Доклад по физкультуре в доу на тему духовно нравственное воспитание

Обновлено: 05.07.2024

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Педколлектив ДОУ считает, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на уч. год.

В нём отражены такие мероприятия, как

Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников д/сада.

Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:

1

2

2. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов

3

3. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно - патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к Смотру песни и строя, посвящённого Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши.

Смотр строя и песни - крупное мероприятие, проводится в ДОУ

Смотр строя и песни проводится в виде конкурса. Критерии конкурса – чёткое выполнение строевых упражнений и команд, сдача рапорта командирами отрядов, отдельно оценивается исполнение девиза, песни, единство формы и строгая дисциплина в отряде. Старания детей оценивает компетентное жюри – представители военкомата, один из родителей военной профессии. Полученные знания и умения детей используются при праздновании Дня Победы.

4

5
6

Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по ФК, плаванию, музыкального руководителя и воспитателей татарского языка формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Автор: Силаева Ольга Вячеславовна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Губкин

Как известно, основной задачей инструктора по физической культуре в детском саду является охрана и укрепление здоровья дошкольников, формирование физических качеств, совершенствование двигательных умений, и подготовка детского организма к изменениям окружающей среды [2, 30].

В настоящее время проблема нравственного воспитания является одной из наиболее актуальных, так как ни для кого не секрет, что с раннего детства нужно воспитывать в детях патриотизм, гуманизм, сострадание. Другими словами, то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее.

Для того, чтобы с помощью двигательной активности ребенка сформировать нравственные качества, работа должна быть направлена на решение таких задач как: поощрение проявления разумной смелости, решительности, уверенности в своих возможностях, посредством физических упражнений которые соответствуют индивидуальным и возрастным требованиям; воспитание у дошкольников терпения и выносливости; создание на занятиях эмоционально-положительной атмосферы, при которой значительно повышается работоспособность детей и снижается утомляемость.

Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников следует уделять и военно-патриотическому направлению, задачи которого успешнее всего решаются на занятиях спортом и физической культурой, так как формирование физических качеств и двигательных навыков и умений тесно связано с развитием нравственно-волевых черт личности. Основным моментом военно-патриотического воспитания является празднование ежегодных дней воинской славы: 23 февраля - День Защитника Отечества, 9 мая –День Победы, 4 ноября -День Народного Единства.

Как итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что здоровье нашего тела, отличные физические данные – это бесценный дар. Поэтому жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души.

Благодаря такому подходу к организации образовательной деятельности выпускники детского сада обладают социально-ценностными нравственными качествами, имеют развитый творческий потенциал и способность к саморазвитию, а так же потребность в здоровом образе жизни.

ЛИТЕРАТРА

3. Володина, Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности. – Вологда: ВГПУ, 2010. – 206 с.

4. Ключева, М.А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник. – М.: Форум, Неолит, 2014. 400с.

Включение работы по формированию духовно-нравственных ценностей в физическое воспитание детей, на мой взгляд, совершенно необходимо, по причине того, что в наше время отклонения становятся, к сожалению, нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии (и на то, к несчастью, есть основательные причины), оставить ребенка в роддоме, бросить престарелых родителей без помощи поддержки и т.д. Мы все в немалой степени растеряли свои национальные черты: добрую силу, терпение, уважение и любовь к ближнему.

Не случайно, что 3 задачи из 9, т.е. 3-я часть, ФГОС ДО касаются вопросов физического и духовно-нравственного воспитания дошкольников:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Понятно, что детский сад не решит полностью этой проблемы, но если есть возможность хотя бы немного улучшить сложившуюся ситуацию, я думаю, стоит попытаться.

В связи с вышесказанным, работа по духовно-нравственному воспитанию детей ведется мной с использованием следующих методов и приемов:

  • Обращение к русскому фольклору (введение в праздники героев русских народных сказок, инсценировки с использованием русского устного народного творчества, внедрение русских народных игр, построение сюжета занятий, праздников по мотивам русских народных сказок, активно включаю считалки и т.д.);
  • Гендерное воспитание дошкольников (мальчикам даются более сложные, тяжелые задания, например, помочь убрать скамейки, силовые упражнения и т.п);
  • Использование музыкальных сказок духовно-нравственного содержания с последующей беседой и выводами: что хорошо и что плохо.
  • Внедрение Олимпийского образования дошкольников посредством знакомства с олимпийскими идеалами, принципами, с достижениями спортсменов, с историями их успеха и т.д.

В целом такая деятельность развивает способности детей к сопереживанию, более глубокому осмыслению своих поступков и поступков окружающих, развитию патриотизма, мотивирует к самосовершенствованию. Результатом такой работы стало более доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим, снизилось количество агрессивных проявлений в поведении детей, отмечается повышение интереса детей к физкультуре как способу самосовершенствования.

Работа с родителями в рамках духовно-нравственного воспитания детей, имеет целью формирование более тесной привязанности детей и взрослых, воспитание заботливого отношения друг к другу, развитие у родителей потребности больше узнать о способах духовно-нравственного воспитания, о возможностях народной педагогики, а также помочь некоторым родителям самим встать на путь здорового образа жизни, задуматься о возможностях воспитания детей в процессе совместных занятий физкультурой, о месте физкультуры и ЗОЖ в их семье.

Результатом этой работы я считаю активный отклик родителей на участие различных мероприятиях как в рамках детского сада, так и городского масштаба, их помощь в подготовке этих мероприятий, некоторые продолжают самостоятельно изучать темы, начатые в детском саду.

Работе с педагогами по данной проблеме я отвожу достаточно большое место, так как наличие этой работы просто необходимо для достижения наилучших результатов. Целью данной работы является просвещение педагогов о возможностях организации духовно-нравственного воспитания в средствами физкультуры и ЗОЖ. Кроме того, для подготовки и проведения различных мероприятий данного направления важна поддержка и помощь воспитателей групп, т.е. организация родителей для посещения консультации на ту или иную тему, предварительная работа с детьми при подготовке к праздникам и досугам (дают детям необходимые знания о том или ином событии, знакомят с русским народным фольклором, историей Олимпийских игр, разучивают необходимый словесный материал, готовят атрибуты т.д.).

Формы работы с воспитателями, в основном, традиционны, поскольку, я считаю, что главное, чтобы воспитатель смог донести необходимую информацию до детей и родителей. Для этого использую, в основном индивидуальные и групповые консультации с педагогами по подбору необходимого материала для организации и проведения игр, забав, досугов и т.д. Однако большим успехом пользуются выставки и конкурсы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях физкультурой, в играх на воде в обучении плаванию, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов.

В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое отношение к ней. Купание, игры в воде, плавание вызывают положительные эмоции. В нашем детском саду, начиная с раннего возраста, малыши из групп ГКП посещают бассейн вместе с родителями. Игры с водой раскрепощают взрослых и детей, создают ощущение комфорта и радости от общения. С каким удовольствием можно брызгаться, шлепать по воде ладошками или босыми ножками, под веселый мамин смех:

«Тепики, тепики, по водице хлопики,

В работе по физическому воспитанию можно использовать стихотворную речь. С малых лет она привлекает ребенка: еще не понимая смысла, он реагирует на ритм потешек. Вслушиваясь в текст потешки, ее ритм и музыкальность, ребенок притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Ритмичный бег, ходьба, прыжки, движения галопа в сочетании с потешками содействуют общему физическому и психическому развитию детей. Например, для ходьбы можно использовать стишок

«Рано утром бабушка делает зарядку,

Делает зарядку, учит всех порядку.

По утрам зарядку делай,

Будешь сильным, будешь смелым.

Бегать быстро, прыгать ловко,

Или такую песенку -

«Мы в дальнюю дорогу

Берем с собой друзей:

Они тебе помогут

И с ними веселей.

Когда живется дружно,

И можно всех любить,

И ссориться не нужно.

Для галопа задорную потешку

«Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!

Ты лети конь, скоро-скоро.

Через речки, через горы.

Всестороннее развитие каждого ребенка является основной целью физического воспитания как педагогического процесса. Дошкольная система физкультурного образования должна быть направлена на созидание максимально благоприятных условий для раскрытия физических, психических и духовных возможностей детей.

Читайте также: