Доклад по тексту иеринга борьба за право

Обновлено: 05.07.2024

Chief Scientific Associate, the department of Philosophy of Law, History and Theory of State and Law, Head of the Center for Philosophical and Legal Studies, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

119019, Russia, g. Moscow, ul. Znamenka, 10

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: Предметом исследования является учение о праве Р. Иеринга, рассматриваемое с точки зрения его социологических компонентов. Иеринг стоял у истоков формирования социологического направления в правоведении, притом что его социологическая правовая теория формировалась параллельно с дисциплинарным становлением социологии. Оригинальность подхода Иеринга состояла в том, что в познании права он от исследования нормативной системы обратился к эмпирическому анализу социальной действительности, которая рассматривалась как источник содержания всего права и одновременно средство надёжной его верификации. В статье исследуются основные компоненты социологизма в правопонимании Иеринга, в частности, такие теоретические конструкты, как: право как "юридически защищённый интерес", социальная теория, в которой главным фактором развития и позитивных социальных изменений признаётся право, интерпретация права, как "жизненных условий общества". Методами исследования являются: общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.п.), частнонаучные методы, а также общие и специальные методы, применяемые в историко-правовых исследованиях (анализ структуры политических и правовых учений и др.). Новизна исследования состоит в выявлении содержания, смысла и своеобразия некоторых основных компонентов социологической интерпретации права в учении Иеринга. На основе анализа широкого спектра правовой и социологической литературы, а также ранее не обсуждавшихся и неизвестных источников изучения творчества Иеринга (личные рукописи, переписка, неизвестные ранее сочинения) показаны основные компоненты правового учения Иеринга, которые раскрывают сущность его правовых взглядов в контексте традиционных для социологического направления в правоведении подходов к познанию и интерпретации права.


Ключевые слова: эмпирический опыт, правовая действительность, жизненные условия общества, защищённый интерес, практические мотивы, социологический подход, Иеринг, социальная теория, социальная идентификация, социальная действительность

Abstract: The research subject is R. von Jhering’s theory of law, considered from the viewpoint of its sociological components. Von Jhering was one of the originators of the sociological approach in jurisprudence; at the same time, his sociological legal theory had been forming together with the establishment of sociology as a discipline. The innovation of von Jhering’s approach consisted in the shift from the study of the normative system to empirical analysis of social reality, which was considered as the source of law and at the same time, as the way of its verification. The author studies the main components of sociologism as interpreted by Jhering, particularly, such theoretical constructs as the law as “legally protected interest”; social theory, in which law is considered as the main factor of development and positive social changes; and interpretation of law as “living conditions of society”.
The research methodology is based on general scientific methods (analysis, synthesis, generalization, comparison, etc.), specific methods, and general and special methods of historical-legal studies (analysis of the structure of political and legal theories, etc.). The scientific novelty consists in finding out the content, the sense, and the originality of some key components of sociological interpretation of law in von Jhering’s theory. The study is based on the analysis of a wide range of unconsidered and unstudied sources (Jhering’s personal manuscripts, correspondence, unknown works), revealing the essence of his legal ideas in the context of approaches to knowledge and interpretation of law, typical for the sociological approach in jurisprudence.

social reality , social identification, social theory, empitical experience, legal reality, living conditions of society, protected interest, practical motives, sociological approach, Jhering

Современная социология права имеет продолжительную традицию существования, включает целый ряд имён выдающихся правоведов XIX , XX и XXI вв. В этом ряду особенная роль принадлежит одному из самых известных немецких правоведов XIX в. Р. Иерингу. Многие правоведы и социологи права относят Иеринга к числу основателей социологии права (Р. Паунд, А. Кауфман, Г. Шельски, К. Хельфер, К.-Л. Кунц, М. Мона и многие другие). Многие правоведы указывали на непосредственное влияние учения о праве Р. Иеринга на формирование и развитие социологии права и социологического подхода к пониманию и интерпретации права (тот же Р. Паунд, М. Вебер, Гурвич, Г. Радбрух, позже – Ф. Виакер, Э. Вольф, Г. Коинг, Т. Вивег, К. Цвайгерт и др.; в русском правоведении эту связь отмечали С. А. Муромцев, Б. А. Кистяковский, П. Азаревич, позже П. И. Стучка, М. А. Рейснер; в наше время – В. Г. Графский, Л. С. Мамут, В. В. Лапаева, Г. В. Мальцев, Т. Г. Касаева и др.).

Понимая право как продукт социальной действительности, жизненные условия общества и защищённый интерес, Иеринг не может интерпретироваться иначе, как социологически мыслящий юрист, активно развивающий социологическое понимание и интерпретацию права. В этой связи совершенно справедливой является оценка Иеринга, как одного из основателей социологического направления в правоведении.

Социологизм в творчестве Иеринга проявлялся по-разному, а точнее последовательно развивался, - это один из лейтмотивов всего правового учения Иеринга. В значительной степени оригинальность правопонимания и правовой теории Иеринга проявляется именно через сформулированный им социологический подход к праву. В этой связи в качестве научной проблемы исследования правовой теории Иеринга с точки зрения её социологического компонента может быть обозначено состояние отсутствия в литературе по истории политико-правовых учений и социологии права целостного рассмотрения социологизма в правопонимании Иеринга, идеологических и теоретических истоков, конкретного содержания и социально-практической направленности артикулированного им социологического похода к праву. Решение данной проблемы соответствовало бы уровню монографии. Поэтому в рамках научной статьи могут быть даны лишь основные контуры развернутого решения проблемы, а также обозначены теоретико-методологические основы такого решения.

Социологические идеи и конструкты, которые были артикулированы Иерингом в процессе формирования его учения о праве, проявились в целом комплексе реализованных подходов и теоретико-методологических установок, отвечавших тенденциям дисциплинарного становления социологии, тенденциям влияния общекультурной позитивистской установки социального реализма, которую широко использовал Иеринг в своих сочинениях, согласной которой общество и общественной развитие рассматриваются по образу и подобию естественных наук. Характерными для социологического подхода Иеринга к праву были: парадигмальная установка социального реализма в отношении теоретико-методологического и социально-исторического познания права, обоснование и использование метода структурно-функционального анализа права, обоснование и интерпретация права (причём во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и аксиологическом) с помощью категории социальной действительности и социальной цели. Социологический подход Иеринга с методологической точки зрения может быть охарактеризован как структурно-функционально-дескриптивный и эмпирико-аналитический.

Учитывая многообразие и динамичность формирования социологического подхода к праву в учении Иеринга, для исследования его правовых воззрений с точки зрения их социологического компонента требуется отдельное обстоятельное изучение этапов формирования социологизма в правопонимании Иеринга, формирования и теоретического обоснования методов социологической интерпретации права, а также основных теоретических конструктов социологического подхода к праву, артикулированного в учении о праве Иеринга. Для исследования основных аспектов социологического подхода к праву Иеринга, учитывая ограничения научной статьи, запланировано несколько отдельных статей.

Здесь представляется уместным исследовать некоторые основные компоненты уже сформировавшегося социологического подхода к праву в учении Иеринга, которые позволяют типологизировать его в традициях социологического правоведения, т.е. тех существенных компонентов правового учения Иеринга, которые характеризовали его правопонимание как социологическое. Таковых в действительности было достаточно много, поскольку именно социологическая ориентация, пусть даже иногда ещё в недостаточно зрелой теоретико-методологической форме, была характерной чертой всего правового учения Иеринга и оригинальности его правовых воззрений.

В программе социальных изменений и социального развития, которую предусматривала социальная теория Иеринга, можно выделить несколько ключевых моментов:

В отличие от Монтескье, который признавал источником права человеческий разум, управляющий всеми людьми, и от законодателя, дедуктивно прилагающего этот разум, требовал учитывать физические, национальные и иные условия при издании законов и даже в определённых случаях бороться с физическими условиями, указывая законодателю на его истинное призвание, Иеринг в жизненных условиях общества видел непосредственное содержание права, которое должно точно отражаться в правовых понятиях и правовых нормах, а источником права считал практические потребности и мотивы (цели).

Иеринг Р. Борьба за право // Избранные труды. В 2-х томах. Т. 1 / Иеринг Р.-СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С. 13-87.

Касаева Т. Г. Реалистическая школа права и современность. Автореф. дис. . канд. юрид. наук.-Саратов, 2008.-26 c.

Лапаева В. В. Типы правопонимания: правовая теория и практика: Монография.-М.: Российская академия правосудия, 2012. – 580 с.

Монтескье Ш. Л. О духе законов, или Об отношениях, в которых законы должны находиться к устройству каждого правления, к нравам, климату, религии, торговле и т. д. К чему автор прибавил новые исследования о законах римских, касающихся наследования, о законах французских и о законах феодальных: Перевод с французского / Монтескье Ш. Л.; Пер. под ред.: Горнфельд А. Г.; Вступ. ст.: Ковалевский М. М.-СПб.: Л. Ф. Пантелеев, 1900.-800 c.

Новгородцев П. И. Историческая школа юристов / Отв. ред.: Сальников В. П., Сандулов Ю. А. (Сост.)-СПб.: Лань, 1999.-192 c.

Einführung in Rechtsphilosophie und Rechtstheorie der Gegenwart / Kaufmann; Hassemer; Neumann (Hrsg.). Mit Beitr. von Alfred Büllesbach, neu bearb. und erw. Aufl. Heidelberg: Müller, 2004. XXX, 515 S.

Helfer Ch. Jherings Gesellschaftsanalyse im Urteil der heutigen Sozialwissenschaft // Jherings Erbe: Göttinger Symposion zur 150. Wiederkehr des Geburtstags von Rudolph von Jhering.-Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.-1970, S. 79-88

Jhering R. Der Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung. Erster Teil. Leipzig, 1852. XII, 336 S.

Jhering R. Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung / von Rudolph Jhering. Teil: Th. 1, Abth. 1. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1866. XIV, 361 S.

Jhering R. Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung / von Rudolph Jhering. Teil: Th. 2, Abth. 1. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1854. VIII, 320 S.

Jhering R. Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung / von Rudolph Jhering. Teil: Th. 3, Abth. 1. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1865. X, 342 S.

Jhering R. Ist die Jurisprudenz eine Wissenschaft? : Jherings Wiener Antrittsvorlesung vom 16. Oktober 1868 / Rudolf von Jhering. Aus dem Nachlaß hrsg. und mit einer Einführung, Erläuterungen sowie einer wiss.-geschichtl. Einordnung versehen von Okko Behrends. Göttingen: Wallstein-Verl., 1998.-208 S.

Jhering R. Der Zweck im Recht / Rudolf von Ihering. Teil: Bd. 1. 4. Aufl. / Erste Ausg. in volkstümlicher Gestalt. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1904. XX, 445 S.

Jhering R. Der Zweck im Recht / Rudolf von Ihering. Teil: Bd. 2. 4. Aufl. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1905. XXVIII, 568 S

Jhering R. Über die Entstehung des Rechtsgefühls // Rudolf von Jhering. Der Kampf ums Recht. Ausgewählte Schriften mit einer Einleitung von G. Radbruch. Nürnberg, 1965. S. 275-303.

Jhering R. Über die Aufgabe und Methode der Rechtsgeschichtsschreibung (Einleitung in die Entwicklungsgeschichte des Rechts) // Entwicklungsgeschichte des römischen Rechts / von Rudolph v. Jhering. A. d. Nachl. hrsg. v. Victor Ehrenberg // Rudolf von Jhering. Der Kampf ums Recht. Ausgewählte Schriften mit einer Einleitung von G. Radbruch. Nürnberg, 1965. S. 401-445.

Raiser T. Grundlagen der Rechtssoziologie. 6., durchges. und erw. Aufl. von "Das Lebende Recht". Tübingen: Mohr Siebeck, 2013. XXI, 388 S.

Viehweg T. Rechtsphilosophie und rhetorische Rechtstheorie: gesammelte kleine Schriften. Mit einer Einl. hrsg. von Heino Garrn. 1. Aufl. Baden-Baden: Nomos-Verl.-Ges., 1995. 233 S.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Chief Scientific Associate, the department of Philosophy of Law, History and Theory of State and Law, Head of the Center for Philosophical and Legal Studies, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

119019, Russia, g. Moscow, ul. Znamenka, 10

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: Предметом исследования является концепция борьбы за право Р. Иеринга, которая была сформулирована в начале 1870-х гг. и была квинтэссенцией основных идей и конструктов правопонимания мыслителя, разработанных в предшествующий период. Концепция борьбы за право оформила окончательный переход Иеринга к эмпирико-социологическому юридическому позитивизму. В концепции борьбы за право Иеринг сформулировал оригинальную теорию социального развития и социальных изменений, в которых основным движущим фактором и законом развития является право. В структуре концепции рассматриваются в качестве ключевых компонентов: понимание права как практического понятия, участие каждого индивида в прогрессе права и выделение в качестве наиболее существенного среди всех мотивов осуществления права этического или духовно-нравственного мотива. Оригинальность и новизна в отношении развития правопонимания Иеринга состояла в возвышении субъективного права до атрибута достоинства личности. Концепция борьбы за право сохраняет актуальность в современной политико-правовой литературе и практике. При проведении исследования использованы общенаучные и частнонаучные методы, специально-научные методы, применяемые в области исследования политических и правовых учений: (структурный анализ учения, сравнение и сопоставление с схожими теоретическими концептами и направления общественно-политической и правовой мысли и т.п.). Концепция борьбы за право исследуется в её преемственности и новизне по отношению к ближайшим объектам сравнения. Новизна исследования заключается в выявлении и истолковании основных компонентов концепции Р. Иеринга о борьбе за право в контексте развития его правовых взглядов, формирования его манеры творческого философствования и эмпирико-социологического понимания и обсуждения права. Концепция борьбы за право рассматривается как теоретически обоснованная модель социального развития и социальных изменений посредством права и активного участия современников в осуществлении и прогрессе права.


Ключевые слова: нравственное самоутверждение, прогресс права, социальное развитие, интересы, эволюция права, Иеринг, правовое чувство, борьба за право, идея права, осуществление права

Abstract: The subject of this research is the formulated in the early 1870’s R. Jhering’s concept of the struggle for law, which was the quintessence of the key ideas and constructs of the thinker’s legal understanding developed during the preceding period. The aforementioned concept established the final transition of Jhering towards the empirical-sociological legal positivism. In the concept of the struggle for law, Jhering formulated the original theory of social development and social changes, which is promoted and driven by law. The structure of the concept examines the following key components: perception of law as a practical notion; participation of each individual in the progress of law; and determination of the ethical and spiritual-moral motive as the most significant among all the motives of realization of law. The originality and novelty with regards to Jhering’s development of legal understanding, consists in elevation of the subjective law to the attribute of personal dignity. The concept of the struggle for law remains relevant in the modern political-legal literature and practice. The scientific novelty of this work lies in determination and interpretation of the main components of Jhering’s concept on the struggle for law in the context of progression of his legal views, formation of his style of creative philosophizing, empirical-sociological perception, as well as discussion of law. The concept of the struggle for law is views as a theoretically substantiated model of social development and social changes by the virtue of law and active participation of the contemporaries in realization and advancement of law.

Realization of law, Idea of law, Moral self-assertion, Progress of law, Social development, Interests, Evolution of law, Jhering, Legal sense, Struggle for law

Концепция борьбы за право Иеринга в юридической литературе и с точки зрения современной политико-правовой практики

В современном мире борьба за право в различных её аспектах приобрела характер высокозначимой и актуальной политико-правовой задачи, выходящей далеко за пределы национальных правопорядков. Политические перипетии последних лет в мире, которые занимали и занимают первые страницы СМИ, обострили проблематику международного права. По отношению к международному праву абсолютно справедливо утверждение о необходимости борьбы за право. Можно сказать, что борьба за право в сфере международного права является реальной формой бытия такового. На площадках ООН и международных организаций, в мировой политике борьба за право, а именно за международное право, приняла характер необходимой политической целесообразности и стратегического мышления для сохранения баланса и безопасности в мире. Перефразируя Иеринга, по отношению к международному праву справедливо было бы утверждение о том, что борьба государств за международное право, но в рамках международного правопорядка, является обязанностью государств как в отношении самих себя, так и в отношении мирового сообщества.

Не менее актуальной в международной политике и практике является борьба за отстаивание своих национальных интересов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, на основе уважения суверенитета национальных государств, соблюдения принципа невмешательства во внутренние дела суверенного государства, принципов верховенства права и защиты прав и свобод человека. В этом случае ценность и значение борьбы за право проявляется в защите национальных интересов исключительно в рамках и на основе права, в первую очередь международного права.

Отчаянно, но безуспешно, пытались найти классовое понимание права в учении Иеринга, и в частности, в концепции борьбы за право, первые советские революционные правоведы: П. И. Стучка, М.А. Рейснер, В. И. Бошко.

К формулированию основных положений концепции борьбы за право Иеринг пришёл преимущественно через анализ либеральных идей, истории и современности римского права, идеи правового государства. Но он создавал свои сочинения в эпоху сильных структурных изменений в общественной жизни. Он, как и его современник Маркс, создавали свои сочинения в условиях начинающейся индустриальной эпохи. Кроме того, развитие естественных наук, распространение эмпирико-реалистического мышления, возникновение социологии – всё это оказало определённое влияние на мировоззрение Иеринга и его современников.

Понимая борьбу за право как существенный фактор социальных изменений и развития общества, Иеринг не просто обращается к социальной аналитике, но предлагает конкретную программу действий, к которым призывает свои современников.

Иеринг не только аналитически рассматривает общество, но и предлагает определённую программу действий его членов для социального развития. Призывность к современникам, к их соучаствованию в жизни и развитии общества сближала взгляда Иеринга и Маркса. Но Иеринг призывал к борьбе за право в рамках правопорядка, к осуществлению правового прогресса в жизни общества, а Маркс к классовой борьбе, к борьбе на уничтожение одного класса другим, к установлению революционным путём бесклассового общества.

Основными тезисами программы правового развития общества, прогресса права и осуществления борьбы за право в концепции борьбы за право Иеринга были следующие:

- право - это практическое понятие, понятие силы, т.е. оно призывает к прагматическим, социально-целесообразным действиям, так как стабильность права зависит от того, что оно осуществляется;

- среди всех мотивов индивида для осуществления его права важнейшим является то, что право обеспечивает моральные, этические условия существования личности, утверждение их является его собственным моральным самосохранением. Общественная идентичность лица состоит в утверждении его собственного права.

Варданянц Г.К. Социальный генезис права: гештальтсоциологический анализ. Дис. . докт. социол. наук. – М., 2008.-347 с.

Гегель. Сочинения: Философия истории. Перевод с немецкого. Т. 8 / Под ред.: Горохов Ф.А. (Предисл.); Пер.: Воден А.М.-М., Л.: Соцэкгиз, 1935.-470 c.

Гегель. Философия права. Перевод с немецкого. Сост.: Керимов Д.А., Нерсесянц В.С. (Вступ. ст. и прим.); Пер.: Левина М.И., Столпнер Б.Г.-М.: Мысль, 1990.-524 с.

Оглавление диссертации доктор наук Горбань Владимир Сергеевич

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ Р. ИЕРИНГА

1.1. Этапы формирование социологически ориентированного

правового учения Р. Иеринга

1.2. Основные теоретико-методологические конструкты и компоненты социологического правопонимания Р. Иеринга

1.3. Концепция борьбы за право и основы социальной теории Р. Иеринга

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Р. ИЕРИНГА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ МЫСЛИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2.1. Влияние философии Гегеля на учение Р. Иеринга о праве

2.2. Учение Р. Иеринга о праве и марксизм: проблема соотношения

2.3. Определение типологической принадлежности учения Р. Иеринга о праве в контексте основных классических

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ Р. ИЕРИНГА В ИСТОРИИ НЕМЕЦКОЙ И АВСТРИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

как компромисса интересов

школы Ф. Хека и влияние Р. Иеринга на формирование его взглядов

Г. Канторовича (Германия) и Е. Эрлиха (Австрия)

3.5. Влияние Р. Иеринга на формирование социально-философских

и правовых воззрений Р. Штаммлера

3.6. Социология права М. Вебера и влияние на неё взглядов Р. Иеринга

ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ

Р. ИЕРИНГА В ИСТОРИИ РУССКОЙ И АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

4.1. Правовое учение Р. Иеринга и русская юридическая мысль

в досоветский период

4.2. Восприятие, критика и интерпретации правовых взглядов Р. Иеринга в советской (В.И. Ленин, П.И. Стучка, М.А. Рейснер, Е.Б. Пашуканис)

и современной российской правовой литературе

4.3. Правовые взгляды Р. Иеринга с точки зрения их влияния, интерпретации и оценок в англо-американской правовой литературе

(О. Холмс, Р. Паунд, К. Ллевеллин, Л. Фуллер и др.)

Реализм в юриспруденции: теоретико-методологический и исторический аспекты 2021 год, доктор наук Груздев Владимир Сергеевич

Социологическая юриспруденция США в XX в.: формирование доктрины, развитие и совершенствование правопорядка 2017 год, кандидат наук Адыгезалова, Гюльназ Эльдаровна

Государственно-правовая теория К. Шмитта 2007 год, кандидат юридических наук Гаранов, Егор Николаевич

Учение Н.М. Коркунова о праве 2005 год, кандидат юридических наук Шаповал, Ольга Вячеславовна

Правовые и политические взгляды Е.Н. Трубецкого 2009 год, кандидат юридических наук Овчинникова, Надежда Альбертовна

Актуальность темы диссертационного исследования. Учение Р. Иеринга о праве является важной составной частью мировой истории правовых и политических учений. Более полутора веков правовые взгляды Р. Иеринга привлекают пристальное внимание многочисленных исследователей. Интерес к творчеству Р. Ие-ринга, к его теоретическим и конкретным, в основном исторически прогрессивным взглядам, многие из которых не утратили своё как общетеоретическое, так и социально-практическое значение и в наши дни, по-прежнему высок. Он проявляется не только в попытках осмысления и переосмысления специфических характеристик правового мировоззрения и конкретных правовых представлений Р. Иеринга, которые известны из обширного литературного наследия мыслителя, но и в освоении и расшифровке его богатого рукописного наследия, в составе которого обнаруживаются некоторые новые, ранее не известные или, по меньшей мере, широко не известные сочинения мыслителя. Они несут весьма значимую нагрузку во всей совокупности социально-философских и правовых взглядов этого учёного и позволяют точнее понять действительное значение конкретных теоретико-методологических концептов и оригинальные цели научно-исследовательской программы Р. Иеринга на всём протяжении становления и творческой эволюции его правовых воззрений.

Вокруг правовой теории Р. Иеринга постоянно шли острые теоретические и идеологические споры, которые продолжаются в наши дни. География исследований, в которых доминирует интерес к творчеству Р. Иеринга, как в целом, так и к его оригинальным трактовкам и интерпретациям правовой проблематики, давно вышел за пределы европейской правовой науки. Ещё при жизни мыслителя его правовые воззрения оказывали весьма существенное влияние на формирование правовых школ и течений в России, США, Австрии, Японии, Норвегии. Заслуги Р. Ие-ринга были отмечены высокими государственными наградами за рубежами его отечества: российским императором Александром II в 1872 г. Р. Иеринг был награждён орденом Святой Анны второй степени (примечательно, что награждение

В настоящее время существуют исследования, в которых доказывается последующее влияние правовых воззрений Р. Иеринга на формирование правовой и политической мысли в Китае. Высокий интерес к исследованию правовых взглядов Р. Иеринга в настоящее время проявляют в странах южной и латинской Америки (Бразилия, Эквадор и др.).

Правовая теория Р. Иеринга являлась результатом длительной и напряжённой творческой эволюции его воззрений, в которой проявился настойчивый характер мыслителя в его стремлении к обоснованию целостного правового мировоззрения. От первых самостоятельных воззрений до формирования законченной системы правовых взглядов творчество Р. Иеринга демонстрировало неустанные попытки поиска, обоснования и совершенствования понятия права, как наиболее концентрированного выражения всей совокупности сформулированных им теоретических и методологических приёмов и способов познания и интерпретации права. При этом основной смысловой компонент соответствующего понятия права он усматривал в обусловленности права социальной жизнью, что отличало его теоретико-методологические социальные и правовые концепты, а также следующие из них мировоззренческие конструкты, как исторически прогрессивные.

Ознакомление с генезисом и развитием социально-философских и правовых идей Р. Иеринга позволяет уяснить творческий характер, специфику его правовых взглядов на разных этапах становления Р. Иеринга как мыслителя, имя которого, наряду с именем Ф. Савиньи, является знаменательным и во многом определяющим для правоведения XIX в. Освещение взглядов Р. Иеринга в их эволюции содействует ясному и глубокому пониманию смысла и оригинальности его правовой теории, позволяет проследить путь от первоначальных догматических сочинений

по римскому праву, в которых он проявил себя как юрист исторической школы в духе Ф. Савиньи и Г. Пухты, до формирования оригинального подхода правопо-знания и правопонимания, с его особым местом и ролью в системе правового мировоззрения Р. Иеринга, а также прояснить существо и специфику идей позднего Р. Иеринга.

Актуальность исследования данной тематики обусловлена следующими существенными моментами:

1 Здесь и далее во введении в цитатах из произведений Р. Иеринга курсив мой. - В.Г.

политическим, приобретать характер политического лозунга или призыва, обретая совершенно иной смысл, принципиально отличающийся от действительного значения, которое придавал ему мыслитель;

2 Иеринг Р. Теория владения / Рудольф Иеринг; сокр. пер. Е.В. Васьковского. СПб.: Н.К. Мартынов, 1895. 2, IV, 48 с.

том и небольшой фрагмент второй части, изданный Р. Иерингом ранее выхода второго тома в виде отдельной статьи.

3 Hart H.L.A. Jhering's heaven of concepts and modern analytical jurisprudence // Essays in jurisprudence and philosophy / Herbert Lionel Adolphus Hart. Oxford: Clarendon Pr., 1983. P. 268.

- в-третьих, весьма значимыми для уяснения смыла и содержания правовых взглядов Р. Иеринга являются те его произведения, которые лишь недавно стали доступны для исследователей. Их анализ будет способствовать ликвидации не только в российской, но и зарубежной правовой науке пробелов в познании истоков формирования социологической школы права, социологического подхода к праву, становлению которого в значительной мере способствовало творчество Р. Иеринга. Причём социологизм правопонимания Р. Иеринга формировался независимо от дисциплинарного становления социологии, опираясь главным образом на интеллектуальную традицию римского правового мышления и концепцию либерального правового государства. Уяснению роли и назначения исходных теоретико-методологических концептов и установок, существа и специфики оригинальных правовых взглядов Р. Иеринга существенно способствуют результаты исследования содержания ряда ранее неизвестных или, по меньшей мере, широко неизвестных его произведений, которые позволяют значительно точнее и более обоснованно прояснить значение творчества мыслителя в истории политической и правовой мысли.

4 JheringR. Ist die Jurisprudenz eine Wissenschaft?: Jherings Wiener Antrittsvorlesung vom 16. Oktober 1868 / Rudolf von Jhering. Aus dem Nachlaß hrsg. und mit einer Einführung, Erläuterungen sowie einer wiss.-geschichtl. Einordnung versehen von Okko Behrends. Göttingen: Wallstein-Verl., 1998. 208 S.

естественного права. В нём Р. Иеринг не только выразил своё отношение к позитивизму и доктрине естественного права, но также изложил обоснование собственного правопонимания, как эволюции культурных ценностей в истории. Он является ценнейшим источником для прояснения содержания и специфики правопонимания Р. Иеринга, отдельных этапов творческой эволюции его взглядов. В российской науке это сочинение Р. Иеринга ранее не исследовалось.

Венские доклады Р. Иеринга выполняют совершенно особенную функцию в его творчестве, в расшифровке и прояснении действительного значения правовых взглядов этого мыслителя, их связи с предшествующими концепциями и доктринами, а также последующими интерпретациями, модификациями и фальсификациями. В связи с этим следует упомянуть также о том, что совершенно неисследованным, как в российской, так и в немецкой литературе (лишь в австрийской

5 JheringR. Über die Entstehung des Rechtsgefühls // Rudolf von Jhering. Der Kampf ums Recht. Ausgewählte Schriften mit einer Einleitung von G. Radbruch. Nürnberg, 1965. S. 275-303.

6 JheringR. Über die Entstehung des Rechtsgefühls: mit einer Vorbemerkung und einem anschließenden Interpretations- und Einordnungsversuch von Okko Behrends / Rudolf von Jhering. Napoli: Jovene, 1986. IV, 184 S.

- в-четвёртых, стойкий теоретический и научно-познавательный интерес к проблематике генезиса и эволюции правовых взглядов Р. Иеринга сохраняется на протяжении всего ХХ в. и до сих пор в зарубежной правовой науке. Совершенно особенно выделяются в связи с этим исследования на родине мыслителе, а также австрийских, итальянских и американских правоведов. В российской науке обсуждение иеринговской проблематики делится на два периода: практически не сопоставимый с другими зарубежными странами интерес к творчеству Р. Иеринга в досоветской правовой литературе и в произведениях первых советских правоведов (характерно, что традиционно высокий интерес к творчеству Р. Иеринга с конца XIX в. существовал и до сих пор сохраняется в США), и возрождение интереса к иеринговской проблематике в постсоветский период, включая переиздания переводов преимущественно некоторых фрагментов сочинений Р. Иеринга, появившихся в досоветский период.

Степень разработанности темы диссертационного исследования Правовые взгляды Р. Иеринга традиционно связаны с высоким и устойчивым интересом к ним исследователей разных эпох и разных стран. В российской литературе к иеринговской проблематике, как в целом к правовой теории этого мыслителя, так и к отдельным существенным компонентам его правопонимания, обращались такие учёные, как Н.Н. Алексеев, В.И. Бошко, Ю.С. Гамбаров, Н.Л. Дювернуа, В.Ф. Залеский8, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, С.А. Котлярев-ский, И.В. Михайловский, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Н.И. Палиенко, С.В.

7 JheringR. Der Kampf um's Recht: zum hundertsten Todesjahr des Autors / Rudolf von Jhering. Hrsg. von Felix Ermacora Jubiläumsausg., Neudr. nach der 18. Aufl., Wien 1913. Frankfurt am Main [u.a.]: Propyläen, 1992 = 1913. 162 S.

8 Профессор Казанского университета, который предложил оригинальную трактовку истории философии объективного права как философии права до Р. Иеринга, во время Р. Иеринга, и после Р. Иеринга: Залеский В.Ф. Власть и право. Философия объективного права. Казань: Тип. Б. Л. Домбровского, 1897. 322 с.

Пахман, Л.И. Петражицкий, И.Я. Покровский, М.А. Рейснер, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин и др.

9 Mamut L. Rudolf von Jhering und Wladimir Lenin: Parallelen in ihrem politischen und rechtlichen Denken / von Leonid Mamut // Jherings Rechtsdenken: Theorie und Pragmatik im Dienste evolutionärer Rechtsethik. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. 1996. S. 110-118.

10 Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001. 752 с.

11 Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007. 800 с.

12 Марченко М.Н. Государственно-правовые взгляды Р. Иеринга и современность // Правовая политика и правовая жизнь: ноябрь, 2000. С. 144-157.

14 Глухарева Л.И. Рудольф фон Иеринг - основатель юридической техники // Вестник РГГУ. М.: РГГУ, 2011, № 8 (70). С. 233.

15 Козлихин И.Ю. Избранные труды. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2012. С. 467-468.

16 Лаптева Л.Е. Принцип формального равенства как основа правового мышления // Принцип формального равенства и взаимное признание права. Коллективная монография. Под общ. ред. Лапаевой В.В., Полякова А.В., Денисенко В.В. М., 2016. С. 63.

Значительный вклад в исследование проблематики и подходов историко-философской и теоретической реконструкции политических и правовых учений

17 Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве. М., 2008. С. 103-104.

18 Коновалов А.В. Предисловие // Избранные труды. В 2-х томах. Т. 2 / Иеринг Р. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С. 18.

19 Трусов Н.А. Проявление закона единства и борьбы противоположностей в динамике содержания права: дис. . канд. юрид. наук / Н.А. Трусов. Нижний Новгород, 2006. 228 с.

20 Касаева Т.Г. Реалистическая школа права и современность: автореф. дис. . канд. юрид. наук / Т.Г. Касаева. Саратов, 2008. 26 с.

21 Румянцева В.Г. Социологическая юриспруденция в творчестве Р. Фон Иеринга, С.А. Муромцева, Е. Эрлиха, Р. Паунда: автореф. дис. . канд. юрид. наук / В.Г. Румянцева. СПб., 2002. 27 с.

22 Ющенко Н.В. Государственно-правовые взгляды С.А. Муромцева: дис. . канд. юрид. наук / Н.В. Ющенко. СПб., 2002. 204 с.

23 Варданянц Г.К. Социальный генезис права: гештальтсоциологический анализ: дис. . докт. социол. наук. М., 2008. 347 с.

внесли такие учёные, как Н.В. Варламова, В.Г. Графский, В.Е. Гулиев, В.Н. Жуков, Н.М. Золотухина, В.Д. Зорькин, И.А. Исаев, Д.А. Керимов, С.Ф. Кечекьян, И.Ю. Козлихин, В.В. Лапаева, Л.Е. Лаптева, О.Э Лейст, Е.А. Лукашева, Д.И. Луковская, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, М.Н. Марченко, Г.И. Муромцев, В.С. Нерсесянц, А.В. Поляков, В.М. Сырых, Е.В. Тимошина, В.А. Туманов, И.Л. Честнов, В.Е. Чиркин и

В немецкой правовой науке творчество Р. Иеринга традиционно в центре внимания многочисленных исследователей, причём примерно в одинаковой степени в философско-правовой, теоретико-правовой, историко-правовой и социо-лого-правовой литературе, что, с одной стороны, очередной раз подчёркивает многообразие его интеллектуальной деятельности и, с другой стороны, демонстрирует по-прежнему неоднозначные оценки содержания и специфики правовых взглядов Р. Иеринга, их дисциплинарной и типологической направленности и принадлежности.

…Цель права есть мир, средство для достижения этой цели – борьба. До тех пор, пока право должно держаться наготове против посягательств со стороны беззакония – а это будет продолжаться, пока стоит свет, – оно не может обойтись без борьбы.

Всякое право в мире было добыто путем столкновений, каждое важное правоположение надо было сначала отвоевать у тех, кто ему противился, и каждое право – все равно, отдельного ли лица, или целого народа – предполагает постоянную готовность его отстаивать. Право есть не просто мысль, а живая сила. Поэтому-то богиня правосудия, имеющая в одной руке весы, на которых она взвешивает право, в другой держит меч, которым она его отстаивает. Меч без весов есть голое насилие, весы без меча – бессилие права. Тот и другой атрибуты дополняют друг друга, и действительное правовое состояние существует лишь там, где сила, с которой правосудие держит меч, не уступает искусству, с каким оно применяет весы.

Право есть непрерывная работа, притом не одной только государственной власти, но всего народа. Вся жизнь права, взятая в ее целом, являет перед нами такое же зрелище неустанного напряжения и труда со стороны всей нации, какое представляет деятельность последней в области экономического и духовного производства. Всякое отдельное лицо, которому приходит нужда отстаивать свое право, имеет свою долю участия в этой национальной работе, по мере своих сил способствует осуществлению на земле идеи права.

В обоих случаях заблуждение имеет ту причину, что две стороны, которые содержат в себе как право, так и собственность, в субъективном отношении могут разъединяться таким образом, что одному выпадают на долю наслаждение и мир, а другому – труд и борьба.

Собственность, так же как и право, подобна Янусу с его двулицей головой: к одним обращена только одна его сторона, к другим – только другая, откуда полное несходство в том, что видят те и другие. Что касается права, это сравнение справедливо как относительно отдельных индивидуумов, так и относительно целых эпох. Жизнь одной из них есть война, жизнь другой – мир, и народы благодаря такой разнице в субъективном распределении этих состояний подвержены совершенно тому же заблуждению, как и индивидуумы. Продолжительный период спокойствия и вера в вечный мир достигает самого пышного расцвета, пока первый пушечный выстрел не прогонит прекрасного сна и на месте поколения, безмятежно наслаждавшегося миром, не появится другое, которому уже снова приходится заслуживать его суровым трудом войны. Так распределяются в области собственности и в области права труд и наслаждение, но за того, кто наслаждается и живет в мире, должен сначала поработать и побороться другой. Мир без борьбы, наслаждение без труда относятся ко временам рая, истории же они известны как результат неустанного, тяжкого напряжения.

Эту именно мысль, что борьба есть работа права и по своей практической необходимости, а также по своему этическому значению должна быть поставлена в такое же отношение к праву, в каком труд стоит к собственности, я и думаю здесь развить. Мне кажется, что это не будет лишним, что, напротив, таким образом будет исправлено упущение, в котором стала повинна наша теория (я разумею не только философию права, но и положительную юриспруденцию). На этой теории слишком уж явно сказывается, что ей приходится иметь дело более с весами, чем с мечом правосудия. Односторонность чисто научной точки зрения, с какой она рассматривает право и которую вкратце можно резюмировать так, что для нее право обнаруживается не столько со своей реалистической стороны как понятие силы, сколько со стороны логической как система абстрактных правоположений, односторонность эта, по моему мнению, сообщила всему нашему представлению о праве такой характер, который весьма мало соответствует грубой действительности.

Что касается осуществления права со стороны государства, положение это не подлежит спору и потому не нуждается в дальнейшем разъяснении: поддержание правового порядка государством есть не что иное, как непрерывная борьба против посягающего на него беззакония. Но иначе обстоит дело с вопросом о возникновении права, не только об его первоначальном возникновении на пороге истории, но об его ежедневно повторяющемся перед нашими глазами обновлении, упразднении существующих учреждений, замене имеющихся правоположений новыми – словом, о прогрессе в праве. Здесь, по моему мнению, указывающему и для формировки прав тот же самый закон, которому подчиняется все его бытие, противостоит другой взгляд, который пока пользуется еще всеобщим признанием, по крайней мере в нашей романистической науке, и который я по имени двух его главных представителей вкратце обозначу как савиньи-пухтовскую теорию о возникновении права. Согласно этой теории, право образуется столь же незаметно и безболезненно, как и язык; для него не требуется напряжения, борьбы, не требуется даже искания· здесь действует тихая сила истины, без потрясений, медленно, но верно пробивающая себе дорогу, власть убеждения, постепенно покоряющего людей и получающего себе выражение в их деятельности, – новое правоположение столь же легко вступает в жизнь, как какое-нибудь грамматическое правило.

По такому воззрению положение древнеримского права, что взаимодавец может продать несостоятельного должника в иноземное рабство или что собственник может оспаривать свою вещь у всякого, у кого онее найдет, должно было образоваться в Древнем Риме таким же, по всей вероятности, путем, как правило, что cum управляет творительным падежом.

С таким же взглядом на происхождение права я сам оставил в свое время университет и еще много лет после того находился под его влиянием. Можно ли считать его правильным? Надо согласиться, что и в области права, точно так же как в языке, играет роль непреднамеренное и бессознательное, пользуясь традиционным выражением – органическое развитие, идущее изнутри. Такому развитию подлежат все те правоположения, которые постепенно отлагаются благодаря однообразному самостоятельному завершению правовых сделок в общежитии, а также все те абстракции, следствия, правила, какие наука выводит аналитическим путем из существующего права, сообщая им этим сознательный характер. Но сила обоих этих факторов – общественной жизни и науки – ограничена: она может регулировать, облегчать движение в пределах имеющихся уже путей, но она не в состоянии прорвать плотин, мешающих реке пройти по новому направлению. Это может сделать лишь закон, т.е. преднамеренное, к этой именно цели направленное действие государственной власти, и потому-то не случайностью, а глубоко в самой сущности права коренящейся необходимостью объясняется тот факт, что все коренные формы процесса и вещного права связаны с законом. Возможно, конечно, что изменение, вносимое законом в существующее право, ограничит свое влияние этим последним, сферою абстрактного, не простирая своего действия в область конкретных отношений, образовавшихся на почве прежнего права, – простое изменение правового механизма, в котором какой-нибудь негодный винт или вал заменяется новым, более совершенным. Но очень часто дело бывает так, что изменение это может быть достигнуто лишь ценою весьма значительного пожертвования имеющимися правами и частными интересами.

Существующее право с течением времени пришло в столь тесную связь с интересами тысяч индивидуумов и целых сословий, что его нельзя бывает устранить без самого чувствительного нарушения последних: поставить вопрос об отмене правоположения или учреждения – значит объявить войну всем этим интересам, вырвать полипа, прикрепившегося тысячью отростков. Всякая подобного рода попытка вызывает поэтому естественную реакцию инстинкта самосохранения, самое энергичное сопротивление со стороны угрожаемых интересов и, следовательно, борьбу, при которой, как и при всякой борьбе, решающее значение имеет не вескость доводов, а относительная сила борющихся сторон, так что нередко получается такой же результат, как в параллелограмме сил – отклонение первоначального направления в диагональ. Этим только можно объяснить тот факт, что учреждения, над которыми общественное мнение давно уже произнесло свой приговор, часто долго еще влачат свое существование: они обязаны этим не своей исторической устойчивости, а силе сопротивления отстаивающих их интересов.

Так вот, во всех подобных случаях, где существующее право находит такую поддержку в интересах, новому праву, прежде чем оно получит признание, приходится выдерживать борьбу, которая часто тянется целыми столетиями. Высшей степени напряжения достигает она в том случае, если интересы приняли форму приобретенных прав. Тогда образуются две партии, каждая из которых выставляет своим девизом святость права; одна – права исторического, права прошлых времен, другая – права вечно формирующегося и обновляющегося, исконного права людей на всё новые и новые преобразования. Правовая идея вступает здесь в конфликт сама с собой, конфликт, который принимает трагический оборот по отношению к субъектам, отдавшим своему убеждению всю свою силу и все свое существование и в заключение осужденным высшим судом истории. Все великие приобретения, на какие может указать история права: отмена рабства, крепостного состояния, свобода земельной собственности, промыслов, вероисповедания и пр., – все это пришлось добывать лишь таким путем ожесточеннейшей, часто целые столетия продолжавшейся борьбы, и путь, по которому шло при этом право, нередко отмечен потоками крови, всегда же попранными правами.

Конкретное право, которое, раз возникши, по этому самому претендует на неограниченное, следовательно, вечное существование, уподобляется ребенку, поднимающему руку на собственную мать: взывая к идее права, оно насмехается над ней, так как идея права есть вечная формулировка, сформировавшееся же должно уступить место вновь формирующемуся, ибо

. Alles, was entsteht,

Ist werth, dass es zu Grunde geht

(. все, что возникает, достойно гибели).

Таким образом, право в своем историческом движении являет перед нами картину искания, усилий, борьбы – словом, тяжелого напряжения. Человеческому уму, бессознательно работающему над образованием языка, не приходится при этом преодолевать каких-либо враждебных противодействий; у искусства не бывает никакого другого врага, кроме его собственного прошлого, представляемого господствующим вкусом. Право же как целевое понятие, будучи поставлено среди хаотического движения человеческих желаний, стремлений, интересов, постоянно должно ощупью отыскивать надлежащий путь, а отыскав его, уничтожать преграждающие его препятствия. Нет сомнения, что и развитие права точно так же отличается закономерностью, единством, как и развитие искусства и языка; тем не менее оно весьма отличается от последнего по способу и форме своего проявления, так что в этом смысле мы должны решительно отвергнуть выставленную Савиньи и так быстро получившую всеобщее признание параллель между правом, с одной стороны, языком и искусством – с другой. Ложная, но безопасная как теоретическое воззрение, в качестве политического принципа параллель эта заключает в себе одно из самых роковых заблуждений, какие только можно представить: в области, где человек должен действовать, притом действовать с полным, ясным сознанием цели и с приложением всех своих сил, она успокаивает его тем, что все здесь делается само собою, что самое лучшее для него сложить руки и с полным доверием ожидать того, что мало-помалу будет произведено на свете народным правовым убеждением, этим якобы первоисточником права.

Отсюда вражда Савиньи и всех его последователей к вмешательству законодательства, отсюда в пухтовской теории обычного права полное непонимание истинного значения обычая.

Для Пухты обычай есть просто средство для познания правового убеждения; этот выдающийся ум совершенно упустил из виду, что само это убеждение может образовываться, лишь обнаруживая свою деятельность, что только этой деятельностью доказывает оно свою силу и, следовательно, свое призвание руководить жизнью – словом, что и к обычному праву применимо положение: право есть силовое понятие. Здесь Пухта лишь отдал дань своему времени. Время это было романтическим периодом в нашей поэзии, и кто не отступает перед перенесением понятия романтического на правоведение и потрудится сравнить между собой соответствующие направления в обеих этих областях, тот согласится с моим утверждением, что историческая школа с таким же основанием могла бы быть названа романтической. Представление, будто право образуется безболезненно, самопроизвольно, незаметно, подобно полевому растению, есть представление поистине романтическое, т.е. основывающееся на ложном идеализировании прошлого: грубая действительность учит нас противоположному. И это справедливо не только относительно того ее небольшого отрывка, который находится перед нашими собственными глазами и где мы почти всюду видим жестокую борьбу современных народов, – впечатление остается то же самое, на какую бы эпоху прошлой истории не устремился бы наш взгляд. Таким образом, для теории Савиньи остается всего только доисторическое время, о котором у нас нет никаких известий. Но если уже позволительно высказать о нем догадки, то предположению Савиньи, по которому оно являло собою зрелище такого спокойного, мирного образования права изнутри народного убеждения, я противопоставлю свое собственное, диаметрально противоположное, и надо будет со мной согласиться, что оно, по крайней мере, имеет за собой аналогию известного нам исторического развития права, а также, кажется мне, и преимущество большей психологической вероятности. Первобытная эпоха! Некогда было модой наделять ее всевозможными прекрасными качествами: правдивостью, чистосердечием, верностью, детским простодушием, благочестивой верою; конечно, на такой почве и право могло развиться без всякой дальнейшей растительной энергии, кроме силы правового убеждения: здесь не было бы нужды в кулаке и мече. Но в настоящее время всякий знает, что эта блаженная эпоха отличалась как раз противоположными чертами – грубостью, жестокостью, бесчеловечностью, хитростью и коварством, так что мнение, будто она получила свое право более легким путем, чем все последующие эпохи, едва ли может рассчитывать теперь на сторонников. Я, по крайней мере, держусь того убеждения, что труд, который ей пришлось потратить при этом, был еще гораздо тяжелее и что даже простейшие правоположения, каковы, например, приведенные выше постановления древнейшего римского права, уполномочивающие собственника оспаривать свою вещь у всякого ее владельца, а взаимодавца продавать несостоятельного должника в иноземное рабство, должны были сначала выдержать ожесточенную борьбу и лишь потом получили бесспорное всеобщее признание. Но как бы то ни было, мы оставим первобытные времена в стороне: для нас достаточно будет тех известий о происхождении права, какие дает нам документальная история. А по этим известиям, рождение права, подобно рождению человека, обыкновенно сопровождалось сильными муками.

Но должны ли мы сожалеть об этом? Именно то обстоятельство, что право не достается народам без труда, что им приходится за него бороться и спорить, сражаться и проливать кровь, – именно это обстоятельство завязывает между ними и их правом такую же тесную связь, какая образуется между матерью и рождающимся ребенком благодаря тому, что первая рискует при этом жизнью. Без труда приобретенное право стоит на одной доске с детьми, которых приносит аист: что принесет аист, то может вновь унести лиса или коршун. Но мать, родившая ребенка, не позволит его похитить; точно так же и народ не расстанется с правами и учреждениями, которые он должен был добывать кровавым трудом. Можно смело утверждать, что энергия любви, с какой народ держится своего права и отстаивает его, находится в зависимости от величины тех усилий и напряжения, каких оно стоило. Не простая привычка, а жертва создает наиболее прочную из связей между народом и его правом, и если Бог благоволит к какому народу, он не дарит для него нужных для него условий и не облегчает ему работу их достижения, а делает ее более трудной. В этом смысле я не колеблясь говорю: борьба, которой требует право для своего рождения, есть не проклятие, но благословение.

Нам нет, однако, нужды обращаться к давно исчезнувшим условиям, чтобы выяснить в них значение того, что. несмотря на изменившиеся формы, по своей сущности остается совершенно таким же, как и тогда. То же самое даст нам взгляд на явления теперешней жизни и психологическое самонаблюдение.

Читайте также: