Доклад организация оценочной деятельности учителя начальных классов
Обновлено: 28.06.2024
Автор: Григорьева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина
Населённый пункт: с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области
Наименование материала: доклад
Тема: "Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС НОО".
Раздел: начальное образование
Доклад на тему
«Организация эффективной
контрольно-оценочной деятельности
в начальной школе
Подготовила: учитель начальных классов
Григорьева Т.Н.
Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления
педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания
занимает особое место в ФГОС.
Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в
том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не
владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе
формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой
трудности в обучении.
Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и
1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо
отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения
2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать
различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.
3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда
есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.
4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет
право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая
каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его
коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения,
развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС
предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение
планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она
выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.
Что такое оценивание?( СЛАЙД 2)
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы.
Существует несколько трактовок этого понятия.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель
определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Роль и функции
новой системы оценки достижения планируемых результатов (СЛАЙД 3)
Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного
процесса, но и как:
-самостоятельный и самоценный элемент содержания;
-средство повышения эффективности преподавания и учения;
-фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования и регулятор
Принципы контрольно-оценочной деятельности
Принцип дифференциации (материал разного уровня сложности);
Принцип выбора (обучающийся выбирает задания из набора известных, освоенных в
процессе изучения по данному предмету);
Принцип непрерывности (учащийся получает право на ошибку, которая, будучи
исправленной, считается прогрессом в обучении);
Гибкость и вариативность инструментария оценки;
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки;
естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка
должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога,
администрации и т. д.), которая выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в
результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и
школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении
педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами,
уполномоченными вести оценочную деятельность.
предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших
Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки,
понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия,
прогресс и достижения в различных областях. Это может быть:
………- выборки детских работ;
- систематизированные материалы наблюдений;
- материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и
внешкольной) и досуговой деятельности
Оценивание может осуществляться по-разному: (СЛАЙД 9)
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
Традиционная пятибалльная система оценивания
- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.
учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни
сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);
- затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить
реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его
обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата
склонен к оценке индивидуального результата ребенка («Для тебя три ошибки - это хорошо, ты -
малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по
определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой
степени это вообще возможно для данного ребенка;
Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания
давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту
дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к
ухудшению его физического здоровья.
Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить
учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С
поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.
Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.
Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
Что такое оценивание?
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Оценивание может осуществляться по-разному:
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.
В чем суть правил новой технологии оценивания?
Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении :
Учащиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.
Увидеть свои успехи
Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя
Удерживает учебную функцию оценки
Помогает избежать сравнения детей между собой
Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.
В связи с тем, что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность,ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.
К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел . В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.
К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.
Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что …” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)
В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности :
В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить;
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Доклад на тему Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе.docx
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад на тему "Организация контрольно - оценочной деятельности в начальной школе"
Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.
Учебная деятельность – это ведущая деятельность ученика, это интерес к учению, к людям, ко всему окружающему. Учебная деятельность дает возможность получать новые знания, умения, навыки, необходимые для дальнейшей работы.
Учебная деятельность, является ведущей в младшем школьном возрасте, она отличается от других видов и форм деятельности, которые применяются в образовательном процессе начальной школы. Нужно знать специфику учебной деятельности, отличать её от усвоения, тренировки и других форм учебной работы школьников. Учитель должен ввести ребёнка в учебную деятельность, он учит самостоятельно ставить, решать учебные задачи. В организации учебной деятельности, учитель не должен давать готовых знаний, они должны возникать в процессе учебных действий самих учеников.
Учебная деятельность – открытие, чего-то нового, интересного, где дети пытаются, учатся самостоятельно мыслить, размышлять, искать новое неизвестное. Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, который понимает трудности, ожидающие его в движении в неизвестное. Учитель их сможет преодолеть лишь совместно с учениками.
В школе можно встретиться не только с учебной деятельностью, но и с другими видами деятельности, даже на уроках. Все эти деятельности осуществляются совместно, все они пронизаны взаимными оценками и самооценками. Все оценки воспринимаются не прямо, а через призму собственных представлений человека о себе.
Доклад учителя начальных классов Рыловой Н.Н.
Тема: Развитие контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе.
Учебная деятельность – это ведущая деятельность ученика, это интерес к учению, к людям, ко всему окружающему. Учебная деятельность дает возможность получать новые знания, умения, навыки, необходимые для дальнейшей работы.
Учебная деятельность, является ведущей в младшем школьном возрасте, она отличается от других видов и форм деятельности, которые применяются в образовательном процессе начальной школы. Нужно знать специфику учебной деятельности, отличать её от усвоения, тренировки и других форм учебной работы школьников. Учитель должен ввести ребёнка в учебную деятельность, он учит самостоятельно ставить, решать учебные задачи. В организации учебной деятельности, учитель не должен давать готовых знаний, они должны возникать в процессе учебных действий самих учеников.
Учебная деятельность – открытие, чего-то нового, интересного, где дети пытаются, учатся самостоятельно мыслить, размышлять, искать новое неизвестное. Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, который понимает трудности, ожидающие его в движении в неизвестное. Учитель их сможет преодолеть лишь совместно с учениками.
В школе можно встретиться не только с учебной деятельностью, но и с другими видами деятельности, даже на уроках. Все эти деятельности осуществляются совместно, все они пронизаны взаимными оценками и самооценками. Все оценки воспринимаются не прямо, а через призму собственных представлений человека о себе.
Оценивание – это демонстрация собственных ценностей. Оценивая друг друга, мы демонстрируем свои ценности.
С первого класса, мы учим детей оценивать, свои учебные достижения с помощью оценочных шкал. Количество шкал зависит от количества критериев, которые вырабатываем в ходе совместной работы. Этот способ позволяет оценить действия детей не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в парах или группах. Критерии оценивания различны. Внимание уделяем не только тем аспектам, которые отражают знания детьми программного материала, но и таким, как быстрота, аккуратность, правильность, самостоятельность, умения слушать и слышать. Для оценивания ученик рисует волшебную линеечку (разработанную Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) на полях тетради, напротив выполненной работы и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению он достиг. После самооценивания учитель проводит беседу, в ходе которой ребёнок обосновывает свой выбор на линеечке и объясняет, что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем надо поработать. При проверке тетрадей учитель ставит свой крестик красного цвета в то место, где по его мнению он должен находиться. Если оценки учителя и ученика совпали, учитель обводит крестик ученика кружком.
оценки не совпали
Предметом оценки и контроля со стороны ученика в первом классе является:
самочувствие учащихся на уроке (интерес, активность или
соблюдение договорённости внутри класса о правилах работы во время урока.
введение оценочных листов, в них отражены уровни умений, которыми овладел учащийся:
не знаю , затрудняюсь (синий цвет)
сомневаюсь, не уверен (зелёный цвет)
знаю, умею (красный цвет)
Итогом работы по оценочному листу является, совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребёнка.
В первом классе ребёнок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребёнком по коррекции формирования умений.
С учащимися своего класса разработали критерии, по которым происходило оценивание того или иного вида деятельности ребёнка. Все умения условно разделили на пять групп:
- умение самостоятельно готовиться к уроку;
- умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании урока и сохранить внимание до его завершения;
- оформление и ведение тетрадей.
- умение проговорить цель, задачи и предлагаемые действия;
- умение поддержать и продолжить мысль собеседника;
- умение слушать друг друга;
- умение работать в группах сменного состава;
- умение задавать вопросы в ходе урока.
- умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям;
- умение соотнести цель и результат;
- умение выделять главное;
- умение делать обобщение, вывод;
- умение давать полный или краткий ответ;
- умение отвечать на вопрос по существу;
- умение работать самостоятельно с дополнительной литературой.
- умение определять учебную задачу;
- умение оценить свою УД и деятельность одноклассников;
- умение определить проблемы собственной УД и установить их причину.
Данные критерии систематически использовали на уроках, но не всем детям удавалось адекватно себя оценивать.
Большую роль в формировании развития ребёнка, играет положительная мотивация к школьному обучению.
Пройдя данный курс , дети учатся договариваться между собой, у детей появляется интерес к учению, они стремятся узнать больше нового. Данный курс помогает детям войти в новый школьный мир, а мы педагоги должны обеспечить плавный переход от игровой к учебной деятельности. Чтобы переход от игры к учению протекал постепенно, нужно организовывать образовательное пространство.
Это помогает детям в организации УД , быть более организованными, инициативными.
Следующим условием, необходимым для эффективной работы в школе налажена постоянная связь с родителями. Для родителей проводятся открытые уроки, собрания, конференции по ознакомлению с оценочной самостоятельностью (деятельностью) учащихся.
Родителям предоставляются следующая информация:
листы индивидуальных достижений по предметам , в которых отражены формируемые навыки и умения ученика в конце каждой четверти, а в конце года подводим итог.
В письменном виде на родительских собраниях даю рекомендации по устранению возникших проблем.
Данный материал хранится у детей в портфолио.
В течение учебного года мной были проведены следующие диагностики:
*Исследование сформированности самооценки младшего школьника.
*Методика изучения социально - психологического климата.
* Выявления уровеня сформированости УД
* Выявление уровня школьной мотивации к учебной деятельности
Нам, педагогам, нужно знать специфику учебной деятельности, мы должны ввести ребёнка в учебную деятельность, научить детей самостоятельно ставить, решать учебные задачи мы должны помочь им, стать людьми самостоятельными в частности, способными самостоятельно оценивать себе и других. Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Мы должны помочь учащимся обрести здоровую, спокойную уверенность в себе, для этого необходимо создать эмоционально – благоприятные, комфортные условия. При создании данных условий дети будут чувствовать себя менее тревожно, и процесс усвоения знаний будет успешным.
Читайте также: