Доклад осень 1992 года

Обновлено: 04.07.2024

Великие испытания выпали на долю осетинского народа. На юге уже два года его хотят вытеснить с родной земли, выбросить из своих домов, утвердить в сознании людей абсурдную идею о пришлом народе. На востоке усилиями "лидеров" ингушского народа, начиная с 1987 года, с помощью центральных средств массовой информации и незадачливых руководителей бывшего СССР и нынешнего Российского центра создавался и создан образ врага ингушей в лице осетин, навязана не только ингушам, но и внедрена в сознание представителей других национальностей лукавая мысль о необходимости возвращения ингушам исторической родины в виде отторгнутых Пригородного района и правобережной части города Владикавказа.

Кровавая трагедия, разыгравшаяся в Пригородном районе нашей республики, полностью на совести лидеров ингушского национал-экстремизма, исказивших историю, затуманивших мозги представителям своего народа и снабдивших российских законодателей абсурдной идеей возвращения родины своих предков. В основе кровавой агрессии на нашу республику - притязания на Пригородный район и правобережную часть города Владикавказа.

Основываясь на подлинных исторических фактах и документах, я со всей ответственностью заявляю о полной несостоятельности этого утверждения.

Пригородный район Северной Осетии расположен на территории, до революции называемой Владикавказской равниной. Здесь же начинается дорога, с древнейших времен связывающая Северный Кавказ с Закавказьем. Свыше полутора столетий дорога именуется Военно-Грузинской, а прежде называлась Дарьяльским (Аланским) проходом или Осетинской дорогой. В раннее средневековье здесь возникли аланские поселения - у селений Октябрьское, Тарское, Балта, Ларе, Чми. "Огромное поселение с мощным культурным слоем" отмечено археологами в черте Владикавказа. Перечисленные городища сохранились вплоть до татаро-монгольского нашествия, а некоторые просуществовали до походов Тимура на рубеже XIV-XV веков.

В XX веке здесь возникли казачьи станицы. В 1918, потом в 1921 годах под руководством Серго Орджоникидзе казаки, даже те, кто служил в Красной Армии, были насильно выселены из своих станиц и хуторов, частично вырезаны, а в своем большинстве были вынуждены бежать в станицы Архонскую, Змейскую, Ардонскую, Николаевскую и другие районы Северной Осетии, в Ставропольский, Краснодарский края, Ростовскую область.

В Северную Осетию в 20-е годы переселились беженцы из Южной Осетии.

В 1920 году в Рукском ущелье вспыхнуло восстание, которое было жестоко подавлено. Меньшевистское правительство Тбилиси объявило осетинских крестьян врагами Грузии и призвало свои войска стереть Юго-Осетию с лица земли. Несколько десятков сел, в том числе 25 крупных, были сожжены, 4812 человек убито, свыше 20 тысяч человек вынуждены были переселиться в Северную Осетию, где часть из них умерла от тифа, голода и холода. Большие проблемы возникли с наделением беженцев землей. Проблема усугубилась в 1924 году, когда у Северной Осетии в пользу Ингушетии отрезали 8 000 десятин. Преступность этого решения тем более очевидна, что на этих землях находились три исконно осетинских аула Ларс, Балта, Чми.

Земля принадлежит тем, кто сегодня на ней проживает. И если оглядываться на прошлое и объективно определить принадлежность Пригородного района, то мы непременно придем к выводу о том, что в тех населенных пунктах, на которые претендуют ингуши, сотни лет проживали осетины, 63 года (с 1859 по 1922) - казаки, 22 года (с 1922 по 1944) - ингуши, уже 48 лет (с 1944 по 1992) проживают не по своей воле осетины и представители других национальностей.

Насилие в 1944 году было совершено не только по отношению к депортированным народам. Насилию подвергались и народы, которые сегодня вынуждены выступать в роли заложников чудовищных исторических злодеяний. К числу этих народов относится и осетинский народ, который четырежды за годы Советской власти подвергался насилию.

В 1957 году, после Указа Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении Чечено-Ингушской АССР, в третий раз осетин, ни перед кем не провинившихся, вновь переселяют. С трудом налаженные в трудные военные и послевоенные годы хозяйства на ингушских землях пришлось оставить. Северная Осетия вернула Чечено-Ингушетии Малгобекский, Ачалукский, Пседахский, Назрановский районы. Больше того, при восстановлении Чечено-Ингушской АССР в 1957 году в ее состав были включены Каргалинский, Щелковский и Наурский районы, а Пригородный район, территориально и экономически слившийся со столицей Северной Осетии, оставлен в ее составе. В этом районе - самом густонаселенном в республике - сложилась тяжелая демографическая ситуация. На ее территории в 1439,6 кв. км проживало 75,5 тыс. человек.

Все жители Пригородного района, депортированные в 1944 году их потомки, близкие и дальние родственники были возвращены на прежние места жительства. Об этом красноречиво говорят факты. Если в 1944 году из г. Владикавказа (Орджоникидзе) было выселено 2254 человека, то по данным на 1990 год их проживало 14.461 человек; из Пригородного района и г. Владикавказа в 1944 году было выселено 26019 ингушей, а в республике, по статистике 1990 года, уже было 32 782 ингуша.

Что касается притязаний на город Владикавказ, то исторические факты, государственное и гражданское право и сложившиеся реальности однозначно доказывают не просто их несостоятельность, но полную абсурдность. Крепость Владикавказ была заложена в 1784 году, но лишь СПУСТЯ более 100 лет после ее освоения в составе ее населения появились ингуши.

Некоторые "лидеры" ингушского народа с маниакально-депрессивной настойчивостью внушают людям мысль о том, что Владикавказ был столицей Ингушетии. А народный депутат Российской Федерации Бимболат Богатырев договорился до того, что Владикавказ был столицей Ингушетии еще три тысячи лет тому назад. А историческая реальность такова.

В 1907 году был образован Назрановский округ. А в 1909 году Государственный Совет и Государственная Дума России постановили: "Назначить место пребывания Управления Назрановского округа местечко Назрань". Однако, как засвидетельствовал наместник Воронцов-Дашков, в Назрани не оказалось для него соответствующего помещения. Именно поэтому в феврале 1913 года Государственный Совет и Государственная Дума вынесли постановление: "Назначить временно город Владикавказ местопребыванием управления Назрановского округа Терской области впредь до обеспечения этого управления помещением в местечке Назрань, но не далее 1 января 1917 года, и удовлетворить впредь до указанного срока чинов управления Назрановского округа квартирным довольствием из окладов по городу Владикавказу". Управлению предоставили помещение и в первое время выделили на его содержание за счет осетинского аробного сбора.

В последующем, 16 июня и 14 декабря 1916 года, Государственный Совет и Государственная Дума возвращались к вопросу о местопребывании управления Назрановского округа и строительства для него административного здания в местечке Назрань. Но каждый раз выявлялись причины, по которым не приступали к строительству: то не успели подготовить проектно-сметную документацию, то повысились цены на строительные материалы, то в Назрани нет подходящего места для строительства здания.

Поскольку управление бывшего Назрановского округа к моменту революции еще находилось во Владикавказе, то и Ингушский обком партии и облисполком сохранились здесь временно. В 1920-1924 годах г. Владикавказ является центром Горской республики, после расформирования которой был выделен в самостоятельную административную единицу. Постановлением Президиума ВЦИК СССР от 20 июня 1933 года город Орджоникидзе был включен с 1 июля 1933 года в состав автономной области Северной Осетии с непосредственным подчинением облисполкому Северо-Осетинской автономной области.

"Лидерам" Ингушетии в стремлении реализовать свои коварные политические амбиции удалось одурманить свой народ, разжечь пожар националистической истерии, создать в осетине образ своего главного врага. С конца 80-х годов в пограничных с Осетией населенных пунктах Чечено-Ингушетии нарастает волна истерии и экстремизма против осетинского народа.

Принятие Закона "О реабилитации репрессированных пародов" ПОСЛУЖИЛО мощным импульсом для активизации деятельности экстремистов за отторжение Пригородного района Северной Осетии. Эта идея, ставшая доминирующей в массовом сознании ингушей, в конце концов, привела их к вооруженной агрессии.

Вывод из этого только один. Кровавая трагедия на земле Северной Осетии это не только результат преступной политики и деятельности идеологов и вдохновителей ингушского национал-экстремизма, но следствие вопиющих политических просчетов Российского парламента.

Наша главная ошибка, очевидно, заключается в том, что мы поверили заверениям авторитетных представителей Ингушетии, неизменно заявлявших на наших встречах о своих мирных устремлениях. За свою доверчивость мы заплатили ценой крови нашего народа, жизнью лучших сыновей Осетии, мужественных защитников Родины, гибелью ни в чем не повинных мирных жителей нашей республики.

Со всей ответственностью я заявляю сегодня, что сил для отражения внешней агрессии и нанесения противнику сокрушительного удара было достаточно. Но мы вскормили на груди республики змею, жало которой ранило нас больнее всего. Кто мог предположить, что граждане нашей республики ингушской национальности, жившие и работавшие рядом с нами, пользовавшиеся всеми благами республики, нанесут нам удар в спину. Поэтому фактически нам с первых же дней пришлось воевать на два фронта: отражать внешнюю агрессию и бороться с внутренним врагом.

Благодаря героическим действиям народного ополчения, в состав которого вошли казаки, республиканская гвардия, подразделения МВД, ОМОНа, добровольцы из Южной Осетии, мы смогли отстоять честь и независимость нашей республики.

Сегодня мы обязаны сказать слова благодарности заместителю Председателя Верховного Совета республики генералу Суанову С. Н., командующему народным ополчением Бибо Дзуцеву, командиру республиканской гвардии Эльбрусу Бароеву и всем тем героическим офицерам и воинам, которые в этот тяжелый час были рядом с нами и защитили Осетию.

Этнополитический конфликт на территории Пригородного района Северной Осетии, приведший 30 октября — 6 ноября 1992 года к вооруженным столкновениям и многочисленным жертвам со стороны осетинского и ингушского населения.

Вооруженный конфликт

С 30 октября по 6 ноября 1992 года в Северной Осетии на территории Пригородного района и части города Владикавказа в результате обострения межнациональных отношений между осетинами и ингушами, - как проживающими в Осетии, так и жителями Ингушетии, - произошел вооруженный конфликт. Конфликт быстро перерос в массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами, разрушениями, поджогами, вооруженным сопротивлением власти, убийствами, захватом заложников и другими насильственными действиями.

Жертвы

Данные о жертвах в разных источниках отличаются, несмотря на отсылку к одному источнику – данным Генеральной прокуратуры РФ 1 . В самом тексте Постановления о прекращении уголовного дела сказано буквально следующее:

В Постановлении также указывается, что не менее 1 200 человек подверглось незаконному лишению свободы, уничтожено или повреждено около 3 000 жилых домов, а причиненный ущерб составил свыше 50 млрд. рублей, в том числе ингушскому населению около 38 млрд. рублей.

Бесконечное урегулирование

Память о трагических событиях отмечается ежегодно в обеих республиках. За период после конфликта стороны неоднократно подписывали соглашения о преодолении его последствий. Последнее из них было подписано после избрания Мурата Зязикова президентом Ингушетии в 2002 году.

Несмотря на регулярные попытки урегулирования конфликта со стороны федеральных властей число вынужденных ингушских переселенцев сокращается очень медленно. Осенью 1992 года Пригородный район покинули десятки тысяч ингушей, и, хотя с тех пор возвращение беженцев стало центральным вопросом в урегулировании этого спора, проблему разрешить не удается до сих пор 5 .

Мнение осетин

Мнение ингушей

История развития конфликта

Исторические и этнографические материалы свидетельствуют, что осетины и ингуши обитали смешанно в пределах нынешних Пригородного района и городского округа Владикавказ 9 . С приходом России на Кавказ ряд территорий, на которых проживали ингуши, были переданы терскому казачеству. Возникла чересполосица, представлявшая собой линию казачьих станиц, разделявшую равнинную и горную Ингушетию.

Во время гражданской войны осетины, кроме состоявших в терском казачестве, в основном заняли нейтральную позицию, казаки в основном заняли сторону белых, ингуши — красных. Поддержка Советской власти была обусловлена обещаниями красных вернуть ингушам заселенные казаками земли 10 .

Примечания

Автор: Кавказский Узел

План
Введение
1 Предыстория
2 Вооружённый конфликт
2.1 Предшествующие события
2.2 Боевые действия
2.3 Последствия

3 Ситуация после конфликта
4 Попытки урегулирования конфликта
4.1 Урегулирование конфликта в период правления Путина
4.1.1 2006-2007 годы

4.2 Урегулирование конфликта в период правления Медведева

Список литературы
Осетино-ингушский конфликт

Осети́но-ингу́шский конфли́кт — этнополитический конфликт на территории Пригородного района Северной Осетии (Российская Федерация), приведший к вооружённым столкновениям 31 октября — 4 ноября 1992 года, многочисленным жертвам со стороны осетинского и ингушского населения. По состоянию на 2010 год не урегулирован.

Ингушские и осетинские поселения на территории равнинной и предгорной части современных Северной Осетии и Ингушетии известны уже с конца XVII века[3]. С приходом России на Кавказ ряд территорий, на которых проживали ингуши, были переданы казакам. На принадлежавших ранее ингушам землях была создана чересполосица, представлявшая собой линию казачьих станиц, разделявшую равнинную и горную Ингушетию. Ингуши, однако, не смирились с таким положением дел. Противостояние с казаками продолжалось постоянно, при том, что царская власть поддерживала казаков. К началу революции на территории современного Пригородного района, а также части пограничных территорий совместно проживали терские казаки и ингуши. Во время гражданской войны осетины, кроме состоявших в терском казачестве, в основном заняли нейтральную сторону, казаки в основном заняли сторону белых, ингуши — красных. Поддержка власти Советов ингушами была обусловлена обещаниями красных вернуть ингушам заселённые казаками земли.

После окончания гражданской войны, ингуши потребовали от советской власти выполнения данного обещания. В связи с последним, при образовании Горской АССР, ингушам были возвращены значительное количество заселённых казаками земель[4], при этом терские казаки были выселены. До 1924 года территория Северной Осетии и Ингушетии входила в состав Горской АССР. В 1924 году Горская АССР была упразднена и разделена на автономные области по национальному признаку. Территория нынешнего Пригородного района к востоку от Владикавказа входила в состав Ингушской автономной области (ещё во времена Горской АССР, с 1922 года) и была заселена в основном, ингушами. С 15 января 1934 года Чеченская автономная область и Ингушская автономная область были объединены в Чечено-Ингушскую автономную область, в 1937 году преобразованную в Чечено-Ингушскую АССР (ЧИАССР).

2. Вооружённый конфликт

2.1. Предшествующие события

26 октября 1992 года после ряда обсуждений Президиум Верховного Совета России предложил смешанной комиссии с участием осетинских и ингушских представителей подготовить проект решения спорных ингушско‑осетинских вопросов. На следующий день в 12 часов по местному времени около 150 вооружённых ингушей блокировали пост внутренних войск у селения Карца в Северной Осетии, потребовав вывода российских военных с территории республики[12]. В тот же день Верховный Совет Северной Осетии выдвинул ингушам ультиматум с требования снять до 12.00 29 октября блокаду с нескольких ведущих во Владикавказ дорог, иначе парламент введёт в республике чрезвычайное положение[13].

2.2. Боевые действия

Вечером 30 октября начался обстрел из крупнокалиберных пулемётов ингушских кварталов в сёлах Камбилеевка и Октябрьское[14]. В ночь с 30 на 31 октября 1992 года в сёлах Дачное, Октябрьское, Камбилеевское, Куртат произошли столкновения между осетинскими и ингушскими вооружёнными формированиями. В 6 часов 30 минут 31 октября вооружённые отряды, вошедшие на территорию Пригородного района из Ингушетии, у села Чермен разоружили пост внутренних войск МВД РФ, напали на пост ГАИ и поселковое отделение милиции[3]. В течение нескольких дней после этого в Пригородном районе Северо-Осетинской ССР, в городе Владикавказе и прилегающих посёлках произошли вооружённые столкновения, в которых участвовали осетинские и югоосетинские[15] добровольцы с одной стороны — и ингушские вооружённые формирования (в том числе — пришедшие сюда из Ингушетии) с другой стороны, а затем — подразделения Российской армии и внутренних войск МВД РФ.

По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин)[11]. Были уничтожены 13 из 15 сёл Пригородного района, в которых компактно проживали ингуши, ещё более 64 тысяч ингушей покинули территорию Пригородного района[17], бежав от боевых действий в соседнюю Ингушетию. Спецкорреспонденты газеты Коммерсантъ, побывавшие в Северной Осетии, писали об увиденном:

Результатом же "разъединения" стал полностью вымерший и выжженный Пригородный район, из которого депортировано всё 30-тысячное ингушское население. Неподалеку от посёлка Алкун на горных тропах в Ингушетии мы видели поток ингушских беженцев из Северной Осетии, не прекращающийся со 2 ноября. Люди шли днями и ночами под снегопадом и дождём. Многие раздеты, лишь маленьких детей заворачивают в одеяла. Эту тропинку ингуши назвали "тропой смерти", на ней уже погибли, сорвавшись в ущелье, десятки женщин и детей, несколько десятков мирных жителей погибли от переохлаждения. Были случаи родов и выкидышей в горах. Помощь беженцам осуществляли на голом энтузиазме ингуши-соплеменники по другую сторону границы[18].

3. Ситуация после конфликта

Часть беженцев удалось вернуть, однако в некоторых сёлах возвращению ингушей яростно сопротивляются местные жители — осетины. Ситуацию осложняет продолжающийся конфликт между Грузией и Южной Осетией, в результате которого сама Северная Осетия тоже была вынуждена размещать у себя беженцев-осетин из Южной Осетии.

4. Попытки урегулирования конфликта

4.1. Урегулирование конфликта в период правления Путина

8 февраля на совещании у полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрия Козака был принят план мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. Оказалось, однако, что этот план возвращения ингушских вынужденных переселенцев устраивал лишь осетинскую сторону. Народное собрание Ингушетии отвергло его, поскольку, по мнению депутатов[26], предложенный вариант урегулирования грубо нарушает конституционные права ингушей — вместо возвращения в свои дома, ингушским вынужденным переселенцам предлагают обустраиваться на новых землях, причём это переселение может затянуться на годы. В связи с этим депутаты ингушского парламента направили Владимиру Путину обращение[26], в котором указывают на проосетинскую позицию, занятую полпредом.

По состоянию на 8 февраля 2006 года на учете в Межрегиональном управлении ФМС России состояло 2388 семей, в составе 9788 человек (в том числе 1110 несовершеннолетних детей, не имеющих статуса вынужденного переселенца), принятых ранее от Управления по делам миграции МВД Республики Ингушетия и Управления по делам миграции МВД Республики Северная Осетия-Алания. В Межрегиональное управление ФМС России на указанную дату обратилось 2223 семьи с заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлен 1112 семьям (в составе 4097 человек), в том числе, проживающих в стихийно образованном поселении вблизи с.Майское - 106 семьям (в составе 564 человек). В это же время Отделом Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия рассматривался вопрос о доукомплектации и подготовки к передаче в Межрегиональное управлении ФМС России дополнительно 615 учетных дел (1995 человек), и дел на 300 вынужденных переселенцев(приблизительно 130 семей), в отношении которых судами Республики Ингушетия вынесены решения о восстановлении им статуса вынужденного переселенца. Помимо этого в судах РИ находились на рассмотрении иски о восстановлении статуса вынужденного переселенца от более 300 семей. Таким образом, общее количество вынужденных переселенцев, по состоянию на 08 февраля 2006 года составило более 3400 семей или приблизительно 11000-11500 человек. Общий объем финансирования, направляемый бюджетом Российской Федерации в 2006 году на выплаты субсидий гражданам, признанным органами миграционной службы вынужденными переселенцами в результате осетино-ингушского конфликта, на строительство, восстановление и приобретение жилья, составил 1 719 531 563 рубля.

К 2007 году все жители стихийно образовавшегося поселения вблизи поселка Майский были обустроены Межрегиональным управлением ФМС России, а само поселение перестало существовать. Необходимо заметить, что заселение поселка Новый происходило с существенной экономической помощью переезжающим туда вынужденным переселенцам. Они получали безвозмездно участок земли рыночной стоимостью около 10000 долларов США, приспособленный для жизни в зимний период вагончик-бытовку на момент переезда, а также финансирование на строительство дома по числу членов семьи на момент переселения. Объем финансирования, направляемый Российской Федерацией на ликвидацию последствий осетино-Ингушского конфликта измерялся миллиардами рублей. Значительная часть вынужденных переселенцев не имели документов, необходимых для оказания государственной поддержки. Большинство лиц, получивших государственную поддержку, получили ее по решению суда Республики Ингушетия так как не имели необходимых документов.

4.2. Урегулирование конфликта в период правления Медведева

В ходе двухсторонней встречи в декабре 2009 года между президентами республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания была подписана Программа совместных действий по развитию добрососедских отношений между Республикой Северная Осетия — Алания и Республикой Ингушетия в 2010 году[28].

Упор в программе делался на активное участие в постконфликтном урегулировании общественных организаций, особенно молодёжных, многосторонние консультации по проблемам урегулирования и создание социальных условий для реализации молодежи двух этнических групп.

1. ОСЕТИНО-ИНГУШСКИЙ КОНФЛИКТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

6. Тимур Музаев. ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИЧКЕРИЯ (рус.), Международный институт гуманитарно-политических исследований .

9. THE INGUSH-OSSETIAN CONFLICT IN THE PRIGORODNYI REGION (англ.), Human Rights Watch (May 1996).

11. Осетино‑ингушский конфликт: хроника событий (рус.), Inca Group "War and Peace" (08.11.08).

14. О ситуации в Пригородном районе Северная Осетия (рус.), Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани. (01.10.2001).

15. Осетино-ингушский конфликт


К войскам России

Труп на трупе, за телом тело.
Едкий дым над селом опять.
Не армейское это дело
Население усмирять.

Но приказы жестоки были,
Танки шли, словно вал брони.
Как по вражеским дзотам били
По ингушским домам они.

В обгоревшем селе безлюдно, но
Кровавых следов не скрыть.
Здесь о дружбе народов трудно
Даже думать — не говорить.

Но неймется душе, неймется
Боль сквозящую не унять.
Этим хлопцам и этим горцам,
Что, скажите, им выяснять?

И стою я в немом бессилье,
Вижу грозной брони оскал.
Неужели войска России,
Вы — карательные войска?!

Ваши лица от гари серы,
Ваш противник буквально смят.
Что ж вы русские офицеры
Опускаете в землю взгляд?

Руки целы и ноги целы,
Вашей тактике нет цены.
Что ж вы русские офицеры,
Так победой удручены?

Вот стоите вы, хмуря брови,
На виду у высоких гор.
Слишком много он пролил крови
Миротворческий ваш напор.

Все трудней вам смотреть глазами
На пылающий сельский дом
И на пастбища Назрани,
Превращенные в танкодром.

Вот на этом, на самом месте,
Где рыдает старик седой,
Вы закон офицерской чести
Раздавили своей броней.

Раздавили слепой атакой
Вместе с саклей — уже ничьей,
Вместе с машущей вам горянкой,
Вместе с сотнями ингушей.

Вы, конечно, достигли цели,
В этот горький от горя час.
Только, русские офицеры,
И расплата настигла вас.

Ваш приказ раздавался глухо,
Но уже никогда не скрыть,
что у вас не хватило духа
Эту бойню остановить.

Снег белеет на черных углях,
Свежих холмиков новый ряд.
И солдаты в больших раздумьях
На подавленных вас глядят.

Поэт срывал маски с тех, кто учинил кровавую расправу над беззащитным ингушским населением Пригородного района и города Владикавказа: «Муса Евлоев из поселка Майский прокручивает мне свои видеозаписи событий первых чисел ноября, комментирует их. Это похоже на репортаж с передовой. Кадры потрясают. Ничего подобного по ТВ не показывалось. Никто за пределами Ингушетии не узнал, что же происходило там на самом деле.

В те кровавые дни осени 1992 года Игоря Ляпина отговаривали от поездки в Ингушетию. Он и сам понимал, насколько это рискованно, однако ничто не могло поколебать его решимости. Поэт впервые ехал на Кавказ с тяжелым сердцем, уже зная в общих чертах, какая страшная беда обрушилась на ингушский народ. Но масштабы трагедии и нечеловеческая жестокость, которые он увидел собственными глазами, потрясли его до глубины души.

Дышащая ужасом осень казалась нереальной в своей циничной реальности, и поэт мог противопоставить этой реальности только силу своего талантливого художественного слова, сделав это с тем безграничным человеколюбием и всепобеждающим мужеством, на котором зиждется вся великая русская поэзия. В назидание потомкам Игорь Ляпин оставил цикл стихов о тех днях, когда Кавказская земля обагрилась кровью беззащитных людей — женщин, детей, стариков, вся вина которых заключалась лишь в их национальной принадлежности. Этническая чистка привела к гибели сотен мирных граждан, до сих пор ничего не известно о судьбе почти двухсот ингушей, пропавших без вести. Более 60 тысяч ингушей были изгнаны из своих сел, а их домовладения подверглись разграблению и уничтожению.

Как одна -
Двенадцать душ
Тянем песни грустные,
То ли я уже ингуш,
То ли вы все русские?

Известный ингушский ученый Борис Харсиев, который познакомился с Игорем Ляпиным в 80-х годах, в один из приездов поэта в Ингушетию, говорит:
— В Игоре Ивановиче чувствовались прочный стержень, несгибаемый дух, готовность отчаянно, до последнего биться за свои идеалы и неподдельная любовь к Кавказу. Он стал для ингушей своим уже только поэтому. Живой интерес Игоря Ляпина к Кавказу подарил нам его блистательные переводы поэтических произведений К. Мечиева, Р. Гамзатова, Е. Чаренца, Т. Зумакуловой, А. Бицуева, Л. Балаговой и многих других кавказских поэтов. Но чтобы русский поэт на всю огромную Россию заговорил об ингушском народе, передав все его сокровенные мысли, душевные устремления, продиктованные сердцами многих поколений, и пережитые утраты и страдания — такое было впервые. Игорь Иванович до конца познал ингушский национальный код и сумел талантливо рассказать о нем другим. Его проникновенные строки, посвященные древней ингушской земле и живущему на ней веками народу, принесли поэту всенародное уважение и любовь.

Я сегодня, как в тумане,
Тяжкой тяжестью томим.
Сядем,
братья-мусульмане,
По душам поговорим.

За намазом, за обедом,
Сея хлеб и строя дом,
Вы всецело -
с Магометом,
Я — не очень-то с Христом.

Говорят, что вера лечит,
С нею в жизни твёрже шаг.
Вам и тут, конечно, легче,
Потому что как-никак

При мулле и при соседе,
И в мечети, и в мечте
Вы — всем сердцем
в Магомете,
Я — с сомнением
в Христе.

Вы клянетесь на Коране,
Слава вам! И видит Бог,
Видит,
братья-мусульмане,
Я б на Библии не смог.

Вот любые перегрузки
Проскочу, а эту — нет.
Ведь Христос -
такой нерусский,
Даже ближе Магомет.

Голос Игоря Ляпина звучал звонко, будто колокол. Он был услышан не только друзьями, но и врагами. Последние обнаглели до того, что начали преследовать поэта. Они нашли номер его московского телефона, стали звонить домой, угрожая расправой, если он не перестанет поддерживать ингушей. Но эти запугивания не вызывали страха в душе поэта. Наоборот, они умножали его силы. Позже Игорь Ляпин напишет целую книгу, посвященную геноциду ингушского народа.

Игорь Иванович — автор многих поэтических книг, нашедших признание у широкого круга читателей России и СНГ. Он стал достойным преемником и продолжателем гуманистических идей и традиций великих русских поэтов и писателей А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. М. Горького, А. С. Серафимовича, М. А. Булгакова и других.

. И сад шумел, и белый голубь вился,
Трубил завод, дымы свои клубя.
Я у тебя и нежности учился,
И мужеству учился у тебя.

В 1963 году был призван в ряды Советской Армии. После демобилизации в 1966 поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. В студенческие каникулы работал в Сибири и на Севере матросом и плотогоном, а также проходчиком на строительстве Московского метрополитена.

В этом наш долг перед светлой памятью русского поэта, который сумел понять ингушскую душу, воспел ингушский национальный характер и разделил с ингушским народом всю его неутихающую и поныне боль.

Читайте также: