Доклад подготовка к егэ по обществознанию и истории

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 927 0

«Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории

Пояснительная записка

Мною выработаны 6 принципов подготовки, которые ведут к успеху на ЕГЭ.

1. Изучить особенности написания ЕГЭ.

2. Отработать систему действий учителя истории и обществознания при подготовке выпускников.

3. Наметить план работы по подготовке к ЕГЭ учителя истории и обществознания.

4. Скорректировать план подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории и обществознанию.

5. Выработать алгоритм самостоятельной подготовки выпускников к ЕГЭ по истории и обществознанию.

6. Советы родителям.

Обоснование необходимости статьи.

Сегодня перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ЕГЭ?

Мне, как и многим другим учителям, пришлось пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. Эта работа была связана с глубоким анализом моего педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может пригодиться моим коллегам в современных условиях и отказаться от того, что явно устарело. Пришлось много прочитать, пересмотреть и создать свою систему подготовки выпускников к ЕГЭ. Хочу отметить, что я не считаю главной целью преподавания истории и обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Главное - система знаний ученика. Остальное - методика использования этих знаний.

Именно эта проблема побудила меня взяться за работу над статьёй, и поделиться своим опытом работы, создав систему действий педагогов, школьников и родителей.

Цель:Описать опыт работы и смоделировать программу действий педагогов, школьников и их родителей при подготовке к итоговой аттестации.

- Изучить методическую литературу по проблеме подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории и обществознанию;

- Проанализировать, обобщить и систематизировать собственный педагогический опыт работы;

- Описать организационно-методическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ с целью повышения уровня собственной образовательной практики преподавания предметов;

- Совершенствовать систему подготовки обучающихся к успешному прохождению экзаменационных испытаний в форме ЕГЭ по истории и обществознанию с учетом новаций в процедуре проведения экзаменов;

Основное содержание статьи.

Человек достигнет результата, только делая что-то сам.

(Александр Пятигорский, русский философ)

Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.

Я согласна с мнением автора. В статье говорится о том, что ЕГЭ по обществознанию и истории является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками экзамена обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования. Поэтому основная подготовка учеников к ЕГЭ идет не только в 10-11 классах.

Типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным этапом такой подготовки считаю работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включённость всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Этому соответствует системно-деятельностный подход.

В первую очередь, необходима организация системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету. В чём мне видится система работы в данном направлении?

2) в 10-м, 11-м классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий повышенного уровня сложности (тесты развивающего и контролирующего характера), при этом формирование в процессе работы с тестовым материалом навыков адекватной самооценки учащихся.

А теперь остановлюсь на том, как можно работать в последний год подготовки к экзамену в 11 классе.

В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания на сравнение сходных процессов, явлений; классификацию социальных объектов; установление соответствия двух рядов информации; на поиск недостающего звена для подкрепления нужного вывода и т.п. Примеры подобных заданий можно найти в публикациях открытых материалов ЕГЭ.

Специальных усилий требует работа по формированию ведущих понятий курса. В особую группу уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность

Отдельные уроки могут проводиться в форме занятий-практикумов, занятий лабораторного типа. В ходе занятий-практикумов учащиеся с опорой на учебник, на объяснение учителя, с привлечением материалом СМИ выполняют разнообразные познавательные задания, включая и такую их разновидность, как задание-задача. На уроках лабораторного типа старшеклассники обращаются к анализу различных источников социальной информации, в первую очередь, к неадаптированным научным, философским, публицистическим текстам.

Изучив опыт своих коллег , я поняла, что с одержание занятий, формы работы на уроке, способы оценивания знаний учащихся, каждый учитель определит сам в соответствии с этапом прохождения программы, уровнем подготовленности детей, их желанием изучать предмет, своим стилем общения с учащимися и т. д. Можно обобщить принципы, которым желательно следовать. Опыт показывает, что учёт этих принципов ведёт к успеху.

Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.

Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность этого экзамена.

За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна достигать апогея. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

При решении заданий не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.

Это основные принципы, которыми я руководствуюсь. Конечно, существует ещё много тонкостей работы с различными типами заданий ЕГЭ. Мною накоплен определённый опыт этой работы.

Я поддерживаю коллег в том, что готовить учащихся к ЕГЭ по обществознанию приходится в основном на уроках. Практика показывает, что двух часов в неделю в 10 и 11 классах достаточно для неплохой подготовки к ЕГЭ, хотя, желательно, конечно, чтобы часов было больше. Все вышеизложенные принципы применимы и к обществознанию, но за неимением практических занятий по обществознанию, все тестовые работы приходится проводить на уроках. После прохождения каждой темы учащиеся пишут проверочную работу, состоящую из сложных заданий, с последующим подробным разбором наиболее трудных из них.

Существует также ещё одна особенность ЕГЭ по обществознанию - необходимость написания эссе. Методика написания эссе есть во многих методических пособиях. Мне больше нравится технология ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

П-позиция (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что мораторий на применение смертной казни не нужен…”);

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (мораторием на смертную казнь, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что даёт применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Такова общая схема подготовки к ЕГЭ.

Далее в схеме 1 я представила то, как можно смоделировать действия по подготовке к ЕГЭ в образовательном учреждении.

На основе данной модели действий учителя истории и обществознания могу предложить план работы учителя истории и обществознания по подготовке к ЕГЭ.

План работы по подготовке к ЕГЭ

учителя истории и обществознания

1.Анализ и корректировка деятельности педагога.

2. Оптимизация методов и приёмов работы на уроке.

3. Контроль уровня знаний обучающихся.

Далее хочу предложить правила для самостоятельной подготовки учеников, их я представила в виде алгоритма действий.

Алгоритм действий при самостоятельной работе

для выпускников при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию.

2. Выполни задания демоверсии, сверяя собственные ответы с ответами, представленными в демоверсии. Подсчитай баллы, определи, хватило ли времени на выполнение работы.

Это позволит получить представление о трудности работы.

4. Начни подготовку к экзамену. Подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной и требует много времени. Она проходит на уроках, дополнительных занятиях или в режиме самостоятельной работы. Большое значение имеет и общая эрудиция ученика. Легче сдать успешно экзамен тому, кто много читает, интересуется современными проблемами общественной жизни, анализирует информацию различных СМИ.

6. Подбери литературу: учебники - один основной, два дополнительных; Пособия – варианты типовых тестовых заданий ,разработанные специалистами ФИПИ, справочники.

8. Используй опорные конспекты, схемы, таблицы. Они помогут привести твои знания в систему.

9. Обрати особое внимание на разделы, где ты выявил пробелы в собственных знаниях , обратись к учителю за советом.

10. Заведи тетрадь-словарик, где записывай определения наиболее сложных терминов, понятий, теоретических положений.

11. Повторив материал, познакомься сначала с примерами заданий. Используй пособия, разработанные специалистами ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

12. Потренируйся, выполнив несколько вариантов заданий. Так ты сможешь еще раз проверить свои знания по предмету.

13. Обнаружив ошибки в своих ответах, вернись к опорным конспектам, схемам, таблицам, словарю.

14. Повторив содержание материала, исправь свои ошибки.

15. Выполни еще несколько вариантов заданий, останавливаясь только на сложных для тебя вопросах. Это позволит приобрести уверенность в ликвидации пробелов.

16. Перейди к самой сложной части работы. Познакомься с примерами заданий и приступай к их выполнению.

17. Используй памятки, которые помогут выработать алгоритм решения.

18. Перед экзаменом еще раз просмотри свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повтори термины.

19. Если встречаешь трудные задания, незнакомые понятия и термины, обращайся за советом к учителю.

Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.

Советы для родителей.

1.Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему?

2. Приобретите необходимую специальную литературу по подготовке к ЕГЭ.

3. Познакомьтесь со структурой КИМа. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов истории, обществознания, которые ему необходимо подготовить..

4. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол и объявите о начале "экзамена". Проследите, чтобы он не отвлекался.

Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать.

6. Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания.

7. Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь "подкармливать" их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы планировали. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка.

В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ЕГЭ, помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный в ходе деятельности.

2. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание/ Редактор-составитель Е.Л.Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2013.

3 Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2014

5. Обществознание: ЕГЭ- Учебник. П.А.Баранов, С.В. Шевченко. Под редакцией П.А.Баранова. Москва: АСТ: Астрель, 2014.

6. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Рекомендации и тренировочные материалы для подготовки к тестированию по истории России - М., 2015

7. ЕГЭ 2015.ФИПИ. Обществознание: экзаменационные задания. Составители Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксимо,2015.

Адреса сайтов, которые помогут при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.

Основными принципами, ведущими к успешной сдаче ЕГЭ, можно считать следующие:

1. Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

2. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

3. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

4. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

5. За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

6. При решении тестов (в I части) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.

Существует также ещё одна особенность ЕГЭ и ГИАпо обществознанию - необходимость написания эссе. Методика написания эссе есть во многих методических пособиях. Мне больше нравится технология ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

П -позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

О -обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

П -пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

С -следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Такова общая схема подготовки к ЕГЭ и ГИА.

В 2015-2016 гг. 5 уч-ся 11 класса будут сдавать ЕГЭ по обществознанию, 1 уч-ся 11 класса - сдает ЕГЭ по истории. Целенаправленная подготовка ведется в течение года. Имеется положительная динамика. Тревогу вызывает Кобец Юлия, которая не проходит порог по истории. В 9 классе 8 уч-ся будут сдавать обществознание. Здесь ситуация более сложная. Связано это с ОЧЕНЬ поздним выбором предмета (февраль 2016г.), отсутствием печатных версий ГИА у уч-ся, систематическим невыполнением домашних заданий, низкой мотивацией, нехваткой времени на подготовку на уроках (1 час в неделю).

Система действий учителя истории и обществознания при подготовке выпускников

Системно-деятельностный подход в подготовке выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Внедрение УМК нового поколения Цель: накопление опыта и создание условий для перехода к новым образовательным стандартам

Мониторинг знаний учащихся – по графику школы и района. Цель: анализ уровня компетентности обучающихся в вопросах истории и обществознания

Организация работы по подготовке обучающихся 9-11-х классов к ЕГЭ.

Цель: создание системы подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию

Участие в общешкольных и районных мероприятиях.

Цель: актуализация знаний, повышение уровня мотивации .

Организация занятий с мотивированными и слабоуспевающими обучающимися.

Цель: осуществление индивидуального подхода.

Организация работы с использованием новых технологий и ИКТ на уроках и внеурочной деятельности.

Цель: совершенствование педагогического мастерства, совершенствование методики работы в новых педагогических условиях.

Алгоритм действий самостоятельной подготовки для выпускников при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА по истории и обществознания.

2. Выполни задания демоверсии, сверяя собственные ответы с ответами, представленными в демоверсии. Подсчитай баллы, определи, хватило ли времени на выполнение работы.

Это позволит получить представление о трудности работы.

4. Начни подготовку к экзамену. Подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной и требует достаточного количества времени. Она проходит на уроках, дополнительных занятиях: например выбрав элективный курс для дополнительной подготовки к экзамену, или в режиме самостоятельной работе. Немаловажное значение имеет и общая эрудиция ученика, гораздо легче сдать успешно экзамен тому, кто много читает, интересуется современными проблемами общественной жизни, анализирует информацию различных СМИ.

6. Подбери литературу: у чебники - один основной, два дополнительных; Пособия – варианты типовых тестовых заданий (разработанные специалистами ФИПИ), справочники.

8. Используй опорные конспекты, схемы, таблицы. Они помогут привести твои знания в систему и повторить содержание курса.

9. Обрати особое внимание на разделы, где ты выявил пробелы в собственных знаниях. Если испытываешь трудности, обратись к учителям за советом.

10. Заведи тетрадь-словарик, где записывай определения наиболее сложных терминов, понятий, теоретических положений.

11. Повторив материал, познакомься сначала с примерами заданий части А и В. Используй пособия, разработанные специалистами ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

12. Потренируйся, выполнив несколько вариантов заданий . Так ты сможешь еще раз проверить свои знания по предмету.

13. Обнаружив ошибки в своих ответах, вернись к опорным конспектам, схемам, таблицам, словарю.

14. Повторив содержание, исправь свои ошибки, пробелы .

15. Выполни еще несколько вариантов заданий, останавливаясь только на заданиях I части. Это позволит приобрести уверенность в том, что ключевые вопросы содержания освоены.

16. Перейди к самой сложной части работы –II части. Познакомься с примерами заданий второй части работы и приступай к их выполнению.

17. Используй памятки, которые помогут понять назначение каждого задания, выявить модели условий, выработать алгоритм решения.

18. Перед экзаменом еще раз просмотри свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повтори термины. Если есть необходимость, дополнительно потренируйся в решении заданий всех частей работы.

19. Если встречаешь трудные задания, незнакомые понятия и термины, обращайся за советом к преподавателю.

Последствие внедрения единого государственного экзамена. Преподавание истории и обществознания ученикам в школе их подготовка к ЕГЭ. Помощь детям в овладении навыков, необходимых для выполнения тестов ЕГЭ. Основные направления подготовки учащихся к ЕГЭ.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.02.2010
Размер файла 34,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат на тему:

Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию

В последние годы, в связи с введением ЕГЭ, мне, как и многим другим учителям, пришлось значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Эта работа была, естественным образом, связана с глубоким анализом моего педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может пригодиться и в современных условиях и отказом от того, что явно устарело. Пришлось много передумать, прочитать. В результате сформировалась определённая система работы, о которой и пойдёт речь далее.

Как же проводятся отдельные занятия в рамках этих курсов подготовки учащихся? Содержание занятий, формы работы на уроке, способы оценивания знаний учащихся, конечно, каждый учитель определит сам в соответствии с этапом прохождения программы, уровнем подготовленности детей, их желанием изучать предмет, своим стилем общения с учащимися и т. д. Но, на мой взгляд, существуют принципы, которым желательно следовать. По крайней мере, мой личный опыт показывает, что учёт этих принципов ведёт к успеху.

Во-вторых, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения учитель может найти в методической литературе (СНОСКА: См., например, Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В., Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004), а может составить сам. Нужно учитывать, что работа учителя с заданиями, составленными им самим, проходит, как правило, эффективнее, чем с заимствованными из методической литературы. И даже если задание заимствовано, то необходимо хорошо продумать каждый этап работы с ним, если этого требует общая логика работы на уроке, то что-то изменить.

В-третьих, для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена. В-четвёртых, большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

В-пятых, очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

В-шестых, за 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

И, наконец, в-седьмых, при решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.

Это основные принципы, которыми я руководствуюсь. Конечно, существует ещё много тонкостей работы с различными типами заданий ЕГЭ. Мною накоплен определённый опыт этой работы. Надеюсь, мне будет предоставлена возможность поделиться с читателями своим опытом. И в заключении нужно сказать о подготовке к ЕГЭ по обществознанию (до этого момента речь шла, скорее, об истории).

Готовить учащихся к ЕГЭ по обществознанию мне приходилось исключительно на уроках. Практика показывает, что двух часов в неделю в 10 и 11 классах достаточно для более или менее неплохой подготовки к ЕГЭ, хотя, желательно, конечно, чтобы часов было больше. Все вышеизложенные принципы применимы и к обществознанию, но за неимением практических занятий по обществознанию все тестовые работы приходится проводить на уроках. После прохождения каждой темы учащиеся пишут проверочную работу, состоящую из заданий частей А, В, и С, с последующим подробным разбором наиболее трудных заданий.

2. История России. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.

3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2. - М., 1995

4. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание/ Редактор-составитель Е.Л.Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2003.

5. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004

6. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Рекомендации и тренировочные материалы для подготовки к тестированию по истории России - М., 2005

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.

Ульяновская область

Система и принципы подготовки учащихся 9, 11 классов к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию

Учитель истории:

Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.

Основными принципами, ведущими к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, можно считать следующие:

Важнейшим моментом подготовки к ОГЭ и ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать разные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

Для успешного выполнения заданий ОГЭ И ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ОГЭ и ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого, по возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену ( т.е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и все внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

За 2-3 месяца перед экзаменом напряженность подготовки должна, по – видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ОГЭ и ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряженная работа должна прекратиться- учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

При решении тестов (в 1 части) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечетких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как правило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.

Существует также еще одна особенность ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию – необходимость написания эссе. Методика написания эссе есть во многих методических пособиях. Мне больше нравится технология ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. Такова общая схема подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Наш.шкл

Система действий учителя истории и обществознания при подготовке выпускников

Системно – деятельностный подход в подготовке выпускников к основной и итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Внедрение УМК нового поколения. Цель: накопление опыта и создание условий для перехода к новым образовательным стандартам

Мониторинг знаний учащихся – по графику школы и района. Цель: анализ компетентности обучающихся в вопросах истории и обществознания

Организация работы по подготовке обучающихся 9-11 классов к ОГЭ и ЕГЭ.

Цель: создание системы подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию

Участие в общешкольных и районных мероприятиях (олимпиады, викторины ит.д.)

Цель: актуализация знаний, повышение уровня мотивации.

Организация занятий с мотивированными и слабоуспевающими обучающимися.

Цель осуществление индивидуального подхода.

Организация работы с использованием новых технологий и ИКТ на уроках и внеурочной деятельности.

Цель: совершенствование педагогического мастерства, совершенствование методики работы в новых педагогических условиях.

Алгоритм действий самостоятельной подготовки для выпускников при подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию.

Выполни задания демоверсии, сверяя собственные ответы с ответами, представленными в демоверсии. Подсчитай баллы, определи, хватило ли времени на выполнение работы. Это позволит получить представление о трудности работы.

Выяви пробелы в своих знаниях – это могут быть разделы, темы,

Начни подготовку к экзамену. Подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной и требует достаточного количества времени. Она проходит на уроках, дополнительных занятиях: например выбрав элективный курс для дополнительной подготовки к экзамену, или в режиме самостоятельной работы. Немаловажное значение имеет и общая эрудиция ученика, гораздо легче сдать успешно тому, кто много читает, интересуется современными проблемами общественной жизни, анализирует информацию различных СМИ.

Подбери литературу: учебник один основной , два дополнительных; Пособия – варианты типовых тестовых заданий (разработанные специалистами ФИПИ), справочники.

Используй опорные конспекты, схемы, таблицы. Они помогут привести твои знания в систему и повторить содержание курса.

Обрати особое внимание на разделы, где ты выявил пробелы в собственных знаниях. Если испытываешь трудности , обратись к учителям за советом.

Заведи тетрадь- словарик, где записывай определения наиболее сложных терминов, понятий, теоретических положений.

Повторив материал, познакомься с начала с примерами заданий части 1 и 2. Используй пособия, разработанные специалистами ФИПИ.

Потренируйся, выполнив несколько вариантов заданий. Так ты сможешь еще раз проверить свои знания по предмету.

Обнаружив ошибки в своих ответах, вернись к опорным конспектам, схемам, таблицам, словарю.

Повторив содержание, исправь свои ошибки, пробелы.

Выполни еще несколько вариантов заданий, останавливаясь только на заданиях 1 части. Это позволит приобрести уверенность в том, что ключевые вопросы освоены.

Перейди к самой сложной части работы – 2 части. Познакомься с примерами заданий второй части работы и приступай к их выполнению.

Используй памятки, которые помогут понять назначение каждого задания, выявить модели условий, выработать алгоритм решения.

Перед экзаменом еще раз просмотри свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повтори термины. Если есть необходимость, дополнительно потренируйся в решении заданий всех частей работы.

Если встречаешь трудные задания, незнакомые понятия и термины, обращайся за советом к преподавателю.

Читайте также: