Доклад по самопознанию в начальных классах

Обновлено: 16.05.2024

«В каждом человеке - СОЛНЦЕ,

Сократ (сл.2)

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников как личности , связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

- в о-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

- в о-вторых , в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

- в -четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Прежде всего, необходимо определить, какой смысл несет в себе само понятие самопознание.

(сл. 5)Любовь, добро, дружба – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными.

Идеи самопознания постепенно интегрируются с другими общеобразовательными дисциплинами, на таких уроках гармонично переплетаются, дополняя друг друга, знания из разных областей науки, а дети наблюдают, сравнивают, делают свои выводы, познают мир. А мы знаем, что лучше всего познавать мир любовью, добром и красотой.

(сл. 6) Дарите свое сердце детям, будьте к ним внимательны и добры, не оставайтесь равнодушными к проблемам детей, и тогда они смогут построить именно такое общество, в котором будут царить ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО и ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.

Закончить свое выступление я хочу словами Великой женщины Сары Алпыскызы Назарбаевой:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему:"Роль уроков Самопознания на формирование духовно - нравственных качеств личности школьника

Цели и задачи учебной программы.

4.1. Источники формирования духовно -

нравственного качества человека.

4.3. Анкетирование родителей и детей.

Назарбаева Сара Алпысқызы

Во все века люди высоко ценили нравственность, воспитанность. Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляет нас задумываться о будущем Казахстана и его молодежи.

Перед общеобразовательной школой ставиться задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личностей школьника.

Замечено, что вопросы, которые не в силах решать взрослые, порой каким-то непостижимым образом открывается детям. К сожалению, современная школа учит принимать на веру то, что должно стать плодом трудных поисков и личного выбора.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Республики Казахстан.

Постепенное (поэтапное) знакомство детей и подростков с нормами человеческого общения, с принципами общечеловеческой нравственности, формирование и развитие у них навыков гражданской культуры, гуманного общения. Нравственно – духовное воспитание и образование поможет стать ребенку подростку оптимистом и быть уверенным в успешности личной судьбы.

В формирование становления подростка необходимым источником духовно-нравственного воспитания является: общество, природа, искусство и многонациональный народ РК.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“.

Василий Андреевич говорил: „Никто не учит маленького человека: „Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное“. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать“.

Вот что говорят сами мои ученики об этом предмете.

Мне нравится предмет самопознания потому, что он интересный. Мы много рисуем и учимся быть добрыми и умными.

Добрый, не причиняющий зла живому

Честный и справедливый

Любящий и заботливый

Трудолюбивый и настойчивый

Творящий и оберегающий красоту мира

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

Смелый и решительный

Свободолюбивый и ответственный

Самостоятельный и законопослушный

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)

Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Я надеюсь, что в нашем обществе будут действительно работать и жить с нами настоящие граждане Республики Казахстан. Как сказал великий советский педагог В.А.Сухомлинский

Журнал «Самопознание.kz. №1 стр12. Самопознание: Вопросы и ответы.

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.

Основой современных требований к построению педагогического процесса является создание условий для соучастия в организации собственного обучения, проявлении его подлинной самостоятельности, способности к творчеству, его высокой потребности в сотрудничестве. Необходимость реализации этих требований делает актуальной разработку таких педагогических технологий, в которых акцент перенесен на уникальность и самобытность личности. Задача формирования личности учащегося выступает как задача обеспечения его культурно-личностного роста. Решение этой задачи возможно через организацию обучения, передачу определенного культурно-исторического опыта как личностно значимой ситуации, затрагивающей базовые личностные образования, в частности субъектный опыт самого ученика.

Цель педагогической работы

Показать возможности применения психологического сопровождения урока как средство самопознания личности школьника в развивающем обучении.

В работе делаю упор на организацию поисковой и исследовательской деятельности на уроках в группах. В учениках воспитываю стремление к самосовершенствованию, развиваю инициативу и творчество.

Использование интерактивных форм обучения: игровых, коммуникативных, исследовательских технологий - дает широкие возможности для развития личности ребенка, креативности младших школьников.

Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувства психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности. Стараюсь создать максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика.

Используя психологическое сопровождение урока в развивающем обучении, я лучше и яснее понимаю внутренние психологические условия для достижения успехов в развитии своих учеников. Выбор форм, методов и приёмов обучения исходит из содержания самого предмета, определяется воспитательными и дидактическими целями, возрастными и психологическими особенностями обучающихся.

  • социально-детерминированные цели урока (оптимальное общее развитие школьников; знания умения и навыки для достижения этой цели);
  • содержание учебного материала (система заданий, направленная на формирование умений отличать известное от неизвестного, оценивать свои мысли и действия, пропустив их через призму своего "Я", оценивать мысли, действия, поступки других людей);
  • дидактические условия проведения урока (многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариантность);
  • формы общения учителя и детей: сотрудничество, сотворчество, сопереживание;
  • методы деятельности учителя и детей на уроке - решение нравственных и познавательных коллизий, решение проблемных ситуаций;
  • оценка успешности продвижения коллектива в решении проблемы;
  • личные достижения ученика;
  • анализ со стороны детей результатов урока (подведение итогов личного участия в решении проблемы);

Примером такого урока служит урок литературного чтения на тему: "Поэтические и научные открытия в мире природы".

  • Формировать навык исследовательской работы.
  • Продолжить работу с жанром повести.
  • Составлять своё мнение о чертах главного героя, подтверждая свои выводы цитатами из текста.
  • Воспитывать положительные качества характера.

Применила информационные, здоровьесберегающие технологии в развивающем обучении Л.В. Занкова. В процессе урока использованы исследовательские и проблемные методы обучения.

Микроцелью организационного момента являлось формирование положительного настроя на совместную деятельность, создание условия для обмена чувствами и впечатлениями путём проведения психологического упражнения "Пожелание".

(Под музыку ребята берутся за руки, чувствуют тепло друг друга, обмениваются чувствами и впечатлениями, которые они сейчас испытывают).

После подготовки к основному этапу ученики знакомятся с отрывком из произведения Джеральда Даррелла "Моя семья и другие звери".

Одной из работ следующего этапа была работа в группах. Ребята разделились на группы по интересам, каждая группа выбрала одно из заданий.

В процессе исследовательской работы, ребята вошли в роль художественного героя и пришли к выводу, чтобы стать яркой личностью, надо много над собой работать.


Выясняя черты настоящего исследователя, учащиеся обнаружили любовь к природе, любознательность, уверенность, наблюдательность, упорство, терпение, доброта. Свои выводы подтвердили фрагментами из произведения.

  • "Я давно уже пытался его отыскать". - Упорство, настойчивость
  • "Схватив ягоду и крепко зажав её во рту, он торопливо ковылял в какое-нибудь укромное место: не спеша съедал её", ":усаживался, словно принц", "Я мог часами наблюдать:"- Наблюдательность
  • "Но самым волнующим событием было:" - Любовь к природе
  • "Все эти события приводили меня в неописуемый восторг".
  • "И вот, наткнувшись на него случайно, я так обрадовался, будто получил замечательный подарок".- Чувство вдохновения и творческой радости

Эти качества мы попытались отследить в себе через упражнение "Ладошки".


Таким образом, анализ произведения проходит через каждого ребёнка, через его качества, которые он понимает и применяет.

Необходимым условием успешности таких занятий должна стать опора на принцип активной личной вовлечённости каждого в учебный процесс, принцип ситуативности, образовательной рефлексии.

С целью развития умения анализировать черты характера, формирование адекватной самооценки и потребности в самовоспитании и самосовершенствовании проведён классный час на тему: "Воспитай себя сам", который стал как бы продолжением урока.


Имело место психологический настрой

  • Организационный момент
  • "Как живешь?" - кричалка
  • "Круг удачи" - передача настроения в группе

2. Новая тема

Фрагмент из мультфильма "Золотой ключик" - постановка проблемы, определение темы и цели

Упражнение "Темные и светлые пятна души" с целью познакомить с идеей неоднозначности, показать двойственность человеческой природы.

Зачитывание сочинений "Какой я? Знаю ли я себя?"

Анализ своих поступков

Составление "Золотого правила нравственности"



3. Закрепление

Работа в группах:

- собирают из отдельных слов афоризмы;

- составляют правила вежливых ребят;

- работают со словарями (значение слов "воспитание", "самовоспитание").

Инсценировка отрывков из произведений на тему нравственности + анализ поступков героев

Тест "Уровень вежливости"

4. Подведение итогов

Игра "Алфавит" (нравственно или безнравственно) - сигналы светофориков

Знакомство с высказыванием Сухомлинского о самовоспитании

Установка "Я - хороший, ты - хороший, все мы вместе хороши!"

Активизируется коммуникативное взаимодействие между школьниками при выполнении разработанных в учебниках коллективных заданий, групповых форм организации учебной деятельности

Любая форма организации учебной деятельности в условиях классно-урочной системы, конечно, включает коммуникативное взаимодействие учащихся. Личностный подход к обучению через введение психологических упражнений меняет схему и иерархию связей взаимоотношений "учитель - ученик" и "ученик - ученик". Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы, обсуждать услышанное. Возникают отношения партнерства. Снижается приоритетная роль учителя как главного источника информативной составляющей учебного процесса. Усиливается позиция учебника как организатора познавательной деятельности. Активизируется коммуникативное взаимодействие между школьниками при выполнении разработанных в учебниках коллективных заданий, групповых форм организации учебной деятельности. Моделируются приемы диалога как оптимальной формы организации коммуникативного взаимодействия участников учебного процесса.

С помощью работы в группах школьники активно включаются в ролевую деятельностную игру, виртуально выполняют роль персонажей разных произведений и сознательно подходят к анализу художественного произведения. Тем самым средства учебника провоцируют опыт коммуникативного взаимодействия школьников.

Приемы включения школьников в оценочную деятельность способствуют формированию рефлексии как качества общего развития личности. Задания предусматривают оценку усваиваемых знаний с личностной позиции для школьника.

С целью определения и изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста был проведён тест до и после серии проведённых уроков.

(Тест Филлипса №1. При обработке результатов выявляется общая тревожность и анализируется внутреннее эмоциональное состояние школьника.)

Результаты тестирования представлены в виде диаграммы.


1. Общее эмоциональное состояние

2. Фрустрация потребности в достижении успеха

3. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

(Ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок)

4. Переживания и страхи в отношении с учителями.

По всем факторам наблюдаются положительные результаты.

В связи с этим можно сделать вывод: если в учебном процессе использовать усиление психологического аспекта, опираться на способности учеников, их склонности, интересы, ценностные ориентации, личный опыт детей, то постепенно можно снизить уровень тревожности, связанный со школой.

Таким образом, развитие самопознания личности школьника через усиление психологического аспекта урока я осуществляю с опорой на ценностные принципы деятельности:

Опираться на те психологические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляющие уникальный багаж его личности.

Приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку строить самостоятельно систему отношений с миром и самим собой, совершать личностно значимые жизненные выборы, неся за них полную ответственность.

Развитие важных личностных качеств формирует опыт коммуникативного взаимодействия школьника с социальным окружением, развивает организаторские способности, контактность, терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию, навыки лидерства и подчинения. Тем самым решается задача социализации как составляющей современного образования.

Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала

посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.

Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:

- раскрыть способности человека и развить его как индивида, как личность,

как субъекта деятельности и как индивидуальность с учётом его темперамента, характера, и способностей;

-формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;

- формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на

Воспитание высоконравственного духовного человека весьма сложный процесс, ведь духовное обновление общества происходит тогда, когда обновляются человеческие души. И если возрождение нашего общества, возможно, то только потому, что именно школе ещё удаётся, несмотря на все трудности и проблемы, удерживать нравственные высоты.

Благодаря заботе и вниманию первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой к судьбе подрастающего поколения, в школах республики

проводятся уроки самопознания, которые помогают в формировании нравственной личности, помогают удержаться от духовного падения.

Любовь и мудрость-это влюблённость в мир, чуткое отношение к нему, забота о другом человеке, бережное отношение к природе, толерантное общение с другими людьми.

Занятия предполагают развитие высокодуховной личности установление взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества, их единства с природой и культурой. Проблемы урока вытекают из жизненной практики, обогащая опыт ребёнка. На занятиях говорится о честности, порядочности,

ответственности, нравственности, справедливости в отношениях людей.

У школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении.

Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно разыгрывают сценки, моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнению других.

Учитель на этих уроках друг, понимающий, способный помочь каждому

ребёнку исследовать самого себя и, наконец, стать самим собой. Реализуя свои потребности и стремления, используя свои возможности, ученик растёт, развивается, строит свою личность.

На уроке самопознания каждый ученик изучает себя сам, оценивает себя сам и сам определяет меру ответственности.

На уроках по самопознанию учитывала, что развитие личности учащегося осуществляется в процессе организации всей его жизни и учебной деятельности в школе и вне нее, в учебное и свободное от учебных занятий время. На каждом уроке учитывала возрастные особенности учащихся.

На уроках самопознания для повышения интереса учащихся применяла интересный наглядный материал и технические средства обеспечения. Это помогает осуществлять процесс обучения более эффективно.

С учётом специфики предмета, его целей и задач применяла различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки на природе, уроки- конкурсы, уроки-концерты, уроки-игры). Кроме этого, использовала ряд методических приёмов обучения, которые в наибольшей степени содействуют целям и задачам самопознания.

Таким образом, данные приёмы позволяют развить ученику его внутренние резервы, формировать единство чувств, мыслей, слов, поступков с учётом существующих современных противоречий, с которыми он вынужден сталкиваться.

Формируя личность на уроках самопознания, учитель должен помнить:

зло побеждается только деятельным добром. Никакие запреты, никакое насилие его не искоренят. Только мощная альтернатива всему негативному принесёт победу: стать гармоничной личностью. Сегодня мы строим общество, основанное на принципах гуманизма, высокой нравственности и духовности. У каждого человека с рождения есть шанс привести к гармонии свой внутренний мир, найти достойное место в жизни. Нужно только помочь

Читайте также: