Доклад плюсы и минусы дистанционного обучения в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

В этом году учителям и ученикам России пришлось столкнуться с дистанционным обучением. Дистанционное обучение-это образование, которое осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии, при котором нет личного контакта между учителем и учениками. Развитие дистанционного образования появилось благодаря современным достижениям в области развития технологий, средств массовой информации и связи.

Использование дистанционных образовательных технологий — это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и учениками. В современном обществе востребована активная, самостоятельная личность, которая может ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию.

При этом применяются новые технологии учебных материалов. Это делает дистанционное образование общедоступным, открывая возможности общению на расстоянии. Условием для развития дистанционного образования явилось использование новых информационных технологий, позволяющих передавать образовательную информацию на неограниченные расстояния и обеспечивающих интерактивность обмена информацией. Эффективность и успех дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также от особенностей представления информации.

У данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся.


К плюсам дистанционного образования можно отнести:

Не нужно посещать учебное заведение . Все обучение строится через образовательный портал. Ученикам предоставляется возможность решать задачи, выполнять тесты, посещать онлайн - уроки с учителем, смотреть презентации и видео, делать домашние задания.

Обучаться можно в любое время. Доступ к образовательному порталу открыт на протяжении всего дня. Зайти можно в любое время, чтобы выполнять задания от учителя.

Можно повторно возвратиться к изученной теме. В случае, если что-то непонятно, можно зайти снова и посмотреть интересующую тему, презентацию или видео.

Все вопросы будут решены. В процессе обучения можно задать вопросы учителю, отослав их на электронную почту, учитель обязательно объяснит непонятную тему.

Присутствует родительский контроль. При дистанционном обучении родитель видит, как ребёнок выполняет задания. Поэтому уже не возникает вопрос о том, за что ребёнок получил 4 или 5. Родители больше времени проводят с детьми дома, выполняя домашние задания.

К минусам дистанционного образования можно отнести:

Нет живого общения с учителем. Некоторым ученикам очень сложно, что нет живого общения с учителем, потому что не все темы могут быть поняты учениками, для многих наиболее эффективно живое общение с человеком, и только затем идет общение по телефону и в мессенджерах.

Многодетные семьи. Многие семьи имеют нескольких детей. При дистанционном обучении у детей не было возможности всем одновременно заниматься. Жесткая привязанность уроков ко времени выявила такую проблему, как нехватка компьютеров в семьях. Зачастую на всю семью, где могло быть несколько детей, приходился только один компьютер, при этом каждому ребенку надо было учиться, а родителям – работать из дома. Детям приходилось выполнять задания по очереди, порой даже ночью.

Родительский контроль. Находясь дома, родители могли контролировать весь учебный процесс, проверять все домашние задания, тесты и контрольные работы.

Доступ к Интернету . Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов. В некоторых удаленных населенных пунктах плохо ловил интернет. Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все семьи имеют доступ к Интернету. ​​​​​​​

Дистанционное образование – это достойная альтернатива традиционному образованию при правильной её организации. Ученики могут усиленно и глубоко изучать школьные предметы, не выходя из дома. Также при дистанционном образовании меньше возможность конфликтных ситуаций. Дистанционное обучение – прекрасная возможность для самообразования. Но всё-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даёт ученикам больше практических навыков при получении образования.

Подводя итог, можно сказать, что дистанционное образование – хорошая альтернатива очному образованию в условиях экономического кризиса или пандемии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В конце марта всё население страны оказалось в новых предполагаемых условиях. Не только образование, но и другие сферы нашей деятельности перешли на новый формат взаимоотношений и общения. Для многих самоизоляция, дистанционное обучение стало неожиданностью, шоком. Для других толчком для самореализации, самопознанию, самоподготовке. В таких условиях оказались и все участники образовательного процесса: учителя, обучающиеся, родители.

Дистанционное обучение – это интерактивное взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии с применением новых информационных технологий, предоставление самостоятельной работы по освоению изучаемого материала в процессе обучения. Насколько подготовленными оказались все члены образовательного процесса, с какими трудностями столкнулись и что положительного хотелось бы извлечь из этого опыта расскажем в нашей статье.

Родители и ученики второго класса нашей гимназии оказались, как и тысячи других в подобной ситуации. Дети, которые большую часть дня проводили в школе, в группах продленного дня, в музыкальных и художественных школах, в кружках и секциях, теперь оказались запертыми в четырех стенах. Родители вынуждены обеспечить, организовать и контролировать их обучение, работать удаленно, а в перерывах ещё и заниматься домашними делами. Дети лишились живого общения с одноклассниками и учителями.

Дистанционное обучение вызвало неудобство иу тех родителей, у кого двое и больше детей, у работающих родителей, которым тоже нужен компьютер, у кого слабый интернет. Вот с такими проблемами мы столкнулись на первом этапе. Хотя все родители отмечают, что компьютерная грамотность детей заметно повысилась. Все стали более уверенными пользователями новых информационно-компьютерныхтехнологий. И что, очень удобно: дети могут выспаться, приступить к работе в удобное для них время, т.е. обучение проходит в комфортной обстановке, нет тревожности, страха, что тебя спросят, если ты не готов,дети с помощью родителей сами регулируют свою деятельность.

Что касается видео аудио конференций на Soom и Discort, здесь тоже есть свои минусы. Всех участников трудно включить в общее обсуждение, учитель за 20-30 минут не успевает опросить многих по техническим причинам, не видит всех учеников, невозможно организовать групповую работу, практическую (подчеркнуть, выделить, нарисовать, провести линию). При дистанционном обучении в младших классах мало задействована полноценная устная речь, ответы сухи и лаконичны, отсутствует диалог. Механическая, двигательная память, письмо и развитие мелкой моторики страдает. Что в таком возрасте пагубно отразится на психофизическом развитии.

Опять же, хочется отметить, что ученики младших классов очень много времени тратят на организацию и включение в работу. Вместо положенных регламентом 15-20 минут, урок длится дольше. А если каждый день по 3-4 урока плюс домашнее задание на электронных площадках?

И вот здесь, мы видим самый большой минус дистанционного обучения — это большая компьютерная нагрузка на неокрепший организм младшего школьника, мощнейшее негативное воздействие на зрение, а дефицит двигательной активности и статическое напряжение мышц приводит к нарушениям осанки.

Здесь огромная работа и ответственность за обучение легла на плечи родителей. Организовать рабочее место, убрать отвлекающие факторы,обеспечить техническую сторону, соблюдая все требования (освещенность, удобство, тишину, бесперебойность работы технических устройств) проследить за сменой деятельности, обеспечить двигательную активность, придерживаться соблюдения режима дня. Родителям стоит увеличить уровень контроля и дисциплины на начальном этапе и постепенно уменьшать его. Но все-таки здесь есть и положительная сторона: родители стали больше вникать в жизнь и учебу детей, стали больше разговаривать, больше времени проводить с ними. Увидели сильные и слабые стороны ребенка, как ученика и конечно же, свои пробелы в его воспитании. Ребенок не привык к самостоятельности, у него нет мотивации, нет самодисциплины, самоорганизованности, то чему он должен привыкнуть с детства. А дистанционное обучение опирается именно развитие таких качеств, которые способствуют развитию самообучения, интерес к самостоятельному поиску информации.

Конечно, домашнее задание дается не только на электронных площадках, но и в учебниках, рабочих тетрадях. Для учителя при проверке домашних заданий тоже приходится постоянно напрягать зрение и проводить почти весь день за экранами гаджетов. Что пагубно отражается на здоровье педагогов. И еще один нюанс: сложно контролировать процесс обучения, ведь нет гарантии, что ребенок самостоятельно выполняет все домашние задания и не сразу поймешь насколько он понял пройденную тему. У родителей нет педагогического образования, они не владеют методикой преподавания и им иногда самим тоже требуется помощь в разъяснении того или иного материала. Как следствие возникают недопонимание и негативное воздействие на детско-родительские взаимоотношения.

Для обратной связи с родителями с первого класса мы пользуемся приложением-мессенджером в телефонеВайбер.Во время самоизоляции, во втором классе мы создали чат с учениками. Чтобы дети ежедневно между собой общались и, конечно же, с учителем.

В этом возрасте у детей проявляется интенсивная потребность в общении со сверстниками и взрослыми. При этом характер общения детей в школе существенно отличается от общения в семье. Большинство младших школьников безоговорочно признают авторитет учителя. При установлении доверительных отношений дети обращаются к учителю по самым различным поводам – от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Живое общение с учителем оказывает большое влияние на психическое личностное развитие младших школьников. Они ждут одобрения своих хоть и маленьких, но достижений, ждут поддержки, ждут внимательных глаз и улыбки своего классного руководителя. Отношение с учителем оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

В психологическом плане дистанционное обучение лишает детей живой эмоциональной стороны общения не только с учителем, но и с одноклассниками. Общий чат одноклассников в мессенджере хоть немного, но компенсирует этот дефицит. Наблюдая, как дети общаются между собой – чувствуется, что они соскучились по друг другу, что им хочется в свой сформировавшийся классный коллектив, хочется живого общения.

Опираясь на мнение родителей моего класса, наблюдая за поведением и отношением к учебе второклассников во время периода самоизоляции, можно сделать следующие выводы.

Дистанционное обучение все-таки нужно отнести к инновационным формам организации учебно-воспитательного процесса. К которому все участники образовательного процесса не были так быстро готовы. Одна из задач дистанционного обучения – приниматьво внимание возможности и интересы каждого обучающего, применять индивидуальный подход к ребенку, к его социализации, развитию творческих способностей.

Анкетирование родителей и опрос учеников выявило, что на дистанционном обучении хотят остаться единицы. Родители, как никогда, оценили колоссальный труд и ценность учителей начальных классов в воспитании и обучении их детей. Все отметили огромную роль личного взаимодействия ребенка с учителями и сверстниками. На основании вышеизложенного приходим к мнению, что традиционная форма обучения более подходит для начального общего образования, а дистанционное обучение использовать, как дополнительное. В то же время мы за то, чтобы постоянно применять в процессе обучения и воспитания современные информационно-компьютерные технологии.

растет — и очень быстро. Конечно, карантин сыграл свою роль. Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера и он точно не исчезнет в ближайшие годы.


Ольга
Лысенко

Интернет стал важным участником образовательного процесса еще в начале , а сегодня редкий учитель или школьник совсем не использует технологии в обучении. Мы общаемся с коллегами, учениками и их родителями в мессенджерах, пользуемся электронным журналом, ищем дополнительные материалы в интернете.

По данным eLearning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годами рынок электронных образовательных решений вырос на 900%. Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.

У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов. В этом материале мы рассмотрели плюсы и минусы дистанционного обучения в школе.

Плюсы дистанционного образования

Сейчас плюсы дистанционного обучения в школе для тысяч учителей вовсе не очевидны. Кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ. Вот некоторые из них.

  1. Возможность работать с каждым учеником индивидуально. Технология дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому ученику. Бывает, что робкий ребенок стесняется активно работать в классе, где на него устремлены взгляды двадцати одноклассников. Но на удаленке такой тихоня чувствует себя свободнее, задает учителю вопросы в чате, успешно выполняет задания. А учитель может подобрать для таких школьников дополнительные задания, которые соответствуют их склонностям, чтобы поддержать интерес к учебе. Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться со своими учениками поближе.
  2. Автоматизация рутинных процессов.b> Проще говоря, технологии могут взять на себя выполнение самой скучной части работы учителя. Например, проверку домашних заданий и составление статистики по классу. В среднем использование Skysmart Класс с автоматической проверкой позволит сэкономить как минимум 1–2 часа в день, если не больше. Эта система работает очень просто: учитель заходит на сайт, выбирает предмет, класс и тему, находит подходящее задание и отправляет ссылку ученикам, а потом просто смотрит на том же сайте, как они справились. Так работает образовательная онлайн-платформа Skysmart Класс для 1–11 классов от Skysmart и


  1. Шанс освоить новые технологии. Высокий спрос на преподавателей с опытом дистанционной работы — это реальность. Умение пользоваться интерактивными обучающими платформами, Google Docs, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций повышает вашу ценность на рынке труда и дает возможность найти подработку в (а таких школ много, они растут и нуждаются в новых кадрах). Но еще ценнее навыки организации своего времени, работы с учениками в дистанционном режиме, умения контролировать и мотивировать их на расстоянии. Если вы справитесь с этим сейчас, к следующему учебному году можете попробовать свои силы в .
  2. Игровые задания. Дистанционная форма обучения предполагает очень активное использование цифровых технологий. В том числе и геймифицированных заданий: , викторин, интерактивных задачек на сообразительность. Не будем забывать, что для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира. Да и старшеклассникам такие задачки нравятся больше сухих заданий из учебника. Игры не только делают обучение увлекательным — они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здоровой соревновательности. Обучающие игры не входят в официальную программу, но мы рекомендуем вам разбавить ими обычные задания. Ребенок, обучающийся с удовольствием, достигнет больших успехов, чем тот, кто скучает на занятиях.
  3. Более размеренный темп работы. Главное, что дает вам дистанционное образование — это время. Теперь, когда большая часть общения с учениками происходит в мессенджерах, у вас появилось больше времени, чтобы обдумывать ваши ответы на их вопросы. Ведь вам необязательно отвечать немедленно, рискуя ошибиться — вы можете свериться со справочной литературой и дать более вдумчивый и подробный ответ. Это делает отношения педагога и учеников более профессиональными, но при этом и более непринужденными.
  1. Возможность работать в комфортной обстановке. Преподаватель, который трудится удаленно, может жить где угодно — в городе или на даче, в Челябинске или в Таиланде. Конечно, сегодня перемещения ограничены, но так будет не всегда. А вот свобода передвижения у учителей, дающих уроки онлайн, точно останется. Уже сейчас немало педагогов оценило преимущество удаленной работы — можно вставать попозже, нет необходимости спешно собираться и ехать через весь город на работу. Удаление от школьной атмосферы с ее шумом и суетой благотворно сказывается на душевном состоянии многих педагогов и помогает им сконцентрироваться на важных аспектах работы.
  2. Актуальность знаний. Привычные нам печатные учебники не всегда успевают за ходом времени. Нередко они переходят в категорию морально устаревших еще до поступления в магазины и библиотеки. Неактуальные географические карты, математические задачки про расфасовку картофеля на овощной базе, иллюстрации в учебнике английского с изображением дискет и ЭВМ времен детства родителей — все это из другого мира, но не из мира современных детей. Удаленный учебный процесс позволяет учителю находить актуальные материалы, которые соответствуют интересам ребенка 21 века. Например, изучать английский можно не только по учебникам, но и по актуальным мемам, песням и последним эпизодам сериалов. А задачки про количество подписчиков в соцсетях намного ближе современным школьникам, чем подсчет картофелин.
  3. Доступность учебных материалов. Сейчас многие открыли свои виртуальные двери и разрешили пользоваться своими учебниками и пособиями бесплатно. Но на самом деле в сети и так можно найти в свободном доступе огромное количество электронных книг, которые пригодятся для подготовки уроков. Это облегчает жизнь и учителю, который не ограничен теми пособиями, которые имеются в школьной библиотеке, и родителям учеников, которые не могут покупать десятки дорогостоящих дополнительных пособий.


Минусы дистанционного образования

Минусы дистанционного обучения в школе совсем не так многочисленны, как может показаться. Однако они есть, и школьный учитель должен знать, с какими сложностями и ограничениями он может столкнуться.

Что в итоге

Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные будут принимать все более и более цифровой вид.

Но сейчас учителям очень непросто. Трудно планировать, сохранять хладнокровие и разрабатывать эффективные стратегии , когда все вокруг горит и рушится. Не поддавайтесь панике: никто не требует от вас идеальных решений прямо сейчас.

Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров, почитайте форумы и профессиональные сообщества. Например, учителя английского (да и не только они) могут найти много полезного в статьях сообщества Skyteach. Все, чему вы научитесь сейчас, станет бесценным профессиональным багажом в будущем и поможет вашей карьере.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья носит проблемный характер. Она созрела на основе анализа дистанционного обучения в период карантина.

Дистанционное обучение в школе: плюсы и минусы

Еще пару десятилетий назад человек, желающий получать новые знания, был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Сегодня для обучения нам нужен только компьютер с доступом в интернет.

Исследование возможностей дистанционного обучения (плюсы и минусы этой системы) в последнее время стало интересовать многих. Такое обучение многих привлекает. Ведь не нужно будет ходить в школу или университет - достаточно просто появиться в интернете, пройти небольшую авторизацию, и вы сможете получить лекцию или посетить занятие. Экономия времени и для детей, и для взрослых. Практика, связанная с карантином в последней четверти учебного года, показала, что учителя, родители и ученики разделились на две категории. Первые признают то, что такая система обучения действительно способна помочь, а вторые опровергают это. Так какие есть плюсы и минусы дистанционного обучения школьника?

Плюсы дистанционного обучения

Учиться можно везде (дома, в путешествии, в кафе, на даче), где только есть интернет. Такая доступность — главное преимущество дистанционного обучения. Онлайн-уроки дают возможность видеть учителя и презентацию, задавать вопросы, общаться с одноклассниками.

В процессе дистанционного обучения большую часть материала ученик осваивает самостоятельно. А значит, время для занятий он выбирает сам. Обучение школьников на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Например, если ученик заболел. Достаточно только включить компьютер, присоединиться к виртуальной конференции - и вы сможете побывать на занятии. И это без вреда для здоровья. Получается, прогулы могут быть сведены к минимуму.

Дистанционное обучение дает учащемуся конкретный набор знаний и навыков, а также доступность учебных материалов. В электронном виде можно читать любой учебник или конспект. Всю информацию при необходимости вам дадут просторы интернета. Речь идет о дополнительном материале.

Это обучение в комфортной обстановке. Нередко детям просто не хочется ходить в школу. Им там некомфортно, неприятно. В таком случае ни о какой результативности обучения и речи быть не может. А вот если дома материал усваивается лучше, то дистанционное обучение - прекрасный выбор. Он не только позволит заниматься самообразованием и всегда оставаться на связи, но и не причинит никакого дискомфорта. Можно создать себе максимально удобные условия для обучения, а затем просто слушать лекции и уроки. Правда, за младшими школьниками родителям все равно придется следить в таком случае. Они еще не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием. Пожалуй, дистанционная форма обучения больше подходит для среднего и старшего звена.

Минусы дистанционного обучения

Действительно, если за ребенком не следить - он, вполне вероятно, вообще забросит учебу. Личный опыт подтверждает, что примерно половина учеников среднего звена не проявляют сознательности и даже родители не всегда находят рычаги воздействия на собственного ребенка.

2. Нехватка личного общения

Традиционное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент очного обучения — личное общение. Как можно развивать коммуникационные навыки, сидя дома, не общаясь со сверстниками напрямую?

3.Отсутствие положительных практических навыков

Например, процесс конспектирования тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает.

Массовый переход на дистанционный формат нельзя назвать гладким: из-за неожиданно большой нагрузки электронный журнал дает сбой, ученики и учителя периодически сталкиваются с техническими неполадками.

В процессе дистанционного обучения учащиеся сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами. К примеру, в самый неподходящий момент может отключиться свет или выйти из строя компьютер. Удаленное обучение делает обучающихся зависимыми от технических средств.

Читайте также: