Доклад планирование воспитательной работы в классе

Обновлено: 05.07.2024

Из чего исходит необходимость в планировании? Стоит изначально уяснить тот факт, что планирование воспитательной работы ни в коем случае не должно ограничиваться составлением плана воспитательной работы, что, к сожалению, на практике довольно часто встречается.

Планирование — это особый творческий процесс, не прерывающийся на протяжении всего периода работы с воспитанниками.

Важно понимать, что планирование представляет собой значительную часть работы педагога и является частью его профессиональной деятельности, то есть оно необходимо для самого учителя, но никак не для администрации школы.

Планирование воспитательной работы заключается в взаимовыгодном сотрудничестве педагога, родителей учащихся, и самих воспитанников и в желании сделать школьную жизнь максимально интересной, полезной и творческой для каждого из участников данного процесса.

Само планирование должно представлять интерес и быть увлекательным как для школьников и родительского состава, так и для учителя. Каждый отдельный участник играет в нем свою роль и вносит вклад в его конечный результат. После проведения опроса родителей и коллективного планирования интерес может вызвать совместное собрание родителей и учащихся. Цель данной встречи заключается в том, чтобы вывести окончательный вариант коллективной деятельности, основываясь на которых, педагог сможет составить полноценный план воспитательной работы.

Построение плана воспитательной работы

Структура плана воспитательной работы может быть следующего типа.

Характеристика класса для плана воспитательной работы:

  • состав класса и его общая характеристика, сплоченность класса, связь классного коллектива с общешкольным.
  • Воспитательные задачи.
  • Жизнедеятельность классного коллектива.
  • Работа с родителями учащихся.
  • Индивидуальная работа с учащимися.
  • Подходы к оформлению плана и собственно планированию дел воспитательной работы могут быть различными, и представлены в следующих формах:
  • планирование по ключевым делам;
  • календарное планирование;
  • план-сетка;
  • планирование по видам деятельности.

Пример плана воспитательной работы:

Построение плана воспитательной работы

Не возбраняется самостоятельное составление оригинального формата оформления плана воспитательной работы педагогом, однако при его создании необходимо помнить о соблюдении основных требований к содержанию плана воспитательной работы:

  • целенаправленность плана работы;
  • учет возрастных особенностей и основных интересов учащихся;
  • преемственность, системность и последовательность в планировании и реализации дел;
  • реальность;
  • многообразие педагогических форм и методов;
  • творческий характер планирования.
  • определить возрастные особенности участников;
  • определить тип деятельности в зависимости от воспитательных задач, к примеру познавательная, творческая, прикладная или же подвижная;
  • пересмотреть уже существующие формы, добавляя к ним подходящее содержание; остановится на понравившемся сочетании и посмотреть, что диктует форма, соответствует ли это желаемому содержанию и является ли привлекательным для детей.

Правила планирования воспитательной работы

Попробуем сформулировать основополагающие правила планирования воспитательной работы с классным коллективом:

За годы невнимания к процессам воспитания, многое изменилось и в стране и в школе. Оказалось, что провести новогодний вечер или КВН, могут все педагоги, а вот помочь современному ребенку самореализоваться в различных видах, социально и лично значимой для него деятельности, под силу не каждому.

Ученые, методисты ведут вечный поиск наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности. Сейчас появилось много специальной литературы по вопросам воспитания, но на практике необходимо еще и уметь реализовать эти современные подходы и методы в своей педагогической деятельности.

В нашей школе, за это сложное время, не были утеряны воспитательные приоритеты. В настоящий момент мы находимся в стадии становления современной воспитательной системы школы, основанной на многолетних традициях. Настало время структурировать и систематизировать воспитательную работу педагогов. С этой целью в школе с начала года возобновило работу МО классных руководителей. Вопросы планирования, всегда вызывали некоторое затруднение у классных руководителей, поэтому мы вынесли их на одно из заседаний МО.

В данной работе рассмотрены вопросы планирования деятельности классных руководителей, основанные на современных подходах к воспитанию (по методическим разработкам Е.Н. Степанова).

Целью работы является рассмотрение теоретических аспектов планирования, а также методических рекомендаций для учителей нашей школы по осуществлению всех его этапов.

Надеемся, что рассматривая данную проблему на МО, мы дадим возможность классным руководителям пересмотреть свой традиционные подходы к составлению плана работы, заинтересуем их новыми формами и методами планирования, тем самым этот сложный и важный вопрос попробуем решить опираясь на творческие возможности каждого классного руководителя школы.

2. Планирование воспитательной работы.

Для классного руководителя планирование представляет собой составление плана развития классного коллектива и является руководством к педагогической деятельности.

В методической литературе определяется, что

планирование воспитательной работы - процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.

По результатам исследования Т. В. Ильиной можно выделить следующие функции педагогического планирования:

  1. направляющая , связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
  2. прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
  3. координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать;
  4. контрольная , предоставляющая педагогическому коллективу или

отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;

  1. репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Е.Н. Степанов предлагает алгоритм разработки перспективного плана воспитательной работы в классе на учебный год (полугодие). Он включает в себя:

  1. определение порядка и срока действий по планированию;

Здесь важно учитывать, что классный руководитель должен иметь информацию о планировании воспитательной работы в образовательном учреждении на текущий год, а также определить формы и способы участия учащихся и родителей в этом процессе.

2 . педагогический анализ состояния и сроков воспитательного процесса;
Классный руководитель должен уметь грамотно проанализировать работу за прошлый период и поставить новые цели. В современной школе основным подходом к обучению и воспитанию детей является - личностно- ориентированный подход. В связи с этим анализ воспитательной работы классного руководителя имеет направления:

1. развитие личности ребенка;

  1. становление и проявление индивидуальных особенностей школьников;
  2. личные достижения учащихся;
  3. формирование в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся;
  4. функционирование системы медико- психологического и социально – педагогического обеспечения процесса развития

В основе педагогического анализа воспитательного процесса лежит диагностика. Педагог проводит диагностическое исследование класса, с целью:

  1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.
  2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояния в нем деловых и межличностных отношений.
  3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность класса.
  4. Определить эффективность учебно - воспитательного процесса.

Необходимо также обратить внимание на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины, межличностных отношений и т. п.

На основе диагностического исследования необходимо продумать те воспитательные задачи, которые необходимо спланировать.

Диагностика может включать в себя:

3. моделирование образа класса и воспитательного процесса в нем;

Практика показывает, что ведущим направлением жизнедеятельности класса часто становится то направление, в котором преуспел сам педагог.

В школе это обычно такие направления, как туристско- краеведческое, театральное, спортивно-оздоровительное и т.п. Классные руководители используют разнообразные виды и формы деятельности. Здесь и кружки (театральный, туристический, спортивные секции и т. п.), походы и совместные с родителями мероприятия.

4. коллективное планирование;

Методика коллективного планирования, разработанная И.П. Ивановым хорошо известна. Но на практике возникают некоторые трудности, т. к. дети обычно предлагают то, что уже проводилось и им понравилось или просто не знают, что придумать. Чтобы не проводить планирование формально, педагог должен организовать его предварительную подготовку. Она может

включать в себя разведку дел, анкетирование, мозговой штурм, копилку предложений, предварительное собеседование с активом класса, родительским комитетом, организацию конкурса на лучшую идею в план и т.д. Обязательно по окончании коллективного планирования необходимо проанализировать его итоги. Завершение этой работы – оформление плана.

  1. уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла;

Таким образом, можно определить

основные требования к плану воспитательной работы:

  1. Целенаправленность плана – планируемое содержание и формы работы предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
  2. Ориентированность плана на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений учащихся и их родителей при планировании, изучение их ценностных ориентаций.
  3. Связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей.
  4. Комплексный характер плана: разнообразие содержания и форм рабаты; развитие многообразных интересов и способностей детей; включение детей в разные виды деятельности.
  5. Соответствие возрастным особенностям

План работы классного руководителя должен вытекать из целей Устава и Концепции воспитательной системы школы, функциональных обязанностей классного руководителя, принятых в данном учебном заведении.

2.2. Методические основы работы с планом.

Из опыта работы.

1. Этапы планирования воспитательной работы.

В нашей школе сложился определенный порядок планирования воспитательной работы классных руководителей:

  1. Анализ воспитательного процесса в классе ─ май.
  2. Целеполагание и моделирование образа класса и воспитательного процесса в нем ─ август, сентябрь.
  3. Коллективное планирование в классе на учебный год ─ сентябрь.
  4. Оформление плана воспитательной работы на первый триместр ─ до 10 сентября, (если классный руководитель взял класс впервые ─ до 30 сентября).
  5. Оформление плана воспитательной работы на второй и третий триместр ─ до 5 декабря и 5 марта соответственно.

2. Форма и структура плана.

Форма плана воспитательной работы может быть самой различной. На практике классный руководитель составляет перспективный или календарный план своей работы. Календарный план (обычно план- сетка), содержащий информацию о предстоящих делах, обычно охватывает недельный или месячный промежуток времени. Это рабочий план учителя и составление его не вызывает затруднений. Технология перспективного планирования рассмотрена в п.2.1. данной работы.

Выбор того или иного варианта плана зависит от теоретических знаний учителя методических основ воспитательной работы, особенностей классного коллектива, традиций школы, от личного педагогического опыта классного наставника. Главное, чтобы классный руководитель считал, план - средством повышения качества воспитательной работы с классом; проявил творчество и опирался на интересы учащихся и их родителей. На заседании МО классных руководителей мы предлагаем некоторые методические рекомендации по составлению плана.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методика планирования воспитательной работы с классом

(папка классного руководителя)

Планирование воспитательной работы с классом является одной из важнейших задач классного руководителя. Разработанный план должен оформляться педагогом в документальной форме, может согласовываться с социальным педагогом, психологом школы, учителями-предметниками, утверждаться администрацией школы. Именно план в рамках нашего мониторинга является одним из основных источников информации о качестве деятельности классного руководителя.

Однако мониторинг качества учебных планов приводит к мысли об оптимизации процесса их разработки и оформления.

Итак, перейдем непосредственно к описанию разработка. Такой вариант плана работы может быть выполнен классным руководителем в электронном виде, распечатан и вложен в папку. Либо все таблицы, необходимые положения могут заполняться вручную. Все наши комментарии по построению папки будут представлены другим шрифтом.

______класса МОУ СОШ № ____

Ф.И.О. классного руководителя

На следующем листе предлагается содержание папки. В нашем случае оно выглядит так.

1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.

2. Данные об учащихся

2. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами

2.2. Сведения о здоровье учащихся.

2.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах.

2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.

3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом

3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса

3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год

3.3. Социальный паспорт класса на учебный год

3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.

4. Годовой план работы по направлениям

4.1. Пояснительная записка

4.2. Циклограмма мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся

4.3. Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями

4.4. Циклограмма мероприятий по освоению школьниками образовательных программ

4.5. Циклограмма мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся

4.6. Циклограмма мероприятий в рамках авторской программы воспитательной работы

4.7. Циклограмма профилактических мероприятий

5. Оперативное планирование.

5.1.План-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам)

5.2. Расписание уроков класса и классного руководителя.

6. Организация деятельности.

6.1. Сведения об участии учеников в дежурстве по классу, генеральных уборках.

6.2. Учет успеваемости.

6.3. Анализ проводимых мероприятий. Сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях.

7. Отчетные и аналитические материалы

8.1. Протоколы родительских собраний

8.2. Листок учета посещений родительских собраний

Нормативные основы и обязанности классных руководителей выстроены в соответствии с концепцией, отраженной в программе мониторинга.

1. Нормативные основы.

Обязанности классного руководителя:

Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья учащихся класса; ведение документации о заболеваемости учащихся; работа с листком здоровья в классном журнале; комплекс мер по охране и укреплению здоровья, разрабатываемый и реализуемый совместно с врачом и родителями; вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; охват учащихся горячим питанием; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и учителями, ведущими занятия; проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение специалистов психолого-педагогической службы для решения имеющихся проблем),

3) содействие освоению школьниками образовательных программ ( информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей - предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися),

4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления; поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов; планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) программирование воспитательной работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),

6) профилактическая работа (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработка и реализация комплекса профилактических мер, согласованного с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом; привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, возможностей различных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:

- деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,

- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.

Второй раздел содержит данные об учащихся. Они могут быть представлены в следующих таблицах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы - процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.

Для чего нужно планирование? Целесообразное планирование позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий , а также упорядочить протекание воспитательного процесса .

Для чего нужно планирование?

Целесообразное планирование позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий , а также упорядочить протекание воспитательного процесса .

Функции педагогического планирования (Т.В. Ильина): направляющая , связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов; прогнозирующая , заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития; координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать; контрольная , предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели; репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Функции педагогического планирования (Т.В. Ильина):

  • направляющая , связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
  • прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
  • координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать;
  • контрольная , предоставляющая педагогическому коллективу или
  • отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;
  • репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

План ВР предполагает:

  • порядок,
  • последовательность,
  • сроки выполнения мероприятий,
  • ответственных,

что позволяет:

Цель деятельности классного руководителя

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

Виды планов:

Основные требования к плану воспитательной работы:

  • Целенаправленность плана – планируемое содержание и формы работы предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
  • Ориентированность плана на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений учащихся и их родителей при планировании, изучение их ценностных ориентаций.
  • Связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей.
  • Комплексный характер плана: разнообразие содержания и форм работы; развитие многообразных интересов и способностей детей; включение детей в разные виды деятельности.
  • Соответствие возрастным особенностям

Методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя (1 вариант)

Примерная структура плана воспитательной работы классного руководителя: Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее). Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года. Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса. Жизнедеятельность классного коллектива. Работа с родителями учащихся. Совместная деятельность с общественностью. Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио) Работа с учащимися из “группы риска”. Взаимодействие с учителями – предметниками. Педагогические наблюдения. Литература для проводимых мероприятий.

Примерная структура плана воспитательной работы классного руководителя:

Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:

  • А) количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;
  • Б) работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе;
  • В) работа с родителями – формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;
  • Г) работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие, формы работы;
  • Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.

Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.

Целеполагание Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические. Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования: реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации; преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности; согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности; конкретность – направленность на достижение результата, который можно “измерить”; диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.

  • Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога.
  • Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.
  • Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования:
  • реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;
  • преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
  • согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
  • конкретность – направленность на достижение результата, который можно “измерить”;
  • диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.

Жизнедеятельность классного коллектива

  • Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно - хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно.
  • Определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.
  • Общекультурное направление – эстетическое развитие, культура здоровья, экология
  • Общеинтеллектуальное направление – работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные предметные мероприятия
  • Социально-нравственное направление – самоуправление, профессиональная подготовка.

Работа с семьей

Связь с общественностью

  • Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени.
  • Педагог ведёт страницу “Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел .
  • Но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме – организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.
  • Проводимые воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей методической копилке – это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..

Индивидуальная работа с учащимися

  • необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника.
  • “ Индивидуальная карта ученика”, где фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие
  • “ Портфолио ученика” - это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит свои достижения по разделам:

-Мои учебные успехи

-Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность

-Сундук регалий – грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.

Работа с учащимися из “группы риска” Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.

Работа с учащимися из “группы риска”

Работа с учителями – предметниками

  • строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих учениках, но и отслеживании учащихся “зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психо-физиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету.

Методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя (2 вариант)

Гост

ГОСТ

Для чего необходимо планирование?

Следует изначально обратить внимание, что планирование воспитательной работы не должно ограничиваться составлением плана воспитательной работы. К сожалению, на практике это очень часто встречается.

Планирование представляет собой творческий процесс, непрерывный на протяжении всего периода работы с воспитанниками.

Необходимо понимать, что планирование необходимо учителю, а не администрации школы и является частью профессиональной деятельности педагога в работе с детьми.

Планирование воспитательной работы основано на взаимовыгодном сотрудничестве педагога, детей и родителей учащихся, на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной и творческой для всех участников процесса.

Само планирование должно быть процессом увлекательным и для школьников, и для родительского коллектива, и для учителя. Каждый из участников вносит свой вклад в конечный результат планирования. После проведения опроса родителей и коллективного планирования интересно будет провести совместное собрание родителей и учащихся. Цель такой встречи вывести окончательный вариант коллективных дел, на основе которых учитель сможет составить полноценный план воспитательной работы.

Построение плана воспитательной работы

Структура плана воспитательной работы может быть следующей:

  1. Характеристика классного коллектива:
  • состав класса и его общая характеристика,
  • сплоченность класса,
  • связь классного коллектива с общешкольным.

Подходы к оформлению плана и собственно планированию дел воспитательной работы могут быть различными, и представлены в следующих формах:

  • планирование по ключевым делам;
  • календарное планирование;
  • план-сетка;
  • планирование по видам деятельности.

Пример плана воспитательной работы:

Планирование воспитательной работы с классом

Педагог может самостоятельно разработать оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы. Но при этом должны соблюдаться основные требования к содержанию плана воспитательной работы:

  • целенаправленность плана работы;
  • учет возрастных особенностей и основных интересов учащихся;
  • преемственность, системность и последовательность в планировании и реализации дел;
  • реальность;
  • многообразие педагогических форм и методов;
  • творческий характер планирования.

Следующий вид деятельности по планированию воспитательной работы – это проведение анкетирования учащихся и родителей. Данные для анкетирования могут быть выбраны классным руководителем.

Такой подход помогает определить задачи на ближайшую перспективу и спланировать формы воспитательной работы для достижения поставленных задач.

На этапе реализации программ воспитания требуется определить итоги, как промежуточные, так и конечные.

Постоянно изобретать новые формы работы педагогу достаточно сложно, но моделировать обновленный процесс воспитания на основе уже имеющихся и опробованных, вполне реально. Классному руководителю необходимо научиться конструировать новые формы работы. Для этого можно воспользоваться простым алгоритмом:

  • определить возрастные особенности участников;
  • определить тип дела в зависимости от воспитательных задач, например познавательное, творческое, прикладное или подвижное;
  • пересмотреть известные формы, добавляя к ним подходящее содержание;
  • остановится на понравившемся сочетании и посмотреть, что диктует форма, соответствует ли это желаемому содержанию и привлекательно ли для детей.

Правила планирования воспитательной работы

Сформулируем основные правила планирования воспитательной работы с классным коллективом:

Читайте также: