Доклад по культуре безопасности на жд транспорте

Обновлено: 19.05.2024

При выстраивании системы управления безопасностью движения на первом месте должны быть технические средства, исключающие человеческий фактор в нарушениях безопасности.

Наиболее яркий пример – проезды запрещающих сигналов. Кропотливая работа с персоналом позволяет, в лучшем случае, снизить количество проездов на проценты, внедрение технических средств – исключить их.

Ключевыми направлениями этой задачи являются: формирование культуры безопасности и развитие системы управления персоналом для достижения его соответствия требованиям стандартов в области перевозок пассажиров и грузов.

Формирование культуры безопасности должно происходить на основе постоянного проведения системной работы с персоналом, направленной на обеспечение его качественной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также предусматривать контроль, систему поощрения персонала, стимулирование заинтересованности сотрудников в работе.

Головным принципом по формированию культуры безопасности и управления персоналом является принцип управления, основанного на принципах лидерства.

Основа подхода состоит в том, что люди перестают восприниматься только как ресурсы для достижения целей, а в них начинают видеть основные активы компании. Решение этой задачи осуществляется при переходе от функционального стиля управления к процессному, что в сочетании с изменениями принципов управления кадрами в последствии дает ощутимый экономический и производственный эффект.

Необходимо отказаться от принуждения к достижению целей – следует построить производственный процесс таким образом, чтобы сам сотрудник был заинтересован в реализации целей. Это должно в первую очередь достигаться за счет организации системы материального стимулирования по итогам работы. При этом поставленные перед персоналом цели и задачи должны быть выполнимыми. Ведь наказание за неисполнение невыполнимых по сути задач будет порождать пассивность и отсутствие заинтересованности в конечном результате.

Система мотивации труда является неотъемлемой частью системы менеджмента безопасности. Формируются условия, при которых работник заинтересован в конечном результате своей деятельности.

Должны быть также созданы условия для профессионального роста сотрудников в рамках компании.

Как специалист, занимающийся в основном системами безопасности движения в локомотивном хозяйстве (Маневровая автоматическая локомотивная сигнализация МАЛС, включая функцию управления локомотивом без участия машиниста МАЛС БМ), считаю необходимым более широкое внедрение данной системы.

Внедрение новой техники сопровождается дальнейшим совершенствованием методов эксплуатационной работы. Именно поэтому на первый план выходит проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности на железнодорожном транспорте. Особую остроту приобретают проблемы безопасности движения и эксплуатации железных дорог. При проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожных объектов на первый план выдвинулись вопросы охраны природы и окружающей среды.

Содержание

Введение
Общая характеристика потенциальной опасности железнодорожного транспорта
Опасность аварий и травм при выполнении работ на железнодорожном транспорте
Профилактические меры по уменьшению опасности при производстве работ на железнодорожном транспорте
Организационные меры по повышению безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат (обж).doc

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.С.Ю. ВИТТЕ

  1. Введение
  2. Общая характеристика потенциальной опасности железнодорожного транспорта
  3. Опасность аварий и травм при выполнении работ на железнодорожном транспорте
  4. Профилактические меры по уменьшению опасности при производстве работ на железнодорожном транспорте
  5. Организационные меры по повышению безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте
  6. Заключение

Основным видом транспорта являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области, обеспечивают потребность населения в перевозках и нормальный оборот продуктов промышленности и сельского хозяйства.

За последние годы на железнодорожном транспорте произошли значительные изменения в технике, методах эксплуатации и экономике. Многое сделано по техническому переоснащению железных дорог на основе электрификации, автоматики, телемеханики, комплексной механизации, вычислительной и микропроцессорной техники.

Внедрение новой техники сопровождается дальнейшим совершенствованием методов эксплуатационной работы. Именно поэтому на первый план выходит проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности на железнодорожном транспорте. Особую остроту приобретают проблемы безопасности движения и эксплуатации железных дорог. При проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожных объектов на первый план выдвинулись вопросы охраны природы и окружающей среды.

Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоёмкость перевозочной работы.

Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в которых особо остро ощущается специфика труда и его повышения опасность. Рабочие места и рабочие зоны железнодорожников многих профессий расположены в непосредственной близости от движущегося или готового к движению подвижной состав. Для выполнения ряда технологических операций работающие вынуждены соприкасаться с подвижным составом. Условия труда усложняются ещё и тем, что железные дороги работают круглосуточно и в любое время года и при любой погоде.

Целью данной работы является обзор основных потенциально опасных направлений в железнодорожном транспорте, влияющих на безопасность работ; безопасность перевозок пассажиров и грузов, а так же профилактических мер, повышающих безопасность на железнодорожном транспорте.

2.Общая характеристика потенциальной опасности железнодорожного транспорта

На сегодняшний день при перевозках на железнодорожном транспорте существует ряд основных проблем, связанных с потенциальной опасностью при данном виде перевозок:

  • захват подвижного состава террористами;
  • возгорание подвижного состава;
  • сход подвижного состава;
  • столкновение поездов;
  • ограбление;
  • неисправности путей;
  • поражающий фактор при столкновении (травматизм);
  • несоблюдение правил безопасности пассажирами.

Требования к личной безопасности в поезде такие же, как для других транспортных средств. Но есть и некоторые особенности:

  • покупая билеты, нужно отдавать предпочтение средним вагонам. В случае катастрофы они страдают меньше, чем головные и хвостовые;
  • выбирать сидячие места против движения поезда;
  • не засыпать, если попутчики вызывают недоверие;
  • не выключать свет в купе, держать дверь купе закрытой, документы и бумажник держать в надежном месте, а портфель — ближе к окну; особенное внимание нужно уделять своим вещам на промежуточных остановках.

Движение поезда становится опасным, когда он сталкивается с другим поездом, с другим транспортным средством на переезде или когда подвижной состав сходит с рельсового пути. В этих случаях возникают поражающие факторы, которые создают угрозу для жизни и здоровья пассажиров, персонала железных дорог, населения, для целостности грузов и объектов внешней среды.

Повышенная опасность железнодорожного транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с опасностью перевозимого груза. Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте — неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары непосредственно в вагонах, размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения случаются значительно реже. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, происходят взрывы и пожары.

Анализ обобщенных данных о травмах показывает, что основными причинами несчастных случаев на железных дорогах являются:

Число травм из года в год не уменьшается.

На основании изложенного, можно сформулировать некоторые основные рекомендации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте:

  • по возможности не спать во время движения поезда;
  • обращать внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщать проводнику, дежурным по станции или милиционерам;
  • не стоять у края платформы, подходить к дверям после остановки состава и выхода пассажиров, стараться сесть в вагоны в середине состава;
  • если произошел взрыв или пожар, необходимо закрыть рот и нос платком и лечь на пол вагона или салона, чтобы не задохнуться;
  • одеваться нейтрально, неброско, избегать военной формы и военных цветов одежды, большого количества украшений;
  • не разговаривать на политические темы, не читать порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не провоцировать террористов, экстремистов или хулиганов;
  • не употреблять алкоголь.

3.Опасность аварий и травм при выполнении работ на железнодорожном транспорте

Большая часть контингента железнодорожников занята работой непосредственно на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторо нним движением, протяжённые тормозные пути, органическое расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в тёмное время суток.

Одной из основных причин повышения опасности труда на железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габаритом подвижного состава.

На электрифицированных участках железных дорог большая группа работников в той или иной мере связана с обслуживанием электроустановок.

Опасность поражения электрическим током имеется на работах, выполнение которых связано с прикосновением к элементам цепи обратного тока – к рельсам и соединённым с ними устройствами. Такими работами заняты монтёры контактной сети СЦБ и связи, монтёры пути.

Поражение электрическим током работников энергоучастков может произойти на территории тяговых подстанций при нарушении правил обслуживания электроустановок. Повышенная опасность электротравм существует при обслуживании электроподвижного состава и тепловоза.

К причинам опасных ошибок персонала железных дорог относятся:

  • ошибки профессионального отбора и недостаточная подготовка специалистов;
  • низкий уровень технологической дисциплины;
  • прием алкогольных и наркотических веществ;
  • ухудшение физического или психологического состояния, в том числе под воздействием внешней среды.

4. Профилактические меры по уменьшению опасности при производстве работ на железнодорожном транспорте

Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается путём осуществления комплекса профилактических мер, которые предусматривают:

20.Изыскание и внедрение новых форм организации обеспечения безопасности движения.

21.Обобщение и распространение опыта безаварийной работы.

5.Организационные меры по повышению безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте.

Безопасность пассажиров на железнодорожном транспорте во многом зависит от соблюдения ими правил нахождения на объектах железнодорожного транспорта, а именно:

1. Проход на платформы к поездам, переход через пути разрешается только в установленных для этого местах: тоннели, переезды, пешеходные дорожки, виадуки.

2. При переходе даже в установленных местах пассажир, должен быть осторожен. Прежде чем перейти пути, должен убедиться в отсутствии движущегося поезда.

3. Категорически запрещается проход по путям перегонов и станций вне установленных мест. Запрещается находиться на станционных путях вне посадочных платформ. При одновременном движении двух поездов или локомотивов за шумом одного можно не услышать второго и поплатиться жизнью.

4. Нельзя перебегать пути перед движущимся подвижным составом или локомотивом.

5. При посадке в поезд, при высадке из вагонов на стоянке поезда необходимо следить за объявлениями по радио, оповестительными сигналами локомотива, выполнять указания проводников и работников станции. Несвоевременная посадка в вагон перед отправлением поезда приводит к спешке, необходимости перебегать пути, садиться на ходу поезда. Посадка в вагон при движении поезда чаще всего приводит к несчастным случаям.


Рассмотрен порядок формирования экспертной группы для проведения анализа нарушений по признакам культуры безопасности и последовательность ранжирования этих нарушений по признакам культуры безопасности. Дана оценка влияния человеческого фактора на безопасность движения поездов на основе признаков культуры безопасности.

Ключевые слова: безопасность движения поездов, экспертная группа, человеческий фактор, культура безопасности.

Эффективность обеспечения безопасности движения поездов требует постоянной оценки влияния человеческого фактора. Учитывая, что система менеджмента безопасности движения (далее СМБД) [1] строится на процессной модели, следует и подсистему управления рисками человеческого фактора реализовать применительно к существующему процессу — процессу развития культуры безопасности, что позволит сделать СМБД более гибкой, эффективной и результативной.

Исходными данными являются виды нарушений и количество нарушений, зафиксированные в автоматизированной системе контроля работы ревизорского аппарата (АС РБ КР). Последовательность этапов оценки состояния признаков Культуры безопасности на основе допущенных нарушений представлен на рисунке 1.

Последовательность проведения оценки состояния признаков Культуры безопасности

Рис. 1. Последовательность проведения оценки состояния признаков Культуры безопасности

Данный метод является экспертным, поэтому для его проведения необходимо сформировать группу экспертов.

  1. Методика формирования экспертной группы

Для определения необходимого количества экспертов используется зависимость между видами нарушений, которая определяется по формуле (1) [2]:


где n — количество оцениваемых объектов;

m — минимальное количество экспертов.

Следующим этапом является оценки уровня компетентности (K) каждого эксперта, которая определяется по формуле (2) [2]:


С целью возможности выбора экспертов с соответствующей компетенцией, для проведения ранжирования нарушений по признакам Культуры безопасности рекомендуется увеличить количество экспертов на 15–20 %.

Оценка уровня компетенции включает четыре обобщенных значения, учитывающие профессиональную деятельность и личные качества эксперта. Так, коэффициент Kij1 отражает уровень профессиональной подготовки и информированности эксперта; коэффициент Kij2 характеризует уровень базовой аргументации при принятии решения экспертом; коэффициент Kij3 — это самооценка личных качеств эксперта; коэффициент Kij4 -это оценка личные качества эксперта коллегами — экспертами.

Значение коэффициента Kij1 определяется на основании данных, указанных в таблице 1.

Определение уровня профессиональной подготовки и информированности экспертов

Профессиональная подготовка эксперта

Значение коэффициента Kij 1 ( балл)

Читайте также: