Доклад по профессиональной этике на тему моральное сознание

Обновлено: 14.05.2024

Моральное сознание человека формируется вместе с общим и другими узкими видами сознания в процессе воспитания, социализации. На него влияют как семья, институты образования и социального развития, так и современные общественные изобретения, средства массовой информации, Интернет. В связи с этим наблюдается постоянная трансформация морали и морального сознания. Этот процесс требует контроля, отслеживания основных тенденций и координации. Среди научных проблем, которые не теряют своей актуальности в течение тысячелетий, одно из видных мест принадлежит именно вопросам морального становления личности, способности человека понимать, интериоризировать общественные требования, усваивать морально-этические предписания и выстраивать свое поведение согласно им. Развитие моральной сферы - основа личностного расцвета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. Моральное сознание как феномен человеческой культуры, его формы и уровни………………………………………………………………………………………………………………..4
2. Структура морального сознания………………………………………………………………….10
3. Динамика морального сознания, ее связь со структурой морали……………..17
Заключение………………………………………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

этика.docx

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет

национальный исследовательский университет

Кафедра теории и истории государства и права

Работу выполнила студентка

2 курса з/о, гр. 11-14

г. Нижний Новгород

1. Моральное сознание как феномен человеческой культуры, его формы и уровни……………………………………………………………… ………………………………………………..4

2. Структура морального сознания………………………………………………………… ……….10

3. Динамика морального сознания, ее связь со структурой морали……………..17

Список использованной литературы…………………………………………………… ………….22

В современном обществе на фоне нестабильных ценностных ориентаций формирование зрелой и высоконравственной личности, обладающей моральным сознанием, становится весьма актуальным. Способность к адекватному решению нравственных задач, совершению нравственного выбора в современных российских условиях требует от современного человека значительных личностных ресурсов.

Моральное сознание человека формируется вместе с общим и другими узкими видами сознания в процессе воспитания, социализации. На него влияют как семья, институты образования и социального развития, так и современные общественные изобретения, средства массовой информации, Интернет. В связи с этим наблюдается постоянная трансформация морали и морального сознания. Этот процесс требует контроля, отслеживания основных тенденций и координации. Среди научных проблем, которые не теряют своей актуальности в течение тысячелетий, одно из видных мест принадлежит именно вопросам морального становления личности, способности человека понимать, интериоризировать общественные требования, усваивать морально-этические предписания и выстраивать свое поведение согласно им. Развитие моральной сферы - основа личностного расцвета. Именно оно детерминирует реализацию личностных программ как интерпсихического (внутреннего), так и интрапсихического (внешнего) направлений.

В то же время от аморальности в обществе могут пострадать все. Формирование морального лица нации - это неотложная национально-гуманитарная проблема, которая нуждается в объединении усилий научных работников, педагогов-практиков, родителей, государственных, общественных и религиозных структур. Поэтому исследование морального сознания и его структуры становится особенно актуальным и выступает как тема нашей реферативной работы.

1. Моральное сознание как феномен человеческой культуры, его формы и уровни

Моральное сознание с точки зрения гуманитарных дисциплин выступает как разноплановое сложное явление, культурный, психологический и социальный феномен, присущий лишь человеку и обладающий своими уровнями, формой и структурой.

Сами определения морали, морального сознания расплывчаты и недостаточно конкретизированы в научной литературе. Мы будем отталкиваться от наиболее известных и распространенных дефиниций нравственности или морали:

Основываясь на последнем определении морали, мы считаем, что моральное сознание выступает как отдельная форма человеческого общественного сознания, как, например, политическое или правовое сознание, и отражает социальное бытие людей во взаимодействии друг с другом. Оно имеет место, как в семейной, так и в общественной трудовой жизни, но особенно важным становится в социуме, в образовательной и производственной практике, как инструмент эффективной общественной работы и благосостояния.

Моральное сознание выступает идеальной стороной морали, отражающей действительность в форме ее оценивания с точки зрения идеального долженствования. Поэтому способ отражения действительности в моральном сознании называют ценностно-повелительным отражением.

Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс. Неинституциональные нормы (примером которых могут быть обычно-традиционные и нравственные) формируются в самом процессе совместной жизнедеятельности людей и массового общения. Генетически первичные нормы - обычаи, традиции и нравы в их взаимосвязи.

Мораль и обычаи выполняют в обществе одни и те же функции, имеют одно и то же назначение - упорядочивать и координировать отношения и поведение людей, объединять и сплачивать их как в социальном пространстве, так и в историческом времени. Главное отличие морали от обычаев - в характере мотивации, при этом линия поведения, предписываемая моралью и обычаями, может быть совершенно одна и та же.

По мере развития моральное сознание созидает в социуме набор моральных принципов, основными среди которых всегда признавались трудолюбие, патриотизм, гуманизм, коллективизм, ответственное исполнение общественного или профессионального долга.

То есть в классе добродетелей, нравственных положительных качеств человека в полной мере проявляются оценочные суждения человечества о том, что хорошо и плохо, праведно или грешно, полезно или вредно. И моральное сознание из много числа разнородных качеств личности стремится выделить именно их, формируя идеальный образ человека нравственного.

Поэтому в число нравственных чувств, как правило, включены совесть, сострадание, любовь, уважение, благоговение, милосердие и пр. А степень развитости каждого из них определяют общую моральную культуру того или иного человека.

Важно подчеркнуть, что и добро и зло в моральном сознании осмысливаются лишь как полезные либо опасные социальные факторы. Добром с этой точки зрения может быть только то, что способствует процветанию общества, сплочению людей, росту гуманности и искренности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, тактичность.

Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями. Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

Моральное сознание функционирует на двух уровнях - эмоционально-чувственном и рационально-теоретическом, кот орые существуют во взаимодействии единства, дополняя друг друга.

По происхождению и содержанию моральные чувства являются социальными, они формируются и развиваются только в обществе в процессе взаимодействия социальных индивидов с помощью воспитания и самовоспитание. Культура моральных чувств становится выражением меры моральной развитости личности, ее способности к моральному резонансу (милосердие, сочувствие, сопереживание) и сказывается в поступках, культуре поведения. Чувство, переживание выступает основным мотивом, идеалов, оценочных представлений, ценностных ориентаций. Этот уровень связан с реакциями личности на отношения между людьми. Реакции выражаются в чувствах симпатии, антипатии; любви, ненависти; доверия, недоверия; обязанности, ответственности; национальной гордости, космополитизма; достоинства, требовательности; эгоизма, альтруизма и т.п..

Рационально-теоретический уровень морального сознания выражается в системе моральных знаний, прежде всего, этических, о нормах, принципах, идеалах, оценочных суждениях, понятиях, в которых теоретически обосновывается нравственность и ее элементы. Своим содержанием этот уровень морального сознания дает представление о том, какой должна быть действительность согласно потребностям субъекта. Это идеальная проекция того, что хочется, требуется, должно быть, т.е. общие исторические абсолютные нужды общественного развития, которые составляют одновременно и цель, и средство ее достижения.

Также, исходя из написанного выше, мы можем сказать, что в зависимости от носителя моральное сознание делится на индивидуальное и общественное. Главными компонентами индивидуального морального сознания являются моральные чувства обязанности, совести, достоинства, справедливости и т.п. - что в совокупности составляют эмоционально-чувственный уровень. Рационально-теоретический связан с системными знаниями, представлениями о понятиях морали, их содержании, взаимосвязи, например, о добре, зле, счастье, смысле жизни, справедливости, об ответственности, что дают представление о моральных ценностях вообще и в частности. Чувственный и рациональный уровни индивидуального морального сознания является основой моральных убеждений. Важной ее составляющей есть воля, которая концентрирует усилие личности, превращает индивида в активного субъекта, и превращает убеждения, банальные желания, цели в конкретные действия, поступки. Индивидуальное моральное сознание в единстве чувственного, рационального и волевого составных частей формируется во взаимодействии с общественным моральным сознанием в повседневном моральном творчестве.

Общественное моральное сознание, носителем которой становится общество, аккумулирует не только и не столько моральную практику граждан - современников, а в значительной мере использует опыт прошлых поколений и исторических эпох, их поиски и достижения. Общественное моральное сознание также структурируется по двум уровням. Основой эмоционально-чувственного его уровня выступают моральные чувства, неотрефлектированные моральные суждения и соответствующие оценочные представления, суждения. Такой уровень сознания и его компоненты отличаются нечеткостью, противоречивостью и связанные с непосредственными потребностями человека, носят более конкретный, объединенный с интересами социальных групп, сообществ, прагматичный, утилитарный характер. Рационально-теоретический уровень общественного морального сознания направлен на решение главных вопросов смысла жизни, имеет четкий, последовательный, рациональный и системный характер. Это по своей сущности - моральная философия, или этика. В моральной деятельности (аспектах) и моральных отношениях реализуются моральные чувства, знание, убеждение, представление людей о моральных ценностях.

Моральное сознание характеризуется универсальност ью, способностью все сделать объектом своего суждения и оценки с позиций абстрактных принципов действительной человечности.

Общественное моральное сознание - целостный феномен, где теоретический уровень отражается в системе понятий. Понятие морального сознания играют важную роль в духовно-практическом освоении мира. Они, с одной стороны, - инструмент познания моральной сферы жизни, с другого - степени познания, которые дополняют и закрепляют получены знания. Содержание понятий морального сознания наполняется и изменяется с историческим развитием человечества (этносов, наций), мировой (национальной) духовной культуры. Специфика понятий морального сознания заключается в том, что они своеобразно отражают моральную жизнь общества, сообществ и человека, используются для оценки разных действий, поступков как человека, так и других социальных субъектов.

Этические проблемы взаимоотношений юриста с клиентом, коллегами, государственными органами и обществом. Профессионализм и отношение к труду как характеристики морального облика личности. Основные понятия и принципы профессиональной нравственности.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.06.2013
Размер файла 24,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение
  • 1. Профессионально-нравственное сознание и его роль в обществе
    • 1.1 Профессионализм как нравственная черта личности
    • 1.2 Профессиональное нравственное сознание

    1. Аракелов Ю.С. Профессиональная этика юриста / Ю.С. Аракелов, Б.К. Джегутанов, В.С. Олейников. - СПб.: Питер, 2006. - 128 с.

    2. Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста: Учебно-методический комплекс / Г.А. Васильева. - Челябинск: Ю-УрГУ, 2005. -190 с.

    3. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. - М.: Норма, 2009. - 165 с.

    4. Саранчин Ю.К. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций / Ю.К. Саранчин. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮИ МВД России, 2004. - 174 с.

    5. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c.

    Подобные документы

    Основные принципы и виды профессиональной этики, являющейся результатом развития морального самосознания профессиональных сообществ. Профессионализм как статус морального принципа. Специфика профессиональной деятельности судьи, юриста, психолога.

    реферат [25,9 K], добавлен 12.01.2015

    Сущность, принципы и формы выражения морали. Этические категории и их значение. Норма и ценность как основные понятия морального сознания. Свобода как основание нравственности. Психология делового общения в контексте европейской этической традиции.

    шпаргалка [96,6 K], добавлен 27.09.2013

    Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Этика педагогическая.

    курсовая работа [41,6 K], добавлен 17.05.2009

    Правовая культура личности, ее составляющие. Сущность профессиональной культуры и мышления юриста. Факторы профессиональной пригодности юридических работников, их индивидуально психологических качества, необходимые для эффективного выполнения работы.

    реферат [24,0 K], добавлен 18.11.2010

    Индивидуальное и общественное моральное сознание, их взаимосвязь и взаимодействие. Общение как основная форма нравственных отношений. Роль моральной оценки в нравственной регуляции поведения. Сущность морали и нравственности. Функции и структура морали.

    Моральное сознание, с точки зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.
    Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

    Файлы: 1 файл

    Моральное сознание.docx

    Моральное сознание, с точки зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.

    Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

    Оценочная форма отражения накладывает свой отпечаток на само содержание нравственного сознания. Здесь имеет место сильный момент субъективности: один и тот же поступок может быть оценен разными людьми по-разному (даже противоположно).

    Нравственное сознание существует в виде норм (нормативная форма отражения). Нравственная норма – это особое правило, требование общества к личности, которое предписывает осуществлять определенное поведение. Она относится и к моральному сознанию, и к моральной практике, так как является фактом сознания и фактом его реализации. Отступление от нравственных норм осуждается обществом.

    При отсутствии особых нравственных институтов моральное сознание реализуется на основе чисто духовных механизмов – через традиции, привычки, авторитет, общественное мнение и т.п.

    Еще одна особенность нравственного сознания – его преимущественно эмоциональный характер, ибо первая нравственная оценка часто дается эмоционально. Рациональное понимание (разум) иногда как бы подспудно, неосознанно содержится в нравственной оценке. Здесь мы можем говорить об обыденно-психологическом уровне морального сознания.

    В содержательном плане общественно- психологический уровень морального сознания включает моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг и др.), эмоции и представления о моральном и аморальном, опытное значение моральных правил, нравов, обычаев коллектива, общества. Они формируются раньше рациональных представлений о должном, справедливом, честном и т.д.

    На теоретическом уровне моральное сознание представляет собой совокупность принципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и общественном. Эти элементы более устойчивы, в них четче выражена мировоззренческая (в том числе идеологическая) направленность. Если на общественно-психологическом уровне больше общечеловеческого, то на идеологическом уровне – классового. Высшая форма морального теоретизирования – этика – наука, в которой систематизируются основные нравственные представления, раскрывается их суть, исторический характер.

    Отличие между ними заключается в следующем:

    * нравственность закреплена традицией, вековой привычкой, индивид включен в нее непосредственно, как во внешний мир. Мораль есть выражение внутренней убежденности, свидетельство духа, в ней действительность принимается индивидом в той мере, в какой она выдержала проверку перед критической мыслью;

    * нравственность можно определить как общественную мораль, она выражает точку зрения общности (семьи, государства, общества) , мораль, напротив, есть нечто, подобное индивидуальной нравственности, она исходит из идеи самоценности человеческой личности;

    * нравственность совпадает с нравами, фактически практикуемыми формами поведения, мораль вырастает из отрицательного отношения к реальности и является субъективным долженствованием.

    Гегель полагал, что мораль вырастает из нравственности и затем обратно переходит в нравственность. История этики знает примеры полного разрыва между моралью и нравственностью, принесения нравственности в жертву морали (Кант) и наоборот (Гегель).

    Постепенно, за всю долгую историю культуры сложились два основных направления в понимании природы морали.

    2. Идеалистическая традиция, где мораль понимается как особая, автономная область человеческого духа (свободная воля и стремление к благу), противостоящая природе человека (Кант, Дюркгейм, Леви-Брюль, Самнер и др.). Нравственность - это свободный дух, не подчиняющийся ни законам природы, ни телу человека, это сфера чистого разума.

    Наиболее плодотворно в нашей литературе особенности морали как формы общественного сознания исследованы О.Г.Дробницким. Он раскрыл общую структуру морального сознания как системы форм, нарастающих по степени своей обобщенности и независимости от конкретных ситуаций поведения: норма - система норм - моральные качества - моральный идеал - моральные принципы - понятия, задающие нормативный смысл социальной действительности (справедливость, общественный идеал, отчасти смысл жизни) - понятия, задающие особый уровень развития личности (долг, ответственность, честь, достоинство). Все эти формы морального сознания являются разновидностями требований к поведению. По Дробницкому, мораль совпадает с моральным сознанием и выражает глубинные, согласующиеся с общесоциальными законами детерминанты поведения, которые не обнаруживаются на поверхности межчеловеческих отношений.

    В заключение отметим основные функции морали:

    регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах жизни: в быту, политике, науке, семье и т.д.);

    оценочно-императивную (с одной стороны, мораль оценивает действия, поступки людей, с другой - повелевает вести себя определенным образом);

    коммуникативную (представляет собой особую форму общения людей, определенное отношение к обществу, социальной среде);

    воспитательную (приобщает к тому, что выработало человечество, воспитывает в определенном духе);

    познавательную (осмысливает сами нравственные отношения).

    Становление понятий морального сознания началось еще в древнем мире. Уже первые этики подвергали весьма углубленному анализу очень многие важные понятия морали (справедливость, благо, различные добродетели и др.). В то же время начались попытки классификаций различных понятий, выделения среди наиболее важных. Предпринимались попытки выделить исходное, базовое и на его основе по-своему построить систему понятий. В античной этике, пожалуй, чаще всего уделяли внимание понятию благо.

    Уже в первые века существования этики строили различные системы добродетелей. Позже эту традицию продолжили христианские богословы. Например, Иоанн Лествичник (V в.) создал своеобразную лестницу (лествицу) добродетелей, начиная от первой — отречение от мира до последней ее ступени, представляющую собой союз самых главных (преимущественнейших) добродетелей — веры, надежды, любви. Это лестница духовного совершенствования представляет собой, по мнению богословов, "путь, возводящий христианина на небо", тот путь, которым шествовали в царство небесное христианские праведники. Афанасий Великий — один из отцов церкви — выделил семь (семь — священное число!) главных добродетелей, у которых каждая последующая якобы считается дочерью предыдущей: вера, воздержание, невинность, скромность, знание и любовь. Несколько иначе представлял структуру христианских добродетелей папа Григорий 1 (54О-6О4 гг.): мудрость, разум, совет, познание, сила, милосердие, ужас пред грехом. Соответствующим образом систематизировались и пороки. Так, по мнению папы Григория, от основного греха — гордости отходят семь пороков: тщеславие, зависть, гнев, лень, жадность, обжорство, разврат. А вот еще одна "лестница" пороков, причем, в данном случае полагается, что каждый порок порождается предшествующим: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

    Системы добродетелей и пороков создавались и в последующие века. Пожалуй, одной из последних можно считать Моральный кодекс строителей коммунизма.

    Разумеется, определенной классификации подвергались и другие понятия морального сознания (а не только добродетели). Так, по одной из них все понятия морального сознания подразделяются на сущностных и структурные.

    Первые выражают основное содержание, специфику морали (добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни и др.). Вторые — фиксируют основные компоненты морали и характер отношений между ними (моральное сознание, нравственные чувства, нравственные отношения, нравственные нормы и т.д.). Естественно, подобную классификацию трудно назвать "идеальной". Впрочем, идеальных схем вообще не существует, ибо жизнь сложнее, многограннее любой теории.

    Вместе с усложнением нравственных отношений, развитием духовной культуры в целом и теории морали в частности понятийный аппарат морального сознания претерпевает определенные изменения, становится более "изощренным", содержательным. Однако не стоит забывать, что в центре этических исследований стоят вечные проблемы человеческого существования. На эти же проблемы устремлены и другие компоненты морального сознания. А проблемы эти — "В чем смысл жизни человека, его счастья?", "Какова природа добра и зла?", "Какие нравственные качества человека следует считать главнейшими?". Иначе говоря, мораль обращена к проблемам отношения человека и Тира, отношения индивида с ближними и дальними. Поэтому основополагающие понятия (категории) морального сознания не претерпевают существенных изменений. Их содержание, как и, впрочем, их количество относительно стабильны — они едва ли не все известны со времен античности. Могут претерпевать изменения те нравственные качества и, следовательно, те понятия (второго, третьего ряда), которые напрямую связаны с нравами, с конкретными условиями жизни (об этом мы говорили, когда рассматривали социологические теории происхождения морали).

    Кроме того, под воздействием научно-технической революции получают особую актуальность, второе дыхание те проблемы, которые были известны в прошлом, но не имели в силу различных причин массового, злободневного значения, а иногда просто замалчивались под воздействием религиозного догматизма. Например, сейчас в мировом общественном мнении активно обсуждаются проблемы допустимости смертной казни, искусственного прерывания беременности и регулирования деторождаемости, отношение к умственно отсталым людям и др. Именно сейчас остро встают вопросы, связанные с ответственностью ученых за последствия своих открытий. Под влиянием научно-технической революции возникают такие понятия, как моральная информация, управление процессом нравственного воспитания. В последние десятилетия активно проводятся социологические исследования различных аспектов нравственной жизни. Выявляются новые оттенки, особенности. Но говорит ли все это о принципиальных изменениях в сущности морали? Вряд ли.

    Профессиональная мораль - это система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, занятым определенным видом профессиональной деятельности. Основными моральными факторами трудовой деятельности являются:
    а) отношение к тем, на кого направлена трудовая деятельность (или к обществу в целом);
    б) отношение к другим участникам трудовой деятельности;
    в) отношение к продукту (к результату) труда.

    В структуру профессионально-нравственного сознания входят два основных элемента, характеризующие субъективную сторону профессиональной морали:
    • моральное сознание;
    • правосознание.

    Моральное сознание— форма общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

    Моральное сознание порождается потребностями общественного развития — прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений. Моральное сознание всегда аксиологично. Оно содержит оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, принципов, традиций, идеалов.

    Будучи формой отражения действительности, моральное сознание может быть истинным или ложным. Критерием его истинности служит практика.

    Моральное сознание по сравнению с другими формами общественного сознания способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей.

    Моральное сознание, глубоко и фундаментально изученное с точки зрения философии, включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный. В отличие от науки, моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания.Лишь на рациональном уровне моральное сознание приобретает черты научного познания, а нравственные представления и идеалы становятся продуманными убеждениями.

    Правосознание юриста представляет собой профессиональный элемент и является также одной из форм общественного сознания, отражающей действительность в виде юридических знаний, правовых установок, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.

    Правосознание, как и моральное сознание, включает в себя два уровня действительности:

    1) эмоционально-чувственный, который представлен правовой психологией. Правовая психология есть совокупность чувств, привычек, настроений, характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества;

    2) рациональный,представленный правовой идеологией, совокупностью понятий, взглядов, идей, относящихся к правовой деятельности.
    Центральным компонентом правосознания является ценностное отношение к праву в целом, к его нормам, к практике их применения, к собственному правовому поведению.

    Таким образом, из социальных норм, регулирующих общественные отношения, самое близкое к праву общественное явление — это нравственность, поэтому обеспечить законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.

    Кроме того, профессионально-нравственное сознание характеризуется как познавательной функцией, так оценочной и регулятивной.
    Познавательнойфункции соответствует определенная сумма юридических знаний, взглядов, представлений, являющихся результатом интеллектуальной деятельности юриста.

    Оценочнаяфункция реализуется в определенном эмоциональном отношении человека к различным явлениям правовой жизни, которое выражается в оценке значимости полученных знаний с точки зрения человека и общества.

    Регулятивнаяфункция осуществляется посредством правовых установок и ценностных ориентаций. Результат ее реализации,— поведенческая реакция, практика.

    Профессионально-нравственное сознание является, таким образом, важнейшим элементом профессиональной культуры юристов, поэтому каждый сотрудник должен обладать необходимым объемом правовых знаний, умениями и навыками применения права, привычкой соблюдать правовые предписания в соответствии с их буквой и духом.

    Перечень основных внутригосударственных и международных нормативно-правовых актов – источников правовой морали дан в первом вопросе лекции. Все нравственно-правовые нормы, которые закреплены в них и призваны регулировать профессиональное общение и профессиональную деятельность сотрудников ОВД, по своему содержанию отчетливо разделяются на три группы. За критерий классификации берется степень общности данных норм, которая определяется сферой их практического применения. С этой точки зрения выделяются общие нравственно-правовые нормы – они обязательны для всех граждан – участников того или иного правоотношения; особенные нравственно-правовые нормы – они обязательны для лиц юридических профессий, в том числе и для сотрудников органов внутренних дел; единичные нравственно-правовые нормы – они регламентируют отношения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. В нашей типологии мы обратим преимущественное внимание на нравственно-правовые нормы в международных, а не внутригосударственных документах, поскольку международные нормативно-правовые акты менее известны и доступны сотрудникам ОВД.

    1-я группа нравственно-правовых норм определяет объем и содержание основных прав человека в международных нормативно-правовых актах и основные права человека и гражданина во внутригосударственных документах. Основополагающим документом здесь является “Всеобщая декларация прав человека” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.). В ст. 1 –13, 18–20, 28, 29 Декларации закреплены основные права человека, неотъемлемые от него, данные ему от рождения как существу разумному и социальному, а также определены его основные обязанности перед обществом.

    Нормы-дозволения раскрывают содержание неотъемлемых прав человека. Так, ст. 1 “Всеобщей декларации прав человека” провозглашает, что все люди являются свободными от рождения и равными в своем достоинстве и правах. Ст. 3 указанного документа закрепляет неотъемлемое право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Ст. 17 утверждает право каждого человека на владение имуществом; ст. 19 – право на свободу убеждений и их выражение. Особо выделим содержание ст. 28: “Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей декларации, могут быть полностью осуществлены” (Сокова З.К. Профессиональная этика: Нормативно-правовая основа. Орел, 1998. С. 96).

    Нормы-ограничения устанавливают границы свободе каждого человека, эти границы определяются свободой других людей. Ст. 29 “Всеобщей декларации прав человека” утверждает не только права, но и обязанности каждого человека перед обществом, а также справедливые ограничения в осуществлении его прав и свобод. Эти ограничения “установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе” (Там же. С. 96).

    И, наконец, нормы-запреты предписывают воздерживаться от действий, которые нарушают основные права и свободы человека. Ст. 5 “Всеобщей декларации прав человека” налагает запрет на пытки и жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство человека обращение и наказание. Ст. 9 запрещает подвергать кого бы то ни было произвольному аресту, задержанию или изгнанию. В ст. 11 утверждается презумпция невиновности любого человека, подозреваемого в совершении преступления, а в ст. 12 закреплен запрет на произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь каждого человека, на посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну его корреспонденции.

    Данные нормы о правах человека конкретизируются и дополняются в остальных международных документах применительно к различным субъектам правоотношений, разным правовым ситуациям. Например, норма о запрете пыток или жестокого, унижающего достоинство человека обращения или наказания, закрепленная в ст. 5 “Всеобщей декларации прав человека”, конкретизируется в ст. 33–36 “Конвенции о правах ребенка” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.). В ст. 34 Конвенции закреплена норма о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Эта же норма конкретизируется в ст. 10 “Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от декабря 1984 г.). В данной статье закрепляется норма о включении в программы подготовки персонала правоприменительных органов учебных материалов и информации относительно запрещения пыток, а также о включении данного запрета в правила и инструкции об обязанностях любых таких лиц.

    2-я группа нравственно-правовых норм определяет основные правомочия и профессиональные обязанности юристов различных специализаций, сотрудников внутренних служб. Здесь из международных документов следует назвать “Основные принципы, касающиеся роли юристов” (Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. 1990 г.), “Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка” (там же), а также “Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.). Как уже отмечалось, данные международные документы не имеют силы закона, поэтому, к сожалению, отступление сотрудниками правоохранительных органов от нравственно-правовых норм, закрепленных в них, не влечет за собой юридической ответственности.

    Для наших целей наибольший интерес представляет “Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка”, так как в восьми статьях этого документа и комментариях к ним закреплены основные нравственно-правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность и профессиональное общение сотрудников правоохранительных органов. Этот документ можно рассматривать как международный кодекс профессиональной морали сотрудников внутренних служб. Поэтому мы кратко раскроем содержание каждой из 8 его статей.

    В ст. 1 говорится о профессиональном долге должностных лиц по поддержанию правопорядка и высокой степени их ответственности, при этом долг определяется как служение общине и защита всех лиц от противоправных актов. Ст. 2 говорит о необходимости для должностных лиц по поддержанию правопорядка при выполнении своих служебных обязанностей уважать и защищать человеческое достоинство и права человека по отношению ко всем лицам. В ст. 3 определена норма применения силы должностными лицами по поддержанию правопорядка. Сила может применяться лишь в случае крайней необходимости и только в той мере, какая требуется для выполнения профессионального долга. Ст. 4 закрепляет норму о сохранении в тайне сведений конфиденциального характера, которые получают сотрудники правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей. В ст. 5 утверждается норма, согласно которой недопустимы осуществление, терпимое отношение или подстрекательство к пыткам или жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения и наказания. При этом “ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжение вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” (Международные стандарты деятельности правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы: Сб. док. Екатеринбург, 1999. С. 21). В ст. 6 закреплена норма об обеспечении охраны здоровья задержанных лиц, в случае необходимости оказания им медицинской помощи. Норма, закрепленная в ст. 7, запрещает должностным лицам по поддержанию правопорядка совершать какие-либо акты коррупции, она также предписывает всемерно препятствовать таким актам и бороться с ними. И, наконец, ст. 8 “Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” говорит об уважении сотрудниками правоохранительных органов закона и настоящего кодекса.

    В отечественном законодательстве права и должностные обязанности сотрудников основных подразделений ОВД определены в соответствующих статьях общих разделов Федеральных законов “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, а также Уголовно-процессуаль-ного кодекса РСФСР и Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

    3-я группа нравственно-правовых норм определяет отношения сотрудников правоохранительных органов к различным категориям граждан, прежде всего, к подвергнувшимся пыткам, заключенным под стражу и отбывающим наказание в виде лишения свободы. Основными международными документами, в которых закреплены нравственно-правовые нормы данного вида, являются: “Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г.), “Минимальные стандартные правила обращения с заключенными” (одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН резолюциями от 31 июля 1957 г. и 13 мая 1977 г.), “Основные принципы обращения с заключенными” (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.), а также “Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме” (утвержден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.). Согласно данным нормативным актам сотрудники правоохранительных органов в обращении с указанными категориями граждан должны уважать их права, избегать всего того, что может нанести ущерб их жизни, здоровью и достоинству, а также “прививать им (заключен-ным. – авт.) желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения” (Там же. С. 66).

    Выделенные три группы нравственно-правовых норм в международных документах составляют международные стандарты. Международные стандарты представляют собой “обязательный для государств – членов ООН или рекомендуемый для них нормативный минимум правового статуса личности, включая юридическую защиту и соответствующие правомочия и обязанности государственных органов и должностных лиц” (Игнатенко Г.В., Кодан С.В. Предисловие // Там же. С. 33). Логично теперь будет кратко рассмотреть вопрос о соотношении нравственно-правовых норм в международном и отечественном законодательстве.

    Благодаря вступлению Российской Федерации в Совет Европы начался процесс сближения международного и национального законодательств. Этот процесс касается и правоприменительной деятельности. Российские граждане получили возможность обращаться в Европейский суд по правам человека по поводу нарушения своих прав человека и гражданина. В настоящее время Европейский суд еще не рассмотрел ни одной жалобы российских граждан, однако число поданных жалоб перешло за несколько тысяч. И несмотря на сложный фильтрационный механизм, приемлемыми для рассмотрения на заседаниях суда уже признано более 50 исков от российских граждан. “Несомненно, что принятые судом решения по российским делам будут иметь огромное значение для развития системы правосудия в нашей стране. Представляется, что если российские судьи уже сегодня начнут сверять свои решения с многочисленными прецедентами, созданными в Страсбургском суде, уровень и качество правосудия в Российской Федерации возрастут” (Топорнин Н. Европейский суд на пороге XXI века // Российская юстиция. 1999. № 8. С. 7).

    Профессиональная мораль, её возникновение и структура профессионально-нравственного сознания.

    Читайте также: