Доклад по информатике учителя

Обновлено: 17.05.2024

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Содержимое публикации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Доклад на муниципальном этапе на тему:

(выступление на конференции)

Подготовила: Раджабова Зайнаб Джабраиловна,

учитель информатики

2015 год

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения.

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Особенностью развития общества в информационный век является нарастающий, часто хаотичный поток информации, управлять которым, а тем более перерабатывать и принимать решения становится все труднее.

Исходя из вышесказанного, я представляю свою систему работы.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, игровая технология, метод проектов

Формы организации учебного процесса:Урочные (занятия с использованием средств мультимедиа, групповая, индивидуальная работа, работа в паре). Внеурочные(внеклассная работа по предмету).

Виды уроков: комбинированный; урок – презентация; интегрированный; урок - игра; урок – виртуальная экскурсия.

Методы: практический; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый.

Методы контроля: устный контроль и самоконтроль; письменный контроль и самоконтроль; самоконтроль с использованием ИКТ.

Средства: традиционные; средства информационных технологий.

Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования, процесс образования неразрывно связан с наукой и с жизнью. Эту связь осуществляет учитель информатики через направления своей деятельности:

Диагностика личностных и познавательных особенностей учащихся.

Организация мониторинга результативности образовательного процесса

Инновационная деятельность учителя.

Повышение профессионального мастерства

Развитие творческих способностей учащихся.

Следовательно, и учителю выдвигаются новые требования. Учитель должен быть исследователем, гуманистом, творцом.

Рассмотрим по подробнее из чего же состоит методическая лаборатория: Работа по созданию УМК ; Научно-методическая деятельность ; Диагностическая деятельность; Воспитательная работа ; Внеклассная работа по предмету; Калейдоскоп творческих находок (работа со слайдами).

Для отслеживания результативности образовательного процесса необходимо проведение нулевых (входных), промежуточных и итоговых срезов разработанных мною в виде практических контрольных работ и тестов по темам и разделам согласно календарно-тематического планирования.

С целью осуществления контроля в полном объеме использую интерактивное оборудование и информационные системы (тестовые оболочки, программы-тренажеры, электронные пособия)

Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся. Внеклассная работа способствует развитию мотивации учения (работа со слайдами).

Хотелось немного рассказать об информационно - коммуникативных технологиях, их месте в учебном процессе и значении.

Цель:Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательном пространстве школы средствами ИКТ.

стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем активного участия ребенка в учебно-воспитательном процессе (ученик – не объект, а субъект педагогического взаимодействия);

способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

визуализация учебного материала;

интеграция с другими учебными предметами;

повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

стимулирование воображения школьников;

способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Пути реализации: Создание на уроке обстановки, способствующей стимулированию познавательной деятельности школьников, которая способствовала бы глубокому пониманию изучаемого материала, повышала бы мотивацию учения школьников, стимулировала бы воображение школьников, развитие творческого подхода.

Виды учебных занятий, на которых можно эффективно использовать новые информационные технологии: беседа, видеолекция, решение задач, тестирование (контроль и самоконтроль), виртуальная экскурсия, защита проектов, внеклассная деятельность.

Место ИКТ в учебном процессе: Мотивационный этап. Актуализация опорных знаний учащихся. Сопровождение объяснения учителя. Самостоятельное информационно-обучающее пособие. Контроль, оценка ЗУН.

Функции учителя в процессе обучения с использованием ИКТ:

Организация учебного процесса внутри класса.

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест и т.д.

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи .

Подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием.

Компоненты ИКТ в учебном процессе: Технический, Программный, Методический, Информационный (объяснение по слайдам)

Преимущества использования ИКТ :

Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

Усиление мотивации учения

Улучшение качества обучения и воспитания, повышение информационной культуры учащихся;

Повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

Демонстрация возможностей компьютера, не только как средства для игры.

(демонстрация использования экрана на треноге в компьютерном классе)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Доклад.doc

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Панафидина Л.М.

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.

В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника.

К ним относятся:

готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

владения навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;

умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Для достижения этих результатов образовательный процесс ориентирован на:

• изменение характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе на самостоятельное изучение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала);

• формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию;

• ориентация на исследовательскую работу школьников;

• ориентация на индивидуальную, парную и групповую работу учащихся;

• использование межпредметных связей.

Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.

Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.

Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы для учителя и ученика.

Во-первых, для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельность, трудолюбия, ответственности.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения - мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного.

За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий компонент в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.

Рассмотрим основные инновационные качества ЭОР:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

аттестация (контроль учебных достижений).

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.

За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя.

Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЭОРы применяются по-разному.

Применение на уроках ЭОРов в разных формах:

сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте.

использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЭОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.

Применение ЭОР на различных этапах урока:

ЭОР на этапе актуализации знаний:

ЭОР, в том числе собственных разработок.

ЭОР на этапе объяснения нового материала. В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

Контроль и оценка знаний, умений и навыков:

Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения.

Проектная деятельность Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Рассмотрим модельный вариант урока по информатике:

Изучение нового материала: новый материал начинается еще дома в качестве домашнего задания, используя очередной учебный блок ЭОР. А в начале урока достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников и организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, сформулировать общие выводы. Тем самым время на проверку домашнего задания и знакомство с новым материалом намного сокращается.
Первичная проверка понимания новой информации: можно провести совместную практическую работу или выполнить небольшой тест, используя коллекцию ЭОР. Тем самым произойдет коллективная работа, дискуссия, и учащиеся смогут адекватно оценить свои возможности при выполнении самостоятельной работы.
Закрепление знаний и способов действий: на этом этапе урока можно организовать работу в группах, которые выполняют разные практические задания, чтобы затем обменятся опытом в процессе представления результатов своей работы. Таким образом, учащиеся на одном уроке получат в два раза больше полезной информации.
В качестве домашнего задания учащиеся могут выполнить тест или изучить очередной модуль с новым материалом.
В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения.

Цель урока: формировать понятие о роли информации и информационных процессов в жизни человека.

Задачи:

- создать условия для успешного усвоения учащимися важности роли информации и информационных процессов в системах различной природы;

- оказывать помощь в открытии методов получения информации;

-способствовать деятельности по самостоятельному выводу основных свойств информации;

-продолжить работу по формированию умений наблюдать, сравнивать и применять знания в новой ситуации, обобщать;

- организовать деятельность по самоконтролю, взаимоконтролю, самооценки и коррекции;

-содействовать развитию умения рассуждать, развитию коммуникативных навыков и применять изученный материал на практике.

Тип урока изучение нового материала

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная (работа в парах, в зависимости от количества ЭВМ в классе), практическая, компьютерное тестирование.

Необходимое техническое оборудование мультимедиа проектор, экран, компьютерный класс с ЛВС, аудиосистема.

Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Организует индивидуальную (или в парах) работу учащихся, и оценивает её

Применяют ранее полученные знания, компьютерное тестирование

изложение нового материала

Организует обсуждение представленного материала(демонстрация) с опорой на личный опыт учащихся

Работают с источником информации, обсуждают, записывают в тетрадях

Организует проведение физминутки

Учащиеся выполняют упражнения для глаз и улучшения мозгового кровобращения

Организует работу индивидуальную(или в парах) учащихся, фиксирует внимание учащихся на возникших трудностях, помогает их преодолеть

Закрепляют и применяют полученные знания, компьютерное тестирование

Активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

Подводит итог, оценивает работу учащихся

Приложение к плану-конспекту урока

Человек: информация и информационные процессы

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Благодарю Г.В. Ваныкину за приглашение и организацию семинара.

г. Петропавловск-Камчатский, 24-27 августа 2021 года

К.Ю. Поляков. Материалы курсов повышения квалификации при Камчатском ИРО:

Благодарю М.В. Волынкину за приглашение и отличную организацию занятий, а всех слушателей курсов — за интересные вопросы и живое обсуждение насущных проблем.

г. Якутск, 26 марта 2021 года

Благодарю Н.Н. Куличкина за приглашение, а всех участников конференции — за интересные вопросы.

г. Сочи, 24 марта 2021 года

К.Ю. Поляков. Материалы вебинара:

г. Красноярск, 1 марта 2020 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю И.Н. Утьманова за приглашение и отличную организацию семинара, а всех участников семинара — за активное участие в обсуждении.

г. Ангарск, 14 февраля 2020 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю А.А. Лобанова за приглашение и отличную организацию семинара, а всех участников семинара — за полезное и содержательное обсуждение.

г. Братск, 22-23 января 2020 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Г.А. Фазлиеву за приглашение и отличную организацию семинара, а всех участников семинара — за активное участие в совместной работе.

г. Калининград, 28 ноября 2019 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Л.А. Хоружия и С.П. Громову за приглашение и отличную организацию семинара, а всех участников семинара — за активное обсуждение актуальных проблем.

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю М.В. Волынкину и Ю.А. Родионову за приглашение и отличную организацию семинара, а всех участников семинара — за живое и заинтересованное обсуждение широкого спектра вопросов.

г. Севастополь, 7 октября 2019 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю И.Ю. Гладких и М.В. Салтыкову за приглашение и отличную организацию семинара, а всех участников семинара — за интересные вопросы и плодотворное обсуждение проблем.

г. Белгород, 19 марта 2019 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю О.В. Вертелецкую за приглашение и организацию семинара, а всех участников семинара — за интересное обсуждение наболевших вопросов.

г. Томск, 1 ноября 2018 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю А.В. Розину за приглашение и отличную организацию, а всех участников семинара — за интересное обсуждение.

г. Санкт-Петербург, 9 октября 2018 года

г. Благовещенск, 19 апреля 2018 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю А.Ф. Ромас за приглашение и отличную организацию семинара, а всех участников — за интересное общение.

г. Сургут, 29-30 марта 2018 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю С.А. Козачок и Н.С. Никифорова за приглашение и отличную организацию семинара, а всех участников — за активное участие и умные вопросы.

г. Ноябрьск, 27-28 марта 2018 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю А.Г. Короткову и С.Э. Назаренко за приглашение и отличную организацию семинара, а всех коллег — за активное участие и заинтересованность.

г. Ульяновск, 1 марта 2018 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю В.В. Сибирева за приглашение и блестящую организацию семинара, а всех коллег — за оживлённую дискуссию.

г. Калининград, 8 февраля 2018 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Д.Ю. Кулагина за приглашение и отличную организацию семинара, а всех коллег — за интересное обсуждение.

г. Сыктывкар, 25 января 2018 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Т.Д. Поликарпову за приглашение и отличную организацию семинара, а всех коллег — за активное участие в семинаре.

г. Магадан, 8 декабря 2017 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю А.В. Михалёву за приглашение и отличную организацию семинара, а всех коллег — за интересное обсуждение.

г. Волгоград, 23 ноября 2017 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Е.Н. Болотову за приглашение и прекрасную организацию семинара, а всех коллег — за интерес к предмету обсуждения и умные вопросы.

г. Владивосток, 20 сентября 2017 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Н.Г. Крамаренко за приглашение, безупречную организацию семинара и всестороннюю помощь, а всех коллег — за активное участие в обсуждении.

г. Москва, 12 мая 2017 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю всех коллег, которые принимали участие в организации и проведении семинара.

г. Владимир, 28 апреля 2017 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю А.А. Мартынову за приглашение и отличную организацию семинара, а всех коллег-учителей за интересное обсуждение и глубокие вопросы.

г. Таганрог, 13 апреля 2017 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю С.А. Донских и весь коллектив кафедры информатики Таганрогского института имени А.П. Чехова за приглашение и безупречную организацию семинара, а всех коллег-учителей за активное участие в семинаре.

г. Ростов-на-Дону, 18 ноября 2016 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Т.Г. Головко за приглашение и организацию семинара, а всех коллег-учителей за активное обсуждение и глубокие вопросы.

г. Братск, 28 октября 2016 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Г.А. Фазлиеву за приглашение и безупречную организацию семинара, а всех коллег-учителей за живое и заинтересованное обсуждение.

г. Казань, 13 октября 2016 года

г. Набережные Челны, 14 октября 2016 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю О.В. Вологодскую (г. Казань) и Р.Р. Мухаметзянова (г. Набережные Челны) за приглашение и отличную организацию семинаров, а всех коллег за интересное и активное обсуждение.

г. Кемерово, 16 августа 2016 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Е.В. Тютюнникову за приглашение и безупречную организацию семинара, а всех участников семинара — за умные и глубокие вопросы и активное обсуждение.

г. Петрозаводск, 20 мая 2016 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Н.В. Рышкевич за приглашение и организацию семинара, а всех участников семинара — за интересное обсуждение.

г. Абакан, 28 апреля 2016 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Н.М. Полковникову за приглашение и организацию семинара, а всех участников семинара — за интересное обсуждение.

г. Рязань, 25 марта 2016 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю О.В. Антипову за приглашение и организацию семинара, а всех участников — за заинтересованность и добрые слова.

г. Новосибирск, 19 февраля 2016 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю всех коллег из ОблЦИТ за организацию семинара, а всех участников — за интересное обсуждение.

г. Москва, 3 февраля 2016 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю О.В. Невскую за организацию семинара, а всех участников семинара — за полезную дискуссию.

г. Уфа, 11 декабря 2015 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю И.Г. Ишемгулову за приглашение и организацию семинара, а всех участников семинара — за активное участие в обсуждении и добрые слова.

г. Сочи, 24 ноября 2015 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Т.А. Боброву за приглашение и организацию семинара, а всех участников семинара — за заинтересованность.

г. Ростов-на-Дону, 12 ноября 2015 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Т.Г. Головко за приглашение, а всех участников семинара — за полезную дискуссию.

г. Архангельск, 5-6 ноября 2015 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинаров:

Благодарю Г.Р. Буркатовскую за приглашение, а всех участников семинараnbsp;— за активное участие в обсуждении.

г. Красноярск, 17 октября 2015 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю И. Утьманова за приглашение, а всех участников семинара — за интересный диалог.

г. Казань, 22 сентября 2015 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю О.В. Вологодскую за приглашение и чёткую организацию семинара, а всех участников семинара — за активное обуждение.

г. Тольятти, 16 сентября 2015 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Е.Н. Попову за приглашение и хорошую организацию семинара, а всех участников семинара — за активное участие в процессе.

г. Томск, 24 июня 2015 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю А.В. Розину за приглашение и хорошую организацию, а всех участников семинара — за активность и заинтересованность.

г. Владикавказ, 17 июня 2015 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю З.С. Хаблиеву за приглашение и тёплый приём, а всех участников семинара — за активное участие в обсуждении.

г. Челябинск, 17 апреля 2015 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Л.В. Корнилову за приглашение, а всех участников семинара — за участие в обсуждении и тёплые отзывы.

г. Санкт-Петербург, 6 февраля 2015 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара в ЛОИРО:

Благодарю М.А. Горюнову за приглашение, а всех участников семинаров — за интересное обсуждение.

г. Красноярск, 17 октября 2014 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю И. Утьманова за приглашение, а всех участников семинаров — за интересный диалог.

г. Пенза и Краснодарский край, 16-18 сентября 2014 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара:

Благодарю Г.Б. Кондратьеву (г. Пенза), И.В. Капелян (г. Краснодар) и Т.С. Крахмалёву (г. Краснодар) за приглашение и отличную организацию, а всех участников семинаров — за активное и заинтересованное обсуждение.

г. Екатеринбург, 16 мая 2014 года

Благодарю И.А. Волкову за приглашение и отличную организацию, а всех участников круглого стола — за проявленный интерес и полезное обсуждение.

г. Санкт-Петербург, 28 января 2014 года

г. Москва, 3 декабря 2013 года

г. Саратов, 8 ноября 2013 года

г. Санкт-Петербург, 17 октября 2013 года

К.Ю. Поляков. Материалы семинара Учебники информатики нового поколения. 10-11 классы, углублённый уровень.

г. Москва, 5 апреля 2013 года

г. Великие Луки, 28 февраля 2013 года

К.Ю. Поляков. Материалы доклада Практикумы с автоматической проверкой решений в среде КуМир и круглого стола Школьная информатика — сегодня и завтра в рамках V Международного педагогического марафона учебных предметов (28 февраля — 1 марта 2013 года, г. Великие Луки). Спасибо за приглашение А.В. Атановой и Управлению образования администрации г. Великие Луки.

Санкт-Петербург, 11 октября 2012 года

Санкт-Петербург, 19 апреля 2012 года

К.Ю. Поляков. Системный подход к использованию ИКТ. Доклад на 31-ой международной конференции Школьная информатика и проблемы устойчивого развития (19-21 апреля 2012 года, Санкт-Петербург, гимназия № 56).

Москва, 1 апреля 2011 года

К.Ю. Поляков, А.П. Шестаков, Е.А. Еремин. Профильный курс информатики в школе XXI века. Доклад на Московском педагогическом марафоне (22 марта — 15 апреля 2011 года, Москва, лицей № 1535).

Москва, 24 марта 2011 года

К.Ю. Поляков, А.П. Шестаков, Е.А. Еремин. О содержании школьного учебника по профильному курсу информатики. Доклад на Всероссийском съезде учителей информатики (24-26 марта 2011 года, Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова).

Пермь, 26 ноября 2009 года

Благодарю А.П. Шестакова за приглашение и отличную организацию семинара, а всех участников — за радушие и неравнодушие.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения предмета Информатика каждый ребенок должен научиться не только эффективно и с пользой работать на компьютере, но и научиться целенаправленно использовать возможности компьютера для познания и созидания окружающего нас мира.

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших компетенций деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, используя для этого весь набор современных средств и методов передовых технологий. Это добавляет к целям школьного образования ещё одну цель – формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества.

Я работаю учителем Информатики в 7-9 общеобразовательных и в 10-11 в базовых и профильных группах.

В работе использую следующие формы деятельности: теоретические и практические занятия; организация индивидуальных занятий и консультаций для учащихся, проявляющих повышенный интерес к информатике, а также для отстающих; изучение дополнительного учебного материала; стимулирование самостоятельного изучения материала с последующим контролем; участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. В последнее время актуальным стало и обучение с применением дистанционных технологий.

Как учитель, ставлю перед собою следующие цели педагогической деятельности:

формирование информационной культуры у учащихся, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

развитие у школьников логического мышления, творческого и познавательного потенциала с использованием для этого разноуровневого богатейшего компьютерного инструментария.

интеграция урочной и внеурочной деятельности для мотивации обучения при работе с детьми.

знакомство учащихся с понятиями система, информация, модель, алгоритм, языки программирования и их ролью в формировании современной информационной картины мира, учащиеся должны уметь давать определения этим понятиям, выделять на признаки и объяснять их, различать разновидности моделей, алгоритмов и т.д.;

раскрытие общих закономерностей информационных процессов в природе обществе, технических системах, объяснение сути информационных процессов, овладевать умениями измерять информацию;

формирование умения организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

формирование навыки поиска, обработки, хранения информации посредством современных компьютерных технологий для решения учебных задач и для будущей профессиональной деятельности;

формирование навыков безопасного использования сети Интернет

воспитания уважения к авторскому материалу.

Для реализации намеченных целей необходимо решить следующие задачи:

дальнейшее внедрение и освоение эффективных элементов современных педагогических технологий преподавания информатики, сочетающих в себе разнообразные подходы к деятельности учащихся;

создание здоровьесберегающих условий, обеспечивающих оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования;

вызвать интерес к предмету у детей, научить их иметь собственное мнение.

При проектировании и осуществлении своей деятельности я руководствуюсь следующими концептуальными принципами:

1. Обучение информатики – это общение ребёнка с компьютером.

2. Учение есть не прямая производная обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития.

3. Принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и способностями.

4. Опора на успех ребёнка в любой деятельности.

Считаю достижением в своей педагогической деятельности:

● Формирование устойчивой мотивации у учащихся разной категории;

● Нахождение приёмов и методов формирования информационной культуры для разной возрастной категории учащихся;

● Включение учеников в социально значимую деятельность (олимпиады, конкурсы , работа над школьными проектами ).

Несмотря на внедрение новых форм обучения считаю урок основной формой учебных занятий, но тоже иду в ногу со временем - постоянно совершенствую методику его проведения. В своей практике использую различные формы уроков: лекции, семинары, практикумы по отработке навыков и закреплению теоретических знаний, элементы дидактической игры. Считаю, что успешное обучение - это обучение с помощью деятельности самого ученика. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению в кабинете накоплен богатый дидактический материал по всем классам, разделам, темам, который постоянно пополняется и обновляется. Наличие такого материала позволяет подобрать каждому ученику задание в соответствии с его способностями и, в то же время, в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Контрольные, проверочные работы и задания для срезов знаний я стараюсь составлять в тестовом виде, внедряю электронные тестовые задания, что позволяет увеличить темп и объем выполняемых заданий на уроке, сосредоточить внимание учащихся на ключевых моментах, отработать навык выполнения тестовых заданий. Информатика дает учащимся умение применять свои знания не только в узком кругу предметов, инструменты информационных технологий позволяют выполнять интересные задания и по предметам гуманитарного цикла. Поэтому, большое количество умений и навыков, формируемых у учащихся на уроках информатики можно назвать надпредметными.

как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование);

для индивидуализации ученого процесса (можно дать двум учащимся задания, разграничив для этого поле интерактивной доски);

для организации коллективной и групповой работы ( выполнение проектов, которые потом защищаются представителями групп);для организации обратной связи (использую систему голосования SMART Board Response LE);

как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

Применяя новые информационные технологии, я пришел к выводу:

у учащихся повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

можно легко осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

за один и тот же промежуток времени объем выполнения работы увеличивается;

автоматизируется процесс контроля и оценки знаний;

прививается культура учебной деятельности (планирование, самоконтроль, взаимоконтроль).

Работая с большим количеством технических устройств, важно понимать, что использование ИКТ не решит всех учебных проблем. Можно иметь все мыслимые и немыслимые дивайсы, но не видеть самого главного – ученика, который прежде всего в учителе видит наставника. У меня был пример, когда ученик, не имея дома компьютера, выигрывал муниципальный этап олимпиады по информатике. Поэтому считаю чрезвычайно важным для эффективной работы учителя и достижения высоких результатов оптимальный выбор методов обучения. При проведении уроков применяю разнообразные методы и приемы обучения. Для повышения внимания к изучаемому предмету использую словесные, наглядные методы, методы стимулирования учения. Большим подспорьем для этого служит инструменты интерактивной доски. Практические методы применяю для развития практических умений и навыков. Это лабораторные и практические, творческие работы. Если материал довольно сложный для простого восприятия, то вначале изучения материала не отказываюсь от репродуктивных методов, что позволяет учащимся с недостаточной мотивацией, продвигаться вперед. Если материал доступен для самостоятельного изучения, то для развития навыка самостоятельной работы, формирования навыков учебного труда применяю методы самостоятельной работы, например, работа с источником, в сети Интернет. Для развития мышления , творчества, креативности – метод проектов.

Работая учителем более 30 лет, я приш е л к выводу, чтобы стать хорошим учителем, нужно иметь не только отличные теоретические и практические знания по преподаваемому предмету, но и огромное желание работать с детьми, любить детей и отдавать детям все, что умеешь и знаешь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам.

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА – ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАм

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам.

Функции педагогической деятельности учителя информатики отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, к которому приводят нас иновационные технологии в окружающей среде.

Считаю, что решать проблему развития познавательной активности учащихся, т.е. организацию обучения на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, эффективно позволяют новые информационные технологии. НИТ являются эффективным средством развития творческой активности подростков, поскольку располагают комплексом возможностей, удовлетворяющих возрастным задачам:

-возможность выбора содержания и способов деятельности;

- возможность личного вклада в решение проблем;

- возможность свободного общения и обмена опытом;

Изменения, происходящие в современной системе образования Татарстана, такие как внедрение сингапурской системы образования подвергают учителя поменять свои привычные навыки обучения.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Из года в год отмечается снижение способности учеников к логическому построению материала, к умениям делать выводы и обобщения, объяснять сущность многих явлений и даже связно излагать информацию повествовательного характера. Сказывается переход к тестовой форме итоговой аттестации. В Интернете ученикам предлагают шпаргалки и рефераты, убивая тем самым у школьников способность к развитию памяти, мышления, отрезает путь ученику к самостоятельному исследованию. Учебники, несмотря на их вариативность, перестают играть роль главного носителя учебной информации. Работа с учебником является скучным занятием для детей на любой вопрос, заданный на уроке есть ответ в интернете, и многие из наших учеников делают домашнюю работу не с учебником, а с интернетом, поэтому они не задумываются о том, что там написано, списали и не запомнили о чем писали. Таким образом, ещё одной задачей учителя информатики является научить детей правильно работать и обрабатывать информацию. Здесь я прибегаю к нашей новой сингапурской системе образования а именно к структуре ЗУМ ИН.(обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определённой теме)

Поэтому на своих уроках я часто использую технологию мультимедиа, что позволяет в короткий урок вместить как можно больше полезной и интересной информации для учащихся. Также для изучения нового материала и обработки полученной информации применяю структуры РАФТ (проектная работа как в группах так и индивидуально) и МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР. Структуры, которые помогают учащимся понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают, какое либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики примеры и антипримеры. Для закрепления изученного материала хорошо подходят структуры РЕЛЛИ ТЭЙБЛ- структура в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном листе бумаги и РАУНД ТЭЙБЛ в котором участники по очереди выполняют письменную работу за одним компьютером или листом бумаги.

Новые методики в образовании требуют от учителя более творческого подхода к своей работе.

Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Читайте также: