Доклад организация оценочной деятельности учителя начальных классов

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Григорьева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина
Населённый пункт: с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области
Наименование материала: доклад
Тема: "Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС НОО".
Раздел: начальное образование

Доклад на тему

«Организация эффективной

контрольно-оценочной деятельности

в начальной школе

Подготовила: учитель начальных классов

Григорьева Т.Н.

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления

педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания

занимает особое место в ФГОС.

Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в

том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не

владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе

формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой

трудности в обучении.

Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо

отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать

различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.

3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда

есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет

право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая

каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его

коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения,

развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС

предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации;

Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение

планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она

выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

Что такое оценивание?( СЛАЙД 2)

Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы.

Существует несколько трактовок этого понятия.

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель

определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Роль и функции

новой системы оценки достижения планируемых результатов (СЛАЙД 3)

Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного

процесса, но и как:

-самостоятельный и самоценный элемент содержания;

-средство повышения эффективности преподавания и учения;

-фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования и регулятор

Принципы контрольно-оценочной деятельности

Принцип дифференциации (материал разного уровня сложности);

Принцип выбора (обучающийся выбирает задания из набора известных, освоенных в

процессе изучения по данному предмету);

Принцип непрерывности (учащийся получает право на ошибку, которая, будучи

исправленной, считается прогрессом в обучении);

Гибкость и вариативность инструментария оценки;

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки;

естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка

должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).

Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога,

администрации и т. д.), которая выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в

результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и

школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении

педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами,

уполномоченными вести оценочную деятельность.

предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших

Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки,

понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия,

прогресс и достижения в различных областях. Это может быть:

………- выборки детских работ;

- систематизированные материалы наблюдений;

- материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и

внешкольной) и досуговой деятельности

Оценивание может осуществляться по-разному: (СЛАЙД 9)

В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):

– результаты теста в баллах.

В виде качественного показателя:

– словесные высказывания о процессе и результате работы;

Традиционная пятибалльная система оценивания

- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.

учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни

сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);

- затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить

реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его

обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата

склонен к оценке индивидуального результата ребенка («Для тебя три ошибки - это хорошо, ты -

малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по

определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой

степени это вообще возможно для данного ребенка;

Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания

давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту

дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к

ухудшению его физического здоровья.

Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить

учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С

поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.

Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

Что такое оценивание?

Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Оценивание может осуществляться по-разному:

В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.

В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.

В чем суть правил новой технологии оценивания?

Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.

Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).

За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении :

Учащиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.

Увидеть свои успехи

Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя

Удерживает учебную функцию оценки

Помогает избежать сравнения детей между собой

Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.

В связи с тем, что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность,ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел . В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.

К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что …” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности :

В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить;

Доклад на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Доклад на тему Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе.docx

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"

Доклад на тему

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная деятельность – это ведущая деятельность ученика, это интерес к учению, к людям, ко всему окружающему. Учебная деятельность дает возможность получать новые знания, умения, навыки, необходимые для дальнейшей работы.

Учебная деятельность, является ведущей в младшем школьном возрасте, она отличается от других видов и форм деятельности, которые применяются в образовательном процессе начальной школы. Нужно знать специфику учебной деятельности, отличать её от усвоения, тренировки и других форм учебной работы школьников. Учитель должен ввести ребёнка в учебную деятельность, он учит самостоятельно ставить, решать учебные задачи. В организации учебной деятельности, учитель не должен давать готовых знаний, они должны возникать в процессе учебных действий самих учеников.

Учебная деятельность – открытие, чего-то нового, интересного, где дети пытаются, учатся самостоятельно мыслить, размышлять, искать новое неизвестное. Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, который понимает трудности, ожидающие его в движении в неизвестное. Учитель их сможет преодолеть лишь совместно с учениками.

В школе можно встретиться не только с учебной деятельностью, но и с другими видами деятельности, даже на уроках. Все эти деятельности осуществляются совместно, все они пронизаны взаимными оценками и самооценками. Все оценки воспринимаются не прямо, а через призму собственных представлений человека о себе.

Доклад учителя начальных классов Рыловой Н.Н.

Тема: Развитие контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе.

Учебная деятельность – это ведущая деятельность ученика, это интерес к учению, к людям, ко всему окружающему. Учебная деятельность дает возможность получать новые знания, умения, навыки, необходимые для дальнейшей работы.

Учебная деятельность, является ведущей в младшем школьном возрасте, она отличается от других видов и форм деятельности, которые применяются в образовательном процессе начальной школы. Нужно знать специфику учебной деятельности, отличать её от усвоения, тренировки и других форм учебной работы школьников. Учитель должен ввести ребёнка в учебную деятельность, он учит самостоятельно ставить, решать учебные задачи. В организации учебной деятельности, учитель не должен давать готовых знаний, они должны возникать в процессе учебных действий самих учеников.

Учебная деятельность – открытие, чего-то нового, интересного, где дети пытаются, учатся самостоятельно мыслить, размышлять, искать новое неизвестное. Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, который понимает трудности, ожидающие его в движении в неизвестное. Учитель их сможет преодолеть лишь совместно с учениками.

В школе можно встретиться не только с учебной деятельностью, но и с другими видами деятельности, даже на уроках. Все эти деятельности осуществляются совместно, все они пронизаны взаимными оценками и самооценками. Все оценки воспринимаются не прямо, а через призму собственных представлений человека о себе.

Оценивание – это демонстрация собственных ценностей. Оценивая друг друга, мы демонстрируем свои ценности.

С первого класса, мы учим детей оценивать, свои учебные достижения с помощью оценочных шкал. Количество шкал зависит от количества критериев, которые вырабатываем в ходе совместной работы. Этот способ позволяет оценить действия детей не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в парах или группах. Критерии оценивания различны. Внимание уделяем не только тем аспектам, которые отражают знания детьми программного материала, но и таким, как быстрота, аккуратность, правильность, самостоятельность, умения слушать и слышать. Для оценивания ученик рисует волшебную линеечку (разработанную Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) на полях тетради, напротив выполненной работы и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению он достиг. После самооценивания учитель проводит беседу, в ходе которой ребёнок обосновывает свой выбор на линеечке и объясняет, что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем надо поработать. При проверке тетрадей учитель ставит свой крестик красного цвета в то место, где по его мнению он должен находиться. Если оценки учителя и ученика совпали, учитель обводит крестик ученика кружком.

оценки не совпали

Предметом оценки и контроля со стороны ученика в первом классе является:

самочувствие учащихся на уроке (интерес, активность или

соблюдение договорённости внутри класса о правилах работы во время урока.

введение оценочных листов, в них отражены уровни умений, которыми овладел учащийся:

не знаю , затрудняюсь (синий цвет)

сомневаюсь, не уверен (зелёный цвет)

знаю, умею (красный цвет)

Итогом работы по оценочному листу является, совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребёнка.

В первом классе ребёнок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребёнком по коррекции формирования умений.

С учащимися своего класса разработали критерии, по которым происходило оценивание того или иного вида деятельности ребёнка. Все умения условно разделили на пять групп:

- умение самостоятельно готовиться к уроку;

- умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании урока и сохранить внимание до его завершения;

- оформление и ведение тетрадей.

- умение проговорить цель, задачи и предлагаемые действия;

- умение поддержать и продолжить мысль собеседника;

- умение слушать друг друга;

- умение работать в группах сменного состава;

- умение задавать вопросы в ходе урока.

- умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям;

- умение соотнести цель и результат;

- умение выделять главное;

- умение делать обобщение, вывод;

- умение давать полный или краткий ответ;

- умение отвечать на вопрос по существу;

- умение работать самостоятельно с дополнительной литературой.

- умение определять учебную задачу;

- умение оценить свою УД и деятельность одноклассников;

- умение определить проблемы собственной УД и установить их причину.

Данные критерии систематически использовали на уроках, но не всем детям удавалось адекватно себя оценивать.

Большую роль в формировании развития ребёнка, играет положительная мотивация к школьному обучению.

Пройдя данный курс , дети учатся договариваться между собой, у детей появляется интерес к учению, они стремятся узнать больше нового. Данный курс помогает детям войти в новый школьный мир, а мы педагоги должны обеспечить плавный переход от игровой к учебной деятельности. Чтобы переход от игры к учению протекал постепенно, нужно организовывать образовательное пространство.

Это помогает детям в организации УД , быть более организованными, инициативными.

Следующим условием, необходимым для эффективной работы в школе налажена постоянная связь с родителями. Для родителей проводятся открытые уроки, собрания, конференции по ознакомлению с оценочной самостоятельностью (деятельностью) учащихся.

Родителям предоставляются следующая информация:

листы индивидуальных достижений по предметам , в которых отражены формируемые навыки и умения ученика в конце каждой четверти, а в конце года подводим итог.

В письменном виде на родительских собраниях даю рекомендации по устранению возникших проблем.

Данный материал хранится у детей в портфолио.

В течение учебного года мной были проведены следующие диагностики:

*Исследование сформированности самооценки младшего школьника.

*Методика изучения социально - психологического климата.

* Выявления уровеня сформированости УД

* Выявление уровня школьной мотивации к учебной деятельности

Нам, педагогам, нужно знать специфику учебной деятельности, мы должны ввести ребёнка в учебную деятельность, научить детей самостоятельно ставить, решать учебные задачи мы должны помочь им, стать людьми самостоятельными в частности, способными самостоятельно оценивать себе и других. Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Мы должны помочь учащимся обрести здоровую, спокойную уверенность в себе, для этого необходимо создать эмоционально – благоприятные, комфортные условия. При создании данных условий дети будут чувствовать себя менее тревожно, и процесс усвоения знаний будет успешным.

Читайте также: