Доклад по самообразованию учителя начальных классов по фгос

Обновлено: 05.07.2024

В этом году наша школа перешла в законодательство Российской Федерации, а начальная школа на новые стандарты.

Метод проектов заинтересовал меня потому, что его основная идея состоит в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Главное достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:

- социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.

-мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

- по доминирующему в проекте виду деятельности : исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

- по месту проведения : урочные, внеурочные;

- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения)

- по продолжительности : краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.

- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.

- презентация – публичное предъявление результатов проекта.

На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

Работу над проектами мы начали в первом классе с простых краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов на уроках технологии и изобразительного искусства, во внеклассной работе (осеннее дерево, домашние животные, Новогодняя ёлочка, любимая игрушка). Ребята знакомились с принципами создания проекта, этапами и правилами работы над ним. Постепенно мы переходили к более сложным индивидуальным проектам. Сначала, в работе над такими проектами, ученикам помогали родители.

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

В этом году я поставила себе цель научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Научить находить информацию в различных источниках.

Уметь оформлять эту информацию на разных носителях.

И поэтому темы детских проектных работ во 2 классе выбирала из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Помощниками учащихся являются учитель, родитель. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провела родительское собрание,на котором разъяснила родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказала об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Как правило, можно принять,
что учитель знает свой предмет
и владеет соответствующим
материалом, но не всегда
он умеет сделать его интересным.
Вот где корень зла. Если учитель
вокруг себя распространяет
дыхание скуки, то в такой
атмосфере все захиреет. Умеет
учить тот, кто учит интересно”.
А.Эйнштейн

В процессе модернизации современного образования главным в обучении считаю не только усвоение учащимися определённой суммы знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей. Традиционные методы обучения в современных условиях не всегда оправданы. Для достижения целей, стоящих перед Российским образованием, использование прогрессивных образовательных технологий является в настоящее время одним из важнейших условий эффективности обучения. Не напичкать ученика знаниями, а сформировать у него положительную мотивацию учения, создать атмосферу заинтересованности в учебной деятельности. “Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь”.

Поэтому стремлюсь процесс обучения сделать радостным, интересным, увлекательным. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, поддерживаю связь обучения с жизнью, игрой, трудом. Считаю, что одним из условий успешности обучения является самостоятельная активность ребёнка, образно говоря, “…знания должны усваиваться с аппетитом”, ведь “Знания – дети удивления и любопытства”.

Проработав несколько лет по развивающему обучению (с.Занкова), заметила, что в традиционной системе обучения низкий уровень познавательной активности, механическое усвоение знаний, неумение найти выход из затруднительной ситуации. Деятельность учащихся имела репродуктивный характер. Когда учитель сам преподносит новый материал, давая его в готовом виде, это, как правило, не вызывает у учащихся большого познавательного энтузиазма, что не гарантирует понимания информации большинством учащихся класса. Обучение основывается, в основном, на процессах восприятия и памяти. Ученики, получая информацию от учителя в готовом виде, воспринимают её, запоминают, а затем воспроизводят (если запомнили). А учащиеся, имеющие кратковременную память, не могут запомнить большой поток информации и переходят в разряд “слабых”. “Сильными” могут быть только дети с хорошей памятью. Происходит и искажение учебной мотивации - “учусь, чтобы получать “5”, “учусь потому, что родители заставляют”, “учусь потому, что все учатся.

Проанализировав результаты обучения в традиционной системе, пришла к выводу о необходимости внедрения таких форм и методов обучения, которые способствовали бы развитию мыслительной активности через самостоятельную деятельность, т. е. репродуктивная деятельность сменялась бы продуктивной.

Все сказанное обусловило выбор темы самообразования:

Использование проблемной ситуации как средства активизации познавательной деятельности младших школьников”.

Предмет исследования: использование проблемной ситуации на уроках в начальной школе как средства активизации познавательной активности.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Цель исследования. Определить степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в активизации познавательной деятельности школьников.

3. Проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках в начальной школе.

4. Выявить, способствует ли использование проблемной ситуации на уроке активизации познавательной деятельности учащихся.

5. Разработать приемы работы по использованию проблемной ситуации при изучении отдельных тем.

Гипотеза: уровень активности работы младших школьников повышается при использовании на уроках системы заданий с разной степенью проблемности.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы, наблюдение, беседа.

Практическая значимость нашей работы состоит в разработке системы уроков с использованием проблемных ситуаций, карточек с различной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями развития.

Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников.

1.1 Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в педагогической науке.

Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали методические пути превращения учебной деятельности в радостный процесс познания мира, пути развития умственных сил учащихся. Одним из первых сторонников активного учения школьников был знаменитый чешский педагог Ян Амос Каменский. Его “Великая дидактика” содержит указания на “необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению” (9).

Французский философ Жан-Жак Руссо четко выражал идею обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идею самостоятельного решения учеником сложных вопросов.

Сторонником активного обучения был и К.Д.Ушинский, который создал дидактическую систему, направленную на развитие умственных сил учащихся. “Ученикам следует передавать не только те или другие познания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания”, – писал он (22).

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Процесс обучения определяется стремлением учителей активизировать учебную деятельность учащихся. Одним из наиболее эффективных средств активизации учебной деятельности учащихся является проблемное обучение. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемному обучению:

И.Я.Лернер сущность проблемного обучения видит в том, что “учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем” (11).

М.И.Махмутов: “Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности” (14).

Основными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация и учебная проблема. А решение той или иной проблемы на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

1.2. Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Что же включает в себя проблемная ситуация?

В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации. Уже факт столкновения с трудностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании.

Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.

В качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяют интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Таким образом, в психологическую структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное достигаемое значение или способ действия, познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности и интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Активность мышления и интерес учащихся к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает учитель. Но высшей уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации сам формирует проблему, выдвигает предположение, обосновывает гипотезу, доказывает ее и проверяет правильность решения проблемы.

А для этого деятельность ученика должна быть организуемой учителем на всех этапах учения. Познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех учащихся одинаков. Для усиления этого интереса учитель стремится создать на уроке повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на учащихся перед или в процессе создания проблемной ситуации. Использование элементов новизны, эмоционального изложения учебного материала учителем являются важными способами формирования внутренней мотивации.

Как возникают проблемные ситуации?

Одни проблемные ситуации возникают в ходе усвоения учебного материала (по логике учебного предмета) тогда, когда для ученика в этом материале есть что-то новое, еще не познанное. Иначе говоря, проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и новые (неизвестные) элементы. Возникновение проблемной ситуации независимо от учителя есть вполне естественное явление процесса обучения.

Такого рода ситуации, без сомнения, активизируют мыслительную деятельность, но эта активизация несистематическая, она как бы случайно порождается в процессе усвоения учебного предмета.

Другие проблемные ситуации – это ситуации, обусловленные особенностями процесса общения. Как правило, это – следствие постановки учителем проблемного вопроса или проблемной задачи. При этом учитель может даже не осознавать психологической сути этого явления. Вопросы и задачи могут быть поставлены с иной целью (привлечь внимание ученика, узнать, усвоил ли он изложенный ранее материал и т. д.), но, тем не менее, вызывают проблемную ситуацию.

Имеется свыше 20-ти классификаций проблемной ситуации. Наибольшее применение в практике обучения получила классификация М.И.Махмутова. Он отмечает несколько способов создания проблемных ситуаций, например:

1. При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

2. При организации практической работы учащимися;

3. При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводя их в столкновение с прежними житейскими представлениями;

4. При формировании гипотез;

5. При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

6. При побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

7. При исследовательских заданиях.

Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать на следующие дидактические цели:

привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него подсознательный интерес и другие мотивы деятельности;

поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;

обнажить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения посредствам намеченного запаса знаний, умений, навыков;

помочь ученику определить границы актуализируемых ранее усвоенных знаний и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения;

помочь ученику определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности.

Но всегда ли ученик может самостоятельно выйти из создавшегося познавательного затруднения?

Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:

1) учитель сам ставит и решает проблему;
2) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;
3) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
4) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления требуют новых знаний, новых способов действий.

Основными способами управления учением школьника является методы преподавания, содержащие приемы создания проблемной ситуации. Главными способами познавательной деятельности учащихся являются их самостоятельные работы творческого характера, выполнение заданий повышенной трудности, мотивированные интересом и эмоциональностью.

Говорить о проблемном обучении никогда не рано. Но, несомненно, необходимо учитывать возрастные особенности младших классов. Дети младшего школьного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми более старшего возраста. Как отмечалось выше, проблемное обучение предполагает творческое (а не воспроизводственное) мышление. Поэтому творческую энергию у младшего школьника намного легче развивать, чем у взрослого, который никак не может отказаться от старых стереотипов. У младшего школьника, как правило, высокая самооценка, они более раскрепощены внутренне. Это большие плюсы, на которые нужно опираться при введении проблемного обучения в начальной школе.

ГЛАВА 2. Реализация проблемной ситуации на уроках в начальной школе.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учеников, надо их прежде всего удивить, заинтересовать.

Считаю, что как раз проблемное обучение и ориентировано на продуктивную деятельность учащихся. Создание проблемной ситуации, поиск её решения и само решение непосредственно связываются с функцией творческого мышления, способствует повышению интеллектуального уровня и умственного потенциала младших школьников. Учащиеся совершают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, что, в итоге, даёт положительные результаты обучения.

Цель и назначение проблемного обучения вижу в преодолении механического усвоения знаний, в активизации мыслительной деятельности учащихся, ознакомлении их с методами научного исследования, усвоении способов самостоятельной деятельности, развитии познавательных и творческих способностей.

Освоила теоретические основы технологии проблемного обучения, изучив работы М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, И.Я. Лернера, И.С. Якиманской, И.А. Ильницкой, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцениной и др. Апробировала данную технологию в работе с учащимися начальных классов в обычной средней школе, где обучаются дети с разными учебными возможностями. В основе моего опыта лежит технология, направленная на приобретение ЗУНов через включение учащихся в творческий процесс, развитие познавательных и творческих способностей, усвоение способов самостоятельной деятельности, становление младшего школьника как субъекта учения.

Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”. При проблемном обучении ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего образования.

Применяя разнообразные приёмы и методы проблемного обучения, развиваю логическое мышление, активный словарный запас младших школьников, формирую умение анализировать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезу, устанавливать истинность или ложность гипотезы путём проверки, учу находить рациональный способ решения заданий. Выбирая способ решения, а затем, решая проблему самостоятельно, ребёнок становится в позицию субъекта обучения и, как результат, у него образуются новые знания, к пониманию которых он пришёл сам. Следовательно, проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении. Однако, по мнению И.Я. Лернера, “проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения… Оно должно строиться в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал”.

Внедряя данную технологию, на своих уроках применяю систему проблемных вопросов, задач и заданий по русскому языку, чтению, математике и по окружающему миру, цель которых – активизировать мыслительные процессы учащихся, стимулировать их самостоятельную учебную деятельность.

Постоянно интересуюсь новинками и опытом педагогов страны по данной теме, использую в работе приемлемые для меня приёмы.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:

Приемы проблемного изложения материала происходят на всех этапах урока.

На минутке чистописания использую занимательные задания, которые развивают мышление учащихся и способствуют активизации их познавательной деятельности.

– Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Их две. Они находятся в словах загадки.

В лесу живет,
Бурый цвет ему идет.

Первая буква находится в группе существительных. Вторая буква находится в местоимении и обозначает согласный – непарный по звонкости-глухости.

“Открытие” детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний включаю задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличия, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией “затруднения” в деятельности. Возникает проблемная ситуация с “затруднением”. В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации разворачивается диалог.

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов. Самообразование педагога - есть необходимое условие его профессиональной деятельности .

Оценить 2352 0

Самообразование педагога как средство совершенствования профессионального мастерства.

Подготовила

учитель начальных классов

Обучать – значит вдвойне учиться….”

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога.

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов. Самообразование педагога - есть необходимое условие его профессиональной деятельности .


Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Самообразование - процесс творческий, оно предусматривает целенаправленную и планомерную работу, организованную таким образом, чтобы вся самообразовательная работа учителя как можно больше получила практический выход, а это непременно ведет к улучшению знаний учащихся, к повышению уровня их развития, воспитания.

Необходимость самообразования, как средства совершенствования профессионального мастерства, наиболее остро осознается учителями начальных классов , на плечи которых ложится сложная задача по формированию личности школьника, вооружению его не только элементарными знаниями, навыками и умениями, но и способами учебного труда, что во многом определяет успешность дальнейшего обучения и воспитания.

Однако путь к мастерству непрост, и для учителей нашей школы он лежит, прежде всего, через самообразование.

Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самооб­ разования учителей начальной школы, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами.

эпизодичность прохождения курсов;

время проведения - в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы ;

качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего.

2. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

изучение научно-методической и учебной литературы;

участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;

теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

Темы для самообразования подбираются учителями с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

(СПИСОК ТЕМ учителей)

Формы практического выхода работы над темой самые разнообразные: открытые уроки, доклады, выступления на производственных совещаниях, педсоветах, разработка рекомендаций, памяток, творческий отчет.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самооб­разованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

3. Сетевые педагогические сообщества -новая форма организации самообразования педагогов.

Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей стра­ны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

освоение информационных концепций, знаний и навыков;

наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:

обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

методическая помощь является персональной и адресной;

попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время;

педагоги могут размещать на сайте свои мате­риалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

Педсовет.о rg ( pedsovet . org )

Открытый класс ( www . openclass . ru )

В некоторых интернет объединениях учителя нашей начальной школы открыли свои сайты и публикуют там свои работы и работы своих учеников.

4 Тесное сотрудничество с различными городскими организациями

Как уже было сказано самообразование - процесс творческий, оно предусматривает планомерную работу, организованную таким образом, чтобы вся самообразовательная работа учителя как можно больше получила практический выход, а это непременно ведет к улучшению знаний учащихся, к повышению уровня их развития, воспитания.

Поэтому, общественные организации стали активными помощниками учителям в воспитании подрастающего поколения. Данное взаимодействие осуществляется через систему дополнительного образования в школе, через систему сотрудничества.

На этапе сотрудничества наши учителя обмениваются опытом с педагогами различных городских организаций, что является важным фактором в процессе самообразования педагогов.

ДКим.Конина

В заключение хочется сказать об известной истине, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завер­шенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформирован­ной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересую­щих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Хочется пожелать педагогам дальнейших успехов в самообразовании и самореализации.


Начальное звено обучения – фундамент для умственного развития человека, для формирования нравственных устоев, здесь впервые появляются таланты и способности. Здесь всё очень важно и нет мелочей, начиная от материально – технической базы обучения и воспитания, наличие тепла, уюта, домашней обстановки в школе и кончая вниманием и заботой со стороны всех, кто старше.

Цель:

формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения младших школьников.

Изучение теоретических наработок по данному вопросу, повышение эффективности обучения, выработка новых педагогических приёмов и методик.

Разработка материала для апробации на уроках с целью диагностики.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

Работаю по теме второй год - Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Изучение теоретического материала.

1. Методические новинки

2. Программы и учебники

3. Материалы лекций курсов учителей начальных классов

4. Посещение уроков коллег

5. Разработка уроков по темам

6. Изучение нормативных документов.

Отчёт по теме самообразования учителя начальных классов

Приказом Министерства образования и науки РК государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся начальной школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей: на первой ступени обучения важно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.

Начальная школа не может оставаться в стороне от использования информационных средств обучения: ИКТ предоставляет учителю широкие возможности при подготовке, организации, проведении урока и контроле учебной деятельности учащихся, способствует сделать учебный материал доступным для пониманию, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Помогает проводить уроки на более высоком эмоциональном и эстетическом уровне, вести обучение в зоне ближайшего развития в течение года проведено более 30 уроков с использованием интерактивной доски.

Это PowerPoint презентации с анимацией и музыкой, тренажёры по математике и русскому языку, электронная серия уроков математике, русскому языку, окружающему миру. При проверке знаний учащихся помогают различные тестовые задания для отслеживания динамики развития ребёнка и анализа успеваемости.

В начале прошлого учебного года, начав работу по новому стандарту, я осознала задачу стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных заданий.

Я определила круг задач, которые мне нужно будет решить:

1. Подробнее изучить сущность компетентностностного подхода в образовании.

2. Научиться узнавать компетентностно-ориентированных задания.

3. Научиться использовать компетентностно - ориентированные задания в работе с детьми.

4. Научиться разрабатывать компетентностно - ориентированные задания.

5. Собирать дидактическую копилку материалов.

6. Найти, подобрать материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.

7. Найти единомышленников среди коллег в школе.

Конечно, за один год все задачи я решить не могла. Но уже разобралась со структурой КОЗ, провела по этому вопросу семинар для учителей своей школы, начала активно применять их на своих уроках.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Отчёт по теме самообразования

Учителя начальных классов БЕЛОЦЕРКОВЕЦ Г.Ш.

2014-2015 уч.г.

Константиновская СОШ

Учатся у тех, кого любят.

Начальное звено обучения – фундамент для умственного развития человека, для формирования нравственных устоев, здесь впервые появляются таланты и способности. Здесь всё очень важно и нет мелочей, начиная от материально – технической базы обучения и воспитания, наличие тепла, уюта, домашней обстановки в школе и кончая вниманием и заботой со стороны всех, кто старше.

В школе я работаю 29 лет из них 29 лет учителем начальных классов.

Имею: высшую категорию

Награждена: почётными грамотами и благодарственными письмами, дипломами.

формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения младших школьников.

Изучение теоретических наработок по данному вопросу, повышение эффективности обучения, выработка новых педагогических приёмов и методик.

Разработка материала для апробации на уроках с целью диагностики.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

Работаю по теме второй год - Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение теоретического материала

1. Методические новинки

2. Программы и учебники

3. Материалы лекций курсов учителей начальных классов

4. Посещение уроков коллег

5. Разработка уроков по темам

6.Изучение нормативных документов.

Приказом Министерства образования и науки РК государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся начальной школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей: на первой ступени обучения важно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.

Проведена работа по : - Формированию обучающих компетенций у учащихся через сознательную самостоятельную познавательную деятельность на уроках. - Планированию работы со способными учениками и слабоуспевающими детьми.

Начальная школа не может оставаться в стороне от использования информационных средств обучения: ИКТ предоставляет учителю широкие возможности при подготовке, организации, проведении урока и контроле учебной деятельности учащихся, способствует сделать учебный материал доступным для пониманию , активизирует познавательную деятельность обучающихся. Помогает проводить уроки на более высоком эмоциональном и эстетическом уровне, вести обучение в зоне ближайшего развития в течение года проведено более 30 уроков с использованием интерактивной доски.
Это Paver Point презентации с анимацией и музыкой, тренажёры по математике и русскому языку, электронная серия уроков математике, русскому языку, окружающему миру. При проверке знаний учащихся помогают различные тестовые задания для отслеживания динамики развития ребёнка и анализа успеваемости.
В начале прошлого учебного года, начав работу по новому стандарту, я осознала задачу стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных заданий.

Я определила круг задач, которые мне нужно будет решить:

1. Подробнее изучить сущность компетентностностного подхода в образовании.

2. Научиться узнавать компетентностно-ориентированных задания.

3. Научиться использовать компетентностно - ориентированные задания в работе с детьми.

4. Научиться разрабатывать компетентностно - ориентированные задания.

5. Собирать дидактическую копилку материалов.

6. Найти, подобрать материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.

7. Найти единомышленников среди коллег в школе.

Конечно, за один год все задачи я решить не могла. Но уже разобралась со структурой КОЗ, провела по этому вопросу семинар для учителей своей школы, начала активно применять их на своих уроках.

Компетентностно-ориентированное задание – это,

во-первых, деятельностное задание;

во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

в - третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;

в-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:

Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).

Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания).

Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).

Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

Примеры разработанных мною компетентностно - ориентированных заданий по познанию мира в 3 классе, компетентность: информационная, аспект: извлечение первичной информации.

Хочу подчеркнуть, что компетентностно - ориентированные задания

включены авторами в учебные пособия для учащихся начальной школы. Однако, их недостаточно. Поэтому приходится привлекать дополнительные источники: интернет ресурсы, различные развивающие пособия. Кроме этого, есть ИПК ПК г. Павлодаре, одним из направлений, работы которого является создание комплекса учебных пособий направленных на развитие метапредметных умений. Так же принимала участие в работе творческой мастерской.

Учитель, освоивший структуру компетентностно-ориентированного задания, сам может с успехом составлять такие задания, в том числе, привлекая к этому своих учеников.

Свою работу я начала после того, как в течение 2013 года разрабатывала сборник компетентностных заданий (информационная) по познанию мира. Результаты стартовой диагностики показали, что мои ученики лучше справляются с заданиями на нахождение информации в тексте, применение конкретных предметных знаний и задания на эрудицию. Затрудняли учеников задания требующие нахождение информации в таблицах, рисунках, схемах; рефлексии и оценки, применения самоорганизационных умений. Приведу некоторые данные исследования:

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…


Логотип

Show

педагог

Постоянное развитие умений и пополнение багажа знаний важно для каждого человека, но для учителя самообразование — это фундаментальная составляющая профессионализма. Сегодня эта работа не просто желательна, она является обязательной, исходя из требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), которым руководствуются все учреждения системы образования при составлении программ, планов работы, определения целей и задач современного процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим пример создания плана собственного профессионального развития для учителя, работающего в начальных классах.

Как организовать рабочий процесс по самообразованию

По ФГОС, смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих потребностей учителя во самореализации, что достигается путём непрерывного повышения мастерства педагога и всестороннего развития личности. Суть этого процесса заключается в получении, анализе и совершенствовании умений решать те или иные задачи, овладевать навыками и культурой умственного труда, а также постоянно самосовершенствоваться.

Учительница сидит с 4 детьми над книжками

Только самодостаточная личность будет интересна детям

Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью, чтобы зажечь другого, надо самому гореть.

Ж. Сименон

Для учителя система самообразования — это не отрывочное изучение передового опыта, а чётко структурированная работа, которая реализуется в рамках специальной программы с учётом наиболее актуальных тем.

Требования

Повышение уровня профессионализма — это способ непрерывного развития личности педагога. Образовательным стандартом определены основные направления самообразования:

  • изучение новой информации и передового опыта коллег;
  • самостоятельное приобретение знаний через педагогическую деятельность;
  • самоанализ и самооценка собственной работы.

Таким образом, повышение квалификационного уровня учителя — это не только дань специфике профессии, но и требование современного общества. Эволюционные изменения в науке и практике определяют расширение спектра вопросов, связанных с самыми разными сторонами жизни, помощь в решении которых ложится на плечи педагога. Получается, что успех педагогической деятельности непосредственно зависит и от уровня самообразования личности.

Самообразование педагога начальных классов по ФГОС ставит перед собой следующие цели:

  • ознакомление и овладение новыми профессиональными технологиями;
  • работа над повышением качества компонентов, участвующих в образовательном процессе, в частности в обучении и воспитании детей;
  • создание условий для всестороннего развития познавательной сферы учащихся.

Задачи

Для успешной реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • изучить и частично (или полностью) применять новые педтехнологии;
  • развивать познавательную активность у детей;
  • постоянно повышать уровень своей методической грамотности;
  • изучать методическую литературу по выбранной теме;
  • обобщать и распространять полученный опыт.

Принципы

Важное условие реализации программы по самообразованию — соблюдение таких принципов работы, как:

  • непрерывность (учитель выбирает тему и работает над ней длительный период времени, обычно в течение 3–4 лет);
  • взаимосвязь и преемственность (после окончания периода разработки одной темы педагог берёт следующую, как правило, связанную с предыдущей);
  • соответствие целям (процесс освоения программы идёт в рамках поставленных целей и задач);
  • доступность (теоретические принципы должны быть реальными для воплощения на практике);
  • опережающий характер (учитель интересен детям любого возраста только в том случае, когда они уверены, что он знает больше, чем они, а учитывая темпы развития современного общества, педагог должен идти в ногу со временем);
  • единство общей и профессиональной культуры (при составлении программы по самообразованию учитель должен следовать принятым в обществе нормам и правилам, соблюдать профессиональную этику).

Источники

Собственные мысли и наблюдения, методически переработанные и внедрённые в практику — это, безусловно, важный источник самообразования. Однако не менее важно быть в курсе того, что представлено в таких источниках, как:

  • СМИ (в том числе и на интернет-ресурсах);
  • методическая, научно-популярная, а также художественная литература;
  • семинары, вебинары, которые учитель посещает очно или заочно;
  • конференции, лектории, мероприятия по обмену методическим опытом;
  • программы курсов повышения квалификации;
  • методическая копилка школьных научно-практических конференций.

Учителя сидят за столом с открытыми пособиями, на заднем фоне доска с клетками и линейками, проектор

Участие в педагогических конференциях — важный аспект самообразования

Формы организации процесса

Самообразование может проходить в двух формах:

  • индивидуальной (инициатором является сам учитель), включающей в себя посещение уроков других учителей, участие в советах педагогических работников школы, в работе методического объединения педагогов района, города, региона;
  • групповой (инициатором выступает руководство отделов образования), предполагающей подготовку педсоветов, заседаний методических объединений, курсовую подготовку совместно с коллегами.

Процесс подготовки каждого из этих мероприятий отображается в документальном виде (планы, сценарии, отчёты, сертификаты, дипломы) и составляет папку педагога по самообразованию.

Как составить и выполнить методический план по самообразованию

План самообразования учителя начальных классов, по ФГОС, должен включать цели, задачи работы, предполагаемые результаты и планируемые авторские разработки.

4 женщины сидят за ноутбуками

Курсы повышения квалификации — неотъемлемая часть теоретического этапа

Этапы и формы представления результатов программы

Программа по самообразованию реализуется в 3 этапа.

Теоретический этап

Обычно на него выделяется около года работы. За это время педагог выполняет следующее:

  • формулирует тему, ставит цели и задачи работы;
  • знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по конкретному вопросу;
  • разрабатывает систему мероприятий для решения задач и их реализации на практике, то есть в обучении и воспитании;
  • обновляет свои знания по профессии;
  • прогнозирует ожидаемые результаты, а также намечает формат их презентации (цикл открытых уроков, публикации в профессиональной литературе и пр.)

Практический этап

На него тоже, как правило, отводится год, за который учитель

  • создаёт комплект авторских педагогических разработок;
  • корректирует работу по теме;
  • оформляет результаты работы по теме;
  • готовит творческие отчёты о ходе самообразования;
  • посещает открытые уроки, семинары, курсы.

Этап оценки

На эту работу — в зависимости от темы — можно потратить от года до 1,5–2 лет. В этот период педагог

  • анализирует свою работу по проблеме;
  • создаёт собственный банк статей по теме;
  • представляет свой опыт на различных методических семинарах, сайтах, конференциях.

Важно учитывать, что уже на этапе оценки педагог начинает продумывать следующую тему, намечает связи с уже отработанной.

Списки тем для самообразования учителя начальных классов

Учителям начальных классов рекомендованы темы, которые можно соотнести с любым предметом преподавания (учитывая специфику, ведь педагог преподаёт практически все предметы).

При этом есть несколько тем, рекомендованных для учителей математики:

  • Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО.
  • Решение наглядно-действенных задач на уроках математики в условиях перехода на ФГОС НОО.
  • Развитие ИКТ-компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.

Учительница в красной блузке и кожаном сарафане читает доклад

Доклады и выступления по теме помогают найти практическое применение изученной теории

Для учителей, специализирующихся на преподавании языка и литературы, темы предлагаются следующие:

  • Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.
  • Взаимодействие учителя и учащихся на уроках литературного чтения по ФГОС НОО.
  • Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.
  • Формирование эффективных навыков беглого чтения у младших школьников.
  • Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов.

Если у педагога вызывает интерес внеурочная деятельность, то можно выбрать такие темы, как:

  • Развитие речи младших школьников на уроках и внеклассных занятиях.
  • Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Для преподавателей групп продлённого дня, кроме тем о внеклассной деятельности, есть вариант:

  • Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД.

Деление тем по предметам и видам образовательной деятельности для учителя начальной школы не является принципиальным вопросом.

Пример программы

  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • разработка учебных, дидактических материалов.
  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
  • формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Как оформить папку по самообразованию

Оформление папки по самообразованию — это трудоёмкий процесс, который сопровождает педагога уже с первых дней работы над темой. Формат этого документа обсуждается на педагогическом совете школы, но в целом есть несколько общих принципов наполнения формы содержанием.

  • Индивидуальная карта учителя. В ней представлены личные данные: указаны ФИО педагога, дата рождения, образование, специальность по диплому, место работы, занимаемая должность, дата назначения на должность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория дата её присвоения.
  • План самообразования, где указаны тема, цели, задачи, перечень решаемых вопросов, предполагаемые результаты, форма работы по самообразованию.
  • Этапы работы. Этот блок может быть представлен в виде отдельных таблиц, или глав, в которых освещены все теоретические и практические разработки по теме. Особое внимание стоит уделить последнему этапу — оценке результатов, где обязательно должны быть оригиналы (если разрешено, то копии) полученных дипломов, сертификатов, фотоотчёты и публикации.

3 девочки и мальчик в форме вишнёвого цвета стоят у доски

Фотоотчёты о работе с детьми — обязательный компонент папки по самообразованию

Видео: индивидуальный образовательный проект на тему самообразования

В видеоролике представлен опыт работы педагога по организации проектной деятельности. Учителю начальных классов метод проектов позволит наиболее эффективно организовать свою деятельность по самообразованию.

Самообразование учителя начальных классов по ФГОС — это важный этап профессионального становления педагога. Выбор темы, её разработка — процесс длительный, поэтому подходить к этому следует осмысленно, вдумчиво. Постановка целей, задач, формулирование ожидаемых результатов, практическое внедрение полученных знаний и оценка собственного труда — вот основные аспекты работы над профессиональным совершенствованием. Не менее важно и правильное, своевременное оформление папки по самообразованию, сопровождающее каждый этап выполнения программы.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Читайте также: