История развития демократии доклад

Обновлено: 25.06.2024

В рамках настоящей курсовой работы рассмотрим одну из ключевых тем курса - институты демократии.

Рассмотрение названной темы является актуальным, поскольку институты демократии всегда будут привлекать к себе исследователей в ввиду их центрального места в государственном механизме.

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Одной из отличительных особенностей последнего десятилетия является расширение числа стран, осуществляющих переход к де­мократическим методам правления. В юридическом плане это на­ходит выражение в закреплении в конституционном праве зна­чительного числа государств институтов непосредственной демо­кратии (выборов, референдума, народной законодательной ини­циативы). Данный процесс прослеживается в Восточной Европе, Латинской Америке, Африке, в государствах, образовавшихся после распада СССР. Указанные институты используются в различных странах по-разному. Если выборы, которые были предусмотрены уже в самых первых конституциях, стали привычной практикой для большин­ства государств, то иные формы непосредственной демократии применяются не повсеместно.

Цель курсовой работы – комплексное рассмотрение институтов

демократии в зарубежных странах.

Задачи исследования состоят в рассмотрении следующих аспектов темы: понятие демократии и история развития теорий демократии; формы и институты демократии в зарубежных странах; признание прав социальных меньшинств как одна из перспектив развития демократии.

1 Понятие демократии и история возникновения демократических

1.1 Понятие и признаки демократии

- как форма государства;

- как политический режим;

- как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций. 1

Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин и народ.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

признание народа высшим источником власти;

выборностью основных органов государства;

равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества — это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных

Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например:

1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

4) верховенство закона;

5) разделение властей и др.

Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.

Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

1. Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать

воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью

управления общественными делами.

2. Демократия имеет политический характер:

а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах; 3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п.

б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.).

4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности.

Похожие страницы:

История становления и развития социологии (4)

История становления и развития социальной психологии

Контрольная работа История становления и развития социальной психологии Введение . иррациональности поведения масс, присущем демократии (эти идеи легли в . в Беларуси историческую ретроспективу становления и развития ведущих социально-психологических традиций. .

История становления и развития социологии (2)

История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный аспект

. государственный политехнический университет РЕФЕРАТ Тема: История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный . пространство поведения человека. Ключевая черта демократии состоит в том, что все члены .

Становление и развитие социологии в XIX веке

. социологии на тему: "Становление и развитие социологии в XIX веке" . предмета социология необходимо рассмотреть историю становления и развития социологической науки. Одним из . в социальной эволюции, для критики демократии как наиболее благоприятной среды для .

Содержание
Работа содержит 1 файл

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Р.Е. Алексеева

2. История развития демократии…………………………………………………8

Список использованной литературы…………………………………………. 18

1. Понятие демократии

В современной политологии существуют два подхода к выделению критериев демократичности общества.

Подход Й. Шумпетера положил начало возникновению минималистских (процедурных) определений демократии, которые в различных вариациях проводят тезис об электоральном соперничестве как о сущности демократии. Со временем привлекавшая своей краткостью шумпетеровская формулировка стала требовать все новых и новых дополнений с целью вывести за рамки понятия случаи, не соответствовавшие его подразумеваемому значению.

По всей видимости, с целью исключения из категории демократических тех режимов, где значительные сферы принятия решений находятся вне рамок подотчетности выборным должностным лицам, в последние годы минималистские определения демократии подверглись существенной доработке. Однако даже такие усовершенствованные определения демократии далеко не всегда способны выявить те псевдодемократические режимы, при которых с точки зрения участия в принятии политических решений, значительные части населения находятся в маргинальном положении.

Давая конкретное определение либеральной демократии, Даймонд наделяет ее рядом следующих свойств.

1. Реальная власть принадлежит - как фактически, так и в соответствии с конституционной теорией - выборным чиновникам и назначаемым ими лицам.

2. Исполнительная власть ограничена конституционно, а ее подотчетность обеспечивается другими правительственными институтами (независимой судебной властью, парламентом, омбудсменами, генеральными аудиторами).

4. Культурным, этническим, конфессиональным и др. меньшинствам, равно как и традиционно дискриминируемым группам большинства не запрещено (законом или на практике) выражать собственные интересы в политическом процессе и использовать свои язык и культуру.

5. Помимо партий и периодических выборов, имеется множество других постоянных каналов выражения и представительства интересов и ценностей граждан. Такими каналами являются, в частности, разнообразные автономные ассоциации, движения и группы, которые граждане могут создавать и к которым вправе присоединяться.

6. В дополнение к свободе ассоциации и плюрализму, существуют альтернативные источники информации, в т.ч. независимые средства массовой информации, к которым граждане имеют неограниченный (политически) доступ.

7. Индивиды обладают основными свободами, включая свободу убеждений, мнений, обсуждения, слова, публикации, собраний, демонстраций и подачи петиций.

8. Все граждане политически равны (хотя они неизбежно различаются по объему находящихся в их распоряжении политических ресурсов), а упомянутые выше личные и групповые свободы эффективно защищены независимой, внепартийной судебной властью, чьи решения признаются и проводятся в жизнь другими центрами власти.

9. Власть закона ограждает граждан от произвольного ареста, изгнания, террора, пыток и неоправданного вмешательства в их личную жизнь со стороны не только государства, но и организованных антигосударственных сил.

Подобная концепция современной демократии представляется мне более полной и оправданной.

Демократические государства в древности

В древних Афинах, безусловно, присутствовали многие признаки, считающиеся сегодня неотъемлемыми чертами демократического строя, — выборные должности, решение вопросов голосованием всех граждан (характерный признак прямой демократии). В Афинах существовал также выборный суд — 500 судей избирались по жребию. Жребий расценивался как воля богов, а большое количество судей считалось гарантией от подкупа. Судебные заседания проводились публично, присутствовало даже нечто подобное сегодняшней состязательности сторон (хотя и не в современном виде — в Афинах не было защитников и обвинителей, речи произносили сами истцы и обвиняемые).

Однако в сегодняшнем мире Афины вряд ли были бы признаны демократическим государством. Не забудем, что большинство жителей города — женщины, рабы, приезжие — не имели политических прав.

Многие предпочитали откупиться от ложного обвинения, чем быть подвергнутым длительному судебному разбирательству с неясным исходом. Сильные и яркие люди, выдающиеся политики, независимые мыслители всё чаще воспринимались как угроза полису и подвергались преследованиям. Жители Афин ради защиты своего строя изгнали Фемистокла, управлявшего городом во время Греко-персидских войн и обеспечившего победу в войне. Философ Анаксагор тоже был изгнан, а великий Сократ казнён, так как их учения не соответствовали традиционным представлениям жителей полиса. Знаменитому полководцу Алкивиаду пришлось бежать от смертной казни по обвинению в оскорблении богов.

Все эти события постепенно порождали разочарование в демократическом строе. Недаром великие философы Платон и Аристотель подвергали демократию острой критике. Платон сформулировал свою модель идеального государства, построенного на неравенстве разных групп населения и куда больше напоминавшего аристократическую Спарту, чем демократические Афины. Аристотель считал, что республиканский строй легко может привести государство к установлению власти черни, необразованной толпы. В эпоху эллинизма во всех полисах демократическое устройство постепенно уступило место монархическому.

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889 г.

Признаки демократии в Средние века

Некоторые средневековые республики добились большой мощи и процветания, достаточно вспомнить Венецию, Геную или Флоренцию. Многие города, не получившие полной независимости, всё-таки имели право на выборы собственных органов управления. В западноевропейские магистраты выбирали, конечно же, только богатейших представителей местной знати или буржуазии, что неоднократно вызывало восстания бедноты. Как и в древности, о правах женщин речь даже не заходила. Но наличие выборных должностей, решение многих вопросов в результате открытого обсуждения можно считать в какой-то мере зародышем современной демократии.

Развитие демократии в новое и новейшее время

По-настоящему о зарождении демократии можно говорить только применительно к Новому времени. В XVII—XVIII вв. философы-просветители (Т. Гоббс, Дж. Локк, Монтескьё и др.) сформулировали важнейшие принципы демократического устройства государства и обосновали преимущество демократического строя перед абсолютной монархией. Примерно в это же время идеи мыслителей начали постепенно притворяться в жизнь.

Дж. М. Райт. Томас Гоббс. XVII в.

Перемены в этих трёх странах легли в основу дальнейшего распространения демократического строя по всему миру в XIX—XX вв.

История демократии

История развития демократии довольно запутана и терниста. Сколько людей имеют власть в обществе и как они ее осуществляют — вечные темы политических дебатов.

Афинская демократия 5 век до н. э.

В 5 веке до н. э. Афины стали пионерами эксперимента в области прямой демократии, в отличие от представительной системы современных обществ. Этот политический строй скопирован современниками. Ее греческими союзниками и колониями, но редко предпринималось где-либо еще с тех пор (Швейцария в 13-м веке — один из примеров).

Возникновение и развитие античной демократии такого рода имеет две предпосылки. Сообщество должно быть достаточно небольшим, чтобы граждане могли присутствовать на дебатах и голосовать по вопросам. И его экономика должна дать этим гражданам достаточно свободного времени, чтобы заниматься политикой. В древнем мире это означает, что большую часть работы должны выполнять рабы. Оба обстоятельства преобладают в Афинах.

Граждане-демократы Афин — это мужчины старше восемнадцати лет, которые являются сыновьями от Афинского отца (после 451 года до н. э. мать также должна быть Афинянкой). Во всей Аттике их насчитывается не более 50 000. В дополнение к этим гражданам население включает около 25 000 метеков (metoikoi, или иностранцев, торгующих в Афинах, поскольку это крупный торговый центр), а также свободных женщин и детей и, возможно, 100 000 рабов. Это дает в общей сложности около 300 000 человек. Таким образом, голосующие граждане составляют не более 20% населения.

Демократия достигается в несколько этапов, посредством реформ, связанных с Солоном в 594 году, с десятью племенами Клисфена в 508 году и с Периклом в 462 году.

Народная армия 6-й-5-й век до нашей эры

В 7 веке греческие города-государства развивают новую военную концепцию тяжеловооруженного пехотинца-гоплита. Безжалостная фаланга гоплитов становится столь же эффективной на поле боя, как танк в наше время. Эти солдаты предоставляют свое собственное оружие и броню, что довольно дорого. Некоторые греческие олигархии, в том числе Афинская в VI веке, отражают власть среднего класса граждан.

Более бедные граждане греческого государства, не способные позволить себе доспехи, могут играть свою роль в армии только в качестве легкой пехоты. Полезной в мелкой стычке, но относительно неважной на полях сражений того времени.

Стратегическое изменение направления Афинами в начале 5-го века дает бедным гражданам новую власть. Военные усилия направлены на создание афинского флота. Триремы, быстрые военные корабли того времени, нуждаются в гребцах. Внезапно у каждого гражданина появляется своя роль, и экипажи военных кораблей обладают очевидной политической силой. Более радикальная позиция в истории развития демократии, введенная Периклом в 462 году, является почти, неизбежным результатом.

Механизм афинской демократии 5 век до н. э.


Система, которая появляется в середине 5-го века, вовлекает граждан в управление полисом.

Каждый из них имеет право голоса на самом высоком форуме страны, в экклесии или ассамблее. Она собирается четыре раза в месяц на Пниксе, плоском холме в Афинах. В крупных мероприятиях, требующих решения важных вопросов, принимают участие до 5000 граждан. Не всегда легко собрать большую толпу. Скифские рабы (служащие в качестве государственной полиции) часто появляются в начале каждого собрания, и приводили праздношатающихся. Примерно в 400 г. до н. э. введена оплата за посещение заседаний, чтобы компенсировать потерю рабочего времени.

Ежедневные дела решаются другим органом из 500 членов, называемым Буле или советом. Здесь принцип дилетантизма установлен более прочно, ибо члены выбираются по жребию. Пятьдесят отбираются на уровне деревень каждым из десяти племен, составляющих афинское общество. (Реформы Клисфена в 508 году ввели эти произвольные племенные разделения, чтобы разделить демократическую власть).

Принцип отбора по жребию осуществляется еще дальше в Совете 500. Каждый член Совета служит в течение месяца в качестве одного из 50 представителей, которые управляют повседневной администрацией города. (В Афинском году десять месяцев, поэтому каждый член совета имеет один месячный срок полномочий). Кроме того, председатель Буле меняется каждый день, снова выбирается по жребию из 50 представителей. Таким образом, почти каждый член совета фактически является главой государства в течение одного дня в году.

Генералы и казначеи

Эффективные лидеры Афин, из-за их ответственности за войну (почти постоянно ведущиеся), являются десятью стратегами или генералами. По одному из десяти племен, избираемых каждый год, где каждый гражданин имеет право голоса (см. десять племен Клисфена). Доминирующее положение Перикла в Афинах середины V века нашло отражение в его избрании, год за годом, в качестве ведущего стратега.

Единственные другие должностные лица, которые должны быть избраны, а не выбраны по жребию, — это казначеи. Они отвечают за государственные счета, что еще раз свидетельствует о том, что афинские граждане признают области, в которых важен опыт.

Афинская администрация

Функции, связанные с современной государственной службой, выполняются в Афинах гражданами, выбранными случайным образом по жребию. Такие задачи варьируются от надзора за рынками и проверки Весов и мер до ведения протоколов заседаний совета или поездок за границу по дипломатическим делам. Все такие должности занимаются в течение года.

Даже в юриспруденции, важной сфере ответственности каждого гражданина, нет специалистов. Присяжные выбираются по жребию, а вторая лотерея назначает каждого человека на конкретный случай. Перикл вводит плату за службу присяжных, чтобы ни один гражданин не был обделен. Без профессиональных судей и адвокатов, с огромным количеством присяжных, афинский суд — это грубое правосудие.

Остракизм

Остракизм

Наиболее ярким примером прямой демократии в Афинах V века является система остракизма, применявшаяся примерно с 487 по 417 год. Любой подвергнутый остракизму должен быть отправлен в изгнание на десять лет. При этом не причиняется никакого вреда его семье, его имуществу или последующим правам. Задуманный как способ избавить город от могущественной, но непопулярной фигуры, он слишком легко может быть использован как политическая вендетта. Нет никакого обвинения, чтобы ответить, и нет никакого возмещения.

На массовом собрании, созванном специально для решения вопроса об остракизме, каждый гражданин пишет одно имя на разбитом черепке керамики (остракон). Любой человек, имеющий более чем определенное количество осколков (по-разному интерпретируемых как 6000 или большинство из 6000 избирателей), удаляется из общественной жизни.

Конец эксперимента 322 г. до н. э.

Демократия переживает поражение Афин в Пелопоннесской войне, в 404 году до н. э., только чтобы прийти к внезапному концу столетие спустя. После смерти Александра Македонского афиняне присоединились к другим греческим государствам в неудачном восстании против македонского правления. Македонцы отомстили в 322 году, разместив гарнизон в Аттике. Навязывается олигархия.

Среди современных стран, где демократия является привилегированной системой, афинский эксперимент, в конечном счете, приобретает священный статус. Но пройдет более 2000 лет после расцвета Афин, прежде чем кто-либо снова одобрит опасную идею предоставления реальной власти народу.

Читайте также: