Доклад по чтению третий класс

Обновлено: 15.05.2024

Официально же книжное дело древней Руси датируют 1057м годом, когда появилась первая рукописная книга - Остромирово Евангелие, написана она была уже на пергаменте кириллицей.

Второй, по важности, является книга 1073го года - Изборник Святослава, написанная дьяконом Иаковом, второе имя писца осталось неизвестным. Это, своего рода, энциклопедия наших предков. В ней освящены знания по ботанике и зоологии, основы грамматики и математики, а также освящаются вопросы богослужения.

Ещё одной важной рукописью является Изборник 1076го года. Это небольшая рукопись о быте Руси.

О книге впервые упоминается в “Повести временных лет” монаха Нестора, служившего при Киево-Печерском монастыре. Повествуется в ней о крещении Киева князем Владимиром и как он собирал деток развивая книжное учение.

Рукописные летописи были не просто книгами, это образцы искусства, где каждая буква выводилась, а точнее, рисовалась с особым усердием. Написание некоторых занимало до пяти лет и считалось богоугодным делом. В день писец мог осилить до трёх листов большого формата. Писали, как правило вечером и ночью, в свободное от работы время. И всегда извинялись за ошибки в конце книги, ссылаясь на дремоту.

К сожалению, большинство рукописей не дошло до нашего времени, причиной тому послужили войны и пожары, грызуны, которые точили книжные переплеты и засаленные листы, наводнения и, самое страшное, людское невежество. Не пересчитать сколько уничтожено книг во времена междоусобных конфликтов, набегов татар и во времена разорения монастырей и церквей.

Достоверно известно, что около 120 экземпляров рукописных древнерусских книг на данный момент храниться в государственных и частных музеях.

Вариант №2

Самыми первыми на Руси начали появляться грамоты из бересты. Чуть позднее, уже в 863 году, случилось знаменательное и очень важное для русского народа событие: была создана азбука, самая первая азбука!

Книги завоевали огромную популярность и начали печататься большими тиражами во время правления одного из самых суровых царей, Ивана Грозного. Именно благодаря Ивану Васильевичу была открыта первая типография по причине того, что Иван Грозный хотел, чтобы государство развивалось, расширяло свои территории и развивалось в различных отраслях торговли. Произошло это более 400 лет назад.

Первая рукопись на Руси есть Остромирово Евангелие, которая написана на кириллице. Создавалось Евангелие с осени 1056 года по весну 1057 года. Написано для посадника Остромира из города Новгород дьяконом Григорием, который считается одним из самых гениальных создателей и писателей книг для нашего государства тех времен.

Вторая рукописная книга - это Изборник Святослава, который создали в 1073 году. Работа над книгой началась еще во время правления князя Изяслава Ярославича, а потом книгой занялся Святослав Ярославич, его брат, который стал русским князем после Изяслава. Изборник Святослава можно назвать энциклопедией, ведь в нем есть сведения по самым разным наукам. Создана книга двумя писцами, к сожалению, только одно имя из двух известно и знакомо многим – дьяк Иоанн. Это великолепное творение - очень большая книга, она является чуть ли не самой большой книгой того времени. Оригинал Изборника Святослава – сборник из Болгарии, который был переведен с греческого при царе Симеоне.

Третья по счету рукопись – Изборник, созданный в 1076 году. Данное произведение составлено все также Иоанном. Это творение значительно различается от других. Изборник не имеет картинок и иллюстраций, содержит сведения, которые отражают русский быт. Изборник небольшого размера.

Первые книги на Руси

Первые книги на Руси

Слово "свинья" не будет обидным, если узнать ближе замечательных животных с этим именем. Они не такие, как думают многие. Сейчас наука раскрывает много тайн одного из старейших и мудрейших друзей человека.

Бусинки красные свисают, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти, дети, птицы и медведи. Прочитав эти строки, можно догадаться, что речь пойдет о малине. Каждый человек лечил свою простуду при помощи малинового варенья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения

Характеристика главного героя

Музалевская В.В.

Учитель начальных классов

Методическая разработка урока литературного чтения

Характеристика главного героя

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением писателя

И.С. Соколова – Микитова об окружающей природе"Листопадничек"

Задачи урока:

Образовательные:

2. Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой.

II . Развивающие:

Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

2. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности.

3. Развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого чтения; память, речь.

III . Воспитывающие:

1. Учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание общаться и любоваться ею.

2. Воспитывать любовь к матери, родному дому;

Тип урока: изучение нового материала

Формировать УУД:

Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Приобретение школьником социальных знаний. (Познавательные УУД)

1.Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель : Дорогие ребята, приветствую вас!

Девиз : "Где терпение -там и учение"

- Ребята, а как вы понимаете эти слова?

2.Работа над скороговоркой

Учитель: Герои приготовили нам разминку.

Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

- Прочитайте с интонацией:

3.Проверка домашнего задания

- Давайте вспомним: о каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

- Мать моя вставала…(рано);

- Мать угостила меня… (чаем с молоком);

- Это угощение решило мою жизнь в …(хорошую) сторону;

- Я начал вставать до… (солнца);

- Потом и в городе я вставал … (рано);

- После чаю я … (ходил на охоту);

- Моя охота была в … (находках);

- Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни).

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в этом рассказе?

- Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?

- («Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

4 . Подготовка к изучению нового материала

Учитель: О чём мы сегодня будем говорить и читать?

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.(Осень)

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени.

(листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (листопад)

- Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (высказывания детей)

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (линяют; запасают корм; рождают детёнышей)

- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?

Догадайтесь, о каком животном идёт речь?

«У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных способа защиты: маскировка и ноги.

Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие.

Первые - настовички, вторые - летнички и есть ещё третьи.

Кто же это? (зайцы)

Проблемный вопрос :

Учитель: Ребята, кто из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью? (высказывают предположения)

- Я предлагаю вам послушать стихотворение .

У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке, тёплой под осинкой

Три листопадничка лежат.

(зайцев называют листопадничками)

Учитель: Верно, молодцы, ребята!

Вопросы – предположения:

- Как вы думаете , каков жанр этого произведения?

5. Изучение нового материала

Объявление темы урока

Рассказ о писателе.

И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

6. Первичное ознакомление с текстом.

Чтение текста

- Учителем; чтение по цепочке.

Первичное восприятие.

Учитель: Понравилась ли вам история о зайчике?

- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения?

- Почему автор дал такое название произведению? Можно ли его было озаглавить иначе?

Физкультминутка

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись

(Движения выполнять по содержанию текста)

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

(Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

(Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал.

(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

7. Анализ литературного произведения

Работа над текстом.

Учитель: В какое время года появились зайчата? (осенью)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

(Зайчик мечтал полетать. Он видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).

- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).

- Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).

- Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).

- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны? (Нет).

Выборочное чтение.

Учитель: С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? (Зайчонок встретил бобров, которые строили плотину).

- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке. Он стал нянькой у бобрят).

- Почему зайчонок остался у бобров? (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).

Чтение – поиск.

- Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он вспоминал?

(За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек-зайчонок. Часто вспомнил он своё тёплое гнездо, старую мать-зайчиху).

- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

- А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку ? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

Характеристика главного героя.

- Опишите Листопадничка , каким он был, обосновывая свой выбор

- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- смелый (научился плавать);

- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

Работа по карточкам

( задание на карточках)

Бежал, бежал ( Листопадничек ) по лесу, прибежал к глухой лесной ( речке ).

Остался Листопадничек в бобровой ( хатке ).

Любят ( бобры ) чистоту и порядок.

За долгую зиму большого ( страху ) натерпелся зайчонок.

Обрадовался Листопадничек, прижался к ( матери ).

Крепко-крепко заснул возле матери в родном ( гнезде ) Листопадничек.

8.Закрепление изученного материала

Учитель: Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите.

(Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют).

- Какая эта сказка? (авторская)

8. Итог урока

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

- Почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?

Учитель: Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу) . Почему?

- Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

Много спать – дела не знать.

Дома и стены помогают.

Всякий кулик своё болото хвалит.

Чужая сторона – дремучий бор.

В гостях хорошо, а дома лучше !

Друзья познаются в беде.

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

9. Домашнее задание.

Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось .Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ? Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.

10.Рефлексия.

Я узнал на уроке . .

Мне было интересно потому, что . .

Я сделал(а) вывод, что…

Учитель: Спасибо за работу на уроке, за стремление каждого из вас чётко, открыто выражать свои чувства, мысли по обсуждаемой теме.

В последнее время на современном горизонте появилось много произведений современных детских писателей.Но, к сожалению, родители не часто покупают произведения современных писателей, считая их малоизвестными и молодыми.Они выбирают для своих детей произведения уже известных для них авторов. Но ребёнок-читатель не может существовать только в поле устоявшейся, классической литературы-ему необходим свежий воздух новой книги о современной жизни.Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми современными авторами, которые пишут для детей, с их произведениями.

ВложениеРазмер
proizvedeniya_sovremennyh_detskih_pisateley_na_urokah_vneklassnogo_chteniya.docx 22.63 КБ
prezentatsiya_na_metodicheskoe_obedinenie.pptx 2.27 МБ

Предварительный просмотр:

учитель начальных классов

Борминского филала ГБОУ СОШ

им. М.Н.Заводского с. Елховка

В последнее время на литературном горизонте появилось много произведений современных детских писателей. Но, к сожалению, родители не часто обращаются к новым книгам, особенно, если авторы этих книг молоды и не так известны. Выбирая своему ребёнку книжку в библиотеке или магазине, они ищут глазами знакомые им имена: спрашивают Носова и Барто, Берестова и Заходера, Линдгрен и Волкова, но ребенок-читатель не может существовать только в поле устоявшейся, классической литературы – ему необходим свежий воздух новой книги о современной жизни.

Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми современными авторами, пишущими для детей, и с их произведениями.

  1. Андрей Алексеевич Усачёв- родился в Москве 5 июля1958 года в семье педагогов.

На уроке внеклассного чтения я познакомила детей с произведением А.А.Усачёва

  1. Королевская дворняжка.
  2. Кто сделал лужу?
  3. Здравствуйте, спасибо и до свидания!
  4. Что лучше?
  5. Как Соня научилась разговаривать.
  6. Как собачка Соня нюхала цветы.
  7. Бинокль.
  8. Мухи.
  9. Как Соня поймала эхо.
  10. Косточка.
  11. Соня и самовар.
  12. Пятно.
  13. Радуга.

Вот список некоторых произведений для детей, которые очень интересны для детей и я предложу им для чтения во время летних каникул.


Героиня историй Женя, — не по годам высокая (такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички) семилетняя девочка, остающаяся, несмотря на высокий рост, маленьким ребенком внутри. В книгах описываются истории , которые происходят с Женей и её друзьями. И каждая ситуация из Жениной жизни — это отдельная история взросления и внутреннего роста, будь то история о смерти близкого человека, о школьном романе, о праздниках и потерях, о неудобных и по-своему трагических ситуациях, в которых может оказаться каждый ребенок. Гениальное изобретение — увидеть в одном образе, как в детском мире сочетаются экстремальное и обыденное, маленькое и большое, чувство абсолютной незащищенности перед миром и ежедневные победы над его препятствиями. Эта ситуация одновременно сказочного отстранения и реалистического сопереживания, авторского сочувствия к большим и маленьким страданиям героя и делает книги Бершадской такими понятными и привлекательными.

Для чтения на летних каникулах я предложу ученикам прочитать ,по возможности, все истории из этой серии.

Именно это произведение я хочу порекомендовать детям для чтения на летних каникулах.

Литературное чтение 3 класс. Проект "Народные сказки (русские народные сказки)": как правильно сделать, где найти готовые образцы?

Сказки - это небольшие истории, которые на протяжении веков передавались из поколения в поколение. Их можно разделить на две большие категории: к первой мы отнесем те сказки, которые сочинил народ, а ко второй - сказки, написанные писателями.

Изначально народные сказки были устными, поэтому часто сказители, рассказывая ту или историю, слегка изменяли их, прибавляли или, наоборот, убирали некоторые детали. В основе сказки лежит история, которая произошла когда-то (очень давно). Поэтому сказки часто начинаются со слов:


Существует три основные вида сказок: волшебные, о животных и бытовые. Действие в сказках обычной происходит в нереальном, выдуманном мире. Герои - люди, животные, которые умеют думать и говорить, а также различные волшебные существа - феи, колдуны, страшные чудища. Некоторые сказочные персонажи - добрые и злые - кочуют из сказки в сказку. Например, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Иван Царевич, Василиса Премудрая.


На помощь героям в сказках приходят волшебные помощники и волшебные предметы - ковер-самолет, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и др.

Роль волшебных помощников могут выполнять не только добрые феи, но и животные, например, Серый волк (из одноименной сказки), Жар-птица, щука.


Вывод: сказки создавались не только для развлечения. В каждой сказке обязательно присутствует скрытая или явная мораль - урок, который должен извлечь внимательный слушатель.


Литературное чтение 3 класс. Проект "Народные сказки" мы делали по следующему плану:

  1. Что такое сказка (определение и рисунок).
  2. Какие бывают сказки. Две классификации: (народные и авторские), (волшебные, бытовые и о животных).
  3. Признаки и особенности народной сказки (нет автора, передавалась из уст в уста, есть несколько вариантов одной и той же сказки, язык простой, как правило, начинается с присказки, обязательно есть зачин и концовка, часто используются магические цифры - троекратные повторения и цифры 7 либо 100, ограниченное количество героев, повторяющиеся в разных сказках - баба-яга, старик и старуха, их сын Иван и т.д.), нет явного отношения автора к героям, добро всегда побеждает зло, отрицательные герои в конце сказки наказаны, всегда можно выделить мораль сказки, она чему-то учит).
  4. Особенности русской народной сказки. Особенности русских народных сказок: воспевается доброта, щедрость, находчивость, положительными героями часто становятся младшие сыновья, обиженные старшими, жалость к слабым, бедным и обездоленным, вера в чудо и неожиданное везение и помощь от сказочных сил, распевный язык с сокращенными прилагательными.
  5. Примеры русских народных сказок: "Курочка-ряба", "Маша и медведь", "Колобок" "Заячья избушка", "Аленушка и братец Иванушка", "Марья Моревна", "Репка", "Гуси-лебеди".
  6. Мое отношение (Я люблю народные сказки, потому что красивый язык, интересный сюжет, учит доброте, щедрости, скромности).








Для того чтобы сделать проект нужно определить для себя основные пункты, по которым вы будете работать. Для начала можно написать что же такое сказки, откуда они появились, виды произведений, а в конце сделать небольшой вывод. Готовые проекты можно найти в ответах на этот вопрос. Например работа может выглядеть так:

В мире очень много сказок, среди которых есть самые разные по стилю, сюжету и характеру. Народные сказки передаются от одного поколения людей другому: бабушки рассказывают их своим внукам, мамы - деткам, а малыши - игрушкам. Со временем во многих сказках появляются новые не менее интересные детали. Считается что авторами многих произведений могли быть пастухи и обычные крестьяне. Для детей сказка - способ познания мира, порой они весьма поучительны и учат находить выход даже из самых сложных ситуаций.

Существует несколько видов сказок, обычно выделяют


Героями волшебных сказок обычно становятся добрые герои, которые противостоят злу и подлости и в итоге побеждают. В сказках о животных каждый зверь имеет определённые черты характера ( лиса - хитрая, волк - злой, медведь - неуклюжий и так далее). В социально бытовых сказках дети знакомятся с людьми разных профессий ( плотник, дровосек, пекарь), которые учат быть трудолюбивыми и добрыми. В своём проекте можно использовать загадки про различные знакомые всем сказки, а также иллюстрации из них. В конце можно подвести итог.

Читайте также: