Доклад о замочной скважине

Обновлено: 02.07.2024

250 000 документов — это не шутка. Весь мир погрузился в чтение. Это больше похоже на ливневые пузыри на воде: то тут, то там журналисты, политики, блогеры отрывают голову от компьютера, причмокивают — и читают дальше. Еще бы: вскрыта подноготная мира. И грубая, некрасивая изнанка оказалась так несхожа с гладкой лицевой стороной. Мировая дипломатия пережила, как теперь принято говорить, свое 11 сентября.

Но я бы не стал сравнивать. Безусловно, устроенный авантюристом Ассанжем информационный теракт не останется без последствий. Публикация Wikileaks уже создала две очень серьезные проблемы. Первая глобальная: как мировым державам организовывать дипломатическую работу — в чисто техническом смысле, — если оказывается, что эту переписку всегда можно украсть из компьютера?

Вторая — политическая проблема Барака Обамы: если не партнеры за океаном, то политические противники не преминут указать ему на то, что он не контролирует собственный госдепартамент.

Но представления о мире не поменяются. Наоборот — и это главное, — массированная утечка их полностью подтверждает. Сторонники конспирологии, убедившиеся, что кругом заговор, напрасно с радостью потирают руки. Да, кому-то будет интересно узнать, что китайцы атаковали Google, потому что какой-то высокопоставленный китайский чиновник что-то про себя прочитал, и что Москва разменяла поставки комплексов С-300 в Иран на другие выгодные контракты. Да, арабские лидеры просили Вашингтон ударить по Ахмадинежаду (и еще, кстати, неизвестно, насколько искренне). Да, США всеми правдами и неправдами пытались заставить союзников принять узников с Гуантанамо.

Но разве что-то из этого противоречит известной картине мира? Разве что-то из этого трудно себе представить? Разве итальянцы не подозревали раньше, что их лидер на короткой ноге с Владимиром Путиным? Военный альянс Ирана и Северной Кореи трудно представить себе на практике, но не в теории. Даже слежка за высокопоставленными чиновниками ООН — и та, надо признать, в духе времени.

Ассанж не журналист, а диверсант. Общественный интерес им понят превратно. Его не волнуют вскрытые им новые факты и их значение. Рискну предположить — он даже не знает, что их вскрыл. Он не изучает и не осмысляет их, а просто вываливает грудой на стол вместе с остальными бумагами. Ассанж решает идеологическую задачу — продемонстрировать, что миром правят конъюнктурные и лживые циники, торгующие между собой в собственных целях этим самым общественным интересом. Посмотрите на них, говорит он, видите, какие они неприятные без этих фирменных пиджаков, всегда специально надетых, чтобы вас ввести в заблуждение.

Но это иллюзия, фокус, крупная и довольно неприятная провокация. Неслучайно мировые державы хором осуждают случившееся и ни одна не предъявляет претензий. Они, без сомнения, осознают утечку как общую мировую проблему. И они понимают, откуда возникает это чувство несоответствия между прибранной гостиной мировых отношений и их неприглядной кухней. Это эффект подсматривания в замочную скважину — за людьми, которые не знают, что за ними подсматривают.

Дипломаты собирают информацию. Такая у них работа. С ними кто-то что-то обсуждает, что-то им рассказывает. С глазу на глаз. Они слушают, записывают, шлют наверх депеши. Представьте себе, что вы вдвоем с приятелем обсуждаете другого своего знакомого, между делом или даже целенаправленно. А теперь представьте: ваш разговор был тайно записан, а потом знакомый прослушал пленку. Известная во всем мире техника компромата. Разумеется, вы рискуете — не потому что вы негодяй, а потому что то, что вы говорили, вы говорили не ему и в другом контексте. Потому и существует прописанная в законах и конституциях защита частной жизни.

Дипломаты не частные лица, они на службе у государства. Не допускать утечек — это задача правительств, одно из которых с ней на наших глазах не справилось. Но все равно вопрос в конечном итоге в том, насколько утечка Wikileaks соответствует общественным интересам. Кажется, доказано обратное: не факт, что все тайное любой ценой должно становиться явным.

Pravda.Ru уже не раз писала о древних погребениях и о том, чем они ценны для археологии. Древние клали в могилы много ценных вещей, которые, по их мнению, должны были понадобиться покойному. Но, если в Египте ученым разрешено проникать даже в гробницы фараонов, то в Японии, где древних захоронений очень много, покой усопших охраняет закон. Получить разрешение на вскрытие древней гробницы можно только у самого императора! Между тем, именно в Японии находятся самые необычные погребения в мире. Они почему-то сделаны в форме "замочной скважины" и… окружены рвом с водой!

Кофуны и ханива: Загадки замочной скважины

В Японии "не как у всех" было всегда!

Ученым известно, что жители Японии уже IV в. н. э. знали железо. Однако многие виды оружия все ещё делали из бронзы. Узнать об этом помог обычай, по которому в то время вождей хоронили в огромных курганах, которые так и назывались — кофун. То есть — "курган".

Казалось бы, в этом нет ничего удивительного. Многие народы хоронили своих усопших под насыпными курганами. Но почему-то только у древних японцев эти курганы своей формой напоминали замочную скважину. К тому же, окруженную рвом с водой. Рукотворные холмы могли быть всего несколько метров в длину, а иногда их протяженность превышала 400 м!

Расцвет этих курганных погребений приходится на время становления государства Ямато (IV-VI вв.), так что этот период ученые иной раз даже выделяют в отдельную эпоху Кофун. (приблизительно с 250 по 550 годы н. э.). Причем, сопровождать усопших должны были не только их доспехи и оружие, что было в обычае у многих народов, но и ханива — фигурки, сделанные из обожженной глины. Очень возможно, что они играли ту же роль, что и древнеегипетские фигурки ушебти — которые должны были работать за хозяина на том свете, или же представляли некие вместилища для души.

Ранние кофуны имели простую форму — круга или квадрата. Позже стали сооружать курганы более сложной конфигурации. Например, некоторые соединяли в себе два круга, либо это было сочетанием круга и четырёхугольника или двух четырёхугольников. Но классическим курганом был именно такой, в форме замочной скважины.

Почему? Этого не знает никто! Может показаться невероятным, но к марту 2001 года в Японии нашли 161 560 гробниц — кофун самых разных размеров, в том числе и неподалеку от древней столицы, города Киото. Раскапывать их нельзя. Таков закон! Разрешение на вскрытие гробницы можно получить только у императора. Поэтому археологам приходится довольствоваться только тем, что снаружи и строить догадки о том, что внутри!

Откуда взялись кофуны и ханива?

Курганы эти распространены на большей части японских островов и называются "дзэнпо коэфун". А вот вопрос, где же первоначально была "родина" курганов учёные все ещё обсуждают. Есть гипотеза, что они первоначально появились в Китае и только потом стали известны в Японии. Или, наоборот, китайцы, вдохновились примером японской культуры, и стали хоронить своих вождей в кофунах.

Поистине удивительным артефактом японских кофунов являются фигурки ханива (япон. "глиняный круг", хани — глина, ва — круг), которые тогда выделывались "методом налепа". Глиняные кольца накладывали друг на друга стопкой, получая полые внутри фигурки, высотой от 30 см и до 1,5 м. Неровности тщательно выравнивались, так что нельзя было и сказать, что их лепили именно так, а не на гончарном круге. Глиняные фигурки обжигали при температуре около 800°.

Считают, что глиняные фигурки происходят от глиняных столбиков, что они составляли магическую ограду погребального холма. И хотя с течением времени их форма изменилась и значительно усложнилась, цилиндрическая основа осталась неизменной.

Символ предмета или его копия?

Доказано, что сюжеты ханива менялись на протяжении многих веков, по мере изменений в жизни общества. Так, наиболее древние ханива обычно представляли собой символические образы предметов. Это — щит, колчан, головной церемониальный убор, украшенные гравированными магическими узорами. В период борьбы вождей племен за власть, они олицетворяли их воинскую доблесть, а нам сегодня показывают, как они выглядели в то далекое время. Затем в V-VI веках появились антропоморфные изображения многочисленных жрецов и жриц, воинов — охранителей царства, и крестьян, а также жертвенных животных, священных птиц, и лошадей. О том, насколько важное место ханива занимали в культуре японцев, говорит их массовое изготовление в больших мастерских, где работали многочисленные ремесленники. Так крупные погребальные ансамбли постепенно превратились в своеобразные царства глиняных статуй, в которых могло быть несколько тысяч ханива.

"Царство глиняных статуй"

Наиболее интересные в научном отношении ханива нашли в южной части острова Кюсю, в районе Кинай около Нары, а также на севере острова. Они изображали дома, домашних и диких животных и птиц, зеркала, рыбу, оружие, щиты, мужчин и женщин, и очень часто — вооруженных воинов. Поскольку в большинстве своем ханива делались для того, чтобы умилостивить духов природы, обобщенные образы, по мнению их создателей, тут явно не годились. Впрочем, это лишь наши домыслы, а как это было на самом деле, сказать сложно! В любом случае важно то, что все детали на них переданы с большой точностью, будь до прически знатныхдам, серпы и мотыги крестьян и, разумеется, доспехи воинов и их вооружение. Так, воинов-ханива изображали со всем боевым снаряжением с нахмуренными и суровыми лицами, полузакрытыми шлемами. Их позы, также как и положение руки, лежащей на рукояти меча, должны были символизировать отвагу, и готовность к бою. Но при этом древний скульптор передавал и мельчайшие, и, видимо, важные, по его мнению, детали военного снаряжения: завязки доспехов, нашитые на них пластины, характерные детали костюма. Кроме того, эти фигурки очень большие, что облегчает их изучение. Например, в местечке Ота, префектуры Гумма, в регионе Канто, была найдена ханива — фигурка воина, относящаяся к V-VI вв. высотой 125,7 см — то есть практически в человеческий рост.

Ханива и… тайна стремян!

Удивительно, но именно ханива помогли открыть тайну появления стремян. Дело в том, что среди них часто встречаются фигурки оседланных лошадей, что доказывает, что лошади на Японские острова попали уже в IV в. н. э., так как в погребениях японских воинов V века конская упряжь встречается. Оставалось только выяснить: имели в это время японские всадники стремена или нет? Последнее обстоятельство очень важно. Ведь по наличию или отсутствию стремян мы можем абсолютно точно судить о развитии военного дела у того или иного народа, но главное — определить насколько их конница была близка к рыцарской кавалерии Средних веков.

Известно, что тяжеловооруженные всадники в эпоху Древнего мира существовали у многих народов. Они были у скифов, ассирийцев, парфян, сарматов. Так вот, все эти тяжеловооруженные воины не применяли стремян. В Европе стремена появились во времена Карла Великого, а вот когда они появилась в Японии?

Два стремени лучше, чем одно!

Отвечая на этот вопрос, многие историки, и в частности британский историк Кристофер Пирс, обращают внимание на то, что на фигурках ханива III-V вв., изображающих оседланных лошадей, мы видим не только седла с высокими вертикальными луками спереди и сзади, но и стремена, свисающие по обеим сторонам от седла. Это значит, это то время они уже существовали. Служили стремена в первую очередь тяжеловооруженным китайским всадникам начала IV в. н.э. Выходит, что время появления стремян в Японии и тяжеловооруженной конницы в Китае совпадают! Интересно, что у воинов сначала было только одно стремя. Оно служило подставкой для того, чтобы облегчить воину в тяжелых доспехах посадку в седло. И только потом стремян стало два. То есть японцам, можно сказать, очень повезло, что они оказались так близко от того места, где по воле судьбы было сделано это эпохальное изобретение в истории человечества.

Эта статья поможет сделать ваш дом безопаснее – или как минимум позволит вам общаться с мастерами по замкам на одном языке.

Секреты домушников: чем отличаются дверные замки и существует ли универсальный ключ

Основное предназначение замков — не пускать в дом честных людей (преступники всегда могут выбить окно). Однако это вовсе не означает, что честные люди не могут научиться открывать замки, не имея подходящих ключей. Еще как могут — ваш покорный слуга вот уже 40 лет практикует вскрытие замков на любительском уровне. Сколько раз мне приходилось использовать небольшой кусочек пластика или кредитную карточку, чтобы открыть дверь в офисе, гостинице или школе — уже и не счесть! Я обучил всем тонкостям этого дела своих детей — моя младшая дочка однажды сильно удивила замочного мастера, вскрыв цилиндровый замок всего лишь за. 30 секунд. А скольким оставшимся без ключа соседям, уже отчаявшимся попасть в свои дома, я в свое время помог оказаться внутри, не выламывая двери!

Чем больше вы будете знать об устройстве замков, тем проще сможете подобрать наиболее подходящий для ваших целей запорный механизм.

Цилиндровый замок

Цилиндровый замок

Кодовый замок

Кодовый замок

Где используется: как правило, выпускается в виде навесного замка. Как устроен. При вращении колесика с цифрами внутренние диски (обычно не менее трех) перемещаются, выстраиваясь в одну линию, если набрана верная комбинация. При этом запирающая механизм пружина высвобождается, отпуская замочную дужку. Теоретически подбор кода из трех цифр на замке с четырьмя колесиками (по десять цифр на каждом) потребует проверки до 64 000 комбинаций. Слабые места. Если потянуть за дужку и начать перебирать комбинации, то при определенной сноровке можно почувствовать, в какой именно момент диски становятся в открытую позицию, тем самым существенно сузив количество комбинаций для перебора. Кроме того, многие кодовые замки имеют довольно слабую дужку — при попытках выгнуть или продавить вниз запорную пластину она может выйти из зацепления с дужкой, и замок раскроется.

Замок, который еще называют английским, изобрел и запатентовал в 1784 году англичанин Джозеф Брама. Основу конструкции составлял цилиндр (стакан) с пазами, в которых размещались подпружиненные пластинки. Ключ был в виде трубки с бороздками. Он утапливал пластинки, цилиндр поворачивался и приводил в движение ригели.

Для современных цилиндровых замков ключи делают различных видов: штифтовые и дисковые, рамочные и магнитные. Сегодня этот механизм один из самых распространенных. По статистике, его имеют до 80% замков в мире, хотя он и считается не самым надежным.

Для того чтобы защитить цилиндрический замок от взлома, производители устанавливают:

  • специальный секретный элемент, который блокирует ригель замка;
  • защиту от отмычки, бампинга (метод вскрытия посредством удара) и перекуса;
  • дополнительную защиту на замок (броненакладки и бронепластины от высверливания);
  • магнитные вставки на ключи.

Блокировка замка может осуществляться даже с помощью электродвигателя, что практически исключает риск вскрытия цилиндрового замка. Она приводится в действие с помощью пульта ДУ, который выглядит как обычный брелок.

Но чаще используют именно броненакладки – они дешевле. Пластины могут быть магнитными и поворачиваться с помощью отдельного магнитного ключа.

Устройство цилиндрического замка

Отличительной чертой английского замка является вращающийся цилиндр. Его еще называют стаканом или сердечником.

Устройство цилиндрового замка представляет собой:

  • корпус, который всегда неподвижен;
  • цилиндр (разные производители изготавливают его одного каплевидного профиля);
  • стопорная скоба;
  • кодовый штифт;
  • стопорные штифты (одни полностью входят в цилиндр, другие – частично);
  • пружина;
  • канал для ключа.

Цилиндрический врезной замок, который чаще всего используют для входных дверей, традиционно открывает плоский ключ. Количество углублений на нем совпадает с количеством запорных штифтов, а глубина – с их длиной.

Для максимальной защиты от проникновения специалисты советуют, чтобы установка замка английского типа дополнялась установкой сувальдного замка. Чтобы вскрыть два разных механизма, злоумышленникам придется потрудиться и создать много шума.

Врезка и вскрытие цилиндровых замков

Если эта операция была проведена специальным инструментом неразрушающим методом, можно сохранить работоспособным механизм устройства. Но если цилиндр был сломан, его дешевле заменить, чем ремонтировать.

Сувальдные замки

Замок сувальдного типа сегодня чаще всего устанавливают на бронированные двери и сейфы. У него есть один недостаток – слишком большая замочная скважина, куда можно всунуть отмычку или даже лом. Но многие компании, чтобы усложнить механизм, делают:

  • ложные пазы в сувальдах;
  • защиту от силового взлома и отмычек, которая блокирует замок;
  • защиту от высверливания (в определенных местах устанавливают твердосплавные пластины или шарики);
  • замкнутое кодовое окно (сувальды двигаются вверх и вниз).

Как обмануть отмычку, придумал еще Джереми Чабба. В его замках в случае попытки взлома срабатывала блокировка, снять которую мог только хозяин помещения. Ему нужно было прокрутить ключом замок в обратную сторону и только потом открыть дверь. Таким образом, человек точно знал, что кто-то пытался проникнуть в его дом.

Механизм сувальдного замка

Блок пластин с пазами – отличительная черта данного запорного устройства. А главное удобство механизма заключается в возможности перекодировки. Чтобы в экстренных случаях избежать замены замков, некоторые компании даже дают второй комплект ключей (отличный от первого) и Г-образный ключ. С его помощью и осуществляют перекодировку.

Замок с сувальдным механизмом состоит из следующих частей:

  • корпус (накладной, врезной или висячий);
  • засов (крайний, центральный или несимметрично расположенный);
  • блок сувальд (от 2 до 16 и более пластин поступательного или качающегося типа);
  • стойка хвостовика засова (блокировка);
  • палец замка под ключ (при его отсутствии ключ располагается по замочной скважине);
  • возвратные пружины сувальд (не во всех замках).

Установка замка Чабба возможна для дверей любого типа. Он прост в использовании и надежен. По этой причине его вставляют в оружейные шкафы, сейфы, гаражные ворота и металлические двери. Причем сувальдный замок врезной используется реже, чем накладной, который устанавливать легче. А уровень защиты от проникновения практически один и тот же.

Вскрытие и замена сувальдных замков

В отличие от цилиндрового замка, заменой личинки (сердечника) не обойтись. Это объясняется более надежной системой запирания. Но ремонт замков с сувальдным механизмом возможен. Чаще всего в них ломаются пружины.


В это время Япония успешно развивалась, и поэтому технические умения корейцев и корейская наука пришлись там весьма кстати и охотно были восприняты японцами. В 369 году, осмелев, японцы сами высадились в Корее и основали небольшое японское княжество Мимана. На протяжении почти двух столетий, вплоть до уничтожения Мимана в 562 году, Япония владела провинцией на континенте. Таким образом, из этого материального, технического, интеллектуального и человеческого противостояния рождалась историческая Япония.

Японский железный век, то есть век военных вождей, известен еще плохо. Однако от него все же остались впечатляющие следы: курганы, изолированные или сгруппированные, живописно повторяющие ритм сельских пейзажей, сохранившиеся вопреки наступлению городов и развитию промышленности как свидетельства доисторической Японии. Эти могилы были в той или иной степени созданы по образцу китайских или корейских надгробных памятников, они состояли из гробницы с правильными очертаниями, увенчанной террасой для религиозных церемоний. В классическую эпоху, которая формировалась в основном в первой половине V века, японский курган (кофун) встречается чаще всего. Он абсолютно точно воспроизводит форму замочной скважины: закругленный позади, он имеет спереди квадратное продолжение (дзэмпокёэн).


Правильные гробницы, такие как гробницы великих правителей Одзина (III в.) и Нинтоку (IV в.) на равнине Осака, с внешней стороны были окружены одинарным или двойным рвом, заполнявшимся водой, и могли достигать трехсот метров в периметре, однако внутреннее устройство и размеры оставались неизменными. В последующие столетия, по мере того как культура железного века распространялась на восток страны, размеры гробниц становились меньше, но их количество возросло, и они объединялись в большие некрополи. Известно, что в 646 году император Котоку (645–654) издал указ об ограничении размеров гробниц и ограничении количества ценных предметов, помещаемых с усопшими.

Трудно утверждать, возымела ли действие воля императора, однако по времени издание указа действительно совпадает с постепенным исчезновением больших захоронений. Одновременно буддистский обычай сожжения умерших, введенный сектой Хоссо в последней трети VII века, становится всеобщим.


Размеры кофунов колеблются от нескольких метров до 400 м в длину.




Процедура похорон в кургане включала в себя по крайней мере два ясно выраженных этапа:
1) Могари (временное захоронение).

2) Постоянное захоронение в кургане.

Вместе с усилением китайского влияния и иерархическим упорядочением государственной жизни усилилась регламентация и единообразие погребального обряда. Начиная с VI в., умершему правителю, как и в Китае, стало присваивается посмертное имя (сначала — японского типа, а начиная с периода Хэйан — китайского). Одновременно стали использоваться гробы китайского образца, а проведение могари было запрещено (за исключением самого правителя и принцев крови).


Сооружение курганов свидетельствует о развитом культе предков, типичном для этой стадии развития общества. Хотя идея строительства погребальных сооружений курганного типа была, возможно, заимствована из Китая (об этом свидетельствуют ориентация ранних курганов по оси север-юг, сооружение насыпи с тремя ступенями-платформами, употребление в погребальной камере специфических красителей) или Кореи, японские курганы имели характерные черты, отражавшие особенности местной культуры.


Вот такую нашли схожесть. Что бы это значило ?

Наибольшеё развитие культура Кофун получила на равнине Нара (33 из 36 крупнейших курганов с периметром более 200 м расположены в современной префектуре Нара и в районе Осака). К её ареалу можно отнести территорию от северной части о-ва Кюсю до современного города Сэндай на севере Хонсю. Курганы встречаются и далеё к северу, но число их невелико, размеры незначительны, а погребальный инвентарь беден. Таким образом, культура Кофун занимала ещё меньшую территорию, нежели Яёй.


Погребальный инвентарь включал в себя:
- короны (считается, что они изготовлялись в Корее),
- бронзовые зеркала (китайского, а впоследствии и местного производства),
- металлическое (в большинстве случаев железное, частично — бронзовое) оружие (кинжалы, мечи, алебарды, наконечники стрел),
- доспехи,
- колчаны,
- орудия труда (железные ножи, топоры, пилы, серпы, гарпуны, крючки),
- бусы,
- магатама (имевшие ритуальное назначение пластины в форме запятой, выполненные из полудрагоценных камней),
- браслеты из яшмы и нефрита.

В конце IV в. в погребениях стали появляться и яшмовые имитации кинжалов и топоров.

Производство ханива было массовым. Так, для уже упоминавшегося кургана Нинтоку их было изготовлено около 20 тыс. штук. В более скромных погребениях, достигавших 20 м в диаметре, находят до 200 экз. ханива.


В среднем Кофун, т.е. начиная приблизительно с V в., курганы начали строить уже на равнинах. Часто их окружали рвом (иногда двумя или тремя) с водой. В наиболее богатых захоронениях устраивали дополнительные курганы (байте), предназначенные для помещения туда погребального инвентаря.

В то время на территории Центральной Японии утвердился культ оружия. Бронзовые и железные мечи, доспехи, боевые кони стали одним из наиболее часто встречающихся компонентов погребального инвентаря, что было связано с частыми военными конфликтами между отдельными территориальными образованиями, всегда сопровождающими процесс становления государственности.


Погребальный инвентарь включал в себя разнообразные предметы ежедневного обихода, отражавших различия в социальном положение и профессиональных занятиях (мечи, кузнечные принадлежности). Кроме того, обнаружены украшения и керамические сосуды как континентального (суэ), так и местного (хадзи — бытовые сосуды, изготовленные без применения гончарного круга) типа с остатками пищи, предназначавшиеся, по всей вероятности, для обеспечения существования покойного в ином мире.

В конструкции и оформлении курганов имелись заметные региональные различия. Так, на севере Кюсюханива были вытеснены фигурами из местного туфа, а стены камеры украшались росписью. В Восточной Японии продолжалось производство ханива, к тому времени почти прекратившееся в Центральной Японии. Именно там выразительность и разнообразие ханива достигли наибольшего расцвета.


Несмотря на региональные отличия в типах курганов и содержащейся в них погребальной утвари, принципиальное единообразие погребальных сооружений на значительной территории свидетельствует о быстроте распространения культурной информации по всей территории государства Ямато. Механизмы её передачи на данный момент не вполне ясны. Ключ к ответу на этот вопрос следует, видимо, искать в высокой плотности населения, условиях расселения, готовности населения к усвоению новой информации, в особенностях властных отношений.



В период Кофун климат Японских о-вов претерпел неблагоприятные изменения. Возросло количество осадков и произошло некоторое похолодание, что отодвинуло к югу ареал распространения заливного рисоводства и вынудило общество адаптироваться к несколько ухудшившимся условиям земледелия за счет ведения более интенсивного и эффективного хозяйства.
Развитие проходило по двум основным направлениям:

Во-первых, стали широко применяться металлические орудия труда, которые стали вытеснять деревянные. В значительной степени это было достигнуто за счет импорта из Китая и Кореи железных слитков, которые, похоже, использовались также в качестве денежного эквивалента.

Во-вторых, началось массовое строительство ирригационных сооружений, что потребовало кооперации не только на деревенском, но и на региональном уровне и, соответственно, привело к возникновению более сложной общественной организации и структур управления.

В результате значительно увеличилась площадь обрабатываемой земли, возросло количество населения, которое могло прокормиться с неё, усилилась централизация общественной жизни. Свидетельством высокой концентрации власти и ресурсов являются хранилища, найденные в Хоэндзака (неподалеку от Осака): там могло храниться около 4,5 тыс. т. риса.


Сооружение погребальных курганов открыло не слишком продолжительную в истории Японии эпоху своеобразной гигантомании, когда нарождавшаяся государственность пыталась утвердить себя при помощи возведения огромных сооружений, для чего местные вожди (и прежде всего правящий род) проводили мобилизации населения, оказавшегося к тому времени под их контролем. Этот период увлечения грандиозными проектами (в частности, государственным строительством огромных буддийских храмов) постепенно завершился с перенесением столицы в Хэйан в 794 г.


Площадь поселений периода Кофун значительно увеличилась. Так, одно из наиболее крупных поселений времени Яёй Карако-Каги занимало 22 тыс. кв. м, а площадь поселения курганной эпохи Макимуку, расположенного на территории той же префектуры Нара, достигла 1 кв. км.

Раскопки, проводимые в районе Осака-Нара-Киото, демонстрируют наличие там развитого и высокоспециализированного типа хозяйства: поселений земледельцев, гончаров, рыбаков, солеваров, кузнецов. Это, в свою очередь, предполагает наличие развитых торговых связей. Так, упомянутое поселение Макимуку, по всей вероятности, стояло на пересечении торговых путей, о чем свидетельствует большое количество керамики, завезенной из других регионов (около 15%).


Тем не менее, север Кюсю продолжал играть значительную роль в культурной, хозяйственной и политической жизни благодаря частым контактам с материковой цивилизацией, высокому культурно-технологическому уровню населения, наличию там месторождений железосодержащего песка.


Ханива, то есть цилиндры из обожженной глины, датируются эпохой Великих курганов, предназначались первоначально для того, чтобы удерживать землю курганов. Но постепенно в верхней части они стали украшаться изображениями предметов, животных и, наконец, человека. Так, в Ямура (Гумма-кэн) было найдено изображение женщины, прическа которой была увенчана тяжелым шиньоном, в ушах были подвески, на шее — ожерелье из крупного жемчуга. Она представлена в полный рост, что для ханива является редкостью. Глина воспроизводит элегантность одежды, даже слегка намечены мотивы на ткани. Без сомнения, изображено лицо из высшей знати.


В Нохаре (Саитама-кэн) найдены ханива, изображающие танцора и танцовщицу, что подчеркивается различиями их прически. Скульптуры принадлежат поздней эпохе Кофун, но в целом представляют ту же цилиндрическую форму, которая присуща первым ханива, — в двух полых цилиндрах просверлили отверстия и приделали руки. Все изготовлено с большим искусством.
Одна из редких находок периода железного века — фигура воина в полный рост. У него доблестный вид: шлем, полные доспехи, отчетливо видны нарукавники, широкие штаны подвязаны под коленями шнурами. В его правой руке широкая сабля, в левой он держит лук. Скульптура найдена в Иидзука (Гумма-кэн), напоминает фигуры из гигантского кургана императора Нинтоку, что свидетельствует о расширении Кинай на восток.



Редкая находка периода железного века — ханива дом. Установленный на ямах или поднятый на сваях, дом покрыт крышей, которую поддерживает мощная балка конька, ставшая одним из ярких элементов традиционной японской архитектуры. Четыре маленьких павильона, каждый перекрытый отдельной крышей, присоединяются к главному строению. Несомненно, находка из Сайтобару (Миядзаки-кэн) изображает жилище вельможи, такими строениями представлены и синтоистские святилища.

Облик древних воителей, энергии которых обязано своим возникновением первое японское государство, сегодня известен только по стилизованным силуэтам ханива. Первоначально ханива представляли собой простые глиняные цилиндрические емкости, поддерживающие землю у подножия кургана, образуя внешний элемент архитектуры; позднее ханива украшали верхнюю часть кургана изображениями образов земного мира — животных, домов, лодок и людей. Эти глиняные фигуры с огромными глазами сегодня дают нам представление об образах Японии на заре ее истории.


Самый старым японским кофуном считается курган Хокэнояма (Хокэнояма-кофун; Hokenoyama Kofun), расположенный в Сакурае (префектура Нара) и датирующийся концом III в. В районе Макимуку наиболее ранние дзэнпо коэфуны, т.е. кофуны в виде замочных скважин, датируются началом IV в., в их число входят Хасихака-кофун (Hashihaka Kofun) и Сибуя Мукайяма-кофун (Shibuya Mukaiyama Kofun).


В конце VI в. кофуны сооружать перестали, что, вероятно, связано с реформами, проведёнными двором Ямато, и появлением буддизма. Двумя последними выдающимися кофунами являются Имасиродзука-кофун (Imashirozuka kofun) длиной 190 м в Осаке, который считается могилой императора Кэйтая (Keitai), а также Иватояма-кофун (Iwatoyama kofun) длиной 135 м в Фукуоке, который считается могилой Иваи (Iwai), давнего политического соперника Кэйтая.

Читайте также: