Доклад по математике в коррекционной школе 8 вида

Обновлено: 02.07.2024

Методы преодоления недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучающихся в специальных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципы обучения математике в коррекционных общеобразовательных учреждениях.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.02.2015
Размер файла 93,0 K

Подобные документы

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Возможности организации внеклассной работы по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Разработка внеклассных мероприятий для учащихся коррекционной школы по математике.

дипломная работа [166,8 K], добавлен 23.01.2016

Значение воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Педагогические проблемы при их обучении. Рекомендации по повышению интереса к математике у учащихся начальных классов.

дипломная работа [160,2 K], добавлен 20.12.2015

История отношения общества к умственно отсталым. Направления социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт и результаты работы по социальной адаптации учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида.

дипломная работа [136,7 K], добавлен 26.02.2010

Специфика обучения умственно неполноценных детей в специальных образовательных коррекционных школах 8 вида. Сходства и различия общеобразовательной и коррекционной школ. Основные коррекционные методики. История развития специального образования.

курсовая работа [57,7 K], добавлен 12.03.2014

Интеграция как способ активизации познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями. Традиционная методика обучения чтению школьников с нарушениями интеллекта. Использование музыки на уроках чтения в контексте эстетического воспитания.

Одной из главных целей обучения математике детей с ОВЗ является подготовка их к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Главное для современной школы - не только чему она учит, а как воспитывает, какие прививает нужные для жизни умения, знания.

Создание условий для воспитания подразумевает с одной стороны наличие творческого педагогического коллектива, а с другой стороны – наличие целостной воспитательной системы. Урок – основное звено в системе обучения учащихся с ОВЗ. Кроме образовательных и коррекционных задач, которые решаются на каждом уроке, учитель ставит перед собой задачу сделать каждый урок воспитывающим. Урок математики - не исключение. Воспитание на уроке! На него работает всё - и стиль общения, и дидактическая структура, и отбор содержания материала, и методические приёмы.

Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения математике, которая предполагает тесную связь математики с жизнью, подготовку к профессиональным трудовым навыкам, предполагает усиление практического и прикладного аспектов в преподавании. Это означает, что в обучении математике ставится акцент на общее развитие ребёнка. Практическая направленность, определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренного учебным планом, программой, организуемая с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере обучения, приобретения опыта самостоятельной работы на уроках математики.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Необходимо, чтобы каждый ученик работал активно- это начальная точка для возникновения и развития интереса. Важно излагать теоретический материал на практической основе : от конкретных жизненных ситуаций к теоретическому обобщению (рассуждению, а от него к применению.

Система математических знаний, преподаваемая на уроках математики, в совокупности со знаниями, умениями и навыками, приобретёнными учащимися на других уроках, способствует подготовке выпускников к самостоятельной жизни. Успешное освоение программного материала по математике способствует социализации учащихся на всех уровнях.

Выпускники коррекционных школ в самостоятельной жизни часто оказываются социально беспомощными. Им приходится сталкиваться с более жёсткими условиями выживания, чем выпускникам массовой школы, из-за ограниченных возможностей здоровья, конкуренции на рынке труда, низких заработков неквалифицированных рабочих и других обстоятельств. Поэтому большое внимание уделяется на уроках математики межпредметным связям и практическим работам.

Межпредметная связь и практическая направленность настолько близки, что порой их невозможно разделить, т. к. они сливаются воедино. Многие задания практического характера несут в себе информацию о том или другом предмете или же наоборот, задача меж предметного содержания таит в себе особый практический подход. Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении других предметов. Раскрывая меж предметные связи, хочется отметить реализацию воспитательных функций преподавания математики. Эта сторона не только позволяет повысить интерес к предмету, но и выявить его актуальность.

Основные задачи межпредметной связи и практическая направленности следующие :

а) осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков.

б) использование при изучении одного предмета знаний, умений, навыков приобретённых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин.

в) проведение практических работ, используя жизненные явления, факты, исторический и занимательный материал.

Для осуществления этих задач применяются следующие методы:

- эвристический метод. С его помощью ребята самостоятельно делают выводы, составляют задачи, используя знания других предметов.

- проблемно- поисковый метод. Ставится проблема, которую можно решить, используя лишь меж предметные связи.

Практика убеждает, что вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Исторический материал - это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить. Обращение к историческим событиям создаёт эмоциональный подъём в классе. Даже неинтересная тема способна увлечь ребят, если учитель сумеет связать с ней такие факты, которые вызовут интерес у ребят.

Привлечение меж предметных связей повышает научность обучения, доступность, естественным способом. Однако появляется и немало трудностей: учителю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, возникают вопросы взаимной увязки программы.

В реализации практической направленности обучения, присутствует весь комплекс политехнических умений и навыков: расчётно – вычислительные умения и навыки, контрольно – измерительные умения и навыки, технические умения и навыки, конструктивные умения и навыки, иллюстративные. Практические работы способствуют выработке у учащихся практических навыков и умений. Которые они могут использовать на уроках труда, физики, географии. Исходя из всего сказанного, можно сказать, что работа в этом направлении, в условиях коррекционной школы, помогает в решении ряда актуальных задач:

- повышение качества образования по предмету

- умение решать задачи социально – значимые для учащихся с

- повышение мотивации к обучению.

- повышение уровня социальной адаптации учащихся.

Для успешной работы в этом направлении необходимо : во – первых, познакомиться с учебниками и учебными программами других предметников, во – вторых, поддерживать связь с учителями – предметниками, уточняя, где они могут применять математические навыки и что можно использовать со своих уроков для уроков математики. И самое главное - желание учителя сделать свои уроки более интересными и разнообразными, чтобы помочь детям, понять, что учатся они не для школы, а для жизни.

В целях воспитания у учащихся патриотических чувств, гражданственности, любви к Родине, уважения к историческому прошлому родной страны в рамках празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне учащимся можно предложить задачи с числовым материалом, отражающим реалии количественного участия наших войск и противника в этой войне.

Задача 1. В битве под Москвой участвовало 1100000 советских солдат и 1708000 гитлеровских солдат. На сколько человек число германских войск превышало число советских солдат?

Задача 2. Сравните количество боевой техники участвующих в битве под Москвой с обеих сторон. СССР -774 танка и 1000 самолетов, Германия -1170 танков и 615 самолетов.

Задача 3. 20 000 000 человек наша страна потеряла в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве войны по минуте молчания, то сколько лет нам бы пришлось молчать? (38 лет).

Решая предложенные задачи, ребята сами убедятся в мужестве наших солдат, нанесших поражение фашистам под Москвой, хотя враги имели численное преимущество, как в живой силе, так и в количестве орудий.

Одним из направлений патриотического воспитания детей на уроке является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. На уроках математики очень полезно решать задачи на основе краеведческого материала.

Задача 1. Город Владикавказ был основан в 1784 году. Сколько лет исполнилось нашему городу в 2020г. ?

Задача 2. Старейший на Северном Кавказе Республиканский Академический русский театр имени Евгения Вахтангова основан в 1869году. Сколько лет исполняется театру в этом году?

Задача 3. Великий русский поэт А. С. Пушкин впервые побывал на Кавказе в 1820 году. Сколько времени прошло с тех пор?

Использование материалов краеведения создают благоприятную почву для воспитания у учащихся любви к малой своей Родине, гордости за нее и желания приумножать ее богатства и сделать ее еще красивее.

Одна из главных воспитательных задач– всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. Воспитание невозможно без формирования целостного взгляда на мир и разнообразие природы, без бережного отношения к ней.

Задачи на историческую, экономическую тему, в которых изложен интересный цифровой материал об экологии, живой и неживой природе, исторических фактах - из урока в урок у учащихся естественным образом будут развивать патриотические чувства, чувство гордости за свою большую и малую родину, и вместе тем сформируется познавательный интерес, повысится мотивация к обучению. Все это позволит сформировать в процессе обучения личностно-ориентированного успешного ученика, способного принести пользу своей Родине.

Любой урок математики несёт огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность не упустить возможности этого потенциала, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.

Особенности проведения уроков музыки в начальной школе Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека.

План работы методического объединения воспитателей школы-интерната VIII вида на 2017–2018 учебный год Цель: создание условий и механизмов для обеспечения компетентного подхода к воспитательной работе. Задачи: изучать новые воспитательные.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Кадыкова Ирина Филипповна, учитель математики, ГБОУ СК школа-интернат №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это основное средство формирования мысли и форма её выражения. Наряду с игрой, учением, трудом речевое общение является важнейшим видом деятельности. Среди различных проявлений аномального развития психики умственно отсталых детей особое место занимают отклонения в речи. В общей системе подготовки учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики. Правильная математическая речь может развиваться только на уроках математики и только под руководством учителя. Развитие математической речи у учащихся дело очень сложное, трудоёмкое. Прежде всего, учитель должен своим примером способствовать развитию математической речи учащихся. Речь учителя должна быть чёткой, ясной, литературно грамотной. Материал надо давать живо. Использовать наглядные образы, сравнения. В своей речи учитель должен использовать математическую фразеологию. Термины должны произноситься чётко с точным ударением. Правильно давать формулировки и определения, делая логические ударения. Вопросы, которые задаются ученикам, должны быть чётко сформулированы, немногословны. Математика в системе специального обучения обладает мощным коррекционно-развивающим потенциалом всех высших психических функций, в том числе и речи. Если активизировать речевую практику учащихся, побуждать их к речевому общению, то накапливая и расширяя круг представлений, понятий и впечатлений, ребенок начинает испытывать потребность в словах и речевых средствах, которыми можно описать свои мысли. Усвоение математических знаний зависит от овладения специфическим речевым материалом, с помощью которого выражаются математические отношения. Поэтому обучение математики в школах 8 вида ведется с учётом речевого развития и предполагает дальнейшие повышения его уровня. Нужно отметить, что обучение основам математики – очень сложная задача, т. к. у данного контингента детей имеется ряд проблем в обучении. Учащимся специальной (коррекционной) школы присуще системное недоразвитие речи, что сказывается и на процессе обучения математике. Умственно отсталые дети испытывают значительные трудности и в понимании обращённой речи. Вследствие этого умственно отсталые дети нуждаются в постоянном внимании учителя, его помощи. Поэтому требуется работа по подбору методов и приёмов решения этой проблемы.

Цель данной работы : Изучение особенностей развития речи умственно – отсталых школьников и коррекционная работа по устранению дефектов речи.

Задачи:

Подобрать рекомендации в помощь учителям для развития речи учащихся на уроках.

Практическая значимость работы:

Надеюсь, что мой опыт работы и подобранные рекомендации помогут учителям коррекционных школ в развитии речи умственно отсталых школьников.

Основной задачей коррекционной школы является - преодоление дефектов развития учащихся, адаптация их к жизни, подготовка к посильному участию в производственном труде. В ходе изучения специальной литературы, установлено, что от 40 до 60% детей с нарушениями интеллекта, имеют выраженные дефекты речи, так:

1. Нарушение речи носит системный характер.

2. Не сформированы все операции речевой деятельности: слабая мотивация, снижена потребность в речевом общении,

3. Нарушения речи являются стойкими.

Благодаря коррекционной системе обучения и воспитания дети в степени дебильности в значительной степени продвигают своё развитие. Обучение в коррекционной школе, способствует усвоению определённого круга знаний, получению трудовых навыков - всё это помогает им адаптироваться к жизни.

Особенности развития речи учащихся с умственной отсталостью.

У учащихся имеют место недостатки и своеобразие общего речевого развития. Психологи отмечают недостаточность и своеобразие их собственной речи, иногда трудности в понимании обращённой к ним речи. Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений, не умение часто просто повторить их, создают трудности в обучении математики. Часто у детей, проучившихся некоторое время в массовой школе, нередко наблюдается отрицательное отношение к математике, как наиболее трудному предмету. Это объясняется тем, что темп работы, содержание учебного материала были непосильны учащимся, а методы работы учителя не учитывали особенности дефектов этих детей. Уровень недоразвития речи у большинства детей с не осложнённой умственной отсталостью соответствует степени их интеллектуального дефекта. У них отсутствуютлокальные речевые расстройства, но всегда имеется системное недоразвитие речи, проявляющееся скудностью активного словаря, косноязычием. Часто внешне правильные фразы представляют собой заученные речевые штампы. Тяжёлые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении умственно отсталых детей. Нарушения речи затрудняют общение ребёнка с окружающими людьми, вызывают у него переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к замкнутости. Ученики затрудняются выразить в речи свои знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ. Нарушение познавательной деятельности и своеобразие личностных качеств у детей. Отрицательно сказывается и на других функциях речи: обобщающей, регулирующей, контролирующей. Учащиеся испытывают значительные затруднения в установлении существенных признаков предметов, наблюдается несогласованность между речью и деятельностью, речью и поведением. Недостатки речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлены, с одной стороны низким уровнем мышления, а с другой – нарушением высшей нервной деятельности. Мышление и речь взаимосвязаны. Речь – форма выражения мысли и средство её существования. Мышление же по отношению к речи является содержанием. Слово представляет собой единство содержания и формы. У умственно отсталых детей страдает и содержание и форма выражения мыслей. К моменту поступления в коррекционную школу практика речевого общения у умственно отсталых детей невелика, а разговорно-бытовая речь развита слабо. Нарушение усвоения значений слов плохо сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Даже у учащихся старших классов беден запас слов, часто происходит лишь механическое накопление слов, не растёт уровень их обобщения. По мере развития умственно отсталого ребёнка его устная речь значительно улучшается.

Особенности развития речи учащихся с умственной отсталостью науроках математики.

Работа над связной речью осуществляется на уроках русского языка, литературы, истории. Но, как и любая коррекционно - развивающая задача, развитие устной речи должно присутствовать на всех уроках коррекционной школы VIIIвида. Реализация этой задачи зависит от:

· методической организации урока

· решения таких задач, как расширение представлений об изучаемых предметах, повышения речевой мотивации на уроках, развитие всех сторон речи, организация связного высказывания.

Если провести анализ каждого метода обучения, применяемого на уроках, то будет видно, что везде задействована и активизирована речевая деятельность учащихся. Например:

Репродуктивный метод обучения. Приёмы преподавания здесь такие: устный опрос ранее изученного материала, игра, решение заданий по образцу, повторение изученного материала. При использовании этого метода учитель опирается на речевую деятельность детей.

Частично-поисковый метод обучения. Это создание проблемной ситуации, разрешение, поиск проблемной ситуации. Анализ полученного решения, рассказ, сравнение, осмысление учебного материала. В основе всех работ лежит речевая деятельность.

Исследовательский метод обучения. Приёмы преподавания: анализ, обобщение, формулировка вывода.

Содержание уроков математики, их целевая установка определяет выбор методов. Это наглядные, практические методы, их цель – всестороннее ознакомление детей с материалом.

Анализируя свой опыт работы, я выделила основные направления работы по коррекции и развитию речи на своих уроках:

1.Словарно-орфографическая работа:

2.Работа с задачами:

Уточнение словаря в задачах, анализ содержания задачи, умение формулировать вопросы и ответы, объяснять ход решения задачи, составлять план решения задачи. Умение составлять задачу по краткой записи, картине, таблице, схеме, диаграмме. Если задача составная, в 3,4 действия, желательно записать её краткое условие. Например:

На книжной выставке представлены 1376 книг. Из них учебников для младших школьников - 156 экземпляров, для старших школьников в 3 раза больше, чем для младших, а учебников для студентов столько сколько для младших и старших школьников вместе. Остальные книги для учителей. Сколько книг для учителей представлено на выставке?

ЗАДАЧА: всего-1376 книг

Для младших школьников-156 книг

Для старших школьников - в 3 раза больше

Для студентов ……………………………………

Для учителей - Х книг.

Сколько книг для учителей представлено на выставке?

Итак, что поможет нам сформулировать вопрос?

- главный вопрос задачи.

- прочитай его ещё раз.

- А теперь сформулируй вопрос про учебники для младших школьников.

- Сколько книг для старших школьников представлено на выставке?

- Какое действие будем выполнять, если сказано, что в 3 раза больше?

- Записываем вопрос и решение к нему.

- Какие числа будем перемножать ?

-Стрелочка соединяет какие числа?

-Умножаем:156 книг на 3 =468книг (ст. школ)

-Как узнать про книги для студентов?

-Их столько, сколько для младших школьников и старших школьников вместе?

-Каким действием воспользуемся?

-Что обозначает вертикальная черта с вопросительным знаком?

-Повторите вопрос и выполните решение.

-Сколько книг для младших школьников представлено на выставке?

-А иначе это книги для кого?

-Значит, как лучше сформулировать вопрос?

-Сколько книг для студентов представлено на выставке?

-Записываем вопрос и решение 156кн.+468 кн.+624кн

-Теперь про книги для младших, старших школьников и студентов вместе.

-Сформулируйте третий вопрос.

-Сколько книг для младших, старших школьников и студентов представлено на выставке?

-Как же мы узнаем про книги для учителей, если известно, что книг 1370 экз., а для школьников и студентов -1248 экз.

-Как запишем последний 4 вопрос?

-Прочитай его ещё раз.

-Сколько книг для учителей представлено на выставке?

1370 экз-1248 экз.+122экз

-Как сформулировать ответ?

Ответ: 122 экз. книг для учителей представлено на выставке.

- Ответили на главный вопрос?

-Что мы сделали с задачей?

1) уточнение словаря в задаче.

2) анализ содержания задачи, установление логических взаимосвязей.

3) умение формулировать вопросы.

4) умение задавать вопросы к условию задачи, используя различные вопросительные слова: сколько? какую часть?

5) умение формулировать и записывать ответ к решению задачи.

6) умение объяснить ход решения задачи, составлять план решения.

7) умение составлять задачу по краткой записи, по таблице, по диаграмме.

8) умение составлять задачу, подобной данной.

Развивать устную речь у детей необходимо не только при решении задач, но и при решении примеров.

Например: 2937х 42=123354

Как по - другому можно прочитать пример?

1. Найти произведение чисел 2937 и 42.

2. Число 2937 увеличить в 42 раза.

3. Число 2937 и 42 .Найти произведение.

3.Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью:

1. Прочитай число.

2. Это число (чётное, нечетное).

3. Это число 1, 2 3 значное.

4. В этом числе: единиц….десятков…сотен….

5. Это число ( простое, составное).

4. Речевая модель ответа:

По опорной таблице даётся модель ответа, т.е на поставленный вопрос ученик должен самостоятельно дать ответ. Например: алгоритм нахождение неизвестного слагаемого.

5. Развитие словесно- логического мышления:

6.Письменная речь:

Умение записывать дату, тему урока, умение списывать с доски, умение записывать вопросы, ответ к решению задачи, писать математические термины умение работать с тестами.

Осуществляя работу по коррекции и развитию речевой деятельности умственно- отсталых школьников надо понимать, что пробелы в развитии речи ребенок самостоятельно не восполнит, он их не замечает, и пока его не научили, он не знает как надо в том или ином случае строить своё высказывание.

Методические рекомендации учителям математики коррекционных школ:

Уменьшаемое – 75 Слагаемое - 68

Вычитаемое – 60 Слагаемое - ?

Разность - ? Сумма – 100

2.Даны два числа, например 50 и 70. Найди их сумму, разность, произведение, частное. Как будут называться эти числа в каждом отдельном примере? Почему они по - разному называются?

Как можно прочитать выражение:170+237?

1.Сумма чисел 170 и 237

2.Первое слагаемое 170, второе – 237.Найти сумму.

3.Число 170 увеличь на 237.

1.Сколько кв.м в 1 а?

2.Чему равен 1 а?

3.Сколько кв.м составляет 1 а?

4.Сколько содержится в 1а квадратных метров?

5.Ар, сколько содержит квадратных метров?

Ученикам приходится заучивать довольно большое количество правил, определений. Даётся это с большим трудом. Многие ученики делают это чисто механически, а потому забыв одно слово, они не могут досказать правила. Надо так подать материал, чтобы ученики сами или с помощью учителя могли сделать вывод и выразить его своими словами, а затем прочитать это правило или вывод по учебнику и дать его заучить. Большие возможности для развития математической речи представляют задачи. Для учеников большой трудностью является постановка вопроса к задаче. Вопросы учащихся имеют неправильную грамматическую структуру, неверно употребляют слова, предлоги, не согласуют прилагательные с существительными. Необходимо давать такие задачи, где к условию надо поставить вопрос, необходимо учить выражать один и тот же вопрос в различной форме. Особое внимание надо обращать на запись ответа в задачи. При изучении геометрического материала, надо работать над терминологией и символикой. В старших классах словарь терминов пополняется, понятия углубляются. Учитель должен чаще употреблять новые термины. Заставлять учеников проговаривать эти слова. Надо проводить геометрические диктанты, которые проверяют и закрепляют знания учащихся. На уроке необходимо вырабатывать правильную письменную речь. Должна быть логическая последовательность в записях учителя на доске. Надо учить, правильно располагать материал в тетради, соблюдать интервалы между примерами. Уметь делать краткую запись задачи, чётко выполнять чертежи. Речь учащихся на уроке математики должна быть подчинена тем же правилам, которые изучаются на уроках русского языка. Надо следить, чтобы учащиеся правильно употребляли падежи, не пропускали союзов, правильно расставляли слова в предложениях, ударения в словах.

Выводы:

Развивая математическую речь учащихся, мы развиваем мышление умственно отсталого ребёнка, обогащаем его словарь, осуществляем коррекцию недостатков.

Сходные по смыслу выражения, плохо различимые слова – сопоставлять в письменном виде.

При выявлении затруднений у учащихся, разработать меры индивидуальной коррекции.

Осуществлять общую и индивидуальную коррекцию на одном и том же учебном материале и в одно и то же время.

Общую коррекцию проводить фронтально, индивидуальную коррекцию проводить с отдельным учеником или с небольшой группой.

Однотипному материалу на уроке придавать занимательную форму.

Использовать дидактические игры, созданные специально в обучающих целях.

Проводить обобщающие уроки, для систематизации и углубления знаний по предмету.

Не подавлять речевую активность учеников, а наоборот, активизировать речь, поддерживать и тактично исправлять неточности.

Работа по развитию речи должна вестись на протяжении всего урока с обязательным подведением итогов.

Заключение:

Создание условий для повышения речевой мотивации – одно из важнейших условий развития речи учащихся на уроках математики. Работа над развитием речи на уроках поможет получить математические представления умственно отсталым школьникам, развив при этом их речь.

Развитие речи школьников с нарушением интеллекта – важная задача, которую необходимо решать в коррекционной школе в процессе преподавания всех предметов. Столь пристальное внимание к этой проблеме не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции.

Практика показывает, что систематическая работа по развитию словесной речи на уроках математике значительно повышает продуктивность обучения данному предмету, развивает творческие способности учащихся, повышает качество образования.

В своей работе учитель математики Русских Н.К. использует следующую диагностику результатов обучения, которую и я стала применять на практике - это определение уровня развития речевых навыков ученика методом педагогического наблюдения.

Уровень

Уровень

Уровень

Параметры

0,5 (недостаточный)

1 (критический)

2 (достаточный)

Словарный запас

Беден, неактивен, новые слова запоминает с трудом, практически не употребляет их в речевой деятельности

Недостаточен, с трудом осуществляет перевод новых терминов в активную речь

Запоминает и употребляет терминологию в активной речевой деятельности

Умение давать ответ

Отвечает на вопросы по образцу, схеме или помощи учителя

Формулирует математические предложения, строит рассказ по заданной схеме

Может разъяснить выполненное действие с использованием терминологии. Оценить правильность речи

Письменная речь

Может списать с доски или под диктовку учителя. Самостоятельно не может сделать записи в тетради

Делает записи самостоятельно по составленному плану или схеме

Не затрудняется письменно оформлять ответы и выводы, формулировать ответы на вопросы

В речевой деятельности основным предметом контроля и оценки должна быть степень соответствия высказывания замыслу, теме, которая должна быть в нём раскрыта. Необходимо воспитывать у учащихся стремление к поиску таких слов, которые бы наиболее точно выражали его мысль.

Литература:

1) Белопольская Н.Л Детская патопсихология: Хрестоматия-2001г.

2) Богдан В.В Дефектология,1997,№3 «Создание комфортных условий на уроках математики в специальных школах.

3) Выготский Л. С. Проблема дефектологии. М.,1995 527-529с

4) Гончарова Е.Л. Методика оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями развития. М: дефектология, 2001,№ 3

5) Замский Х. С.Умственно отсталые дети. – НПО, Образование, 1995.

6) Лалаева Р. И.Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Ленинград, 1988. -70с

7) Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М. Просвещение, 1984.

8) Развитие речи учащихся на уроках во вспомогательной школе. Эк В.В. Дефектология, 1986№6

9) Тупоногов Б. К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития. М. Дефектология. 2001,№3

Социальная адаптация, основа для личностного и социального благополучия.

Цели и задачи обучения математике в коррекционной школе VIII вида.

Предметно-практическая направленность уроков математики:

работа с реальным раздаточным материалом

решение социально-значимых задач

экскурсии практической направленности

изучение геометрического материала

Социальная адаптация, основа для личностного и социального благополучия.

Социальная адаптация, то есть приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребёнок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности, цели. По сути, он лишён основы самостоятельного, благополучного существования в сложном временном социуме. Разумеется, с возрастом, в процессе общения с другими людьми, при решении различных жизненных ситуаций, выпускники спонтанно усваивают некоторые социальные знания. Но многие авторы, исследующие этот вопрос, отмечают, что процесс часто бывает настолько затруднён и неполноценен, что приводит к драматическим и даже трагическим последствиям, особенно для выпускников детских домов и интернатов. Целенаправленное педагогическое воздействие и специальным образом организованная образовательная среда значительно снижают эти проблемы и повышают эффективность работы по социализации умственно отсталых выпускников.

Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребёнка, но и средством компенсации первичного дефекта.

Цели и задачи обучения математике в коррекционной школе VIII вида.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Для творческого овладения математикой как учебным предметом, необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свёрнутыми структурами (свёртывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память.

Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов умственно отсталых школьников. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.

Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учёта потенциальных возможностей учащихся.

Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребёнку. В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц обществу, труду, семейной жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения математике, которая предполагает тесную связь математики с жизнью, подготовку к профессиональным трудовым навыкам. Гуманизация обучения предполагает усиление практического и прикладного аспектов в преподавании. Это означает, что в обучении математике ставится акцент на общее развитие ребёнка, а значит усиление практической направленности школьного курса математики, т.е. осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.

Основной целью моей работы считаю: - максимальное преодоление недостатков развития учащихся, подготовка их к производственному труду и самостоятельной жизни.

Исходя из поставленной цели, решаю следующие задачи:

- формировать доступные учащимся математические знания и умения

- прививать интерес к изучаемому материалу

- научить применять имеющиеся знания в новых и нестандартных ситуациях

- способствовать использованию математических знаний в практической деятельности

- способствовать максимальному общему развитию учащихся

- корригировать недостатки познавательной деятельности учащихся и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения

- формировать навыки предметно-практической направленности

- воспитывать чувство ответственности, добиваться деловой активности, приучать к преодолению трудностей

- способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Обучение математике в специальной (коррекционной) школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Социальная адаптация умственно-отсталых выпускников выходит на первое место, т.е. в приспособлении умственно отсталых учащихся к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Ребёнок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить те звенья социальных структур, которые позволят личности существовать в социальной среде. Социально адаптивные навыки у умственно отсталых школьников лучше формируются с 14 лет до 19 лет. Но в 15-17 лет умственно отсталые дети покидают школу, поэтому в этот период необходимо научить учащегося применить знания и умения, полученные на уроках математики в повседневной жизни, практической деятельности. Опыт показывает, что ученикам становится понятней смысл их учебной работы, когда задания, выполняемые на уроках математики, связаны с реальной жизнью, с окружающим социумом; повышается мотивация к познавательной деятельности.

Предметно-практическая направленность уроков математики.

На своих уроках я стараюсь делать всё, чтобы каждый ученик работал активно, использую это как начальную точку для возникновения и развития интереса, отводя большую роль социальным навыкам и практическим работам.

Решение вопросов социализации на уроках математики веду следующими путями:

работа с реальным раздаточным материалом

решение социально-значимых задач

экскурсии практической направленности

изучение геометрии, через практическую деятельность.

Остановимся отдельно на каждом направлении деятельности.

Информация данного стенда используется при составлении задач:

Старшеклассники узнают в магазинах цены на основные продукты питания (входящие в потребительскую корзину) и меняют устаревшую информацию на стенде. С помощью этих стендов на уроках можно составлять и решать различные задачи.

- Саша получил стипендию … рублей и купил пакет молока по цене … рублей. Сколько денег осталось у Саши? (5 класс)

-Общий доход семьи составляет 18 000 р. На питание они тратят 45% всего дохода, а на культурные потребности 5 % остатка. Сможет ли семья, которая состоит из двух человек позволить себе сходить на концерт известного певца, если билет стоит 1 700 р.? (9 класс)

-Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0,25 батона, 1 яйцо, сыр (50 г на порцию), 1 стакан молока (250 г)?

работа с реальным раздаточным материалом

тренировочные упражнения

знакомство с внешним видом монет и купюр (цвет, форма, цифры);

отбор среди других монет и купюр указанного достоинства (найди монету 50 к., 2 р. и т.д.)

- набери 120 рублей; 65 рублей

замена одной купюры несколькими и наоборот

- замени купюру 100 рублей двумя купюрами

знакомство с предметами, стоимость которых равняется достоинству данной монеты или купюры:

- 5 рублей – карандаш, почтовая марка, конфета …

- 10 рублей – пачка соли, ручка …

- 50 рублей – блокнот, две буханки хлеба, шампунь … и т.д.

-купили 1 килограмм сахарного песка по цене … . Какую сдачу должен получить покупатель с 50 рублей? (показать купюрами и монетами)

- сколько нужно заплатить за 1 килограмм яблок (2 килограмма картофеля и т.д.) (показать купюры и монеты)

-определи сдачу с 100 рублей, совершив следующую покупку: 1 буханка хлеба, 1 пакет молока (1 л).

Очень сложным материалом для понимания является для умственно отсталых школьников определение времени по часам. Настенные часы, находящиеся в кабинете, позволяют достаточно часто проводить практикумы по определению времени, и такая практическая работа занимает небольшой временной промежуток. Данные часы дают и дополнительный практический навык, т.к. имеют циферблат с римскими числами, что создаёт формирование познавательного интереса к предмету. Один раз в четверть часть одного из уроков отводится на работу с моделью часов:

- определить время по часам

- поставить на часах время, названное учителем.

Данный вид работы в среднем звене стараюсь проводить чаще для закрепления полученных знаний и навыков.

Полезной и интересной для школьников с интеллектуальной недостаточностью является работа по чекам, так как такая форма обслуживания покупателей является повсеместной.

- подсчёт стоимости покупки по нескольким чекам

- стоимость продуктов на чеках из супермаркета и т.д.

Для удобства с чеками используется калькулятор, что даёт детям дополнительный стимул в познавательной активности.



решение социально-значимых задач

Значительное время на уроке отводится решению социально-значимых задач, задач с элементами экономики. Такие задачи обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыками взаимодействия с людьми, умения принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной адаптации.

Решение задач стараюсь связать с практическими знаниями. Например: подсчёт стоимости воды, израсходованной в школьном здании (здесь находится столовая) и стоимости воды в школьном общежитии (снимаем показания счётчиков, узнаём стоимость 1 куб. м. воды, сравниваем и делаем выводы. Здесь же решается и воспитательная задача, какими путями можно снизить плату за израсходованную воду); считаем стоимость израсходованной электроэнергии, стоимость покупок, сумму вклада с процентами и т.д. Решение задач обязательно подкрепляю наглядно – иллюстративным материалом, обязательно с реальными картинками.



практические работы

На практических работах дети работают с различными весами (5-6 класс – бытовые, 7 – 9 классы – бытовые, медицинские, чашечные, электронные). Для старшеклассников практические работы проходят в столовой: взвешивают овощи, выращенные на пришкольном участке, закупленные продукты для столовой, а также продукты, предназначенные на один день по меню. В медицинском кабинете помогают мед.сестре взвешивать малышей и измерять их рост.


В школьной столовой




экскурсии практической направленности

Необходимо помнить, что самостоятельная покупка, как правило, вызывает у ребёнка с нарушением интеллекта трудности. Поэтому, чтобы учащиеся могли ориентироваться в числовых данных, проводятся экскурсии в магазин, на почту, на стройку, на промышленные предприятия, в парикмахерскую. Экскурсии готовятся заранее, перед учениками ставятся конкретные, доступные и немногочисленные задачи: как вести себя, на что обратить внимание, что конкретно запомнить или записать. Экскурсии способствуют формированию познавательной мотивации, расширяют запас представлений умственно отсталых детей об окружающем мире, обогащая их жизненный опыт. Учащиеся постепенно начинают понимать значение количественных характеристик предмета, сравнивать высоту, длину, площадь различных помещений, ёмкости молочного бидона и ведра, массу мешка картофеля и муки; питания, одежды, обуви.

На основе данных, собранных во время экскурсии составляю задачи практического содержания: расчётов на стоимость набора продуктов питания, на подсчёт стоимости краски для пола, плинтуса, линолеума, потолочной плитки. Всё это непосредственно сталкивает умственно отсталых школьников с жизнью, при этом они приобретают конкретный навык в использовании своих знаний для решения практических вопросов.

Экскурсия в магазин бытовой техники

Учащиеся 8 - 9 классов ходят не только в магазины, но и на предприятия: например в Сберкассу, учатся выбирать виды вкладов, осознавать ответственность за взятый кредит и сумму процентных выплат.

изучение геометрии, через практическую деятельность.

Нарушение абстрактного и логического мышления, зрительно-пространственной ориентировки особенно сильно сказывается на изучении геометрического материала.

Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально – волевой деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью:

несовершенство анализа, синтеза;

слабость обобщения и отвлечения.

Обучающиеся имеют ограниченный запас наблюдений, малый жизненный опыт, недоразвитие сенсорно-моторных чувств.

Выбор методов и приемов, применяемых при изучении геометрического материала, должен определяться его характером, индивидуальными возможностями обучающихся и коррекционными задачами учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.

На уроках геометрии значительную часть учебного времени уделяю практическим занятиям: работа с рулеткой (измерение периметра забора, периметра комнаты и подсчёт стоимости плинтуса; площадь комнаты, класса - подсчёт стоимости линолеума, краски, обоев; подсчёт площади картофельных грядок – подсчёт стоимости собранного картофеля или расхода; работа с шагомером, отвесом, уровнем. После выполнения практической части все работы выполняются на нелинованной бумаге (формат А 4): рисунки и вычисления.






«Практическая работа

Практическая работа



Стало школьной традицией проведение ежегодного математического праздника. Каждый год стараюсь внести в праздник новинку и конечно связать с жизнью.

Покупка продуктов для завтрака


Подсчёт стоимости продуктов на чеке


Систематическая, разнообразная, доступная и интересная работа, чёткое отрабатывание всех тем, имеющих возможность практической деятельности на уроке, закрепление навыков измерительных и вычислительных, позволяют школьникам с интеллектуальной недостаточностью усвоить школьную программу и применять знания в практической деятельности и дальнейшей жизни.

Список литературы.

1. Бгажнокова И. М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа \\ Дефектология.-2000.-№5.

2. Груднев Л. И. Совершенствование методики работы учителя математики. \ М.: Просвещение, 1990.

3. Демидова Т. К. Работа с геометрическим материалом в школе VIII вида. \\ Дефектология. – статья. - 2002. - № 1

4. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении – М. Просвещение, 1991 г.

5. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.

7. Маркова А. К. Матис Т. А. Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.

\ М.: Просвещение, 1990.

8. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной коррекционной школе VIII вида. \ М.: Владос, 2001.

Читайте также: