Доклад по сбо в коррекционной школе 8 вида

Обновлено: 30.06.2024

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней.

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено следующим:

✓ нет готовности взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

✓ не хватает самостоятельности;

✓ низкий уровень знаний об окружающей среде;

✓ специфические потребности в общении;

✓ не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально-поведенческих особенностей;

✓ сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

✓ неспособность обучающихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

✓ несформированность мотивов и интересов к хозяйственно-бытовой деятельности;

✓ отсутствие целостности восприятие социального мира;

Цель социально-бытовой ориентировки воспитанников с ОВЗ – это формирование того необходимого запаса ЗУН, который позволит им уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Направленное формирование социально – бытовой компетентности воспитанников осуществляется в ходе уроков СБО, которые проводятся в специально оборудованных кабинетах.

Назначение кабинета СБО – теоретическая и практическая подготовка обучающихся к решению жизненных задач, формирование трудовых, бытовых и коммуникативных навы

Кабинет социально-бытовой ориентировки состоит из трёх отдельных помещений: кабинет (55 кв.м), жилая комната(17 кв.м), кухня-столовая(29 кв.м).


Учебный кабинет, где обучающиеся получают теоретические знания.


Так как в учебном плане мало уроков ИЗО, то они проходят тоже в этом кабинете.

Одной из основных задач учреждения является коррекция отклонений в развитии умственно отсталых воспитанников в процессе образовательной и трудовой подготовки.

Говоря о значимости трудовой подготовки в социальной адаптации умственно отсталых учащихся, рассмотрим такое понятие как труд.
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

  1. осознанностью действий.
  2. целесообразностью действий.
  3. результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойствен не просто результат, а общественно-полезный результат, потому труд должен обладать также свойством, указанным далее;
  4. общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они производят эти блага для себя и для общества;
  5. энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по разным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Для этого проводятся экскурсии в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Традиционно в мае месяце посещаем городскую службу занятости населения, где учащихся знакомят с востребованными в городе рабочими специальностями.

На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, "Квартплата", "Оформление на работу" и т.п.) проводим практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций.
Занятия по СБО должны способствовать усвоению морально – этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса. Проводим сюжетные, ролевые игры, в которых разбираются, проигрываются жизненные различные ситуации.

Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).
В кабинете устанавливаем поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков организуем соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги подводим в конце занятия.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках СБО в коррекционной школе VIII вида

Муниципальное казённое специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Учитель технологии и СБО:

Лапковская Инна Геннадиевна

Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках СБО в коррекционной школе VIII вида.

Эффективная организация учебного процесса, в том числе и на уроках СБО, зависит от многих факторов. Знание закономерностей, определяющих и организующих обучение, позволяет педагогу работать эффективно. И, наоборот - отсутствие таковых ведет к трудоемкости процесса обучения, малой его эффективности.

Помимо общедидактических принципов организации обучения: научности, доступности; системном подходе, последовательности, связи с жизнью, мы подробно рассмотрим коррекционно-развивающий аспект планирования работы на уроках СБО.

Коррекционно-развивающее сопровождение учебного процесса – это организация и проведение всех занятий, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей. Обучение в коррекционной школе не должно сводиться лишь к показу моделей, форм поведения, подлежащих усвоению путем многократных упражнений. Планируя обучающий процесс, педагог во главу угла ставит личность ребенка с его недостатками и возможностями.

Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

Оформления окружающей среды;

Разработки коррекционно-развивающих упражнений.

Принципами планирования и методами реализации такой коррекционно-развивающей направленности являются следующие.

Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом. Иначе говоря, задача урока СБО (например, познакомить с правилами поведения в транспорте) должна быть предъявлена учащимся в такой форме, чтобы дети захотели ее решать (знакомиться с этими правилами, осваивать их и использовать в повседневной жизни).

Однако наши дети зачастую не хотят ничего делать; у них не развита мотивационная сфера; у них плохо работает анализаторная система, через которую должна поступать информация. Что делать?

Другими словами, работа педагога должна быть ориентирована не на тренировочные упражнения, многократное повторение догм и истин поведения, а на развитие мышления, памяти, внимания и речи и т.д. именно на акцент в развитии различными методами и приемами высших психических функций в ходе каждого занятия позволит нам не приспосабливаться к дефекту, а преодолевать его.

Одно-два задания вводились на каждом уроке СБО, и ученики постепенно приучились к мысли, что сразу после объяснения, демонстрации схемы, анализа задачи и т.п. они сами будут выполнять похожее задание, но у каждого будет свое.

Уроки планировались так, чтобы обработка учебной информации осуществлялась различными комбинациями анализаторов, чтобы учащиеся могли осмысленно оперировать учебным материалом. Сегодня у педагогов нашей школы накоплен большой материал заданий, оформлены картотеки коррекционно-развивающих упражнений.

Увеличился объем учебной информации, обрабатываемой каждым учеником на каждом уроке. Все это в целом способствовало формированию оперативно-действующей системы навыков учебного поведения. Приведем образцы некоторых из коррекционно-развивающих упражнений, используемых на различных этапах уроков СБО.

Учитель показывает ряд различных предметов на столе и виде картинок на доске. Дети запоминают порядок расположения; затем они закрывают глаза, а учительперекладывает предметы – дети должны восстановить прежний вариант.

Эффективное задание, так как здесь включаются в работу сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, речевой.

Учитель называет фамилии и имена детей, путая то фамилии, то имена. Дети окликаются тогда, когда и то и другое, названы правильно.

Например: Сядет тот, кто угадает, какая картина в его конверте. На каждом конверте нарисованы значки. Дети, глядя на ключ-подсказку, расшифровывают слова, после чего достают из конверта картинку и ставят ее на доску.

Войти через uID

Войти через uID

Презентация к уроку социально-бытовая ориентировка, 8класс, тема "Экономика домашнего хозяйства". Данная презентация может быть использованы на протяжении нескольких уроков.


Грызлова Татьяна Николаевна (таня007)


25.04.2011

Готовый методический материал для проведения урока по истории, домоводству с учащимися коррекционной школы VIII вида по теме "История хлеба и хлебопечения
(история). Бутерброды, их виды, правила приготовления (домоводство).


Касаткина Т.В., Фоменко Н. Ю. (Натали1973)


24.03.2011

Данная презентация использовалась на уроке социально-бытовой ориентировки в 5 классе коррекционной школы 8 вида (для умственно-отсталых детей). Тема урока- "Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя", этап - закрепление.
Рекомендуем использовать эти материалы для учащихся 4-7 классов, так как презентация создана как самостоятельное пособие, является интерактивной игрой, повышает мотивацию к обучению и доступна младшему и среднему школьному возрасту.
Если на уроке учащиеся получили знания о правильных положениях тела человека, то презентация способствует закреплению материала. Если игра используется как самостоятельное пособие, то дети могут вместе с учителем решать предлагаемые проблемные ситуации по ходу выполнения задания.


Пекная Галина Ивановна (Сатори)


11.06.2011


В презентации представлена классификация бытовой техники для кухни. Учащимся предлагается определить по иллюстрации название техники и рассказать о ней несколько предложений. Ссылки на различные виды бытовой техники позволяют лучше ориентироваться в презентации. Задания в конце помогают определить, как усвоен материал.


Сенникова Екатерина Николаевна (ЕкатеринаСен)


03.05.2014

Конспект урока социально-бытовой ориентировки по теме "Культура поведения", 7 специальный класс специальная (коррекционная) школа-интернат II вида.


Грызлова Татьяна Николаевна (таня007)


13.04.2011


Данная презентация может быть использована в работе педагогами коррекционных школ по предмету СБО (социально-бытовая ориентировка) при прохождении раздела "Кулинария" по теме "Национальная кухня"


Гусева Марина Юрьевна (Мари--шка)


05.10.2011

Презентация "Приготовление пиццы" составлена для учащихся 5 класса. Данная презентация представляет собой пошаговую инструкцию приготовления пиццы. Данную презентацию можно использовать в разделе питание, по теме "Горячие бутерброды".


Ивановская Надежда Васильевна (надя5)


09.03.2013

В данном уроке предусмотрены не только обычные формы и приемы, рекомендуемые традиционной коррекционной педагогикой, но и лабораторная работа, и работа с тактильными тренажерами (авторская разработка). Можно использовать не только в работе педагога коррекционной школы, но и воспитателям, родителям детей с ОВЗ. Две части урока (теоретическая и практическая части) обеспечивают качественное усвоение программного материала, способствуют формированию общей социальной компетентности учащихся.


Вахрамеева Светлана Владимировна (vsv)


17.04.2011


Шамова Наталья Владимировна (НАТАЛИ1819)


27.09.2011

Программа разработана для учащихся профессиональных училищ по профессии "Мастер растениеводства". Программа по социально-бытовой ориентировке составлена с учетом всех особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно-бытовому труду. Направлена на формирование у них знаний и умений способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня развития культуры поведения и отношений в семье.


Будылева Олеся Васильевна (Ира9531)


21.11.2010

Данная презентация может быть использована на уроке социально-бытовой ориентировки в 9 специальном классе при изучении темы "Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Практическая работа по заполнению бланка почтового перевода".


Грызлова Татьяна Николаевна (таня007)


04.12.2011


Магарамова Светлана Николаевна (magaramova)


11.01.2012


Хатькова Тамара Егоровна (maklin)


05.11.2011


Презентация - тест применяется на уроках СБО с учащимися 6-7 классов с целью проверки имеющихся знаний по теме, активизации знаний учащихся при изучении раздела "Гигиена", на внеклассных мероприятиях и т.д.


Гусева Марина Юрьевна (Мари--шка)


18.12.2011


Кенжибаева Айсулу Абдухаиловна (Kengibaeva_A)


20.03.2012


Представленный материал включает: подробный конспект урока по теме "Органы чувств - окно в большой мир" и презентацию к уроку, на которую имеются ссылки в конспекте.


Жерело Любовь Валентиновна (ЛюбовьЖерело)


03.04.2012

Это 4-ая презентация в цикле из пяти по теме "Трудоустройство". В ней даются практические советы по трудоустройству, правильной подготовке документов, заключению трудового договора. Объясняются понятия: трудовой договор, испытательный срок, трудовая книжка.


Авдонина Ольга Александровна (Лелис)


06.03.2014

Выбирай друзей по душевным качествам, не по одёжке.
Не обманывай друга ни в чём.
Будь с ним честен.
Не обзывай и не унижай своего друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом


Дарчиева Любовь Григорьевна (ldarchieva)


03.02.2014


Гофман Галина Петровна (Gala-52)


30.08.2014


Данная разработка (конспект и презентация) урока СБО в 4 классе СКОШИ I вида помогут учителю в решении следующих задач:

  • воспитание самосознания, осознания своего места в коллективе;
  • оказание помощи учащимся в развитии индивидуальных познавательных интересов;
  • формирование у детей умений и навыков общения и сотрудничества;
  • организация психологически комфортной ситуации для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, проявления их фантазии;
  • активизация и расширение словарного запаса у учащихся.

В ходе урока учащиеся выбирают для себя образ того или иного обитателя джунглей, выступают в избранной роли во время самопредставления, анализируют "Законы джунглей", составляют "Правила жизни для людей".


Кузнецова Ольга Витальевна (kuzolvit)


30.10.2014


Цель: прививать навыки культурного поведения.
Задачи: обобщить и углубить знания по социально-бытовой ориентировке, а именно – по правилам поведения за столом; воспитать интерес к предмету; развивать стремление к самостоятельной познавательной деятельности. Учитель может использовать материалы данной викторины на уроке, чтобы сделать его глубже и интереснее, как подспорье при изучении новой темы, для постановки проблемных заданий. Также данная викторина позволяет проверить усвоение материала учащимися и разнообразить процесс обучения на этапе контроля и оценки знаний. Можно проводить как внеклассное мероприятие в неделю социально-бытовой ориентировки.


Кузнецова Ольга Витальевна (kuzolvit)


30.10.2014


Данный тест можно проводить на разных этапах урока. Например, в начале изучения темы с целью уточнения имеющихся знаний и как итоговое тестирование. Мои ученики с удовольствием применяют такие тесты.


Филинкова Татьяна Игоревна (филипок9096)


01.12.2014

Конспект занятия СБО "Знакомьтесь - профессия повар" разработан для детей с ограниченными возможностями. Реализация коррекционно-развивающих задач способствует развитию социальной адаптации "особого" ребенка.


Забродина Людмила Борисовна (borisovna@)


20.10.2011



Макарова Наиля Фаридовна (наиля57)


23.10.2011

Цель:
- Совершенствовать речевые навыки и умения учащихся, активизировать речевую деятельность.
- Обогатить речевую практику новым речевым материалом.
- Обогатить представления учащихся об окружающем мире.
- Развивать внимание и интерес к законам общественной жизни.
- Развивать образное, понятийное мышление.
- Совершенствовать навыки чёткого произношения звуков.
- Закрепить умение вести переписку.


Мирошниченко Надежда Николаевна (nikolaeva)


10.11.2011


Бабина Наталья Александровна (BabinaNA)


14.12.2012

Урок с использованием дидактического материала, без презентации. учащиеся закрепили знания посредством работы с наглядностью, тестовых заданий.


Онучина Вера Васильевна (вера7914)


15.03.2013

Внеклассные развлекательные мероприятия по швейному делу в 5 классе и сельскохозяйственному труду в 6-7 классе.


Малюкова Анна Сергеевна (Анюта5407)


18.11.2013


Потапова Наталья Евгеньевна (Екатерина_Пашкова)


24.10.2013

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: