Доклад на тему советы лекторам

Обновлено: 05.07.2024

В свете дискуссий в социальных сетях с обсуждением достоинств или недостатков тех или иных научно-популярных лекций мы обратились к лучшим лекторам России с просьбой поделиться рассказами о том, как они готовятся к выступлениям перед слушателями.

Под конец семестра иногда начинаю звереть

— Как часто вы готовите новую лекцию?

— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

— В среднем где-то половина рабочего дня уходит на подготовку одной лекции, если это не совсем новая лекция, а апдейт уже имеющихся материалов. Если совсем новая — уходит в два-четыре раза больше времени.

— Что самое сложное в подготовке такой лекции?

— Успеть ее подготовить. Времени вечно не хватает. А сам процесс подготовки лекции интересный и приносит мне удовольствие. Хотя под конец семестра иногда начинаю звереть. Для удовольствия я читал бы раза в три меньше лекций, чем читаю.

— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

— Редко. Как правило, мне хватает научных статей.

— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

— Ну и вопросики вы задаете! Я сам впервые начал заниматься популяризацией, лишь отработав в науке пятнадцать лет, защитив кандидатскую и докторскую. Если бы начал раньше, черт знает, какую ахинею бы нес, наверное. Но люди все разные, и таланты у всех разные. Определенно существуют хорошие научные журналисты, способные читать интересные научно-популярные лекции, вообще не работав в науке. Как это у них получается, я не очень понимаю, и вряд ли могу давать им советы. Видимо, здесь помогает опыт участия во всяких летних школах, олимпиадах, ведение школьных кружков в студенческие годы и т. п.

Конечно, у вас должно быть высшее образование по той специальности, по которой вы собираетесь читать популярные лекции. Хотя на самом деле изредка встречаются такие уникумы, которые ухитряются без профильного образования стать не только популяризаторами, но и уважаемыми учеными. Но это исключительно редкие случаи.

— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

— На этот вопрос мне трудно ответить, потому что сам я не великий активист-общественник, прямо скажем. Я думаю, что талантливым лекторам, которые при этом не являются профессиональными учеными в той области, о которой собираются рассказывать в популярной лекции, в высшей степени полезно консультироваться с профессионалами. И действительно обкатать лекцию, если найдутся такие профессионалы, готовые не пожалеть собственного времени на это. А в какие-то специальные экспертные советы на общественных началах я не очень верю. Но, может быть, в этом я неправ, просто с детства не люблю коммунистические субботники и всякую прочую неоплачиваемую общественную нагрузку.

Никогда не готовьте лекции по научно-популярным источникам

Сергей Попов. Фото А. Паевского

— Как часто вы готовите новую лекцию?

— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

— Что самое сложное в подготовке такой лекции?

— Создать у себя в голове адекватное представление о достаточно полном современном уровне знаний по соответствующей проблематике, позволяющее не только представить рассказ, но и ответить на вопросы по лекции. Причем это представление должно быть выражено в понятных терминах.

Адекватное представление требует хорошего понимания того, что важно, а что нет, поскольку на популярной лекции нет смысла уходить в частности, если они не иллюстрируют общую картину. Кроме того, важно четко отделять надежно установленные вещи от гипотез и понимать статус этих гипотез.

Важно учитывать, что лекция принципиально отличается от статьи. В научно-популярной статье автор может выверить по источникам любое свое утверждение. Лекция имеет смысл, только если вы можете внятно ответить на вопросы и вообще уйти экспромтом в сторону, раскрывая какой-то вопрос, без потери качества. То есть статья может быть тонкой льдиной (автор пересказал пресс-релиз с пояснениями терминов из энциклопедии), а лекция — только айсбергом. Выходя к аудитории, нужно знать по теме гораздо больше, чем планируешь рассказать.

— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

— Нет. Постфактум всегда рад советам коллег, которые разбираются в теме лучше меня.

— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

— Никогда не делать лекции по темам, в которых вы не разбираетесь на уровне, позволяющем прочесть университетскую лекцию по этой теме или сделать научный семинар в профессиональной аудитории.

Представлять, что в зале сидит незлобный, но и не суперснисходительный ученый очень хорошего уровня, работающий в этой области, и слушает вас.

Никогда не готовить лекции по научно-популярным источникам.

— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

— Нет. Это дело того, кто читает лекции. Ну и, конечно, в конце концов в YouTube дурь всякого будет видна, и устроители нормальных лекториев сделают свои выводы.

Алексей Водовозов, медицинский журналист

Алексей Водовозов. Фото И. Ефремовой

— Как часто вы готовите новую лекцию?

— Регулярно. Из меня получился бы плохой преподаватель — очень тяжело повторять один и тот же материал, поэтому и старые лекции основательно модернизируются, адаптируются под конкретные аудитории, собираются новые из нескольких старых и готовятся абсолютно новые, с нуля.

— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

— Около месяца. Это время уходит на предварительный сбор материала, его анализ, подготовку иллюстраций (перевод инфографики или иногда работа с художниками, если не получается найти готовую картинку, а она очень нужна), подбор, перевод (при необходимости) и редактирование видео. Презентация требует примерно одного-двух дней работы, обычно это около 60 слайдов.

— Что самое сложное в подготовке такой лекции?

— Первое — не налажать в фактуре. Второе — найти ту подачу проблемы, которая заинтересует слушателей разных уровней подготовленности.

— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

— Не начинайте читать лекцию по какой-то теме, пока основательно в ней не разобрались. Да, вы можете в лекции высказывать свое собственное мнение, но оно должно быть хорошо аргументированным, остающимся как в рамках здравого смысла, так и научной картины мира.

— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

Сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное

Александр Пиперски. Фото И. Соловья

— Как часто вы готовите новую лекцию?

— Я посмотрел в папку, в которой я храню презентации к популярным лекциям для взрослых и школьников, и обнаружил за 2018 год восемь названий, которые можно считать новыми, — так что, наверное, раз в полтора месяца.

— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

— Это невозможно оценить, потому что абсолютно новых лекций у меня не бывает. Популярные лекции как-то вырастают друг из друга, из курсов, которые я преподаю студентам, из моих научных статей и докладов, из популярных текстов, которые я пишу, а не так, что я придумываю тему, про которую вообще ничего не знаю, и начинаю с нуля готовить рассказ для широкой публики.

— Что самое сложное в подготовке такой лекции?

— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

— Лекцию не обкатываю, но если я не знаю языка, пример на котором я подобрал, стараюсь уточнять у специалистов, всё ли правильно.

— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

— Репетировать перед зеркалом с секундомером. Это полезно еще и потому, что ты заранее понимаешь, когда тебя заносит в слишком сухую науку, а когда, наоборот, в слишком веселую болтовню о жизни, и можешь это скорректировать.

— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

— Не представляю себе, кто бы пошел работать в такой совет (а точнее, даже советы — по каждой специальности ведь нужен свой): это же огромная работа, если ею реально заниматься. Кроме того, статус такого совета непонятен: не хотелось бы, чтобы он превратился в цензурный комитет — но это, к счастью, и не получится.

Подготовка лекции — это непрерывный процесс

Дмитрий Вибе, астрохимик

— Как часто вы готовите новую лекцию?

— Совсем с нуля — не чаще чем раз в год. На большее нет времени. Но, с другой стороны, подготовка лекции — это непрерывный процесс. Кроме того, у меня в репертуаре есть лекции, которые по самой своей сути предполагают постоянное существенное обновление, например лекция о современных исследованиях Солнечной системы. Да и в других тематиках наука не стоит на месте.

— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

— Много, конечно. Чтобы сделать лекцию качественной, нужно знать существенно больше, чем рассказываешь. Это подразумевает знакомство с очень большим объемом материала, даже когда готовишь лекцию, казалось бы, по знакомой теме.

— Что самое сложное в подготовке такой лекции?

— Я бы выделил две вещи. Первое — адекватная оценка аудитории и соответственный подбор материала, чтобы не изрекать уж совсем азбучные истины и не углубиться в никому не интересную детализацию. Второе — четко определить границы и качество своего знания. Отделить вещи, которые я знаю, от вещей, к которым я привык. Если мне зададут вопрос о первых, я на него отвечу, а вот если зададут вопрос о вторых, может получиться неудобно.

— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

— Нет. Как правило, нет времени на обкатку. К тому же для меня чтение лекций — хобби, и я могу себе позволить делать их именно так, как считаю нужным.

— Какие бы советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

— Первый совет — крупно, полужирным курсивом. Ничего лучшего, чем черные буквы на белом фоне, человечество не придумало. Не старайтесь поразить зрителей палитрой. С одной стороны. Но с другой — интересуйтесь условиями освещения в том помещении, где вы будете читать лекцию. Если лекция будет проходить в темном зале (так практически всегда бывает в планетариях), стоит подумать о светлых буквах на темном фоне.

Вообще, запомните второй совет: старайтесь заранее проверить презентацию в боевых условиях, потому что с высочайшей вероятностью на экране проектора ваша презентация будет выглядеть не так, как на компьютере (и всегда хуже и по четкости, и по контрастности, и по цветности, и еще края слайдов будут обрезаться или не попадать на экран).

— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

— Я думаю, что человек, сомневающийся в своих силах, сам найдет, на ком обкатать лекцию. Создание совета мне представляется совершенно бессмысленным.

На плечи человека, решившегося на публичное выступление, ложится огромная ответственность. И в первую очередь, конечно же, перед аудиторией. Ведь если кто-то пришел послушать публичную речь, можно предположить, что человек рассчитывает получить информацию, которая будет передана доступно и подробно. Будет интересной, полезной, восприниматься с легкостью и не клонить в сон.

Лучшие ораторы умеют “зажигать” аудиторию и держать ее интерес на протяжении всего выступления. С другой стороны, огромное количество людей, у которых пока не так много опыта выступлений перед аудиторией, испытывают стресс, выходя на сцену. Слова путаются, мысли убегают, человек нервничает. Да, речь — это одновременно очень простой и очень сложный инструмент общения. Ведь практически каждый имеет возможность разговаривать, но далеко не все умеют это делать так, чтобы было интересно, и внимание слушающих не рассеивалось спустя пять минут.

Если вы все-таки умеете рассказывать интересно, это огромный бонус в копилку навыков. Особенно важно это для тех, чья работа прямо связана с выступлениями. Но хорошо подвешенный язык и владение ораторским искусством пригодится не только лекторам, ведущим или учителям. Зная, что и как сказать, вы легко завоюете расположение новых знакомых, и всегда будете вызывать восхищение публики, выступая с докладом или презентуя новый проект.

Конечно, если вы хотите овладеть навыком профессионально, правильным решением будет пойти на специальные ораторские курсы. Однако, если ваша цель заключается в том, чтобы немного подкорректировать свое умение выступать публично, вам вполне хватит пяти простых советов и рекомендаций.

Уверенность в себе


Подавляющее количество людей уже умеет красиво и увлекательно рассказывать, выступая на публике. Просто они пока еще не знают об этом. Они предпочитают отмалчиваться и не оказываться в первых рядах претендентов на публичные выступления. Возможно, вы из таких?

Страх перед аудиторией — не важно, говорим мы о зале с сотней человек или о выступлении перед коллегами на корпоративе, — вполне понятное явление. Но чего именно боится человек, когда речь идет о публичном выступлении? Забыть, что нужно сказать? Сморозить глупость? Выглядеть нелепо? Быть недостаточно убедительным? Вариантов много, но глубинная причина страха во всех случаях одна — человек боится получить от социума, аудитории оценку “неудовлетворительно”. Да, мы просто-напросто боимся, что окажемся недостаточно хороши, и все вокруг это увидят. Все же человек — социальное животное, и признание со стороны “племени” является очень важным компонентом жизни, которое дарит ощущение успешности и чувство удовлетворенности собой.

Если вы понимаете, что в основе всех ваших страхов перед публичными выступлениями лежит боязнь “ударить в грязь лицом”, во-первых, осознайте, что окружающие склонны думать о вас гораздо реже и меньше, чем вам кажется. Люди преувеличивают собственную значимость для других, и это правда.

Во-вторых, уверенность в себе — это качество, которое нужно развивать вне зависимости от того, собираетесь вы стать новым Тони Роббинсом или нет. Не бойтесь, что кто-то будет с вами не согласен (такие люди есть и будут всегда), а также не бойтесь ошибаться (потому что все ошибаются). Что касается публичного выступления, просто чаще тренируйтесь, и лучше на тех, чьего осуждения вы не боитесь. Люди, которые вам близки, комфортны и интересны, — самая безопасная и благодарная аудитория для оттачивания навыка публичного выступления и уверенности в себе. На носу выступление с докладом? Для начала прочитайте его сами себе, перед зеркалом (заодно проверите тайминг), затем выступите перед партнером, мамой, сестрой, лучшим другом. Начните с одного человека и постепенно, по возможности, переходите на более широкую аудиторию в 3–4 человека.

Приятный бонус тренировочных выступлений: вы заранее увидите, какие реакции вызывают те или иные части вашей речи, какие места слабы, какие сильнее, где аудитории становится скучно, а какой момент речи, наоборот, воспринимается на ура. А еще, пока вы будете говорить, кто-то будет вежливо слушать вас, кто-то начнет зевать, кто-то задавать вопросы, а кто-то и вовсе будет с нетерпением ждать паузу, чтобы добавить что-либо из собственного опыта. В любом случае, в большой компании обычно собираются люди, достаточно разные по характеру. Заранее оценив и увидев разнообразные реакции, вы поймете, что они — естественны и на самом деле никак не влияют на успешность вашего выступления, а значит, и переживать о том, что один человек из аудитории заснул, вам не стоит.

Чтение — ваш друг


Для того чтобы научиться красиво говорить, рекомендуем уделять больше внимания чтению. Если вы выросли, успешно окончили школу и решили, что отныне можно забыть о списках литературы, увы, хорошим оратором вы вряд ли когда-либо станете, как и образованным человеком.

Из печатного текста можно черпать неограниченное количество интересных формулировок и речевых оборотов, которые в дальнейшем вы сможете использовать на практике, сделав свою речь остроумной.

Не забудьте записать


Чтобы визуально и формально закрепить в памяти все то, что вы почерпнете из книг, пишите! Не обязательно о чем-то конкретном, не обязательно пытаться выстрадать из себя эссе, структурное сочинение или обзор на книгу (если только письмо — это не ваша сильная сторона). В этом случае совсем не важно, что и как вы пишите, ведь делаете вы это исключительно для себя. (Впрочем, если однажды ваши заметки станут ценным достоянием науки, то почему бы и нет?)

Конечно же, письмо — это не живой разговор, и тем более не выступление на публике, но, тем не менее, как только вы окончательно избавитесь от страха выходить на публику, оно поможет вам говорить красиво и структурно.

Учимся языку, на котором говорим


Вероятно, что вы и без нашей подсказки уже замечали в своей речи слова-паразиты (они есть у всех), а может быть, вы испытываете острый дефицит словарного запаса? Все эти потенциальные проблемы с речью (конечно, если они не связаны с хроническими медицинскими состояниями), легко поддаются корректировке.
От слов паразитов помогут избавиться регулярные тренировки и пристальное внимание к тому, что и как вы говорите (совет: если хочется сказать любимое “как бы” или “в общем”, лучше сделайте паузу). Словарный запас отлично пополняется во время чтения, при общении с интересным собеседником, при просмотре фильма. Сюда же можно отнести популярные сейчас подкасты и ютуб-каналы известных людей. Нравится, как говорит или рассуждает та или иная публичная личность? Смотрите и слушайте его выступления, берите на заметку какие-то слова или приемы, в общем, учитесь у лучших.

Отделяйте главное от ненужного


Подготавливая выступление, сразу устанавливайте для себя рамки (к тому же, большинство публичных выступлений и так предполагает наличие регламента, чтобы выступить успел каждый из приглашенных ораторов), и старайтесь за них не выходить. Не уложились? Что же, время пройтись по тексту трезвым взглядом и оценить, от каких деталей можно избавиться без сожаления, а какие следует оставить, но в сокращенном виде. Только, пожалуйста, не пытайтесь уложиться “в срок”, увеличивая темп речи. Выступая публично, говорить нужно медленно, внятно, делая паузы. Это еще один момент, который необходимо предварительно тренировать.

В общем, вы уже догадались, что главный секрет и совет для любого оратора, решившегося на публичное выступление, — это практика и еще раз практика. Чаще что-либо рассказывайте, тренируйтесь дома, выступайте перед публикой, если позволяет сфера деятельности (хотя бы не избегайте возможности выступить публично, поздравив от коллектива коллегу на работе!). Не бойтесь ошибок! Не бойтесь, что в первый раз, возможно, будете чувствовать себя просто ужасно, и вас никто не будет слушать. Поверьте, будут в любом случае, и это — главное ваше оружие. Ведь только читая аудиторию, вы сумеете понять, что вам дается хорошо, что хуже, какой прием нашел отклик у людей, а какой оказался без внимания. Не бойтесь учиться на собственных ошибках! В конечном итоге вы станете оратором, слушать которого будет бесконечно интересно.

В феврале мы выясняли секреты крутого митапа. В этот раз попросили поделиться советами трех хорошо знакомых Хабру лекторов (Кирилла Анастасина, Вячеслава Уточкина и Евгения Жданова). За их плечами сотни публичных выступлений, и им есть чем поделиться.


Говорили про выбор времени, длительность, контент, подстраховку и прочие важные вещи. В итоге у нас опять набралось 16 пунктов.

Кто делился с нами опытом

Кирилл Анастасин, создатель одноименной cтудии, отдела презентаций Яндекса, комиксов Komikaki и мема про ногу Акинфеева. Кирилл не первый год тренирует спикеров для крупнейших IT-конференций, много выступает сам, а также ведет несколько каналов в Telegram и соцсетях.


Вячеслав Уточкин, директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Через нашу платформу при его непосредственном участии регулярно проводятся технологические лекции и митапы по геймдеву и разработке, куда приглашаются интересные спикеры.


Евгений Жданов, ведущий эксперт Управления научных исследований и инноваций ЯрГУ. Только через наш Leader-ID он провел более двух сотен общественных лекций.


Онлайн / офлайн

Прежде чем говорить о конкретике, определимся с фокусом. Наши советы применимы как к онлайн-, так и к офлайн-мероприятиям. Но в сложившихся условиях мы сделали акцент именно на онлайне — на вебинарах.

На фоне классических лекций вебинары имеют ряд особенностей. С одной стороны, на них могут приходить люди из других регионов, которые иначе физически не смогли бы присутствовать. А с другой стороны, спикерам сложнее читать лекцию в пустоту. Во время привычных аудиторных мероприятий они мгновенно получают обратную связь, здесь же и ощущения, и формат подготовки совсем иные. Есть различия и в так называемом нетворкинге. Офлайновые мероприятия часто обслуживаются кейтерингом, чтобы за кофе или другим напитком люди, заинтересованные в тематике лекции, общались между собой, расширяли свой круг контактов. Увы, в онлайне доступны лишь общие чатики.

Несмотря на различия, есть у этих форм выступлений перед аудиторией и общие черты. Поэтому далее, если нет оговорки о формате, будем считать, что совет относится к обеим ситуациям.

Совет 1. Определите цель и аудиторию

Сначала отметим пару капитанских вещей, которые нужны для полноты картины.

Любая лекция, как в офлайне, так и в онлайне, должна иметь цель, правда, совершенно не обязательно с коммерческими корнями. Возможно, это обучение, и в этом случае корректнее будет говорить не о цели как таковой, а о том, какую задачу поможет решить изложенный в лекции материал (какими знаниями и навыками должен будет обладать слушатель по итогу). Успех мероприятия можно будет оценить по тому, достигнута ли эта цель в конечном итоге.

Цель во многом определяет аудиторию, перед которой предстоит распинаться. Лучше, если у аудитории будет приблизительно одинаковый уровень подготовки. Иначе может возникнуть неприятная ситуация, когда трети слушателей лекция непонятна, а еще треть считают время потраченным впустую, поскольку излагаются очевидные вещи.

Кирилл Анастасин:

Совет 2. Про контент

Люди тратят свое время, чтобы узнать что-то полезное для себя. Поэтому при подготовке на контенте следует сосредоточиться по максимуму.

Если в подготовке лекции участвует несколько человек, на этом этапе важно обсудить ожидания — не просто тему, о которой будет рассказывать спикер, а то, как организаторы и спикер видят весь процесс. Надо определить основные пункты, которые предполагается раскрыть, ведь хороший контент надо еще правильно подать.

Евгений Жданов:

Совет 3. Про время

Грамотно выбранное время проведения мероприятия, конечно, не обеспечит успех, но защитит от возможного провала.

Кирилл Анастасин:

До того как объявлять дату, рекомендуем узнать, не проходит ли в это же время каких-то крупных отраслевых мероприятий. С массовым переходом в онлайн конференции и форумы стали растягиваться на несколько дней и даже недели. Такое наслоение по датам может отвлечь аудиторию от вашего рассказа, даже если по времени вы не совпадаете. Сложно послушать несколько осмысленных лекций за один день.

В выборе удобного времени суток для проведения лекции лучше положиться на собственные знания о слушателях.

Вячеслав Уточкин:

Совет 4. Про длительность

Если материала много, лучше запланировать цикл лекций. Конечно, организовать его сложнее, зато, если цикл получится интересным, это поможет упростить привлечение аудитории ко второй и последующим лекциям.

Евгений Жданов:

Совет 5. Про выбор площадки для офлайновой лекции

Формула хорошей площадки описана уже не раз.

Вячеслав Уточкин:

Не забудьте про:

  • удобные кресла;
  • проветривание;
  • нормальный звук;
  • отсутствие засветки изображения с проектора.


Лекция в одной из Точек. Фото: Евгений Жданов

Совет 6. Позаботьтесь о технической платформе для вебинара

Говоря о выборе платформы для вебинаров, обычно сравнивают функционал. Но гораздо важнее, что техническая платформа должна быть удобна целевой аудитории и учитывать ее особенности. Грубо говоря, если все используют iPhone, то и платформа должна работать под iPhone. А если аудитория — это персонал компании с серьезной системой безопасности, то платформа как минимум не должна этой безопасностью блокироваться.

Вячеслав Уточкин:

Даже если запись вебинара не планируется никуда выкладывать, ее стоит вести средствами платформы, чтобы потом просмотреть и подумать над ошибками: где можно было мысль раскрыть глубже или, наоборот, не отвлекаться на примеры. Это тоже разновидность обратной связи.

Трансляции и ретрансляции вебинаров в сторонние сервисы — это самостоятельный процесс, за которым в идеале должен следить отдельный человек, чтобы спикер не отвлекался. Хотя, конечно, подготовить простой вебинар можно и в одиночку.

Совет 7. Не тащите принципы организации офлайновой лекции в онлайн

Мы привыкли воспринимать офлайновые лекции в комплекте с презентациями из слайдов. Со статичного слайда с несколькими текстовыми буллетами мы переводим взгляд на спикера, который зажигает своей харизмой, так что лекция не кажется скучной. Многие ведущие вебинаров переносят практику презентаций со скучными слайдами и на онлайн. Но прямая попытка копировать здесь работает не лучшим образом, поскольку спикер в маленьком окне уже не так завораживает.

Кирилл Анастасин:

Совет 8. Про картинку и звук у спикера

Фактически картинка и звук в вебинаре — это те же звук и свет у доски в лектории, но со своими техническими особенностями.

Чтобы спикера было нормально слышно, предусмотрите наушники и микрофон. Лучше использовать проводные, поскольку Bluetooth-подключение начинает отваливаться в самый неподходящий момент. Уровень звука и настройки микрофона стоит проверить заранее.

Чтобы спикера было хорошо видно, лучше раздобыть дополнительный свет и обеспечить какой-то задний фон — без помойки и свисающих с потолка маек. Также спикеру лучше не садиться так, чтобы свет бил в камеру из-за спины, иначе аудитория будет вынуждена час смотреть на черный силуэт. Антураж можно сделать даже из подручных средств, сидя на самоизоляции. Можно оформить уголок, в котором будет не стыдно показаться на камеру.

Одежда спикера должна соответствовать ситуации.

Кирилл Анастасин:

Совет 9. Иногда лучше в записи

Если вы сделаете запись лекции и выложите ее на YouTube, возможно, ваша аудитория воспримет ее лучше?

Совет 10. Позаботьтесь о рассылках и уведомлениях

В преддверии мероприятия нужно подогревать к нему интерес, отсчитывая назад время до выбранной даты. Первый раз говорить о планах стоит за 3–6 недель. Однако в этот момент реакция на уведомления будет скорее пассивная. Чем ближе к делу, тем больше стоит добавлять огонька в своей маркетинговой активности. А основную атаку по всем фронтам можно начать дней за 10–14. Менее чем за 5 дней активно анонсировать уже бессмысленно — для молодой аудитории это минимальный срок построения планов.

Евгений Жданов:

Если это вебинар, то лучше напомнить также в день трансляции (и непосредственно перед ее началом, выслав ссылку для подключения минут за 5 до старта).

Кирилл Анастасин:

Если лекция или вебинар формируют серию для одной и той же аудитории, то такой масштабной маркетинговой атаки не требуется — начинать рассылать напоминания можно и за 3 дня.

Евгений Жданов:

Совет 11. Репетируйте несколько раз

Чтобы предусмотреть возможные проблемы, лучше заранее протестировать лекцию. Это касается как тестового прогона очной лекции, так и пробного включения вебинара. В онлайн-версии, кстати, стоит провести репетицию со спикером в то же время суток, когда запланирован сам вебинар. И настоятельно рекомендуется использовать те же самые устройства, с которых потом будет идти трансляция.

Наши эксперты рекомендуют начинать трансляцию пораньше на ограниченный круг людей. Это позволяет выявить проблемы с настройками и т.п. К примеру, можно обнаружить, что звук спикера много тише, чем ожидалось (и это было незаметно на созвонах тет-а-тет).

Кирилл Анастасин:


Тестовое включение перед вебинаром. Фото: Анна Соколова

Совет 12. Подготовьте технический план Б на случай мелких неувязок

Евгений Жданов:

Совет 13. Предусмотрите глобальный факап

Бывают ситуации, когда падает все — например, отрубается электричество у организатора. И тогда остается только надеяться на лучшее, если, конечно, вы и к этому не подготовитесь заранее. Вот несколько лайфхаков, как к вебинарному апокалипсису готовятся наши эксперты.

Вячеслав Уточкин:

Кирилл Анастасин:

В том же канале, кстати, можно напомнить и про основные вехи тайминга — начало лекции, начало и конец перерыва, если он предусмотрен.

Подстраховку вещания можно организовать без посторонней помощи через телефон. Можно просто позвонить на тот же вебинар, выключив камеру и звук. При необходимости можно будет быстро включиться и заполнить эфир.

Кирилл Анастасин:

Совет 14. Продумайте перерывы

Если хочется уместить в одну лекцию много информации и ее никак нельзя дробить, лучше предусмотреть перерывы.

Кирилл Анастасин:

Вопросы оживляют лекцию, добавляют ощущения реального времени для онлайна.

Кому-то нравится поддерживать общение с аудиторией во время доклада, да и самой аудитории удобно получить ответы на самые актуальные вопросы, как говорится, не отходя от кассы. В этом случае можно предупредить аудиторию о том, как удобнее прервать спикера.

Кирилл Анастасин:

Если в середине лекции нет места для вопросов из зала, можно запланировать другой интерактив — пару вопросов залу от спикера. Так аудитория лучше слушает, участвует в процессе. Короткие вставки позволяют вернуть рассеявшееся внимание.

Евгений Жданов:


Ассистирование в офлайне тоже не будет лишним. На фото Вячеслав Уточкин с Ричардом Греем (Levelord)

Кирилл Анастасин:

Кстати, практика подарков за самый интересный вопрос — неоднозначна. Когда есть подарки, вопросов всегда много — за это можно не беспокоиться. Однако…

Кирилл Анастасин:

Совет 16. Не забудьте про фидбэк

Оценивать проведенное мероприятие можно по обратной связи со стороны слушателей. Можно у случайной выборки в неформальном общении спрашивать, что понравилось, а что нет. Альтернативный путь — заполнение анкет по итогам.

Евгений Жданов:

И помните, у вас все получится.

Евгений Жданов:

Слайды и текст этой презентации


Межрегиональный открытый социальный институт

Выполнил:
Студент 1 курса
Факультета юриспруденции
Иванов Дмитрий Алексеевич



Анатолий Федорович Кони

Анатолий Фёдорович Кони — российский юрист, судья, государственный и общественный деятель, оратор


Являлся членом государственного совета ,также был Обер-прокурором уголовного кассационного департамента Правительствующего сената


Впервые книгу опубликовали 31 декабря 1956г
Книга состоит из 21§
Главное внимание А.Ф.Кони уделяет
Внешнему виду
С чего надо начинать речь и как надо разговаривать
Как избавиться от боязни выступать перед публикой
Как надо привлечь внимание слушателей
Правила жестов


Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего кричащего

Грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление


Как не бояться выступать перед публикой

Чтобы меньше бояться выступать перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке. Чем лучше владеешь материалом, тем меньше волнуешься.

Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки


Речь и разговор

Главное правило А.Ф.Кони
Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи
Начинать речь надо с обращения
Говорить следует громко, ясно, отчетливо
В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила
5. Форма речи должна быть простая и понятная


Что надо сделать, чтобы привлечь внимание слушателей

1. Не надо начинать с Ф.И.О и даты рождения, начните так :

2. Используйте лирику ,но главное правило А.Ф.Кони лирика должна быть искренней, как и вся речь


Правило жестов и движений

Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы
Главное правило А.Ф.Кони
Не надо расхаживать по сцене
Не делайте однообразных движений


По мнению А.Ф Кони ,что бы стать хорошим юристом надо обладать определенными качествами

Уметь просто и понятно говорить
Не бояться выступать перед публикой
Уметь привлекать внимание
Хорошо следить за своим внешним видом

Читайте также: