Доклад по мхк 8 класс на тему древняя греция

Обновлено: 19.05.2024

Греция занимает особое место среди государств древнего мира. Даже спустя многие тысячелетия научные достижения выдающихся людей этого небольшого государства поражают своим величием, а её культурные ценности являются огромным вкладом в сокровищницу всей мировой культуры.

Итак, перенесёмся на юг Балканского полуострова и острова Эгейского моря, где и располагалась древняя Греция.

Какой была древняя Эллада

В те далекие времена, да и поныне греки называют свою родину Элладой. Знакомство с эллинами мы начнем с периода наивысшего расцвета их государства. А он пришелся на V—IV век до нашей эры.

Доклад о Древней Греции.

Греческого государства, как такового тогда не существовало. Греки проживали в полисах — многочисленных совершенно разрозненных городах–государствах. Каждое из этих мини–государств было озабочено лишь собственным благополучием. И между собой они находились в постоянных распрях. Общим у них был лишь язык, да боги, которым поклонялись.

Жители полисов делились на две группы — граждане и рабы. Каждый гражданин обладал правом собственности на землю. Это позволяло ему не только обрабатывать землю, но и заниматься скотоводством. Занятия сельским хозяйством обеспечивали вполне приличный доход для содержания семьи.

Главным источником пополнения численности рабов была война. Они были не только лишены права собственности на землю и орудия труда, но и сами являлись бессловесными и совершенно бесправными орудиями труда.

В каждом полисе действовал принцип самообеспечения, по сути, натуральное хозяйство. Все потребности граждан вполне обеспечивались в пределах родного полиса. Это придавало его гражданам чувство уверенности и независимости.

Вскоре к гражданам, занятым в сельском хозяйстве, прибавились ремесленники, осваивающие использование железа. В их среде постоянно совершенствовались технологии обработки железа и бронзы, изготовления оружия и доспехов. Появились мастера по отливке статуй, кораблестроители, маляры, художники.

Древние корабли и галеры.

Афины — колыбель демократии

Главным городом Греции, её культурным и интеллектуальным центром в то время были Афины. Именно здесь сформировались основные демократические принципы социального устройства полисов. Они состояли в следующем:

  • Все коренные граждане полисов входили в гражданский коллектив. Верховная власть принадлежала народному собранию коллектива. Он являлся совещательным и законодательным органом своей городской общины. Законы принимались простым поднятием рук присутствующих. Все решения, касающиеся жизни, быта и обороны города принимались коллективно. Каждый гражданин мог высказать свое мнение и мог быть избранным на любую должность, кроме военачальника.
  • Исполнительная власть была сосредоточена в руках избранных народным собранием должностных лиц — магистратов, входивших в совет пятисот. Этот орган решал все текущие дела и готовил материалы для рассмотрения на народном собрании.

Выборный суд в Афинах.

  • Высшая судебная власть (гелиэя) следила за исполнением законов, рассматривала текущие спорные дела. Гелиэя также была выборной, её основным назначением была защита прав граждан. Информацию по этой теме вы найдете на страницах нашего сайта по ссылке.
  • Все перечисленные органы власти были подотчётны гражданам своего полиса.

Постепенно совершенствующиеся нормы поведения стали основой гражданского права Афин. Подобная социальная иерархия распространилась и на другие греческие полисы. Афинская демократия, просуществовав около 250 лет, постепенно приходит в упадок.

Но почему именно в древней Греции зародились основные демократические принципы, вошедшие позднее в модели устройства других государств? Этому способствовала небольшая территория города-государства, позволявшая каждому полноправному гражданину принимать личное участие в народном собрании. К тому же их число ограничивалось наличием или отсутствием земельного участка, принадлежавшего общине. Труд рабов освобождал граждан от тяжелой повседневной работы, позволяя им использовать свободное время для участия в государственных делах.

Культурное наследие древних эллинов

Греки оставили миру не только передовые принципы устройства общества, но и подарили богатейшее культурное наследие.

Наука

Именно греческим философам мы обязаны важнейшими сведениями о мироздании, которые и поныне используются в науке. Вот некоторые имена из этой славной плеяды:

    мы обязаны представлениями о материальном и нематериальном мире.

Аристотель — этик, политик и великий естествоиспытатель.

  • Фалесу из Милета — начальными сведениями по электростатике. Именно он начал использовать основы геометрии для чисто практических задач — определения высоты пирамид и вычисления расстояния от корабля до берега.
  • Остается лишь преклоняться перед гением Демокрита, который заложил представления об атомистической картине мира.
  • Имя великого Архимеда из Сиракуз связано с его громадными достижениями в области физики, инженерии и астрономии. Созданные им механизмы поднимали из воды затопленные суда, а открытый Архимедом закон о выталкивающей силе и поныне носит его имя. Когда опасность нависла над его родным городом, он поджёг вражескую флотилию с помощью вогнутых зеркал. Не менее значимы труды Архимеда и в области математики.

Культура

Наследие древних греков поистине бесценно и в других сферах жизни.

Обратимся к греческому языку. Отголоски этого красивого, древнего языка прослеживаются во многих языках мира. Древние греки дали миру более чем 1000 слов, вошедших в разные языки. Это не только научные и медицинские термины, но и вполне привычные слова: история, демократия, тетрадь, школа, хирургия и пр. Это язык Нового Завета и другой православной литературы. На нем слагались мифы о подвигах Геракла, о страшном Минотавре, о красавце Персее, освободившем прикованную к скале прелестную Андромеду…. Из этих мифов брались сюжеты для повествований (эпоса), а именами мифических героев назывались созвездия.

Геркулес убиваей Немейского льва.

На севере Греции располагается самый высокий горный массив — Олимп. Греки были уверены, что именно там обитают боги. И среди них верховный бог Зевс — властелин неба, грома и молнии. Именно ему древние греки приписывают проведение первых олимпийских игр. Проводились соревнования атлетов каждые четыре года. На время их подготовки и проведения прекращались всякие войны между городами, а нарушившие это перемирие, строго наказывались. В год проведения игр во все части страны направлялись гонцы с факелами в руках, они несли вести о перемирии и начале олимпиады.

Основными принципами олимпийских игр эллины считали дружбу, уважение и благородное соперничество.

Искусство

Древние эллины были веёлым, талантливым народом. Они построили первый в мире театр, создали великие произведения архитектуры и скульптуры. Сохранившиеся руины древних храмов и стадионов позволяют нам судить о великолепном искусстве древних зодчих.

Великолепный образец греческой архитектуры — храм Парфенон, находящийся в столице Греции Афинах.

Храм Парфенон.

Он является частью греческого Акрополя. Основным строительным материалом у греческих зодчих был белый мрамор. Его сияние на фоне голубого неба, великолепная колоннада, окружающая периметр здания производят неизгладимое впечатление и ныне, спустя 2500 лет.

Дискобол Мирона.

Прекрасное тело юноши–атлета изображено в момент размаха перед бросанием диска.

Шедевром мировой скульптуры является и Венера Милосская, вытесанная из камня зодчим Александросом.

Статуя Венеры Милосской.

Достойны восхищения ювелирные изделия древних мастеров Греции.

Достижения древних греков во всех перечисленных областях действительно огромны. Почему же их вклад в развитие техники был не столь весомым, и они не совершили настоящей промышленной революции? Виной этому был рабовладельческий строй — труд рабов, которые были основной рабочей силой, был очень дешевым. И не возникала необходимость в повышении производительности труда и совершенствовании механизмов, облегчающих этот труд.


Категория: История

Искусство Древней Греции

История

Культура древних эллинов сыграла важнейшую роль в зарождении европейского искусства. До сих пор люди восхищаются шедеврами, созданными древними скульпторами, художниками и писателями. Искусство Древней Греции базируется на желании греков учиться у других народов, поэтому в произведениях можно найти восточные и египетские мотивы. Тема древнегреческой культуры раскрыта во многих научных докладах и рефератах, но по-прежнему вызывает живой интерес.

Исторические периоды

Древнегреческая история развития искусств начинается с XII века до н. э. Всего в периодизации культуры Эллады выделяют 4 главных этапа:

  • гомеровский;
  • архаика;
  • классический;
  • эллинистический.

Эпоха геометрики

Эпоха геометрики

Время, когда распадается общинный строй, появляются первые художественные произведения — эпос, примитивная скульптура. Для росписи по керамике характерны узоры с геометрическими фигурами. Популярны меандры, сетки и треугольники. Именно в этот период впервые стали использовать циркуль и линейку. Архитектурные постройки выполнены из сырцового кирпича и отличаются прямоугольными формами.

Во время поздней геометрики, кроме примитивных терракотовых скульптур, появляются первые бронзовые фигурные композиции. Статуи людей и животных отлиты по древнеегипетским канонам с привязкой к реальным размерам.

Архаический этап

Процветают ремёсла и художественная роспись по гончарным изделиям. Геометрия узоров замещается сначала восточными орнаментами, затем силуэтным рисунком. Скульптура становится рельефной и увеличивается в размерах, особенно это касается статуй божеств.

Появляется образ героя, атлета, обнажённая натура. Фигурам придаётся выразительность, мастера учатся пропорциональному сложению, более чёткому рельефу мышц тела, передаче мимики или движения.

Эра классики

Центр античной культуры и искусства — Афины. Это время культа физической красоты, силы и отваги. В чести спортивные состязания и театральные представления, доступные элите государства и простым гражданам. Развивается литература — лирические произведения и трагедия.

Эра классики

В скульптуре и архитектуре применяют благородный и деликатный в обработке мрамор. Храмы становятся более гармоничными, оформленными изысканным орнаментом и сложными украшениями. Статуи реалистичны, в них видна страсть, пластика и грация.

Изобразительное искусство Древней Греции в период классики отличается развитием новых направлений. Появляются академии, обучающие теории и технике живописи. Художники стараются передать внутренний мир и эмоции человека. Показывают многогранность характеров и проявления чувств. Главным инструментом живописца становится кисть. Известный художник того времени Агафарх изобрёл новый приём — игру света и тени, благодаря которой у изображений появилась перспектива, иллюзия глубины.

Время эллинизма

Памятники древнегреческого искусства

К сожалению, живопись Древней Греции и литература дошли в очень кратком содержании. Самые известные сегодня поэты, прозаики и драматурги:

  • Гомер;
  • Эсхил;
  • Сафо;
  • Софокл;
  • Эврипид;
  • Аристофан;
  • Солон.

Фрески Древней Греции

Памятники живописи сохранились большей частью на фресках дворцов и храмов, на керамике. Эволюцию изобразительного искусства можно проследить по вазописи начиная с чёрнофигурных изображений тёмного гомеровского периода.

В музеях Европы и США хранятся шедевры древнегреческой культуры — скульптурные композиции, барельефы и статуи из металла, фронтоны некогда величественных храмов. Они посвящены героям, спортсменам и богам, как например:

Гениальные зодчие, поэты и драматурги, философы античности служат источником вдохновения для современного искусства. На сцене театров оживают герои древнегреческих пьес: Орест и Электра, Антигона и Эдип. По мотивам древних трагиков снимают художественные фильмы о героях и богах, царях Эллады.


Искусство Древней Греции изучается во всех своих проявлениях. Оно формировалось и развивалось на протяжении большого промежутка времени и являлось фундаментом римской и современной культуры.

Греческая керамика

Историю Древней Греции на 5 отдельных периодов, тянувшихся с 3 тысячелетия до н.э. и до 5 века н.э.: Крито-микенский, Гомеровский период, Архаический, Классический и Эллинистический.

Говоря кратко про изобразительное искусство Древней Греции, следует отметить, что оно дошло до нас благодаря сохранившимся керамическим вазам. Именно на них большинство ремесленников оставляли свои рисунки. В более древние века декоративно-прикладное искусство было представлено геометрическими фигурами, из которых составлялись орнаменты. Главным отличием живописи Древней Греции стала характерная только эллинам меандровая роспись как ваз, так и рисунков на одеждах и зданиях.

В классический период к этим двум методикам добавился еще один вид живописи – монументальный. Он использовался при изготовлении фресок и мозаик.

В росписи ваз использовалось только два цвета. Рисунок выполнялся либо красным цветом на черном фоне, либо наоборот. Чернофигурный метод использовался немного раньше краснофигурного.

которые читают вместе с этой





Именно греки открыли игру светотени, автором которой стал Апполодор Афинский, а также первыми стали оставлять автографы под своим творением.

Древнегреческая амфора

Рис. 1. Древнегреческая амфора.

Музыка и театральное искусство

Классическими жанрами древнегреческого театра были комедия и трагедия, а его неотъемлемой частью является хор.

Наиболее популярными произведениями оставались гимны богам и богиням, а также народные песни, среди которых выделялись крестьянские, свадебные и поминальные.

Среди театрально-хоровых песен преобладали элегии, исполняемые под флейту, и оды.

Скульптура

Высочайшим достижением античности являются древнегреческие скульптуры. Зарождение скульптуры происходило во времена Гомера, а в архаическую эпоху были созданы лучшие статуи и ансамбли. Уникальным достижением греков во времена античности стало подчеркивание красоты человеческого тела как высшего идеала. Многие статуи героев и богов представляли их без одежды, указывая на это превосходство над обычным человеком.

Скульптура Геракла

Рис. 2. Скульптура Геракла.

Литература

Бюст Аристотеля

Рис. 3. Бюст Аристотеля.

Что мы узнали?

Именно в Древней Греции появились зачатки театрального, изобразительного и музыкального искусства. Заложенные в Древней Греции основы используются даже современными творцами.

Мир древнегреческой культуры – мир совершенно особенный. Греки были едва ли не первым народом, который попытался сам себя описать. Они испытывали к себе и миру громадное любопытство, благодаря этому мы и знаем о них так много.

Этот исследовательский интерес греков, умение наблюдать и понимать человека, был унаследован европейской цивилизацией. Древние греки оставили свой след во всех областях культуры и науки. Достаточно вспомнить, что греческая письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Древнегреческая наука. Философия

Демокрит

Бюст Сократа


Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр

Литература

Бюст Гомера

Самым известным автором любовных стихов была поэтесса Сапфо. Также поэты тех времен сочиняли торжественные песнопения для праздничных хоров, для прославления победителей всевозможных состязаний. Среди них прославились Пиндар и Арион, написавший первый дифирамб – гимн Дионису. С возникновением театра появились новые поэтические жанры – трагедия и комедия, новые авторы и новые художественные идеи.

Дж. В.Уотерхаус. Одиссей и сирены

Прозаические произведения создавались историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Сама история в древности считалась художественным повествованием. Также образцами художественной прозы стали речи афинских ораторов, прежде всего Демосфена. Да и авторы философских произведений Платон, Аристотель придавали огромное значение литературной отделке, языку своих произведений.

Бюст Пиндара. Римская копия греческой скульптуры середины V века до н. э.

Ксенофонт

Архитектура

Виды ордеров

Градостроительство греческой классики основывалось на архитектурном ордере. В этот период их было два – строгий и величественный дорический и легкий изящный ионический. В период эллинизма начал распространяться изысканный и пышный коринфский. Наиболее распространенными общественными зданиями в Греции были храмы. В зависимости от количества колонн они делились на несколько типов. Торжественный и нарядный облик храму придавали фронтон со скульптурами и рельефами, верхние части наружных стен, портики с колоннами, пронизанные воздухом и светом. Колонны создавали постепенный переход от пространства к храму.

Греки считали, что храмы олимпийских богов, которые внесли в мир порядок, следует возводить такими же гармоничными, упорядоченными.

Внутри храма находилась статуя бога, чьим домом считался этот храм, священные предметы и сокровища, часто здесь же хранилась городская казна. Греческий храм, в отличие от христианской церкви, предназначался для внешнего осмотра людьми, вся его красота была снаружи, а не изнутри.

Греческие архитекторы не только мастерски создавали отдельные здания. Их достижением была разработка идеи регулярного города, то есть строительства городов по заранее обдуманному, разумному плану. Ее придумал Гипподам из Милета. И хотя его предложения годились для городов на новом месте (например, по его плану выстроили Пирей), в старинных городах вроде Афин тоже старались архитектурно выделять акрополь, агору, строить театры и стадионы в определенных местах.

Руины Эрехтейон

Храм Афины стоял не в центре Акрополя, а сбоку, на самой вершине. При его создании архитекторы Иктин и Калликрат решили не стесывать, не выравнивать верхнюю площадку скалы. Так создавалось ощущение, будто храм вырастает из самой природы и при этом торжествует над ее каменным хаосом. Зрители сравнивали Парфенон с птицей, готовой взлететь.

Дух свободы, гармонии, человеческой соразмерности унаследовала от греческой классики вся дальнейшая европейская архитектура.

Скульптура

Скульптура была излюбленным видом изобразительного искусства греков. Современники шутили, что в Афинах статуй больше, чем живых людей. Скульпторы работали в полном согласии с архитекторами, примером тому служит жизнь Фидия. Скульптурные группы были частью фронтонов храмов, в Эрехтейоне колоннами служили статуи девушек – коры. И множество статуй богов, богинь и героев из мрамора, бронзы, дерева стояли в храмах, общественных зданиях и на улицах полисов.

Статуя Зевса в Эрмитаже

Афина и Марсий

Греческие скульптуры дошли до нас в римских копиях и достаточно редких подлинниках.

Арес Людовизи

Изобразительное искусство. Вазопись

Греческая архитектура и скульптура давали много работы живописцам. Открытые части статуй окрашивали в телесный цвет, оружие – в золотой, глаза писали краской по мрамору. Детали храмов тоже раскрашивались. Любимыми цветами были синий и красный.
Картины, фрески и мозаики греческих живописцев из-за непрочности материалов не сохранились. Однако описания современников говорят, что они были не менее популярны, чем скульптуры, и столь же прекрасны.

В V в. до н.э. мастера Полигнот и его ученик Панайн (брат Фидия) создавали многофигурные картины, посвященные великим событиям: взятию Трои, Марафонской битве. Римский оратор Цицерон утверждал, что эти художники использовали только четыре краски – белую, желтую, красную и черную, создавая множество оттенков. В Афинах живописные работы были выставлены у входа на Акрополь – в залах специально построенной для этого и всегда открытой для граждан Пинакотеки.

Греческие живописцы, как и скульпторы, стремились достичь достоверности изображения. Про художников IV в. до н.э. рассказывали, что они состязались в умении так нарисовать предмет, чтобы никто не смог отличить его от настоящего. Например: будто бы виноград, нарисованный художником Зевксисом, пытались склевать подлетевшие птицы, а кони, подведенные Апеллесом к его картине, заржали, потому что увидели на ней кобылицу.

Мы можем получить представление о греческой живописи благодаря росписи на вазах. Образцов прославленной греческой керамики сохранилось множество. В VI в. до н.э. был распространен чернофигурный стиль: по красной глине художник наносил фигуры черным лаком. В V в. до н.э. он сменился краснофигурным: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы.

Читайте также: