Доклад об охране окружающей среды пермский край

Обновлено: 02.07.2024

Целью управления экологической обстановкой и охраной окружающей среды является согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных - федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне связей между предприятиями.
Элементы механизма управления экологической обстановкой и обеспечения экологической безопасности в России стали развиваться с 60-х годов двадцатого столетия.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . 2
1.Экологические проблемы Пермского края. . . . . 6
2.Мнения экспертов на экологические проблемы Пермского края. 10
3.Природоохранная политика в Пермском крае. . . . 12
4.Реализация экологического просвещения в Пермском крае. . 18
5. Нормативное обеспечение экологического просвещения. . 21
Заключение. . . . . . . . . . 23
Список использованной литературы. . . . . . 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Пром экология.docx

1.Экологические проблемы Пермского края. . . . . 6

2.Мнения экспертов на экологические проблемы Пермского края. 10

3.Природоохранная политика в Пермском крае. . . . 12

4.Реализация экологического просвещения в Пермском крае. . 18

5. Нормативное обеспечение экологического просвещения. . 21

Список использованной литературы. . . . . . 25

В России: вопрос охраны окружающей среды - один из важнейших, он находится на контроле у правительства страны и президента.

Целью управления экологической обстановкой и охраной окружающей среды является согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных - федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне связей между предприятиями.

Элементы механизма управления экологической обстановкой и обеспечения экологической безопасности в России стали развиваться с 60-х годов двадцатого столетия. До этого времени проблемы охраны окружающей среды решались преимущественно на основе административно-правовых методов, путем запретов, ограничений, мер административного и уголовного наказания. Анализ многолетней практики применения административных и правовых мер показал, что использование только прямых методов воздействия на природопользователей на основе отношений власти и подчинения не всегда эффективно, так как зачастую не приводит к заметному улучшению состояния природной среды. Поэтому был сделан вывод о необходимости использования также и экономических рычагов, основанных на материальной заинтересованности, т.е. на косвенном государственном управлении экономикой.

Наблюдая за развитием человеческой цивилизации, можно сделать достаточно обоснованный вывод: никогда еще человек не имел такой власти над природой, как в начале двадцать первого века. В процессе своей эволюции человек практически не задумывался о проблемах экологии. Подавляющее большинство решений, имевших катастрофические последствия с точки зрения экологии для целых регионов, принимались в угоду сиюминутным политическим либо экономическим выгодам.

Пермский край – один из экономически развитых регионов России. Основа экономики края - высокоразвитый промышленный комплекс. Ключевые отрасли промышленности: нефтяная, химическая и нефтехимическая, черная и цветная металлургия, машиностроение, лесопромышленный комплекс. Именно этот высокоразвитый промышленный комплекс и является наиболее разрушительным для экологии Пермского края. Загрязнение воздуха, воды, почвы скоро достигнут своего апогея, и обернуться разрушительными последствиями, в которых человек не сможет существовать. Что бы это предотвратить необходимо бороться с экологическими проблемами и в первую очередь не с их последствиями, а с их причинами – экологическим невежеством человека. Как раз этим и занимается экологическое просвещение.

Одной из основных задач непрерывного экологического образования является формирование знаний о природе родного края, о многообразии жизни в ближайшем окружении ребенка, формирование знаний о естественной и преобразованной человеком природе, формирование практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социоприродной среды, формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни.

Родная природа - первоисточник всех наших материальных и духовных благ - нуждается в том, чтобы ее оберегали добрые руки. Поэтому необходимо каждому воспитать в себе чувство бережного отношения к природе, учиться использовать ее ресурсы.

1.Экологические проблемы Пермского края.

Пермский край характеризуется целым комплексом экологических проблем, обусловленных загрязняющим влиянием крупных промышленных центров (города Пермь, Березники, Соликамск, Краснокамск, Чайковский), интенсивным использованием природных ресурсов, наличием энерго и материалоемких производств и устаревших загрязняющих окружающую среду технологий. Ежегодный ущерб окружающей среды от хозяйственной деятельности составляет около 300 млн. рублей. По данным статотчетности в окружающую среду Пермского края поступает большое количество загрязняющих веществ: в атмосферу 497 наименований, в водные объекты – 80 наименований, образуется 745 видов отходов.

На территории Пермского края ежегодно образуется более 40 млн. тонн отходов производства и потребления. В последнее время наметилась стойкая тенденция к росту объемов образования отходов. В 2007 году эта цифра составила 49,5 млн. тонн. Этот рост объясняется увеличением объемов производства, прежде всего развитием добывающих отраслей промышленности, объем отходов, которых составляет до 90% от общего количества.

Разработка месторождений полезных ископаемых, сооружение крупных инженерных объектов, длительная интенсивная эксплуатация мощных химических и нефтехимических производств, создание крупнейших хранилищ отходов горнодобывающих, металлургических, химических предприятий привели к существенному нарушению естественного состояния недр, интенсивному развитию в геологической среде и на поверхности техногенных процессов. За годы индустриального развития в Пермском крае построен ряд важнейших народнохозяйственных объектов. Строительство осуществлялось с использованием традиционных технологий, потребляющих много ресурсов и недостаточно надежных с точки зрения экологической безопасности. Пермский край, по существу, стал регионом высокого интегрального риска возникновения природных и техногенных аварий и катастроф чрезвычайного характера с экологическими последствиями и, как следствие, высокого риска жизнедеятельности. Учитывая тот факт, что более 70% населения живет в городах в непосредственной близости от источников загрязнения, экологическое оздоровление населения и территорий края должно быть одним из основных направлений региональной экологической политики.

Экологическая политика в Пермском крае основана на сочетании административных и экономических методов управления. В основе экологической политики Пермского края лежит планирование природоохранной деятельности – один из отработанных в международной практике механизмов управления охраной окружающей среды и природопользования.

На территории края с момента создания региональной природоохранной отрасли (1988 г.) завершено 3 экологические программы регионального уровня, направленные на оздоровление окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Только за последнее пятилетие в охрану окружающей среды вложено за счет всех источников финансирования более 11 млрд. руб., что способствовало снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Однако экологическую обстановку в Пермском крае, как в целом в промышленно развитых регионах Российской Федерации, нельзя назвать благополучной.

Анализ состояния окружающей среды и здоровья населения, оценка экологической ситуации позволяют выделить основные экологические проблемы Пермского края:

1. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами от передвижных и стационарных источников.

2. Загрязнение водных объектов сбросами загрязняющих веществ субъектами экономической деятельности и повышенный местный гидрохимический фон соединений железа и марганца.

3. Рост образования и накопления отходов производства и потребления.

4. Угроза снижения биологического и ландшафтного разнообразия.

5. Недостаточный уровень экологической культуры населения Пермского края.

Министерством природных ресурсов Пермского края подведены итоги выполненных в 2011 году работ по комплексному экологическому обследованию особо охраняемых природных территорий регионального значения (ведение мониторинга ООПТ регионального значения с оценкой современного состояния их природных комплексов и объектов).

По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в Пермском крае промышленные предприятия последние два года выбрасывают в воздух более 330 тысяч тонн загрязняющих веществ. Правда, с 2004 по 2008 год предприятия ежегодно "поставляли" загрязняющих веществ в среднем еще на 100 тысяч тонн больше. В выхлопах автомобильного транспорта фиксируется ежегодно от 218 до 293 тысяч тонн загрязняющих веществ.

На проблему автомобильных выбросов можно активно влиять. Для этого создаются объездные дороги: дорога вокруг Перми позволила полностью вывести грузовой транспорт из центра города. Внутри города построили трассу Стахановская - Чкалова - Ива, которая тоже вывела транспорт из города. Построена объездная дорога вокруг Краснокамска, вокруг Суксуна.

Между тем крупнейшие производства региона являются так же и главными загрязнителями воды. Ежегодно в водоемы Прикамья поступает около 300 миллионов кубометров загрязненных сточных вод, из которых десятая часть - без очистки. Из общего числа загрязняющих воду веществ 17 процентов - это стоки предприятий ЖКХ, а 83 процента - стоки промышленных предприятий.

В структуре отходов, загрязняющих третий важнейший элемент окружающей среды - землю, - твердые бытовые отходы занимают тоже не лидирующее место: 760 тысяч тонн отходов ТБО в год против, к примеру, 860 тысяч тонн отходов металла.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования насчитала в Пермском крае около 600 объектов хранения твердых бытовых отходов, из которых только восемь соответствуют санитарным нормам. Обнаружили 900 несанкционированных свалок, которые появились в пермских лесах, по мнению специалистов Росприроднадзора, из за отсутствия в Прикамье региональной программы по сбору и переработке мусора.

В целом, отмечено расширение деградированных участков на ООПТ, подверженных рекреационной нагрузкой. Это, прежде всего, связано с развитием регионального туризма, деятельности туристических фирм, организовывающих региональный активный отдых. В 2012 году целесообразно проведение семинара с участие специалистов и научных сотрудников в области изучения ООПТ и представителей туристических фирм. С одной стороны, необходимо ознакомить гидов туристических фирм с местоположением ООПТ, их режимом охраны. С другой стороны, следует учесть предложения турфирм в области природоохранного обустройства ООПТ и других природоохранных мероприятий.

2.Мнения экспертов на экологические проблемы Пермского края.

- 2013 год в России - Год охраны окружающей среды. Каковы сейчас главные экологические проблемы Прикамья?

Экологические проблемы Пермского Предуралья и Урала, как и для всей территории России, связаны с техногенным воздействием на окружающую среду.

Основные из них:

- высокая степень техногенной нагрузки, особенно в городских и промышленных агломерациях (комплексы нефтеперерабатывающей, металлургической, машиностроительной, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, которые обусловили химическое загрязнение в разной степени всех природных сред - атмосферы, почвенно-растительного покрова, поверхностных и подземных вод);

- нарушения геологической среды и ландшафтов интенсивной хозяйственной деятельностью горнодобывающей промышленности (особенно в солеродных, нефтегазовых и угольных районах);

- загрязнение почв и водоемов ядохимикатами деятельностью агропромышленного комплекса;

- деградация лесных массивов деятельностью лесозаготовительного и деревообрабатывающего комплекса;

- развитие природных и природно-техногенных, экзогенных, геологических процессов - овражной эрозии, оползней, подтопления, заболачивания, комплекса процессов, связанных с переработкой берегов водохранилищ и особенно карста (в том числе катастрофических провалов в солеродном бассейне);

- накопление огромного количества промышленных и бытовых отходов;

- последствия подземных ядерных взрывов;

- истощение запасов подземных вод и др.

Суммарные действия факторов техногенеза привели к тому, что лишь около 30 процентов территории Пермской области, в основном северные районы, отвечают уровню экологической нормы (благоприятное и удовлетворительное экологическое состояние), 40 процентов территории находятся в зоне экологического риска (напряженное состояние) и 30 процентов территории характеризуются состоянием на уровне кризиса (критическое состояние) и экологического бедствия (чрезвычайное и катастрофическое состояние).

Практически во всех районах области установлены аномалии по различным компонентам во всех средах; например, по почвам даже в лесных районах, удаленных от промышленных зон, установлены участки с комплексными аномалиями, превышающими ПДК по таким опасным элементам, как Pb, Zn, Cd, Be, P, Cr, Cu, Ni. В других районах, особенно в Пермско-Краснокамском, Березниковско-Соликамском, Лысьвинско-Чусовском и Кизеловско-Губахинском, состояние почв и ландшафтов значительно хуже. В пресных подземных водах многих районов установлены многочисленные аномалии по Br, Ba, Mn и локально по другим элементам. Концентрации многих микроэлементов в снежном покрове на территории города Перми намного превышают ПДК по почвам: Ni (до 75 ПДК), Cu (до 75 ПДК), Cd (до 70 ПДК), Pb (до 30 ПДК), P (до 30 ПДК), Cr (до 26 ПДК), Co (до 20 ПДК), Zn (до 6,3 ПДК). Некоторые аномалии имеют небольшую площадь или зафиксированы по отдельным точкам, другие охватывают обширные территории с превышением фона и ПДК во много раз.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Охрана окружающей среды Пермского края ПермьКудымкар Итоги за 9 месяцев 200.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Охрана окружающей среды Пермского края ПермьКудымкар Итоги за 9 месяцев 200.

Охрана окружающей среды Пермского края

Итоги за 9 месяцев 2009 года
План на 2010 год

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫОбщая характеристика

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Общая характеристика

Состояние природоохранной отрасли Пермского края Объем сверхнормативного во.

Состояние природоохранной отрасли
Пермского края

Объем сверхнормативного воздействия на водные объекты – 367,4 млн. куб. м
71 % жителей Пермского края не удовлетворены состоянием окружающей среды
Объем сверхнормативного воздействия на атмосферный воздух – 1,5 тыс. тонн
65 % жителей Пермского края, подвержены опасности развития экологически зависимых изменений состояния здоровья
276 видов животных, растений и других организмов занесены в Красную книгу Пермского края

Экологическая политика Пермского края Цель: Сохранение природных си.

Экологическая политика Пермского края
Цель: Сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения, обеспечение экологической безопасности края.
Живая природа
Задача: сохранение уникальных природных экосистем
Результат: сохранение ассимиляционного потенциала природной среды
Человек
Задача: повышение уровня экологического просвещения населения Пермского края
Результат: формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, имиджа Пермского края как экологически чистой территории
Производство
Задача: снижение техногенной нагрузки на окружающую среду
Результат: улучшение состояния окружающей среды, ослабление влияния факторов загрязнения окружающей среды на здоровье человека
Повышение качества жизни жителей Пермского края

Живая природа Задача: сохранение уникальных природных экосистем

Живая природа
Задача: сохранение уникальных природных экосистем

Человек Задача: повышение уровня экологического просвещения населения Пермско.

Человек
Задача: повышение уровня экологического просвещения населения Пермского края

Производство Задача: снижение техногенной нагрузки на окружающую среду

Производство
Задача: снижение техногенной нагрузки на окружающую среду

Расходы на выполнение природоохранных мероприятий за счет средств краевого бю.

Расходы на выполнение природоохранных мероприятий за счет средств краевого бюджета

Нормативное правовое обеспечение деятельности в сфере охраны окружающей среды

Нормативное правовое обеспечение деятельности в сфере охраны окружающей среды

Министерство природных ресурсов Пермского края Ведомственный проект: «Разраб.

Министерство природных ресурсов Пермского края

Основания для разработки ПрограммыПроект программы социально-экономического р.

Цель – обеспечение экологически безопасных условий жизни населения Пермского.

Задача: Снижение техногенной нагрузки на окружающую среду

Задача: Снижение техногенной нагрузки на окружающую среду

Задача: Сохранение уникальных природных экосистем

Задача: Сохранение уникальных природных экосистем

Задача: Совершенствование системы управления охраной окружающей среды

Задача: Совершенствование системы управления охраной окружающей среды

Задача: Реабилитация населения, проживающего в зонах повышенного экологическо.

Задача: Реабилитация населения, проживающего в зонах повышенного экологического риска

Задача: Формирование экологической культуры населения Пермского края

Задача: Формирование экологической культуры населения Пермского края

Бюджет Программы Потребность в ресурсах на выполнение мероприятий Программы.

Потребность в ресурсах на выполнение мероприятий Программы за счет всех источников финансирования составляет 6074,9 млн. руб.

Ожидаемые результаты реализации ПрограммыСоциально – экономические Комфортная.

Ожидаемые результаты реализации Программы
Социально – экономические
Комфортная среда проживания
Формирование имиджа Пермского края как экологически чистой территории
Развитие экологического туризма
Повышение уровня экологической культуры
Снижение экологически детерминированной заболеваемости
Экологические
Минимизация ущерба, наносимого окружающей среде
Снижение уровня воздействия на атмосферный воздух и водные объекты до установленных нормативов
Формирование современных экологических информационных систем
Политические
Оптимизация взаимодействия населения с органами государственной власти, местного самоуправления, бизнеса в вопросах управления охраной окружающей среды, решении экологических проблем

График разработки долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Пер.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Охрана окружающей среды Пермского края ПермьКудымкар Итоги за 9 месяцев 200.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Охрана окружающей среды Пермского края ПермьКудымкар Итоги за 9 месяцев 200.

Охрана окружающей среды Пермского края

Итоги за 9 месяцев 2009 года
План на 2010 год

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫОбщая характеристика

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Общая характеристика

Состояние природоохранной отрасли Пермского края Объем сверхнормативного во.

Состояние природоохранной отрасли
Пермского края

Объем сверхнормативного воздействия на водные объекты – 367,4 млн. куб. м
71 % жителей Пермского края не удовлетворены состоянием окружающей среды
Объем сверхнормативного воздействия на атмосферный воздух – 1,5 тыс. тонн
65 % жителей Пермского края, подвержены опасности развития экологически зависимых изменений состояния здоровья
276 видов животных, растений и других организмов занесены в Красную книгу Пермского края

Экологическая политика Пермского края Цель: Сохранение природных си.

Экологическая политика Пермского края
Цель: Сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения, обеспечение экологической безопасности края.
Живая природа
Задача: сохранение уникальных природных экосистем
Результат: сохранение ассимиляционного потенциала природной среды
Человек
Задача: повышение уровня экологического просвещения населения Пермского края
Результат: формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, имиджа Пермского края как экологически чистой территории
Производство
Задача: снижение техногенной нагрузки на окружающую среду
Результат: улучшение состояния окружающей среды, ослабление влияния факторов загрязнения окружающей среды на здоровье человека
Повышение качества жизни жителей Пермского края

Живая природа Задача: сохранение уникальных природных экосистем

Живая природа
Задача: сохранение уникальных природных экосистем

Человек Задача: повышение уровня экологического просвещения населения Пермско.

Человек
Задача: повышение уровня экологического просвещения населения Пермского края

Производство Задача: снижение техногенной нагрузки на окружающую среду

Производство
Задача: снижение техногенной нагрузки на окружающую среду

Расходы на выполнение природоохранных мероприятий за счет средств краевого бю.

Расходы на выполнение природоохранных мероприятий за счет средств краевого бюджета

Нормативное правовое обеспечение деятельности в сфере охраны окружающей среды

Нормативное правовое обеспечение деятельности в сфере охраны окружающей среды

Министерство природных ресурсов Пермского края Ведомственный проект: «Разраб.

Министерство природных ресурсов Пермского края

Основания для разработки ПрограммыПроект программы социально-экономического р.

Цель – обеспечение экологически безопасных условий жизни населения Пермского.

Задача: Снижение техногенной нагрузки на окружающую среду

Задача: Снижение техногенной нагрузки на окружающую среду

Задача: Сохранение уникальных природных экосистем

Задача: Сохранение уникальных природных экосистем

Задача: Совершенствование системы управления охраной окружающей среды

Задача: Совершенствование системы управления охраной окружающей среды

Задача: Реабилитация населения, проживающего в зонах повышенного экологическо.

Задача: Реабилитация населения, проживающего в зонах повышенного экологического риска

Задача: Формирование экологической культуры населения Пермского края

Задача: Формирование экологической культуры населения Пермского края

Бюджет Программы Потребность в ресурсах на выполнение мероприятий Программы.

Потребность в ресурсах на выполнение мероприятий Программы за счет всех источников финансирования составляет 6074,9 млн. руб.

Ожидаемые результаты реализации ПрограммыСоциально – экономические Комфортная.

Ожидаемые результаты реализации Программы
Социально – экономические
Комфортная среда проживания
Формирование имиджа Пермского края как экологически чистой территории
Развитие экологического туризма
Повышение уровня экологической культуры
Снижение экологически детерминированной заболеваемости
Экологические
Минимизация ущерба, наносимого окружающей среде
Снижение уровня воздействия на атмосферный воздух и водные объекты до установленных нормативов
Формирование современных экологических информационных систем
Политические
Оптимизация взаимодействия населения с органами государственной власти, местного самоуправления, бизнеса в вопросах управления охраной окружающей среды, решении экологических проблем

График разработки долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Пер.

Читайте также: