Доклад по муз литературе 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

Скрипка – это струнный смычковый музыкальный инструмент. Имеет 4 струны (иногда 5, когда добавляют нижнюю альтовую струну), которые натянуты на гриф. Обладает высоким регистром. Дека (корпус) скрипки изготовлен из дерева, в основном из клена и ели. Из-за необходимости повышенной прочности грифа инструмента, т.к. он стирается из-за соприкосновения со струнами, его изготавливают из палисандра. От вида дерева и качества используемой древесины зависит и звучание скрипки, ведь дека является основным резонатором – устройством, воспроизводящим звуки определенных частот и усиливающим их. Смычок, используемый для звукоизвлечения, представляет из себя небольшую трость, на которую натянуто более 100 конских волос.

По своему происхождению скрипка является народным инструментом. Прообразами являются народные инструменты из Германии, Испании и арабских стран. Использовались они в большинстве случаев бродячими музыкантами.

Современный вид скрипка приобрела в Италии в XVI веке стараниями Гаспаро да Сало. В это время и был изобретен образец классической скрипки, т.к. скрипка начала пользоваться большой популярностью. Производителем первых современных скрипок стало семейство Амати во главе с Андреа Амати. Их инструменты имели правильную форму и изготавливались из лучших сортов дерева. Николо Амати является учителем известного Антонио Страдивари. Его скрипки очень высоко ценятся даже в наши дни, а их качество считается непревзойденным. Они находятся в руках только самых лучших музыкантов мира. Например, у виртуозного скрипача современности, Дэвида Гарретта.

По мнению экспертов, лучшие скрипичные мастера находились именно в Италии. Технологии изготовления инструментов были секретом, очень часто они передавались только по наследству. Самым известным и одним из самых талантливых и виртуозных классических скрипачей является Никколо Паганини. Он был новатором и обладал ошеломляющей уникальной техникой. Про Паганини говорили, что он заключил сделку с дьяволом, люди не верили, что человек способен без сверхъестественной помощи настолько искусно овладеть музыкальным инструментом.

Скрипка пользуется большой популярностью до сих пор. Для нее написаны произведения в совершенно разных жанрах, в том числе и современной музыке. Даже в наши дни до сих пор нет качественного оборудования, которое могло бы синтезировать идеальное звучание скрипки. Поэтому ее и сейчас можно смело назвать уникальным музыкальным инструментом.

Скрипка

Популярные сегодня темы

Велосипед – это не только средство передвижение. Катание на велосипеде является отличным досугом для детей и взрослых. Необходимо помнить, что езда на двухколесном транспорте может быть небез

Кирилл и Мефодий известные всему миру личности, славу свою они свою заслужили благодаря созданной ими славянской азбуке, которая стала основой всей будущей письменность на Русских землях.

С раннего детства я обожаю старинные сказки и былины. Когда я был совсем маленький, то мне их читали родители. Каждую ночь я слушал одну сказку, но мне хотелось постоянно слушать истории про

Пименов Юрий Иванович – советский, а затем и российский художник, писатель и создатель театральных декораций рисовавший в стиле импрессионизм – одного из направлений, характерным для которого

Всем известно, что в индийской культуре много всего разнообразного и интересного. Эта удивительная страна с давних времен славится своими обычаями и традициями, религией, национальными танцам

Давайте для начала разберемся, что же такое иммунитет? Иммунитет – это защитная реакция нашего организма на влияния различных бактерий и вирусов.

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

М. И. Глинка (1804-1857 гг.)

М. И. Глинка

Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.

Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.

А. П. Бородин (1833—1887 гг.)

А. П. Бородин

Выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель.

Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырям из русского героического эпоса отразился в опере и двух симфониях, впечатляющих мощью, силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенностью.

М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)

М. П. Мусоргский

Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908 гг.)

Н. А. Римский-Корсаков

И. Ф. Стравинский (1882—1971 гг.)

И. Ф. Стравинский

Д. Д. Шостакович (1906—1975 гг.)

Д. Д. Шостакович

Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В его творчестве представлены все жанры музыкального искусства: опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок. Творениям Шостаковича свойственны высокая гражданственность, острота конфликтов, эмоциональная напряженность. Потрясающие, порой трагические противоречия современного мира, неутихающая борьба созидательных и разрушительных сил жизни, светлые гуманистические идеалы свободы и справедливости нашли в его лице талантливейшего толкователя.

П. И. Чайковский (1840—1893 гг.)

П. И. Чайковский

Великий композитор, чье имя символизирует целую эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора Чайковский сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Ф.И. УЧАЩЕГОСЯ: ГУЛЯЕВ КОНСТАНТИН

РУКОВОДИТЕЛЬ: НОСКИНА Л.Д.

История I

Как развивался симфонический оркестр

В античные времена инструменталисты объединялись вместе для исполнения торжественной музыки ещё задолго до того, как оркестр сформировался как коллектив.

hello_html_4c67e126.jpg

Симфонический оркестр

hello_html_21b9b51.jpg

Античный театр. Древняя Греция и Рим

Путь от площадки античного театра до современного оркестра представляет собой долгий путь истории европейской музыки. Я напишу о кратком пути развития симфонического оркестра.

Развитие оркестра связано с постоянным совершенствованием музыкальных инструментов.

Около 1702 года этим словом впервые было обозначено небольшое пространство, предназначенное для ансамбля музыкантов – инструменталистов, сопровождавших оперу. Так называли инструментальные группы в камерной музыке. В середине XVIII века было введено решающее различие для истории оркестра: многочисленному оркестру противопоставили малую камерную музыку – ансамбль. До этого времени чёткой грани между музыкой камерной и оркестровой не проводили.

Композиторы XIX – XX вв. стремились обогатить звуковую палитру оркестра, и поэтому они ввели в оркестр ряд инструментов, которые обладали особыми техническими и тембровыми возможностями.

Таким образом , оркестр – это большой коллектив музыкантов, которые объединяются для совместного исполнения музыкальных произведений.

Если в XVIII веке оркестры были только в Европе, и их было несколько десятков, то теперь они есть во всех частях света и их насчитывается несколько тысяч.

Состав современного большого симфонического оркестра колеблется от 80 до 130 человек, которые по воле дирижёра образуют музыкальный инструмент, способный выразить и передать звуками любое музыкальное содержание, любой образ, любую мысль. У оркестра много возможностей звучания: от громоподобного звука до едва слышного, от остро резкого до ласкающе – мягкого.

История II

Симфонический оркестр – дружная семья

hello_html_m1993b76d.jpg

поэт Юрий Левитанский

Есть в музыке такая неземная,

как бы не здесь рождённая печаль,

которую ни скрипка, ни рояль

до основанья вычерпать не могут.

И арфы сладкозвучная струна

или органа трепетные трубы

для той печали слишком, что ли, грубы,

для той безмерной скорби неземной.

Но вот они сошлись, соединясь,

в могучее сообщество оркестра.

Самый маленький оркестр состоит из 15 человек. А самый большой. На торжественных церемониях под открытым небом иногда собиралось до 1000 музыкантов из нескольких оркестров.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям:

Семья струнно - смычковых инструментов;

Семья деревянных духовых инструментов;

Семья медных духовых инструментов;

Семья ударных инструментов;

В струнно-смычковую группу входят: скрипки, альты, виолончели и контрабасы:

скрипки - высокие ;

альты – средние;

виолончели – низкие ;

контрабасы – очень низкие

hello_html_3edbfb97.jpg

Эта группа является основой симфонического оркестра.

Первые симфонические оркестры состояли главным образом из смычковых струнных инструментов, к которым могло быть добавлено 3 -4 духовых инструмента.

В современном симфоническом оркестре примерно 60 – 70 струнных инструментов делятся на 5 партий:

16-18 первых скрипок

14-16 вторых скрипок

10-14 альтов

6-10 контрабасов

Ведущими инструментами в группе являются скрипки первые и вторые

Контрабасы – на октаву ниже виолончелей и раза в два больше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специальной высокой табуретке.

Группа деревянных духовых состоит из флейт, гобоев, кларнетов, фаготов.

hello_html_315eecc9.jpg

группа деревянных духовых инструментов

флейта – высокий ;

гобой – средний;

кларнет – низкий ;

фагот – очень низкий

Для разнообразия тембральных красок оркестра добавляются английский рожок, флейта - пикколо, кларнет - пикколо, бас - кларнет, котрафагот.

В группу медных духовых инструментов входят: валторны, трубы, тромбоны, туба:

труба – высокий;

валторна – средний ;

тромбон – низкий ;

туба – очень низкий

hello_html_344bd19a.jpg

группа медных духовых инструментов

И, наконец, группа ударных инструментов состоит из большого и малого барабанов, литавр, тарелок, треугольника и т.д.

группа ударных инструментов

hello_html_6ab13ba.jpg

литавры большой барабан малый барабан

колокола треуголник тамтам

Главными в этой группе являются литавры. В отличие от барабанов, бубнов, тарелок они имеют определённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивается на конкретную ноту. А с помощью специального механизма эту ноту можно перестраивать. Но это долго, поэтому, чтобы сыграть на литаврах мелодию из нескольких звуков, в оркестре используются несколько литавр, по-разному настроенных; чаще всего три. Но на трёх нотах мало что сыграешь. По этой причине литавры используются в оркестре только иногда, в особых местах — очень громких или особо красочных, а в паузах литаврист может не спеша перестроить свои инструменты. В большинстве классических симфоний литаврами и ограничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в Военной симфонии Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру.

Уже в XIX веке ударные военного оркестра – большой и малый барабаны, тарелки, треугольник – становятся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный низкий гонг – тамтам. Все эти инструменты без определённой высоты звука. Всё же условная высота у них есть. Маленький звенящий треугольник записывается наверху, а рокочущий в басах тамтам – внизу. Но в самом верху семьи всегда записываются литавры. Как и валторны в медной семье, литавры – самые страшные в семье ударных инструментов.

Включались иногда в оркестр и ударные инструменты другого типа – с определённой высотой звука. Кто из вас не играл на детском металлофоне? И по виду, и по звуку он очень похож на оркестровые колокольчики. Только колокольчики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда – как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень похожий на колокольный звон. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. В XX веке к этим инструментам добавились ксилофон, виброфон и маримба.

Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в состав симфонического оркестра XX века. Это и испанские кастаньеты , и латиноамериканские маракасы, и африканские том – томы, бонго – бонго, и многие другие. В некоторых современных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

В дополнительную группу входят арфа, челеста и рояль.

челеста арфа рояль

Для настоящих оркестровых музыкантов очень важна рассадка , потому что каждый инструмент обладает не только своим особым тембром, но и своей силой звука. Когда музыкант играет на рояле, ему нужно добиться, чтобы мелодия звучала ярко и красиво, а аккомпанемент не вылезал. При специальной рассадке с тихим звуком помещаются ближе к публике , а громкие инструменты, наоборот, прячутся подальше от неё.

Сегодня существует два вида рассадки – европейская и американская. И в той, и в другой на переднем плане располагается самая тихая струнная группа (кроме контрабасов). Есть два вида рассадки в оркестре. Европейская рассадка оркестра постепенно сформировалась в XIX веке во всех странах Европы. В этой рассадке первые скрипки сидят слева от дирижёра, а вторые – справа.

В 1945 году американский дирижёр Леопольд Стоковский пересадил музыкантов: всех скрипачей – и первых, и вторых – он посадил слева от дирижёра. Справа на первый план вывел виолончелистов, а контрабасы тоже переместил вправо, только сзади. Эта американская рассадка оказалась удачной, и сейчас применяются обе.

hello_html_63d0ba0.jpg

Расположение инструментов в симфоническом оркестре

Самый главный музыкант оркестра - дирижёр. Дирижёры - ( фр. diriger - управлять, руководить). На концерте мы видим, как он машет руками, показывая музыкантам, где надо выступить. А в некоторых местах, где оркестранты легко могут обойтись и без него, он просто опускает руки.

Главная работа дирижёра происходит не на концерте. Сначала он должен выучить огромную партитуру без оркестра. Глядя в ноты, он слышит всё, что там написано: всю музыку, все оркестровые краски. И только когда он выучит произведение во всех деталях, он приступит к репетициям.

Есть и другие виды оркестров: малый симфонический, струнный, духовой, оркестр народных инструментов. Бывает даже камерный оркестр. Но самый полный и совершенный по звучанию среди них – симфонический оркестр.

История III

У каждого инструмента свой характер

Скрипки делали во многих странах мира. Лучшие из них были изготовлены скрипичными мастерами Амати, Гварнели и Страдивари, семейства которых жили в итальянском городе Кремона в 16 -18 веках. Свято хранили мастера секреты изготовления скрипок, передавая их только своим сыновьям. Эти инструменты обладали неповторимым по своей красоте и выразительности звучанием, похожим на голоса певцов. Некоторые знаменитые итальянские скрипки сохранились до нашего времени. Играют на них лучшие музыканты мира. Скрипки в симфоническом оркестре считаются ведущими инструментами. Они делятся на две партии: первые и вторые.

Альт внешне похож на скрипку, но больше по размеру и звучит немного ниже. По сравнению со скрипкой, тембр этого инструмента более глуховатый и мягкий, но такой же напевный и выразительный.

Виолончель очень похожа на скрипку и альт, но значительно больше их по размеру. Поэтому во время игры этот инструмент ставят на металлический шпиль, который упирают в пол. Играют на виолончели сидя. Её густой, сочный, благородный по звучанию тембр напоминает низкий мужской голос.

Контрабас – самый низкий и самый большой по размерам струнный смычковый инструмент. В оркестре эти инструменты исполняют басовую партию, которая, как своеобразный фундамент, поддерживает звучание всех остальных инструментов. Играют на контрабасе стоя или сидя на специальном высоком стуле.

Деревянные духовые инструменты

Предками некоторых инструментов из этого семейства были пастушьи свирели, сделанные из тростника. Первые деревянные духовые инструменты изготавливали из дерева, поэтому современные металлические инструменты. По традиции, называются деревянными.

Общим для этих инструментов является способ извлечения звука – вдувание воздуха в основную трубку, который колеблется внутри её.

Высота звука изменяется при помощи нажатия на клапаны, закрывая и открывая отверстия в трубке.

Флейта – самый популярный инструмент деревянной духовой группы, его предками были пастушьи инструменты из тростника. В Древней Греции была распространена флейта, которая представляла собой множество трубочек, скреплённых вместе. Её называют – флейта Пана .

Пан был богом пастухов и охотников. Его уродливая внешность – козлиные ноги и рога, вызывала у людей ужас, часто обращая их в бегство. Сохранилась легенда о том, как влюблённый Пан преследовал в лесу прекрасную нимфу, но настигнутая им девушка внезапно превратилась в тростник. Опечаленный пан срезал с него ветки, соединив их вместе. Так появился этот удивительный, красивый по звучанию инструмент.

Медные духовые инструменты

Валторна. Название этого инструмента происходит от немецкого слова Waldhorn (вальдхорн) – лесной рог. Предками инструмента были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты.

Валторна имеет закруглённую форму в виде скрученной в несколько витков трёхметровой трубки, завершающейся широким раструбом. Более мягкий по звучанию, чем трубы, тембр валторны позволяет исполнять музыку не только героического, но и напевного, лирического характера.

Труба – один из самых древних медных духовых инструментов, который использовался во многих странах. Её звучание поддерживало отвагу воинов в бою, открывало торжественные церемонии.

Её яркий, мужественный, чуть резковатый тембр часто используется во многих музыкальных эпизодах героического характера.

Туба – самый низкий инструмент медной духовой группы. Тембр её суровый, плотный по звучанию. В оркестре туба обычно исполняет басовую партию.

Ударные инструменты

Ударные инструменты в симфоническом оркестре делятся на две группы.

К первой группе относятся ударные инструменты, которые настроены на определённую высоту звука. На таких инструментах можно исполнять мелодии. Ко второй группе относятся инструменты, не имеющие высоты звука. Такие инструменты могут играть только ритмическую партию или изобразить какое – либо эффектное звучание в оркестре.

Ударные инструменты, имеющие определённую высоту

Литавры – самый первый ударный инструмент, появившийся в симфоническом оркестре. Он имеет металлический корпус в виде котла. Литавру настраивают на определённую высоту звука при помощи винтов, которые меняют натяжение кожи. Каждая литавра может издавать только один звук по высоте, поэтому их в оркестре бывает несколько. Играя на этих инструментах при помощи ударов небольших колотушек, можно подражать звучанию раскатов грома.

Современные литавры имеют механизм, который позволяет перестраивать их во время игры простым нажатием педали.

Колокола – ударный инструмент, который точно воспроизводит звучание церковных колоколов. Он представляет собой набор металлических трубок, свободно подвешенных на перекладине, по которым ударяют колотушкой. Каждая трубка настроена на свою высоту звука.

Ударные инструменты, не имеющие высоты звука

Большой барабан в оркестре звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдалённые пушечные выстрелы. Звук барабана не имеет определённой высоты, поэтому его партию записывают не на нотном стане, на так называемой нитке – одной линейке, на которой отмечен только ритм.

Малый барабан издавна является участником военных духовых оркестров. Этот инструмент также входит в ударную группу симфонического оркестра. Малый барабан имеет звук сухой и отчётливый. Наиболее выразительно в его партии звучит быстрая чёткая дробь.

В группу ударных инструментов входят и известные всем бубен, тарелки , а также подвешенный на перекладину треугольник, из которого лёгким ударом палочки извлекают высокий, нежный звук.

Тамтам – подвешенный на специальной раме металлический диск, напоминающий гонг. Звук, извлекаемый при помощи удара колотушкой, имеет мрачный, зловещий тембр. Он обладает способностью долго вибрировать после удара, образуя многочисленные звуки.

Кастаньеты – музыкальный инструмент, который ведёт своё происхождение из Испании. Под щёлканье этого инструмента обычно исполняются испанские танцы. Кастаньеты похожи на две деревянные скорлупки, соединённые шнуром. Танцоры надевают кастаньеты на запястье и во время танца приводят их в движение пальцами.

В симфоническом оркестре применяются кастаньеты на рукоятке. При их встряхивании скорлупки ударяются друг об друга, издавая сухой, щёлкающий звук.

Дополнительная группа

Арфа – один из древнейших музыкальных инструментов, на котором играли в Древнем Египте, Древней Греции и Риме. У современной арфы 47 струн, которые натянуты на большую, украшенную резьбой металлическую раму треугольной формы с изящно изогнутой верхней частью. С помощью семи педалей для ног можно повышать на полутон или тон высоту отдельных струн. Нежное струнное звучание арфы используется композиторами для создания фантастических образов и изображения картин природы. Также игрой на арфе можно подражать звучанию других струнных инструментов.

Симфонический оркестр богат огромной палитрой музыкальных красок. Он представляет собой большую семью, в которой группы инструментов, сливаясь друг с другом в звучании, образуют сложный тембровый сплав. Свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, и переложенной для симфонического оркестра. Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ж. Бизе, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков, А.П. Бородин, М. П. Мусоргский, С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и многие другие композиторы писали симфонии, сюиты, увертюры, симфонические поэмы, картины, фантазии, инструментальные концерты для симфонического оркестра. Кантаты, оратории, оперы и балеты исполняются в сопровождении симфонического оркестра. Умение писать для него представляет собой высшую и сложнейшую область искусства музыкальной композиции, требующую глубоких специальных знаний, большого опыта, практики, а главное – особых музыкальных способностей, одарённости, таланта.

Использованная литература

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыкальной литературе

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Задачи развивающие: развитие логического ассоциативного мышления, гибкости и быстроты мышления.

Задачи воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия классической и народной музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного отношения к предмету.

Оборудование: музыкальный центр, телевизор, DVD, диски, кассеты, балалайка, домра, домбра, музыкальные инструменты (треугольник, бубны, ложки), фломастеры, карандаши.

Термины, понятия: дуэт, трио, квартет, оркестр, дирижер.

Видеоряд: фрагменты исполнения симфонического оркестра, настройка оркестра перед спектаклем.

Изобразительный ряд: оркестр и дирижер крупным планом, калмыцкие народные инструменты.

I Организационный момент;

II Повторение пройденного материала, беседа о видах и составах ансамблей;

III Объяснение нового материала;

IV Закрепление изученного материала;

Виды деятельности учащихся:

-выполнение творческих заданий;

Методы обучения: обобщение, словесный, наглядно-слуховой, анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

Повторение пройденного материала, беседа о видах и составах ансамблей.

-Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: оркестр. Мы уже не раз называли это слово. Что же это такое? Но прежде, чем вы ответите на этот вопрос, давайте с вами вспомним значение других слов: дуэт, трио, квартет (Ответы детей).

- Так называют группы музыкантов, с небольшим количеством участников. А если исполнителей гораздо больше – 15, 20, 30?

Объяснение нового материала.

Для этого в музыке тоже есть специальное название. И звучит оно так – оркестр. Прислушайтесь к этому слову, так и кажется, будто загремели литавры, раздались голоса скрипок и кларнетов, вдалеке послышался звон струн арфы. А почему? Потому что оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе на различных типах инструментов. Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение оркестра и дирижера).

Литература: (Музыкальные инструменты стр.30)

- Как вы думаете, эти исполнители сидят там, где кто хочет, или есть определенный порядок? (Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом).

-Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Для вас такое задание: вспомните, пожалуйста, названия инструментов, которые входят в состав групп симфонического оркестра. Обозначьте каждую группу оркестра своим цветом.

Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно).

- Молодцы. Обратите внимание, у этого музыканта в руках не инструмент, а … (палочка).

- Самый главный музыкант и называется особо – дирижер . При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении-кафедре, помогая музыкантам и певцам выступать согласованно, иначе невозможно добиться желаемого эффекта. Давайте посмотрим на работу дирижера.

(Видео фрагмент звучания симфонического оркестра).

-Мы с вами видели симфонический оркестр. Количество музыкантов в симфоническом оркестре зависит от того, какая музыка будет звучать. При этом всегда имеется струнная группа из первых и вторых скрипок, альта, виолончели и контрабаса. Для большинства симфоний Моцарта требуются еще две поперечные флейты, два гобоя и два рожка. Такой состав является базовым и для современного симфонического оркестра.

Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите, отличается ли этот оркестр от первого? Если да, то чем?

(Демонстрируется изображение оркестра русских народных инструментов)

Литература : Алеев. Музыка 1 класс стр. 36

(Да отличаются. Здесь другие инструменты).

(Звучит фрагмент плясовой. Детям раздаются ложки, треугольник, бубны и т.д. просьба отмечать с помощью инструментов сильные доли).

Эх, оркестр народный,

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

- Какой характер у этой музыки? (Задорный, веселый, радостный).

- Замечательно. Обратите внимание, как много у исполнителей всяких бубнов, трещоток, колокольчиков. Это помогает придать музыке праздничный, задорный характер. Но лирические, протяжные мелодии тоже под силу этому оркестру. Как вы думаете, народному оркестру нужен дирижер? (Да).

-Почему? (Потому что в этом оркестре тоже много исполнителей).

- Правильно. А еще потому, что в народных мелодиях часто меняется настроение: только что было спокойное, лиричное и вдруг – плясовая. Вот дирижер и дает знак – внимание, приготовились. Посмотрим еще раз на оркестр, много ли в нем инструментов? (Много).

- А зачем столько? (Чтобы было громко).

- Не только. У каждого инструмента своя окраска голоса – тембр, который играет ту же роль, что и краски в изобразительном искусстве. А какие же инструменты присутствуют в этом оркестре? (Балалайки, домбры, баян и ударные).

- А теперь послушайте, что это за оркестр?

(Это оркестр калмыцких инструментов).

- А знаете ли вы музыкальные инструменты этого оркестра? (Домбра).

- Правильно, домбра. Но кроме этого инструмента в нашем Национальном оркестре есть и другие: товшур, ятха, хуур, ударные. Вот как выглядят калмыцкие народные инструменты.

У нас в Калмыкии существуют Государственный симфонический оркестр РК, художественным руководителем и главным дирижером которого является Мерген Настинов и Национальный оркестр РК, под руководством заслуженного артиста РФ и заслуженного деятеля искусств Владимира Карпенко.

Закрепление изученного материала

- Как называется большая группа музыкантов, играющих на разных инструментах? (Оркестр).

- Кто такой дирижер? (Тот, кто руководит оркестром).

-Где стоит дирижер? (На кафедре, перед оркестром).

-Какие виды оркестров вы знаете? (Симфонические и народные).

- Какую роль играет тембр? (Это окраска звука).

- Как вы думаете, что общего во всех разновидностях оркестров? (Расположение музыкантов, дирижер, различные группы инструментов).

Музыкальное воспитание идет рука об руку с нравственным воспитанием ребенка. В возрасте 5-6 лет дошкольники уже могут отличать не только мелодии, звуки, но и музыку разных композиторов. Для детей знакомство с творчеством и жизнью известных музыкантов может стать настоящим открытием.

Детям – детская музыка

Во все времена композиторы придавали особое значение детской музыке. Она навевает воспоминания, связанные с самой прекрасной порой. Музыка с детства окружает нас. Она звучит дома, на праздниках, в садах, школах, в транспорте.

Детская музыка

Очень важно, что именно слушают дети. Психологи и педагоги делают акцент на том, что прививать эстетическую культуру нужно начиная с дошкольного возраста. Давно доказано, что хорошая детская музыка развивает творческие и умственные способности ребенка. Детские произведения способствуют становлению личности ребенка и выбору профессии.

Детская музыка – это музыка с конкретными образами, с поэтичным и живым содержанием. У нее простые и четкие формы. В основе произведений лежат народные сказки, мир животных, картины природы, сюжеты из детской жизни.

Что нужно знать о музыке и великих композиторах?

Древние греки верили, что музыка дарована им богами. Ее ритм и мелодия с давних времен оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние человека. Под нее получается лучше и быстрее выполнять работу, концентрироваться, успокаиваться, фантазировать, веселиться, мечтать. Музыка способна даже лечить некоторые болезни. Когда человек слушает лирическую композицию, его душа открывается навстречу прекрасному. Говорит его сердце, а не разум.

Любая музыка состоит из звуков, чередующихся с тишиной. Воспроизводятся они с помощью разных музыкальных инструментов. Чтобы записывать музыку, придумали ноты. Люди, которые ее пишут, называются композиторами. Это одаренные люди, способные объединять звуки в музыку, ласкающую слух.

Мальчик за фортепиано

Есть среди них особые, великие композиторы. Так называют композиторов с особым слухом и чувствительностью к тону и мелодии. Они смогли составить композиции, которые откликаются в сердцах людей разных поколений и народностей. В основном это классические произведения. Созданные много десятков, а то и сотен лет назад, они продолжают волновать людей и сегодня. Можно сказать, что классическая музыка вечная.

Русские композиторы для детей

Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей.

Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.

Краткая биография:

Николай Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет.

Биография кратко:

Советские композиторы – детям

Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.

Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.

Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:

  • Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
  • Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
  • Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
  • Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
  • Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
  • Башкирские: С. Шагиахметова.
  • Армянские: Л. Спендиаров.

Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.

Сергей Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.

Краткая биография:

Дмитрий Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.

Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.

Биография кратко:

Детям о современных композиторах

Песни этих композиторов звучат на всех утренниках и детских праздниках, на телепередачах и в развлекательных центрах. Но имена современных композиторов не так известны, как имена классиков. Очень часто труды оценивают по достоинству только после смерти исполнителя, а иногда после многих лет забвения. Это несправедливо. Детям нужно рассказывать не только о великих композиторах прошлого времени, но и о талантах, пишущих музыку в наши дни.

Александр Ермолов

Александр Владимирович Ермолов

Произведения композиторов для детей

Музыка великих композиторов вдохновляет поэтов сочинять на нее стихи. Так на свет появляются замечательные детские песни. В некоторых произведениях слова лишние. Предлагаем послушать несколько ярких композиций, рассмотренных нами авторов:

Читайте также: