Доклад по теме самообразования учителя биологии

Обновлено: 04.07.2024

3. Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии:

1) Дидактические игры…………………………………………….. .Стр. 6

2) Проблемные ситуации…………………………………………. .Стр. 7

3) Биология и литература…………………………………………… Стр. 9

4) Домашний эксперимент………………………………………… ..Стр. 9

6) Применение творческих заданий на уроках биологии ………….Стр. 10

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).

Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих:

1. Эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной

2. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности

3. Формирование положительной мотивации к обучению

4. Использование современных педагогических технологий

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:

принцип самостоятельной активности учащихся;

принцип осознанности познания;

принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий.

Основными задачами развития творческой познавательной активности являются:

1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения.

2) Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей . 3) Формирование компьютерной компетентности учащихся.

4) Развитие интереса к предмету.

Главной задачей образования и повышения устойчивого интереса к предмету в соответствии с ФГОС является создание мотивации учащихся к обучению. Будет желание учиться – повысится и качество образования. Выделяют следующие факторы, положительно влияющие на устойчивую мотивацию:

1.Содержание учебного материала.

2.Организация учебной деятельности.

3.Коллективные формы учебной деятельности.

4. Оценка учебной деятельности.

5. Стиль педагогической деятельности.

Современное информационное общество ставит перед системой образования следующую цель - формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Перед современным образованием стоит задача создания человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений , к самореализации.

Образование сегодняшнего дня призвано разработать содержание и методику учебного и воспитательного процессов, которые соответствуют потребностям новой эры, возросшей роли нравственных императивов в жизни человека и человеческого общества. Она направлена на создание условий самораскрытия и самореализации личности, формирование личной ответственности каждого за свои действия, поступки, их последствия при резко увеличивающихся возможностях воздействия человека на окружающую среду, на людей вокруг себя и на самого себя. Для этого учителю необходимо научить детей мыслить и рассуждать, наблюдать и сравнивать, анализировать и делать выводы. Современная педагогика призвана воспитать в каждом ребёнке личность, которая могла бы свободно ориентироваться в водовороте жизни, умела бы выбирать из всего, что окружает её только полезное и необходимое для себя и для общества, в котором она будет жить, отбрасывая при этом ненужное и негативное. Это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно искать необходимую информацию, добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Учитель, конечно, может пойти по пути наименьшего сопротивления. То есть он может традиционно раскрывать перед учащимися учебный материал в готовом виде: знакомить с правилами, приводить примеры, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность исследовать, экспериментировать, видеть закономерности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов могут добиться или оценить те результаты, к которым уже пришли.

В результате учащиеся должны:

- обладать повышенным уровнем мотивации к процессу образования;

- иметь высокую познавательную активность;

- обладать творческой активностью и уметь реализовать себя во всех видах учебной и внеучебной деятельности.

Современная реальность образовательного процесса выражается в возросшей потребности продуцирования школой творчески мыслящих людей, ярких личностей, способных к адаптивному взаимодействию по варианту обновления среды, т.е. использующих нешаблонные или неизвестные ранее способы.

Решить такой социально-педагогический заказ современной реальности позволяет опора на развивающее обучение и в частности - на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

• формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста;

• учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать, я считаю одним из самых важных компонентов урока.

И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда. Поэтому в заключение каждой темы провожу зачетные уроки. Чаще всего они имеют форму тестов.

Таким образом, к концу изучения темы ученики имеют четкую картину того, какие знания, умения и навыки будут проверяться. Это снимает стресс и боязнь получить двойку. Ученики чувствуют себя увереннее, и поэтому познавательный интерес к предмету становится более устойчивым.

Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Биология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Использование ИТК в биологическом образовании наиболее целесообразно в тех случаях, если:

1.Если требуется индивидуализировать обучение;

2.ЦОР содержат материал, который нельзя показать традиционными способами.

3.Необходимо выполнить многочисленные и однообразные упражнения, осуществляя при этом оперативный контроль правильности их выполнения.

4. Требуется быстрый поиск информации в большом объеме.

5. Требуется наглядное представление явлений.

6. Реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальной деятельности каждого ученика.

7. Применяются игровые формы обучения с использованием состязательной мотивации учащихся на освоение новых видов деятельности.

Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в активизации познавательной деятельности в преподавании биологии.

Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

При внедрении мною информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в условиях нашей школы оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте. Использую возможности компьютера для создания своих версий компьютерных разработок урока или фрагментов урока, презентаций.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Для поддержания интереса учащихся в изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

Варианты развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

Дидактические игры

Учебная игра выполняет несколько функций:

- оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;

- учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;

- мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

Проблемные ситуации

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

- при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применить такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнение, обобщение и выводы.

Для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний или фактов.

На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся использую биологические задачи . Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

На своих уроках использую следующие типы задач:

а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

б) Задачи на распознавание натуральных объектов.

в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

е) Задачи, связанные с самонаблюдением.

ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

t1596351470aa.jpg

t1596351470ab.jpg

t1596351470ac.jpg

t1596351470ad.jpg

При проведении уроков биологии для активизации мыслительной деятельности использую и ситуационные задачи. Представьте ситуацию, проанализируйте, составьте диалоги, возможно инсценирование.

3) Биология и литература.

Средством развития познавательного интереса к уроку биологии является и поэзия, при помощи которой создаются на уроке проблемные ситуации.

Что такое сердце?

Яблоко с багрово - красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому – то нет ему покоя,

До всего ему есть дело.

На уроках ботаники часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых их достаточно большая подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в – третьих они снижают усталость на любых этапах урока.

4) Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме)

Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению своих выводов по проекту.

Отчет по проекту можно оформить по следующей схеме:

1 страница – титульный лист (ФИО автора, класс, название проекта)

2 страница – резюме (краткое изложение основных идей работы), место проекта в теме, цели работы, гипотезы (предполагаемые результаты), актуальность темы (что больше всего заинтересовало)

3 страница – используемое оборудование

4 страница – описание проекта (ход выполнения, полученные данные, проведенные расчеты, фотографии, рисунки)

5 страница – заключение (какие результаты подтверждают основную идею эксперимента)

6 страница – выводы

7 страница – список источников информации

Разминки – короткие, емкие и информативные задания – упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяю заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока.

6) Применение творческих заданий на уроках биологии

Важнейшую роль в активизации учащихся играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.

Способы и виды заданий достаточно разнообразны:

1) составление кроссвордов ;

2) сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо биологическом объекте;

3) выполнение рисунков;

5) составление рассказа с биологическими или химическими ошибками;

6) составление тестов, опорных схем и конспектов;

t1596351470ae.jpg

7) сбор и оформление гербариев, коллекций.

t1596351470af.jpg

8) выполнение практических заданий, минипроектов;

t1596351470ag.jpg

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

Являюсь членом комиссии по проверке олимпиадных работ участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Интеграция как способ реализации метапредметного подхода

к преподаванию географии в условиях перехода на новые

образовательные стандарты

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, перераспределении приоритетов и т.п.).

Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

Определение системообразующего фактора, т. е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации.

Создание новой структуры курса, т. е. изменение функционального назначения знаний.

Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Преподавание географии – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей.

Несомненно, на вооружении учителя остаются фундаментальные технологии. Однако, требования времени предполагают включение в работу новых образовательных технологий, так как преподавание по старинке не даёт желаемых результатов в получении конечной цели.

Но новшество само по себе ничего не даёт, оно становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни и приводит к конкретному результату. Именно на конкретный результат – на практическое владение иноязычной речью, а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи) - и должны быть направлены старания учителя.

В своей практике я использую развивающие, здоровьесберегающие технологии, информационные коммуникационные, исследовательские, проектные и т.д.

Именно работа на уроках географии формирует многие метапредметные связи.

Мы учим различным способам при работе с текстами, схемами, практике различной направленности и тематики. Дети получают навыки предпрофильной подготовки.

Мы учим самостоятельности в жизни. Это обеспечивает успех при любом действии.

Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе на практических и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.

Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

Ни так много учебных предметов, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как география. Уже много лет, начиная с раннего возраста, мы обучаем детей проектно-исследовательской деятельности, так как это заложено во всех курсах обучения. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.

Отсюда – тесная связь урочной и внеурочной деятельности. Нельзя говорить о проблемах экологии на уроках и не замечать их, выходя за пределы школы, говорить о бездомных животных, писать проекты и быть равнодушным к ним в реальной жизни. Таким образом, осуществляются метапредметные связи – дети учатся самостоятельно рефлексировать полученные знания и навыки в своей собственной жизни .

Под влиянием изучения предмета учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, биологии, информатике. И наоборот, знания географии влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.

Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:

Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.

Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.

Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.

География – это научная дисциплина, которая интегрируется со многими предметами школьного курса: с историей и обществознанием, с химией и физикой, с астрономией и биологией, литературой и математикой.

Так как в школах развита профильность, то ученики старших классов как правило уже определились с выбором, а ученики среднего звена отдают предпочтение тому или иному предмету. Именно поэтому, чтобы заинтересовать ученика,развить у него личностный интерес и предметные результаты,необходимо включать в рабочие программы интегрированные уроки,где можно показать взаимосвязь с другими предметами и опираясь на знания этих наук,учитель может в полном объеме представить учащимся объект изучения, доказать проблему с разных учебных дисциплин и таким образом достигнуть более глубокого осмысления изучаемого явления.

Включая метапредметные проекты в урок, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Метапредметные проекты включают и межпредметные связи, и проведение интегрированных уроков, где может проходить как целый метапредметный урок, так и урок с включением метапредметного задания.

По своему содержанию география наука естественнонаучная и обществоведческая, а также и гуманитарная, и эстетическая, и экологическая. Поэтому возможности использования межпредметных связей формирования метапредметных УУД очень велики.

Не секрет, что с каждым годом наши дети читают все меньше и меньше, а говорят хуже. Для многих учеников проблема - правильно выразить свои мысли, сформулировать правильно и красиво предложение, дать развернутый ответ на вопрос. Чтобы способствовать развитию речи, ярче представить образы природы, на своих уроках я часто использую стихи и отрывки из художественных произведений Ж. Верна, М.Пришвина, А.Пушкина, М.Лермонтова и др. Произведения Ж.Верна – синтез литературы и географии. Использование стихов оживляет уроки, придает им красочность, образность, усиливают эмоциональное восприятие материала.

Примеры метапредметных проектов учащихся:

3. Проект "Образ Русской равнины" в 8 кл. (литература, ИЗО, технология, история)

4. Проект "От Москвы до самых до окраин." (урок обобщения и систематизации знаний в 8 кл. по разделу "Крупные природные районы России") с привлечением знаний по истории Великой Отечественной войны, о вкладе в Великую Победу каждого региона России (география, история, краеведение)

Интеграция помогает мне :

1.развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;

3.стимулирует к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующим принципам интегрированного подхода;

4.получить качественно новый педагогический результат;

5.увидеть неповторимую личность в каждом своем ученике ;

6.определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития современного образования;

7.выявить недостатки изолированного преподавания предмета.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
- умения сопоставлять явления и факты;
- умения выделять главное;
- умения составлять из отдельных элементов целую картину;
- умения формулировать общую проблему;
- умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.


Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

1. умение извлекать информацию из различных источников;
2. умение составлять план;
3. умение отбирать материал по заданной теме;
4. умение составлять письменные тезисы;
5. умение подбирать цитаты;
6. умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

умение составлять связное устное высказывание;

умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

умение использовать различные средства наглядности;

умение выражать свое мнение и аргументировать его;

умение оформлять научно-исследовательские работы;

умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

умение вести дискуссию.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Я использую в своей работе следующие цифровые образовательные ресурсы:

Учебное электронное издание. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны.

Естествознание. 5 класс.

Виртуальный живой уголок 6-11 класс.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Видеоучебник. Физическая география Ставропольского края

Видеоучебник. Экономическая и социальная география Ставропольского края.

Самой распространенной форм организации учебной деятельности на уроке с использованием компьютерных технологий - использование мультимедийных презентаций. Такие уроки я провожу довольно часто. Презентация как наглядные пособия помогают мне излагать учебный материал, формируют у учащихся навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока. Слайд-фильм позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закрепление, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие ошибки, ускорять процесс выполнения заданий.

В качестве творческого проекта, создаваемого учащимися, часто выступают презентации, которые после защиты поступают в банк данных и могут быть использованы в учебном процессе.

Интегрирование создает целостную картину мира, учит ребёнка видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи и одновременно противоречивости. Чем больший круг разных явлений охватывает та или иная личность, тем ближе она подступает к истине.

По типам и формам интегрированные уроки могут быть:

 Тип урока: урок формирования новых знаний. Формы урока: урок-исследование; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-экскурсия; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-лекция; мультимедиа- урок; проблемный урок.

 Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Формы урока: урок - деловая или ролевая игра; урок-практикум; урок-диалог; путешествие; комбинированный урок; экспедиция и т.д.

 Тип урока: применение знаний на практике Формы урока: ролевые и деловые игры; уроки защиты проектов; практикумы; путешествие; экспедиция и т.д.

 Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений предоставляет самые большие возможности интеграции и реализации метапредметных связей. Формы урока: игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок; заключительная экскурсия; обзорная конференция; заключительная конференция; урок-совершенствование; урок-беседа; обзорная лекция; диспут; повторительно-обобщающий урок; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ.

 Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений. Оперативный контроль на уроках осуществляется систематически, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки. Формы урока: викторина; конкурсы; защита творческих работ.

Результаты интегрированного обучения и его значение

Используя в своей работке интегрированные методы обучения могу сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения.

способствует развитию научного стиля мышления;

даёт возможность широкого применения естественнонаучного метода познания;

формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

повышает качество знаний;

повышает и развивает интерес к предметам естественно-математического цикла;

формирует общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;

формирует уверенность, в своих силах, что возможно изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

позволяет использовать авторские компьютерные программы (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;

расширяет кругозор, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

приобщает школьников к научно-исследовательской проектной деятельности.

Интегрированные уроки, межпредметные связи, которые использовались и используются достаточно активно в школах, на мой взгляд, являются звеном одной цепочки, действующей по усложняющейся схеме:

межпредметный урок -интегрированный урок — метапредметный урок.

Учащиеся затрудняются самостоятельно обобщать и применять знания из нескольких предметов. Вот почему желательно проводить такие уроки, чтобы помочь школьникам создать целостное восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов.

В связи с формированием метапредметных результатов предъявляются и новые требования к профессиональной деятельности и успешности учителя

Учителю необходимо :

знать особенности содержания и структуры своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами;

нужно осваивать и применять новые современные технологии

Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] / Н. И. Аксенова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 104-107 .

Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000

Личностно-ориентированое обучение. Высокая интенсивность учебы и индивидуальные особенности ребенка. Сберегающие здоровье образовательные технологии. Гигиенические критерии рациональной организации урока, развивающие у школьников интеллектуальные умения.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.10.2011
Размер файла 119,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Самообразование учителя биологии

“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.

Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны - интенсификация учебного процесса, с другой - прогрессирующее ухудшение здоровья детей; с одной стороны - возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой - нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести в соответствие поставленные задачи с объективной реальностью? Мы - учителя современной школы - призваны искать ответы на эти вопросы, нам с вами это противоречие разрешать.

Теория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической.

Одним из основополагающих в личностно-ориентированном обучении является принцип “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Ш.А. Амонашвили писал: “Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией”.

Основные показатели личностно-ориентированного подхода к обучению мы видим на слайде.

Учение в школе для ребенка - это поиск истины. В настоящее время, характеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного школьного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. Автор “Словесно-логического метода обучения” Гончарук Анатолий Иосифович заметил: “учительское несовершенство губительно влияет на учащихся через необратимый фактор времени”.

Обратим внимание на то, что здоровье современных школьников оставляет желать лучшего. С чем это связано?

Нет сомнения в том, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные и экологические проблемы. Никто не отрицает при этом генетической отягощенности, и все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы (школьные факторы риска - ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Интенсификация учебного процесса.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

4. Нерациональная организация учебной деятельности.

5. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

6. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).

Один из факторов риска, приводящий к резкому снижению работоспособности и выраженному переутомлению и ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый - наиболее явный (открытый) - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.),второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.

Высокая интенсивность учебы не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%).

Исходя из сказанного, считаю, что в данных условиях жизненно необходимо обратиться к здоровье сберегающим технологиям.

Здоровье сберегающая педагогика не является альтернативой другим направлениям. Задачи ее состоят, прежде всего, в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье сегодняшних школьников, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Здоровье сберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики - одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Учитывая, что технология - это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология - это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровье сберегающей педагогики. Особенности здоровье сберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения.

Это гармония, слитность, созвучие управленческой, организационной деятельности учителя и учащихся. Такое объединение дает возможность учителю решать проблемы успешнее, а учащимся облегчает напряженный интеллектуальный учебный труд.

Школа, конечно, не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.

Направления использования ЗСТ:

1. Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д.

2. Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе.

3. Индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно-ориентированному обучению

На своих уроках я отслеживаю здоровье сохраняющие компоненты учебного процесса: педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы обучения), физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий), психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха).

Главный упор, который я делаю на уроках - это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.

К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование: Высшее, Дагестанский Государственный Университет.

Специальность: биолог, учитель биологии.

Должность: учитель биологии.

Актуальность самообразования учителя: самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег Особенно это становится актуальным в условиях перехода на ФГОС ООО.

Цели самообразования:

- Систематизация накопленного опыта работы;

-Представление результатов профессиональной деятельности;

-Планирование действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов;

-Оценка профессиональной компетенции;

Задачи самообразования:

-Повышение профессионального уровня;

- Достижение более высокие результаты в работе (качество, эффективность использования современного оборудования, достижения учащихся);

-Развитие инновационного поведения, нового педагогического мышления;

-Развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры.

Ожидаемые результаты:

приобрести знания и умения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;

осознать самообразование как постоянной потребности педагога.

В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);

3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

- средств массовой информации,

- вычислительной и оргтехники,

- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,

- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т. д.

Содержание и формы реализации программы

-методические семинары, вебинары

-участие в работе ГМО учителей биологии,

-проведение открытых уроков,

-посещение открытых уроков коллег,

-участие в тематических конкурсах,

-разработка методических материалов,

-обобщения педагогического опыта по теме самообразования,

-разработка уроков с внедрением темы самообразования.

-Изучение методической литературы по теме,

-Знакомство с опытом коллег.

Примерный план

реализации программы на 2016-2019 гг.

Наименование мероприятий

Организационно-педагогические мероприятия

Сроки реализации

1. Научно-теоретическая подготовка

1.Знаний теоретических основ предметов . Знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике и т.д.

2. Знаний новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер).

1.Чтение научно-методической литературы по биологии и химии.

2. Обзор в Интернете информации по биологии и инновационным технологиям

3.Прохождение курсов повышения квалификации

4.Подготовка к работе в РПК по проверке работ по биологии в форме ОГЭ, ЕГЭ.

Повышение квалификации по биологии.

1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.

2. Посещение уроков своих коллег.

3. Классификация и решение заданий ЕГЭ и ОГЭ по биологии.

4. Прохождение предметных курсов по биологии, в том числе и дистанционных

5.Участие в работе жюри по проверке конкурсных и олимпиадных работ учащихся.

2.Методическая подготовка

1. Разработка конспектов уроков

2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся.

3.Разработка комплекта входных и итоговых самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов

4.Разработка комплекта олимпиадных задач.

5.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах

Разработка программно-методического обеспечения

а) научно-методическая работа

1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.

б) Участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы

1.Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы, района и республики.

2. Выступление на заседании ШМО и ГМО с самоанализом

3. Общение с коллегами в школе.

4. Работа в школьной лаборатории

В течение года, по плану ШМО и ГМО

2.Оказание методической помощи коллегам в подготовке исследовательских работ учащихся

3.Психолого-педагогическая подготовка

1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы

2.Искусства общения, влияния, педагогических качеств

1. Чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике.

2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии.

3.Изучение работы лучших учителей школы, города, республики

Примерный план

реализации программы на 2016-2019 гг.

Направления

Мероприятие

1)Семинары ГМО учителей биологии.

в соотв. с планом ГМО

1)Проведение открытого урока по биологии:

с применением темы самообразования.

в соотв. с планом школьного МО учителей естественнонаучного цикла.

2) Организация обучающего семинара

Декабрь 2019 г. В соответствии с планом работы МС

3)Посещение открытых уроков коллег.

предварительная подготовка отчета по теме самообразования

1)Посещение интернет библиотеки научной литературы.

2)подготовка к открытым мероприятиям

3)Приобретение методической литературы,

5)создание своего сайта и веб страницы.

в соотв. с планом МО

еженедельное обнавление сайта.

Заключение

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.

Читайте также: