Доклад об опере мусоргского

Обновлено: 28.06.2024

М.П. Мусоргский

Впечатляющим театральным событием 2007 года стали и дебют в оперной режиссуре Александра Сокурова, и изобразительное решение спектакля,

и многообещающие заявки на будущее ряда молодых певцов. Но главным все же стало другое. В отличие от редакции, выполненной на рубеже XIX–XX вв. Н.А. Римским-Корсаковым и звучавшей в Большом театре на протяжении всего минувшего столетия начиная с 1901 года, когда в заглавной партии выступил Шаляпин, ныне мы слышим одну из величайших русских опер в ее изначальном виде, а не в обработке, пусть даже и великого русского композитора.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Огромную роль в формировании концепции оперы сыграло также общение Мусоргского со Стасовым, а также с рядом видных историков, в числе которых были, в частности, К.Д. Кавелин и Н.И. Костомаров.

Первая редакция оперы, согласно авторской датировке в оркестровой партитуре, была завершена 15 декабря 1869 года. Польского акта в этой редакции нет. Хотя сцена у фонтана (объяснение Лжедмитрия и Марины Мнишек) к этому времени уже была написана, Мусоргский в первоначальный вариант оперы ее не включил. Сцена народного бунта под Кромами была написана лишь в 1872 году, и о ней речь впереди.

ПО УБЕЖДЕНИЯМ РАЗУМА

Александр Ф. Ведерников

Александр Ф. Ведерников

Евгений Нестеренко

Евгений Нестеренко

Богомир Корсов

Богомир Корсов

Федор Шаляпин

Федор Шаляпин

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ОРКЕСТРА

ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ

СЦЕНИЧЕСКАЯ СУДЬБА

НОВОЕ РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ

Режиссер спектакля А. Сокуров (слева) и музыкальный руководитель постановки и дирижер А. Ведерников

Режиссер спектакля А. Сокуров (слева)
и музыкальный руководитель постановки и дирижер А. Ведерников

Борис Годунов — политик, знавший о методах устранения политических противников во времена Ивана Грозного и отчетливо осознающий неизбежность пролития крови при достижении той или иной политической цели. Прекрасный отец, заботливый семьянин. Умный государственный деятель, искренне стремящийся делать добро своему народу и народом отвергнутый, ибо на нем несмываемым пятном лежит обвинение в детоубийстве. Было они или нет — вопрос отдельный, но Годунов в трактовке Сокурова верит в то, что детоубийство было, и эта вера является причиной его душевной муки. В спектакле показано то, о чем писал в свое время Б.В. Асафьев:

Михаил Казаков

Михаил Казаков

Особо следует остановиться на отсутствии в нынешней постановке оперы Мусоргского сцены под Кромами. Да, Большой театр поставил оперу, а не народную музыкальную драму — так написано в программке к спектаклю. Но, во-первых, в 1871 году сцена под Кромами Мусоргским еще не была написана. Во-вторых, приговор народа Борису в опере произнесен и устами юродивого, и устами Пимена. И это приговор мудрого народа своему правителю. А в-третьих, анализируя сцену под Кромами, приходится признать ее известную внутреннюю противоречивость.

Декорации к постановке оперы. 2007

Декорации к постановке оперы. 2007

«Я удивился и попросил объяснений.


Сцены из спектакля. 2007

В заключение хотелось бы обратить внимание на следующее. Нынешние руководители Большого театра высказывали мысль о целесообразности сохранения в репертуаре двух постановок оперы Мусоргского — спектакля 1948 года как памятника отечественной театральной культуры и нынешней постановки 2007 года, которая выглядит попыткой нетрафаретного прочтения оперной классики и постижения ее сути с естественным в данном случае освобождением от приевшихся оперных штампов. Такое стремление иметь в репертуаре ведущего театра страны два разных прочтения одного и того же классического произведения можно только приветствовать, тем более что нынешняя работа театра вызывает чувство уважения и благодарности к тем, кто в ней участвовал.

Асафьев Б.В., академик. Избранные труды. Т. 3. — М.: Изд-во АН СССР. 1952–1957.

Орлова А.А. Труды и дни М.П. Мусоргского // Летопись жизни и творчества. — Музгиз, 1963.

М.П. Мусоргский считается автором пяти опер, но четыре из них, в силу ряда причин, им не окончены.

Немного из биографии

Модест Петрович Мусоргский родился в 1839 г. в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Отец его происходил из старинного дворянского рода. Модест и его старший брат получили домашнее образование, а затем будущий композитор закончил Школу гвардейских подпрапорщиков, служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

М. Мусоргский – офицер Преображенского полка

М. Мусоргский – офицер Преображенского полка

Молодой офицер Мусоргский был очень образованным человеком: знал иностранные языки, самостоятельно занимался музыкой, имел красивый голос (баритон) и часто пел на вечерах и в музыкальных салонах.

Когда в Петербурге в 1862 г. была основана консерватория, он начал заниматься в классе фортепьяно у профессора А. Герке и стал хорошим пианистом. Но его жизнь резко изменилась с того момента, как он познакомился с М. Балакиревым и вступил в его кружок.

В конце 1850-х-начале 1860-х годов в Петербурге сложилось содружество композиторов, в которое входили: М. Балакирев, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи и в которое вступил М. Мусоргский, оставив чин офицера и полностью посвятив себя музыке. Своей целью участники кружка ставили воплощение русской национальной идеи в музыке. Идейным вдохновителем кружка был художественный критик и литератор В. Стасов. Музыкальным руководителем фактически являлся М. Балакирев. Члены кружка были разными по возрасту и по роду деятельности (самым старшим был А. Бородин, к тому времени уже выдающийся учёный-химик).

Эту оперу на сюжет Н. Гоголя Мусоргский задумал в 1868 г. Но написаны были только наброски к опере, а сама идея до конца реализована не была. Известны редакции М. Ипполитова-Иванова 1931 г. и Г. Рождественского 1985 г.

В 1869 г. Мусоргский создал новую редакцию, введя образ Марины Мнишек и любовную интригу. Эта редакция, понравившаяся всей музыкальной общественности, также была отвергнута. И только в 1874 г. опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Однако опера, восторженно принятая публикой, но резко отрицательно – критикой, была снята с репертуара в 1882 г.

Больше про оперы:
Оперы Н.А. Римского-Корсакова
Поговорим об опере
Опера М.П. Мусоргского “Борис Годунов”

В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков пытается возродить оперу, создаёт новую редакцию, а в 1908 г. ещё одну. В 1940 г. оперу редактировал Д. Шостакович.

Но в настоящее время предпочитают использовать авторскую редакцию оперы.

Почему же опера, имеющая сегодня мировое признание, так тяжело принималась современниками? Дело в гениальности как автора текста, так и автора музыки. Современное Мусоргскому музыкальное сознание не смогло оценить новаторство музыки.

В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства. Но в либретто Мусоргского смешаны события 1682 и 1689 гг. Мусоргский хотел показать переход власти от Софьи к Петру и одновременно изобразить враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; фаворита Софьи князя Голицына; старообрядцев во главе с Досифеем. Князь Хованский стремится к царской власти, его позиция ясна, а вот стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы предстают мужественными людьми, идущими на самосожжение ради веры.

Задуманную в 1872 г. оперу Мусоргский писал до самого конца своей жизни, так и не закончив её.

М.П. Мусоргский

М.П. Мусоргский

Впервые оркестровал всю оперу Н. Римский-Корсаков, назвав эту работу обработкой. Он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. Д. Шостакович в 1958 г. сделал новую оркестровку по авторскому клавиру. Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И. Стравинский совместно с М. Равелем для постановки оперы в 1913 г. в Париже труппой С. Дягилева.

Первоначально изданы были пять отрывков из оперы, затем по рукописям композитора оперу закончил Ц. Кюи и в этом варианте она была исполнена в 1917 г. Над оперой работали также А. Лядов и В. Шебалин. В редакции Шебалина эта опера ставится в настоящее время.

Последние годы жизни М. Мусоргского

Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге в 1881 г. Там за несколько дней до его смерти художник И. Репин написал единственный прижизненный портрет композитора.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник на могиле Мусоргского

Памятник на могиле Мусоргского



Опера являлась главным жанром творчества Мусоргского. Сюжеты и идеи его опер обращены и к судьбе государства, и к судьбе личности. Оперы Мусоргского отличаются монументальностью формы, раскрывающейся в масштабных хоровых сценах, в лейтмотивной системе, впервые появившейся в русской музыке. В операх Мусоргского лейтмотивы пронизывают всю музыкальную ткань: ими наделены почти все персонажи, они звучат в оркестре, придавая развитию внутренний симфонизм.

Исторический сюжет давал Мусоргскому возможность проследить развитие народной духовной жизни, осмыслить прошлое в настоящем, поставить многие проблемы — этические, психологические, социальные. Композитор показывает трагическую обреченность народных движений и их историческую необходимость. У него возникает грандиозный замысел оперной трилогии, посвященной судьбам русского народа в критические, переломные моменты истории.

Портрет Ф. Шаляпина в роли Бориса Годунова.

А.Я. Головин 1912 гг.

Образ царя Бориса Годунова — истинно, трагический образ . Умный, дальновидный, искренне желающий добра народу, царь Борис ненавистен народу, как носитель самодержавной власти, притесняющей и угнетающей народ, и как преступник, незаконно завладевший престолом. Драма царя Бориса показана в развитии: первое появление во второй картине пролога уже показывает сложность и внутреннюю противоречивость образа.

Наиболее многогранную характеристику образ Бориса получает во втором акте (сцена в тереме). Эта сцена имеет сложное музыкально-драматическое построение с двумя кульминациями (два монолога Бориса). К первой кульминации подводит сцена царя с детьми, где Борис показан с очень привлекательной стороны. Лейтмотив его любви к дочери исполнен проникновенного светлого чувства, нежного и чистого лиризма; в нем композитор раскрывает не только любовь отца, но и страдание.

Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях Модеста Петровича Мусоргского на либретто композитора.

Действующие лица:

Время действия: 1682 год.
Место действия: Москва и ее окрестности.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, 9 (21) февраля 1886 года.

ДЕЙСТВИЕ I

Алексей Кривченя в роли Ивана Хованского. Художник П. А. Скотарь

ДЕЙСТВИЕ II

Кабинет князя Василия Голицына, канцлера и фаворита царевны Софьи. Обстановка, как поясняет композитор, в смешанном вкусе: московско-европейская. Поздний вечер. На письменном столе князя зажжены канделябры. Перед зрителем садик и красивая решетка на каменных столбах. Вечерняя заря. Князь читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога, одолевает страх перед будущим.

ДЕЙСТВИЕ III

Надежда Обухова в роли Марфы. Художник П. А. Скотарь

Замоскворечье. Стрелецкая слобода, против Белгорода, за кремлевской стеной на Москве-реке. Вдали, перед зрителем, крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню.

Действие начинается хором раскольников — как и во втором действии (они поют тот же свой фанатичный гимн). Их пение слышится сначала издалека (за сценой), затем они появляются на сцене, проходят по направлению к воротам и снова удаляются за сцену. Это шествие, как и в первый раз, являет собой демонстрацию духовной силы старообрядцев.

ДЕЙСТВИЕ IV

ДЕЙСТВИЕ V

Евгений Нестеренко в роли Досифея. Художник П. А. Скотарь

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

История создания

Музыка

Модест Мусоргский (Modest Mussorgsky)

Мусоргский не завершил свою последнюю оперу. Остался недописанным финал, не сделана инструментовка. Работу закончил Римский-Корсаков.

Путь сочинения на сцену был сложным по цензурным соображениям. Церковь запрещала изображение на сцене религиозных распрей. После ряда спектаклей на частных и провинциальных сценах с весьма посредственным исполнением состоялась историческая премьера в Московской частной опере Мамонтова (1897, Шаляпин в партии Досифея), сыгравшая большую роль в сценической истории сочинения.

Сочинение пользуется огромной популярностью во всем мире. Новую редакцию осуществил в 1959 году Шостакович. Среди постановок последних лет спектакли Ковент Гардена (1963), Ла Скала (1967), Венской оперы (1989, дирижер Аббадо), Гамбургской оперы (1994, режиссер Купфер) и другие. В 1995 году была осуществлена новая постановка в Большом театре (дирижер Ростропович, режиссер Покровский).

Дискография: CD — Le Chant du Monde. Дирижер Хайкин, Иван Хованский (Кривченя), Андрей Хованский (Пьявко), Голицын (Масленников), Досифей (Огнивцев), Марфа (Архипова). Philips. Дирижер Гергиев, Иван Хованский (Минжилкиев), Андрей Хованский (Галузин), Голицын (Стеблянко), Досифей (Охотников), Марфа (Бородина). LD. Дирижер Аббадо, Иван Хованский (Гяуров), Андрей Хованский (Атлантов), Голицын (Марусин), Досифей (Бурчуладзе), Марфа (Шемчук).

Читайте также: