Доклад по финансовой грамотности 10 класс
Обновлено: 18.05.2024
В данной статье уделено внимание значимости формирования финансовой культуры населения современной России, изучению финансовой грамотности на уроках обществознания в школе.
Вложение | Размер |
---|---|
ledyaykina_v.g._statya_po_fin_gramotnosti.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ В РАМКАХ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
В связи с переходом нашей страны к рыночной экономике большое значение придается формированию финансовой грамотности населения. Финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств, для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.
Не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование, к сожалению, такое финансовое поведение по-прежнему типично для значительной части россиян. Возможно , это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.
Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии.
Именно школа, являясь одним из важнейших социальных институтов, должна оказать помощь детям по формированию основ финансовой грамотности.
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета.
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
– «объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
Задания по финансовой грамотности включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, что также отражает возросшее значение формирования финансовой культуры среди членов общества.
Обучение основам финансовой грамотности старшеклассников способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения. В будущем выпускники станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.
Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Финансовая грамотность в школе: реальность и перспективы
Лишь знания всегда дают наибольшую прибыль.
Система современного российского образования такова, что ее программы охватывают практически все сферы жизни общества, что должно обеспечивать качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Существенным пробелом в системе образования до настоящего времени была только практическая подготовка учащихся к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей . При этом Россия занимает далеко не последнее место в списке стран с высоким уровнем развития экономики.
В 2016 году этот недостаток образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей научат бережно обращаться с деньгами, расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.
Опорные школы были отобраны Банком России на основании рекомендаций органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или являются победителями и лауреатами конкурсов в области финансового просвещения. Целью Банка России при формировании пула опорных и пилотных школ является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений. Долгосрочная задача – внедрить программы повышения финансовой грамотности во всех образовательных организациях Российской Федерации.
И если в сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках только обществознания, то в дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история. В нашей школе основы финграмотности введены с 2017-18 уч.году в форме Проектной деятельности для 9 класса. В сентябре 2018 г была создана рабочая группа по внедрению в школе основ финансовой грамотности. Кроме учителей истории и обществознания в нее вошли также учителя русского языка и учителя иностранных языков. Коллектив учителей разработал программу по ОФГ.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. В большинстве семей не имеют понятия о том, что такое ведение семейного бюджета. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь должны быть решены два основных вопроса:
1. Предоставление необходимой информации — разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
2. Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.
И если на сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов, в создании которых принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие, то решение второго вопроса требует гораздо больших усилий. Учителям необходимо пройти обучение на спецкурсах, чтобы познакомиться с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:
· составление и расчет семейного бюджета;
· денежные операции в банках и других структурах;
· сделки, связанные с риском;
· наличие ответственных органов за финансовые услуги;
· тонкости кредитов и депозитов;
· права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
· управление денежными потоками;
· агрессивная политика банков;
· активы и пассивы (доходы и расходы);
· страхование и пенсионные выплаты;
· наличие и безопасное использование пластиковых карт.
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях. Родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере. Только работа на уровне всех слоев общества вкупе с адекватной пропагандой финансовой грамотности способна преодолеть опасность растущей кредитной зависимости в обществе и повысить благосостояние населения.
Учитель истории и обществознания Высшей категории- Некова Мухайё Жураевна.
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. (слайд 1) Поэтому для школы возникает очень важная цель: обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
С 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков (слайд 3), а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших и позиционируется как один из базовых навыков XXI века. (слайд 4)
Определение понятия финансовой грамотности полно и целостно представлено в материалах PISA (слайд 5): «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни.
Многим может показаться, что эта компетенция появилась вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. (слайд 6). И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития.
На данный момент изучение финансовой грамотности в школе все же ведется.
Изучение рассчитано на встраивание вопросов по финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математику, литературное чтение. (слайд 8).
Изучать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики. При решении задач с деньгами (слайд 11), задач, которые включают в себя величины: цена, количество, стоимость (слайд 12) младшие школьники теоретически учатся решать финансовые проблемы.
В начальной школе внеурочные занятия также должны включать в себя темы, связанные с изучением финансовой грамотности.
Огромную роль в формировании навыков в решении социальных и финансовых задач является создание большого массового проекта, в котором принимает участие вся школа.
К примеру, БОФ, ярмарки. Это командное мероприятие, в котором участвуют все учащиеся, и родители. Происходит распределение социальных ролей.
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию успешной личности каждого ученика.
Получив финансовые знания (слайд 18), ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Возможно, дети будут более деликатны в своих просьбах и желаниях.
В ажно рассмотреть проблему рационального расходования карманных денег школьниками. С простых действий и привычек начинается путь к успеху. От того, насколько грамотно человек тратит денежные средства, во многом зависит, сможет ли он достичь поставленных целей в жизни. Тема семейного бюджета актуальна в современном образовании.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, надо учитывать возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволит сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит и родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
Предложения по встраиванию материалов по финансовой грамотности в содержание уроков по окружающему миру, математике и технологии в 1 – 4 классах представлены в таблицах.
Для учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое значение, поскольку, окончив школу в 18 лет (как часто бывает), человек получает право на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Поэтому необходимо, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др.
В условиях быстрого развития финансовой сферы современного общества главное – не просто научить старшеклассника действовать по алгоритму, но и сформировать метапредметное умение ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные варианты решения финансовых задач и находить оптимальный вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами государства и общества.
Таким образом, освоение учащимися 10–11 классов курса финансовой грамотности создаёт условия для их успешной социализации, профориентации в экономических специальностях и более глубокого понимания современной мировой и российской финансово-экономической действительности.
Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён календарно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
В пособии рассматриваются основные элементы финансовой системы современной России и описываются модели рационального поведения в различных финансовых ситуациях. Учащиеся узнают, как устроены банки и фондовые биржи, что такое акции и облигации, какие виды налогов существуют, как формируется пенсия, что такое стартапы и финансовые риски.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 классы общеобразовательной организации
Методические рекомендации включают общую характеристику методики обучения финансовой грамотности и раскрывают особенности проведения занятий и планы их построения. К каждому занятию по теме курса приводятся ответы к соответствующим заданиям из рабочей тетради. Материалы к заключительному занятию представляют собой итоговую проверочную работу в двух вариантах с ответами. В пособие также включены сценарии для проведения дополнительных занятий в форме учебных игр, коммуникативных турниров, экскурсий.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10 – 11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
В рабочую тетрадь включены практические задачи и тесты, вопросы на анализ графиков и диаграмм и пр. Большое количество заданий, представленных в пособии, аналогичны по своему типу и содержанию заданиям ЕГЭ по обществознанию. Предлагаемый в рабочей тетради материал позволяет педагогам проводить проверку знаний учащихся и выстраивать для каждого из них индивидуальную образовательную траекторию.
Читайте также: