Доклад по искусству 8 класс на тему звучащий цвет и зримый звук

Обновлено: 05.07.2024

1.1 Исследование теоретических аспектов восприятия цвета
Иоганн Вольфганг
Гёте (1749 — 1832)
немецкий писатель,
мыслитель, философ
и естествоиспытатель.
Василий Васильевич
Кандинский (1866 — 1944)
русский художник и
теоретик
изобразительного
искусства.
Морис Дерибере
(1907 – 1997)
французский инженерхимик, специалистом по
цвету, основал Центр
информации о цвете.

Изучение особенностей восприятия цвета учащихся 5-7 классов
Цвета предпочтения у детей разного возраста
Возраст
6-8 лет
9-10 лет
14 лет
По данным Циммерман
По данным Райх
красный, пурпурный,
желтый, оранжевый,
зеленый
красный,
зеленый, желтый,
оранжевый, красный,
пурпурный, синий
Зеленый, желтый, оттенки
синего
розовый
оранжевый,
желтый,
желто-зеленый
оттенки синего

По данным психолога Е.С. Аграновича.
Опрошено 3027 детей в возрасте от 7 до 15 лет
Возраст
Кол-во образцов, выбранных из групп, %
оранжевая
желтая
зеленая
голубая
7 лет
43
13,5
85
35
14-15 лет
12
7
10
71

мне радостно
мне грустно
Работы выполнены учащимися 5-ых классов, и показывают явное предпочтение красного, желтого,
оранжевого и желто-зеленого цветов. В качестве негативных выступают черный, серый, коричневый,
синий и фиолетовый цвета

Изучая воздействие цвета на человека, В.Кандинский описал свойства
красок – главного материала живописи, характеризующегося тремя
признаками: цвет, тон и интенсивность, которые играют важную роль в
создании эмоционального строя произведения.
В музыке такое же значение имеют тембры музыкальных инструментов.
«Музыкальный тон имеет непосредственный доступ к душе. Он тотчас
находит в ней отклик, ибо у человека "музыка в душе".
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость;
Темны, как ночь, души его движенья
И чувства все угрюмы, как Эреб:
Не верь такому: - слушай эту песню.
Шекспир (пер. Т. Щепкиной-Куперник)

I пара контрастов
Жёлтый и синий цвета вызывают иллюзию движения. Но,
например, два круга одинаковой величины - жёлтый и синий –
воспринимаются по-разному: «жёлтый круг излучает,
приобретает движение от центра и почти видимо приближается
к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое
движение ( подобно улитке, заползающей в свою раковину) и
удаляется от человека.

Желтый цвет беспокоит человека, колет, будоражит его. Типично земной
цвет.
Интересно, что лимон желтого цвета (острая кислота) и канарейка желтая
(пронзительное пение). Здесь проявляется особенная интенсивность
тона. Желтый цвет не может быть доведен до большой глубины. При
сравнении с душевным состоянием человека его можно рассматривать, как
красочное изображение сумасшествия, припадка бешенства. Это похоже и
на безумное расточение последних сил лета в яркой осенней листве, от
которой взят успокаивающий синий цвет, поднимающийся к небу. Возникают
краски бешеной силы, в которых совершенно отсутствует дар углубленности.
Это свойство желтого цвета, его большая склонность к более светлым тонам,
может быть доведено до невыносимой для глаза и души силы и высоты.
Музыкально при этом повышении похоже на все громче становящийся звук
высокой трубы или доведенный до верхних нот фанфары.

Синий - типично небесный цвет. Чем темнее синий цвет, тем
более он зовет человека в бесконечное.
Погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой
печали. Он становится бесконечной углубленностью в состояние
сосредоточенности, для которого конца нет. Переходя в светлое,
он приобретает более безразличный характер и, как высокое
голубое небо, делается для человека далеким и безразличным.
Чем светлее он становится, тем он более беззвучен, пока не
перейдет к состоянию безмолвного покоя - не станет белым.
Музыкально голубой цвет похож на флейту, синий - на
виолончель и, делаясь все темнее, на чудесные звуки
контрабаса; в глубокой, торжественной форме звучание синего
можно сравнить с низкими нотами органа.

Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в жёлтую
краску, получатся разные оттенки зелёного цвета. Кандинский
считал, что смешение жёлтого и синего тормозит движение
до полного его уничтожения; зелёный цвет – это цвет
неподвижности и покоя, равновесия, но в нём потенциально
скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных
цветов.

Зеленый цвет. Пассивность есть наиболее характерное
свойство абсолютного зеленого цвета, причем это
свойство как бы нарушено, в некотором роде,
ожирением и самодовольством. Поэтому в царстве
красок абсолютно зеленый цвет играет роль, подобную
роли буржуазии в человеческом мире - это
неподвижный, самодовольный, ограниченный во всех
направлениях элемент. Зеленый цвет похож на толстую,
одень здоровую неподвижно лежащую корову, которая
способна только жевать жвачку и смотреть на мир
глупыми, тупыми глазами. Зеленый цвет есть основная
летняя краска, когда природа преодолела весну - время
бури и натиска - и погрузилась в самодовольный покой.

Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар
Поль Сезанн. Берега Марны
Если вывести абсолютно-зеленое из состояния равновесия, то
оно поднимется до желтого станет живым, юношескирадостным. От примеси желтого оно вновь становится активной
силой. В тонах более глубоких (при перевесе синего цвета)
зеленое приобретает совершенно другое звучание - оно
становится серьезным и задумчивым.

Красный цвет вызывает
ощущение силы, энергии,
устремленности,
решительности, радости,
триумфа.
Музыкально он
напоминает звучание
фанфар с призвуком
трубы, - это упорный,
навязчивый, сильный
тон.

Оранжевый цвет – это теплый красный цвет, усиленный
родственным желтым . Путем этой примеси, внутреннее
движение красного цвета начинает становиться движением
излучения, излияния в окружающее. Он похож на человека,
убежденного в своих силах, и вызывает поэтому ощущение
исключительного здоровья.
Музыкально этот цвет звучит, как средней величины церковный
колокол, призывающий к молитве, или же как сильный голос
альта, как альтовая скрипка.

Фиолетовый цвет является охлажденным красным. Он имеет
поэтому характер чего-то болезненного, погасшего, имеет в себе
что-то печальное. Не напрасно этот цвет считается подходящим
для платьев старух. Китайцы применяют этот цвет
непосредственно для траурных одеяний.
Музыкально его звучание сходно со звуками английского рожка,
свирели и в своей глубине - низким тонам деревянных духовых
инструментов (напр., фагота).

Черный цвет внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как вечное
безмолвие без будущности и надежды. Черный цвет есть нечто угасшее,
вроде выгоревшего костра, нечто неподвижное, как труп, ко всему
происходящему безучастный и ничего не приемлющий. Это как бы
безмолвие тела после смерти, после прекращения жизни. С внешней
стороны черный цвет является наиболее беззвучной краской, на фоне
которой всякая другая краска, даже меньше всего звучащая, звучит поэтому
и сильнее и точнее.
Музыкально, черное является полной заключительной паузой, после
которой идет продолжение подобно началу нового мира, так как,
благодаря этой паузе, завершенное закончено на все времена - круг
замкнулся. Не так обстоит с белым цветом, на фоне которого почти все
краски утрачивают чистоту звучания, а некоторые совершенно растекаются,
оставляя после себя слабое, обессиленное звучание.

Белый цвет представляется как бы символом вселенной, из которой
все краски исчезли. Этот мир так высоко над нами, что оттуда до нас
не доносятся никакие звуки. Оттуда исходит великое безмолвие,
которое, представленное материально, кажется нам неразрушимой,
уходящей в бесконечность, холодной стеной. Поэтому белый цвет
действует на нашу психику, как великое безмолвие, которое для нас
абсолютно. Белое - это Ничто, которое юно, или, еще точнее - это
ничто доначальное, до рождения сущее. Так, быть может, звучала
земля в былые времена ледникового периода.
Музыкально он звучит, как не-звучание, что соответствует паузам
в музыке, паузам, которые лишь временно прерывают развитие
музыкальной фразы или содержания, и не являются окончательным
заключением развития. Это безмолвие не мертво, оно полно
возможностей.

Цель — отображение собственных впечатлений и
эмоциональных переживаний при прослушивании музыки в
процессе создания абстрактной композиции.

Задачи:
1. Познакомить учащихся с абстрактным искусством на
примере творчества В. В. Кандинского
2. Предложить участникам прочувствовать музыку,
двигаясь в соответствии с ее звучанием
3. Создать свою собственную абстрактную композицию
на основе различных по звучанию фрагментов
музыкальных произведений

Идея занятия
Синтез искусств – понятие, которое появилось в конце 19 –
начале 20 века. Блестящим примером синтеза искусств стало
творчества В. В. Кандинского. Он не только выявил взаимосвязь
между музыкой и изобразительным искусством, но попытался
соединить цвет, пластику, слово, музыку.
Учащимся предлагаются по очереди два музыкальных
фрагмента: один спокойный, второй быстрый. При первом
прослушивании им предлагается подвигаться в соответствии с
музыкой, прочувствовать музыку своим телом. При втором
прослушивании
учащиеся
создают
свою
абстрактную
композицию, используя те цвета, линии, пятна, которые отражают
их душевные переживания.

Презентация на тему Презентация по искусству на тему Звучащий цвет и зримый звук (8 класс), предмет презентации: МХК. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 26 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Звучащий цвет и зримый звук

Звучащий цвет и зримый звук

Человек в состоянии различить до 120 хроматических цветов.

Человек в состоянии различить до 120 хроматических цветов.

Ахроматические цвета не имеют цветового тонаК ахроматическим относятся черный, белый, а также все промежуточные – серые цвета.

Ахроматические цвета не имеют цветового тона

К ахроматическим относятся черный, белый, а также все промежуточные – серые цвета.

Гёте любил смотреть на пейзаж сквозь цветные стёкла и фиксировал свои ощущения « глаз радует, сердце расширяется,


По мнению Гёте Оранжевый цвет вызывает чувство тепла и блаженства.Красный цвет нравится энергичным, здоровым людям, ему радуются

По мнению Гёте
Оранжевый цвет вызывает чувство тепла и блаженства.
Красный цвет нравится энергичным, здоровым людям, ему радуются дети.
Синее небо, синие дали кажутся уходящими от нас.
В зелёном наш глаз находит успокоение.

Физиологическое воздействие цвета на человека Красный – возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий. Активизирует все функции организма, повышает

Физиологическое воздействие цвета на человека
Красный – возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий. Активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
.

КРАСНЫЙ прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Красный символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а

КРАСНЫЙ прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Красный символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну, агрессию. Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет.

Оранжевый – тонизирующий цвет. Действует так , как и красный, но слабее.

Оранжевый – тонизирующий цвет. Действует так , как и красный, но слабее.

В оранжевой кухне будет хотеться кушать. Так как этот цвет активизирует пищеварение.

В оранжевой кухне будет хотеться кушать. Так как этот цвет активизирует пищеварение.

Желтый – физиологически оптимальный, наименее утомляющий. Стимулирует зрение и нервную деятельность

Желтый – физиологически оптимальный, наименее утомляющий. Стимулирует зрение и нервную деятельность

В Китае желтый цвет предназначался для императора, сына Неба. Никто другой не смел носить желтую одежду. Желтый

В Китае желтый цвет предназначался для императора, сына Неба. Никто другой не смел носить желтую одежду. Желтый цвет был символом высшей мудрости и просвещенности.

В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый

Зеленый – физиологически оптимальный, самый привычный для органа зрения. Уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и

Зеленый – физиологически оптимальный, самый привычный для органа зрения. Уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии, мигрени, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

ЗЕЛЁНЫЙ -цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и

ГОЛУБОЙ у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а

Синий – успокаивающее действие переходит в угнетающее. Способствует затормаживанию функций физиологических систем человека

Синий – успокаивающее действие переходит в угнетающее. Способствует затормаживанию функций физиологических систем человека

Фиолетовый – соединяет эффект красного и синего цветов. Производит угнетающее действие на нервную систему

Фиолетовый – соединяет эффект красного и синего цветов. Производит угнетающее действие на нервную систему

Черный - цвет как символ смерти, неверия и греха означал в средние века также умерщвление плоти и

Черный - цвет как символ смерти, неверия и греха означал в средние века также умерщвление плоти и вообще был знаком всяческого смирения и отказа от мирских радостей.

БЕЛЫЙ -символизирует чистоту, незапятнанность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая

БЕЛЫЙ -символизирует чистоту, незапятнанность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте.

Когда говорят о цветовой гармонии, то в основном оценивают впечатление от двух или нескольких цветов. Как правило,

Когда говорят о цветовой гармонии, то в основном оценивают впечатление от двух или нескольких цветов. Как правило, оценка гармоничности или цветового диссонанса определяется чувством, вызванным данным сочетанием
Гармония – это равновесие, симметрия сил.

Цвет может быть тёплым или холодным, тяжёлым или лёгким, весёлым или мрачным. Цвет воспринимается нами эмоционально.

Цвет может быть тёплым или холодным, тяжёлым или лёгким, весёлым или мрачным. Цвет воспринимается нами эмоционально.

На основе монохромной гармонии создавайте абстрактные композиции используя объёмные модули.Музыка города

На основе монохромной гармонии создавайте абстрактные композиции используя объёмные модули.

Идея: Абстрактная живопись живет эмоцией и чувством.

Проблема: Как научиться чувствовать абстрактную живопись?

Цель: Дать опыт интерпретации художественного произведения в собственном творчестве.

Задачи:

  • Дать опыт видения мира через абстрактную живопись.
  • Донести следующую мысль: можно выразить свое эмоциональное состояние через создание произведения искусства.
  • Дать представление о беспредметной живописи, её отличия от предметной.
  • Рассмотреть проблему воздействия цвета при восприятии абстрактных композиций.

Технологическая карта урока

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

Актуализация

Познавательные
соотносить эмоциональный и образный строй
отрабатывать навыки сравнения с целью установления связей между зрительным образом и эмоциональным

коммуникативные
участвовать в создании коллективной композиции

личностные
мотивация на освоение текста культуры

Вводная беседа.

Учитель:
- Выберите одну из фигур, которая наиболее соответствует вашему настроению. Давайте попробуем создать настроение сегодняшнего урока геометрическими фигурами. Поднимите вверх фигуры, которые ассоциируются с радостным настроением. Прикрепите фигуры на доску.

Учитель:
- Вы только что создали картину в определенном стиле, может кто-нибудь догадался, что это за стиль? А для чего создавали эту композицию?

Создание на доске абстрактной композиции

Учащиеся:
- Абстрактная живопись. Этой картиной мы создавали настроение нашего урока

Проблематизация

Вводная беседа.

Учитель:
- Какие вопросы возникают, когда мы видим такие картины?

Учащиеся:
- Есть ли в них эмоциональный смысл? Как этот смысл понять?

Познавательные
формулировать проблему

Целеполагание

Учитель:
- Кто мог бы помочь нам раскрыть смыслы этой живописи?

Учитель:
- Но художника рядом нет. Какую цель вы бы поставили на сегодняшнем уроке?

Учащиеся:
- Сам художник.

Учащиеся:
- Попытаться дать собственную интерпретацию абстрактной живописи.

Регулятивные
самостоятельно ставить цель

Планирование

Учитель:
- Что нужно сделать, чтобы понять художника, его картины?

Учащиеся:
1. узнать о жизни художника;
2. узнать об основах цвета;
3. рассмотреть его картины, почувствовать их эмоциональный строй

Регулятивные
планировать свою деятельность на уроке

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Изучение нового материала.

Познавательные
Искать ответы на вопросы в учебнике,
Выделять главную мысль в тексте,
Составлять абстрактную композицию по предложенной эмоции.

Коммуникативные
Сотрудничество в процессе групповой работы,
Воспринимать художественные произведения и выражать свое отношение к ним,
Высказывать собственную точку зрения,
Интерпретировать содержание абстрактной живописи

Регулятивные
Выполнять задание по алгоритму

Личностные
Самопознание в процессе восприятия абстрактной живописи

Звучит фрагмент мрачной (темной) музыки. (Слайд 10)

Учитель:
- У вас на руках остались фигуры темных, мрачных оттенков, составьте композицию на доске из этих фигур (дайте ей название).

Составляют композицию, придумывают названия

Создание абстрактной композиции

Практическая работа.

Учитель:
- Теперь вам предстоит самостоятельно создать абстрактную композицию по выбранной эмоции.
(Слайды 11-12)

Каждый учащийся выбирает эмоцию из предложенных и создает композицию, отражающую её.

Рефлексия

Подведение итогов.

На доске располагаются работы учащихся по группам: позитивные, нейтральные, негативные эмоции.
За 1 минуту до окончания работы у ребят забирают листочек с названием эмоции
После размещения работ на доске, ребята повторно выбирают эмоции из списка и находят к ней соответствие в работах своих одноклассников.

Учащиеся подписывают свою работу с обратной стороны и там же фиксируют эмоцию по которой создавали композицию. Вывешивают работу на доску.

Познавательные
Делать вывод
Сравнивать свою работу с работами одноклассников

Учитель:
- Как вы думаете, справились ли вы с заданием?
- Есть ли совпадения у автора работы и подобранной эмоции?

Справились (не справились)
Есть совпадения, потому что верно подобрана форма и цвет.

Ценностное обобщение

Таким образом мы можем сделать вывод, что полученные на уроке знания можно использовать выражения своих чувств, а также для коррекции негативных эмоций (если они возникают), направляя в русло творчества, создавая свои собственные, неповторимые произведения, как художественные, так и музыкальные (для этого можно использовать и привычные инструменты художника и композитора и современные компьютерные программные возможности)

Учащиеся:
- Мы можем выразить себя и свой мир через творчество.

Познавательные
Обобщать
Личностные
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Звучащий цвет и зримый звук. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

526099 526104 526095 526085 526086 526108 526092 526106 526103 526093 526109 526105 526089 526096 526087 526088 526100 526082 526090 526091 526107 526094 526084 526110 526097 526098 526101 526102 526083 526081

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Читайте также: