Доклад по стихотворению к

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ поэтического текста – одна из серьезнейших проблем школьного преподавания литературы.

Приемы работы, используемые на уроках по изучению лирики.

Начало анализа пушкинских стихотворений.

Анализ произведений Пушкина в 11-м классе, на новом этапе осмысления художественного текста.

Анализ особенностей поэтических текстов на уроках русского языка.

Помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Новые подходы к анализу поэтического текста.

Единство содержания и формы художественного произведения.

У школьного филологического образования существует много проблем: критерии его качества, преемственность разных его ступеней, содержание базового и профильного уровней, формы итоговой аттестации и т.д. и т.п.

Одной из сложнейших проблем литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников анализу художественного и особенно поэтического текста.

Согласитесь, анализ поэтического текста всегда вызывал трудности и у учителей (как, говоря об особенностях поэтической формы произведения, не разрушить волшебства, очарования поэзии), и у учащихся (многие школьники испытывают дискомфорт, когда им приходится не просто читать заученные строки, а выражать свои мысли по поводу того или иного стихотворения).

Нет содержания вне формы, потому

что каждый элемент формы, как бы

ни был мал или внешен, строит

содержание произведения; нет формы

вне содержания, потому что каждый

элемент формы, как бы он ни был

опустошен, заряжен идеей.

В художественном тексте все значимо.

Итак, в художественном тексте все значимо. Это аксиома. И серьезная, вдумчивая работа с конструктивными элементами текста может стать основанием для размышления о смысле стихотворения, многое открыть в нем.

Например, закрыть глаза и предста­вить себе, какого цвета смех. Смех бывает оранжевым, жёлтым, солнечным, серебряным, красным. А вот как смеётся человек, если смех его чёрный или коричневый? И что за человек так смеётся? Какого цвета, например, вопросительный знак? Он бывает тёмно-синим или красным, красным с чёрным ободком. О чём и когда может быть задан вопрос, в конце кото­рого может быть поставлен такой вопросительный знак? Может ли вопросительный знак быть, например, белым? Хотел бы ты, чтобы тебе задавали такие вопросы? Ещё один вид работы: подобрать к данным существительным гла­голы-олицетворения — дверь, вопросительный знак, яркий элек­трический свет. Какими второстепенными членами можно рас­пространить получившиеся предложения? Какая картина из на­рисованных словами кажется самой яркой? Какая из них наиболее изобразительна?

Упражнения для развития ассоциативного мышления.

Дается два слова (например, мороз и троллейбус). Требуется найти цепочку слов-образов, которая начиналась бы первым словом и заканчивалась вторым. (Мороз, снег, тайга, заблудившиеся туристы-лыжники, вертолет со спасателями, лыжный след, сверху напоминающий троллейбусные провода.) Найдите цепочки ассоциаций по следующим парам слов: веревка и горы, яхта и ветер, Пушкин и Санкт-Петербург, лунная дорожка на воде и лодка…

Называется 2-3-4 слова, предлагается подобрать слова, которые подходили бы к каждому исходному слову. Например, санки, лыжи, Эльбрус. Такими словами могут быть: снег, мороз, ветер. Предложите соответствующие слова к исходным: президент, пушки, народ. Или: Шекспир, актер, кинжал.

Еще одна важная мысль уроков, посвященных анализу поэтического текста: мы должны доверять собственному мнению, главным критерием правильности которого выступает сам объект исследования – текст.

Головками склоняясь ниже.

2. В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

3. Я хотел бы жить и умереть в Париже,

Если б не было такой земли – Москва.

После того как ребята попытались определить настроение стихотворений, предложим им найти в тексте то, что создает настроение. Безусловно, ребята в первую очередь заметят эмоционально окрашенную лексику.

Так мы начинаем говорить о содержании стихотворения и о содержательности его формы, то есть анализировать его.

На кружковых или факультативных занятиях можно продолжить более подробный и глубокий разговор об этих лирических текстах.

Среди ассоциаций, которые могут возникнуть у детей к каждому звуку, окажутся и мороз, и скрип снега, и бодрость, и энергия – к первой строфе, и лунный мягкий свет, и бледная желтизна, мгла – ко второй.

Увидеть сходство "всего со всем" может каждый. Детский поэт Р. Сеф написал об этом стихотворение:

На свете все Журавль

На все похоже: На тощий

Змея - Кран подъемный;

На ремешок Кот полосатый -

Из кожи; На пижаму.

Луна - Яна тебя,

На круглый глаз А ты -

Огромный; На маму.

Умение сравнивать - замечательное поэтическое качество, и его можно тренировать, как мы тренируем, например, память.

. Помните, как Алиса реагирует на заданный ей вопрос: "Чем ворон похож на конторку?" Алиса обижается: "Придумали бы что-нибудь получше загадок без ответа!" Так вот, в поэзии это "разумное" правило не действует: если постараться, то всегда можно найти общее между кошкой и ландышем, светофором и ложкой, циркулем и песком, шнурками и помидором.

Именно потому, что "на свете все на все похоже", сравнения так часты в художественных текстах.

А вот задание, которое может быть дано как филологическая разминка в начале урока.

Вначале внимательно прочитайте примеры из стихотворений разных поэтов.

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит.

Ночью грустно. От огней

Иглы тянутся лучами.

От садов и от аллей

Пахнет мокрыми листами.

Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,

Пусть дождем опадают сирени –

Все равно я отсюда тебя заберу

Во дворец, где играют свирели.

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию - спиной.

К любви своей потерянной - лицом.

И грудь - велосипедным колесом.

В каждом из четырех отрывков найдите сравнения. Немного подскажем: с чем сравнивается лежащий снег? огни фонарей? цветение черемухи? грудь памятника (которого, конечно, нет) поэту Бродскому?

Легко ли вам было выполнить это задание? Попробуйте объяснить, почему сравнения не были видны сразу, почему возникали трудности в их поисках? Связано ли это с формой их выражения?

Вот возможные пункты плана.

1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

3.Как выражается настроение в стихотворении?

4.Как оно построено?

5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы.)

6.Какие приемы использует автор? ( Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определенной части речи; использование предложений определенной конструкции.)

7.Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?

8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.

10.Личное впечатление от стихотворения.

Можно подсказать учащимся такие конструкции: «В стихотворении…

Необходимо все время помнить о необходимости записывать в тетрадь наблюдения над текстом: впоследствии они становятся основой письменной работы.

Важно и совместное с учениками составление словарика литературных терминов ( общего и по отдельным темам, например, по стихотворным размерам или по видам рифм).

Словарь терминов, которые должны быть изучены на уроках по лирике, должен быть составлен учителем и для себя, чтобы имелась какая-либо последовательность, системность изучения теоретического материала, может быть, даже с указанием того, на каких произведениях, каких авторов будет дан тот или иной теоретический материал.

Литературный материал произведений, изучаемых в курсе средней школы, позволяет учителю теснейшим образом соотносить его с материалом уроков русского языка. При анализе художественных текстов (особенно – лирического стихотворения) учащимися рассматриваются самые разные средства языка: фонетические, лексические, грамматические, синтаксические – как средства выражения смысла. Это позволяет учителю формировать понятие стиля в лингвистическом и литературоведческом его понимании.

С утра я тебя дожидался вчера,

Они догадались, что ты не придешь,

Ты помнишь, какая погода была?

Как в праздник! И я выходил без пальто.

Сегодня пришла, и устроили нам

Какой-то особенно пасмурный день,

И дождь, и особенно поздний час,

И капли бегут по холодным ветвям.

Ни словом унять, ни платком утереть…

Анализ поэтического текста поможет и в подготовке к ЕГЭ … по русскому языку. Например, при работе над анализом текста в заданиях ЕГЭ ученику приходится сталкиваться с понятиями, связанными с изобразительными, художественными возможностями синтаксиса (а не с привычными по учебникам русского языка подлежащим, сказуемым, обособленным определением). И здесь помочь ученикам перед экзаменом комплексно повторить необходимые термины могут обобщающие таблицы.

В настоящее время по данной сложнейшей проблеме филологического образования накоплен богатый опыт, существует обширная литература. Ищут новые подходы к анализу поэтического текста, используют при этом современные компьютерные технологии.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит. Задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

ассоциации

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

ассоциации

весело (эпитет) играя (олицетв.)

легкая, подвижная, легкомысленная, светлая

молодость, беззаботность

солнце, чистое небо, радость бытия

влажный след (эпитет)

одиноко (эпитет)

плачет (олицетв.) пустыня

старость, разлука, одиночество, слезы

Пустыня мира и одиночество в ней человека – вот подлинный, философский смысл стихотворения, который будет все глубже постигаться взрослеющими школьниками при каждом новом обращении к этой поэтической миниатюре.

В чем плюсы предлагаемого алгоритма? По мнению авторов, в доступности любому возрасту и любому уровню развития, в наличии положительной мотивации у учащихся, в возможности развития ассоциативного мышления и воображения.

Конечно, главное в лирических произведениях – живое чувство автора и его высокий поэтический талант, без которого слова оставались бы только словами и не были бы способны отозваться в нашей душе. Да, главное – это чувство, мысль поэта. А форма лишь средство, помогающее словам полнее и вернее доходить до понимания слушателя или читателя. Но, чтобы лучше представить себе, в чем же заключается мастерство поэта, надо знать и понимать особенности поэтической формы.

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

Этапы плана анализа стихотворения

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

Пример анализа стихотворения по плану

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Небо машет промокшими крыльями,
разметая дожди полупьяные.
Просочились туманами пыльными
ослезненные сумерки рваные.

Расползаясь непрочными сплавами,
время стрелками целится в память.
Крепко скованы души усталые,
дребезжа золотыми цепями.

Они помнят бездонную пропасть
пламенеющей варварской осени,
когда небо, взрываясь от злости,
грохотало разящими грозами.

Только вам, как приемникам истины,
всем тревогам хребты переломлены:
вам не вспомнить губительных выстрелов,
черной пропасти вы не запомнили.

Вы мечтали о светлом будущем,
проглядев омраченное прошлое.. .
Сколько времени даром упущено?
Сколько судеб в забвение брошено?

А теперь, когда сумерки мутные
свежим утренним ветром развеяны,
размышляете мыслями мудрыми
и остротами тешитесь смелыми.

Только что теперь рвать рубаху
и разбрасывать фразы нелестные. .
мы все так же дрожим перед плахой,
замирая от скрежета лезвия.. .

Скоро время в безумном вращении
облетит оловянными перьями.
Не спешите молить о прощении,
если ждете, надеетесь, верите.

Давай попробуем по пунктам: стих 1. про погоду, надеюсь все понятно?
2. время убивает память. души.. . как бы сформулировать короче.. . не функционируют, поскольку все (носители душ) заняты бытовыми, денежными (цепи золотые) проблемами
3. по моему первому впечатлению - про войну, но почему осень?
4. обращается опять к душам, имхо, (соответственно и к людям, к обществу)
здесь слово приёмники? если приёмники- тогда логично - насчет тревог (тревожных сигналов) - они не срабатывают, ничего души не трогает, войны и смерти они не видели (соответственно, память павших героев постепенно умирает) . не уверен, что правильно понял все аллюзии автора.
5,6,7 - если обращается к душам (и к людям, к окружающим, к современному обществу) - дальше сам додумаешь
8. скоро время (жизнь? ) закончится. тут мне совсем непонятно - почему же исходя из вышесказанного о прощении-то не молить?

Кароч, проснитесь люди! вы забываете все страшное и поучительное в прошлом (войну) и снова начинаете косячить! Как-то так, имхо. (мнение автора ответа может не совпадать с мнением автора стихов) .

Стихотворение - это одна из форм литературного произведения. Как правило, оно отличается сравнительно небольшим объемом и наличием рифмы. В каждом стихотворении заключен особый смысл, передаваемый автором. Хорошее стихотворение - это произведение, в котором выдержан ритм. Его можно пропеть, потому стихи накладывают на музыку. Также в нем все структурированно. От первой до последней строчки выдержана идея автора.

стихотворение это

Стихотворение как способ мышления

Для поэта стихотворение - это способ творческого самовыражения. Через стихи он доносит до читателя свои чувства, эмоции и душевные порывы. Для людей творческих стихотворение - это способ красиво и органично рассказать миру о том, что у них на душе. Стихи пишутся о главном - о любви, дружбе, родине, людях, детях. Стихотворение - это маленькое послание миру от великого поэта или малоизвестного автора.

 стихотворение слово

Виды стихотворений

Стихотворения бывают разными по объему, содержанию и структуре. Основная единица, составляющая стихотворение - слово. Оно может быть использовано любым способом. Это зависит главным образом от самого автора, благодаря чему каждое отдельное произведение приобретает свою индивидуальность.

Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. В то же время всем наверняка известны японские стихи хокку. Они состоят из трех строк, в которых не всегда присутствует рифма. Виды поэтических произведений различны. Помимо классических стихотворений существуют:

  • белые;
  • вольные;
  • экспериментальные;
  • алфавитные;
  • прозаические;
  • ропалистические.

В любом случае автор стихотворения оставляет за собой право на то, как будет выглядеть его творение.

Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.

Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.

Экспериментальные стихотворения отражают в себе творческое свободолюбие автора, могут обладать различной структурой с произвольным чередованием рифм. Такие стихи были актуальны в Средневековье. Однако они популярны и сегодня среди креативных авторов. К ним относятся фигурные и бесконечные стихотворения.

Фигурными стихотворениями называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Данный тип стихотворения рассчитан на эстетическое и визуальное восприятие читателями.

Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново.

В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.

Прозаические стихотворения написаны в прозе, но отличается напевностью, мелодичностью, выдержанностью формы произведения.

Ропалистические стихотворения отличаются постепенным увеличением слогов в строках. Впервые их использовал в своем творчестве Гомер.

суть стихотворения

Смысловая нагрузка стихотворения

В современном поэтическом мире существует огромное разнообразие стихотворений как известных, так и малоизвестных авторов. Но не все из них способны тронуть душу, обратить внимание читателя на важные моральные и духовные ценности, вызвать интерес, заставить прочитать стихотворение вновь, задуматься.

автор стихотворения

Достоинства стихотворений

Достойные стихи подобны картинам или даже художественному кино. Они обладают таинственной магией и способны переносить читателя в мир автора посредством лишь черных строгих букв на белом фоне. Хорошие стихи хочется читать вновь и вновь, оживляя в сознании образы, которые видел автор. Стоит ли говорить, что стихотворения являются творческим достояниям каждой страны? Они развивают память, мышление, воображение. По этой причине с детьми рекомендуется заучивать стихи, потешки, басни. Стихи великих поэтов включены в школьную программу и подлежат литературному анализу.

Читайте также: