовать работу учащихся по подготовке к ЕНТ в урочное и внеурочное время.

С целью систематизации подготовки к ЕНТ мною был составлен план мероприятий по подготовке к единому национальному тестированию, согласно которого еженедельно проводятся консультационные занятия, происходит повторение и закрепление тем учебного материала, изученного в курсе основной и средней школы, проводятся проверочные работы с целью осуществления контроля степени усвоения пройденных тем.

На дополнительных занятиях (1 раз в неделю) дается теоретический материал по главным темам. На уроках выделяется 10-15 минут для работы по тестам и совместного разбора трудных вопросов (в письменной и устной формах) с использованием интерактивной доски. Для контроля проводится письменное и электронное тестирование. С учащимися проводятся индивидуальные консультации по вопросам, вызывающим затруднения.

Разработана система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕНТ, содержащая в себе следующие направления деятельности:

- включение в планы работы школьного методического объединения вопросов подготовки к ЕНТ;

- система работы учителя на уроках биологии;

- прикладные курсы, расширяющие программу базового обучения;

- дополнительные занятия по предмету и индивидуальные консультации.

Так, биология нашей школы целенаправленно собирает, анализирует информацию о качестве преподавания предмета, ведет мониторинг выполнения требований Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.

Мониторинг ведется по следующим направлениям:

- контроль текущей успеваемости по четвертям;

- полугодовой и годовой срез знаний;

- результаты пробных тестирований по предмету.

Тестированные задания составляются согласно разработанным правилам составления тестов.

В целях коррекции знаний разрабатываются рекомендации по повышению качества знаний не только текущей успеваемости, но и итоговой аттестации выпускников в форме ЕНТ .
С целью получения хороших результатов по ЕНТ необходимо следующее:

1.Организация и проведение школьных консультаций, связанных с проблематикой ЕНТ.

2. Оформление уголка в классных кабинетах по подготовке ЕНТ, согласно рекомендованной документации.

3.Оформление папок учащимися, сдающими ЕНТ по биологии.

4.Ведение предметной папки учителем – предметником, согласно всем требованиям.

5.Необходимо продолжить работу по измерителям обученности, с целью проведения мониторинга и анализа промежуточного тестирования.

6.Проводить работу по расширению банка контрольных и тестовых заданий, составление тематических тестов по биологии.

7.Организовать коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях учащихся.

8.Целенаправленно проводить работу на уроках с ребятами, сдающими биологию.

9.По имеющимся результатам определение проблемного поля деятельности по каждому учащемуся и организация регулярной работы по ликвидации пробелов в биологических знаниях.

10.Организация психолого-педагогической поддержки учащихся при подготовке к ЕНТ.

11.Собеседование с классными руководителями и родителями слабоуспевающих учащихся.

12.Посещение классных и родительских собраний с вопросами проблемно-ориентированного анализа по подготовке к ЕНТ.

1. Компетентностный подход при подготовке учащихся к сдаче ЕНТ.

В начале 21 века вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Не менее актуальной стала эта проблема и в Казахстане в связи с модернизацией образования.

Основными характеристиками экономики знаний являются следующие:

 обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения;

 совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем;

 применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения;

 обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию;

 организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом.

Компетентностное обучение является перспективным, потому что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общие учебные компетенции школьников, как:

 извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

 точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

 исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

 сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

 планирование действий и времени;

 оценка результатов своей деятельности и т.д.

В своей работе по подготовке учащихся к ЕНТ я руководствуюсь следующими аспектами: техническим, методическим и психологическим.

I. Техническая подготовка к ЕНТ.

При работе с тестами следует приучать учащихся не делать подробные записи каждого шага своих рассуждений. Вырабатывать и приучать детей внимательно и до конца дочитывать вопрос. Практика показывает, что учащиеся очень часто допускают ошибки в простых несложных вопросах и это не от незнания, а от невнимательности, при разборе заданий. Дети это и сами понимают.

II. Методическая подготовка к ЕНТ.

1. Обеспеченность учащихся литературой.

2. Часто учащиеся при подготовке к ЕНТ пытаются проанализировать как можно больше вариантов предыдущих лет. Опыт показывает, что такой путь не всегда перспективен.

Я приучаю детей не заучивать тесты прошлых лет, а учить теоретический материал по спирали: от простого к сложному в определенной последовательности.

III. Психологическая подготовка к ЕНТ

3. Следует учить школьника технике сдачи теста. Эта техника включает следующее:

а) обучение жесткому постоянному самоконтролю времени;

б) обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;

4.Следует учить школьника искусству управлять собой.

Современные условия жизни, подготовка к ЕНТ таковы, что школьники подвергаются всё большему числу стрессов. Следовательно, организм учащихся нуждается в предохранительных мерах, обеспечивающих допустимое напряжение нервной системы, а главное – способствующих компенсации затраченной энергии. В этом им может помочь овладение искусством управлять собой – своим трудом, своим поведением, своим состоянием.

Каковы же основные направления деятельности учителя биологии при подготовке к ЕНТ:

- Прежде всего, это работа на уроке, затем прикладной курс, дополнительные занятия, индивидуальные консультации.

- Применение элементов новых педагогических технологий.
Таких как: обучение в сотрудничестве (работа в малых группах, в парах), личностно-ориентированный подход, позволяют провести урок с большей эффективностью. Выбор

технологии зависит от темы урока и содержания урока, мы все знаем наши современные учебники 10-11 класса и порой материал даешь лекционное, доступно.

На уроках биологии важную роль играет дифференцированный подход к обучению. Учащиеся, выбравшие 5 предметом биологию, получают индивидуальные задания, которые позволяют определить уровень базовых знаний основного курса биологии, с целью последующей коррекции пробелов знаний. Большое значение уделяю тематическому контролю.

С целью отработки навыков тестирования, активизации учения, повышения уровня знаний, для обучения и контроля, самообразования и самоконтроля учащихся на уроках и дополнительных занятиях, применяю различные виды тестов: С целью отработки навыков тестирования, активизации учения, повышения уровня знаний, для обучения и контроля, самообразования и самоконтроля учащихся на уроках и дополнительных занятиях, применяю различные виды тестов:

- Тесты открытой формы;

- Тесты на установление соответствия;

- Тесты на установление правильной последовательности.

Организация дополнительных занятий и индивидуальных консультаций для учащихся.

Дополнительные занятия по подготовке к ЕНТ проходят, начиная с 10 класса. Ежегодно утверждаются индивидуальный план учителя по подготовке к ЕНТ и календарно-тематическое планирование.

Поэтому я также планирую дополнительные занятия.

Алгоритм проведения дополнительных занятий :

- Теоретическое повторение материала по блокам, темам. Так, в 10 классе – ботаника, зоология. В 11 классе - анатомия и физиология человека.

- Закрепление в виде решения биологических задач, развивающих логику, позволяющих установить причинно-следственную связь, биологических диктантов на знание терминов, понятий, процессов.

- Тестовый контроль, включающий в себя различные типы тестовых заданий по темам, которые мы изучаем.

- Главное: краткость, наглядность, сущность.

- Обеспеченность справочным материалом.

Современные технологические приемы и средства подготовки к ЕНТ.

- Технология интенсивного тренинга.

- Электронные технологии и тренажеры.

- Технология дистанционной подготовки.

- Технология проектирования для выполнения раздела С.

- Диагностика уровня подготовленности. Текущая и итоговая аттестация.

- Тесты предварительной подготовки.узконаправленные тесты. Тренировочные тесты.

- Контрольное тестирование.

- Критерии при проверке тестовых заданий.

- Методика подготовки к выполнению экспериментальных заданий.

- Методические подходы к решению задач по естественнонаучным дисциплинам.

- Круглые столы по обмену опытом подготовки к ЕНТ с учителями-практиками и репетиторами с учетом специфики предмета (по предметным секциям).

Литература

1. Беспалько В.П. педагогика и прогрессивные технологии обучения. ИРПО, - М., 1995г.

2. Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. разработка и применение тестов успешности обучения. - М., 1996г.

3. Резникова В.З., Мягкова А.Н. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., 1997г.

Барабанов В.В. Основные результаты единого государственого экзамена 2006 года//Биология в школе №5, 2004г., стр.41-45

4. Белова М. Мнение успешного учителя. Еще раз о плюсах и минусах ЕНТ. //Учитель Казахстана №27-29, 11 апреля 2005г., стр.5

6. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Контрольные задания по биологии. – М.: МГУ, УНЦ ДО, 1994.

7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка М., 1985г.

8. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Общее среднее образование. Основные положения.– Астана, 2006.– 64 с.

12. Кузибецкий А.Н. Активизация познавательных форм обучения в современной школе М.1999.

Подготовка учащихся к единому национальному тестированию на основе личностно-ориентированного подхода.

Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева:.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать всем без исключения возможность для разностороннего развития, реализации творческого потенциала, заложенного в каждом человеке от природы. Важнейшим направлением в школьной системе выступает реализация личностно-ориентированного, компетентностного подходов в образовании, способных сыграть в жизни обучающегося значительную роль в достижении им впоследствии вершин личностного и профессионального развития.

Личностно-ориентированный подход предполагает: учет личностного опыта каждого учащегося; постановку специальных целей, корректировку содержания образования; специальные технологии, направленные на конструирование ситуации по личностному развитию ребенка.

Компетентностный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:

— учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

— коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

— информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структуировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.

Одной из форм, обеспечивающих единство требований к качеству подготовки выпускников и получения объективной оценки, служит ЕНТ

Основная цель ЕНТ - объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников.

Основной целью введения единого экзамена в форме тестов было названо создание системы внешней оценки учебных достижений, обеспечивающей высокое качество образования. А одна из основных задач ЕНТ - избежать субъективности в оценке знаний. У ЕНТ есть свои сторонники и противники. С одной стороны, ЕНТ дает возможность оценить знания выпускников не школьным учителям, которые в данном вопросе являются людьми заинтересованными, а специалистам со стороны. Но с другой -эффективность проверки знаний школьников посредством тестирования вызывает определенные сомнения. Ведь в идеале школа должна не учить подрастающее поколение тому, как лучше вызубрить правильные ответы, а прививать умение самостоятельно мыслить и, переработав полученную информацию, грамотно применять ее на практике. Именно эти навыки нужны человеку в жизни.

Введение ЕНТ вывело на передний план изучение и зубрежку тех предметов, которые входят в перечень обязательных дисциплин тестирования. Мотивация же учеников на изучение всего остального курса средней школы теперь отсутствует. К тому же многие учителя говорят, что ЕНТ- это наиболее удобная форма сдачи экзаменов для троечников и середнячков. Отличники же потому зачастую и не подтверждают свои оценки, что не могут показать глубину своих знаний в ходе тестов.

В этой ситуации перед учителем-предметником встает сразу несколько задач, кроме основной задачи формирования знаний и умений учащихся. Это задачи, связанные с подготовкой учащихся в следующих направлениях: понимание содержания теста, т.е. концентрация внимания; распределение времени ответа на тест; актуализация для ответа необходимой и достаточной информации из объема памяти.

В своей работе по подготовке учащихся к ЕНТ я руководствуюсь следующими аспектами: техническим, методическим и психологическим.

I. Техническая подготовка к ЕНТ.

При работе с тестами следует приучать учащихся не делать подробные записи каждого шага своих рассуждений. Вырабатывать и приучать детей внимательно и до конца дочитывать вопрос. Практика показывает, что учащиеся очень часто допускают ошибки в простых несложных вопросах и это не от незнания, а от невнимательности, при разборе заданий. Дети это и сами понимают.

II. Методическая подготовка к ЕНТ.

1. Обеспеченность учащихся литературой.

2. Часто учащиеся при подготовке к ЕНТ пытаются проанализировать как можно больше вариантов предыдущих лет. Опыт показывает, что такой путь не всегда перспективен.

Я приучаю детей не заучивать тесты прошлых лет, а учить теоретический материал по спирали: от простого к сложному в определенной последовательности. (Строение клетки – ткани – органы – систематика растений и т.д.). Если мы разбираем какой-либо вопрос, то разбираем весь теоретический материал по данной методике.

III. Психологическая подготовка к ЕНТ

3. Следует учить школьника технике сдачи теста. Эта техника включает следующее:

а) обучение жесткому постоянному самоконтролю времени;

б) обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;

в) обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после выполнения задания;

4. Следует учить школьника искусству управлять собой.

Современные условия жизни, подготовка к ЕНТ таковы, что школьники подвергаются всё большему числу стрессоров. Следовательно, организм учащихся нуждается в предохранительных мерах, обеспечивающих допустимое напряжение нервной системы, а главное – способствующих компенсации затраченной энергии. В этом им может помочь овладение искусством управлять собой – своим трудом, своим поведением, своим состоянием.

Основные этапы работы при подготовке к ЕНТ

1. Повторение теоретического материала с использованием учебных пособий и справочной литературы на коррекционных занятиях.

2. Самостоятельная домашняя работа по изучению определенного материала по учебнику, заданного учителем в школе на коррекционных занятиях.

3. Семинарские занятия по выявлению знаний учащихся и коррекцией ошибок и пробелов в знаниях.

4. Работа со сборниками тестов с использованием учебных пособий и справочной литературы при подготовке домашнего задания.

6. Работа над ошибками по результатам пробных тестирований, анализ ошибок, допущенных при выполнении тестов на коррекционных занятиях

Каковы же основные направления деятельности учителя биологии при подготовке к ЕНТ:

прежде всего, это работа на уроке, затем прикладной курс, дополнительные занятия, индивидуальные консультации.

применение элементов новых педагогических технологий.

Таких как: обучение в сотрудничестве (работа в малых группах, в парах), личностно-ориентированный подход, позволяют провести подготовку с большей эффективностью. Выбор технологии зависит от темы и содержания занятия, мы все знаем наши современные учебники 10-11 класса и порой материал даешь лекционно, доступно.

На уроках биологии важную роль играет дифференцированный подход к обучению. Учащиеся, выбравшие 5 предметом биологию, получают индивидуальные задания, которые позволяют определить уровень базовых знаний основного курса биологии, с целью последующей коррекции пробелов знаний. Большое значение уделяю тематическому контролю.

С целью отработки навыков тестирования, активизации учения, повышения уровня знаний, для обучения и контроля, самообразования и самоконтроля учащихся на уроках и дополнительных занятиях, применяю различные виды тестов

· Тесты открытой формы;

· Тесты на установление соответствия;

· Тесты на установление правильной последовательности.

Большое внимание при подготовке к ЕНТ уделяется прикладным курсам.

Цель прикладных курсов - углубление и расширение знаний, отработка навыков работы с дополнительной и справочной литературой, профориентационная деятельность.

При подготовке к урокам прикладного курса у учащихся совершенствуются навыки самостоятельной работы с дополнительной справочной литературой, а также с ресурсами Интернета.

Организация дополнительных занятий и индивидуальных консультаций для учащихся.

Дополнительные занятия по подготовке к ЕНТ проходят, начиная с 10 класса. Ежегодно утверждаются индивидуальный план учителя по подготовке к ЕНТ и календарно-тематическое планирование. Занятия проводятся на бесплатной основе во внеурочное время.

Анализируя сборники тестовых заданий, я пришла к выводу, что большой процент вопросов отводится курсу ботанике и зоологии, т.е., тому, что ребята изучали давно, подзабыли, а, может, и не воспринимали осознанно и. как правило, и мои учащиеся допускали по данным темам наибольшее количество ошибок.

Алгоритм проведения дополнительных занятий:

· Теоретическое повторение материала по блокам, темам. Так, в 10 классе – ботаника, зоология. В 11 классе - анатомия и физиология человека.

· Закрепление в виде решения биологических задач, развивающих логику, позволяющих установить причинно-следственную связь, биологических диктантов на знание терминов, понятий, процессов.

· Тестовый контроль, включающий в себя различные типы тестовых заданий по темам, которые мы изучаем.

· Главное: краткость, наглядность, сущность.

· Обеспеченность справочным материалом.

По результатам пробных тестирований ведется мониторинг – это отслеживание результатов с целью коррекции. Проводятся следующие виды мониторингов:

· Мониторинг результатов пробных тестирований.

· Мониторинг результатов пробных тестирований в динамике.

· Мониторинг ошибок, допущенных в тестировании.

После результатов пробного тестирования, тестового тематического контроля с целью коррекции знаний проводятся индивидуальные консультации с каждым учащимся.

Мониторинг результатов пробного тестирования отслеживает не только учитель-предметник, но и ученик.

Обязательно ведется письменный сравнительный анализ допущенных ошибок при пробном тестировании. Также каждый ученик по установленной форме проводит анализ индивидуальных ошибок, допущенных при тестировании.

На основе данных мониторингов предметником составляются рекомендации по недопущению ошибок при дальнейших тестированиях.

Структура коррекционного занятие

  1. Анализ результатов пробного тестирования.
  2. Выявление пробелов в знаниях и фиксирование типичных ошибок в индивидуальных картах.
  3. Тематическое повторение учебного материала.
  4. Самостоятельная работа учащихся по тестам (контроль знаний). Самопроверка.
  5. Работа учащихся над ошибками.
  6. Разбор с учащимися материала, вызывающего затруднения.
  7. Индивидуальное домашнее задание.


Учащимся даю советы, по работе с тестами:

- Необходимо правильно и рационально распределить время, установленное для ЕНТ. Затем определиться в последовательности работы над тестовыми заданиями по предметам.
- Лучше начинать отвечать на тестовые задания по тому предмету, который считается для вас наиболее легким

Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к ЕНТ, позволяют наиболее успешно вести себя во время ЕНТ, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала необходимо освоить эти упражнения самим педагогам , а затем позаниматься с учащимися. Необходимо включать эти упражнения в структуру урока использовать их для настроя класса перед контрольными работами.

Формулы:
1.Короткий вдох + длительный выдох + пауза = успокоение.
2.Длительный вдох + короткая пауза + резкий выдох = активизация деятельности

Читайте также: