Доклад озеленение автомобильных дорог

Обновлено: 08.05.2024

Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное и декоративное.

К защитному озеленению относят: снегозащитное озеленение; противоэрозионное озеленение; пескозащитное озеленение; шумо-газо-пылезащитное озеленение.

К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.

Снегозащитное озеленение создают для защиты дорожного полотна от снежных заносов. Этот вид озеленения применяют в виде одной или нескольких полос, а при небольших объёмах снегоприноса - в виде живых изгородей из ели или кустарников.

Снегозащитная лесная полоса состоит из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны. Живая изгородь представляет собой густую двухрядную посадку деревьев или кустарников, которой путём систематической стрижки придают определённые высоту, плотность и форму.

По своему действию снегозащитные посадки представляют собой объемную преграду, внутри и вблизи которой снижается скорость ветра и происходит отложение снега.

Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лёссовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникает на глубину 20 см и более и в результате образует плотный и прочный дерновой слой. Создаваемый травяной покров помимо защитных функций является элементом эстетического оформления дороги.

Пескозащитное озеленение служит для защиты автомобильных дорог от песчаных заносов и включает создание древесно-кустарниковых насаждений (по схемам, аналогичным снегозащитным), а также закрепление прилегающих к дороге песков посевом трав.

Шумо-газо-пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.

Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение её новыми посадками, органически вписываясь в окружающий ландшафт или маскируя непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначение трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждение водителей о примыканиях и перекрёстках и др.

Снегозащитные лесонасаждения являются наиболее надежным, экономичным и долговечным видом постоянной снегозащиты. К их недостаткам относят: размещение на значительных земельных площадях вдоль дорог, длительный срок от посадки до включения в полную работу, необходимость постоянного ухода.

Различают снегозащитные лесонасаждения в виде одно- и двухрядных живых изгородей, многорядных лесных полос и кулисных лесонасаждений.

Живые изгороди - это одно- или двухрядные густые посадки высотой 2-3 м, работающие по принципу плоской просветной преграды. Живые изгороди создают из одной породы кустарников или низкорослых деревьев, которые легко переносят стрижку для придания ряду кустарников определенной формы. Таких, например, как боярышник, акация, сирень, можжевельник и др.

Снегозащитная лесная полоса представляет собой объёмную преграду для снеговетрового потока, состоящую из нескольких рядов деревьев и двухрядной кустарниковой опушки, размещённых параллельно дороге на определённых расстояниях. Лесные полосы формируют из нескольких групп растений: низких кустарников высотой до 2 м; высоких кустарников высотой до 4 м; низкокронных деревьев высотой до 15 м и высококронных деревьев высотой до 25 м. Общее число рядов в лесной полосе составляет от 4 до 9.

Снегозадерживающая способность и снегоёмкость зависят от ширины лесополос и высоты деревьев. Чем выше деревья и больше их плотность, тем больше отлагается снега в лесополосе. Однако при высоте снежных отложений более 2,5 м в лесополосах деревья и кустарники начинают ломаться под тяжестью снега. С увеличением рядов деревьев возрастает объём отложений снега непосредственно в лесополосе и в подветренном шлейфе.

Расстояния от бровки земляного полотна до придорожной лесной полосы определяют в зависимости от объёма снегоприноса.

Конструкция полосы определяется типовой схемой снегозащитных насаждений, на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая. Рабочую схему составляет проектная организация. Она определяет состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также количество рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.

Для создании противоэрозионного озеленения создаётся плотный и прочный дерновой слой на прибровочной полосе обочин (0,5 м), на откосах и в полосе отвода автомобильных дорог. Этот вариант укрепления рассмотрен в разделе 1 (п.18).

Шумо-газо-пылезащитное озеленение. В соответствии с требованиями комплексной зашиты соответствующих придорожных территорий установлены следующие основные параметры защитных зелёных насаждений:

ширина полосы не менее 10 м;

высота деревьев должна составлять не менее 7-8 м;

высота кустарников должна составлять не менее 1,5-2 м.

Поперечный профиль защитной полосы должен иметь форму треугольника с более пологой стороной, обращенной к источнику загрязнения (т.е. к проезжей части дороги).

Схема размещения деревьев и кустарников в полосе показана на рис. 18.3.


Рисунок 18.3 - Схема шумо-газо-пылезащитных насаждений:
1-й ряд от дороги - низкий кустарник; 2-й ряд от дороги - высокий кустарник; 3-й ряд от дороги - сопутствующая древесная порода; 4-й ряд от дороги - главная древесная порода; 5-й ряд от дороги - сопутствующая древесная порода; 6-й ряд от дороги - высокий кустарник

При подборе пород деревьев для создания шумо-газо-пылезащитной зеленой полосы необходимо учитывать их устойчивость к действию выхлопных газов автомобилей. Наибольшей устойчивостью обладают:

хвойные породы: лиственница сибирская;

лиственные породы: дуб, ясень ланцетный, липа, тополь, граб, шелковица, гледичия; кустарники: бирючина, гордовина, акация жёлтая, спирея, жимолость, шиповник.

Посадку целесообразно осуществлять крупномерными саженцами. Для улучшения условий выращивания насаждений предварительно производят обработку почвы, которая предусматривает: создание благоприятного водно-воздушного и теплового режимов почвы путём измельчения верхнего слоя и изменения его структурного состояния; улучшение питательного режима почвы; борьбу с засоренностью почвы.

Сроки проведения посадочных работ зависят от климатических и погодных условий, возраста и состояния посадочного материала. Оптимальные сроки посадок: весной - до распускания листьев и осенью - в период листопада.

Шумо-газо-пылезащитные насаждения могут быть использованы в сочетании с земляными валами и экранами.

Технология создания и уход за снегозащитными лесонасаждениями .

Технология создания новых и усиления существующих снегозащитных насаждений включает обработку почвы с учётом региональных агротехнических требований, собственно посадку (посев) растений, дополнение культур и агротехнический уход за насаждениями. Посадку (посев) осуществляют, как правило, весной, но при наличии местного положительного опыта эти работы могут выполняться и в осенний период.

Для декоративного озеленения автомобильных дорог применяют саженцы деревьев в возрасте 4-6 лет и кустарников в возрасте 2-3 лет. В наиболее парадных местах дорожного озеленения рекомендуется применять более крупный посадочный материал в возрасте до 30 лет.

Для декоративного оформления дорог, проходящих по увлажненным местам с активным пучинообразованием, следует подбирать древесные породы, сильно испаряющие влагу, способствующие осушению почвы и понижению уровня грунтовых вод (тополя, ивы, эвкалипты в соответствии с почвенно-климатическими условиями). Это уменьшает влажность земляного полотна и вероятность образования пучин.

На участках, предназначенных для декоративного озеленения, полностью убирают все посторонние предметы, удаляют сухостойные деревья, корчуют пни и засыпают ямы, участки планируют с последующим засевом культурными травами.

Обработка почвы под декоративные посадки проектируется сплошной или частичной.

При сплошной обработке весь участок подвергают глубокой вспашке, боронованию, после чего подготавливают посадочные места - копают ямы и траншеи небольших размеров, позволяющие разметить корневую систему деревьев или кустарников под посадку.

При частичной обработке почвы вспашка не производится, а посадочные места (ямы и траншеи) готовят значительно больших размеров, чтобы при посадке между корневой системой и стенками ямок и под корневой системой оставалось место для заполнения питательной землёй.

Сплошная обработка почвы создает более благоприятные условия для растений.

При отсутствии или бедности почвенного слоя на участке и при невозможности завоза питательной земли следует отдавать предпочтение частичной обработке почвы.

Декоративные деревья и кустарники высаживают в сроки, установленные для закладки снегозащитных лесных полос. Крупные деревья можно пересаживать зимой с замороженным комом. Хвойные деревья и кустарники высаживают в самые ранние сроки весной или в конце августа и начале сентября.

Приствольные круги после впитывания воды присыпают (мульчируют) перегноем, торфом или растительной землёй.

Уход за насаждениями. Эффективность работы лесонасаждений зависит от своевременности и тщательности ухода за ними. Основным способом ухода за насаждениями до момента смыкания крон является обработка почвы, её рыхление и борьба с сорняками.

Обработку почвы ведут по мере её уплотнения и массового появления сорной растительности: в первый год не менее четырех-пяти обработок за лето, во второй - трёх-четырёх, в третий - двух-трёх и в последующие - одной-двух до смыкания крон деревьев.

В междурядьях уход за почвой выполняют с помощью тракторных культиваторов, лущильников и борон. Почву в рядах обрабатывают ротационными культиваторами или вручную, рыхлят на глубину 5-6 см, в степных районах - 7-8 см. Уход за почвой в междурядьях проводят в течение 4-6 лет, в рядах - 2- 3 лет. После смыкания крон деревьев и прекращения культивации почвы ежегодно осенью проводят опахивание внешних границ посадок с целью предохранения лесных полос от сорняков, пожаров и распространения корней и корневых отпрысков на прилегающие территории.

С целью повышения эффективности работы снегозадерживающих насаждений производят увеличение их плотности (частоты) посредством рубок ухода. Рубки ухода являются эффективной мерой для поддержания и усиления снегозадерживающих свойств насаждений и их биологической устойчивости и подразделяются на следующие виды: текущего ухода, конструктивные, рубки специального назначения, декоративные и восстановительные. При выполнении рубок ухода производят удаление стволов или кустарника с целью последующего порослевого возобновления растений.

Рубки текущего ухода делят на прочистки, рубки омоложения кустарников, санитарные рубки.

При прочистке удаляют деревья и кустарники, мешающие нормальному росту насаждений, спиливают или срубают нежелательную растительность у поверхности почвы с уборкой хвороста и порубочных остатков.

Рубки омоложения кустарников выполняют в любое время года с целью их порослевого возобновления. Рубки омоложения предусматривают периодическое удаление наземной части кустарника с оставлением невысоких пеньков (не более 5-10 см).

Санитарные рубки выполняют весной и летом на протяжении всего срока существования насаждений с целью их оздоровления. При санитарных рубках из насаждений удаляют сухостойные, повреждённые в результате снеголома, ветровала, деятельности вредителей, грибковых заболеваний. Остатки после санитарных рубок выносят из полосы и сжигают.

Настоящие методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог разработаны впервые и включают классификацию видов озеленения, общие требования к каждому виду, основные требования к созданию, формированию и содержанию дорожного озеленения, а также основные положения по организации работы при создании и содержании озеленения автомобильных дорог. В документе рассмотрены также способы борьбы с нежелательной растительностью.

Документ предназначен в качестве руководства для дорожных органов федерального и территориального уровней, а также для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Им рекомендуется пользоваться и проектным организациям при разработке соответствующей проектно-сметной документации.

Документ разработан специалистами "РОСДОРНИИ" (к.т.н. Эрастовым А.Я. и инж. Розовым Ю.Н.), Свердловского центра "РОСДОРНИИ" (инж. Малиновской Е.В.), РОСГИПРОЛЕС (инж. Никитиным В.П., инж. Полосиной Л.И. и к.с-х.н. Никитиным А.П.), НПФ "Российские семена" (к.с-х.н. Шадуро С.И.).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий документ определяет требования по озеленению вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации.

1.2. Требования относятся ко всем видам озеленения, используемых в практике строительства и эксплуатации дорог, и включают вопросы создания и содержания озеленения, а также способы борьбы с нежелательной растительностью на существующих дорогах.

1.3. Основными задачами озеленения являются защита дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, защита прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений, создание элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления дороги, а также обеспечения зрительного ориентирования водителей. Все эти три задачи служат единой цели - создание и поддержание благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей, прилегающих к дороге территорий.

1.4. Размещение всех видов озеленения на вновь строящихся (реконструируемых) федеральных автомобильных дорогах общего пользования может осуществляться в пределах придорожной полосы шириной не менее 50 метров от границы полосы отвода.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

2.1. Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное озеленение и декоративное озеленение.

К защитному озеленению относят:

К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.

2.2. Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лессовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.

Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникает на глубину 20 см и более и в результате образует плотный и прочный дерновой слой.

Создаваемый травяной покров помимо защитных функций является элементом эстетического оформления дороги.

К противоэрозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями. Такие насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту.

2.3. Снегозащитное озеленение создают для защиты дорожного полотна от снежных заносов. Этот вид озеленения применяют в виде одной или нескольких полос, а при небольших объемах снегоприноса - в виде живых изгородей из ели или кустарников.

Снегозащитная лесная полоса состоит из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны. Живая изгородь представляет собой густую двухрядную посадку деревьев или кустарников, которой путем систематической стрижки придают определенную высоту, плотность и форму.

По своему действию снегозащитные посадки представляют собой объемную преграду, внутри и вблизи которой снижается скорость ветра и происходит отложение снега.

2.4. Пескозащитное озеленение служит для защиты автомобильных дорог от песчаных заносов и включает создание древесно-кустарниковых насаждений (по схемам, аналогичным снегозащитным), а также закрепление прилегающих к дороге песков посевом трав.

Пески закрепляют растительностью: по обе стороны дороги, если ось совпадает с направлением движения песков или составляет с ним угол меньше 30°; только с наветренной стороны дороги, если пески имеют явно выраженное наступательное движение, направленное под углом большем 30° к оси дороги, и заносы с противоположной стороны невозможны.

При закреплении песков растительностью вспомогательными средствами, приостанавливающими движение песков на период прорастания семян и укрепления корневой системы растений, служат механические защиты, розлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков.

2.5. Шумо-газо-пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально-подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.

2.6. Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически в соответствующее окружающему ландшафту или маскирующие непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначение трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждение водителей о примыканиях и перекрестках; защита от бокового ветра и др.

По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОЗЕЛЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

3.1. Требования к защитному озеленению.

3.1.1. Противоэрозионное озеленение.

3.1.1.1. При создании противоэрозионного озеленения в виде плотного и прочного дернового слоя на прибровочной полосе обочин (0,5 м), на откосах и в полосе отвода автомобильных дорог руководствуются следующими требованиями:

- для образования устойчивых дерновых покрытий следует использовать наиболее перспективные виды трав, эколого-биологические свойства которых соответствуют почвенно-климатическим условиям местности (агроклиматическое районирование территории Российской Федерации приведено в Приложении 1, а рекомендуемый перечень основных типов травосмесей для создания дернового покрытия - в Приложении 2);

- используемые травосмеси должны обеспечивать полное покрытие поверхности почвы, стойкость к биологическому старению даже в позднем возрасте, устойчивость к болезням и вредителям, достаточную зимо- и морозоустойчивость, способность самовозобновляться без помощи или с минимальным участием человека, минимальные требования к уходу;

- прибровочные полосы обочин, откосы насыпей и выемок, а также другие места в придорожной полосе, где предусматривают создание травянистого покрова, должны быть соответствующим образом подготовлены: очищены от посторонних предметов, строительного мусора, металлолома и др., нежелательной растительности (должны быть также выкорчеваны пни); однако во всех случаях необходимо предусматривать сохранение существующего плодородного слоя почв (в случае, если верхний растительный слой почв отсутствует, его завозят с других мест и укладывают слоем толщиной 15-20 см с последующей планировкой);

- при подготовке участка к посеву трав на распланированный ровным слоем растительный грунт (в осенний период) вносят необходимое количество органических и минеральных удобрений и вспахивают на полную глубину, благодаря чему создаются условия, способствующие уничтожению сорных растений и сохранению влаги в растительном слое; на завершающем этапе подготовительных работ необходимо подготовить "семенное ложе", т.е. поверхность, куда попадают семена при посеве (семена должны попасть на плотное ложе, прикрытое тонким слоем рыхлой почвы);

- посев семян должен выполняться в оптимальные сроки, которыми для большинства районов России является ранняя весна и ранняя осень (оптимальные осенние сроки обычно совпадают с принятыми в данном районе сроками посева озимых зерновых, в районах центра европейской части - это 10-25 августа);

- семена следует высевать только в безветренную погоду, обеспечивая равномерность рассева с помощью специальных разбросных сеялок, в т.ч. и ручных, целесообразно использовать метод гидропосева (Приложение 3), при котором распределение семян осуществляется струей специальной эмульсионной смеси;

- после посева разбросными сеялками семена должны быть заделаны с помощью грабель с заостренными зубьями, а еще лучше - проволочными граблями, затем рекомендуется покрыть засеянные участки тонким слоем (0,5-1,0 см) перегноя или торфа, не содержащих сорняков (на тяжелых почвах целесообразно добавлять песок); покрытые участки должны быть обязательно прикатаны легким ручным катком;

- при использовании травосмесей соблюдают тот же порядок с той лишь разницей, что сначала высевают смесь крупных семян, а после их заделки граблями - смесь мелких семян, которые заделывают на меньшую глубину;

- при посеве семян на откосах в целях предохранения их от смыва засеянные и прикатанные участки следует покрывать рогожами или мешковиной, что способствует также ускорению появления всходов (при использовании метода гидропосева эта операция не требуется);

- при необходимости создания травяного покрова на небольших площадях (например, на откосах у оголовков труб и др.) можно использовать метод одерновки, при котором получают защитно-декоративное покрытие в более короткие сроки по сравнению с посевом семян, однако этот способ отличается более высокой трудоемкостью и стоимостью;

- уход за травянистым покровом заключается в периодическом осмотре, выявлении и устранении дефектов, в соблюдении режима полива, соответствующих условий внесения удобрений, частоты и высоты скашивания травы: в первый год выявляют незасеянные участки и места, где всходы изрежены или отстают в росте, и устраняют причины плохого состояния посева, а также осуществляют пересев на соответствующей площади; в этот же период при длительном отсутствии дождей необходимо производить вегетационные поливы при расходе воды 1-2 м на 100 м; пока не образовалась прочная дернина обязательным является осмотр откосов после ливневых дождей; обнаруженные промоины засыпают грунтом и засевают травами; если растения развиваются плохо и имеют бледно-зеленный или желтоватый цвет, необходимо производить подкормку их смесью минеральных удобрений из расчета (кг/100 м); азотных 1,5-2, фосфорных 2-3, калийных 1,5-3 (подкормку и полив рекомендуется осуществлять гидросеялкой); в первый год жизни травы необходимо скашивать на одну треть при достижении ими высоты 20-30 см не дожидаясь цветения (но не более двух раз в год, чтобы не ослабить растение), на второй и последующие годы скашивание выполняют по мере необходимости, поддерживая высоту травостоя не более 15 см (последнее скашивание производят не позднее чем за месяц до наступления заморозков).

3.1.2. Снегозащитное озеленение.

3.1.2.1. К снегозащитному озеленению предъявляют требования: по подбору древесных и кустарниковых пород; по конструкции снегозащитной полосы; по расположению полосы относительно дороги; по технологии закладки и ухода за насаждениями.

3.1.2.2. Подбор древесных и кустарниковых пород осуществляют с учетом их снегозащитных свойств, биологических особенностей, а также лесорастительных условий местности. Из этих свойств наиболее важными являются густое ветвление и плотность крон в зимнее время, неподверженность снеголому, интенсивное возобновление побегов после рубки и обрезки, хорошее порослевое возобновление, быстрый рост в первые годы после посадки. Вместе с тем следует учитывать солевыносливость и газоустойчивость подбираемых пород.

Рекомендуемый ассортимент основных пород и область их применения приведены в Приложении 4, характеристики основных древесных пород и кустарников по степени солевыносливости и газоустойчивости в Приложениях 5 и 6.

3.1.2.3. Снегозащитная полоса должна иметь плотную (не продуваемую) конструкцию. Обязательным элементом каждой полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка.

Конструкция полосы определяется типовой схемой снегозащитных насаждений (см. Рис.3.1.), на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая. Рабочую схему составляет проектная организация. Она определяет состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также количество рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.


Рис.3.1. Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог


при объеме снегопереноса (м /м)

а - до 25: б - до 50; в - до 75; г - до 100;

д - до 125; е - до 150; ж - до 200; з - до 250.

- низкие кустарники - низкокронные деревья

- высокие кустарники - высококронные деревья

В Приложении 7 в качестве справочного материала приведено районирование территории России по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах, в котором представлены объемы снегопереноса, характерные для той или иной территории субъектов РФ, что является полезным ориентиром для проектировщиков.

3.1.2.4. Расстояние между соседними рядами деревьев и кустарников в лесной полосе должно быть одинаковым и в благоприятных лесорастительных условиях принимается 2,5 м, а в тяжелых условиях 3-3,5 м. Расстояние между растениями в ряду допускается в пределах 0,5-1 м.


3.1.2.5. Расстояние от бровки земляного полотна до придорожной снегозащитной полосы, ширина лесных полос и величина разрывов между полосами при объемах снегоприноса до 250 м/м определяются по рис.3.1. и таб.3.1.

Размещение лесных полос в зависимости от объема снегоприноса

Расчетный объем снегоприноса,


м /м

Задача архитектурно-ландшафтной организации загородных магистралей дорог заключается в создании информационно насыщенной среды, способствующей активному восприятию прилегающей территории, безопасности движения, быстрой и точной пространственно-временной ориентации и выбору рационального скоростного режима движения. Сеть специализированных парковых дорог в отечественной практике пока не получила широкого развития, и их функции выполняют загородные магистрали. Современная магистраль обладает богатой познавательной и эстетической информацией. Изыскания новых дорог сводятся к поиску в любом ландшафте наиболее пригодных для езды линий.

Содержание

1 Введение 2
2 Благоустройство загородных магистралей 3
2.1 Архитектурно-планировочные элементы дорог 3
2.2 Элементы оборудования дорог 6
2.3 Роль зеленых насаждений в функционировании дорог 9
2.4 Организация ландшафта автомобильных дорог 10
2.5 Композиция зеленых насаждений 13
3 Заключение 16

Работа содержит 1 файл

озеленение автомобильных дорог реферат.docx

Федеральное агентство по образованию и науке

Южно – Уральский Государственный Университет

Реферат на тему:

2 Благоустройство загородных магистралей 3

2.1 Архитектурно-планировочные элементы дорог 3

2.2 Элементы оборудования дорог 6

2.3 Роль зеленых насаждений в функционировании дорог 9

2.4 Организация ландшафта автомобильных дорог 10

2.5 Композиция зеленых насаждений 13

3 Заключение 16

4 Библиографический список 17

1 Введение

Задача архитектурно-ландшафтной организации загородных магистралей дорог заключается в создании информационно насыщенной среды, способствующей активному восприятию прилегающей территории, безопасности движения, быстрой и точной пространственно-временной ориентации и выбору рационального скоростного режима движения. Сеть специализированных парковых дорог в отечественной практике пока не получила широкого развития, и их функции выполняют загородные магистрали. Современная магистраль обладает богатой познавательной и эстетической информацией. Изыскания новых дорог сводятся к поиску в любом ландшафте наиболее пригодных для езды линий. Дорога прокладывается не только с наименьшими объемами работ и затрат, но и с наименьшими нарушениями существующего ландшафта. Гармонизация дороги с ландшафтом и ценность изымаемых для нее земель — два условия, которые учитываются при решении природоохранных задач в процессе дорожного строительства. На основании экспертных опросов определилась шкала ценности земель, которую рекомендуется учитывать при дорожном проектировании. Коэффициенты относительной ценности земель, отчуждаемых при дорожном строительстве: заповедники — 7,0; сады — 3,5; пашни — 3,2; лесопосадки — 2,5; населенные пункты, огороды — 2,4; лес — 1,9; сенокосы — 1,6; выгоны, берега рек и озер — 1,5; кустарники, заболоченные территории — 1,0.

2 Благоустройство загородных магистралей

Эстетическое восприятие дороги неразрывно связано с четкостью ее функций, благоустройством элементов и рациональностью использования дорожного полотна.

2.1 Архитектурно-планировочные элементы дорог

Разделительные полосы без устройства покрытий устраиваются для раздела многополосных дорог. На них укладывают грунтовые валы или формируют полосы растительности. Посадка деревьев уменьшает встречное ослепление, шум и влияние отработанных газов, но толщина ствола не должна превышать 15 см для предотвращения сильных ударов автомобилей об него в случае аварии .

Широкая промежуточная полоса между встречными путями движения может быть переменной величины и включать участки ландшафта — рощи, пруды, поселки, фруктовые сады. Независимое расположение встречных полос с включением природных элементов повышает интерес к дороге, делает поездку более комфортабельной и меньше нарушает естественный ландшафт
благодаря узким полосам движения. Таким образом, раздельное трассирование (или устройство разделительной полосы переменной
ширины) является одним из лучших средств вписывания дороги в ландшафт и применяется для:

  1. обхода пруда или рощи в живописной местности;
  2. устройства площадки отдыха вблизи водоема;
  3. сохранения ценных в декоративном отношении выходов скальных пород или исторических построек .

Придорожная полоса. Учитывая значение дорог как объектов туризма и отдыха, прилегающие к дороге менее ценные для сельского хозяйства
земли по берегам рек, около достопримечательных мест передаются под контроль дорожных организаций для сохранения и улучшения методами ландшафтной архитектуры. Охраняемая часть придорожного пространства включает всю видимую зону, для которой при
проектировании дороги разрабатывается схема функционального зонирования и ландшафтной организации с детальной проработкой объемно-пространственного решения основных узлов трассы — участков размещения памятников архитектуры, примечательных объектов природы, мемориальных участков, мест кратковременного отдыха у дороги, транспортных развязок. Примыкающее к дороге пространство разграничивают на две зоны — ближнюю и дальнюю. В ближней, кроме полотна дороги, размещают придорожные сооружения — станции технического обслуживания, автостоянки и павильоны остановок, информационные знаки, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, декоративные и защитные зеленые насаждения. В дальней зоне, помимо местного пейзажа, могут просматриваться памятники архитектуры, мемориалы, панорамы населенных мест, сельскохозяйственные и промышленные объекты.
Полоса остановочных площадок. Ее ширина — от 3 до 8 м в зависимости от класса дороги. Служит для размещения павильонов, телефонных будок, туалетов, дорожных буфетов. Не всегда является частью дорожного полотна, но иногда тянется вдоль него на сотни метров. Располагается обычно в одном уровне с проезжей частью и по окраске контрастирует с полосами
дороги (например, цветной асфальтобетон),
Полоса безопасности. Это — препятствие для попадания на дорогу велосипедистов, детей и животных. Ширина ее определяется местными условиями, окраска и форма поверхности должны обеспечивать хорошую видимость с большого расстояния, отпугивать животных необычностью (например, плиточным покрытием). Пешеходные тропы устраивают в таком отдалении от дороги, чтобы уровень звукового давления свыше 70 дБ полностью глушился природными экранами (холмами, грядами, откосами выемок, хвойной растительностью). Ширина от 0,75 до 1,5 м.

Сопутствующие тропы и дорожки (пешеходные, велосипедные, для мотоциклистов) располагаются в придорожной полосе обычно не строго параллельно существующей дороге, что обеспечивает безопасность движения по ним. Для устройства сопутствующих дорожек широко используются старые аллеи и просеки в лесу. Это особенно важно в гористой местности исходя из условий безопасности.

Велосипедные дорожки по возможности не должны совмещаться с пешеходной тропой. Ширина их принимается 1—2 м, уклон не более 20 °/о Прогулочные велосипедные дорожки на отдельных коротких участках могут иметь уклон до 50 %.

Остановочные площадки. По размерам и расположению могут быть разнообразными. Памятники старины и мемориальные зоны, расположенные вблизи дороги, обеспечиваются удобными подъездами и выездами.

2.2 Элементы оборудования дорог

Элементы оборудования дорог делятся на обязательные (общесоюзные и международные) и местные. К обязательным относятся: дорожные знаки; разметка дорог, освещенность; санитарные пункты, почта, телефон, телеграф; станции обслуживания, бензозаправочные; туалеты, души и др.

Местные элементы оборудования определяются особенностями среды, региональными особенностями архитектуры и деталей благоустройства; к ним относятся пункты питания, места отдыха, ожидания.

Средства ландшафтной архитектуры имеют важное значение при формировании благоприятной среды мест отдыха, которые подразделяются на несколько типов. Основные из них: для кратковременного отдыха в пути водителей и пассажиров; видовые, в местах, откуда открываются живописные панорамы; около памятных мест, связанных с историческими событиями и выдающимися людьми. Располагаются на расстоянии друг от друга, в зависимости от расчетной скорости движения V (км/ч) следующим образом: площадки длительной стоянки, туалеты — 0,2 V; кафе, закусочные, души — 0,4 V; мотели, кемпинги — 1,0 V.

На туристских дорогах эти расстояния могут быть меньшими. Для предотвращения загрязнения среды площадки оборудуют туалетами, мусоросборниками, кострищами.

Количество стояночных мест зависит от часовой интенсивности движения N (авт/ч) и примерно составляет, шт.: стоянки для автомобилей — 10 + 0,01 N; душевые кабины — 2 + 0,01 N; туалетные места — 2 + 0,005 N.

Основные принципы устройства площадок отдыха: размещение в достопримечательных и живописных местах; удаление от дороги и

защита деревьями и кустарниками; планировочные параметры двух

типов - вытянутый вдоль дороги и тупиковый.

При зонировании площадок отдыха выделяются следующие участки (зоны):разделительный островок шириной 5—20 м, отделяющий площадку от магистрали; полоса сквозного проезда, по которой автомобили въезжают на площадку отдыха, шириной 1—1,5 ширины полосы движения (примыкание к основной дороге под углом 7—20°); место стоянки с дорожной одеждой, рассчитанной на тяжелые автомобили; площадки отдыха на лугу или под деревьями недалеко от автомобиля; зона отдыха, по которой проезд не разрешен, иногда ее отделяют от площадки отдыха живой изгородью.

Площадки отдыха в местах с красивыми видами. Там, где с дороги открываются красивые виды (например, на горных перевалах) устраивают площадки для обзора, чаще всего — небольшие, ввиду непродолжительности остановки, путем уширения дорожного полотна. В США в местах с красивыми видами резервируют полосы шириной, м:

в равнинной или слабопересеченной местности . 90—105

у основания холмов, используемых как пастбища . 15—30

вдоль рек и ручьев 150—180

Для этой цели обычно используются участки старых дорог, оставшиеся после спрямления или увеличения радиуса кривых. При малых дальностях поездок площадки отдыха могут быть простейшего типа.

Пункты общественного питания. Количество мест в кафе при расположении их на расстоянии 0,4 V принимают равным 15 + 0,04 N

(N — интенсивность движения, авт/ч).

Мотели — придорожные гостиницы для ночного отдыха — и кемпинги — стояночные площадки для летнего и зимнего туризма. Простейшие кемпинги — это, практически, пикниковые площадки в лесу, размещенные на просеках, отделенных густой растительностью от дороги. Пляжные кемпинги — с палаточными и ротелевыми городками (спальные автобусы, снабженные необходимыми удобствами), где обеспечивается прокат палаток.

Павильоны на автобусных остановках устанавливаются на всех дорогах, по которым проходит пассажирское движение, на придорожной полосе. Архитектура и материалы определяются местными условиями.

2.3 Роль зеленых насаждений в функционировании дорог

Зеленые насаждения дорог выполняют различные функции, и при выборе их типа учитывается несколько факторов.

Специфика озеленения дорог заключается в противоречивости влияния насаждений на состояние дороги и безопасность движения. Поэтому при проектировании обязательно учитывают все особенности каждого типа посадок в данных конкретных условиях.

2.4 Организация ландшафта автомобильных дорог

Как инженерное сооружение дорога является очень активным композиционным элементом ландшафта. Поэтому основная цель озеленения — не только украсить ее, но и усилить связь с окружающим ландшафтом. Это достигается подчеркиванием красивых мест, разграничением ландшафтных бассейнов, использованием динамичности зеленых насаждений по возрасту и временам года, архитектурной выразительностью и оригинальностью сооружений и участков, находящихся в зоне зрительного восприятия .

Основными задачами озеленения являются защита дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, защита прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений, создание элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления дороги, а также обеспечения зрительного ориентирования водителей. Все эти три задачи служат единой цели - созданию и поддержанию благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей прилегающих к дороге территорий.

Размещение всех видов озеленения на вновь строящихся (реконструируемых) федеральных автомобильных дорогах общего пользования может осуществляться в пределах придорожной полосы шириной не менее 50 м от границы полосы отвода.

Классификация видов озеленения автомобильных дорог.

Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное и декоративное.

К защитному озеленению относят:

· шумо-, газо-, пылезащитное озеленение.

К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.

Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лессовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.

Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникая на глубину 20 см и более, в результате образует плотный и прочный дерновой слой.

Создаваемый травяной покров помимо защитных функций является элементом эстетического оформления дороги.

К противоэрозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями. Также насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту.

Шумо-, газо-, пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.

Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически соответствующими окружающему ландшафту или маскирующими непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначения трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждения водителей о примыканиях и перекрестках; защиты от бокового ветра и др.

По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки).

Основными задачами озеленения являются защита дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, защита прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений, создание элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления дороги, а также обеспечения зрительного ориентирования водителей. Все эти три задачи служат единой цели - созданию и поддержанию благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей прилегающих к дороге территорий.



Размещение всех видов озеленения на вновь строящихся (реконструируемых) федеральных автомобильных дорогах общего пользования может осуществляться в пределах придорожной полосы шириной не менее 50 м от границы полосы отвода.

Классификация видов озеленения автомобильных дорог.

Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное и декоративное.

К защитному озеленению относят:

· шумо-, газо-, пылезащитное озеленение.

К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.

Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лессовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.

Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникая на глубину 20 см и более, в результате образует плотный и прочный дерновой слой.

Создаваемый травяной покров помимо защитных функций является элементом эстетического оформления дороги.

К противоэрозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями. Также насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту.

Шумо-, газо-, пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.

Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически соответствующими окружающему ландшафту или маскирующими непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначения трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждения водителей о примыканиях и перекрестках; защиты от бокового ветра и др.

По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки).


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Статья посвящена изучению вопроса озеленения автотранспортных магистралей. В работе рассмотрены вопросы повышением эстетического и санитарно-гигиенического уровня при формировании ландшафта дороги, а так же повышению безопасности движения.

Актуальность. Зеленые насаждения вдоль автодорог, создаваемые для защиты дороги от снежных заносов, продуктов ветровой эрозии, а также для других защитных процессов, являются неотъемлемой частью транспортного комплекса. Кроме того, насаждения выполняют важную экологическую роль по охране окружающей среды от загрязнения различными веществами, вносимыми объектами автомобильного транспорта – грузовыми автомобилями, автобусами, легковыми автомобилями, являясь действенным средством регулирования распределения и перераспределения загрязняющих веществ в пространстве.

Изучение состояния защитных полос, их эффективности, является непременным условием для разработки мероприятий по поддержанию и повышению действенности их функций. Рассматривается возможность декоративного озеленения, а также велосипедная инфраструктура, создание велосипедных дорожек, как один из возможных вариантов снижения транспортного потока.

Постановка проблемы. Насаждения вдоль дорог в зеленой зоне города относятся к насаждениям общего пользования, хотя в некоторой мере могут считаться и служебными. Сочетание озеленения трассы с окружающим ландшафтом - основное требование ее декоративного оформления. Наряду с повышением эстетического и санитарно-гигиенического уровня при формировании ландшафта дороги надо обеспечить ее эффективное использование, высокую безопасность движения.

Зеленое строительство города в существующих условиях должно базироваться на системе приоритетов, в первую очередь, социально-экологических. Эффективное решение проблем озеленения сегодня невозможно без долгосрочной программы и без целенаправленного развития современной инфраструктуры зеленого хозяйства.

Также зеленые насаждения выполняют защитные функции, но только в тех случаях, когда их полосы, образующие аллеи и бульвары, достаточно широки, размещены вблизи фронта застройки и состоят из газоустойчивых пород деревьев и кустарников. Декоративное озеленение должно преследовать цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природной средой и включать не только посадку новых деревьев, но и сохранение в придорожной полосе существующей растительности.

Основная часть. Сейчас, к сожалению, уделяется малое внимание такой проблеме, как озеленение магистралей, а также придорожных зон. В статье рассмотрены особенности озеленения, концепция зеленого строительства, декоративного озеленения, а также актуальность и возможность внедрения и улучшения велосипедной инфраструктуры

Защитные полосы вдоль автомобильных дорог предназначены для защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии прилегающих к дорогам земель, снижения уровня шума, выполнения санитарно-гигиенических и эстетических функций, ограждения движущихся транспортных средств от неблагоприятных аэродинамических воздействий.

Асфальтобетонные покрытия дорог сильно нагреваются и медленно остывают, длительное время, поддерживая высокую температуру окружающего воздуха. Деревья нагреваются незначительно, так как часть солнечной радиации отражает поверхность крон. Ослабляя летнюю жару, зеленые насаждения одновременно увеличивают относительную влажность воздуха, примерно на 15-30 %. Такой воздух более пригоден для дыхания людей, а увеличение влажности воспринимается как понижение температуры воздуха.[1]

Зеленые насаждения дорог выполняют различные функции, и при выборе их типа учитывается несколько факторов. Специфика озеленения дорог заключается в противоречивости влияния насаждений на состояние дороги и безопасность движения. Поэтому при проектировании обязательно учитывают все особенности каждого типа посадок в данных конкретных условиях.

Концепция зеленого строительства города в существующих условиях должна базироваться на четкой системе приоритетов, в первую очередь, конечно, социально-экологических. Зеленые насаждения создаются на многие десятки лет, так же, как здания, но в отличие от зданий они претерпевают естественные изменения в течение своей жизни, тем более под воздействием агрессивной среды на магистралях. Эти изменения в значительной степени зависят от начальных условий — качества высаживаемого материала, ассортимента, планировочных решений, условий содержания и т. д. Уже на стадии планирования и проектирования зеленых насаждений необходимо предвидеть возможные варианты развития событий. Ориентация в этих вопросах лишь на нынешнюю ситуацию не перспективна. Поэтому эффективное решение проблем зеленого строительства сегодня невозможно без долгосрочной программы и без целенаправленного развития современной инфраструктуры зеленого хозяйства.[2]

В условиях автомобильного движения средней интенсивности (500 авт/ч) полосы озеленения удовлетворительно очищали воздух у зданий на этой магистрали. Теперь же, при интенсивности движения в 1000 и более авт/ч, деревья на аллеях перестали служить надежной защитой зданиям, уровень загазованности на отдельных участках аллеи стал превышать допустимый санитарными нормами. [4]

Необходимо подчеркнуть, что эти защитные функции озеленение может выполнить только в тех случаях, когда полосы их, образующие аллеи и бульвары, достаточно широки, размещены вблизи фронта застройки и состоят из газоустойчивых пород деревьев и кустарников. Состав наиболее эффективных древесных пород можно установить с учетом природно-климатических районов строительства. Тот пли иной вид посадочного материала и характер озеленения выбирают также с учетом ширины проезжей части, тротуаров, размещения подземных инженерных коммуникация и этажность застройки магистрали.

Для архитектурно-художественного оформления транспортного сооружения используют декоративное озеленение, которое предназначено для усиления гармонизации объекта с окружающей природной средой. Декоративное озеленение включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение в период строительства на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически соответствующими окружающему ландшафту и маскирующими непривлекательные места. Кроме того, они могут выполнять регулирующую роль в движении транспортных средств.[5]

Примерами образования сильных и художественных контрастов может служить: сочетание посадок березы (светло-зеленая листва, ажурная крона, белоствольность) с елью (темно-зеленая плотная крона с резко выделяющейся конической формой); сочетание посадок с шарообразной или яйцевидной формой кроны с деревьями, обладающими пирамидальной формой кроны.

Для декоративного эффекта и свободного развития крон в зависимости от величины высаживаемых деревьев расстояния между деревьями и рядах принимаются от 5 до 20 м. При посадке молодых саженцев для получения скорейшего декоративного эффекта принимают наименьшее расстояние между деревьями в рядах (в 2-4 раза меньше максимального).

При подъездах к крупным населенным пунктам и в других местах проектируют цветочное оформление в виде рабаток (грядок или полосок), клумб и свободных цветочных пятен, а также участков цветущего газона. При этом отдается предпочтение многолетним и неприхотливым цветам, не требующим систематического ухода.

Недопустим один и тот же характер декоративного озеленения на большой протяженности автомобильной дороги. Декоративное озеленение сменяется обоснованно в архитектурном отношении и привязывается к элементам трассы. Частая смена декоративного озеленения также недопустима, так как это создает пестроту в оформлении дороги и при быстром передвижении не дает нужного впечатления. Характер озеленения должен меняться не чаще чем через 2-3 км и не реже чем через 10 км. [6]

Заключение. Таким образом, зеленые насаждения имеют огромное значение в жизни человека. Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего ее плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна.

Дороги, обсаженные деревьями, стали характерной особенностью национальных ландшафтов. При трассировке автомагистралей и районах размещения объектов массового отдыха предъявляются особые требования к окружающей среде, поэтому учитываются придорожная полоса распространения загазованности от автотранспорта и придорожная зона транспортного шумового фона.

Растения не только производят кислород - они играют важную роль в очистке воздуха от твердых частиц, которые осаждаются на листьях под действием силы тяжести, ветра и атмосферных осадков. В течение вегетационного периода содержание осевших на листьях частиц алюминия, железа, марганца и свинца у дорог весной и летом увеличивается, а затем под действием ветра и осадков снижается, переходя в почву.

Литература:

1. Сардаров А.С. Архитектура автомобильных дорог. / Сардаров А.С. –[2-е изд., перераб. И доп.] –М.: Транспорт, 1993. – 272 с.

5. Трофименко Ю.В. Экология транспортное сооружение и окружающая среда./ Трофименко Ю.В.- М. : Академия, 2006. -.85с.

Читайте также: