Доклад по вопросам здравоохранения

Обновлено: 18.05.2024

Актуальность темы в том, что большая часть населения России периодически или постоянно нуждаются в медицинской помощи. Особенно остро стоит вопрос о стоимости лекарственных препаратов и оказании бесплатной медицинской помощи.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура права на охрану здоровья и медицинскую помощь
2. Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации
3. Права граждан на медико-социальную помощь
4. Право выбора врача и медицинской организации
5. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья
6. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность темы в том, что большая часть населения России периодически или постоянно нуждаются в медицинской помощи. Особенно остро стоит вопрос о стоимости лекарственных препаратов и оказании бесплатной медицинской помощи. Многие граждане не могут позволить себе дорогостоящее лечение – поэтому законодатель старается урегулировать права на охрану здоровья.

С развитием цивилизации охрана здоровья перестала быть делом каждого конкретного человека, но превратилась в проблему всего общества. Большинство развитых стран в настоящее время социально-ориентированы. Одной из важнейших функций государства стала охрана безопасности граждан, их жизни и здоровья. Государство заботится о здоровье людей с помощью различных механизмов (от бесплатного оказания скорой помощи до обязательного медицинского страхования). В Конституции Российской Федерации среди прочих социальных гарантий содержится закрепление права на охрану здоровья (статья 41).

Таким образом, наше государство берет на себя обязанность по грамотному и эффективному регулированию этой сферы. Однако далеко не вся нормативная база отвечает современным международным стандартам в этой сфере, а правовая регламентация и правоприменительная практика позволяет судить о множестве проблем. Например, доступ к бесплатной профилактике и реабилитации открытне для всех категорий населения, а сфера оказания платных медицинских услуг нуждается в дополнительном правовом регулировании вопросов оценки качества таких услуг.

1. Понятие и структура права на охрану здоровья, и медицинскую помощь

Понятием права на охрану здоровья и медицинскую помощь является комплексная система мер, обеспечивающих самое главное в жизни человека – его здоровье. Итак, право на охрану здоровья и медицинскую помощь – это разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Содержанием этих прав является гарантирование оказания бесплатной медицинской помощи гражданину в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь – общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека:

  1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
  2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

  1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
  2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:
  3. a) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
  4. b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
  5. c) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
  6. d) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

На самом деле, определение является весомым и правильным, но что оно показывает на практике? А на практике оно показывает лишь одно – оно не действует. Примеры самые доступные, в подобных ситуациях оказывались многие граждане. Медицинская реабилитация в 80% не осуществляется должным образом, не выдаются путевки на санаторно-курортное лечение даже людям с серьезными заболеваниями.

2. Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации

Данный закон регулирует:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников;

К государственной системе здравоохранения относится Минздрав Российской Федерации, Минздрав составляющих ее республик, здравоохранительные органы автономных областей, академия медицинских наук, госкомитет санэпидстанций РФ. Все эти государственные структуры осуществляют реализацию политики здравоохранения нашего государства, выполняют всевозможные программы по улучшению здравоохранения и занимаются развитием медицинских наук.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Система здравоохранения России. 4
Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России. 6
2.1 Демографическая ситуация. 6
2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения. 8
Глава 3.Развитие системы здравоохранения России. 12
Глава 4. Проблемы и перспективы развития здравоохранения в России. 14
4.1 Проблемы развития здравоохранения. 14
4.2 Перспективы развития здравоохранения. 16
Заключение. 18
Список использованной литературы. 19

Файлы: 1 файл

Здравоохранение.doc

Глава 1. Система здравоохранения России. . . 4

Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России. . 6

2.1 Демографическая ситуация. . . 6

2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения. . . 8

Глава 3.Развитие системы здравоохранения России. . 12

Глава 4. Проблемы и перспективы развития здравоохранения в России. 14

4.1 Проблемы развития здравоохранения. . . 14

4.2 Перспективы развития здравоохранения. . . 16

Список использованной литературы. . . 19

Системы здравоохранения играют ведущую роль в формировании, укреплении, сохранении и восстановлении здоровья населения между всеми секторами общества. Глобальные изменения в различных сферах жизнедеятельности, новые вызовы здоровью и безопасности людей обусловливают необходимость постоянного внимания к проблемам здоровья, реформирования и совершенствования системы его охраны. В современных условиях осуществляется последовательная работа по улучшению качества систем здравоохранения и их дальнейшего развития. Процесс реформ имеет поэтапный характер и позволяет совершенствовать работу различных звеньев и уровней здравоохранения, улучшать технологии предоставления медицинской помощи, внедрять новые организационные формы, накапливать необходимые ресурсы.

Международные организации уделяют значительное внимание вопросам сбора и обобщения информации об организации и занятости национальных систем здравоохранения с целью распространения лучшего опыта и развития международного сотрудничества. ВОЗ действует в качестве управляющего и согласовывающего органа в международной деятельности по охране здоровья, способствует сотрудничеству между профессиональными и научными группами, участвующими в развитии дела здравоохранения, предоставляет информацию, советы и помощь в этой сфере.

Деятельность отрасли здравоохранения страны во многом зависит от особенностей исторического, политического, социоэкономического и культурного развития. Поэтому анализ здоровья и системы его охраны проводят с учетом именно этих данных.

Глава 1. Система здравоохранения России

Здравоохранительная система - это система отношений, целью которой является обеспечение охраны здоровья граждан. В наши дни существует 3 основные системы здравоохранения РФ: государственная, муниципальная и частная. И все как одна нуждаются в кадровых ресурсах, финансировании, информации, оборудовании и материалах, в транспорте, коммуникации, в добросовестном и рациональном управлении. Ответственность за развитие здравоохранительных систем несет правительство. Также принято, что стремительный рост качества медобслуживания и его справедливое оказание является панацеей от нищеты и безработицы. Важно обратить внимание на тот факт, что не только бедные страны страдают от слабо развитой здравоохранительной системы - встречаются и богатые государства, которые содержат огромные группы граждан, лишенных возможности к полному медобслуживанию, ввиду с несправедливым устройством соцзащиты малоимущих граждан.

Государственная система здравоохранения РФ. К государственной системе здравоохранения относится Минздрав Российской Федерации, Минздрав составляющих ее республик, здравоохранительные органы автономных областей, академия медицинских наук, госкомитет санэпидстанций РФ. Все эти государственные структуры осуществляют реализацию политики здравоохранения нашего государства, выполняют всевозможные программы по улучшению здравоохранения и занимаются развитием медицинских наук. Государственная система здравоохранения также содержит в себе находящиеся в собственности государства НИУ и ЛПУ, образовательные учреждения, фармацевтические организации, аптеки, учреждения судмедэкспертизы и санитарной профилактики, службы МТО, предприятия по изготовлению лекарственных препаратов и медицинской техники.

Помимо этого, государственная здравоохранительная система содержит все вышеперечисленные учреждения, предприятия и организации, которые создаются ведомостями, министерствами и госпредприятиями республик, составляющих Российскую Федерацию.

Все эти предприятия, организации и учреждения государственной здравоохранительной системы числятся юридическими лицами. Они действуют в строгом соответствии с законом РФ и республик, находящихся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и здравоохранительных органов автономных округов, областей, краев и городов московской и ленинградской области.

Муниципальная система здравоохранения РФ. К муниципальной системе здравоохранения относят здравоохранительные органы, которые находятся в собственности муниципальных районов, НИУ и ЛПУ, аптеки, фармацевтические организации, учреждения судмедэкспертизы и образования. Все эти структуры являются юридическими лицами и действуют в строгом соответствии с настоящими законодательными актами РФ и республик, находящихся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и местных органов здравоохранения.

Муниципальные здравоохранительные органы отвечают за санитарно-гигиеническую осведомленность населения, за обеспечение неограниченного доступа граждан к полному объему социально-медицинской помощи, за процесс развития муниципальной здравоохранительной системы. Также муниципальные органы здравоохранения обязаны контролировать качество оказания социально-медицинской и лекарственной помощи организациями, учреждениями и предприятиями государственной, муниципальной и частной здравоохранительной системы.

Деятельность организаций, учреждений и предприятий муниципальной системы здравоохранения финансируется бюджетными средствами любого уровня, которые выделены на охрану здоровья граждан. Могут использоваться и другие источники финансирования, не запрещенные законодательством РФ.

Частная система здравоохранения РФ. К частной системе здравоохранения относят аптеки, ЛПУ, имущество которых - частная собственность, и лица, которые занимаются частным фармацевтическим производством и медицинским обслуживанием.

Частная здравоохранительная система содержит НИУ и ЛПУ, аптеки и учреждения образования, которые были созданы частными организациями, предприятиями, учреждениями, физическим лицом и общественными организациями. Финансирование происходит за счет частных средств, не бюджетных!

Учреждения частной системы здравоохранения действуют в соответствии с законом РФ и республик, которые находятся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и здравоохранительных органов автономных округов, областей, краев и местных органов здравоохранения.

Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России

2.1 Демографическая ситуация

Постперестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой. По настоящее время демографическая ситуация пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились. Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности. В 2010 г. был остановлен процесс сокращения численности населения. По данным Росстата в 2012 году численность населения России впервые увеличилась и на первое полугодие 2013 г. составила 143,3 млн. человек. (Рис.1).

Рис.1. Численность населения России 1990-2013 гг., в млн. ч.

Но ситуация с демографией по-прежнему вызывает опасение: если в нашей стране за одну минуту рождается три человека и умирает четыре, то в Китае за ту же минуту рождается 38, умирает 16, в США, соответственно, 8 и 4, в Африке 8 и 3. В Индии в минуту фиксируется 48 рождений и 17 смертей, в Пакистане - 10 и 3. Правда, в Европе и Японии прирост населения нулевой: рождается столько же, сколько и умирает.

После распада СССР здоровье населения России стремительно ухудшается. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В последние годы в результате активной политики государства наметилась устойчивая тенденция к снижению осложнений и смертности от социально значимых заболеваний. В 2014 году по сравнению с 2013 годом показатель смертности снизился: от болезней системы кровообращения – с 729 до 666,4 случая на 100 тыс. населения, от новообразований (в том числе от злокачественных) – с 202,6 до 200,6 случая на 100 тыс. населения, от туберкулёза – с 11,3 до 10,4 случая на 100 тыс. населения, уровень младенческой смертности – с 8,3 до 7,6 случая на 1 тыс. родившихся живыми.

Уже сейчас увеличилась продолжительность жизни практически на год (на 0,8 года) и составила по результатам 8 месяцев 71,6, а была 70,8.

Это неверно. Во-первых, данные по ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) предоставляются официально Росстатом только по итогам года. Во-вторых, этот показатель зависит от смертности населения. Как следствие ОПЖ может расти только в том случае, если смертность падает. На сайте Росстата опубликована информация о количестве смертей от всех причин в период январь — август 2014 г. (за 8 месяцев).

Видно, что за восемь месяцев 2014 и 2013 годов общий коэффициент смертности (ОКС) в России равен соответственно: 1310,0 и 1322,8 на 100 тысяч человек. По итогам 2013 года величина ОКС равнялась 13,05. С достаточной точностью можно предположить, что по итогам 2014 года величина ОКС будет равняться 12,92. Таким образом, по итогам 2014 года ожидаемая продолжительность жизни в лучшем случае будет равняться 71 году, а не 71,6, то есть возрастет только на 0,2, а не на 0,8 года, или в четыре РАЗА МЕНЬШЕ, чем было заявлено в докладе министра.

2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три такие модели.

  1. Бюджетно-страховая модель. В рамках ее здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель. Она используется большинством развитых стран (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).
  2. Бюджетная модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).
  3. Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 г. в нашей стране в финансировании здравоохранения действовала бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства. Доля их в общем объеме средств составляла примерно 85%. Эти средства передавались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения.

Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15%. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям.

Третьим источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так как население оплачивало лишь зубопротезирование и в небольшом объеме некоторые платные, в основном не жизненно важные медицинские услуги.

С введением обязательного медицинского страхования (ОМС) в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали:

Сегодня в России имеется три уровня власти: федеральная (центральная) власть, региональная власть (власть субъектов Российской Федерации: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга) и местная власть (органы местного самоуправления районов, городов, сел, деревень).

После распада СССР одновременно с децентрализацией власти в стране происходила и децентрализация системы здравоохранения. Система здравоохранения обладает той же структурой, что и власть: имеются федеральное (центральное), региональное (субъектов Российской Федерации) и местное здравоохранение.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, к ведению федеральной власти относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина и координация вопросов здравоохранения (совместно с властями субъектов Российской Федерации). Помимо Конституции, основным руководящим документом является закон "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", принятый в 1993 г.

В ноябре 1991 г. Министерство здравоохранения СССР было упразднено, на смену ему пришло Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. По сути, оно просто объединило два прежних министерства - Министерства здравоохранения СССР и РСФСР. В вопросах разделения обязанностей между министерствами существовали определенные разногласия, но в целом их слияние прошло достаточно гладко, поскольку устройством они обладали сходным.

Ниже будут по очереди рассмотрены все компоненты структуры здравоохранения России.

1. Полномочия высших органов государственной власти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан

Здравоохранение — совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Верховный Совет Российской Федерации определяет основные направления федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, принимает закон и утверждает федеральные программы по вопросам охраны здоровья граждан; утверждает республиканский бюджет Российской Федерации, в том числе в части расходов на здравоохранение, и контролирует его исполнение.

Президент Российской Федерации руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, не реже одного раза в год представляет Верховному Совету Российской Федерации доклад о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состоянии здоровья населения Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан, разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в пределах, предусмотренных законодательством, координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

2. Уровни организации здравоохранения в России

Федеральный уровень

Министерство здравоохранения - высший орган управления здравоохранением. Его возглавляет министр, назначаемый премьер-министром после утверждения кандидатуры в Государственной Думе.

В связи с началом нового года и нового десятилетия ВОЗ публикует перечень актуальных глобальных вызовов в области здравоохранения. Этот перечень, подготовленный благодаря вкладу наших экспертов, работающих в различных уголках мира, свидетельствует о глубокой озабоченности в связи с тем, что руководство стран не обеспечивает надлежащего инвестирования в развитие основных приоритетных направлений и систем здравоохранения. Это ставит под угрозу жизни людей, источники их существования и экономику стран в целом. Решение всех этих вопросов является непростой, но вполне выполнимой задачей. В конечном счете общественное здравоохранение – это политический выбор.

Мы должны понимать, что развитие здравоохранения — это вклад в будущее. Страны направляют значительные средства на защиту своего населения от террористических атак, а не на борьбу с каким-либо вирусом, который может быть гораздо более смертоносным, а его распространение может иметь гораздо более разрушительные экономические и социальные последствия. Любая пандемия может поставить на колени страны и их экономику. По этой причине безопасность в области здравоохранения не может быть вопросом компетенции одного лишь министерства здравоохранения.

Это означает призыв к осуществлению финансирования на национальном уровне в целях устранения недостатков в развитии систем и инфраструктуры здравоохранения, а также оказания помощи наиболее уязвимым странам. Инвестирование сегодня спасет жизни и сэкономит средства завтра. Плата за бездействие будет для нас непозволительно высока. Правительства, местные сообщества и международные учреждения должны сообща работать в интересах достижения этих важнейших целей. Легких путей к укреплению здоровья в мире не существует. 2030 г. быстро приближается, и руководство наших стран должно нести ответственность за взятые на себя обязательства.

Д-р Тедрос Адханом Гебрейесус, Генеральный директор ВОЗ

Примечание: Проблемы перечислены без учета степени их актуальности. Все они требуют безотлагательного решения, и многие их них взаимосвязаны.

Босые ноги ребенка на сухой земле

Усиление внимания вопросам здравоохранения при обсуждении проблем изменения климата

Проблема

Кризис, связанный с изменением климата, является острейшей проблемой здравоохранения. От загрязнения воздуха умирает приблизительно 7 миллионов человек ежегодно, в то время как изменение климата является причиной все большего числа экстремальных погодных явлений, усугубляет проблему недостаточного питания населения и способствует распространению таких инфекционных заболеваний, как малярия. Те же самые выбросы, которые вызывают глобальное потепление, являются причиной более чем четверти всех смертельных случаев в результате инфарктов, инсультов, рака легких и хронических респираторных заболеваний. Директивные органы в государственном и частном секторах должны наладить взаимодействие, с тем чтобы сделать наш воздух чище и смягчить последствия изменения климата для здравоохранения.

Деятельность ВОЗ

В 2019 г. свыше 80 городов в более чем 50 странах приняли рекомендации ВОЗ по качеству воздуха и согласились привести в соответствие с ними свои меры политики по вопросам загрязнения воздуха и изменения климата. В этом году ВОЗ будет заниматься подготовкой ряда рекомендаций для правительств по осуществлению политики, направленной на предотвращение и снижение рисков для здоровья, обусловленных загрязнением воздуха.

Машины скорой помощи в Сирийской Арабской Республике

Оказание медико-санитарной помощи в условиях конфликтов и кризисов

Проблема

Деятельность ВОЗ

В прошлом году ВОЗ были приняты меры реагирования на 58 чрезвычайных ситуаций в 50 странах мира. Мы направляем мобильные медицинские бригады, совершенствуем системы выявления заболеваний и раннего предупреждения, проводим кампании по вакцинации, распределяем лекарственные средства и осуществляем подготовку работников здравоохранения. ВОЗ прилагает усилия для спасения жизни людей и предотвращения их страданий и взаимодействует со странами и партнерами в целях укрепления систем здравоохранения, повышения уровня готовности и расширения возможностей для долгосрочного резервного финансирования деятельности в наиболее сложных чрезвычайных ситуациях.

Однако здравоохранение является лишь частью данного вопроса. В конечном счете, для того чтобы урегулировать затянувшиеся конфликты, начать учитывать интересы стран с наименее развитыми системами здравоохранения и защитить от нападений работников и учреждения здравоохранения, нам требуются политические решения.

Мать сидит на кровати и держит ребенка на руках

Создание более справедливой системы здравоохранения

Проблема

Неизменно сохраняющееся и все возрастающее отставание в социально-экономическом развитии в результате приводит к существенным различиям в показателях здоровья населения. И дело не только в том, что продолжительность жизни в богатых странах выше, чем в бедных на 18 лет, но и в том, что имеется значительный разрыв в соответствующих показателях на уровне стран и даже городов. Между тем рост во всем мире таких неинфекционных заболеваний, как рак, хронические респираторные заболевания и диабет, ложится несоразмерно тяжелым бременем на страны с низким и средним уровнем дохода и может быстро истощить ресурсы малоимущих семей.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ проводит с партнерами совместную работу по улучшению положения в области охраны здоровья матери и ребенка, питания, обеспечения гендерного равенства, поддержания психического здоровья и доступа к надлежащему водоснабжению и санитарии. ВОЗ также подготовит рекомендации в отношении того, каким образом страны могут добиться более эффективного сокращения неравенства в области здравоохранения, в частности, посредством совершенствования руководства, повышения стандартов качества и улучшения управления государственными и частными учреждениями здравоохранения.

Одним из наиболее эффективных путей сокращения неравенства в области медицинского обслуживания является оказание первичной медико-санитарной помощи, в рамках которой удовлетворяется большая часть медико-санитарных потребностей человека. ВОЗ призывает все страны выделить дополнительно еще один процент своего валового внутреннего продукта на развитие системы первичной медико-санитарной помощи и тем самым предоставить большему числу людей доступ к необходимым качественным основным услугам в непосредственной близости от их дома.

В последние годы в здравоохранении России наметились сдвиги к лучшему, что касается и выделения избирательно дополнительных средств к бюджету, и строительства новых современных центров, и появления качественно новых лекарственных препаратов и изделий. Например, в Ростове-на-Дону (как и в ряде других городов) построен и успешно функционирует перинатальный центр, в котором выхаживают более 50% новорожденных весом в 1 кг, имеется перспектива поднять выживаемость таких детей до 75%. Появилась возможность спасать детей с экстремальным весом в 500 г. Такие положительные сдвиги имеются в кардиологии, урологии, трансплантологии и в других областях медицины, внедряются в практику новые высокотехнологичные методы, которые в нашей стране ранее не применялись. Так, в 2014 г. 459 методов высокотехнологичной медицинской помощи включено в систему ОМС, что позволило применять их во всех крупных региональных лечебных учреждениях. Однако события 2015 г., связанные с сокращением средств на здравоохранение, несколько приостановили процесс его улучшения.

Здравоохранение глубинки в разных регионах страны находится в упадке, закрываются больницы и даже медицинские пункты, нет врачебных кадров, медицинскую помощь, даже экстренную, оказывать нечем.

Стоит обратить внимание, что негативные проблемы, хотя и другого характера, наблюдаются и в столичном здравоохранении: в Москве ликвидирована почти четверть больниц, сокращается число больничных коек, а также медицинский персонал.




По эффективности системы здравоохранения, включающей три показателя (средний показатель ожидаемости продолжительности жизни, государственные затраты на здравоохранение в виде процентов от валового внутреннего продукта (ВВП) и стоимость медицинских услуг на душу населения), из 51 страны Европейского региона Российская Федерация в 2014 г., набрав 22,5 балла, заняла последнее место. По ряду важных показателей здоровья в России ситуация хуже, чем во многих странах. Средняя продолжительность жизни в 2015 г. превысила 71 год, достигнув средних показателей стран Европы. Причем в структуре причин смертности 60% составляют сердечно-сосудистые заболевания, 15% —онкологические, 4% —заболевания органов дыхания и пищеварения.

Убедительные сведения о состоянии нынешнего здравоохранения приводит руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, доктор медицинских наук Г. Улумбекова. По данным Федеральной службы государственной статистики, за 9 месяцев 2015 г. Умерло больше людей, чем за тот же период 2014 г. Если государственное финансирование здравоохранения не увеличится, то удержать показатели смертности на уровне 2014 г., а именно 13,1 случая на тысячу населения, будет невозможно. Смертность растет из-за снижения доступности бесплатной медпомощи, которая определяется наличием достаточного числа врачей, коек в стационарах, лекарств и соответствующего финансирования. За два года (2013 и 2014) число врачей сократилось на 23 тыс. И это при том, что их нехватка и раньше составляла 22% от необходимого. Причем почти треть врачей —пенсионного возраста. Понятно, что в 2014 г. число посещений поликлиник в связи с заболеваниями сократилось на 137 млн (14%), число вызовов скорой помощи —на 1,7 млн (4%), число госпитализаций в стационары —на 667 тыс. (2%), хотя люди меньше болеть не стали. Число коек в стационарах сократилось на 81 тыс., сейчас их дефицит составляет 30% от необходимого. На селе закрыто 669 фельдшерских акушерских пунктов. Объемы государственного финансирования в 2014 г. по сравнению с 2013 г. сократились на 7%, а в 2015-м —на 17%. Если учесть инфляцию и изменения курсовой разницы рубля к доллару, то расходы подорожали вдвое. Если привести цены 2013 г. в текущие цены 2016 г., то снижение составит 20%! Справедливости ради, нужно обратить внимание на то, что здоровье человека зависит от многих факторов: более чем на 50% —от социальных, которые должно решать государство. Если исключить 30—0% заболеваний, связанных с генетическими особенностями, то ответственность медицины не будет превышать 15—0%. Для искоренения приведенных выше недостатков и улучшения охраны здоровья граждан эта проблема должна решаться на значительно более высоком уровне, в нее следует вовлечь различные государственные органы, ей должно быть придано большее значение и выделены большие средства, как имеет место в отношении органов безопасности. Это отмечал и крупный государственный деятель, академик Б. В. Петровский, долгие годы возглавлявший Министерство здравоохранения СССР.

Государственный совет РФ еще в октябре 2010 г. отметил следующие основные проблемы здравоохранения России, которые продолжают оставаться злободневными:

1) декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

2) изношенность основных фондов учреждений здравоохранения в среднем на 58,5%;

3) отставание нормативно-правовой базы от потребностей здравоохранения;

4) неэффективность бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения;

5) низкая эффективность использования материального и кадрового потенциала;

6) неэффективность организации первичной медико-санитарной помощи;

8) низкий уровень оплаты труда медицинских работников, 38% которых получают зарплату ниже прожиточного уровня;

9) неразвитость систем лицензирования, аккредитации и сертификации и др.

Еще одна проблема в здравоохранении —коррупция, которая, как считают специалисты, за последние годы больше, чем в других сферах деятельности, охватила администраторов и рядовых врачей.

Специалисты в области образования считают, что надо радикально изменить программу, подход и требования к подготовке врачей. О недостатках в медицинском образовании не раз высказывались и руководители медицинских ведомств, и высшее руководство страны. По данным ФОМ (2013), 46% россиян считают, что объем знаний врачей недостаточен, и это приводит к медицинским ошибкам; 18% считает, что дефекты в лечебной деятельности объясняются халатностью, безответственностью, равнодушием и имеют место в связи с безнаказанностью. В связи с изложенным совершенствование системы подготовки медицинских кадров является первостепенной задачей для решения многих проблем здравоохранения, в том числе и проблемы качества оказания медицинских услуг.

Медицинское право — отрасль права Российской Федерации, занимающаяся регулированием отношений в сфере здравоохранения и медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи.

· участники правоотношений в сфере здравоохранения

· роль государства в системе здравоохранения

· положение здравоохранения в современной России

Главными участниками рассматриваемых правоотношений являются: пациент; медицинский персонал (в частности — лечащий врач); медицинское учреждение (ЛПУ, НИИ, медицинские институты и иные субъекты); страховая медицинская организация; страхователи (страхователь); государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ).

Кроме того, в медицинских правоотношениях возможно участие следующих субъектов: органы, выдающие медицинским учреждениям разрешение на занятие медицинской деятельностью (лицензии и сертификаты); медицинские ассоциации; контролирующие организации (профсоюзы, общества защиты прав потребителей, антимонопольный комитет и проч.), суды.

Роль государства в российском здравоохранении достаточно сильна и объемна: во-первых, государство провозглашает право на охрану здоровья граждан и гарантирует минимальный объём медицинской помощи, оказываемой бесплатно по ОМС. Во-вторых, оно устанавливает стандарты оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения как государственными медицинскими учреждениями, так и частными. В-третьих, РФ контролирует деятельность медицинских учреждений: устанавливает необходимые разрешения для оказания медицинских услуг (лицензии, сертификаты медицинских учреждений; дипломы и сертификаты врачей), проводит аккредитацию деятельности, устанавливает перечень надзорных организаций. В-четвёртых, государство привлекает лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов, к ответственности. В-пятых, государство предполагает развитие системы здравоохранения субъектами Федерации и даёт им на это соответствующие полномочия. Кроме того, государство определяет круг прав и законных интересов лица в области здравоохранения, охраняет их и гарантирует право на защиту в случае их нарушения.

В последние годы в здравоохранении России наметились сдвиги к лучшему, что касается и выделения избирательно дополнительных средств к бюджету, и строительства новых современных центров, и появления качественно новых лекарственных препаратов и изделий. Например, в Ростове-на-Дону (как и в ряде других городов) построен и успешно функционирует перинатальный центр, в котором выхаживают более 50% новорожденных весом в 1 кг, имеется перспектива поднять выживаемость таких детей до 75%. Появилась возможность спасать детей с экстремальным весом в 500 г. Такие положительные сдвиги имеются в кардиологии, урологии, трансплантологии и в других областях медицины, внедряются в практику новые высокотехнологичные методы, которые в нашей стране ранее не применялись. Так, в 2014 г. 459 методов высокотехнологичной медицинской помощи включено в систему ОМС, что позволило применять их во всех крупных региональных лечебных учреждениях. Однако события 2015 г., связанные с сокращением средств на здравоохранение, несколько приостановили процесс его улучшения.

Здравоохранение глубинки в разных регионах страны находится в упадке, закрываются больницы и даже медицинские пункты, нет врачебных кадров, медицинскую помощь, даже экстренную, оказывать нечем.

Стоит обратить внимание, что негативные проблемы, хотя и другого характера, наблюдаются и в столичном здравоохранении: в Москве ликвидирована почти четверть больниц, сокращается число больничных коек, а также медицинский персонал.

По эффективности системы здравоохранения, включающей три показателя (средний показатель ожидаемости продолжительности жизни, государственные затраты на здравоохранение в виде процентов от валового внутреннего продукта (ВВП) и стоимость медицинских услуг на душу населения), из 51 страны Европейского региона Российская Федерация в 2014 г., набрав 22,5 балла, заняла последнее место. По ряду важных показателей здоровья в России ситуация хуже, чем во многих странах. Средняя продолжительность жизни в 2015 г. превысила 71 год, достигнув средних показателей стран Европы. Причем в структуре причин смертности 60% составляют сердечно-сосудистые заболевания, 15% —онкологические, 4% —заболевания органов дыхания и пищеварения.

Убедительные сведения о состоянии нынешнего здравоохранения приводит руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, доктор медицинских наук Г. Улумбекова. По данным Федеральной службы государственной статистики, за 9 месяцев 2015 г. Умерло больше людей, чем за тот же период 2014 г. Если государственное финансирование здравоохранения не увеличится, то удержать показатели смертности на уровне 2014 г., а именно 13,1 случая на тысячу населения, будет невозможно. Смертность растет из-за снижения доступности бесплатной медпомощи, которая определяется наличием достаточного числа врачей, коек в стационарах, лекарств и соответствующего финансирования. За два года (2013 и 2014) число врачей сократилось на 23 тыс. И это при том, что их нехватка и раньше составляла 22% от необходимого. Причем почти треть врачей —пенсионного возраста. Понятно, что в 2014 г. число посещений поликлиник в связи с заболеваниями сократилось на 137 млн (14%), число вызовов скорой помощи —на 1,7 млн (4%), число госпитализаций в стационары —на 667 тыс. (2%), хотя люди меньше болеть не стали. Число коек в стационарах сократилось на 81 тыс., сейчас их дефицит составляет 30% от необходимого. На селе закрыто 669 фельдшерских акушерских пунктов. Объемы государственного финансирования в 2014 г. по сравнению с 2013 г. сократились на 7%, а в 2015-м —на 17%. Если учесть инфляцию и изменения курсовой разницы рубля к доллару, то расходы подорожали вдвое. Если привести цены 2013 г. в текущие цены 2016 г., то снижение составит 20%! Справедливости ради, нужно обратить внимание на то, что здоровье человека зависит от многих факторов: более чем на 50% —от социальных, которые должно решать государство. Если исключить 30—0% заболеваний, связанных с генетическими особенностями, то ответственность медицины не будет превышать 15—0%. Для искоренения приведенных выше недостатков и улучшения охраны здоровья граждан эта проблема должна решаться на значительно более высоком уровне, в нее следует вовлечь различные государственные органы, ей должно быть придано большее значение и выделены большие средства, как имеет место в отношении органов безопасности. Это отмечал и крупный государственный деятель, академик Б. В. Петровский, долгие годы возглавлявший Министерство здравоохранения СССР.

Государственный совет РФ еще в октябре 2010 г. отметил следующие основные проблемы здравоохранения России, которые продолжают оставаться злободневными:

1) декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

2) изношенность основных фондов учреждений здравоохранения в среднем на 58,5%;

3) отставание нормативно-правовой базы от потребностей здравоохранения;

4) неэффективность бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения;

5) низкая эффективность использования материального и кадрового потенциала;

6) неэффективность организации первичной медико-санитарной помощи;

8) низкий уровень оплаты труда медицинских работников, 38% которых получают зарплату ниже прожиточного уровня;

9) неразвитость систем лицензирования, аккредитации и сертификации и др.

Еще одна проблема в здравоохранении —коррупция, которая, как считают специалисты, за последние годы больше, чем в других сферах деятельности, охватила администраторов и рядовых врачей.

Специалисты в области образования считают, что надо радикально изменить программу, подход и требования к подготовке врачей. О недостатках в медицинском образовании не раз высказывались и руководители медицинских ведомств, и высшее руководство страны. По данным ФОМ (2013), 46% россиян считают, что объем знаний врачей недостаточен, и это приводит к медицинским ошибкам; 18% считает, что дефекты в лечебной деятельности объясняются халатностью, безответственностью, равнодушием и имеют место в связи с безнаказанностью. В связи с изложенным совершенствование системы подготовки медицинских кадров является первостепенной задачей для решения многих проблем здравоохранения, в том числе и проблемы качества оказания медицинских услуг.

Медицинское право — отрасль права Российской Федерации, занимающаяся регулированием отношений в сфере здравоохранения и медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи.

· участники правоотношений в сфере здравоохранения

· роль государства в системе здравоохранения

· положение здравоохранения в современной России

Главными участниками рассматриваемых правоотношений являются: пациент; медицинский персонал (в частности — лечащий врач); медицинское учреждение (ЛПУ, НИИ, медицинские институты и иные субъекты); страховая медицинская организация; страхователи (страхователь); государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ).

Кроме того, в медицинских правоотношениях возможно участие следующих субъектов: органы, выдающие медицинским учреждениям разрешение на занятие медицинской деятельностью (лицензии и сертификаты); медицинские ассоциации; контролирующие организации (профсоюзы, общества защиты прав потребителей, антимонопольный комитет и проч.), суды.

Роль государства в российском здравоохранении достаточно сильна и объемна: во-первых, государство провозглашает право на охрану здоровья граждан и гарантирует минимальный объём медицинской помощи, оказываемой бесплатно по ОМС. Во-вторых, оно устанавливает стандарты оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения как государственными медицинскими учреждениями, так и частными. В-третьих, РФ контролирует деятельность медицинских учреждений: устанавливает необходимые разрешения для оказания медицинских услуг (лицензии, сертификаты медицинских учреждений; дипломы и сертификаты врачей), проводит аккредитацию деятельности, устанавливает перечень надзорных организаций. В-четвёртых, государство привлекает лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов, к ответственности. В-пятых, государство предполагает развитие системы здравоохранения субъектами Федерации и даёт им на это соответствующие полномочия. Кроме того, государство определяет круг прав и законных интересов лица в области здравоохранения, охраняет их и гарантирует право на защиту в случае их нарушения.

Читайте также: