Доклад по физике на педсовете

Обновлено: 05.07.2024

Мое выступление на педсовете по теме: " Индивидуальная работа с учащимися 7 класса на уроках физики".

Содержимое разработки

Выступление на педсовете.

Своё выступление мне хотелось бы начать со слов

К.Д. Ушинского, который писал:

Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности, склонности, симпатии к каким либо наукам. Поэтому для успешного обучения важна индивидуализация обучения.

Важно вовлечь в активную деятельность на уроке всех учеников класса. Для того, чтобы добиться этого, учитель должен хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к школьникам.

Соблюдение этих положений очень важно для учителей физики, т.к. преподаваемый нами предмет относится к числу сложных для усвоения.

Задача учителя заключается в том, чтобы убедить учеников, что каждый из них способен овладеть предметом.

Как с первых минут заинтересовать, увлечь и подтолкнуть ребят к работе на уроке?

Мотивационный этап важен и необходим, ведь от него зависит, будет ли работа ученика успешной и продуктивной. Известны разные приемы формирования мотивации к изучению материала. Один из них – притча. Притча — это поучительный рассказ, представленный в форме иносказания, и заключающий в себе моральное и нравственное поучение. Каждая притча может чему-то научить, потому что в ней скрыта какая-то правда, какой-то определённый урок.

Хочу привести примеры уроков физики, где можно использовать данный прием.

(К урокам решения задач, лабораторным работам).

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Формирование высокой мотивации ученика способно дать превосходный результат в обучении. Бывает, что менее способные ученики достигают в обучении больших успехов, чем более способные, но менее мотивированные.

Как на моих уроках физики формируется учебная мотивация:

Разноплановые уроки – стандартные уроки, лабораторные, конференции по темам.

Создание на уроках проблемных ситуаций.

Работа в группах. Ученики, решившие наиболее сложные задачи, объясняют их остальным ученикам.

Введение обучающих самостоятельных работ. (Обучающие карточки-задания.)

Использование интересных познавательных ситуаций и вопросов.

Экспериментальные домашние задания.

Индивидуальную работу с учащимися я организую, исходя из следующих принципов:

- ребёнок учится только через действие;

-ребёнок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;

- ребёнок учится от другого ученика так же, как и от учителя на уроке;

- ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;

- ребёнок успешен в учении, когда ему хорошо и интересно учиться.

В своей практике использую различные формы

и технологии. Некоторые из них:

Групповая работа. Во время урока подбираю задания для отдельных групп. Эти группы могут быть сформированы различными способами. Можно составить:

равносильные группы, то есть в каждой группе есть ученики разного уровня, но группы между собой равносильны.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах учебного занятия, при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепления; формирования и закрепления умений и навыков; обобщения и повторения пройденного; для контроля; овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы при закреплении, повторении.

Следующий прием в организации индивидуальной работы с учащимися – развитие умения самостоятельно работать с учебником. Самостоятельная работа учащихся над текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания самостоятельным трудом.

И еще на уроках физики необходимо развивать навыки самостоятельной работы с приборами, умения с ними обращаться, знать принципы действия.

Домашний лабораторные работы по физике .

Предлагается система домашних лабораторных работ для учащихся 7-х классов. В 7 классе в течение учебного года выполняются 8 работ. Домашние лабораторные работы в 7 классе на начальном этапе обучения повышает интерес к изучению физики, закладывает прочную базу теоретических знаний, усвоенных ребенком в процессе самостоятельной деятельности. Учитывая, что на изучение физики в 7-х классах отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год, такое количество домашних лабораторных работ не ведет к перегрузке, причем работа дается на выходные дни, чтобы у учащихся было время на выполнение эксперимента и осмысление полученных результатов. Учащиеся получают инструкцию по выполнению домашней лабораторной работы, в которой дается перечень необходимого оборудования и точный алгоритм выполнения эксперимента.

Все предлагаемые работы связаны с жизнью ребенка, дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.

Еще больший простор для индивидуального подхода к учащимся на уроках физики есть в решении физических задач . Решение задач воспитывает волю, настойчивость в преодолении трудностей, развивает логическое мышление, сообразительность. В этом глубоком мыслительном процессе анализируются и синтезируются связи между явлением и характеризующими их физическими величинами, нередко далекими друг от друга и по внутреннему содержанию, и по времени их изучения. Задачи помогают осмыслить многие связи между физикой и техникой.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

Работу по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников необходимо проводить в течение всего учебного года. Добиваюсь того, чтобы ребенок работал над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи. Работа должна быть направлена на ожидаемые результаты для учащихся: формирование интереса к более глубокому изучению основ естественных наук; расширение кругозора, развитие самостоятельности.

Считаю: успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те, кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху. И наша задача, учителей, помочь детям стать успешными.

Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Главные признаки , которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

  1. создание проблемных ситуаций,
  2. обучение учащихся в процессе решения проблем,
  3. сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Схема проблемного обучения: 1) постановка проблемной задачи, создание проблемной ситуации; 2) осознание, принятие проблемы; 3) решение проблемы.

Основные психологические условия:

  1. Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний
  2. Быть доступна для учащихся
  3. Должна вызывать соответственную познавательную деятельность и активность
  4. Задания должны быть такими, чтобы учащиеся не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для анализа проблемы.

Применение проблемного подхода на уроках физики.

Проблемный подход при изучении нового материала.

  1. Демонстрация опыта, фрагмента фильма перед объяснением (конвекция, диффузия, явление электромагнитной индукции и т.д.)
  2. При введении новых формул сравнение их с ранее изученными и одинаковыми с математической точки зрения (например, при изучении закона Кулона напомнить закон Всемирного тяготения; при изучении закона электромагнитной индукции ε = - Δφ/Δt, напомнить похожие с математической точки зрения v x = x/Δt, I = Δq/Δt и т. д. Здесь можно подчеркнуть, что эти формулы определяют постоянные ε, v , I. А если речь идет об изменяющихся со временем величин, то нужно использовать понятие произвоной)
  3. Изучение нового материала путем сравнения изучаемых понятий ( например, в 8 классе изучение последовательного и параллельного соединения проводников можно ввести на одном уроке. В этом случае на одной части доски привести схему, законы последовательного, а на другой части - параллельного соединения проводников).

Проблемный подход при решении задач.

  1. Задачи без вопроса. ( С.М. Новиков, Педагогическая академия, курсы переподготовки). Например, при решении задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту, после формулировки условия учащимся предлагается найти, все, что они могут найти. Здесь применяется и дифференцированный метод , т. к. каждый ученик решает посильную для себя задачу.
  2. Оценить данные задачи и полученный результат (например, мячик подброшен на высоту 5м. А можно ли подбросить мячик на такую высоту?)
  3. Сравнение физического процесса, указанного в задаче, с похожими физическими процессами (например, при решении задач на движение заряженной частицы в поле конденсатора напомнить ученикам про движение тела, брошенного под углом к горизонту; вращение заряженной частицы вокруг неподвижного заряда сравнить с движением искусственных спутников Земли).
  4. Сравнение графиков (например, график зависимости координаты от времени при равнрмерном движении имеет такой же вид, как и графк зависимости скорости от времени при равноускоренном движении и график зависимости магнитного потока от времени при равномерном изменении магнитного потока и т.д.)
  5. Разные физические явления – один математический подход (например, нахождение условий, при которых физическая величина принимает минимальное или максимальное значение).

Проблемный подход при выполнении лабораторных работ.

  1. Оценка достоверности результата
  2. Дополнительные задания (например, при выполнении лабораторной работы в 7 классе на выяснение условий плавания тела, можно попросить сравнить массу тела и массу вытесненной жидкости)
  3. Сравнение графиков, построенных в ходе работы( например при выполнении лабораторного практикума попросить сравнить графики отвердевания кристаллического, аморфного тела и переохлажденной жидкости).

Постановка проблемного вопроса и его разрешение может стать темой исследовательской работы.

А можно ли бросить тело с такой скоростью? С какой скоростью можно бросить тело?

Для ответа на эти вопросы нужно произвести необходимые измерения на уроках физкультуры, воспользоваться знаниями из метематики.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джон Дьюи (1859—1952 )

Главные признаки , которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций, 2) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде. Схема проблемного обучения : 1) постановка проблемной задачи, создание проблемной ситуации; 2) осознание, принятие проблемы; 3 ) решение проблемы.

Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний Быть доступна для учащихся Должна вызывать соответственную познавательную деятельность и активность Основные психологические условия: 4. Задания должны быть такими, чтобы учащиеся не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для анализа проблемы

Проблемный подход при изучении нового материала. Демонстрация опыта, фрагмента фильма перед объяснением (конвекция, диффузия, явление электромагнитной индукции и т.д.)

2) При введении новых формул сравнение их с ранее изученными и одинаковыми с математической точки зрения (например, при изучении закона Кулона напомнить закон Всемирного тяготения; при изучении закона электромагнитной индукции ε = - Δφ / Δ t , напомнить похожие с математической точки зрения v x = x / Δ t , I = Δ q / Δ t и т. д. Здесь можно подчеркнуть, что эти формулы определяют постоянные ε , v , I . А если речь идет об изменяющихся со временем величин, то нужно использовать понятие производной)

3) Изучение нового материала путем сравнения изучаемых понятий ( например, в 8 классе изучение последовательного и параллельного соединения проводников можно ввести на одном уроке. В этом случае на одной части доски привести схему, законы последовательного, а на другой части - параллельного соединения проводников).

Проблемный подход при решении задач. Задачи без вопроса. ( С.М. Новиков, Педагогическая академия, курсы переподготовки). Например, при решении задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту, после формулировки условия учащимся предлагается найти, все, что они могут найти. Здесь применяется и дифференцированный метод , т. к. каждый ученик решает посильную для себя задачу. Оценить данные задачи и полученный результат (например, мячик подброшен на высоту 5м. А можно ли подбросить мячик на такую высоту?)

3) Сравнение физического процесса, указанного в задаче, с похожими физическими процессами (например, при решении задач на движение заряженной частицы в поле конденсатора напомнить ученикам про движение тела, брошенного под углом к горизонту; вращение заряженной частицы вокруг неподвижного заряда сравнить с движением искусственных спутников Земли).

4) Сравнение графиков (например, график зависимости координаты от времени при равнормерном движении имеет такой же вид, как и график зависимости скорости от времени при равноускоренном движении и график зависимости магнитного потока от времени при равномерном изменении магнитного потока и т.д.)

5) Разные физические явления – один математический подход (например, нахождение условий, при которых физическая величина принимает минимальное или максимальное значение )

Проблемный подход при выполнении лабораторных работ . Оценка достоверности результата Дополнительные задания (например, при выполнении лабораторной работы в 7 классе на выяснение условий плавания тела, можно попросить сравнить массу тела и массу вытесненной жидкости) Сравнение графиков, построенных в ходе работы (например при выполнении лабораторного практикума попросить сравнить графики отвердевания кристаллического, аморфного тела и переохлажденной жидкости).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений .

На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят “…новые стандарты общего образования второго поколения – это деятельностно- целевой подход к образованию, поскольку главным для них является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи? Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы решить в определённых жизненных ситуациях разные классы задач” (ст.Г.А Шапоренкова “Предметный принцип уходит в прошлое”). В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е. освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Основное содержание исследовательского метода – обеспечить овладение учениками методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность исследовательского метода – обеспечение организаций поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

В такой работе с учениками учитель предъявляет ребятам новые для них проблемы, разрабатывает и ставит исследовательские задания, а ученики осваивают приемы самостоятельной постановки проблем и находят способы их решения.

Универсальность метода заключается в том, что при составлении комплексно-проектных программ учитывается и систематическое усвоение знаний, и практическая деятельность по выполнению заданий проектов.

Методические приемы, используемые в проектной технологии, можно рассматривать и в совокупности со средствами и совместно с формами обучения:

•проблемно-поисковый характер уроков, предусматривающий проведение исследовательской работы во внеурочное время;

•совместная аналитическая деятельность учителя и ученика на уроках, элективных курсах.

Такое обучение должно проходить так: сначала специальные занятия с целью приобретения учащимися умений проведения исследовательского поиска, затем самостоятельные исследования и проектные работы при постоянном обмене результатами исследований на роках, конференциях.

Проектную деятельность обучающиеся необходимо начинать уже с 7 класса.
В 7 классе – это описание природных явлений в виде сказок, рассказов, поговорок, где учащийся рассматривают произведения с физической точки зрения. Также сюда входит создание простейших приборов, например, модель фонтана, модель пылесоса.

В этих классах на элективных уроках стараюсь, чтобы ученики работали самостоятельно. Использовали всё имеющееся оборудование.

Побывать на стажерской площадке в Красноярске, я поняла, что работать нужно е только с сильными учениками. Но и со слабыми.

Приходя в 5 класс после начальной школы, дети ждут чего-то нового, а мы порой разжевываем. А дети должны сами добывать знания.

Для исследовательской работы целесообразно выбрать в нашей школе индивидуальную форму.
В ходе исследовательской работы решаются задачи: стимулирование интереса к учебному предмету; расширение и углубление знаний по предметам, выявление взаимосвязей между ними; овладение новыми видами учебной деятельности, в том числе практическими навыками; воспитание самостоятельности и умения работать в коллективе; профориентация учащихся:

Начав изучение физики в 7 классах, мы с учениками ведем работу с такими проектами. Ребята учатся правильному видению расположения информации на листе, чтобы не просто что-то изобразить или написать много нечитаемого текста, а эти проекты могли быть использованы и в дальнейшем изучении учебного материала.

Например: (сравниваем две работы менее и более удачные и рассматриваем области применения изображенной информации на каждом из них). Анализируем лабораторные и практические работы. Класс слабый. Приходится часто доделывать работы во внеурочное время.

В нашей школе на уроках физики проводятся различные формы исследовательской деятельности: как на уроках, так и при подготовке к урокам, в основном проектные работы делаем во внеурочное время.

Если в 7-9 классах учащиеся занимаются исследовательскими видами деятельности при обобщении учебного материала, отыскивая дополнительные интересные факты из окружающей нас жизни, то в 10-11 классах мы проводим уроки-семинары, уроки – экскурсии, уроки-диспуты, к которым ученики сами подбирают материал, рассматривают и раскрывают вопросы заданий, но порой весьма не охотно, надеясь на потом.

Хотя такие работы развивают практические умения, логическое мышление, самостоятельность, смекалку, учат анализировать наблюдаемый процесс, оценивать результаты, выдвигать гипотезы, делать обобщения и выводы, связывать теорию, практику и жизнь можно с помощью системы экспериментальных заданий, включая домашние.

Механические колебания и волны

Принципы радиосвязи и ТВ

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

В 10-х классах проводятся уроки-семинары по темам:

Электрический ток в различных средах.

Производство, передача и использование электрической энергии

Развитие средств связи

Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию. Один из социальных заказов общества — растить таланты. Но без знания математики не сможешь решать задачи по физике, выполнять экспериментальные задания. Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук — химии и физики, физики и биологии и т.п. Расширяя свои знания по другим предметам, учащиеся углубляют знания по физике, расширяют кругозор.

Мной накоплен опыт проведение нестандартных уроков и внеклассных мероприятий. Кроме того создаются, накапливаются и систематизирует ЦОРы, которые весьма успешно используются в учебной и воспитательной деятельности.

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Компьютерные модели позволяют учащимся изменять начальные условия экспериментов и самостоятельно ставить различные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед ними огромные познавательные возможности, делая обучающихся не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов. На уроках использую л-лабораторию.

Прежде чем начать работать с ребенком, встречаюсь с его родителями, так как работа занимает много времени, да и финансовый вопрос – приходится решать родителям.

Изложив основные принципы своей работы, хочу отметить следующее: если учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете по этой теме довольно интересное.

Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Мы формируем личность , готовую к взаимодействию с окружающим миром , к самообразованию и саморазвитию. Помогут нам в этом инновационные технологии на уроках физики.

Как и любая другая педтехнология , эта включает в себя:

Научные идеи , на которые опирается

Систему действий учителя и ученика

Критерий оценки и качественно новый результат.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД обучения широко используется в физике.

Великий физик Луи де Бройль писал: Знания - дети удивления и любопытства . Оказывается , что для достижения успеха в исследовательской деятельности необходимо постоянно испытывать эмоции удивления . переживания неизведанности и таинственности окружающего мира.

В период подготовки и проведения исследования , а также написания работы ученик должен не только закреплять и расширять свои теоретические знания , но и всесторонне и глубоко изучать узкую область науки, связанную с избранной им темой исследования ,развивать качества и приобретать навыки , необходимые для проведения самостоятельной исследовательской деятельности.

Чтобы преподавание физики было успешным , необходимо применять различные методы обучения. Очень важную роль играет метод НАУЧНОГО ПОИСКА. Рассмотрим несколько примеров использования метода научного поиска на уроках физики.

Есть ряд физических задач при решении которых используется метод научного поиска.

Почему обувь , смазанная жиром не промокает?

Почему шёлковые шнурки ботинок очень быстро развязываются?

Почему после мытья полов в помещении становится прохладнее?

Почему электрические лампы чаще перегорают в момент замыкания тока и очень редко в момент размыкания?

Как определить плотность куска гранита, найденного группой геологов?

Если у магнита отпилить тот конец , на котором находится северный полюс , то получится ли магнит с одним только южным полюсом?

Одно из интересных и перспективных направлений ученического поиска – область физики. Содержание поисковых работ этой группы базируется на знаниях , полученных учащимися при изучении курсов физики и биологии. Главное содержание таких работ – выяснение влияний физических условий на развитие растений. Укажем в качестве примера возможные направления исследований влияния света на скорость роста растений. Многочисленные экспериментальные опыты учащихся , которые они проводят на школьном опытном участке , показывают , что растения под действием солнечного света вырастают короткие . плотные , зелёные.

Растения. Выращенные в темноте , - бледные . слабые , с длинными , тонкими стеблями. Если растения освещать сине- фиолетовыми лучами , то по внешнему виду они ближе к нормальным , выращенным при естественном дневном свете. Растения , освещённые красными лучами и светом лампы накаливания . вырастают с длинными тонкими стеблями, бедные хлорофиллом. Проводя эти исследования , опыты , школьники убеждаются , что солнечная энергия- необходимое условие для нормального роста и развития любого растения.

Преподавание физики , в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения информационных технологий, главным инструментом которых является компьютер. Это электронные учебники, электронные справочники, , электронные энциклопедии , тренажеры и т. д. Большое внимание уделяется дистанционному обучению. Я разработала электронный курс по физике для 11 класса . В прошлом году по нему учились 2 человека. Один обучался на домашнем обучении , другой собирался поступать в институт . поэтому тоже занимался дистанционно. Один поступил в Роговский колледж , другой в ТулГу. Таким образом дистанционное обучение тоже способствует развитию познавательной активности , повышает интерес учащихся к физике и даёт им дополнительные знания по предмету.

Применение на уроках всех этих технологий способствует развитию

интереса у учащихся к данному предмету и лучшему усвоению этого предмета.

Читайте также: