Доклад педагогика как отрасль человекознания

Обновлено: 01.06.2024

4. Структура педагогики, образование как педагогический процесс.

5. Место педагогики в системе современного человекознания.

1. Общее представление о педагогике как науке.

Каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики.

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Рассмотрим некоторые из них.

· Наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения (Российская педагогическая энциклопедия);

· Особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П.И.Пидкасистый);

· Наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н.В.Бордовская, А.А.Реан);

· Теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И.Ф.Харламов);

· Наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В.И.Андреев).

2. Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

4. В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.

5.В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека

2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

Объект педагогики. А.С. Макаренко писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики. Однако образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука - педагогика.

Мы будем под предметом педагогики понимать образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции:

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

· описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

· диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

· прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

· проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В. Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

· преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

· рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Задачи педагогики.

Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.

Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

1. Теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания

2. Анализ, обобщение и оценка педагогического опыта

1. Разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем

2. Внедрение результатов педагогических исследований в практику

3. Научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами

Исходя из задач педагогической науки можно сделать следующий вывод: осуществляя теоретический анализ практики воспитания, устанавливая функционирующие в ней существенные связи и закономерности, тенденции и перспективы ее развития, педагогическая наука разрабатывает на этой основе практические рекомендации, благодаря чему открывает перед практикой новые возможности и перспективы.

Схематично взаимодействие науки и практики могло бы быть выражено следующим образом:

Итак, если у педагогической науки объект – образование; предмет - закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере, то иначе у педагогической практики: объект – реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предмет – способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обусловливающие его методы и формы.

3. Категориальный аппарат педагогики.

В педагогической науке категориями обозначают основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.

В категориальном аппарате выделяется одно стержневое понятие, которое обозначает весь спектр явлений, которые изучает педагогика и выражает сущность этих явлений.

В качестве такого центрального понятия в педагогике выступает педагогический процесс (образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс).

Принято считать, что ПП (есть единство) объединяет два процесса: обучение и воспитание. Þ ПП – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный длительный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования: передача от старшего младшему поколению накопленных знаний и опыта, созданий условий для личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Воспитание – процесс формирования личности, процесс целенаправленный и систематический на основе определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения, поведения и предназначенный для подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, а также создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта.

Воспитание в широком смысле – процесс всестороннего развития личнос­ти, включая сюда обучение и специальную воспитательную работу по формированию у нее социальных и разнообразных духовных отношений. Воспита­ние узком смысле – специфический процесс формирования социальных и духов­ных отношений.С этой точки зрения целостный процесс воспитания схематически можно представить в следующем виде:


Обучение включает в себя процесс, взаимодействие (управление) и педагогическую систему.

На наш взгляд, наиболее полное определение понятия обучения выглядит следующим образом: это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. (И.П.Подласый)

Основу обучения составляют универсальные учебные действия (УУД), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания. А со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.

n В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Образование – процесс и результат обучения, это освоение определенных обществом уровней культурного наследия и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Цель написания реферата: рассмотреть педагогику, как в системе современного человекознания.
В соответствии с поставленной целью работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю возникновения, развитие педагогической науки и основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс;

Содержание работы

ВВ ЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
Возникновение и развитие педагогической науки………. …. 4
Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс. ……………. 6
Развитие, самовоспитание, самообразование. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики.…..……. …….8
Структура педагогики, наука педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией…………..…………..…………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………16

Файлы: 1 файл

реферат человекознание.doc

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева

ОГСЭ 0.1. Педагогика

Педагогика в системе современного человекознания

Студентка 1 курса группы ПвНК 14б

Очная форма обучения

Федотова Елена Ивановна

    1. Возникновение и развитие педагогической науки………. …. 4
    2. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс. ……………. ..6
    3. Развитие, самовоспитание, самообразование. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики.…..……. …….8
    4. Структура педагогики, наука педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией…………..…………..…………..11

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………16

    Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной1.

    Цель написания реферата: рассмотреть педагогику, как в системе современного человекознания.

    В соответствии с поставленной целью работы необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть историю возникновения, развитие педагогической науки и основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс;
    2. Отразить понятие индивидуализма, развития, самовоспитания, самообразования. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики;
    3. Проанализировать, в чем заключается структура педагогики, наука педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией.

    Работа содержит введение, основную часть, заключение и список литературы.

    1. Возникновение и развитие педагогической науки

    Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

      • Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
      • Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
      • Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

      Родоначальником педагогики в Древней Греции считается Сократ, он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение, приводил его к осознанию абсурдности исходного утверждения, затем наталкивал ученика на правильный путь. Этот метод искания истины, метод обучения называется сократовским или сократовской беседой. Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению2.

      Дальнейшее развитие педагогика получила в трудах многих зарубежных мыслителей (см. таблицы 1 – 9). Швейцарский ученый И.Г.Песталоцци (1746 – 1827) утвердил идею развивающего обучения.4

        1. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс

        Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.

        Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.

        Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося5.

        Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

        В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно.

        Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

        Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.

        Целостность педагогического процесса проявляется:

          • в единстве процессов обучения, воспитания и развития;
          • в соподчиненности этих процессов;
          • в наличии общего сохранении специфики этих процессов.

          3.Педагогический процесс является многофункциональным процессом.

          Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.

            • реализуется, прежде всего, в процессе обучения;
            • во внеклассной работе;
            • в деятельности учреждений дополнительного образования.

            Воспитательная (проявляется во всем):

              • в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;
              • в личности и профессионализме педагога;
              • в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

              Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

              Индивидуализм – это тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счете абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще.

              Социали́зм это — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частную собственность6.

                1. Развитие, самовоспитание, самообразование. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики

                Развитие— необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

                Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

                Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

                Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение7.

                Основные задачи педагогической науки состоят в познании закономерностей воспитания, анализе, изучении и обобщении передового педагогического опыта, организации фундаментальных, прикладных и практико-ориентированных исследований, уточнении и дальнейшем развитии понятийно-категориального аппарата, совершенствовании содержания, организационных форм, методов воспитания и обучения, создании новых эффективных педагогических технологий, разработке проблем последипломного образования, совершенствовании экономики и планирования в системе образования, разработке конкретных рекомендаций, направленных на эффективное функционирование учебно-воспитательного процесса. Каждый из разделов общей педагогики имеет свой комплекс задач, исходя из которого определяется научная проблематика, актуальная на данный исторический период.

                На современном этапе значительно актуализируется и такая задача, как реформирование системы образования. Большая роль в решении этой сложной задачи отводится педагогической науке, призванной обосновать цели, принципы, концептуальные основы реформирования, проанализировать реформаторский опыт.

                4. Структура педагогики, образование как педагогический процесс.

                5. Место педагогики в системе современного человекознания.

                1.Существует множество определений педагогики. Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости". Поэтому педагогика стала пониматься как наука о том, как вести ребенка по жизни, то есть наука о воспитании.

                Каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики.

                Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

                Рассмотрим некоторые из них.

                · Наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения (Российская педагогическая энциклопедия);

                · Особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П.И.Пидкасистый);

                · Наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н.В.Бордовская, А.А.Реан);

                · Теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И.Ф.Харламов);

                · Наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В.И.Андреев).

                2. Объект педагогики. А.С. Макаренко писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

                Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

                Предмет педагогики. Однако образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука - педагогика.

                Мы будем под предметом педагогики понимать образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

                Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

                Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции:

                Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

                · описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

                · диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

                · прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

                На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

                Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

                · проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В. Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

                · преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

                · рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

                Задачи педагогики.

                Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.

                Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

                Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

                Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

                Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.

                Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

                Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

                В педагогической науке категориями обозначают основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.

                В категориальном аппарате выделяется одно стержневое понятие, которое обозначает весь спектр явлений, которые изучает педагогика и выражает сущность этих явлений.

                В качестве такого центрального понятия в педагогике выступает педагогический процесс (образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс).

                Принято считать, что ПП (есть единство) объединяет два процесса: обучение и воспитание. Þ ПП – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

                Педагогическое взаимодействие – преднамеренный длительный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

                Педагогическая деятельность – особый вид социальной профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования: передача от старшего младшему поколению накопленных знаний и опыта, созданий условий для личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

                Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

                Воспитание – процесс формирования личности, процесс целенаправленный и систематический на основе определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения, поведения и предназначенный для подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, а также создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта.

                Воспитание в широком смысле – процесс всестороннего развития личнос­ти, включая сюда обучение и специальную воспитательную работу по формированию у нее социальных и разнообразных духовных отношений. Воспита­ние узком смысле – специфический процесс формирования социальных и духов­ных отношений.С этой точки зрения целостный процесс воспитания схематически можно представить в следующем виде:


                Обучение включает в себя процесс, взаимодействие (управление) и педагогическую систему.

                На наш взгляд, наиболее полное определение понятия обучения выглядит следующим образом: это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. (И.П.Подласый)

                Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания. А со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.

                Знания – отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практический деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения (умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства).

                Образование – процесс и результат обучения, это освоение определенных обществом уровней культурного наследия и связанный с ним уровень индивидуального развития.

                Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.


                Оглавление

                Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

                Педагогика как наука

                Объект и предмет педагогической науки

                Педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества.

                Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

                Предмет педагогической психологии — процесс изучения психологических закономерностей обучения и воспитания — как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание.

                К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

                Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

                Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

                Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.

                Обучение — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.

                Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

                Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности.

                Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.

                Функции и задачи педагогики. Педагогическая система

                Можно выделить две основные функции педагогической науки — теоретическую и технологическую.

                Теоретическая функция:

                • изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

                • выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

                • проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

                Технологическая функция:

                • разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

                • внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

                • анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

                Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

                Исходя из этого, основными задачами педагогики являются:

                • анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

                • разработка теоретико-методологических основ образования;

                • выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

                • определение содержания образования в конкретных условиях;

                • разработка образовательных стандартов;

                • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

                • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

                • внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

                • изучение истории развития образования и педагогической мысли.

                Возникновение и развитие педагогики как науки

                Наука о воспитании сформировалась тогда, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

                Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения.

                Развитие педагогики в Средневековье и эпоху Возрождения

                В период Средневековья Церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей Церкви были образованные люди, например, философы Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.

                Педагогика долго считалась всего лишь разделом философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь при этом связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

                Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци

                Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII века — Дени Дидро (1713–1784), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) и особенно Жан-Жак Руссо (1712–1778).

                Ж.-Ж. Руссо принадлежал к числу французских просветителей, глубоко веривших в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания — воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию.

                Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он пропагандировал тесную связь обучения с жизнью и природой.

                Педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.

                Роль К. Д. Ушинского в истории развития педагогической мысли в России

                К. Д. Ушинский (1824–1870) — великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России. Педагогические взгляды К. Д. Ушинского строились на принципах народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде.

                К. Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, а также указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности К. Д. Ушинский разработал ряд важнейших принципов.

                По его мнению, первое место в формировании человека должен занимать родной язык, знать который надо в совершенстве как историю своей родины. Не менее важным принципом педагогической системы Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека и требовал, чтобы учение, как и всякий труд, было не игрой и забавой, а серьезным занятием.

                К. Д. Ушинский многое сделал в области дидактики в разработке содержания образования принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения и рассматривал изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития.

                В области содержания образования К. Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то, что действительно полезно для человека.

                Большое значение К. Д. Ушинский придавал сознательности, систематичности и прочности обучения. Особое внимание он уделял правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он считал необходимым ставить детей в активную позицию, включая их в разнообразные формы педагогически целесообразной деятельности.

                К. Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит воспитательный эффект. В связи с этим он требовал, чтобы каждый учитель относился к своей профессии с любовью.

                Вклад А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в развитие российской педагогики

                Известность педагогике социалистического периода принесли работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

                Макаренко считал, что невозможно рассматривать человека в отрыве от общества, поэтому основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе.

                А. С. Макаренко был одним из тех первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания.

                Связь педагогики с другими науками

                Для того чтобы более точно определить место педагогики в системе наук, нужно рассмотреть ее взаимосвязи с другими науками.

                Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты.

                Традиционной является связь педагогики с психологией. В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

                Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).

                Антропология как комплексная наука о человеке дает обширный материал о многомерности и многоликости человека, что позволяет педагогике разрабатывать способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

                Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

                Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований.

                Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

                Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.

                Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры.

                Общее понятие педагогического исследования

                Методология педагогики. Уровни методологических знаний

                Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

                Методология педагогики — совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Методология выполняет регулятивную и нормативную функции.

                Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

                1. Методологические функции на философском уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

                2. Общенаучная методология представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

                3. Конкретно-научная методология — совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

                4. Технологическая методология основывается на методике и технике исследования.

                Основными признаками методологической культуры являются:

                • представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;

                • овладение принципами диалектической логики;

                • понимание сущности педагогики как науки об образовании и основных категорий педагогики;

                • установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

                • освоение принципов единства образования и социальной политики, системного и целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;

                • направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;

                • педагогика в системе современного человекознания

                Педагогика в системе современного человекознания ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

                Педагогика как область гуманитарного знания Возникновение педагогики как науки. Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.

                Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

                Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание — не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

                Тезис о том, что человек, преобразуя действительность, преобразует самого себя, имеет принципиальное значение. Но он не отрицает всей важности процесса передачи старшими поколениями и усвоения новыми поколениями социального опыта человечества. Преобразование действительности невозможно без знакомства со всем тем, что уже познано и создано человечеством, без освоения богатства накопленной культуры.

                Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие — младшим, более опытные — менее опытным и т. д.

                Более того, по мере развития человеческого общества опыт человечества становится все объемнее и многообразнее. А это означает, что человеку, живущему в этом обществе, необходимо будет знать и уметь еще больше. То есть школьнику за тот же период обучения придется осваивать более объемный материал. Увеличение объема знаний влечет за собой усложнение процесса их передачи, который должен стать более эффективным и продуктивным. Следовательно, важность и значимость процесса передачи накопленного человечеством опыта будут в дальнейшем возрастать.

                Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта.

                Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

                Педагогический процесс, выделившись в отдельный вид взаимодействия людей, стал занимать умы философов, что нашло отражение в трудах таких известных мыслителей, как Сократ (470−399 до н.э.), Демокрит (460−370 до н.э.), Платон (427−347 до н.э.), Аристотель (384−322 до н.э.) и др.

                Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей. Отсюда можно вывести и определение самой педагогики как науки. Педагогикаэто наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

                Педагогика — гуманитарная наука. Все изучаемые человеком науки делятся на две большие группы. Науки одной группы изучают природу и законы ее развития. К этой группе относятся физика. астрономия, математика, география, химия, биология и др. Они получили название естественных наук. Другую группу составляют науки, изучающие человека и общество, его культуру и историю (история, философия, культурология, педагогика и т. д. ). Эти науки называются гуманитарными. Иногда их еще называют социальными науками, т. е. науками о социуме (обществе).

                В основе педагогики лежат социальные закономерности и механизмы передачи социального опыта новым поколениям. Поэтому ее относят к области гуманитарных наук.

                Читайте также: